Подоклинье. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Подоклинье в XIX веке принадлежало помещикам Тутолминым и Бороздиной и входило в Бешковицкую волость Порховского уезда. Существующая церковь была построена в 1861 году вместо ветхой деревянной церкви, возведенной в 1778 году усердием помещика Крекшина. Сохранилась без позднейших переделок. Деревня Подоклинье, Порховский район (бывший Порховский уезд). Церковь Богоявления Господня. Действующая. Построена в неорусском стиле в 1861 году княгиней Урусовой, генеральшей Масаловой и генеральшей Путилиной по случаю ветхости прежнего храма. Имеет один престол во имя Богоявления господня. На колокольне висело 7 колоколов. В храме местнопочитаемая находится икона Божьей Матери Отрада, привезенная с Афона в 1861 году в дар церкви слепцом григорием Ивановичем Ширяевым. К храму было приписано 9 часовен: одна каменная и восемь деревянных, две из них сохранились (на кладбище и при дороге). Возле храма сохранились старинные захоронения, в том числе помещика Д.Г. Тутолмина. Информация: Владимир Орлов «Храмы Псковской земли». Первая деревянная церковь в селе Подоклинье была построена в конце XVIII века. За почти целый век церковь обветшала и на её месте в 1861 году был построен каменный однопрестольный храм с колокольней. Абсолютно точных исторических фактов о строительстве храма, к сожалению, не сохранилось. По одной версии, храм был построен княгиней Урусовой, генеральшей Масаловой и генеральшей Путилиной по случаю ветхости прежнего храма. Другую версию историки считают более достоверной, ссылаясь на летописные источники, а именно: храм Богоявления Господня был построен на средства Александра Бороздина, сына героя Отечественной войны 1812 года Николая Бороздина. Во время Октябрьской революции настоятелем храма был отец Александр (Гривский). После революции он был расстрелян большевиками, за что Русской Православной Церковью был причислен к лику святых. Храм, по счастью, избежал страшной участи многих русских храмов и разрушен не был. Службы в нём проводили.

http://sobory.ru/article/?object=08132

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 19  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий Побежденный вождь победившей революции: «Телец» Человек с собачьим сердцем как созидатель «светлого будущего»: «Собачье сердце» Образ ГУЛАГа в отечественном кинематографе: «Последний бой майора Пугачева» Русь святых в поисках Царствия Божия: «Андрей Рублев» Лекция 1. По фильму “Телец”, режиссер Александр Сокуров. Россия, 2001 г. Лекция 2. По фильму “Собачье сердце”, режиссер Владимир Бортко. СССР, 1988 г. Лекция 3. По фильму “Последний бой майора Пугачева”, режиссер Владимир Фатьянов. Россия, 2005 г. Лекция 4. По фильму “Андрей Рублев”, режиссер А. Тарковский, СССР, 1966 г. См. также: Раздел «Кинолекторий» на форуме «Азбука веры» Расшифровка лекции 1 по фильму «Телец» Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В сегодняшней передаче мы открываем цикл программ под общим названием «Россия ХХ века в отечественном кинематографе». Основной целью этих программ является попытка посредством анализа фрагментов из наиболее выдающихся фильмов отечественного кинематографа начать разговор об историческом пути России в ХХ веке. Мы попытаемся проследить основные этапы этого трагического пути, задуматься о духовных и исторических причинах тех или иных катаклизмов, которые пережила наша страна в ХХ веке, попытаемся представить возможные перспективы развития нашего Отечества в ближайшем будущем. И далеко не случайно первый фильм, который мы будем рассматривать именно сегодня, посвящён личности человека, который во многом предопределил более чем 70 летний период развития нашей страны в ХХ веке. Действительно, вождь большевистской революции, или правильнее сказать, Октябрьского переворота, Ленин стал тем человеком, личность которого во многом определила характер развития не только богоборческого коммунистического государства, но и всего уклада жизни нашего народа, или правильнее сказать, выживания нашего народа в советский период истории. Фильм одного из наиболее выдающихся режиссеров нашего современного кино Александра Сокурова «Телец» представляет собой поистине уникальную попытку не только развенчать идеализированный мифологизированный образ большевистского вождя, сложившегося в советском кинематографе, но и попытаться понять сокровенную суть этого человека, открыть тайну этого исторического деятеля, которому суждено было сыграть поистине роковую роль в жизни нашей страны.

http://azbyka.ru/video/istoricheskaja-su...

