Екатеринбург. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1808 и 1821. В 1863 расширена приделами. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Походная, д. 2 Координаты: 56.780806, 60.64904 Проезд:На троллейбусах 1, 6 или автобусах 05, 17, 19, 81, 042, 102, 130, 133, 154, 182, 05А, 129А из разных районов города до ост. Уктус, пройти обратно 80 м до ул. Лыжников, повернуть налево и пройти 370 м, повернуть направо и пройти 100 м до входной группы храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Преображенская церковь. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1808 г. Храм закрыт в 1937 году и его здание было отдано заводу эбонитовых изделий, вследствие чего было сильно изуродовано - колокольню снесли и купол обезобразили. В 1995 году храм был возвращен верующим и началась его активная реставрация. В церкви находятся частицы мощей прп. Олега Брянского, игумена Иова Почаевского, прп. Далмата Исетского, а также киево-печерских и оптинских старцев. Есть и чтимая икона Богоматери " Всецарица " . Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая городская церковь во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной — во имя Святителя Николая. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и в 1863 году заложены в новом месте. После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании в 1942 году разместился цех Свердловского завода эбонитовых изделий.

http://sobory.ru/article/?object=01221

Екатеринбург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы при Верх-Исетском заводе. Карта и ближайшие объекты Первоначальный деревянный храм, на месте сегодняшней разваленной Успенской церкви, был заложен в 1761 году. Храм построен и освящен в 1763 году. В 1831 году взамен старого, обветшалого здания был построен каменный храм с двумя престолами. Церковь строили на пожертвования заводских владельцев Яковлевых при участие архитектора М. П. Малахова. Освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы состоялось 17 марта 1838 года. Ремонт и обновление церкви происходило в 1887 году. Статус собора храму был присвоен 11 мая 1912 года указом Священного Синода. После Великой Октябрьской революции в России начались гонения на церковь, проводимая политика партии была направлена на отделение церкви от государства. В результате этих действий здания у храмов отбирали, а церковные общины распускали. Успенский собор постигла та же участь. В 1930 году здание у собора отобрали, купола снесли, колокольню разобрали. Внутренние помещения здания перестроили под хлебозавод, который 70 лет проработал в нем с 1943 года по 2008 год. Здание вернули православной церкви, но для того, чтобы должным образом восстановить храм, потребуется много средств и усилий. Богослужения ведутся во временно оборудованном помещении. Источник информации - Успенский собор расположен на восточной границе предзаводской площади Верх-Исетского завода (ныне площадь Субботников). В XIX – первой половине XX вв. здание храма являлось архитектурной доминантой не только предзаводской площади, но и всего заводского поселка. Поселок не входил в черту города, но территориально и административно принадлежал Верх-Исетскому заводу. По данным начала XX в. «в заводе» (поселке) насчитывалось более 1 500 дворов с 11 000 жителей. Застройка поселка состояла главным образом из одноэтажных деревянных жилых домов, каменные строения были сосредоточены на территории завода и прилегающей территории. Основное занятие жителей поселка – «горнозаводские работы, заготовка и сплав древесных материалов, работа на ближайших золотых приисках. Многие занимаются различными ремеслами: кузнечным, слесарным, лудильным, токарным, плотничным, столярным, экипажным и красильным. Среди жителей имеются: каменщики, портные, сапожники, резчики, гранильщики, шлифовщики, повара и садовники».

http://sobory.ru/article/?object=13442

Епископ Таллинский и Эстонский Алексий, 1961 год. ЖМП 12 декабрь 2019 /  5 декабря 2019 г. 11:37 Архипастырь Эстонской земли 5 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II В декабрьском номере " Журнала Московской Патриархии " будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть " Журналу Московской Патриархии " рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова. Жизнь Святейшего Патриарха Алексия II была неразрывно связана с Эстонией Его отец Михаил Александрович Ридигер происходил из дворянской семьи, в юности соби­рался стать юристом, но Октябрьский переворот 1917 года нарушил эти планы. Семья Михаила, опасаясь репрессий со стороны новой власти, эмигрировала из Петрограда в Эстонию. В годы революции и гражданской войны многие представители дворянства, духовенства, участники белого движения эмигрировали в объявившие независимость балтийские страны, надеясь уберечься там от преследований большевистской власти. В 1926 году Михаил Александрович женился на Елене Иосифовне Писаревой, дочери офицера царской армии, убитого в 1917 году солдатами в Выборгской крепости. Революционные события принесли в жизнь молодых людей горе и нищету. Однако Михаил и Елена сохранили искреннюю веру в Бога. Супруги стали активно участвовать в церковной и общественно-религиозной жизни Таллина. Молодая чета Ридигер была в числе активистов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Впоследствии Святейший Патриарх Алексий вспоминал, что родители были участниками Пятого съезда РСХД, проходившего в июне 1932 года в Эстонии, в Пюхтицком монастыре. В независимой Эстонии в условиях религиозной свободы могли проходить такие конференции, в то время как в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х годов гонения на Церковь приобрели беспрецедентные масштабы. О проведении подобных съездов не могло быть и речи.

