Также невозможно согласиться с Я.С. Лурье в том, что другие источники, связанные с именем владыки Ионы, не содержат сведений о нем как об архиерее, нареченном в митрополиты вскоре после смерти митрополита Фотия. Сохранились два послания рубежа 40–50-х годов XV века, составленных непосредственно митрополитом Ионой, в которых святитель обосновывал свои права на митрополичью кафедру. В них указывается, что еще прежде русского Архиерейского собора 1448 года владыка Иона ездил в Константинополь и получил там по воле императора «благословение святого и вселенскаго патриарха и всего святого вселенскаго збора» . Естественно, такая поездка могла иметь место в случае наречения, то есть предварительного избрания кандидатуры владыки Ионы на замещение места митрополита Фотия. О.А. Абеленцева полагает, что к 30-м годам XV века необходимо относить данную грамоту И.В. Минина митрополиту Ионе на село Аксиньинское Звенигородского уезда, где святитель Иона также назван «нареченным» на митрополию . Исследовательница обратила внимание на то, что послухи Иван Ильич и митрополичий дьяк Ананья, упоминаемые в грамоте И.В. Минина, присутствуют также в данной грамоте В.К. Гуся Добрынского митрополиту Фотию, датированной в АФЗХ 1410–1425 годами . Малая вероятность упоминания одних и тех же послухов с перерывом в 23 года заставила О.А. Абеленцеву скорректировать датировку, предложенную в АФЗХ, и отнести грамоту к 30-м годам XV века . Эта гипотеза заслуживает пристального внимания, однако требует уточнения. Дело в том, что послухи, в частности митрополичьи дьяки, могли служить при святительской кафедре весьма продолжительное время, иногда существенно дольше четверти века. Но к этому мы еще вернемся. Теперь обратимся к духовной грамоте князя Василия Васильевича Галичского (внука последнего независимого галичского князя Дмитрия Ивановича). Как явствует из текста духовной, она была представлена владыке Ионе и по его благословению подписана «владычным дьяком» 27 августа 1433 года. Издатели «Русского феодального архива» А.И. Плигузов и Г.П. Семенченко приводили этот документ в качестве свидетельства наречения святителя Ионы в митрополиты всея Руси уже в начале 1430-х годов .

http://pravoslavie.ru/3700.html

В этих условиях В. мог укреплять свое влияние в Вост. Европе, не сталкиваясь с противодействием Москвы. Прежде всего литов. вел. князь попытался осуществить свои старые планы в отношении Вел. Новгорода и Пскова. В 1426 г. он предпринял поход на Псков, а в 1428 г.- на Новгород. Обе городские республики должны были выплатить В. большие денежные суммы и, по свидетельству западнорус. летописей, согласились принять его наместников. Во время поездки В. в 1427 г. на вост. границы ВКЛ вассалами В. признали себя не только верховские князья, правившие в землях вдоль Оки, но также и правители Рязани и Пронска. Эти князья обязались нести «службу» В. и выступать на его стороне, даже в случае конфликта между ним и его внуком, московским вел. князем. Тогда же был заключен договор с Тверью. Ее правитель Борис Александрович не признал себя вассалом В., но обязался помогать ему против всех, «никого не выимая». В кон. 20-х гг. XV в. появился план увенчания В. королевской короной. Появление этого плана связано было с ситуацией, сложившейся к этому времени в Польше. Старый Ягайло хотел передать польск. трон своим сыновьям, в то время как паны, считая трон выборным, хотели сами распоряжаться судьбой всего гос-ва, включая «присоединенное» к Польскому королевству ВКЛ. В этих условиях коронация В. и превращение ВКЛ в королевство означало, что оно станет таким же полноправным гос-вом, как и Польша, и польск. паны не смогут распоряжаться его судьбой. Позднее В., не имевший сыновей-наследников, должен был передать королевство сыновьям Ягайло. План встретил сильное сопротивление польск. панов, под давлением к-рых Ягайло взял назад свое согласие на коронацию В., ссылаясь на «присоединение» ВКЛ к Польше. В. не мог отступить от открыто объявленных намерений и назначил свою коронацию на авг. 1430 г. К этому времени послы имп. Сигизмунда Люксембурга должны были доставить ему корону. К назначенному сроку в резиденцию В.- Троки съехались великий магистр Тевтонского ордена, московский вел. кн. Василий II, многочисленные рус. князья - вассалы В., послы мн. государей. Однако польск. паны не пропустили послов к В., и коронация не состоялась. Вскоре после этого В. скончался, передав великокняжеский трон Ягайло, приехавшему к нему незадолго до смерти. Религиозная политика

