Боровичи. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты В слободе Коленица в конце XVIII в. устроили новое кладбище, на котором в 1798 г. началось строительство каменного храма. В 1800 г. храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Боровичане любили Успенский храм и заботились о его благолепии. В праздник Успения площадь около церкви украшалась ковром из живых цветов. В 1839—1840 гг. церковь была расширена. К ней пристроили два придела: в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и в честь Воскресения Христова. Приделы с наружной стороны были украшены портиками с колоннами. С западной сто­роны к храму пристроили притвор. На нем была устроена небольшая колокольня. В 1901 г. рядом с храмом возвели двухъярусную колокольню из красного кирпича. Она завершалась изящной главкой с крестом на яблоке. В 1911 г. церковь капитально отремонтировали и перестроили. Она приобрела более величественный вид. Среднюю часть храма надстроили новыми стенами с окнами второго света. Над куполом на высокой главке вознесся позолоченный крест. Колокольню на притворе разобрали. Архитектурный ансамбль Успенского храма и колокольни подчеркивал значимость Успенского кладбища как главного православного кладбища города. Историко-художественную ценность представляли многочисленные надгробные памятники. Кладбище имело красивое ограждение со святыми воротами. Борьба безбожной коммунистической власти с этим святым местом началась в 1931 г. В это время недалеко от церкви стали строить больницу имени Октябрьской революции. Для строительства будто бы не хватало кирпича, поэтому городские власти приняли решение использовать кирпич колокольни действующего еще Успенского храма. Разобрать монолитную кладку колокольни оказалось невозможно. Тогда рабочие стали долбить нижний ярус колокольни и вставлять в отверстия сухие бревна. Затем эти бревна подожгли. По замыслу, колокольня должна была упасть сама, лишенная опоры. Колокольня не падала. Тогда рабочие, привязав к ней канаты, стали ее раскачивать. Она упала с ужасным грохотом. Это произошло 10 августа 1931 г. Очищенного кирпича получили очень мало, едва хватило на достройку третьего этажа хирургического корпуса больницы. С колоколами поступили «по порядку закона».

http://sobory.ru/article/?object=11633

В.А. Томсинов 21 мая 2007 г. исполняется 180 лет со дня рождения, а 10 марта – 100 лет со дня смерти Константина Петровича Победоносцева (1827–1907). Ему выпала редкая для государственного деятеля судьба – стать символом целой эпохи в истории своей страны. Причем эпохи роковой – определившей судьбы страны на все последующее столетие, а может быть, и навсегда. Такой эпохой были в российской истории последние два десятилетия XIX и начало XX в. (годы с 1881 по 1905-й) – все царствование Александра III и ровно половина царствования Николая II. Сценарий русской трагедии, первым актом которой стало вступление России в войну с Германией, а важнейшим действием – февральско-октябрьская революция 1917 г., писался именно в эту эпоху. Тогда же впервые вышли на политическую сцену и основные действующие силы русской трагедии. В исторической и мемуарной литературе указанные годы в истории России обыкновенно называют периодом контрреформ, реакционной правительственной политики, а главным творцом и выразителем последней объявляется Константин Петрович Победоносцев . По словам П.Н. Милюкова, это был «сухой, упрямый фанатик, получивший недаром прозвище Торквемады, принципиальный враг всего, что напоминало свободу и демократию» 1 . В представлении Н.А. Бердяева , Победоносцев являлся искренним идеологом «нашего исторического нигилизма, нигилистического отношения русской официальной Церкви и государства к жизни» 2 . Французский посол в России в 1914–1917 гг. Морис Палеолог также называл Победоносцева «русским Торквемадой» 3 . «Выдающийся юрист, ученый богослов, фанатический поборник православия и самодержавия, Победоносцев вносил в защиту своих реакционных взглядов пламенную веру, экзальтированный патриотизм, глубокую и непреложную убежденность, широкое образование, редкую силу диалектики, наконец, – что покажется противоречием, – совершенную простоту и великое обаяние манер и речи. Самодержавие, православие и народность – этими тремя словами резюмировалась вся его программа, и он преследовал проведение ее с чрезвычайной суровостью, с великолепным презрением мешавших ему явлений действительности. Как и следовало ожидать, он проклинал «новый дух», демократические принципы, западный атеизм» 4 . В этих словах М. Палеолога выражены самые распространенные в тогдашнем русском образованном обществе характеристики К.П. Победоносцева .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«В Австралии мы остаемся русскими» Беседа с игуменией Марией (Мирос) «Нам нельзя не странствовать по России – не потому, что мы “кочевники”… а потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее и ее чудеса и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик… и более того – чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога». Эти слова русского писателя и философа Ивана Ильина словно руководство для тех, кто из дальних стран стремится на родину своих предков, к ее святыням, о которых слышали, читали, но которые долгие десятилетия для большинства оставались далекими. Впервые многочисленная группа паломников из русского зарубежья во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (ныне первоиерархом Русской Зарубежной Церкви) посетила Россию Православную пять лет назад. Такие паломничества, особенно после восстановления в мае прошлого года канонического единства Русской Православной Церкви, стали доброй традицией. Наши соотечественники, проживающие на чужбине, совершают паломничества и поодиночке. Настоятельница женского монастыря Казанской иконы Божией Матери («Новое Шамордино») в Австралии игумения Мария (Мирос) приехала на родину своих предков впервые, посетила множество святых мест и странствовала по России, кажется, на всех видах транспорта. – Матушка Мария, вы родились в Австралии. Как давно ваша семья обосновалась на Зеленом континенте? – Я родилась в русской семье, которая обосновалась в Австралии более полувека назад. Мой отец Борис Петрович Мирошниченко родился в городе Никольско-Уссурийске, в девятимесячном возрасте оказался в Китае, куда его родители бежали после октябрьского переворота. Мама Татьяна Александровна Захарова родилась в Харбине. После революции в Китае коммунисты стали изгонять выходцев из России, условия жизни стали невыносимыми, и большинство русских вынуждены были искать убежища в других странах – США, Канаде, странах Южной Америки. В 1952 году мои родители перебрались в Австралию, где с 1925 года жила бабушкина сестра.