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_ale...

" ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ " ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику " Собеседник " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) 14.04.2001 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . " Я прятал куклы от младшей сестренки... " — Ваше Святейшество, в этом году исполняется 40 лет вашей архиерейской хиротонии. Что значили для вас эти годы служения Богу и Церкви, что прежде всего вспоминается сейчас? — Одному Богу известно, сколько каждому из оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось пережить!.. Архиерейская хиротония — это посвящение в довольно высокую степень священства, во епископа. Я же в Церкви, можно сказать, с малых лет. Сколько помню себя, служу Богу. — Как известно, в миру вы — Алексей Михайлович Ридигер. Само имя Алексей означает " человек Божий " . Выходит, ваши родители с колыбели готовили вас к священной миссии? — В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме — это стало первым моим послушанием — и твердо знал: буду священником и никем иным! Разумеется, к столь бескомпромиссному выбору подвели меня мои бесценные родители. Отец, Михаил Александрович, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из древнего рода Ридигеров. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов, в том числе и героя Отечественной войны 1812 года генерал-адъютанта графа Федора Ридигера, военного министра царского правительства в 1905—1909 годах Александра Ридигера, о мужестве которого во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов ходили легенды. Папа должен был продолжить семейную традицию и для начала поступил в Императорское училище правоведения — одно из самых привилегированных учебных заведений в те времена. Но грянула революция 1917 года, за ней — октябрьский переворот. Спасение отец нашел в эмиграции. Поселился в Эстонии, где через несколько лет сочетался законным браком с моей будущей мамой — Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля, ныне Таллина. Я был единственным сыном у родителей. Нас связывали крепкая любовь и особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья воистину становится домашней Церковью. К десяти годам выучил наизусть литургию.

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Жребий святого патриарха Тихона Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» 18 ноября, 2014 Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, митрополит Московский Тихон был избран на патриарший престол. Какую роль это событие сыграло в истории Русской Церкви? Размышляет Арсений Замостьянов. Во времена царя Фёдора Ивановича в Москве был устроен «высочайший престол патриарший». Но при Петре Первом , на рубеже веков, после смерти патриарха Адриана, выборы нового Святейшего не состоялись. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский — архиерей, пытавшийся сопротивляться самым радикальным и поспешным реформам первого русского императора. И в 1718 году усилившийся Пётр провёл церковную реформу, по существу, огосударствление Церкви. Вековые традиции, на которых держалась Русь, выкорчёвывались безжалостно. Митрополит Стефан не принимал участия в разработке церковной реформы — и с грустью принял возложенную на него роль президента Синода. Ведь он был противником самой идеи этого учреждения!.. Духовный регламент для Синода сочинял, по большей части, Феофан Прокопович — правая рука Петра в делах церковных. Больше двух веков в православной империи не было патриарха. И — вот она, ирония истории! — патриаршество удалось восстановить через несколько дней после взятия Зимнего, после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Более того, появление в политической жизни могущественных атеистических сил помогло сторонникам возрождения патриаршества отстоять свои позиции. Ведь на Соборе громко звучали и голоса против этого решения. Многие (в особенности — профессура духовных академий) опасались, что в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после 25 октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.

http://pravmir.ru/zhrebij-svyatogo-patri...

Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриархи Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение. о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинскою образа Божией Матери, свидетельствующем об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской. 2. Призвать всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия.