http://pravenc.ru/text/158862.html

Девы, в чувстве негодования на подозрительность святителя, заявляли, что они не заслуживают преследования, что они хранят себя невинными. И наконец, объявляли: если епископ не верит им, то они готовы подвергнуться освидетельствованию со стороны акушерок. Киприан однако не смущался таким горячим протестом субъинтродукт. Согласно желанию подозреваемых дев, Киприан приказал акушеркам произвести медицинское освидетельствование карфагенских девственниц 1427 . Ничего не известно о результате этого акушерского осмотра; а известно однако-ж, что Карфагенский архипастырь не слишком то доверял медицинским позна- —273— ниям акушерок. Он говорил: „пусть никто из дев не говорит, что её легко может освидетельствовать акушерка и удостоверить её невинность. Разве глаз и рука акушерки не могут ошибаться? – замечает он. Да если бы и найдено было, прибавляет он, что дева осталась непоругана в отношении к той части её тела, по которой она считается женщиной, то ведь, может быть, она запятнала грехом другую часть тела, которая хотя и сохранилась в целости, но однако ж это запятнание остаётся не приметным для глаза“ (что хочет выразить этим Киприан – сказать не умею) 1428 . Вообще Киприан стал зорко смотреть за жизнью и поведением девственниц. Рассматриваемый обычай тем более озабочивал Киприана, что и лица почётные в церкви, каковы, наприм., исповедники и даже лица духовные, обзавелись субъинтродуктами. Говорим: и лица духовные. Для ясности нашей речи нужно помнить, что не только епископов, но и священников и диаконов – женатых в то время было очень мало. Безжёнство преобладало. Вообще духовенство тогда относилось к разряду аскетов. Что касается интересующего нас вопроса, то при одном случае Киприан так говорит об исповедниках: „исповедники, ставшие преимущественным храмом Божиим, много сквернят себя постыдным совозлежанием с женщинами, имея общие с ними постели“ 1429 . Повторяем: во времена Киприана и лица духовные заводили себе духовных подруг; это известно о некоторых карфагенских священниках и в особенности диаконах, которых строго обличает Киприан 1430 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также и то, что ипостась не является безсущностной (νοσιον), показывает не то, что она есть сущность, а то, что она восущностна (νοσιον), дабы мы познавали ее не как простую особенность, но, собственно, вместе с тем, в чем эта особенность [пребывает] 1429 . Равно как в том случае воипостасное (νυπστατον) означает νπαρκτον 1430 , а νπαρκτον есть причастное к сущностному и природному существованию (πρξεως); так и в этом случае νεργν или νεργητικν 1431 означает, собственно, νδναμον 1432 ; а νδναμον – имеющее сущностную и природную силу. Поэтому исповедовать, что природы у Христа не безыпостасны (νυποσττους) и не бездеятельны (νενεργτους) – значит не выводить [новые] ипостаси или действующих, а православно исповедовать у этих [природ] сущностное и природное существование и энергии; ради подтверждения и удостоверения истинности воплощенного Бога Слова, из них и в них (имею в виду природы) сущего и по ним действующего в неразрывном единстве. По какой же причине они, словами «всякую Божественную и человеческую энергию» 1433 относящие к одному и тому же бесчисленные энергии – ибо [слово] «всякую» предполагает, что мы мыслим не одну, не две и не три, а неисчислимое множество [энергий], – никакого разделения в этом не усматривают; но – неизвестно как и почему – выводят это [разделение] (вместе с [двумя] действующими) из [учения] тех, которые, согласно Божественным отцам, исповедуют две природные [энергии]? Если многие и различные по природе [энергии] не разделяют и не рассекают одного и того же на многих действующих, то как это [могут сделать] две? Кто скорее может сетовать, что обвинения [противника] безосновательны? Если бы они не относили к одному и тому же те [энергии], которые срослись между собою в полном взаимопроникновении, которые сохраняются в Нем, [пребывая] в неразрывном единстве, и приводятся Им в движение согласно одному и другому, но единообразно (νοειδς) 1434 , и с помощью которых Он и силу чудес божественно являл, будучи Богом, и опыт страданий добровольно ради нас принимал, будучи по природе человеком – [так вот, если бы они не относили их к одному и тому же], то их обвинения не были бы столь несообразны.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

