Закрыть Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат? Какая же система образования необходима нашей стране? 23.06.2020 3640 Время на чтение 30 минут В связи с публикацией на РНЛ 13 июня статьи члена Бюро Всемирного Русского Народного Собора Нины Борисовны Жуковой « Мы заменили фундаментальное высшее образование " компетенциями " », в которой анонсировано проведение Международной общественной организацией «Союз православных женщин» в сентябре 2020 года научно-практической конференции на тему «Нужно ли России и дальше оставаться в Болонском образовательном процессе?», и откликом на нее 16 июня доктора экономических наук Олега Сергеевича Сухарева статьей « Подальше от Болонской системы и внешнего диктата » считаю полезным ознакомить читателей с тем, как на самом деле происходило присоединение России к Болонскому процессу и почему на некоторые вопросы, вынесенные на обсуждение указанной конференции, вряд ли существуют ответы. Начну с первых полутора пунктов: «В присылаемых материалах просим: 1. Чётко обозначить цели перехода на Болонскую систему. Каковы истинные причины отказа от традиционной русской и советской системы образования? 2. Что из этих целей достигнуто?...». Возможно, я кого-то огорчу, но такой «вещи», как «Болонская система» нет. Она не существует ни в одном нормативном документе ни в Европе, ни в России. Есть, точнее, можно сказать, был Болонский процесс, формально начатый в 1999 году подписанием министрами образования многих стран Европы юридически ни к чему никого не обязывающего документа, незатейливо названного «Болонской декларацией». Этому событию предшествовали два, упомянутых в декларации: принятие за год до этого «Сорбонской декларации», в которой появилось понятие «пространства европейского высшего образования» (на английском European Higher Education Area – EHEA), и подписание в 1988 году в Болонье (там в 1088 году появился первый в Европе университет) хартии «Magna Charta Universitatum». Здесь нет необходимости пересказывать все содержание «Болонской декларации», любой желающий без труда найдёт этот короткий текст в интернете. Там всё четко написано и о целях, и о сроках достижения конечной цели (2010 год), и о периодичности прохождения «контрольных точек» – раз в два года министры обязывались встречаться и «сверять часы». Цель эта была в основном достигнута, что и было официально признано на соответствующей встрече в Будапеште/Вене («по-старому – в Австро-Венгрии») министров образования в марте 2010 года. Разумеется, в соответствующей декларации была признана различная степень приближения к конкретным целям в разных странах, особенно присоединившихся к болонскому процессу позднее. В частности, Казахстан был принят как раз в 2010 году. Было решено и впредь встречаться на уровне министров, но уже не так регулярно, как до этого.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/23/ro...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Трифона Память 1 февраля Святой Трифон родился в стране Фригийской, в селении Кампсад, близ города Апамеи 1088 . Еще с юных лет почила на нем благодать Божия и Господь даровал ему силу чудотворения 1089 , дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу. В Великих Минеях Четьих 1090 много повествуется об исцелениях от всяких болезней, совершенных святым отроком Трифоном, и об изгнании им бесов из людей, обращавшихся к нему. Мы же сначала расскажем об одном из многих его чудес, свидетельствующих о великой благодати Божией, почивавшей на нем, а затем будем повествовать об его страдании за веру Христову. В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил император Гордиан 1091 , который, хотя и был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел взрослую дочь, по имени Гордиану, – девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Но эту девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье: по Божию попущению в нее вошел диавол, который жестоко мучил ее, ввергая ее в огонь и в воду; приводимые к больной девице, известные своею мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот, обитавший в девице нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал: – Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона. Царь тотчас послал искать повсюду Трифона. Много было приводимо к царю людей, носивших то же имя, но ни один из них не мог изгнать беса из царской дочери. Наконец, привели к царю святого отрока Трифона, которого нашли во Фригии, в селении Кампсаде, где он пас гусей при одном озере; – отроку было тогда семнадцать лет. Когда святой приближался к Риму, диавол, узнав