В алтарных рельефах он использовал виртуозную технику очень низкого (schiacciato, букв.- сплющенного) рельефа, уподобляющего композицию живописной картине. Исполненный Донателло конный памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-1453), а позднее аналогичного рода конный памятник работы Верроккьо кондотьеру Б. Коллеони в Венеции (1479-1488) вывели скульптурный монумент из храма, где он традиционно находился, в пространство города. Подобное разъединение сакрального и мирского начал происходит и в зарождающейся садовой скульптуре. Напр., скульптуры «Давид» (30-е гг. XV в., Национальный музей Барджелло, Флоренция) и «Юдифь и Олоферн» (ок. 1457-1460, Палаццо-Веккьо) были созданы Донателло для внутреннего двора и сада палаццо Козимо Медичи Старшего, но это уже не столько персонажи ветхозаветной истории, сколько самоценные воплощения идеальной красоты («Давид») и героической доблести («Юдифь»). В скульптурном творчестве Якопо делла Кверча «мягкий», лирический стиль (напр., надгробие Иларии дель Каретто в соборе в Лукке (1406)) сочетается, как и у Донателло, с мастерством драматической инсценировки (напр., фасадные рельефы ц. Сан-Петронио в Болонье (1425-1430), особенно посвященные истории Адама и Евы). Обновлению скульптуры способствовали Нанни ди Банко, Микелоццо да Бартоломмео, Дезидерио да Сеттиньяно и Мино да Фьезоле; в их искусстве последовательно утверждалась гармоническая уравновешенность композиций, к-рую можно условно назвать «ренессансный классицизм». Благодаря мастерам из флорентийского семейства делла Роббиа, развивавшим ту же стилистическую линию, со 2-й четв. XV в. в церковной пластике широко распространилась техника цветной майолики, где доминируют яркие и мажорные, преимущественно синие, глазури. Среди характернейших примеров такого рода декора - медальоны с евангелистами в парусах купола капеллы Пацци во Флоренции, исполненные Лукой делла Роббиа в 1430-1443 гг. Бернардо и Антонио Росселино придали классическое совершенство ордерной скульптурно-архитектурной гробнице: гробницы историка и писателя Л. Бруни в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Бернардо Росселино, 1446-1447) и кард. Жакобо Португальского в ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции (Антонио Росселино при участии Бернардо, 1461-1466), в последнем случае поминальная скульптура и архитектура дополнены настенной и алтарной живописью и составили один из наиболее известных примеров ренессансного синтеза искусств. Монументальные черты присущи некоторым из венецианских гробниц Кватроченто, воспроизводящих композицию рим. триумфальной арки, напр. гробнице дожа П. Мочениго, 1476-1481 гг. (скульптор Пьетро Ломбардо), в ц. Санти-Джованни-э-Паоло. Эпизоды Свящ. истории иногда отстоят от стены или алтарной основы и представлены «театрализованными» группами фигур в динамическом сопереживании. Такова, в частности, группа «Оплакивание» работы Никколо дель Арка для ц. Санта-Мария-делла-Вита в Болонье (между 1463 и 1490), натуроподобие таких фигур подчеркивается живописью тел и драпировок.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

2004). Значительное влияние на всю церковную деятельность Н. К. в 30-х гг. XV в. оказали события, связанные со смертью 13 февр. 1430 г. его покровителя, архиеп. Трирского Отто фон Цигенхайна, которые известны как т. н. трирская схизма (подробный исторический анализ см.: Meuthen. 1964). Незадолго до кончины Отто пожелал, чтобы его преемником стал Ульрих фон Мандершайд ( 1438), происходивший из влиятельного дворянского рода. Кандидатуру Ульриха поддержали многие князья, дворяне и рыцари, правившие во входивших в архиеп-ство городах и землях. Однако формально право избрания нового архиепископа принадлежало соборному капитулу Трира, большинство членов к-рого выступили за др. кандидата, мецского каноника Якоба фон Зирка (ок. 1398-1456; c 1439 - архиепископ и курфюрст Трирский). Поскольку в рядах капитула не было полного единства и ни один из кандидатов не хотел уступать, оба отправились для разрешения спора в Рим. 22 мая 1430 г. папа Римский Мартин V объявил избрание обоих кандидатов недействительным по причине канонических препятствий и назначил по собственному усмотрению новым архиепископом и курфюрстом Трирским Рабана фон Хельмштадта (ок. 1362-1439), еп. Шпайерского. Такое решение объясняется интригами Людвига III, курфюрста Пфальца (1410-1436), к-рый желал назначить на ключевой пост (архиепископ и курфюрст Трира входил в число князей, выбиравших императора