Собор Христа в Кентербери. Центральный неф Основным строительным материалом служил канский известняк. Центральный неф перекрыт выразительными 6-частными сводами, характерными для нормандской архитектуры. Своды галереи опираются на чередующиеся круглые, 8-гранные и составленные из 2 колонн столбы, часто снабженные дополнительными тонкими колонками, визуально продолжавшими нервюры сводов центрального нефа. Эти и др. декоративные колонки были впервые сделаны из темного ракушечника, т. н. парбекского мрамора; в последующее столетие он станет обязательным для всех англ. соборов декоративным материалом. В центре, над местом первоначального захоронения в крипте, с 1220 г. возвышалась рака архиеп. Фомы Бекета, к-рая, по словам Вальтера из Ковентри, была «удивительным образом сделана из золота и серебра и украшена драгоценными камнями» (цит. по: Blick. 2004. P. 407-408). По др. свидетельствам, реликварий был сделан из дерева и обложен золотом, а мощи хранились внутри, в ларце с железными стяжками (Ibid. P. 408). Обычно реликварий был закрыт деревянными створками, которые эффектно поднимались с помощью веревок. Отдельное пространство составила Корона, в которую можно было войти через обход за алтарем капеллы Св. Троицы. Это практически круглое сооружение было перекрыто 8-частным сводом. На его огромных витражах кон. XII - нач. XIII в. были изображены праотцы в верхнем ярусе и сцены из Жития св. Фомы Бекета в нижнем. Уцелела лишь часть из них, нек-рые были перемещены. Сохранившиеся витражи являются, по мнению специалистов, лучшими во всей Англии ( Clifton-Taylor. 1986. P. 73-74). В 1377 г. под рук. мастера Генри Йевила начались строительные работы в зап. части храма. Получившаяся постройка стала одним из самых ярких достижений готического перпендикулярного стиля. Если при проведенной тогда же перестройке плохо освещенной и морально устаревшей зап. части собора в Уинчестере (начата в 1360, архит. Уильям Уинфорд) было решено сохранить старую структуру здания, то в К. она была полностью изменена. Оставив общую длину сооружения, колонны заменили более стройными, арки нефа сделали максимально высокими относительно клеристория (верхнего ряда окон). Травеи перекрыли звездчатыми сводами. Основные работы были проведены, когда приором был Томас Чилленден (1391-1411). Тогда же ученик Йевила Стивен Лоут перестроил клуатр, снабдив его звездчатыми сводами. Ок. 1430 г. апсида юж. рукава главного трансепта была заменена капеллой арх. Михаила и Всех ангелов, а в 1448-1455 гг. вместо апсиды сев. рукава была сооружена капелла Пресв. Богородицы. Зап. башни долгое время оставались нетронутыми; юж. башня была возведена к 1458 г., а северную построили по образцу южной после 1834 г. Возведение башни над средокрестьем началось в 1433 г., закончено к 1497 г.; башня завершена 4 пинаклями, изнутри оформлена эффектными веерными сводами (ок. 1504; архит. Джон Уостелл).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Самым ранним известным источником отдельного келейного последования вечерних молитв является ктиторский устав Чудова монастыря (рубеж 1360–1370-х гг.), в одном из глав которого помещен корпус молитв со следующим заглавием: «аще ли кто произволяет, в келии своей совершает и сия молитвы, егда должно есть спати иноку». В него входят: пять основных молитв ([ В 1], [ В 5], [ В 11], [ В 10] и [ В 8]) и несколько дополнительных ([ В 12b], [ В 12c], [ В 12d] и [ В 13]) 18 . Внесение этого корпуса молитв сразу после великого повечерия в Псалтирь с восследованием святителя Киприана Московского (ок. 1430 г.) 19 стало следующим этапом их популяризации и распространения самой идеи создания частных сборников келейных молитв, наибольшее развитие данный процесс получил в конце XV–XVI веке. Особое значение данного сборника заключается в том, что он, по словам исследователя корпуса вечерних и утренних молитв иеромонаха Далмата (Юдина), «явился архетипом для последующей традиции состава Псалтири с восследованием в восточнославянской книжности» 20 . Рукописи Иосифо-Волоцкого монастыря (кон. XV–XVII в.) Богатый материал в вопросе генезиса молитвенного правила представляют рукописи из библиотеки ИосифоВолоцкого монастыря, датируемые в промежутке от конца XV века до XVII века. Естественно, общим местом для большинства рукописей с восследованиями (службами Часослова) является наличие тех молитв келейного правила, которые были заимствованы из богослужебных чинов 21 . Псалтирь с возследованием конца XV века среди служб суточного круга имеет и особенное правило с похожим на корпус вечерних молитв из Устава Чудова монастыря надписанием – «аще кто произволяет от подвижнейших инок, наедине в келии своей совершает и сия молитвы, егда должно есть спати»: [ В 1], [ В 2], [ В 5], [ В 11], [ В 10], [ В 8], [ В 12] ([ В 12b] несколько изменена), [ В 13] («Упование ми Бог , прибежище мое Христос, и Покровитель ми есть Дух Святый») и отпуст 22 . Этот корпус молитв является образцом и для последующих книг, которые во многом основываются на данной традиции келейных молитв, незначительно отличаясь или дополняя ее (см. Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/istori...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

