В.Лавров: Учебники надо делать так, как сделана эта книжка. Интересно, завлекательно, все основано на документах, много иллюстраций, фотографий. Только так молодые люди могут заинтересоваться. Это именно анализ, какой урок надо извлечь из Февральской революции. Книга издана большим тиражом в 40 тысяч экземпляров. Ощущение после ознакомления, что издать нужно в несколько раз большим тиражом, поскольку люди совершенно не знают, что там происходило. А ведь это важнейшее событие, которое повлекло за собой все остальные события 20 века. Я как преподаватель сталкиваюсь с тем, что многие не знают, когда была Октябрьская революция. И что революций вообще было две. Про Февральскую ничего не знают совсем. В книге это раскрывается в увлекательной форме. Такую книгу хорошо обсуждать в школах. Сейчас вводят какие-то странные уроки «Разговоры о важном», но боюсь, как бы это не были уроки политинформации. Я сам в брежневские времена был таким политинформатором. Если бы несколько человек прочитали, обсудили, что произошло в те годы, кто виноват. «Красное колесо» (термин Солженицына) покатилось не в октябре, но в феврале, начавшись свержением Николая II,  государственным переворотом. У Солженицына было 4 тома «Красного колеса», а потом отдельно еще статья о Февральской революции, но этот жанр неудачный, что-то вроде киносценария. Даже образованные люди не читали это сложное произведение, что уж говорить о более широкой публике. Солженицын разобрал вопрос досконально, глубоко, но жанр, который избрал владыка Тихон, оптимален, чтобы достучаться до широкой аудитории, чтобы люди поняли, что произошло. Подход к событиям у Солженицына и митрополита Тихона в одном – оба видят, что главную роковую роль сыграло образованное общество или передовое общество, - интеллигенция. Такое умопомрачение… Книга еще интересна тем, что дает эффективный анализ того, что представляла собой Империя перед 1917 годом. Мы видим факты, цифры, данные, которые приводит владыка, и они показывают, что страна хорошо развивалась и была на первом месте по темпам развития. По производству мы были на 5 месте, вышли на 4-е в 1916 году во время войны. Больше всех производили сельскохозяйственной продукции. Подумать только, в учебниках даже не говорится, что карточек у нас в Российской империи не было.

http://radonezh.ru/2024/03/11/gibel-impe...

Вышегород. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Архистратига Михаила построена в 1873 году. Закладка храма последовала 16 июня 1863 года. Он сооружен на иждивение полковника Петра Ивановича Бибикова, супруги его Анны Александровны, сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Бибиковых. Храм был построен как усыпальница. В родовом склепе находилось пять захоронений, четыре из них, в том числе и могила П.И. Бибикова, были разграблены. Останки Петра Ивановича Бибикова без лишнего шума и почестей были перезахоронены на вышегородском кладбище, вместе с сохранившимися сапогами и именной саблей, ловко подмененной на похожую, но ценности не имеющей. Родовое имение Бибиковых находилось в двух километрах от Вышегорода, а в деревне Петрово. Церковь имела два престола: главный - Архистратига Михаила и придельный - в честь рождества святого Иоанна Предтечи. Причт до Октябрьской революции состоял из священника и двух псаломщиков. Церковной земли не имелось. После революции хоам стоял в полном запустении вплоть до 1936 года. Затем был передан в ведение ЛГИ. До Великой Отечественной войны там располагался чертежный зал Горного Института. Неоднократно к Келль Н.Г. приезжали руководители разных уровней с приказом о снятии куполов, но эти указания выполнены не были. Благодаря этому мы сейчас можем любоваться первозданным величием церкви Архангела Михаила. Во время Великой Отечественной войны, когда территория была оккупирована немецкими войсками, в храм был назначен священник. Были перенесены иконы из храма Богоявления Господня и начались богослужения. Но продлились они не долго. Помещение храма было приспособлено под немецкий оружейный склад. Священник Куховский П.П. со всем скарбом был отправлен в Прибалтику. Помещение под храмом было приспособлено немцами для заточения туда людей, которых позднее расстреливали и закапывали в пулеметных ячейках. После освобождения территории от немецких захватчиков, в храм вернулся священник. До наших дней храм считается действующим.