Свящ. Римской империи) лояльного сторонника. Соборный капитул Трира и местные князья отказались принимать Рабана как архиепископа и не предоставили ему доступа к церковной казне; необходимость противостоять Риму убедила их в необходимости выдвинуть единого кандидата, к-рым стал Ульрих (см.: Ibid. S. 60-66; M ü ller. 2013. S. 123-126). Вероятно, именно на этой стадии Н. К. был привлечен капитулом в качестве одного из канонистов, перед к-рыми была поставлена задача обосновать неповиновение Риму. Наиболее логичным путем было указание на нарушение законной процедуры избрания, в соответствии с которой кандидат должен быть сперва одобрен клиром и народом (в качестве «народа» в Трире рассматривали представителей сословий), а затем утвержден папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Черты интернациональной готики проявились в миниатюрах таких рукописей, как Миссал св. Евлалии (архив собора Барселоны, 1403), выполненный для архиепископа Барселоны выдающимся мастером нач. XV в. Рамоном Десторрентсом, и Бревиарий Мартина Арагонского (Paris. Roth. 2529, 1398-1405 гг.). В структуре страницы, в рисунке бордюров, в усложнении пространства можно видеть синтез итал. и франц. традиций. Здесь заметно влияние таких франц. рукописей, как Бельвилльский Бревиарий, а также манускриптов, выполненных для герцога Беррийского (Малый часослов и Большие французские хроники). Период интернациональной готики при арагонском дворе длился до 1430 г., среди самых великолепных примеров этого стиля - Часослов Бернардо Мартореля из мон-ря св. Клары в Барселоне (l " Arxiu Municipal de Barcelona, 1430 г.). Увлечение франко-фламанд. живописью, стремление к достоверности, пространственная убедительность, множество деталей, тонкость цветовых переходов и умелое использование света сочетаются в его работах с изяществом и изысканностью позднеготического искусства. Фламандское влияние, пришедшее в И. в сер. XV в., особенно отразилось на живописи Кастилии и Леона и вызвало кардинальные перемены в искусстве этих областей. Одним из поздних примеров фламанд. влияния на миниатюру является Роскошный Миссал Сиснероса (Misal Rico; Matrit. 1540-46), выполненный в 1518 г. для кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса. Рукопись создана в т. н. стиле «Гента-Брюгге», чрезвычайно популярном с кон. XV в. во Фландрии и за ее пределами. Это иллюзионистическая живопись с 3-мерными широкими бордюрами-обманками, предельным натурализмом и обилием деталей. Лит.: Sampere y Miquel S. Los cuatrocentistas catalanes. Barcelona, 1906. 2 vol.; Neuss W. Die katalanische Bibelillustration und die Wende des ersten Jahrtausends und die altspanische Buchmalerei. Bonn; Lpz., 1922; Gudiol y Cunill J. La pintura mig-eval catalana. Barcelona, 1927-1955. Vol. 1: Els Primitius. 3 pt.; 1955. Vol. 1. Pt. 3: La miniatura catalana; idem.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Члены сипахийского военного сословия создавали низовые адм. единицы алай (подразделение), к-рые объединялись в более крупные военно-территориальные образования санджак или лива (знамя) во главе с санджакбеями. Наверху адм. структуры стояли бейлербеи, управлявшие эялетами (провинциями). Изначально в О. и. было 2 эялета: Румелия (Балканы) и Анатолия, но постепенно адм. система стала усложняться. Раздача тимаров вела к усилению тюрк. военной аристократии, беев пограничных балканских территорий. Как противовес племенным ополчениям и тюрк. кланам султаны использовали войска своих вассалов-христиан и корпорацию капыкулу. Изначально это были рабы и военнопленные, из к-рых создавались элитные пехотные части янычар (ени чери - «новое войско»). Начиная с эпохи Мурада I, османы обратились к практике комплектации янычарского корпуса посредством девширме - принудительного набора мальчиков из среды христиан, гл. обр. славян и албанцев, к-рых обращали в ислам и воспитывали в духе преданности падишаху. Баязид I расширил эту практику, используя капыкулу как на военной, так и на гражданской службе. При Баязиде режим мягкой гегемонии сменила политика централизации, поглощения зависимых областей, введения общеимперской системы военно-ленного землевладения и замены автохтонной аристократии наместниками из султанских рабов. Однако эти мероприятия вызывали болезненную реакцию не только среди населения завоеванных земель, но и в самом османском обществе, к-рое считало эти шаги нарушением старых традиций. Недовольство тюрк. аристократии, к-рую оттесняли капыкулу, стало одной из причин катастрофы под Анкарой, когда султана покинули многие его вассалы. 