Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 2 Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи. 1917-1923 гг. 06.05.2010 958 Время на чтение 68 минут Часть 1 16 апреля 1920 г. - день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Борьба прот. Н. Чукова за духовно-учебные заведения Олонецкой епархии Официальный отдел первого номера Олонецких Епархиальных Ведомостей за 1917 год открывал указ Его Императорского Величества Самодержца Российского, присланный из Святейшего Правительствующего Синода на имя преосвященного Иоанникия: «...предоставить епархиальным преосвященным благословить приходское духовенство в проповедях и частных беседах внушать жителям о необходимости братских, полных христианской любви отношений к пострадавшим от войны беженцам, поручив... архипастырскому попечению Преосвященных устройство тех из них, кои принадлежат к церковному Мужское население страны находилось либо на передовой, либо в госпиталях, либо на заработках. При возросшей дороговизне продуктов вдовы с трудом могли прокормить своих осиротевших детей, и при существовавшей напряженности недовольство беженцами, которыми после отступления 1915 года наполнились все губернии России, местами грозило погромами. «В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» - писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо подавать в суд на РАН На основе ошибочного заключения принято решение о невозвращении архипелагу имени святого царя Николая 04.06.2021 2153 Время на чтение 4 минуты Экспертное заключение Отделения историко-филологических наук (ОИФН) РАН на обращение Законодательного Собрания Красноярского края по поводу исторической обоснованности возвращения архипелагу Северная Земля наименования «Земля Императора Николая II» (далее – «Заключение») стало одной из главных причин принятия Красноярским ЗакСом отрицательного решения по данному вопросу. Члены общественной палаты Красноярского края при обсуждении возвращения Таймырскому архипелагу, известному как «Северная Земля», исторического наименования, многократно цитировали Заключение или повторяли содержащиеся в нём ошибочные утверждения. Пресс-служба ЗакСа также повторяла ошибки ОИФН РАН, уже опровергнутые. ТАСС публиковала часть Заключения, содержащую ошибочные сведения. Выходит, важно не что написано, а кто написал. РАН может утверждать, что дважды два - пять, ей позволительно. Однако ошибочность необоснованных утверждений ОИФН РАН настолько очевидна, приведённые в заключении вымыслы настолько легко опровергаемы, что невольно напрашивается мысль об оспаривании Заключения в суде. Кажется, что патриоты, написавшие Заключение ОИФН РАН, нарочно наполнили его такими грубыми, легко опровергаемыми ошибками. Возможно, чтобы опозорить академика Тишкова, подписавшего Заключение. Или чтобы Заключение, не содержащее ни одной ссылки на подтверждающие документы, выглядело несерьёзно. Или чтобы подтолкнуть сторонников возвращения архипелагу исконного названия в суд против ОИФН РАН. Согласитесь, трудно поверить, что в ОИФН РАН не нашлось человека, способного найти 80-ю параллель на глобусе. Даже на детском глобусе видно, что эта параллель приходится на крупнейший остров архипелага – остров Октябрьской Революции. И на этой параллели Б.А. Вилькицкий со своими людьми высадился на вновь открытую Землю 4 сентября 1913 года, поднял там флаг России и установил астрономический пункт.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/04/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непрощенный грешник О Ленине 20.03.2019 4167 Время на чтение 12 минут Первые пять лет Советской власти были для Русской Православной Церкви поистине страшными. Стало понятным для всех, что новая власть поставила перед собой задачу полного физического уничтожения религии. По всей стране производились индивидуальные и массовые расстрелы священнослужителей, закрывались и разрушались храмы, уничтожались иконы и мощи православных святых. Началась массированная пропаганда атеизма и откровенного издевательства над православной верой в разнообразных формах и средствах. Главным инициатором массированного наступления на религию в целях ее безусловного и полного уничтожения стал вождь Октябрьской социалистической революции В.