Содержание От автора I. «Легенда» о немецком золоте Введение II. Прелюдия.(1915–16 гг.) 1. Австро-украинская авантюра 2. Злой гений-Парвус 3. «Чудовищно-неправдоподобное» III. Золотой ключ (1917 г.) 1. Пломбированный вагон 2. Прапорщик Ермоленко 3. «Русская Дрейфусиада» 4. Американская сенсация 5. 50 миллионов марок IV. Заключение     Сергей Петрович МЕЛЬГУНОВ (1879–1956) – известный общественный деятель, журналист и историк. Издатель и редактор исторического журнала «Голос минувшего» (Петербург-Петроград, 1913–1923, 23 тома), впоследствии выходившего в Праге, Берлине и Париже под названиями «На чужой стороне» (1923–1925, 13 томов) и «Голос минувшего на чужой стороне» (1926–1928, 5 томов). В 1920 г. по делу «Тактического центра» в Москве Мельгунов был приговорен к смертной казни, замененной десятью годами тюрьмы. За рубежом Мельгунов издал ряд фундаментальных исторических трудов: «Красный террор в России» (1924), «Трагедия адмирала Колчака» (3 тома, 1930–1931), «На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Как большевики захватили власть» (1939), «Золотой немецкий ключ большевиков»(1940), «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), «Легенда о сепаратном мире» (1957). Посмертно издана его книга «Мартовские дни 1917 г.» (1961). В «Золотом немецком ключе большевиков» (в одном из изданий книга названа «Золотой немецкий ключ к большевицкой революции») исследуется важнейшая историко-революционная тема: о финансировании немцами ленинской партии в период подготовки и осуществления ею Октябрьской революции. Известно, что прямые доказательства связей ленинцев с германскими властями были собраны при Временном правительстве и сведены в 21 том «Дела по обвинению Ленина, Зиновьева и других в государственной измене». Немедленно после Октября большевики захватили все материалы следствия и запрятали в секретные фонды Центрального партархива в Москве. В распоряжении историков остались только случайные публикации в повременной печати и воспоминания тех, кто имел отношение к событиям. Мельгунов свел их воедино, подвергнув тщательному сопоставительному анализу. В результате он получил хотя и мозаичную, вполне убедительную картину. Да, немцы революцию субсидировали. Больше того, без их поддержки она могла бы и не состояться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

14. Послесловие В погоне за временем Работая над этой книгой, мы стремились проследить, каким образом православные миссионеры реагировали на изменения в общественной ситуации, и более широко в какой степени Русская Церковь могла воздействовать на граждан страны, не вызывая при этом неприятия и отторжения. Именно по этой причине нас интересовала реакция миссии на процессы общественной модернизации, в частности – те изменения в деятельности миссии, которые были вызваны Февральской и Октябрьской революциями. И позднейшую историю миссии Русской Церкви следует описывать как постоянный поиск путей установления диалога как со своими прихожанами, так и с теми, кто оказался вне церковной ограды. Чрезвычайно важными для нашей темы являются перемены в общественном мнении, начало которым положила эпоха массовых реабилитаций. Хотя официальная пропаганда ничего не говорила о реабилитации пострадавших за веру (героем официальной идеологии был отправленный в лагерь честный коммунист), общественное мнение стало постепенно менять свое отношение к тем, кого раньше считали врагами. Люди, абсолютно лояльные режиму, с удивлением обнаруживали, что среди тех, кого еще совсем недавно называли врагами народа, японскими шпионами и агентами мирового империализма, были честные люди, много сделавшие для своей страны. К этому следует добавить, что для диссидентской культуры страдание за убеждения было одной из высших ценностей. Выросшие во внецерковной среде и с детства привыкшие относиться к религии как к уделу темных и необразованных старух, шестидесятники не могли не проникнуться уважением к тем, кто открыто исповедовал свои убеждения и был готов платить за них свободой, а то и жизнью. Если раньше (в значительной степени благодаря усилиям советской пропаганды) в сознании демократически настроенной общественности Церковь ассоциировалась с гонителями, то теперь общество начало понимать, что гонима сама Церковь . Этот перелом, произошедший в общественном сознании в 60-е годы, во многом определил дальнейшее развитие событий. Среди диссидентской молодежи возник интерес к религии (не только к православию: в те же годы появился интерес и к «востоку»). Церковные люди с определенным недоверием относились к приходящим в храмы «мальчишкам-комсомольцам», которые хотя и живо всем интересовались, но задавали казавшиеся провокационными вопросы и были невероятно чужими. Отвечать на вопросы, интересующие прихожан нового поколения, умели очень немногие. В течение десятилетий полуподпольного существования Церковь боролась за выживание, а задачи миссионерской проповеди практически не ставились. Подавляющее большинство прихожан просто не понимало тех вопросов, которые волновали новое поколение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