1-я пол. XV в.: кризис и возрождение Карта Константинополя. Рисунок из кн.: Cris-toforo Buondelmonti. Liber insularum Arcipelagi. 1420–1430 гг. (Marc. Cod. Ware. Lat. XIV; 25-4595. Fol. 123) Карта Константинополя. Рисунок из кн.: Cris-toforo Buondelmonti. Liber insularum Arcipelagi. 1420–1430 гг. (Marc. Cod. Ware. Lat. XIV; 25-4595. Fol. 123) Поражение под Анкарой отбросило О.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Первая часть жизнеописания Мкртича, касающаяся периода его жизни в селении Пор, которую Аствацатур восстанавливал на основании рассказов и воспоминаний современников, написана в основном в традиционном житийном плане. Причем Аствацатур общими местами восполняет нехватку сведений о Мкртиче: «Во всем он был прекрасен более чем можно представить, и не было в это время человека, [столь щедро] украшенного Господней милостью, наделенного апостольским даром и Богом наученного, как он». Продолжая в том же духе, он тем не менее сообщает, что к пятнадцати годам Мкртич достиг «совершенства в науках и искусствах, мудрости и учении, был отменным писцом, несравненным художником, прекрасным мастером во всех видах искусства». Однако уже здесь намечается нарушение житийного этикета. Восхваляя отца Мкртича, Аствацатур в числе достоинств, которыми тот был наделен, ставит несовместимое с житийной точки зрения понятие богатства, да еще применительно к священнику. В последующее повествование, касающееся амидского периода его жизни, хорошо знакомого Аствацатуру, щедро вплетается описание нравов, быта купечества крупного центра международной торговли, интенсивной мирской жизни, которой не чуждался и епископ армянской церкви. В Амиде, столице государства Ак-Коюнлу, Нагашу с самого начала сопутствует удача и «дела его идут успешно». За короткое время он приобретает большой вес и уважение. В 1430 г. он, согласно агиографу, рукополагается армянским католикосом Константином Вахкаци (1430–1439) епископом и становится архиепископом двадцати четырех областей. Очень скоро Нагаш завоевывает расположение правителей государства Ак-Коюнлу, сначала Отман-Бека, а затем и его преемников. Отман-Бек, «власть которого простиралась от Харрана до Понтийского моря», по словам Аствацатура, настолько проникся к нему любовью, что «всех подвластных христиан передал в его ведение». Пользуясь расположением мусульманских правителей, Нагаш развернул кипучую деятельность, направленную на благоустройство армянской церкви в Месопотамии, облегчение положения христианского населения 748 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мехмед I сумел разбить повстанцев. Бедреддин был схвачен и казнен в кон. 1416 г. В новейшее время он стал весьма почитаемой фигурой в идеологии турецкого коммунистического движения. Положение Мехмеда I осложнило также выступление в Фессалии самозванца Лже-Мустафы, выдававшего себя за сына Баязида Мустафу. В 1418 г. он захватил на время Эдирне и провозгласил себя султаном, но в 1420 г. потерпел поражение и бежал к византийцам. Мурад II (1421-1444, 1446-1451) в начале правления выдержал борьбу за престол с неск. соперниками. Против него выступали Лже-Мустафа и Джунейд, бывш. правитель Айдына, за к-рыми стояли христ. соседи, балканские и анатолийские беи. Возобновив войну, Лже-Мустафа быстро овладел Балканами, но в М. Азии был разбит под Улуабатом и вскоре погиб (1422). Мурад II осадил К-поль, но был вынужден снова вернуться в Анатолию, где против него выступили его брат Мустафа, бей Карамана и вожди туркмен. племен. Союзники осадили Бурсу, но Мурад и им нанес поражение и казнил Мустафу (1423). После неск. лет борьбы, к кон. 20-х гг. XV в., Мурад II окончательно присоединил бейлики М. Азии, кроме Карамана. Утвердившись на престоле, Мурад II сумел ослабить позиции пограничных беев. Его опорой была тюрк. знать во главе с кланом Чандарлы, к-рая поддерживала развитие централизованного гос-ва, а также капыкулу, выходцы из к-рых заняли все ключевые посты в провинциях. Соперничество этих группировок позволяло султану поддерживать баланс в системе власти. Капыкулу выступали за продолжение обогащавшей их экспансии, столичная бюрократия отстаивала более миролюбивую политику, не желая усиления капыкулу. Продвижение на Балканах привело О. и. к конфликту с Венецией в Средиземноморье. Венециано-тур. война 1425-1430 гг. вынудила О. и. озаботиться созданием сильного флота, к-рый в 1430 г. вновь овладел Фессалоникой. После смерти бездетного серб. кор. Стефана Лазаревича в 1427 г. Мурад присоединил значительную часть его земель, ссылаясь на династические браки Османов с представителями серб.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