И. Ленин , а его первым помощником и советчиком в этом преступном деле стал Л.Д.Троцкий. Грех Ленина перед Богом и Церковью так велик, что его тело до сих пор не предано земле, как должно по христианскому обычаю, а ведь Ленин был крещен в Православной Церкви, воспитывался в православном духе в своей семье (его старшая сестра Анна утверждала, что у них была православная семья), вместе с отцом до 16 лет принимал участие в работе православного общества Сергия Радонежского. Как же случилось, что православный человек превратился в злобного врага Православия? Очевидно многолетнее пребывание на богоборческом Западе, впитывание духа революционной борьбы, отвергающей религию как духовное орудие господствующего класса, изучение западной научной, философской и социологической мысли, пронизанной атеистическим духом сделали свое дело. Ленин стал не просто неверующим человеком, а воинствующим атеистом и возгордился этим. В своем атеизме Ленин пошел значительно дальше своих учителей - Маркса и Энгельса, которые писали о постепенном отмирании религии и отвергали возможность применения насилия в целях ускорения процесса ее устранения из духовной жизни будущего социалистического общества. Ленин пошел другим путем, более коротким и жестоким. Эта жестокость - не голое обвинение. Она подтверждается фактами. Вот строго секретный документ за 1866672 от 1. V. 1919 года, направленный Председателю ВЧК Ф.Дзержинскому за подписью М.Калинина и В.Ленина. Он назван У к а з а н и е м. В нем говорится следующее: «В соответствии с решением Вцик и Совета Народных Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нужна ли нам Земля Николая II? Арктическая инициатива Епископа Иакова 29.01.2018 1018 Время на чтение 6 минут 24 января федеральные СМИ опубликовали заявление одного из иерархов Русской Православной Церкви с предложением вернуть «коммунистическим» островам архипелага Северная Земля их исторические название. Речь идет об идее руководителя Патриаршего проекта «Русская Арктика» епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова (Тисленко). «География и наименования земель должны запечатлеть путь созидания, а не разрушения. Комично смотрятся в Русской Арктике эти наименования: Комсомолец, Большевик, Пионер. Надо посерьезнее относиться к собственной истории, уважать и любить свою землю... Я даже думаю, что пусть она останется Северной Землей. Мне не совсем понравилась попытка всем островам придать исключительно имена царской семьи, у них нет в этом особенной заслуги... Может быть, главный остров назвать именем Николая II, а остальные в честь исследователей Арктики» - заявил епископ. КРАСНЫЙ «ПАРАД» НА КАРТЕ За словами Владыки хлынул вал статей с заголовками: «РПЦ предложила переименовать...», «Пионер в Арктике - это комично!» итд. Саркастическим комментариям не было конца и края. Кто-то хотел выдать предложение епископа за официальную позицию всей Церкви. Но чаще «хайп» пытались словить просто придираясь к словам. Конечно, ничего откровенно комичного в названии островов нет... Но зачем к этому цепляться?! Все мы, и епископ Иаков тут не исключение, учились в школе. Владыка, как и многие из нас родом из СССР . Ходил в самую обычную среднюю школу. Как любой из нас, за исключением разве что безнадежных двоечников, увлеченно рассматривал «Атлас России» ... ну или РСФСР. А там на страничке «Физическая география Восточной Сибири» - те самые Пионер с Большевиком.. И что «красный парад» советизмов никого не озадачил? Среди романтических названий «Море Лаптевых» «Горы Быранга», сурового Таймыра и могучего Енисея...Большевик, Комсомолец, Октябрьская Революция! Никому не хотелось задать вопрос учителю: откуда и почему?

