@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «Великая русская революция» или три в одном? Новую терминологию обсудили историки Санкт-Петербурга Анна Бархатова   19:24 13.04.2017 1703 Время на чтение 4 минуты Новой терминологии в обозначении названий Февральской и Октябрьской революций, а также изменений их хронологических рамок была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 27 марта в петербургском отделении ТАСС. Термин «Великая русская революция» появился при разработке концепции единого учебника истории России в 2013 году. В концепции говорится о Великой русской (иногда употребляется термин «российской») революции, прошедшей несколько этапов - в феврале 1917 года, в октябре и гражданскую войну 1917 - 1923 годов как продолжение этих событий. Напоминаем, что единый стандарт преподавания истории в школе разработала группа с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина, бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, министра культуры Владимира Мединского и директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна в качестве научного руководителя. Из единого учебника истории новый термин тихо перекочевал в научную и медийную сферы и, став реальностью, с которой волей-неволей приходится считаться, и возбудил в различных кругах споры, которые активизировались к 100-летию эпохального перелома в российской истории. Мы публиковали ранее мнение по этому вопросу главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова. На конференции своими размышлениями о различных подходах к периодизации октябрьского переворота и переосмыслении событий того времени поделились доктор исторических наук, профессор, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Николай Смирнов, директор Института истории СПбГУ, доктор исторических наук Абдулла Даудов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Колоницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Константин Тарасов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/13/ve...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Великий инквизитор» и трагедия исихазма в России История и тайны «имяславских» споров Алексей Величко   00:05 21.10.2023 7205 Время на чтение 71 минут «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31) «Имя Божие есть не только средство обозначения Божества или Его призвания, но есть и словесная икона, потому она свята» (протоиерей Сергий Булгаков) «Если Крест – не тоже, что Христос, Ты б кому мольбу свою принёс? Если Имя Божие – не Бог, Ты б тогда кому молиться смог?» Д.В. Сивиркин Немногим более ста лет назад случилось событие, которое современный авторитетный ученый и видный иерарх Русской церкви обозначил как страшный удар по афонскому русскому монашеству, силой своей сопоставимый с тем, какой нанесла Октябрьская революция 1917 г. и последующее «воинствующее безбожничество». Достаточно напомнить, что вследствие гонений, организованных Святейшим Синодом Русской церкви, Константинопольским патриархатом и правительством Российской империи число монахов на Афоне уменьшилось на полторы тысячи человек в течение одного только года . Размер же «репутационного ущерба», выражаясь современным языком, оценке вообще едва ли подлежит.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

“Храм оставленный — все храм…” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 24 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 (Штрихи к истории открытия университетской церкви святой мученицы Татианы) “Наступила ненастная ночь, а когда я прибыл в Университетскую церковь, то разразилась жестокая гроза. Точно в назначенное время подъехали два грузовика с рабочими, которые под проливным дождем при грозных раскатах грома и блеске молнии приступили к своей разрушительной работе. Крест и икона были сняты довольно быстро, но сбивание надписи 1 потребовало значительного времени. Лишь под утро работа закончилась… Что же касается рабочих, то несмотря на то, что был послан, по-видимому, особенно испытанный кадр, в лицах и движениях их явно сквозило смущение, вызванное как странностью порученной им ночной работы, так и грозной картиной разбушевавшейся стихии…” 2 . Так начинается история разорения домового университетского храма святой мученицы Татианы. Описываемые события относятся к 1919 году и принадлежат перу ректора Московского университета М. Новикова, отданного под суд в том же году за медлительность и неисполнение декрета о ликвидации домовых церквей. Вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи выбивается лозунг “Наука — трудящимся”; правда, потом и его снимут. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. А 6 мая 1958 года в здании быв­шего храма открывается Студенческий театр МГУ. Великая актриса А. А. Яблочкина, разрезая на открытии ленточку, обратилась тогда к молодому коллективу театра с напутствием: “Несите красоту и правду жизни!”. На протяжении трех последующих десятилетий деятели искусства будут помнить это завещание Яблочкиной. Забудут лишь в 90-х… Но об этом чуть позже. Первым руководителем Студенческого театра в 1958–1960 годах стал молодой и талантливый актер и режиссер Ролан Быков. Этот театр воспитал многих известных артистов: Ию Савину, Аллу Демидову, Марка Захарова и других. В хрущевскую “оттепель” Студенческий театр был отдушиной для творческой молодежи. Благодаря талантливым и свободолюбивым постановкам театр приобрел широкую популярность. О том, что здесь когда-то была университетская церковь и сцена находится как раз на месте алтаря, в последние десятилетия, разумеется, кто уже не вспоминал, а кто и не знал.

http://pravmir.ru/hram-ostavlennyiy-vse-...

