Содержание Введение 1. Ранний период жизни и творчества Андрея Рублева (1360–1405 гг.) 2. Второй период жизни и творчества Андрея Рублева (1405–1425 гг.) 3. Третий период -жизни и творчества Андрея Рублева (1425–1430 гг.) 4. Значение Андрея Рублева в истории русской и мировой культуры     25 июля 1966 года, в последний день работы Всемирной Конференции « Церковь и общество» в г. Женеве, глава делегации Московского Патриархата, член Исполнительного комитета ЦК ВСЦ митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим вручил в дар Всемирному Совету Церквей от Московского Патриархата копию иконы Святой Троицы, написанной около 1425 года великим русским иконописцем Андреем Рублевым. Эта икона является не только бессмертным произведением искусства, но и своего рода свидетельством и исповеданием православной веры. Иконописец запечатлел на этом образе свои мысли о важнейших догматах христианства (о триедином Боге, об искуплении), объединил прообразы Ветхого Завета с символами Нового Завета и передал грядущим векам запечатленную в красках внутреннюю красоту духовности и благочестия, свойственного восточному Православию. Настоящая статья может рассматриваться как краткое пояснение к дару, врученному от Русской Православном Церкви Экименическому движению в знак искреннего братства и глубокой приверженности к Божественному завету о христианском единстве. Введение Очень немного достоверных сведений о жизни и творчестве великого русского иконописца конца XIV – начала XV в. Андрея Рублева дошло до нашего времени. Поток времени унес с собой навсегда многое, что, в случае его сохранения, составило бы великую драгоценность в общем достоянии науки. Кроме того, ни одна из уцелевших икон, возможно, принадлежащих кисти Рублева, не имеет на себе его подписи, ибо благочестивые иконописцы древней Руси почитали греховным тщеславием увековечивать таким способом славу своего имени. Любители и ценители древнерусского искусства подчас с чувством скорбной безнадежности говорили о том, что «манера Рублева остается непознанной, загадочно-волнующей, таинственной, словно она погружена в глубокую дремоту веков под слоями ремесленной краски, штукатурки или олифы, как погружен в дремоту векового молчания сам иконописец, смиренный, «чудный и добродетельный» чернец Рублев» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Раннемосковская эпоха охватывает XIV – первую половину XV столетий и связана с возвышением нового центра Руси возникшего благословением святителя Петра, переселившегося в Москву и почивающего в ней своими святыми мощами. В Москве, окрепшей духовными подвигами преподобного Сергия и ратными трудами св. благоверного князя Димитрия Донского, сложилось зодчество, преемствующее владимиро-суздальским традициям, а вместе с тем и всем достижениям домонгольской архитектуры. Храмы этого времени белокаменные, крестово-купольные, четырёхстолпные, трёхапсидные и одноглавые, при повышенных подпружных арках, с приподнятой центральной частью, с закомарами и кокошниками килевидной формы, создающими образ пламенеющего венчания церквей, с килевидной же формы перспективными порталами с характерными бусинками посреди стволов колонок, с тройными орнаментальными полосами, опоясывающими храм (вместо владимирских аркатурно-колончатых поясов). Наиболее яркие примеры: два храма в Звенигороде – княжеский Успения на городке (1399 г.) и собор Саввино-Сторожевского монастыря начала XV в., Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г. – время обретения мощей преподобного Сергия), Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в 20е гг. (в нём есть элементы с трёхлопастными очертаниями). В эту эпоху сформировался тябловый иконостас с деисусным, праздничным и местным (сверху вниз) рядами. В такой системе балки, несущие на себе иконы, вставлены в гнёзда предалтарных столбов. Русская икона данного времени, в том числе и среднерусского региона, из которого вырастает со своими особенностями искусство Москвы, постепенно наполняется влияниями современного ей поздневизантийского искусства. XIV в. этап становления московской школы. Центральными событиями её истории стали работы выдающихся мастеров – Феофана Грека (приблизительно 1335–1415 гг.) и преподобного Андрея Рублёва (около 1360–1430 гг.). Творчество последнего преобразило характер московской школы и повлияло на всё развития русской церковной живописи.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет три имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV век), Андрей Рублев (1360 или 1370—1430) и мастер Дионисий (род. в 30—40 гг. XV века, умер в первые годы XVI века). Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого, в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си» , то есть умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении преподобный Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати сподобитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводи™ ко еже от вещных вапов написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых» . Богословием исихазма и, в первую очередь, учением об умной молитве руководствовался в своем творчестве и мастер Дионисий . Инии мнози таковы же; это были и русские, и греки, и южные славяне, сформировавшиеся в орбите непосредственного влияния или наследия преподобного Сергия, поколения иконописцев, стоявших на необычайно высоком духовном и художественном уровне. В этих поколениях некоторые имена известны, но не связываются с определенными достоверными произведениями, большинство же мастеров остаются анонимными. На Руси подъем духовной жизни и расцвет святости совпал с распространением ересей, и расцвет церковного искусства — с проявившимся в этих ересях иконоборчеством . Около середины XIV века в северо-западной Руси возникает ересь стригольников (по мнению одних — в Пскове, по мнению других — в Новгороде). Это было первое движение, направленное против Церкви, проникнутое критическо-рационалистическим духом. Стригольники отрицали иерархию, церковные догматы и таинства . Хотя о их иконоборчестве нигде прямо не говорится, однако по общему характеру этой ереси можно заключить, что они не могли почитать икон.