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > От покаяния к объединению усилий, или Позвольте заступиться за звезду В единстве сила Русского мира 02.07.2015 552 Время на чтение 9 минут Очень беспокоит меня непримиримость сторон раскола 1917 года. Столько лет прошло, а воз и ныне там: «белые» и «красные» до сих пор обвиняют друг друга. Возможно ли примирение во имя возрождения мощной русской империи на принципах братской любви и взаимоуважения? Думается, это возможно. Во времена Октябрьской революции за власть подрались «левые» и различные «правые». Причем «левые» - народовластие - никогда бы не пришли к власти, если бы сами «правые» не предали царя Николая II. Ни большевики, ни Ленин его предали, а его же придворные. Глава партии октябристов (во время ПМВ также председатель Центрального Военно-промышленного комитета) А. И. Гучков после эмиграции рассказывал, что осенью 1916 г. «родился замысел о дворцовом перевороте, в результате которого государь был бы вынужден подписать отречение с передачей престола законному наследнику. В этих пределах план очень быстро сложился. К группе двух инициаторов (Н. В. Некрасов и Гучков) присоединился по соглашению с Некрасовым М. И. Терещенко, и таким образом образовалась та группа, которая взяла на себя выполнение этого плана... примкнул и князь Вяземский». Осенью 1916 г. А. И. Гучков через свои связи в Военно-промышленных комитетах вовлек в заговор нескольких командующих фронтами (во главе с Н. В. Рузским), а в последние дни перед Февральской революцией и начальник штаба Верховного главнокомандующего генерала М. В. Алексеев. План заговорщиков воплотился в жизнь 1 марта: во время очередной поездки государя в Ставку в Могилев был задержан царский поезд, арестовав царя, его заставили отречься от престола. Сложное было время, наисложнейшее! Забурлило оно, создало предпосылки для бунта, да так, что невозможно было пройти мимо. Каждому пришлось выбирать, на чьем куске раскола он спасаться будет, да не все эти куски-суденышки до берега добрались, в буре революционной стихии многие из них потонули, многие выбросило на чужбине.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти митрополита Нестора (Анисимова) К 55-летию со дня блаженной кончины и 100-летию трагических событий в Москве 08.11.2017 1156 4 ноября 1962 года, ровно 55 лет назад, в День празднования иконы Божией Матери Казанской отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов), величайший миссионер XX века, ревностный пастор, просветитель народов Камчатки. В этот день у его могилы, у алтаря храма Преображения Господня Патриаршего подворья Троице-Сергиевой лавры в Переделкино собрались почитатели его памяти. Почтили память выдающегося архипастыря и представители общественных объединений: Центра «Достоинство»- председатель игумен Иоанн (Ермаков), Движения «Народный Собор» - сопредседатель Олег Кассин, Фонда патриарха Гермогена и Женского православно-патриотического Общества – председатель правления Галина Ананьина. О. Иоанн (Ермаков) отслужил литию на могиле митрополита Нестора. Все присутствующие с любовью украсили цветами могилу митрополита и молитвенно почтили его память. День кончины владыки, как и многое в его жизни, был глубоко знаменательным. В Казани будущий апостол Камчатки принял иноческий постриг. В Казани учился. В Казани получил благословение отца Иоанна Кронштадтского на свое миссионерское служение. Митрополит Нестор прожил скорбную, мученическую жизнь исповедника и написал чудесные книги-летописи. Именно в эти дни исполняется 100 лет книге епископа Нестора «Расстрел Московского Кремля» признанной важнейшим документом эпохи, написанной по благословению Поместного Собора, активным участником которого он был в 1917-1918 годах. После большевицкого переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве , владыка Нестор ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и пренебрегая опасностью подбирал раненых, оказывая медицинскую помощь белым и красным. Вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном принимал участие в богослужениях во множестве столичных храмов, ходил крестными ходами с вновь явленной иконой «Державной» Божией Матери, ими устраивались публичные лекции с информацией о ходе Собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/08/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памятник побеждающей любви Не будем враждовать и обижаться на тех, кто выступает против установки в г. Кирове (Вятке) памятника Царской семье 18.06.2018 944 Время на чтение 3 минуты В ночь на 17 июля 2018 года исполнится ровно сто лет подвига Святых Царственных страстотерпцев - царя Николая II и его семьи. В преддверии