http://sobory.ru/article/?object=00265

– Дорогой Станислав Юрьевич, прежде всего, поздравляем Вас с 85-летним юбилеем. Думаю, что наши читатели внимательно будут читать нашу беседу. Я познакомился с книгой Ваших воспоминаний и понимаю, что это труд всей Вашей жизни. Невозможно ее пересказывать на страницах газеты, но хотелось бы обозначить кратко вехи Вашей без преувеличения яркой жизни, заполненной многими встречами, событиями, замечательными людьми. Нынешний год непростой – сплошные столетние юбилеи. Для одних это столетие Великой октябрьской социалистической революции, для других – февральской революции, для православных людей – это столетие со дня явления Державной иконы Божией матери и насильственного отстранения от престола Императора Николая II. Хотелось бы с Вашей помощью поразмышлять на эти темы. – Так вышло, что год моего рождения – это был год великого перелома, так будем говорить, – 1932 год, когда вершилось и заканчивалось то явление, которое у нас, если говорить научным языком, называется коллективизация. В это время вся наша родня, большая часть ее, жила в деревне Лихуны под Калугой в 20-30 километрах от Калуги. Это была вся материнская родня: бабушка, ее сестра, племянники, братья двоюродные. Семьи в деревнях русских были всегда большие, и мало кто уезжал из деревень. Когда мы были в эвакуации и попали в такое очень большое село, затерянное в костромских лесах, Пыщуг, там было всего четыре или пять фамилий: Бессоновы, Хариновы, Бабарыкины… Так что это понятие родства было совершенно естественно в русской деревенской жизни того времени, а русский народ, до начала коллективизации, наверное, процентов на 75-80 был крестьянским народом. Ходили они все по праздникам в церковь на Белую Поляну. Там похоронены все мои предки, там похоронен дед – отец моей матери, его сестры и братья. Я не раз приезжал туда, видел эту оскверненную церковь, разрушенную, но еще стоящую. Это были уже 50-е годы. Хотел найти могилу своего деда, но время засыпало ее, облекло травой, листьями, уже никакой надписи не было, да и я не знал толком, где, в какой стороне она. Только приблизительно, по рассказам бабки, к тому времени уже ушедшей из жизни. Попытался найти, но так и не нашел. Поухаживал за несколькими могилами. Думаю, что среди них была и могила моего деда.