http://sedmitza.ru/lib/text/440356/

Еще один важнейший ансамбль 2-го десятилетия XIV в., ключевой памятник для местного искусства Македонии и Сербии, - росписи ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, заказчиком к-рых был серб. кор. Милутин. Обширная иконографическая программа включает кроме обычных тем Акафист Богородице, ветхозаветные прообразы Богоматери, житие прп. Герасима Иорданского. Манере анонимного мастера, близкой к манере художников из Фессалоники Георгию Каллиергису, Михаилу Астрапасу и Евтихию, к-рые работали в Сербии и в мон-ре Хиландар на Афоне, свойственны ясность повествования, композиционного и пропорционального построения, плотность яркого колорита и повторяемость приемов. В кафоликоне мон-ря Христа Спасителя в Веррии (1315) росписи были выполнены известным в Фессалии худож. Георгием Каллиергисом. Иконография сцен соотносится с росписями ц. Николая Орфаноса. Пластичность движений, изощренность рисунка и богатство колорита связаны с общими тенденциями раннепалеологовского искусства. В кафоликоне серб. мон-ря Хиландар на Афоне в 1318-1320 гг. также по заказу кор. Милутина были выполнены росписи предположительно мастерами Михаилом Астрапасом и Евтихием. Эти монастырские росписи близки к росписям придворной аристократической традиции палеологовского ренессанса с ее интенсивной стилизацией античных архитектурных мотивов, велумов, одеяний и нарочито сложными композициями. В кафоликоне ставропигиального мон-ря Влатадон в Фессалонике сохранились фрагменты росписей 1360-1383 гг., в к-рых дважды повторен портрет свт. Григория Паламы - это важное свидетельство связи мон-ря с исихастским движением. Фрагменты включают образ Христа Пантократора, ангелов и пророков в рост в куполе, праздничные сцены, чудеса Христовы, образы преподобных и воинов, сцену «Три отрока в пещи огненной». Стиль этих росписей отражает драматическое искусство столицы 2-й пол. XIV в. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись ц. Богородицы Пантанассы в Мистре. Ок. 1430 г. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись ц. Богородицы Пантанассы в Мистре. Ок. 1430 г. В 1359/60 г. была выполнена роспись 2-го слоя ц. Таксиархов (Старая Митрополия) в Кастории в традиции местного провинциального искусства обостренно экспрессивного и антиклассического характера, далекого от столичных рафинированных образцов. К числу провинциальных македон. храмов, но высокого художественного уровня, восходящего к традиции солунских росписей (ц. Николая Орфаноса), относятся также росписи ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории 1384/85 г., выполненные по заказу братьев Стояса и Феодора Музакисов из Албании и иером. Дионисия.