этой памятной и скорбной даты Вятская епархия выступила с инициативой установить в г. Кирове (Вятке) памятник Царской семье, которая заставила горожан еще раз задуматься над трагедией, произошедшей сто лет назад. Впервые о том, что последний Российский Император Николай II был свергнут с престола и убит, я узнал ещë в школе и не удивился. «Ведь это же революция! - думал я. - Великая Октябрьская Социалистическая! Каждое слово - с большой буквы. Событие мирового масштаба! А тут какой-то царь. Да, будь он хоть самым лучшим на свете - всё равно царь, и потому заслужил!» О том, что вместе с государем была убита вся семья - супруга, четверо дочерей, сын цесаревич и верные слуги, школьный учебник истории стыдливо умалчивал. Однако, если бы и рассказал, думаю, в уме пронеслось бы «и поделом!» или нечто подобное. Ведь всё, что нам, детям Страны Советов, полагалось знать о последнем царе - то, что он был «слабым» и «кровавым». Значит, «туда ему и дорога», а заодно и всем, кто был рядом. Так нас учили в советской школе. Так воспитывали. Не меня одного, а миллионы. И нет ничего удивительного в том, что многие именно этому и научились - научились ненавидеть человека просто за то, что он - царь или верующий, умный, талантливый, состоятельный, успешный. Одним словом, другой, не такой, как ты. И затем десятилетиями оправдывать этим свою злобу ко всем, кто хоть чем-то от тебя отличается. Тем более царь! Вот, уж, где настоящее раздолье для подобных чувств и страстей. К счастью, за последние годы многое изменилось. Благодаря «перестройке», которая впервые приоткрыла правду о трагической судьбе Царской семьи. Благодаря ученым и деятелям культуры, живо откликнувшимся на эту правду своими книгами и фильмами. Благодаря русским изгнанникам, рассеянным по миру, но не забывшим своего Отечества. Благодаря Церкви, которая все эти годы бережно хранила память обо всех пострадавших в годы Русской смуты и на Юбилейном Соборе 2000 года прославила их в лике Новомучеников и исповедников Российских. Нет, Церковь не сделала всех нас монархистами. Ей удалось большее - то, чего всегда так боялись проповедники «классовой» и иной ненависти - Церковь разбудила нашу совесть.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/18/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый саратовский новомученик 16.08.2005 582 Время на чтение 7 минут Осознание того, чем стал для Русской Церкви XX век, к сожалению, остается пока еще весьма неглубоким как среди верующих православных христиан, так и среди историков-профессионалов. Буря, которая обрушилась на Православие после октябрьской революции, вызревала не один год. И эпоха нового мученичества за Христа открывается не 1918-м годом, к концу которого число исповедников веры определялось уже сотнями, и даже не 1917-м, когда были приняты первые откровенно антицерковные меры сначала Временным, а потом и большевистским правительством. В Саратове, как представляется, первым мучеником за веру стал инспектор Духовной семинарии Алексей Иванович Целебровский, убитый еще в 1911 году. Осенью 2005 года будет отмечаться 175-летие со дня открытия Саратовской Духовной семинарии. Не стоило, посчитает кто-то, в канун юбилейных торжеств вспоминать " черную " страницу ее истории. Однако " черной " она кажется только на первый взгляд... " После всенощной 12 марта в Духовной семинарии уволенный семинарист Князевский ударом финского ножа убил инспектора семинарии Целебровского " ,- сообщили в середине марта 1911 года почти все газеты Российской Империи. Для многих злодеяние, случившееся в Саратове, стало тогда неожиданностью. Но, как и у всякого чрезвычайного происшествия, у этого убийства была своя предыстория. В 1904 году Святейший Синод направил в Саратов ревизора - статского советника Михаила Савваитского. Он должен был тщательно проверить все духовные учебные заведения епархии. Накануне ревизии, 26 сентября 1904 года, в семинарской домовой церкви в день ее престольного праздника произошло весьма показательное событие: воспитанники в присутствии Правящего Архиерея - епископа Гермогена - отказались провозглашать многолетия, промолчав. Зачинщики были наказаны, достигнув, однако, желаемого эффекта - шумихи, слухов, " резонанса " ... Уже в присутствии ревизора Савваитского в ноябре 1904 года часть воспитанников устроила в семинарии волнения с обычным для того времени составлением петиций и выдвижением требований. Волнения эти явились реакцией на строгие меры, предпринимаемые по отношению к бунтовщикам, пьяницам и лентяям (которых среди воспитанников семинарии было тогда достаточно) новым инспектором, до того в течение десяти лет служившим преподавателем философии,- Алексеем Ивановичем Целебровским. Уроженец Владимирской земли, выпускник Московской Духовной Академии, он был одним из самых талантливых и знающих наставников семинарии. События 1904 года, по выражению одного из преподавателей, Н.