     Светский взгляд на историю нуждается в избавлении от идеологем прошлого Следует с сожалением отметить, что место Церкви в истории нашего народа по-прежнему нередко недооценивается или оценивается неадекватно. При чтении некоторых научных трудов может сложиться впечатление, что история России развивалась как бы помимо Церкви, без ее участия и что Церковь не дала России ни героев, ни святых, ни выдающихся государственных деятелей. Авторы таких трудов большое внимание уделяют политическим событиям, экономическим достижениям, в то время как духовная сфера жизни народа практически игнорируется. Такое положение вещей является следствием инерции, идущей от советского времени, когда вся отечественная история представлялась как серия эпизодов в многовековой «классовой борьбе», венцом которой стала Октябрьская революция. Ну, все знали о Разине, Болотникове, Пугачеве, о Юрьевом дне, но очень мало знали о гениях духа, о выдающихся личностях, во многом определивших мировоззрение своего народа. Роль Православия в жизни страны замалчивалась. Убежден, что светский взгляд на историю нуждается в избавлении от идеологем прошлого, и историческая справедливость в отношении той судьбоносной роли, которую Церковь играла в истории Отечества, должна быть восстановлена. Тем не менее, наследие советского прошлого не вполне изжито, как я только что сказал. Оно проявляется, в частности, в том, с каким трудом происходит вхождение теологии в светское образовательное пространство. Вроде бы теология уже внесена в классификатор научных специальностей, утвержден паспорт этой специальности, но нам говорят: «Диссертации по теологии вы защищать можете, а ученые степени будут присуждаться по смежным дисциплинам». Еще одной проблемой, которая широко обсуждалась в текущем году, является разрыв между университетским и школьным образованием. Интеграция объективной позиции в отношении отечественной истории в школьную программу протекает крайне медленно, все еще сохраняются старые схемы в преподавании исторических дисциплин. Здесь есть и объективный фактор: традиционный временной разрыв между университетским и школьным образованием; и субъективный – привычка к старым методикам.

http://pravoslavie.ru/88045.html

  разделы   рассылка  распечатать Мария Морозова, Диана Евдокимова, Маргарита Коржук, Яна Сергеева Вернуть свято место. Передавая РПЦ имущество, власти нередко игнорируют проблемы выселяемых организаций Источник:  Новые известия В собственность РПЦ могут быть переданы более 12 тысяч церквей. В конце прошлой недели на заседании рабочей группы при президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения патриарх Кирилл говорил о проблеме финансирования разрушенных святынь. По его словам, государству следует выделять на эти цели в 100 раз больше средств, чем сейчас. Эксперты полагают, что с каждым годом запросы РПЦ будут только расти, учитывая ее желание вернуть себе строения и земли, принадлежавшие ей до 1917 года. Закон о " церковной реституции " вступил в силу полгода назад, и пока клирики готовят списки желаемого для согласования с властями. Однако по всей стране уже прокатилась волна недовольства среди граждан. В нужных Церкви помещениях чаще всего базируются социальные учреждения – детские сады, школы, музеи, театры. Государство не спешит предложить им альтернативные строения, а церковь не считает происходящее своей проблемой. В скором времени Санкт-Петербург может лишиться абортария, который находится в здании бывшей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Защитники одноименного храма обращаются во все инстанции для возврата здания Русской православной церкви (РПЦ). Помочь им в этом может вступивший еще полгода назад в силу закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности " . Согласно ему, получить помещения и территории клирики смогут бесплатно. Вопрос, стоит ли возвращать религиозным организациям имущество, которым они обладали до 1917 года, вызывал ожесточенные споры. Историков и искусствоведов волновал в первую очередь вопрос сохранности исторических ценностей, которые у верующих являются предметами культа. Но постепенно на первый план стала выходить проблема освобождения зданий и территорий, принадлежавших церквям до Октябрьской революции. Эксперты еще при рассмотрении законопроекта указывали, что многие социально ориентированные организации могут оказаться без крыши над головой.