http://pravoslavie.ru/9367.html

«За веру православную стою…» Козьма Минин Размышления на праздник 4 ноября, 2014 Размышления на праздник Десятилетие назад этот день стал государственным праздником – взамен 7-му ноября. Выбрали 4-е ноября во многом случайно. Просто не хотели, чтобы праздник, связанный с освобождением Москвы от поляков, совпадал с днём Октябрьской революции. А праздник можно было назначить на любой из дней первой декады ноября. Ну, 4-е так 4-е. Лишний повод вспомнить о народном подвиге, да и Казанская, как-никак. В начале 17 века «спор славян между собою» зашёл далеко. Немало острых вопросов следовало разрешить в те годы. Сохранит ли Русь независимость? Сохранится ли православное московское царство? Кто станет центром притяжения восточнославянских народов? Бороться за будущее приходилось в условиях безвластия, смуты, когда Русь раздирали не только иноземные захватчики, но и местные авантюристы. Разбойники, самозванцы… В этой ситуации страдало крестьянское большинство, да и жители крупных городов (в первую очередь – москвичи) испытывали опасность грабежей и голода. Кто встал за Русь в те дни? По-своему боролись монахи, казаки, воины. Во дни роковые Русь не смогли уберечь те, кому это положено «по штату». Дворянство и его высшая элита – боярская аристократия – запуталась в годы династического кризиса. Не могли сделать выбор между верностью государю и государству и феодальной самостийностью. От такой самостийности до предательства и вероотступничества – один шаг. После расцвета самодержавия, который пришёлся на годы правления кроткого царя Феодора Иоанновича и первые годы царствования Бориса Годунова, наступил затяжной кризис. Элита оказалась бессильной перед польской опасностью. По большому счёту, бояре готовы были служить польскому монарху, только хотели выторговать себе новые привилегии. Нам повезло, что к польскому владычеству непримиримо относились духовники Руси, наше священство, ещё не расколотое Никоновыми преобразованиями. Среди самых ярких героев сопротивления – как минимум, два церковных иерарха. Это – святой патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий, игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один князь Рюрикова дома – Дмитрий Пожарский. Ещё – один мужик, ставший символом борьбы за русского царя – Иван Сусанин.

http://pravmir.ru/za-veru-pravoslavnuyu-...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешняя видимость семьи может рассыпаться в любой момент» О гражданском сожительстве 06.04.2020 1316 Время на чтение 3 минуты В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы нравственной оценки распространенной практики сожительства мужчины и женщины без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Любое государство, независимо от уровня его экономического развития, следит за численностью своего населения, а также за образованием и расторжением «ячеек» общества (семей). Очевидно, что такая масштабная работа должна выполняться специальным учреждением. В России до 1917 года учёт народонаселения велся церквями, рождение и смерть регистрировались в специальных книгах. В то время в России официально было единое вероисповедание – православное, и регистрацией населения занималась Русская Православная Церковь. После Октябрьской революции функции учёта населения страны были переданы специальному органу записи актов гражданского состояния, сокращенно – ЗАГС. Декретом от 18 декабря 1917 года было предписано передать все книги регистрации населения из церквей в местные отделения ЗАГСов. В настоящее время деятельность ЗАГСов регулируется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ. В соответствии со статьей 3 указанного закона «Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан». Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Этот краткий обзор юридической стороны рассматриваемого вопроса необходим для того, чтобы глубже понять позицию тех, кто считает, что гражданский брак и гражданское сожительство – это одно и то же. На самом деле – гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Гражданское сожительство – это сожительство мужчины и женщины без какой-либо государственной регистрации. Если в первом случае супруги имеют определенные действующим законодательством права и несут предусмотренные тем же законодательством обязанности, то во втором случае – никаких прав и обязанностей семейное право не предусматривает.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/vn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышел 3-й в 2017 году номер журнала «Родная Ладога» Традиционно в издании представлены разделы по основным культурно-просветительским и литературно-художественным направлениям 27.07.2017 649 Время на чтение 10 минут Материалом, определяющим и раскрывающим главную идею номера, является опубликованная в разделе «История и современность» статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Не умолкает славянская служба или " Дуб – русский! " », посвященная 200-летию со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви архимандрита Антония (Капустина)». «С середины XIX века Палестина стала объектом пристального внима­ния западных стран. Пруссия и Франция, протестанты и католики решили упрочить здесь свое положение. И это им во многом удавалось, так как пра­вославные в Османской империи составляли этно-конфессиональное мень­шинство. Требовалось усиление позиции Русской Православной Церкви. Первая Русская Духовная миссия в Палестине под руководством архимандрита Порфирия была больше ознакомительной и представительской. Но именно она заложила основы просветительской деятельности для следую­щих миссий. 1 сентября 1865 года на место Начальника Миссии прибыл назначенный митрополитом Московским Филаретом архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) » , - пишет автор во вступительной части статьи, в которой на примере жизни и миссионерской деятельности архимандрита Антонина раскрывает значение и роль Российского государства в его борьбе за влияние и усиление позиций Русской Православной Церкви на ближнем Востоке. В этом же разделе - «История и современность» - публикуется отрывок из историко-литературного повествования санкт-петербургского писателя, постоянного автора журнала «Родная Ладога» Николая Коняева (Санкт-Петербург) «Последний путь Государя». Накануне 100-летия Октябрьской революции, автор, осмысливая её трагические последствия, пишет: «Завершая династию, Николай II пошел по пути страстотерпца Бориса. Командуя дружиной своего отца, равноапостольного князя Владимира, Бо­рис, несмотря на очевидное превосходство в силе, отказался от войны за великокняжеский престол с братом Святополком, пожертвовал собою ради предотвращения разорительной для страны междоусобной войны...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/27/vy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010