http://pravoslavie.ru/109922.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И новый Октябрь впереди? 28.11.2017 1344 Время на чтение 10 минут В ноябре в доме правительства прошла научно-практическая конференция «Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории», на которой, как написали в интернете, собрались свыше 300 ученых. По-видимому, историков. Были специалисты из Казахстана, Мексики и стран Латинской Америки. Организовали конференцию «Сибирское историческое общество СФО», Правительство Новосибирской области, Институт управления - филиал РАНХиГС, Институт истории СО РАН, Новосибирский государственный университет. Но, как все вокруг меня говорили, «конференцию устроили коммунисты». Так ли это на самом деле, не могу сказать, не знаю. Приветствовать собрание пригласили Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, но в связи с тем, что в городе в это же время начинались Новосибирские Рождественские Образовательные чтения, которые он должен был открывать, митрополит Тихон благословил выступить в доме правительства благочинного церквей города Новосибирска, настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Александра Новопашина. К слову, отец Александр - монархист, он это не скрывает и даже всячески подчеркивает. Все люди выносят свои собственные уроки из тех или иных исторических событий, в частности, той же октябрьской революции, о которой собственно и шла речь на конференции, и отец Александр поделился своими соображениями на этот счет с ее участниками. Казалось бы, ничего особенного. Однако уважаемое собрание, похоже, никак не ожидало услышать от священника слова осуждения советского строя и прежде всего, тех репрессий, которые были частью советского порядка. Тем более после стольких дифирамбов «Великой!» «Октябрьской!» «Социалистической!» «Революции!», прозвучавших в самом начале конференции. Во всяком случае, как опять же мне рассказывали мои коллеги журналисты, выступление отца Александра началось в напряженной тишине. Но по мере раскрытия темы, среди участников конференции начал подниматься гул недовольства. А после того, как священник закончил говорить, началось то, что, наверное, обычно происходило на первых съездах революционеров. Или то, что происходит сегодня в украинской Раде. Возмущению некоторых активных участников не было предела. Отца Александра обвиняли во всех тяжких, захлопывали его ответы - разве что драться не лезли. И, наоборот, комментарии его оппонентов встречали «бурными продолжительными аплодисментами». Да! и кто-то еще выкрикнул: " злобное провокационное выступление " , «поп-провокатор»! Договорились до того, что чуть ли и репрессий не было.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/28/i_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестный Шульгин 24.12.2008 806 Время на чтение 6 минут Василий Витальевич Шульгин был одним из видных политических и общественных деятелей. Судьба отмерила ему долгий срок жизни - 98 лет! Он родился 1 января 1878 г. в Киеве. Был депутатом II, III и IV Государственной думы. После Февральской революции вместе с А.И. Гучковым принял отречение у Николая II. После Октябрьской революции участвовал в создании Добровольческой армии. Был одним из идеологов белого движения. Затем эмигрировал. В 1925-26 гг. нелегально посетил Советский Союз, о чем написал книгу «Три столицы». В 30-40-е годы жил в Югославии, где занимался литературной деятельностью. В 1944, после прихода советских войск, задержан, препровожден в СССР и приговорен к 25 годам тюремного заключения за многолетнюю антисоветскую деятельность. В 1956 освобожден. Был гостем на XXII съезде КПСС. Скончался 15 февраля 1976 года во Владимире. По заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2001 года Шульгин был реабилитирован. Количество мифов и легенд, связанных с жизнью и деятельностью В.В. Шульгина весьма значительно. Изучая его биографию, приходится часто сталкиваться как со случайно допущенными ошибками, так и с намеренными искажениями. Это не удивительно, поскольку Василий Витальевич, проживший 98 лет, был не просто «очевидцем», но и активным участником великих и трагических исторических событий. К счастью для историков, Шульгин обладал несомненным литературным талантом, оставив потомкам свои воспоминания, художественные произведения, яркие публицистические статьи, которые еще предстоит прочесть и изучить, а в ряде случаев и исправить некоторые неточности. Большое значение в написании биографии Шульгина имеют документы его следственного дела, хранящегося в Центральном архиве ФСБ России. В материалах следственного дела содержится информация о дореволюционной деятельности Шульгина; прослеживается эволюция его взглядов. Опись архивного следственного дела N Р-48956 в отношении Шульгина, была впервые опубликована В.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > О чем в юбилей Октябрьской революции я рассказал бы своим детям 06.11.2017 783 Время на чтение 6 минут Ностальгия - опасная вещь, потому что очень избирательная. Со временем все плохое забывается, а все хорошее предстает в самом приятном и выгодном свете. Например, я до сих пор помню чудесный вкус того, советского пломбира в бумажных стаканчиках, который мы ели деревянными палочками, и интернациональный пионерлагерь с детьми из братской Чехословакии.Я хорошо помню радостные счастливые лица людей на демонстрации 7 ноября и не хочу вспоминать, как заслуженная учительница по литературе с грязной руганью выгнала меня из класса за «неправильное» - христианское - понимание творчества Достоевского. К юбилею Октябрьского переворота появилось множество статей, где братоубийственная война, унесшая миллионы жизней наших соотечественников, и красный террор представляются «выдумками продажных историков» и «темных церковных личностей». Какие такие миллионы замученных и невинно убиенных? Дескать, пришел товарищ Ленин с большевиками и дал народу свободу, хлеба и власть над своей страной! Я против приукрашиваний и надуманных историй с любой стороны, поэтому стараюсь придерживаться исторических фактов. А факты таковы, что, следуя указам своего вождя Ульянова-Ленина, большевики попытались физически уничтожить мою Церковь. Преподобный Серафим Саровский первым революционером называл дьявола. «Нет ничего более противного законам земной природы, как революция», - писал бывший видный нигилист-революционер Лев Тихомиров после того, как раскаялся и пришел к Православию. Философ Иван Ильин писал, что революция 1917 года выплеснула наружу все низменные страсти и пороки русского народа, обнажив бездну самого греховного, низкого и бесстыдного, грубого и беспощадного: «Казалось, само адское пламя заполыхало над Русью, тьма гадаринских легионов бесов поразили ее организм и разрушили до основания все нравственные устои, включая элементарные нормы приличия. Озлобление друг на друга, какое-то непонятное человеконенавистничество поразило многих. Ничего не стоило тогда убить невинного человека, ограбить, разрушить, поджечь»

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/o_c...

К 1917 году Русская Церковь имела немало Своих учреждений за границей: епархии в Америке и Японии, духовные миссии в Китае и Корее, Православное общество в Палестине, многочисленные храмы в Западной Европе. Везде, где было Русское дипломатическое представительство или хотя бы небольшое поселение Русских – строился храм. Немало делалось и для Православной миссионерской деятельности – достаточно вспомнить служение равноапостольного святителя Николая Японского или епископа Тихона в Америке. И таким образом Русские храмы от великолепных соборов до скромных часовен можно было найти во многих уголках мира: от Стокгольма до Сиднея и от Афин до Буэнос-Айреса. К этому следует добавить, что в результате Октябрьской революции и Гражданской войны, грабительского «Брестского мира», и развала Российской империи за рубежами теперь уже подсоветской страны оказались Православные епархии в Финляндии и Прибалтике, в Польше, на Волыни и в Бессарабии, также входившие в состав Русской Церкви. Мечтая о мировой революции и считая государственные границы делом временным, большевики щедро раздавали Российские земли, поощряя сепаратистские настроения, что вытекало также из ленинской теории «прогрессивного национализма» малых народов. Вследствие внешних причин, течение Церковной жизни в Русских зарубежных епархиях проходило иначе, чем в подсоветской России, причём в каждом отдельном регионе Церковная жизнь приобретала свои особенности. Случалось, что между Русской Церковью, находящейся на территории нашей страны, в лице Московского Патриархата и различными его зарубежными частями нарушалась не только физическая, но и каноническая связь. Но и в этом случае Православные русияне независимо от своей юрисдикционной принадлежности в осознании общих духовных и исторических корней почитают себя чадами одной Матери – Русской Церкви, радуясь Ее радостями и скорбя Ее скорбями. Поэтому история Русской Церкви новейшего периода должна рассматривать и те Русские Церковные образования, которые сложились за рубежом в последние десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства» . Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел. К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