К 1430 году Великие князья Тверской и Рязанский подписали докончальные грамоты с Витовтом Кейстутовичем (по-современному - вошли со своими землями в состав ВКЛиР). Ольгерд Гедиминович (Лукашенко А.Г.) пытается объединить все русские земли на основе Русской Правды (введение «новин» считается в ВКЛиР тяжким преступлением), (сопротивляется раздаче жуликом и ворам народной собственности Белоруссии), но наталкивается на ожесточенное сопротивление Московских князей (власти РФ), которые уже почувствовали спекулятивную экономическую выгоду татарского ига (США, ЕС). Со времени Ивана Калиты Великое княжество Московское - центр сбора тяжелейшего «ордынского выхода» и спекулятивных операций - Москва стремительно богатеет на фоне разграбления народа - невольничьи рынки Крыма и Европы переполнены русскими рабами и рабынями, которые ценятся дороже и черкесов, и татар. Московские князья часто платят дань из «своей» казны, если у кого-то трудные времена, а потом приобретают земли за «недоимки». Так были «куплены» Галич, Углич, Белозеро... Москва не желает русского объединения с Вильно (Минск) - уйдут воровские проценты - и действует больше, как улус Орды (США). Ради усиления Орды (США), периодически громит Тверь и Рязань (предательство Югославии, Ирака, Ливии, а теперь и Сирии, а потом и Ирана). Москва хочет вновь и вновь опереться на Орду (США), но там начинается «великая замятня» (кризис мировой финансовой пирамиды). Захватившему власть в Правобережной Орде Мамаю (США) требуется все больше и больше средств, чтобы расплачиваться со своими кредиторами и заемщиками - католиками-генуэзцами (мировые финансовые правители, Ватикан), которые начинают требовать изменения порядка сбора дани в Московии, устранив посредничество русских князей (Путин, Медведев , «Единая Россия»), а также установления католичества на Руси. В Великом княжестве Московском у власти находится тендем князей Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича (Путин и Медведев), они устанавливают тайный союз с настоящем чингизидом Тохтамышем (владел Правобережной Ордой в 1376-1377 гг. и с 1380 г.), (Китай?).

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/25/...

Новое время требовало новых методов миссионерской работы. Это понимали все. При этом выработка миссионерских приемов, адекватных новой ситуации, была задачей очень непростой. Стремление говорить на языке эпохи нередко вело к тому, что православные традиционалисты, которые еще составляли большинство прихожан, воспринимали эту новую проповедь как кощунство. Так, например, весьма неоднозначно воспринимались попытки проведения в храмах различных концертов и выступлений артистов. Первоначально Миссионерский совет считал подобные выступления вполне допустимыми. На одном из его заседаний протоиерей П.А. Миртов говорил о желательности создания народных хоров и организации вечеров, на которых апологетическая беседа сочеталась бы с пением, причем и то, и другое служило бы одной идее, положенной в основание вечера. Положим, вечер посвящается раскрытию истины бытия Божия. Необходимо, чтобы не только лектор, но и песнопения данного вечера были направлены на раскрытие одной и той же мысли. 1429 Однако от таких мероприятий все-таки оказалось больше вреда, чем пользы, и на заседании Миссионерского совета, которое состоялось 14 декабря 1918 г., протоиерей А.А. Хотовицкий и священник В.Н. Воробьев говорили о том смущении, которое вызвало среди прихожан чтение артистами в московских храмах мистерии К.Р. «Царь Иудейский». 1430 Прихожане требовали запретить такие выступления, 1431 и через несколько дней такое запрещение последовало: Признавая со своей стороны устройство как платных, так и бесплатных чтений в церквах произведений светской драматической литературы, хотя бы и написанных на евангельские темы, безусловно недопустимым, поручить управляющему Московской епархией преосвященному Коломенскому сделать ныне же распоряжение о воспрещении впредь устройства подобных чтений в храмах г. Москвы; о том для исполнения послать преосвященному Иоасафу [Каллистову] указ и, вместе с тем, для предупреждения возможности подобных случаев в церквах других епархий послать всем епархиальным преосвященным циркулярные указы. 1432