http://pravoslavie.ru/4820.html

Вахитовский район. Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До Октябрьской революции Троицкий храм был культовым центром Ямской слободы. Свое название она получила от тюркского слова " ям " - повинность, установленная монголами на Руси в середине XIII века и обязывавшая население участвовать в перевозках людей и грузов на лошадях. Возчики, выполнявшие ямскую повинность, обычно селились в отдельной слободе. Ямы в Московском государстве были прообразами почтовых станций, а ямщики - почтальонов. От казанской Ямской слободы начинался Ямской тракт, соединявшийся с Московской улицей и выходивший за пределы города в Адмиралтействе на Московский тракт. Символично, что именно в Ямской слободе, возле старинных " ворот " города, в конце позапрошлого века был построен железнодорожный вокзал. Сегодня старое его здание из красного кирпича и 1-й хлебозавод разделяют каких-то триста метров... Казанская Ямская слобода была крупнейшей в стране по своим размерам и количеству охотников-ямщиков ( " охотник " - согласившийся на повинность по своей охоте, то есть желанию). Уже в 1566 году охотников-ямщиков в городе было 62 человека - очень много для середины XVI века. По всей видимости, Иван Грозный хотел поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную и быструю связь. Ведь город стоял на пересечении важных торговых и военных путей. В те времена Ямская слобода была огорожена, попасть сюда можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами. Вот что сообщается по этому поводу в писцовой книге Казани за 1566-1568 годы: " Ворота острожные от Ямские слободы, на воротах башня середняя, Караишевские, а в ней на стороже сын боярской да четыре человека стрельцов, а наряду пищаль затинная, да стрелецких четыре рушницы " . Уже с момента основания Троицкого храма в начале XVII века в нем был придел во имя святого мученика Флора. Об этом в начале прошлого года напоминала икона мучеников Флора и Лавра, находившаяся в церкви до ее разрушения и экспроприированная в 1922 году большевиками. Связь между святыми мучениками братьями Флором и Лавром и Ямской слободой неслучайна. Именно они являлись покровителями ямщиков, кучеров и вообще людей, так или иначе связанных с лошадьми. Считалось, что и сами лошади находятся под покровительством Флора и Лавра. Будучи каменотесами, братья построили здание, которое первоначально было предназначено для языческого храма. Однако в итоге Флор и Лавр посвятили его Христу, за что подверглись пыткам и мучениям. Позднее мощи братьев были обретены и перенесены в Константинополь.