об его приходе и начав еще сильнее мучить девицу, громко закричал: – Не могу больше здесь жить, потому что приближается Трифон, и на третий день придет сюда, не могу более терпеть. Прокричав так, нечистый дух вышел из девицы. На третий день в город пришел святой Трифон и тотчас был приведен в царские палаты, где был весьма приветливо принят царем, ибо царь узнал в нем того Трифона, о котором упоминал диавол, выходя из девицы. Но чтобы больше убедиться в том, что именно Трифон исцелил его дочь, царь умолил его показать диавола воочию так, чтобы можно было видеть его телесными очами. Святой согласился на просьбу царя и шесть дней пребывал в посте и молитве и после того получил свыше еще большую и сильнейшую власть над духами нечистыми. На седьмой день, при восходе солнца, царь пришел к блаженному со всем своим синклитом, желая видеть диавола. Тогда Трифон, исполненный Святого Духа, и духовными очами взирая на невидимого духа злобы, сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Беседа 31. Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме 1078 путешествия к Богу. 1 . Необходимо знать также и то, что, хотя существуют все эти различные пути 1079 в этом покойном и сладостном служении безмолвия, тем не менее в самом начале, когда только вступают на путь безмолвия, 1080 не предпочитают они идти по одному из этих различных путей, 1081 но исходный пункт 1082 и начало пути для всех одинаковы. Каждый человек знает это благодаря единой внешней этого служения, то есть, непрестанному труду псалмопения вместе с явным и видимым постничеством, 1083 а также – бывают ведь такие люди! 1084 – и с чтением, хотя значение того, что читает, не может он воспринять или полностью уразуметь, даже если он весьма ученый и искусный в обычном чтении и в изящной словесности. 1085 Что же до точного понимания духовного значения, то по мере возрастания внутреннего человека в подвижничестве и сокровенного преуспеяния 1086 дает ему вкусить божественная сила, которая является для него путеводителем в великом и просторном океане безмолвничества. 2 . Таким образом, как сказал я выше, на начальном этапе 1087 путешествия есть только один путь и одно начало для всех, кто путешествует в безмолвии. 3 . Впоследствии же, когда вступит на широкий и долгий путь подвижничества, 1088 тогда начинают разделяться все эти пути и дороги, которые мы ясно указали выше в настоящей Беседе. Итак, будем придерживаться того же мнения относительно различных путей, показанных в этой Беседе, какого придерживались мы в разделе об изменении образа жизни, 1089 различные виды которого 1090 были отмечены немного ранее, хотя настоящая чем-то и отличается по ясности изложения от того . 4 . Ибо все люди в меньшей или большей степени участвуют во всех подвижнических трудах; 1091 однако же каждый человек 1092 занимается и особенно пользуется одним из этих трудов в соответствии с тем служением, через исполнение которого, – больше, чем через что-либо другое, – он, как ему кажется, 1093 наиболее приближается к просветленности помыслов и озарению мышления. В этом труде он особенно усерден, исполняя его так, что становится более искусным в нем, 1094 чем в других .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Закрыть В.И. Даль как духовный врачеватель русского народа 09.03.2016 1088 Время на чтение 8 минут Рассказывая о смерти А. С. Пушкина , В. И. Даль писал: «Пульс стал упадать и вскоре исчез вовсе, и руки начали стыть. Ударило два часа пополудни, 29 января, - и в Пушкине оставалось жизни только на три четверти часа. Бодрый дух все еще сохранял могущество свое; изредка только полудремота, забвенье на несколько секунд туманили мысли и душу. Тогда умирающий, несколько раз, подавал мне руку, сжимал и говорил: «Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше, ну, пойдем». Опамятовавшись, сказал он мне: " Мне было пригрезилось, что я с тобою лезу по этим книгам и полкам высоко - и голова закружилась " ...». Как это символично: Пушкин взял с собою, «выше, выше», - именно Даля. Вероятно, именно это воспоминание о Пушкине послужило уже гораздо позже толчком для создания необычной иконы, созданной в России последней трети XIX века. Но дело не только в Пушкине как «нашем все». Дело и в духовной значимости для русского народа самого Даля. Датчанин по происхождению, Даль всю жизнь с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам богатства родного нашего языка. Сама по себе это уже была жизнь-подвиг. Однако о настоящем, главном жизненном подвиге Даля мы до сих пор молчим. Даль был одним из тех немногих иностранцев, которые