22 января 1982 года исполнилось 100 лет со дня рождения профессора Московской Духовной Академии, богослова, мыслителя и ученого- энциклопедиста священника Павла Александровича Флоренского. Его многочисленные работы, некоторые из которых были опубликованы лишь в последние 15 лет, проложили пути в самых различных областях человеческого знания: Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электротехника и биология равно находили свое место в исследованиях отца Павла. Для него самого, впрочем, не существовало дробления единого знания на привычные нам разделы. Уникальность работ священника Павла Флоренского состоит как раз в том, что он синтезировал знания самых различных областей в единое. Для отца Павла это было не искусственным процессом, а природным даром, развитым еще в детстве. В автобиографической заметке для энциклопедического словаря «Гранат» священник Павел Флоренский указывал, что свою жизненную задачу он понимает «как проложение путей к будущему цельному мировоззрению» (Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат», изд. 2-е, т. 44. М., 1927, с. 143). Биографические сведения, предваряющие «Указатель печатных трудов священника Павла Флоренского », должны: 1) помочь исследователю творчества отца Павла изучать его работы в конкретной связи с фактами его жизни и историческими условиями; 2) показать общественную позицию отца Павла, его сознательное и активное участие в культурном и научно-техническом строительстве страны после Октябрьской революции 1917 года. Священник Павел Флоренский родился 9 января 1882 года около местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан), где его отец, инженер путей сообщения, Александр Иванович Флоренский (30 сентября 1850 – † 22 января 1990), строил участок Закавказской железной дороги. Вся семья жила в товарных вагонах па месте будущей станции. А. И. Флоренский, сын врача, был русским, костромичом. Мать, Ольга Павловна, урожденная Сапарова (Сапарьян; 25 марта 1859 – †30 октября 1951), происходила из древнего и культурного армянского рода, поселившегося в Грузии. В числе ее предков были и грузины. Кроме Павла, в семье Флоренского было еще 6 детей: Юлия, врач-психиатр; Александр, геолог-минералог, искусствовед; Ольга, художница, поэтесса; Елизавета, художница, педагог; Андрей, военный инженер; Раиса, художница.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

7 фактов из биографии белого генерала Пепеляева 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. 17 января, 2014 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. Он один из немногих военачальников Белого движения, который пусть и посмертно, но был реабилитирован советским правительством. Впрочем, жизнь генерала Пепеляева богата и не такими историями. 1. Анатолий Пепеляев родился 15 июля 1891 года в Томске, в семье потомственного дворянина и генерал-лейтенанта царской армии Николая Пепеляева и дочери купца Клавдии Некрасовой. У прославленного белогвардейца было две сестры и пять братьев, двое из которых также оставили след в истории. Так Аркадий Пепеляев, в годы Первой мировой войны руководил санитарным поездом Юго-Западного фронта, и имел четыре ордена — два Святого Станислава и два — Святой Анны. После Гражданской войны Аркадий Николаевич продолжал практиковать как врач-отоларинголог. Слава о нем как о прекрасном враче была в Омске, шли к нему лечиться и ярые сторонники, и столь же ярые противники советской власти. Однако 23 января 1941 года он был арестован и умер 24 мая 1946 года в лагере города Мариинска. Другой брат — Виктор Пепеляев во время гражданской стал политическим деятелем и сподвижником Колчака, был вместе с ним арестован и расстрелян 7 февраля 1920-го. 2. На фронт Первой мировой войны Анатолий Пепеляев пошел поручиком 42-го Сибирского стрелкового полка, а революцию встретил уже подполковником. За воинскую доблесть был награжден шестью орденами, в том числе Георгием 4-й степени и Георгиевским оружием. Популярность Пепеляева среди нижних чинов была огромной. После Октябрьской революции совет солдатских депутатов батальона, которым к тому времени командовал Пепеляев, избрал его своим командиром. Однако офицер не принял Брест-Литовского мира и уехал в Томск, где возглавил борьбу противников большевиков. 3. Белогвардейцы под командованием Пепеляева взяли Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Верхнеудинск и Читу. За этот поход Пепеляев производился в генерал-майоры, и становится самым молодым генералом в Сибири — ему 27 лет. 24 декабря 1918 года войска Пепеляева заняли брошенную большевиками Пермь, взяв в плен около 20 тысяч красноармейцев, которых всех по приказу Пепеляева отпустили по домам. В связи с тем, что освобождение Перми пришлось как раз на 128-ю годовщину взятия крепости Измаил Суворовым, солдаты прозвали Анатолия Николаевича «Сибирским Суворовым».

http://pravmir.ru/7-faktov-iz-biografii-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров. 1918 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52) Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9 - 10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.