http://sobory.ru/article/?object=31733

Весной 1929 г. на Соловках появились Александр Александрович Мейер и Ксения Анатолиевна Половцева. У А.А. Мейера был десятилетний срок – самый высокий по тем временам, но которым «милостиво» заменили ему приговор к расстрелу, учтя его «революционное прошлое» (тогда это еще учитывалось). В каком месяце они оба появились, я уже не помню. Он – в тринадцатой карантинной роте, а она – в Женбараке. Не помню – кто из нас тогда выручал А.А. Мейера из карантина. Занимались «выручкой» в Кримкабе мы двое: я и Володя Раздольский, как самые молодые. У обоих были пропуска в карантин, чтобы собирать подростков и устраивать их в Трудколонию. Мы ходили к вновь прибывшим с этапами и старались вызволить оттуда не только подростков, но и всех «стоящих людей». Сделать это было не просто, и удача не так часто нас сопровождала. Надо было узнать – кто прибыл и получить для них требования на какую-либо легкую работу в пределах Кремля, где условия были значительно лучше. Тех, кого выручал я, – помню. Среди прочих я получил от Николая Николаевича Виноградова направление на работу в Музей для Михаила Дмитриевича Приселкова. Но, к моему удивлению, М.Д. Приселков отказался работать в Музее: «Я попал за занятия историей и больше ею заниматься не буду». Тогда я получил требование на него от владыки Виктора Островидова, работавшего в Сельхозе бухгалтероМ.М.Д. Приселков стал счетоводом. А.А. Мейера выручал, очевидно, Володя Раздольский, и требование на него дал Александр Николаевич Колосов – прямо в Криминологический кабинет. Кто-то определил Ксению Анатолиевну Половцеву в какое-то учреждение в том же здании Управления СЛОН на пристани, где размещался и Кримкаб. Это дало возможность К.А. Половцевой ежедневно наведываться к А.А. Мейеру и приносить ему обед в каких-то маленьких кастрюлечках, а также принимать участие в удивительных обсуждениях различных философских проблем, – обсуждениях, которые сразу же начались с появлением А.А. Мейера. Это был необыкновенный человек. Он не уставал мыслить в любых условиях, стремился все осмыслить философски и по возможности писать – то в царских ссылках и тюрьмах, то во всех новых «несвободах», куда бросало его время «Великой Октябрьской». Но прежде всего расскажу о том, кто такой был для всех нас А.А. Мейер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взыскуя града Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. Церковь тоже почтила московскую 800-летнюю годовщину, правда церковное празднование московского юбилея состоялось несколько позже. «Главное – сейчас!» Богоявленский собор в Елохове Идея празднования исторического юбилея Москвы родилась на победной волне, когда чествовали столицу, одолевшую фашизм. Эта светлая нота задала тон всему празднеству, хотя эпоха и наложила на него свой отпечаток. В то же время юбилей был своеобразным плацдармом празднования 30-летия Октябрьской революции. Долго не могли решить вопрос о дате торжества. Первоначально предполагалось провести его в январе, как и предшествовавшее празднование 700-летия Москвы. Потом торжество перенесли на апрель, ибо именно к апрелю 1147 года относится первое упоминание о Москве в летописи. В конце концов остановились на сентябре – времени после уборки урожая, когда можно уже и позволить себе отдохнуть. В этом торжестве официально принимала участие Православная Церковь, для которой подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей». Еще 7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) направил в Совет по делам Русской Православной Церкви секретное прошение о передаче Церкви святых мощей благоверного князя Даниила, как основателя Москвы, и святителя митрополита Алексия, как «особо чтимого в православной России». В письме упоминалось, что мощи святого князя Даниила покоились в одном из кремлевских соборов (вероятно, в Архангельском), а мощи святителя Алексия – в Успенском соборе, куда их перенесли из разрушенного Чудова кремлевского монастыря. К тому времени Кремль был еще закрыт для свободного доступа, и в любом случае верующие не смогли бы достойно поклониться святым мощам в музее. Патриарх просил передать их в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , указывая, что для Церкви было бы отрадно, чтобы «знаменательный и редкий юбилей» столицы был ознаменован «каким-либо священным событием», и заверяя, что Церковь не будет стоять в стороне от празднования этого юбилея.