[итал. Bruni] Леонардо (1370 или 1374, Ареццо - 9.03.1444, Флоренция), итал. христ. мыслитель, гуманист. Прозвище Аретино получил по месту рождения. С кон. 80-х гг. XIV в. учился во Флоренции, в ун-те и частном кружке гуманиста К. Салутати. Изучал лат. и греч. языки, право, этику, риторику. В 1405-1415 гг. (с перерывом в неск. месяцев в нач. 1411, когда был одним из секретарей Флоренции) служил секретарем в папской курии в Риме. В 1415 г. вернулся во Флоренцию, где через 10 лет получил гражданство. С 1427 г. и до конца жизни занимал пост канцлера Флорентийской республики. Автор многочисленных сочинений на темы морали, политических и военных трактатов, исторических и биографических трудов. Много внимания Б. уделял проблемам этики (в соч. «Введение в науку о морали» (Isagogicon moralis disciplinae, 1421-1424), «Диалоги к Петру Павлу Гистрию» (Dialogi ad Petrum Paulum Histrum, ок. 1405), «Против лицемеров» (Oratio in hypocritas, 1417), письмах). Он развивал тезис Аристотеля , что человек - существо социальное, раскрывающее свои моральные качества в общении с др. людьми. Следуя гуманистической традиции, Б. видел нравственный идеал не в аскетизме и религ. созерцании, а в активной жизни человека в обществе, в патриотизме и подчинении личных интересов принципу «общего блага». Основную цель моральной философии Б. связывал с воспитанием доблестных граждан, следуя в этом идеям Цицерона . В сочинениях историко-политического плана - «Восхваление города Флоренции» (Laudatio florentinae urbis, 1403-1404), «О флорентийском государстве» (Περ τς τν Θλωρεντινν πολιτεας, 1430-е), «История флорентийского народа» (Historiarum florentini populi libri XII, 1430-1439), «Комментарии к событиям своего времени» (Commentaria rerum suo tempore gestarum, охватывают период с 1438 по 1440) - Б. развивал идеи республиканизма, обосновывал преимущества флорентийской демократии, хотя и отмечал ее эволюцию в сторону олигархии, власти «знатных и богатых». Исторические труды Б. заложили основу ренессансной историографии с ее обращением к документам, строгостью в изложении фактов, выработкой критического метода исследования.

http://pravenc.ru/text/153481.html

Провозглашение Темучина ханом всех монголов. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 44v) Провозглашение Темучина ханом всех монголов. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 44v) Свыше 800 тыс. лет назад на территории совр. М. появились предки совр. человека, 40 тыс. лет назад здесь расселился человек совр. вида. В 209 г. до Р. Х. территория совр. М. вошла в состав гос-ва хунну. После его распада в 156 г. по Р. Х. кочевники, объединившиеся против хунну, образовали гос-во сяньби. В III в. по Р. Х. от сяньби отделились племена тоба, которые в дальнейшем захватили Сев. Китай. Позднее потомки тоба были ассимилированы китайцами. В V в. жужане, предположительно монг. племя, завоевали территорию от Турфана до Кореи. В сер. VI в. они были завоеваны тюрками; территория совр. М. вошла в состав Тюркского каганата, к-рый распался к 603 г. В 630 г. вост. часть каганата, куда входила территория совр. М., попала в зависимость от кит. империи Тан. В 679-689 гг. была восстановлена независимость, а в нач. VII в.- и могущество тюрк. гос-ва. В сер. VIII в. на смену Тюркскому каганату пришел Уйгурский, столица к-рого Карабалгасун находилась в долине р. Орхон. В 840 г. уйгуры были разбиты енисейскими кыргызами, к-рые вскоре были оттеснены монголоязычными племенами киданей к Памиру. Под покровительством правителей киданей на эти земли стал проникать буддизм. В нач. X в. тюрки окончательно покинули территорию М., в течение X-XII вв. ее заселили монг. племена, не имевшие своей государственности. В XII в. на территории М. существовало неск. враждовавших между собой племен, в т. ч. найманы, татары, кераиты, ониуды, меркиты и др. В сер. XII в. сложилось вождество Хамаг Монгол Улс во главе с Хайду-ханом. Его внук Хабул-хан покорил часть гос-ва Цзинь в Сев. Китае. В 1189 г. потомок Хабул-хана Темучин (Тэмуджин) восстановил распавшийся Хамаг Монгол Улс, а к нач. XIII в. покорил все монг. племена. В 1206 г. он был провозглашен ханом всех монголов и получил титул Чингисхан (от тюрк. «тенгиз» - море) и стал правителем единого монг. гос-ва - Их Монгол Улс («Великая Монголия»).