http://religare.ru/2_86916.html

Алатырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена на средства прихожан в 1779 г. вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 г. Колокольня с приделом прп. Кирилла Новозерского Чудотворца в 1887 - 1890 гг. построена на " иждивение " алатырского купца 2-ой гильдии К.Н. Попова, позднее его усыпальница. Колокольня выполнена в так называемом псевдорусском стиле. Это четырехъярусное строение высотой до 40 м. Нижние два яруса являются четвериками, на которых находятся два восьмириковых яруса. Она имеет богатое декоративное убранство, выполненое главным образом за счет применения тесаного кирпича. Разновидностей его насчитывается до полутора десятков. Отдельные элементы кирпичного декора мастера покрыли известковым раствором, что придает им вид белого камня, которым облицован цоколь. Толщина стен первого яруса достигает 166 см. Чуть поменьше до 110 см - толщина стен у здания церкви. Также у комплекса церкви есть подземных ход, вход находится в восточной стене южного придела церкви. Слева от церкви находится двухэтажный дом, построенный в 1887 г. на средства того же купца и подаренный церковно-приходской школе и церковному попечительству. Комплекс располагался на Старо-Базарной площади на пересечении улиц Московскойи Симбирской (теперь площадь Октябрьской революции). В церкви находились чудотворные иконы и святые мощи. В 1925 г. произошла опись церковного имущества большевиками, после чего они были утеряны. Церковь закрыта в 1930-х гг. В 1939 г. церковь была перестроена под мельницу, был настроен 2 этаж. У колокольни были снесены два придела, с северной и южной стороны, от которых сохранились следы и незначительные участки стен, позднее колокольня была приспособлена для учебных прыжков с парашютом, одновременно в ней находилась пожарная каланча. В 1957 г. церковь была признана памятником архитектуры. В 1958 г. весь окружающий квартал церкви снесли, и на его месте построили завод " Электроприбор " , после этого в здании церкви была тарная мастерская этого завода. До начала 1990-х гг. здания церкви использовались для подсобных нужд завода. 