http://pravoslavie.ru/879.html

Владимир Русак Скачать epub pdf Современное состояние Московской Патриархии Церковное Управление В работе Всероссийского Собора 1917–18 гг., как известно, принимали участие 68 архиереев, из них: 4 митрополита, 21 архиепископ и остальные – епископы. Сразу же после октябрьской революции епархиальное устройство Русской Церкви пришло в сильное расстройство. Епархии номинально существовали, но (по причине расстрелов или арестов) часто без епископа или епископы сменяли друг друга с такой быстротой, что даже сама Патриархия теперь вряд ли сможет установить их последовательность. Наступивший обновленческий раскол привнес в жизнь Церкви еще большую смуту. Нет ни малейшей возможности установить (за исключением обновленческих активистов и исповедников), кто из епископов какую занимал позицию: некоторые, оставаясь в душе православными, вынуждены были для выживания формально разделять обновленческую платформу, некоторые, и не разделяя ее внешне, были по существу обновленцами. Следовавшие друг за другом аресты архиереев привели к тому, что к моменту Декларации митроп. Сергия 1927 года на его стороне было немногим более десяти епископов. В тридцатых годах ежегодно арестовывались от десяти до двадцати архиереев. К началу войны на свободе оставались пятеро, вместе с митроп. Сергием. Церковное устройство было полностью парализовано. Изменившаяся тактика отношения Сталина к Церкви во время войны привела к тому, что за несколько военных лет количество архиереев увеличилось в десять с лишним раз. Были восстановлены многие епархии. Но по-прежнему бывшие некогда самостоятельными епархии, из-за отсутствия храмов, присоединялись к соседним (Марийская, Казанская, Днепропетровская, Ульяновская...). К концу 60-х годов количество епархий и архиереев выровнялось и достигло дореволюционного уровня. По состоянию на сентябрь 1990 года в Московской Патриархии имелось 80 епархий. В некоторых епархиях в помощь правящему архиерею существуют викарии: 9 викариатств в Московской епархии (Клинское, Дмитровское,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вороничи. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История прихода в честь Святого Архангела Михаила в деревне Вороничи насчитывает почти 300 лет. Сохранившиеся в архивах сведения повествуют о том, что первый храм был построен в 1716 году, в 1768 году в нем находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая «Вороничской», в серебряной ризе с золотой короной (местные жители и сейчас еще помнят об этой иконе). Второй храм был возведен в 1838 году на правительственные и церковные средства, деревянный, очень красивый, ему принадлежало 120 десятин земли. К Вороничскому приходу относились село Вороничи и деревни Боровая Слобода, Кристамполье, Песчанка (ныне не существует?), Руденск, Шелеги. Прихожанами, числом более одной тысячи человек, были, в основном, крестьяне. Но в конце 19 века храмовое здание обветшало, в связи с чем приходской священник Петр Плышевский стал изыскивать средства на постройку нового. В 1899 году самоотверженными трудами батюшки новый храм был построен, и отец Петр служил в нем настоятелем. Его преемником с 1910 года стал священник Иоанн Бруякин. После октябрьской революции храм был закрыт, а чудотворная икона Богородицы пропала. Затем в здании бывшего храма долгое время была школа, склад, потом оно разрушилось, а место со временем превратилось в свалку. Возрождение прихода началось в 2011 году. По поддержанной местными жителями инициативе потомка священников Плышевских, издревле служивших в вороничском храме, Анатолия Николаевича Плышевского, место бывшего Свято-Михайловского храма было расчищено, и на нем, в апреле на Страстной седмице, был установлен Крест, изготовленный силами верующих людей на их собственные средства. 9 июля того же года Крест был освящен отцом Михаилом, настоятелем прихода Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск. 13 января 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, была зарегистрирована община и подписан Устав прихода Святого Архангела Михаила в деревне Вороничи. 6 декабря 2012 года, в день памяти Благоверного князя Александра Невского, иереем Михаилом Романенковым, настоятелем прихода Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск, была совершена первая литургия в домовом храме (он размещается в частном доме, пожертвованном приходской общине благочестивой верующей семьей), а 18 января 2013 года, в день Навечерия Богоявления, также отцом Михаилом был отслужен праздничный водосвятный молебен.