http://pravenc.ru/text/166461.html

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Однако научный интерес, идущий в данном случае рука об руку с религиозным чувством, побуждал и побуждает многих к кропотливому и тщательному разысканию и исследованию всего, что может пролить свет на личность и творчество великого иконописца. Радостно сознавать, что значительный вклад в дело изучения творчества Андрея Рублева внесли не только наши отечественные исследователи XIX и начала XX в., но и выдающиеся современные нам советские искусствоведы. 1. Ранний период жизни и творчества Андрея Рублева (1360–1405 гг.) Год рождения Андрея Рублева точно не известен: его полагают в пределах между 1350 и 1370 гг. 2  В качестве более или менее вероятной даты условно может быть указан 1360-й год. Основание для такого предположения можно усматривать в летописном свидетельстве о том, что Андрей Рублев, как и его спостник и сотрудник Даниил Черный, скончался «в старости честне» 3 ; между тем, кончина его последовала как известно, в 1430 3  или 1427 г. 4 Обстоятельства детства и юности великого иконописца совершенно неизвестны. Когда и где он вступил на поприще иноческой жизни, мы также не знаем. Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник (л. 152 об.) 5  сообщает, что «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше  многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго» 6 . Из этих слов как будто вытекает, что до поступления в обитель преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублев уже находился в послушании у преподобного Никона. Из жития самого преподобного Никона мы знаем, что он еще «в юных летах, возымев желание монашествовать, пошел к преподобному Сергию; но Сергий послал его в Серпухов, на Высокое, к ученику своему Афанасию, которым он и был пострижен в монашество. Достигнув в монастыре Афанасия совершенного возраста и быв сподоблен священства, он возвратился к преподобному Сергию, может быть, после того, как Афанасий в 1382 году, оставив игуменство в Высоцком монастыре, ушел в Константинополь» 7 . Таким образом, нет ничего невероятного в предположении, что Андрей Рублев принял на себя первоначальное иноческое послушание в Высоцком монастыре, будучи поручен заботам преподобного Никона игуменом Афанасием, а в 1382 г. вместе со своим наставником перешел в обитель преподобного Сергия. По прибытии в Троицкий монастырь молодой послушник стал, по всей вероятности, учиться и работать в лаврской иконописной мастерской 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

На зап. стене трапезного храма Всех святых Давидовой пуст. в росписях 2003 г. изображены: Д. на коленях молится накануне основания обители пред иконой Божией Матери «Знамение» (висит на стволе дерева, за спиной Д.- 2 монаха и 2 «простых мужа»); посещение Давидовой пуст. прп. Иосифом Волоцким и беседа с Д. (во время трапезы прп. Иосиф благословляет и поучает братию). Икона Д. с 16 клеймами жития, написанная в 2001 г. для иконостаса Вознесенского собора, содержит традиц. порядок клейм от рождества святого до посмертных чудес и обретения св. мощей. Лит.: Токмаков И. Ф. Историко-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892. Ил.; Виноградов Н. П. , диак. Вознесенская второкл. общежит. Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 10, 11, 36; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91-92; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042. С. 2, 7-8, 24, 32-33. И. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/168476.html

Во времена османского господства В. был известен под именем Чавуш (или Чауш) манастыр. Согласно легенде, некий тур. чауш (младший офицерский чин), разоривший мон-рь, вскоре после этого заболел и выздоровел только после восстановления обители. Его могила находится недалеко от юж. входа в кафоликон. В XVI в. Иеракс, великий логофет К-польского Патриархата, в составленной им рифмованной хронике объяснял покровительство, оказываемое В. турками, той помощью, к-рую оказали его монахи султану Мураду II во время взятия города (1430): они указали ему, где проходит водопровод и как перекрыть водоснабжение города. Историки опровергают это известие и считают, что возникновение легенды связано со стратегической позицией, к-рую занимал мон-рь в системе водоснабжения города от водопроводов, несущих воду с гор Хортиатис. До наст. времени на территории мон-ря сохранились 3 древние цистерны. Существует также мнение (П. Папагеоргиу), что название мон-ря связано с именем Чауш-бея, первого тур. наместника Фессалоники, к-рый в 1431 г. перестроил проездную башню крепости Эптапиргион и оказывал покровительство В. Об экономическом процветании мон-ря свидетельствует наличие подворий как за пределами Фессалоники, так и в самом городе: жен. мон-рь Панагии Лаодигитрии (с XIV в.), храм свт. Афанасия Великого (с 1569) и мон-рь свт. Николая Орфаноса (c 1635). В наст. время В. имеет также подворья вмч. Георгия в Каламарии и свт. Николая близ Галатисты. В XVI в. привилегии В. были подтверждены К-польскими Патриархами Иоасафом II и Иеремией II. В 1633 г. К-польским Патриархом Кириллом I Лукарисом он был объявлен владением афонского Иверского мон-ря. Однако в 1648 г. Патриарх Иоанникий возвратил В. его статус. Архитектура Три отрока в пещи огненной. Роспись собора мон-ря Влатадон. Между 1360–1383 гг. Три отрока в пещи огненной. Роспись собора мон-ря Влатадон. Между 1360–1383 гг. Планировка кафоликона мон-ря, построенного во 2-й пол. XIV в., сходна с фессалоникийскими храмами св. Апостолов (1312-1315), вмч.