поняли, полюбили и даже стали изучать и описывать ... Святую Русь! До сих пор имя Даля мы связываем с этнографическими его находками, с исследованием русских областных наречий, обычаев, народных обрядов. Но главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его... Православие. Тем удивительнее неприглядный факт: в издаваемой ныне «Православной энциклопедии» Даль не представлен, хотя в ней нашлось место даже... Адольфу Гитлеру. Может быть, и в самом деле Даль имел к православию меньшее отношение, чем Гитлер? На поставленный вопрос редакция энциклопедии продолжает настаивать, что Даль не имеет к православию отношения. Святая Русь, хотя он и был иноземцем, не стала для него чуждой абстракцией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В квадривиум входили точные науки: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, понимаемая как гармония. А в тривиум – гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика – или логика. Но диалектика несколько шире, чем логика: это искусство аргументации, искусство мышления – это самая философская дисциплина. И поэтому из всех «семи свободных искусств» диалектика получает наибольшее значение. По сути своей, это философия. Хотя с античной философией ее сравнить нельзя. С античной философией в Европе практически не были знакомы, хорошо знали только логику Аристотеля А проблема западного образования была в том, что с античной философией в Европе знакомы были крайне плохо: греческий язык никто не знал. Греческая литература, философия, наука – это Византия. В Византии изучают Платона, Аристотеля, Гиппократа, Птолемея… Уровень образованности и науки в Византии такой, что позволяет достойно продолжать традиции Древней Греции. На Западе же из греческой мысли знают только то, что или пересказал Цицерон, или объяснил Августин, или немножко перевел Боэций. А Боэций до своей трагической смерти – несправедливой казни (он был обвинен как участник дворцового заговора) – успел перевести только логические работы Аристотеля. И по этим логическим работам Аристотеля и судили обо всей философии Древней Греции. Поэтому философия сводилась к логике, к искусству аргументации. Это, действительно, главное – умение мыслить. Впоследствии ступень «семи свободных искусств» стала первым, начальным факультетом будущих университетов, который стал называться «факультетом семи свободных искусств» или попросту – философским факультетом – именно из-за превосходства диалектики среди «семи свободных искусств». «Вершина знаний, мысли цвет» Изучив «семь свободных искусств», наиболее смышленые могли перейти на третий уровень – в университет. Университеты появляются как логическое продолжение школ. И первый возникает в 1088 году в итальянском городе Болонья, а вслед за ним – буквально как грибы после дождя – в Оксфорде, Париже, Кембридже, Кельне и в других городах, так что вся Европа вскоре покрывается сетью этих учебных заведений – и это тоже очень важно.

http://pravoslavie.ru/92828.html

Затем его перевезли к Петропавловскому храму на кладбище в Балино (г. Иваново), где состоялось погребение. Место отпевания и погребения были избраны в соответствии с волей новопреставленного . Биографический очерк об архиепископе Амвросии был уже ранее написан ; в этой статье хотелось бы обозначить некоторые из вех его архипастырского служения, происходившего в прямом смысле этого слова во время двух эпох церковной жизни в России, ознаменованных принципиально разными парадигмами церковно-государственных отношений – тотальный государственный контроль советского времени сменился практически «вседозволенностью» 1990-х, далеко не сразу после 1997   и даже 2000  вошедшей в системные рамки. И в этих новых условиях фактического безвременья личности тех, кто трудился «на местах», играли исключительно важную роль; от их позиции, прилагаемых ими усилий зависело, будет ли открыто в епархии 50 новых храмов, или 100; будут ли открываться новые монастыри и сколько; будет ли открыта духовная семинария; будет ли развиваться издательская деятельность и насколько активно. И важнейшее значение имела личность архиерея, с именем которого и связывались все достижения или неудачи. Служение архиепископа Амвросия в качестве управляющего Ивановской (затем Иваново-Вознесенской) епархией продолжалось с 1977 по 2006 год. Его можно разделить на два периода: до 1988 года и после. Первый период – с 1977 по 1988 год – время служения под контролем уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР и других органов, второй период – с 1088 по 2006 годы   – время церковного возрождения в России, который внутри имеет, безусловно, свою периодизацию (1988-1990, 1990-1997, 1997-2006). Первый период архипастырского служения в то время епископа Амвросия не был ярок с внешней стороны, он не ознаменовался какими-то яркими событиями. После празднования Тысячелетия Крещения Руси началось открытие храмов. В Ивановской епархии в 1988 году был  открыт Скорбященский храм в г. Фурманове. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий впоследствии так вспоминал об этом первом из открытых за время его управления Ивановской епархией храме: «Помню, как трудно передавали дивный храм – двадцать два купола – в Фурманове.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Не все, однако, так сразу и безоговорочно приняли выводы А.А. Шахматова. Профессора И.А.Шляпкин и М.Н.Сперанский в своих лекционных курсах, вышедших, соответственно, в 1913 и 1914 гг., придерживались старого взгляда на проблему (о старшинстве «Сказания» и его авторе — монахе Иакове), не подвергнув, впрочем, разбору мнение А.А Шахматова. Оппонентом А.А. Шахматова выступил С.А. Бугославский в специальном исследовании «К вопросу о характере литературной деятельности преп. Нестора». Ученый полагал, что, наоборот, Нестор воспользовался «Сказанием» (Иакова) при написании своего «Чтения». Но и само «Сказание» не является результатом деятельности одного автора, а трех. Первый из них писал до смерти Святослава, т.е. до 1076 г., и в его сочинении еще не было рассказа о творимых святыми Борисом и Глебом чудесах. Второй — после 1097 г., но до 1113 г. (смерти Святополка), скорее всего, около 1108 г. Третий, переработавший сочинения своих предшественников и придавший «Сказанию» известный нам вид, — после мая 1115г.,т.е. второго перенесения мощей Бориса и Глеба в Вышгороде. «Сказание» во второй редакции (т.е. 1108 г.) послужило основным источником для Несторова «Чтения». Кроме него в ходе работы Нестор пользовался и другими сочинениями — рассказом о Борисе и Глебе из «Древнейшего летописного свода», «Словом о Законе и Благодати» Илариона, «Житием Евстафия Плакиды» и др. Главный же вывод исследователя заключался в том, что Нестор работал над «Чтением» уже после 1108 г. А.А.Шахматов умело отвел в своей следующей работе «Повесть временных лет» большинство замечаний С.А. Бугославского и остался при своем старом мнении о работе Нестора над «Чтением» между 1081 и 1088 гг., но отказался от прежних взглядов о зависимости «Сказания» от «Чтения». Правда, не согласился при этом с выводами С.А. Бугославского об обратной зависимости, полагая, что у «Чтения» и «Сказания» был общий источник. Назвать его он обещал во второй части труда. Остался при своем мнении и С.А. Бугославский, повторив его в главе «Жития» первого тома академической «Истории русской литературы» (1941 г.).

http://pravoslavie.ru/63278.html

Но как благочестивая, так и травестийная перелицовка трагедии по необходимости выражает некоторую концепцию сущности этого жанра. Прежде чем реставрировать форму древней трагедии, авторы в обоих случаях должны были ответить самим себе на вопрос: что есть трагедия. Поскольку в живой византийской поэзии развитые драматические жанры отсутствовали, вопрос этот приобретал особую остроту. Стоит посмотреть, как на него ответили оба поэта. Ведь заранее очевидно, что если, вопреки вопиющему контрасту содержания и настроения «Христа Страждущего» и «Катомиомахии», вопреки различию их объемов (2602 и 384 стиха!), в их формальной структуре все же обнаружатся какие-либо черты сходства, это создаст возможность для доказательного суждения о том, как византийцы видели и чувствовали памятники классической драматической поэзии. Дело идет ни больше ни меньше как о том, чтобы взглянуть на античную трагедию глазами грека XII столетия. Итак, рассмотрим для начала, как сделан «Христос Страждущий». Трагедия-начинается пространным (в 90 стихов) монологом Богородицы, которая, как оказывается, уже вполне точно знает (не предчувствует, а именно знает), что в ближайшее время ее сын обречен погибнуть. Поэтому интонация «треноса» («плача») начинается с первых же стихов, обращающихся к первопричине бед: как у Еврипида кормилица Медеи в прологе вспоминала поход аргонавтов: О, если бы вовек ладье стремительной В Колхиду Симплегады не давали путь… 1088 – то Дева Мария сетует о грехопадении прародителей, вызвавших необходимость искупительной крестной смерти Христа: О, если бы вовек на пажить райскую, Тая коварство в сердце, не проникнул Змий!.. 1089 Как бы то ни было, ей известно все предстоящее, и ее душевная мука, по сути дела, уже дошла до степени, исключающей всякую ощутительную градацию в дальнейшем. С самого начала ее слова – это патетическое рыдание и сетование: Обида за обидой на меня встает, И горечь слез рождает горечь новую, И нет ни меры, ни конца терзаниям! 1090 По окончании этого пролога появляется хор жен-мироносиц; он обращается с предупреждением:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