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Фотий 1430 г., что мажете миром латинским, это прискорбно и возмутительно, противно Бож. Писаниям и святым отцам, не повелевавшим латинским миром мазать православных христиан. И вы то чините своим небрежением и чрез то удаляетесь от Бога. После троекратного погружения в воду крещаемого положено мазать (людей) миром, еже идет из Царьграда. Итак, положите себе за правило поступать по православному, а не по латинскому обычаю, относительно употребления мира. По духовному завещанию преподобного Евфросина Псковского, писанному около 1479 г., внушается чернецам не носить немецкого платья. 185 Из приведенных мест видно, что во Пскове наиболее отразилось влияние латинской обрядности. Но нельзя сказать, чтобы усвоение псковичами некоторых латинских обрядов было общее и сознательное. Мы так думаем на основании послания м. Фотия (1430 г.), в котором он, упрекая псковичей в употреблении латинского мира вместо царьградского, относит к их небрежности, а не сочувствию латинским обычаям. В другом послании Фотия, где порицается и запрещается употребление удавленины, псковичи представляются весьма осторожными и даже брюзгливыми в отношении к латинству. Так, известно, что Фотий (1416 г.) советовал не стесняться употреблением доставлявшихся из немецких земель вина, хлеба и овощей, лишь бы последние были освящены молитвой православного священника. В 1491 г. был спор между псковскими священниками и латинскими монахами, из которого видно, что первые не желали и не имели никаких сделок с латинянами. Если бы православное духовенство во Пскове обнаружило какую-либо уступку в пользу латинства, то преп. Евфросин, из завещания которого мы выше привели одно место, имел основательный повод распространиться об этом, чего он, однако, не делал. Из сего же мы убеждаемся, что древние русские пастыри весьма зорко смотрели за всем, что могло, хотя в малейшей степени, дать повод к соблазну, а посему что нужно было, старались предотвратить и указывать надлежащий образ действия, которому они следовали сами и которому должны были следовать князья, духовенство и простые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Элбэгдорж одержал победу, набрав более 50% голосов. Период доминирования ДП завершился в июне 2016 г., когда на очередных парламентских выборах сокрушительную победу одержала МНП, получив 65 из 76 мест (ДП получила 9 мест и по одному месту - МНРП и независимый кандидат). Экономика М. в 2000-х гг. переживала периоды роста (2000-2008; 2011-2012) и спада (2009; 2013-2015), вызванные зависимостью от цен на природные ископаемые. В 2009 г. М. заключила с Россией декларацию о развитии стратегического партнерства. В 2014 г. страны подписали соглашение об отмене виз. История христианства Несторианство Толуй и его жена Сорхахтани-беки. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 164v) Толуй и его жена Сорхахтани-беки. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 164v) Первым исторически достоверным христианским вероучением, известным на территории совр. М., было несторианство , к-рое к кон. I тыс. по Р. Х. широко распространилось среди тюркских и монг. народов Центр. Азии. В XIII в. при Чингисидах несториане имели существенное влияние на ханский двор. Одной из жен Чингисхана была кереитская принцесса-несторианка. Согласно сообщениям Марко Поло, старший сын Чингисхана Чагатай принял крещение. Старшая жена хана Толуя, сына Чингисхана, Сорхахтани-беки, также исповедовала несторианство. Их сын Хубилай, основатель династии Юань в Китае, покровительствовал христианам: когда в 1264 г. он перенес столицу своей империи в Ханбалык (ныне Пекин), сюда вместе с его двором прибыли множество несторианских специалистов (врачей, ремесленников и т. п.), Ханбалык стал центром митрополии несторианской церкви в Китае. К 1320 г. в империи насчитывалось 72 несторианских храма. На западе внук Чингисхана Батый также покровительствовал несторианам. Его старший сын Сартак крестился под влиянием личного секретаря-несторианина. Ногай (ум. в 1300), правитель зап. улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра), был женат на несторианке.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010