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Трауб говорит 1427 , что некоторые указывают на естественное преувеличение, которое происходит по отношению ко всякому глубоко поражающему событию со стороны фантазии последующих рассказчиков. Так, духовный подъем, происходивший у апостолов во дни Пятидесятницы, с каждым моментом становился ярче, осязательнее, и из чуда, которое произошло в душе от сознания преисполнения ее новым духом, получилось чудо, выразившееся в том, что представители самых различных национальностей услышали из уст апостолов христианскую проповедь, обращенную к ним, на родном их языке. Против такого утверждения можем возразить, что рассказ этот о сошествии Св.Духа на апостолов помещен в книге Деяний св.апостолов во 2-й главе; подлинность этой книги доказана, а следовательно, имеет историческую достоверность и сам вышеуказанный факт. Неправильное объяснение чудес делается возможным потому, что эти писатели признают чудеса только в области внутреннего мира человека и не могут помириться с чудесами, о которых повествуется в Библии; эти люди стремятся дать таким чудесам аллегорическое толкование в смысле субъективных духовных чудес, т.е. чудес во внутреннем только мире человека, несмотря на явное противоречие такого толкования тексту священных книг. Эйхгорн и Павлюс объясняют чудеса как события естественные, руководствуясь при этом особого рода экзегезисом. Так, Эйхгорн не может допустить, как это делают Вольфенбюттельские фрагменты, что чудеса Ветхого Завета были обманом, но признает, что они были лишь естественными явлениями, поэтически прикрашенными, согласно воззрениям той эпохи 1428 . Вот образец объяснений Эйхгорна 1429 : «Разговор Адама с Богом есть просто угрызение совести Адама. Явление Господа Бога после совершения греха Адамом – это испуг и удивление от виденной и слышанной в первый раз грозы» 1430 . То же делает и Павлюс: по его мнению 1431 , чудеса, которыми доказывают Божество Христа Спасителя, в действительности никогда не совершались: это – естественные факты, которые лишь ошибочно были признаны за сверхъестественные. Вот образец таких экзегетических толкований: хождение по водам объясняется просто недостаточной точностью обыкновенной речи, где идти по воде одно и то же, что идти в воде 1432 ; также и св.апостол Петр, по приказанию Христа, поплыл к Нему по бурному озеру, а вовсе не пошел. Это, прибавляет Павлюс, не должно удивлять никого, так как св.апостол Петр был рыбак, и потому не побоялся бурного озера.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