М. Зубарева, стали " боевым крещением " для нового инспектора. " Бунт " быстро усмирили. Воспитанников разделили на категории: те, кого причислили к первой, увольнялись из учебного заведения без права восстановления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > По местам Северной Фиваиды Программа VIII Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства 19.03.2012 383 Время на чтение 5 минут «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу!...» (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский) «Вера без дел мертва, как и дела без веры» ( Прп. Максим Исповедник) «Братья, лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры не видел» ( Прп. Серафим Вырицкий) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры 21-25 мая 2012 года теплоход «Александр Суворов» Целью конференции является Собирание Русского Мира, подготовка к празднованию 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и 800-летию со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Конференция проводится в рамках программы «Александр Невский - имя России», которая осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Паломничество по местам Северной Фиваиды Городец (Нижний Новгород) - Ярославль - Горицы - Санкт-Петербург 20 мая 2012 года (воскресенье) Отправление участников из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов в Нижний Новгород 21 мая 2012 года (понедельник) День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова Прибытие в Нижний Новгород (Железнодорожный вокзал, ул. Октябрьской революции, д.2.) Сбор в центре перрона. 07.00 - переезд в город Городец. Посещение Феодоровского мужского монастыря (Городец) - место принятия схимы и упокоения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Молебен. С 14.00 до 14.30 посадка на теплоход «Александр Суворов». Пристань Галанино , г. Городец, ул. Орджоникидзе, дом 118. Отправление теплохода в 15.00. В 17.00 Открытие конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры»

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Попытка оправдать генерала Власова как общественное явление 27.10.2009 1078 Время на чтение 9 минут В 2001 г. в Главную военную прокуратуру обратился представитель общественного движения " За веру и Отечество " с ходатайством о пересмотре приговора генералу А. А. Власову и его сподвижникам. Издана серия работ, в которой предпринимается попытка оправдать генерала Власова; назову наиболее известные: К. М. Александров. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова, 1944-1945. СПб., 2001 и 2007; он же. Армия генерала Власова, 1944-1945. М., 2006; он же. Создание русской армии на стороне Гитлера...//История России. ХХ век: 1939-2007. М., 2009. Ответственный редактор А.Б. Зубов; Гавриил Попов. Вызываю дух генерала Власова. М., 2008; протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России: " запретные " темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике. СПб., 2009 и многие другие. Причем в сентябре 2009 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей высказался в поддержку деятельности генерала Власова и книги о. Георгия Митрофанова. А сделано это спустя несколько дней после того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тактично отмежевался от попыток оправдать власовцев. В целом налицо не только мнение отдельных лиц, но апология власовцев и Власова как общественно-идеологическое явление в современной России и современном Русском Православном Мире. Поэтому представляется своевременным кратко отреагировать на происходящее в рамках историко-теоретического анализа. И главное видится в следующем: во время Великой Отечественной войны было такое соотношение сил, при котором могли победить только сталинистский Советский Союз или гитлеровская Германия. Было два гиганта: коммунистический СССР и нацистская Германия, а все остальное - вроде власовской армии или бандеровцев - располагало силенками " укусить за ногу " СССР, но не одолеть СССР и Германию. И из этого следовало исходить. В Гражданскую войну адмирал А.В. Колчак и генерал А.И. Деникин имели шанс победить; пусть не большой, но имели. После Гражданской войны у антибольшевизма возникнет шанс лишь в 1991-1993 гг. К этому времени Россия переболеет большевизмом, даже коммунисты перестанут верить в коммунизм, и Октябрьская социалистическая революция потерпит историческое поражение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010