http://pravenc.ru/text/155027.html

Временем рождения А. Р. большинство исследователей считают дату ок. 1360 г., однако эта дата условна. «Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 г. «в старости велицей». Считая, что «старость великая» наступала в 70 лет, исследователи арифметическим расчетом получают 1360 г. Существует также мнение, что А. Р. родился в 70-80-х гг. XV в., поэтому он не упоминается в источниках до 1405 г. («Житие преподобного Андрея Рублева», составленное в 1988; Г. В. Попов). В сообщении Троицкой летописи о росписи Благовещенского собора Московского Кремля А. Р. назван «чернецом», след., Андрей - это монашеское имя, мирское имя иконописца неизвестно. О родителях А. Р. известия не сохранились. Нек-рые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении А. Р. из старой ремесленной фамилии ( Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272). Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Спаситель. Прп. Андрей Рублев. Икона из «Звенигородского чина». Ок. 1400 г. (ГТГ) Уточнить место рождения А. Р. и начало его творческой биографии пока не представляется возможным. Сохранившиеся известия связывают его имя с Москвой или с выполнением московских заказов. Все известные монументальные работы А. Р., за исключением 2 последних росписей, выполнены по заказам московских князей. На иконах начиная с XVII в. встречаются надписи: «А письмо сий образ бывшего государева мастера московского Рублева» ( Плугин. Мировоззрение. С. 24-25). Время монашеского пострига А. Р. определить трудно, вероятно, это произошло незадолго до 1405 г. Житие прп. Сергия и более поздняя агиографическая традиция свидетельствуют, что скорее всего иноческая жизнь А. Р. была связана с Андрониковым мон-рем. В «Отвещании» прп. Иосифа Волоцкого «учителем» А. Р. назван иконописец Даниил, его друг и сопостник. Возможно, прп. Иосиф говорит здесь об отношениях духовного ученичества. «Отвещание» сохранило черты духовного облика А. Р., к-рый через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, А. Р. и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13. Стб. 557-558). Духовная жизнь А. Р. была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского - преподобными Андроником Московским , Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским , Афанасием Высоцким .

http://pravenc.ru/text/115312.html

В определении топонимического эпитета Л. в подлинниках существуют варианты: «Волоколамский» и «Вологодский». В рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 194), в к-рой в основном повторяется сказанное о внешнем облике Л. в др. подлинниках («Сед, брада Сергиевы подоле, власы не с ушей, схима, рукою благославляет, в левой руке свиток и лествица, ризы преподобническия»), святой назван Вологодским. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова под 17 июля преподобный ошибочно именуется Мокием Вологодским: «…отца нашего Мокия игумена, иже на Рузе реце, Вологодского новаго чудотворца». Поскольку преподобный с именем Мокий в рус. святцах не выявлен, напоминающее об исторических реалиях указание «иже на Рузе реце» наряду с днем памяти позволяет идентифицировать здесь Л. Известна икона Л., происходящая из ц. Успения Пресв. Богородицы в Левкиевой пуст. (храм закрыт в 30-х гг. XX в., разрушен в 1957). Святой представлен в рост, голова не покрыта, правая рука сложена в жесте благословления, в левой руке - лествица; вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Икону закрывает цельный металлический оклад (лик и руки Л. открыты) 40-50-х гг. XIX в. К тому же времени можно отнести поновления на иконе, созданной, вероятно, в кон. XVII в. В наст. время икона находится в Сретенской ц. дер. Пески Шаховского р-на Московской обл. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. Стб. 25; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 322; Большаков. Подлинник иконописный. С. 121; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 153. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2463333.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010