12-го числа, посылая деньги за эти книги, я кратко писал Андрею Николаевичу: «Посылаю при сем Вашему Превосходительству деньги за 5 экземпляров Ваших Писем о богослужении; извините, что посылаю контрабандой. Мне не хочется отдавать в чужие руки письмо открытым». 8-го ч. прислал мне из Киева земляк мой заслуженный Профессор Дух. Академии Д. В. Поспехов 1087 свою докторскую диссертацию при следующем письме от 4-го числа: «Долг имею почтительнейше представить при сем Вашему Преосвященству сочинение свое, под заглавием: «Книга Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии»... 1088 Это моя докторская диссертация, которую я публично защищал 16-го .Декабря истекшего года. Прошу Вас принять от меня посильное выражение глубочайшего уважения и искренней сердечной признательности к милостиво-внимательному ко мне Вашему Преосвященству, с свойственною Вам благосклонностию». На это отвечал я 12-го числа: «Приношу Вам искреннюю благодарность за добрую о мне память. С истинным удовольствием принял я Ваш драгоценный дар, плод Ваших ученых трудов. И по содержание и по объему своему сочинение Ваше вполне достойно докторской степени. Примите мое сердечное поздравление с получением этой высшей ученой степени. Господь да благословит добрым успехом дальнейшие труды Ваши на ученом поприще! Я всегда сохранял и сохраняю о Вас самое приятное воспоминание; сохраню его и на будущее время. Прошу передать мой усердный поклон почтенным землякам – сослуживцам Вашим и моим возлюбленным питомцам по Московской Академии» 1089 . 5-го ч. обратился ко мне Начальник Витебской губернии П. Я. Ростовцев с письмом такого рода: «Предполагая в скором времени открыть в Витебске публичную библиотеку, я имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство, не изволите ли признать возможным пожертвовать на это новое учреждение из Вашей библиотеки как собственные сочинения, так и дубликаты каких либо изданий». Я поспешил с удовольствием исполнить эту просьбу и 9-го числа писал г. Ростовцеву:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1086 Как и в других статьях, основная единица измерения времени – сутки, по прошествии которых человек выходит из-под сакрального воздействия той святыни, которой он приобщился. В одном из текстов встречается формулировка «с мужем была ли еси до выхода солнечнаго», 1087 т. е. под сутками подразумевались не 24 часа, а солнечный, природный цикл. Иными словами, человек находился под влиянием греха или святыни только в текущий день, но с наступлением нового дня действие сакрального элемента заканчивалось. Вчерашнее причастие не может быть осквернено пребыванием с женой на следующий день. Епитимью за физическую близость после причастия мы находим только в одном тексте XV в., и измеряется она 30 днями поста. 1088 «Причастие взяв, того дни в бани не мылася ли?» 1089 – редкий вопрос, который мы находим в текстах, адресованных как мужчинам, так и женщинам, и появившихся во второй половине XVI–XII в. Почему же нельзя мыться после причащения? Ключ к пониманию статьи не в упоминании бани, как может показаться сначала. Баня считалась местом если не нечистым, то, по крайней мере, опасным: там не было икон, в бане могли жить нечистые духи (банники), именно туда ходили гадать. 1090 Однако если бы речь шла об опасности осквернить полученную святыню через посещение нечистого места – бани, то так и было бы сказано. В исповедных вопросниках статьи формулируются так, чтобы кающемуся было сразу понятно, о чем именно его спрашивают. Если бы речь шла о посещении бани, то вопрос должен был формулироваться примерно так: «Причастие взяв, того дни в баню не хаживал ли еси?» Ведь человек мог не обязательно мыться, а просто зайти в баню и тем самым оскверниться. Однако в статье обязательно говорится об омовении, следовательно, именно в омовении заключена суть статьи. Согласно представлениям средневековых людей, вода могла смывать сакральные свойства: нечистоту или святость. 1091 Это легло в основу народного восприятия таинства крещения (смывание грехов); о том же говорят и цитировавшиеся выше статьи, требовавшие омовения человека после физической близости с супругом перед тем, как приступать к святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010