http://sobory.ru/article/?object=04992

Александр Николаевич (7.10.1909, имение Каменка Осташковского у. Тверской губ.- 2.10. 2001, Москва), протопр. Из семьи чиновника. После Октябрьской революции 1917 г. семья К. эмигрировала в Эстонию. Учился в гимназии в Таллине, состоял членом эст. отд-ния Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1930 г. поступил в Рижскую ДС ( Труфанов В. Из истории Рижской православной ДС (1926-1936 гг.)//Православие в Латвии: Ист. очерки. Рига, 1997. Вып. 2. С. 11), по окончании к-рой в 1933 г. планировал продолжить образование в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако по совету иером. Иоанна (Шаховского ; впосл. архиепископ) отказался от этого намерения; вскоре женился на деятельнице РСХД Каллисте Ивановне, урожд. Кельдер (1911-1997). 19 авг. 1933 г. митр. Таллинским и всея Эстонии Александром (Паулусом) , главой Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) в юрисдикции К-польского Патриархата, рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. Служил в ивангородской крепостной ц. Успения Божией Матери. В 1934 г. К. был утвержден в должности редактора апологетического листка «Миссионерские заметки». Был ответственным представителем в Принаровье и нек-рое время ответственным редактором выходившей с 1935 г. газеты Русского христ. движения крестьянской молодежи «Путь жизни». Активно способствовал организации одноименного издательства. В 1935 г. избран представителем от эст. отд-ния РСХД и направлен на съезд Совета в Буаси близ Парижа. В 1936 г. К. был утвержден председателем миссионерского общества «Православный миссионер». 1 дек. 1938 г. переведен в таллинскую Николаевскую ц. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впосл. вспоминал, что в детстве прислуживал К. за богослужениями в этом храме ( Золотов-Светозаров. 2001. С. 25). В 1938 и 1939 гг. К. организовывал и возглавлял паломничества правосл. верующих из Эстонии в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь (тогда - на территории Финляндии), в которых участвовал буд. патриарх с родителями. В 1939 г. К. был избран товарищем председателя церковной орг-ции «Общество содействия дошкольному воспитанию». Осенью 1940 г. назначен помощником Таллинского (Ревельского) благочинного.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Аннотация В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева , в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия. Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики. Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева 1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г. 2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова 3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого) , впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского) , в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Беседа 11. Если потребуется, Бог встанет со Своего трона и спустится, чтобы помочь тебе. Сколько рук у Бога? Не будь занудой! Праведному Церковь не нужна. Святые и мы – одно Тело. Какой молитвослов был у апостолов. Сегодняшнее Евангельское чтение показало нам, что Господь готов искать нас по улицам, по переулкам, по дорогам и по изгородям. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова и начинаем чтение 4-й главы Апокалипсиса. 4 глава содержит в себе начало нового видения, второго видения, изображение нового величественного зрелища, открывшегося пред взором святого Иоанна. И начинается повеление ему взойти в отверстую дверь Неба, чтобы увидеть, чему надлежит быть после сего. Итак, 4 глава начинается такими словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» ( Откр.4:1 ). Мы с вами изучили в Откровении послания семи церквам. Как мы с вами увидели, семь церквей – это и семь реальных общин, которые существовали в древние времена, во дни апостолов, но это в то же время и семь периодов в истории Церкви, а также – это и семь духовных состояний, которые могут переживать разные христианские собрания. Отличительная черта собеседования Господа с разными церквами – это доброжелательное отношение к каждой христианской общине, хотя мы увидели, что у этих общин были различные, иногда очень серьезные проблемы. Но, как сегодня было сказано на проповеди, Бог не меняет отношения к нам, Бог неизменяем, Бог – не человек, чтобы Ему изменяться. Итак, 4 глава начинается словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» . Андрей Кесарийский поясняет: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа». Господь имеет намерение не скрывать Свои тайны от рабов Своих. И в разные времена существования исторического христианства Господь всегда по-новому открывает людям Свои тайны, потому что каждое время, имеющее свои особенности, имеет и новое видение Божественных Тайн. Помните, как мы с вами беседовали о печати антихриста, и мы вспоминали наших родителей, наших дедов, прадедов. Когда была октябрьская революция, они все были уверены, что это пятиконечная звезда. И они были правы. В другие времена христиане имели другое представление о том, что такое печать антихриста, и они тоже были правы. Для каждого времени есть свои искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богородское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1816 и 1839. Адрес: Нижегородская область, Воскресенский р-н, с. Богородское Координаты: 56.7796, 45.53628 Проезд:Из Воскресенского в направлении республики Марий Эл до с. Богородское Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ныне существующая каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское (первоначально имевшей и второе название – Коткишево) Воскресенского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Макарьевского уезда Нижегородской губернии) заменила собой деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1745 году. В начале XIX века приход села Коткишева составляли крепостные крестьяне вотчины майора Петра Александровича Собакина. Само село, расположенное на берегу реки Ветлуги, образовывало вместе с приписанными деревнями достаточно крупный приход: в 1818 году он насчитывал 616 дворов. При этом его настоятели неоднократно (по крайней мере, в первой половине XIX века) назначались смотрителями благочиннического округа. Согласно клировым ведомостям, строительство каменной церкви в селе началось «тщанием прихожан» в 1816 году. Какого-либо специального дела об этом строительстве в фондах Центрального архива Нижегородской области не обнаружено, как и проектных чертежей. Автор проекта, соответственно, не установлен. Можно лишь предположить, что какое-то отношение к возведению храма имел нижегородский губернский архитектор И.И. Межецкий, занимавший эту должность с 1803 года. В круг его обязанностей входил и надзор за церковным строительством. Возведение Казанской церкви затянулось на длительный период. Клировые ведомости называют датой окончания постройки 1839 год, а датой освящения главного престола в честь Казанской Божией Матери – 25 сентября 1847 года. За это время село Коткишево (Богородское) стало вотчиной помещиков Левашовых. Опись церковного имущества, составленная 1 декабря 1846 года, дает еще две даты: в 1827 году преосвященнейшим Афанасием был священнодействован «антиминс на белом атласе» Петропавловского придела, а в 1845 году преосвященнейшим Иоанном – «антиминс на голубом атласе» Предтеченского придела. Это означает, что в 1827 году началось богослужение в приделе, посвященном святым апостолам Петру и Павлу, находившемся с левой (северной) стороны трапезной, а в 1845 году – в правом (южном) приделе в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Оба они являлись «теплыми», то есть отапливались.

http://sobory.ru/article/?object=28987

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010