http://sobory.ru/article/?object=39148

- Вы являетесь ревностными почитателями русского Императора Николая II и много сделали для того, чтобы добиться его канонизации и восстановления всей правды об обстоятельствах его гибели в июле 1918 года. Менее известна Ваша позиция по вопросу о т. н. отречении Его от трона в ночь со 2-го на 3-е марта (ст. ст.) 1917 года. Вы утверждаете, что отречения не было. Так ли это? М. Н. Кузнецов: Вы спрашиваете о таком явлении, духовный смысл которого мы, русские, до сих пор до конца не осознали, хотя значение его многократно превышает и октябрьский переворот 1917 года, и разгром советского строя в начале 90-х годов ХХ века. Давайте попробуем разобраться. Основными Законами Российской Империи не предусмотрена возможность отречения Главы Государства от Престола, т. к. Царская власть вручается монарху Богом, и никакие человеческие законы не могут лишить Его этой власти. Так называемый «Акт об отречении» не является юридическим документом. Это даже не обращение к народу, как того требует форма манифеста - документа особого государственного значения. По сути и по форме «Акт» является письмом Государя, адресованным в Ставку начальнику штаба Русской армии. В письме, кстати, подписанном карандашом, что для официального документа недопустимо, Государь с болью и горечью делится своими сомнениями: «В эти решительные дни тесное соединение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть». С. П. Штин: Обратим внимание: «признали мы за благо отречься...», но самого отречения в документе (письме) нет. Если бы отречение было осознанным и ясно изложенным, то Государь обязательно освободил бы от присяги на верность Ему все армейские чины, как это сделал Кайзер Вильгельм при отречении в 1919 году. Кстати, оригинал «письма-отречения» нашего Государя в архивах до сих пор не найден. Мы все оперируем лишь сведениями о нем и публикациями его текста от имени революционного Временного правительства, что само по себе незаконно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Думаю, нет большего счастья в этом мире, чем собраться вместе для молитвы к Богу и соединиться с Ним в Таинстве, которое даровал нам Спаситель Иисус Христос. Многие пытаются изобрести эликсир жизни, а он, тем временем, уже две тысячи лет предлагается всем в каждом христианском храме. Читаю благодарственные молитвы, собираюсь домой. В этот день все верные православные христиане стараются провести в молитве, делании добрых дел, чтении духовной литературы. Все, кто ощутил сегодня единство с Богом, кто побывал на подлинном духовном пире, старается поделиться этой радостью со своими друзьями, близкими и вообще со всеми людьми, которые, возможно, еще не познали радости, открытой для каждого из нас всех любящим Богом. Прощаюсь с девушкой-свечницей, выхожу на улицу: солнечный летний день, деревья тихо шелестят своим зеленым нарядом. Поднимаясь по ступенькам и направляясь к выходу, не могу ещё и ещё раз не бросить умиленный взгляд на радостные выражения лиц свидетелей Рождества Христова, которые расположились в импровизированном вертепе, устроенном под навесом природной скальной породы и расположенном возле входа в храм. Выхожу в Александровский парк – небольшой, но очень аккуратный и уютный: слева под сенью старых деревьев тянется аллея, где можно посидеть на удобной лавочке, справа маленький фонтан – неизменно любимое место досуга детворы. Не спеша иду по Партизанской улице, достаю молитвослов и читаю акафист Иисусу Сладчайшему: «Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю… Ангелов Творче и Господи сил… Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Слова акафиста проникают в душу, которая радуется вместе с теплым летним солнцем. Иду дальше по улицам Ставрополя, позади остаются невысокие здания старого города, по соседству с которыми все больше вырастает новых современных многоэтажных зданий. Читаю уже акафист Пресвятой Богородице: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!.. Радуйся, Невесто Неневестная!». Всё ближе историческая часть города, где каждый уголок имеет свою неповторимую историю и является свидетелем многих событий, несущих немало назидательного нынешнему и будущим поколениям. Наконец, заворачиваю и иду по Театральной улице (ныне – проспект Октябрьской революции), теперь уже читаю акафист своему небесному покровителю святителю Николаю Чудотворцу: «…Изрядный угодниче Христов, святителю отче Николае… умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов…».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/15/pi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010