«Ненависть к церкви пересиливала любые другие соображения» Вопрос о том, почему значительная часть российского общества отвернулась тогда от церкви, один из самых важных в нашей истории. Надо признать, что основные претензии к церкви заключались как раз в сплоченности, спаянности православных институтов с предшествовавшей государственной властью. 7 ноября, 2012 Вопрос о том, почему значительная часть российского общества отвернулась тогда от церкви, один из самых важных в нашей истории. Надо признать, что основные претензии к церкви заключались как раз в сплоченности, спаянности православных институтов с предшествовавшей государственной властью. Диакон Павел Ермилов рассказал «Газете.Ru» о выставке «Преодоление: Русская церковь и Советская власть», пропаганде религиозной, коммунистической и фашистской и о том, стоит ли церкви ассоциировать себя с властью. В Государственном центральном музее современной истории России сегодня открывается выставка «Преодоление: Русская церковь и Советская власть». Название проекта говорит за себя: речь о документах, фотографиях, плакатах, артефактах, отображающих драматичную историю отношений между безбожным государством и религиозной институцией. Примечательно, что экспозиция подготовлена историками не светскими, а внутриконфессиональными – сотрудниками богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Куратор выставки диакон Павел Ермилов, замдекана факультета по научной работе, рассказал «Газете.Ru» о самом проекте и высказался по поводу событий в истории русской церкви ХХ века. — Ваша выставка открывается ровно в 95-ю годовщину Октябрьской революции. Это намеренный символизм? — Безусловно, дата выбрана умышленно – для придания событию дополнительного символического значения. Да и место также обладает подобным значением: ведь Музей современной истории России – это бывший Музей революции. — Выставка инициирована Свято-Тихоновским университетом? — Инициатива была наша. Когда мы еще только вынашивали идею этой выставки, сразу же стали думать о том, где бы ее провести.

http://pravmir.ru/nenavist-k-cerkvi-pere...

Ошибки Николая II и предательская демагогия большевиков оказались роковыми «К революции Россия шла долго – сыграло роль и властолюбие Петра I, когда он перестал созывать Земские соборы и отменил патриаршество. А ошибки Николая II и предательская демагогия большевиков оказались роковыми». Беседа протоиерея Александра Ильяшенко и профессора Владимира Лаврова. Ошибки императора Николая II Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы в прошлый раз говорили об одной из самых острых и недостаточно разработанных исторической наукой тем, поэтому вокруг нее есть масса мифов – о катастрофе 1917 года. Более того, далеко не все считают Февральскую и Октябрьскую революцию катастрофой. Я уверен, что найдутся люди, которые с нашим мнением не согласятся, но мы постараемся аргументировать свою точку зрения, в нашем представлении это действительно катастрофа мирового масштаба. В прошлый раз мы говорили о причинах Февральской революции и перечислили некоторые из них, и сейчас мы возвращаемся к этой теме и просим Владимира Михайловича продолжить эту интереснейшую и важнейшую тему. Профессор Владимир Лавров: В прошлый раз мы говорили о том, что солдаты не понимали, за что воюют, что революционными реально оказались все партии Государственной думы, включая октябристов и конституционных демократов, точнее, лидеры этих партий. Говорили о том, что были перебои с хлебом, что кто-то распространял панические слухи в столице. Но были еще очень важные моменты. Например, принято говорить – революционный гарнизон Петрограда, а что это такое? Это практически все новобранцы, на самом деле; они не воевали, пороха не нюхали и воевать не хотели, не понимая, за что воевать. Им еще имели неосторожность сказать, что скоро отправят на фронт. На фронт они не хотели. А как можно не пойти на фронт? А тут еще, что произошло 27 февраля? Несколько солдат убили двух офицеров, сначала одного, потом второй подвернулся, между ними произошел бытовой конфликт. Но что такое убить во время войны офицеров? Это военный трибунал. Понятно, какой приговор. Как не попасть под трибунал? Стали поднимать своих товарищей, которые не хотели идти на фронт, и подняли.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010