(4) Поэтому, хотя на него и возводят такое преступление, но я решил ничего не предпринимать, пока не спрошу твоего совета о деле, которое, кажется мне, заслуживает твоего решения. Документы, прочтенные обеими сторонами, присоединяю к этому письму. Письмо Домициана к Теренцию Максиму (5) Флавий Архипп, философ, получил от меня разрешение на покупку земли стоимостью около 100000 сестерций в окрестностях родного города его Прусы. На доходы с нее он сможет прокормить свою семью. Я хочу ему ее пожаловать; истраченную сумму занесешь в число моих щедрот 1428 . Его же к Лаппию Максиму (6) Рекомендую тебе, мой Максим, философа Архиппа, человека хорошего, нравы которого соответствуют его занятиям. Оказывай ему, пожалуйста, полное свое содействие в его скромных к тебе просьбах 1429 . Указ божественного Нервы (7) Некоторые распоряжения, квириты, несомненно, даются в соответствии со счастливым духом нашего времени, и по ним следует усматривать добрые качества государя. Каждый из подданных моих может поручиться без всяких указаний со стороны, что я общее благо предпочел своему покою, собираясь и оказать новые милости и подтвердить до меня данные. (8) Дабы общая радость не была смущена либо недоверием тех, кто их получил, либо воспоминанием о том, кто их пожаловал, я одновременно счел необходимым и благим заранее объявить сомневающимся о своей благосклонности. (9) Пусть никто не думает, что особые права, полученные от другого государя частными лицами или городами, будут мной уничтожены лишь для того, чтобы ими они были обязаны скорее мне. Да будут они нерушимы и подтверждены, пусть ничье благополучие не нуждается в повторении просьб, раз уже государство взглянуло однажды на этого человека милостивым оком. Да примут к сведению, что я готов к новым благодеяниям, и да знают только, что просить надо о том, чего у них не имеется 1430 . Письмо его же к Туллию Юсту 1431 (10) Так как распорядок во всех делах, начатых и приведенных к окончанию в предшествующее время, должен быть соблюден, то подтвердить и письма Домициана.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И торговые связи городов сих с Немецкими городами, и связи политические с Литвой, Германией, Швецией удобно могли служить средством к общению с иностранцами даже по делам Веры. Псковское наше Духовенство и народ сближались с иноземными смежными Духовными более, нежели сколько ныне представить себе можно. Всероссийский Митрополит Φотий в одной грамоте к Священникам Псковским (прежде 1430 г.) воспрещает им совершать Крещение детей обливанием и помазывать их, по Крещении, «Латинским Миром». Столько они сближались с Латинянами, что заимствовались от них даже Миром и приняли обряд их Крещения 57 . В другом случае из грамот видно, что в Псковской области принимаемы были Священники из Литвы, – без всяких ставленных грамот. В самом Пскове такая была скудость тогда в церковном порядке, что не доставало даже служебников, по которым должна быть совершаема божественная Литургия, ни требников для Крещения детей или совершения браков, ни других нужных церковных книг. Антиминсы были разрезываемы, один на четверо, даже по распоряжению местного Новгородского и Псковского Архиерея. Узнав о таких беспорядках от людей, приехавших из Пскова в Москву ставиться в Священники, Всероссийский Митрополит Киприян, послал отсюда во Псков богослужебные книги и обещал посылать более и более; прислал несколько и Антиминсов; причем строго запретил поступать с ними по прежнему, а велел полагать их в церквах, при освящении, всецело 58 . По таким приметам легко можно судить, каково было тогда Псковское Духовенство и в своем служении, и по образу жизни. Появление там раскольников становится довольно ясным. Советы Духовенства Новгородского, ни власть Митрополитов Московских уже не могли иметь силы. Новгородские Духовные Власти решились тотчас прямо прибегнуть к Патриарху Цареградскому 60 . Патриарх Нил с озабоченностью внял просьбе, и немедленно отправил послание во Псков, где ересь получила начало и где по то еще время наиболее была сильна. Грамота послана в 1382 г. 61 с Дионисием Епископом Суздальским, находившимся тогда в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Человек, тонко чувствующий и страдающий от лицезрения скорбного зрелища страданий человечества, может занять одну из трех позиций: а) Попытаться мысленно отмежеваться от несчастий, окружающих его; отвергая всякую идею относительного существования, искать покоя в небытии 1427 . В этом случае ипостасное начало человека умирает метафизической смертью. б) Посчитать Бога безразличным к человеческой трагедии и сделать Его главным ее виновником. И в этом случае, поскольку человек не имеет живой веры, он умирает в своих грехах 1428 . в) Обратиться с молитвой, пускай даже неразумной, к Богу и искать подлинную причину страданий. Если человек готов принять ответ от Бога, то Бог открывает ему, что единственной причиной злостраданий является злоупотребление человеческой свободой. Бог показывает и выход из этого тупика, послав «Сына Своего в умилостивление за грехи наши» 1429 . Этот ответ оживотворяет человека, вдохновляет его и удостаивает подражать Христу в молитве за весь мир 1430 . Духовно скорбное зрелище, которое представляет собой мир в оковах смерти, не подавляет христианина, получившего дар любви Христовой. Он сострадает миру. Молясь за мир, он вступает в вечный поток Гефсиманской молитвы Господней. Глубокий плач человека во время молитвы о всем мире, вызываемый огнем любви Христовой, может достигнуть такой напряженности, что будет превосходить возможности человека. Тогда его дух совлекается всякого тварного чувства и погружается в неописуемую бесконечность вечности. В результате этого сверхъестественного восхищения человек приобретает познание и опыт ипостасных духов. То есть он приобретает опыт бытийного содержания своей ипостаси 1431 . В молитве о мире христианин воодушевляется милостивой любовью Христа. Он носит в себе скорбь о грехах своих братьев и благодаря этому становится участником спасительных страданий Господа. Это согласно духу второй заповеди и благоугодно Небесному Отцу 1432 . По словам святого Силуана, Господь воодушевляет человека на молитву за весь мир. Он предоставляет ему силу для совершения этой молитвы и воздает человеку за нее 1433 . Эта молитва является для носителя любви Христовой соучастием в смерти мира 1434 . Одновременно она есть наиболее верный путь, ведущий к его воскресению, потому что является подражанием смерти и воскресения Господа Иисуса 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010