http://sedmitza.ru/lib/text/440025/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви II. Русская Православная Церковь в годы гражданской войны 1918-1922 К оглавлению Революционные преобразования в России затронули все стороны национальной жизни; они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Уже Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия и передало церковноприходские школы в ведение Министерства народного просвещения, сделав тем самым первый шаг к вневероисповедному государству. Возражения со стороны Поместного Собора и иерархии против этих мер не были приняты правительством. Делегация Собора во главе с архиепископом Кириллом безуспешно пыталась убедить премьер-министра Временного правительства А.Ф.Керенского отменить принятые законы. Глава правительства заявил, что Временное правительство исполнено решимости уничтожить те нити, которые мешают новому строю стать внеконфессиональным. Давая отчет Собору о поездке в Петроград, Н.Д.Кузнецов сказал, что беседа оставила у него тяжелое впечатление: «Нить, связующая государство с Церковью в их заботах о христианском просвещении народа, теперь уже порвалась». После Октябрьского переворота сразу же началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Решительная ломка векового тесного союза Православной Церкви и государства страшила духовенство. Тревога усиливалась еще и оттого, что революционный процесс сопровождался эксцессами, жертвами которых становились православные храмы, монастыри, духовные лица. В Петербурге закрываются дворцовые церкви и конфискуется синодальная типография. Тревожная атмосфера вокруг готовящегося декрета об отделении Церкви от государства нагнетается лекциями, которые в январе 1918 года читал И.А.Шпицберг, привлекавшийся обер-прокурором В.Н.Львовым для работы в синодальной комиссии по пересмотру законов о разводе. В своих выступлениях Шпицберг утверждал, что причащение будет запрещено как «колдовской акт», священные сосуды изъяты из храмов, а все духовенство объявлено контрреволюционным: «Попы - это вши на народном теле, это пособники мародеров и помещиков». Самым ударным местом в речах лектора был подстрекательский намек: « Патриарх еще жив».

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рожков Владимир, прот. Записки священника (продолжение) Начало см.: Вестник церковной истории. 2012. 3/4(27/28); 2013. 1/2(29/30), 3/4 (31/32). Глава 9 Христианская кончина. Туркестан   За высокой стеной, ограждающей храм св. Николая в г[ороде] Туркестане, нашла свой последний приют Мина Яновна Граудинь. Я познакомился с ней в свой первый приезд в г[ород] Туркестан в декабре 1960 года. Ей в то время было 77 лет. Низенького роста, худощавая, одетая в теплое платье и черный платочек, говорившая с резким немецким акцентом, допускавшая неправильное построение русских фраз. Она посещала каждое богослужение. В остальное время усердно помогала в хозяйственных хлопотах в доме о[тца] Павла. В нем бывало много посетителей, и их всегда стремились не только приветить, но и обязательно накормить простым, но сытным обедом. Ежедневно готовились кастрюли разных блюд. Мина с вечера начищала картофель, лук, морковь, заливала горох, заправляла керосинки, приносила воду. Закончив хлопотать, садилась читать. Ежедневно прочитывала акафист Святой Троице. Иногда — чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», или же «Жития святых». Часто у нее в руках был небольшой, изящный томик религиозных стихов немецких поэтов на немецком языке. Она была латышкой и знала немецкий язык... Спала, где придется: в крестильне, у просфорни, или в каком-либо пустом помещении. За обеденным столом обслуживала обедающих. Сама кушала после. После трапезы убирала и мыла посуду. Не забывала накормить дворовую собаку Тарзана и кошек... Вся ее сознательная жизнь прошла в труде. До Октябрьской революции служила бонной (немкой-воспитательницей) в богатых домах. Когда разбежались ее хозяева, то она стала преподавательницей немецкого языка. Но наступили годы необоснованных массовых репрессий и ее сослали на Ачинский рудник близ города Кентау. Работала в детдоме и школе. Затем переехала в город Туркестан и здесь более 10 лет жила на Мясокомбинате у одних знакомых.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Пятая колонна атакует Святую Русь Доклад ежегодному съезду Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года Владимир Осипов   10:07 26.11.2019 1935 Время на чтение 15 минут Предыдущий съезд Союза Православных Братств состоялся 22 ноября 2018 г. в зале Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры. Сегодня Славянский фонд – этот единственный русский национальный очаг в столице – отнят у русских и с 14 февраля 2019 г. арестован и заперт. Помещение в Черниговском переулке пустует уже 9 месяцев, ни один олигарх не решается публично обнаружить себя посягательством на Русский Дом. На протяжении минувшего года были некоторые светлые события и, к сожалению, большей частью печальные. 4 декабря 2018 г. нас обрадовало сообщение о том, что Мурманский аэропорт будет носить имя императора Николая Второго, расстрелянного богоборцами вместе с венценосной Семьей и верными Ему лицами 17 июля 1918 г. Следовало бы теперь вернуть первоначальное название и архипелагу в Северном Ледовитом океане Северная земля, которую первооткрыватели назвали Землей Николая Второго. Если наше государство претендует не на словах, а на деле застолбить своё место в Арктике, то тем более острова эти должны быть переименованы, особенно остров Комсомолец и остров Октябрьской революции или катастрофы, которая только за первые 5 лет (1918-1922 г.г.) унесла 18 миллионов русских. Чем не русский холокост?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/26/py...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010