( : «») géch jiàomén zhúch jiàomén géchú jiàojí Андрей Первозванный (апостол) / () ndéliè shtú (dìywèi méng Zh shèngzhào zh shtú) (Святой) Андрей Рублёв (прославленный русский иконописец и угодник Божий) ( прибл . 1360-1430 гг. Память 4/17 июля) (см. Рублёв) ()· ·(1360 – 1430 )74/717 (shèng) ndéliè Lbùliàof (shèng) ndéliè-Rúbóláifú Ангел (от греческого «вестник»; «посланник») (“”) Tinsh Ангельская песнь (поётся на Литургии во время Евхаристического канона – см. Евхаристический канон) Tinsh sòngg Tinsh zàng Ангельский образ (см. Монашество; Монах – уподобившийся ангелам)   Великий ангельский образ (монах или монахиня, принявший(ая) схиму – надевает на себя особое облачение, украшенное сакральными символами как знак особенно строгой, затворнической и подвижнической жизни – см. Схимник; Подвижник)   «» ( ) «» ( ) Tinsh bn shnghuózh «Tinsh xíngxiàng»   «Dà Tinsh xíngxiàng»   dàshèngy Tinsh shèngy Антидор (=просфора, из которой на проскомидии вынут святой Агнец; раздаётся всем молящимся, в том числе не причастившимся в конце Литургии; от греческого «вместо дара», т.е. вместо принятия Святых Даров – для не допущенных или не готовых к принятию Святых Даров) (см. Просфора; Святые Дары) () “” () ntíduruò “dàil” (shèngbng) Антиминс   (плат с частицею святых мощей, который кладут на престол; от греческого и латинского «вместо стола», т.е. вместо престола. На внутренней части плата обычно имеется икона положения Христа во Гроб; такой плат освящается архиерем, который оставляет на нём собственноручную подпись. В сложенном виде кладётся в центре престола под Евангелие, раскладывается во время Литургии для положения на него Святых Даров. Раньше сугубо использовался в храмах с неосвящённым престолом вместо престола, откуда и получил своё название. В настоящее время в Русской Православной Церкви всегда используется во время Божественной Литургии как знак единства священника и архиерея.)

http://azbyka.ru/chinaorthodox/ehan-dong...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря . В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Пресвятой Богородицы ), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. XVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ). Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/64544.html

Такое понимание и жизни отдельного человека, и жизни народа отразилось в характере русских летописей. Летописи - это скрупулезное перечисление событий, " пронумерованных " летописцем годами и " расставленных по порядку " , который установлен для них " там " . И летописи являются набором упорядоченных иллюстраций, ячеек мозаичного панно, которое в свою очередь есть лишь фрагмент картины мира, картины, которая во всей полноте уже написана Богом и существует в вечности. Земная жизнь человечества - это и есть конечное время - промежуток между сотворением мира и человека и вторым пришествием, это лишь скоротечное испытание перед вечностью, когда времени больше не будет. Прошедших это испытание ждет жизнь вечная, совершенная, а значит, неизменная . Святые, изображенные на древних иконах, уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменения в обычном смысле слова. И сложенные в благословляющем жесте пальцы правой руки - это послание оттуда - из царствия не от мира сего. Тонкие чуткие пальцы приподняты без усилия и напряжения. Они не имеют веса, ибо в том мире нет тяжести. Взгляд святого с иконы на нас - это взгляд из глубины запредельного мира, это вопрос из вечности. Он не затуманен страстями, и поэтому лишь в редкие моменты духовного просветления мы можем ответить на этот взгляд. Вот почему глаза, смотрящие на нас с икон, так тревожат, рождая и беспокойство, и страх, и надежду. Спас. Андрей Рублев. XV векИзображенное на древних русских иконах не подразумевает, таким образом, ни пространственной, ни временной локализации в традиционном понимании. Образ подразумевается внепространственным и вневременным. А то, что иногда можно принять за неподвижность, следует понимать как движение, но не во времени, а в вечности. Вот образ работы Андрея Рублева (1360/70-ок. 1430) " Спас " . Глаза, обращенные к нам из вечности, все видят, все понимают, все объемлют. И именно потому, что во взгляде Спасителя можно найти все, ответы на все, к Нему могут прийти, к Нему могут обратиться за помощью и советом все всегда. Особое понимание времени и пространства в древнерусском иконотворчестве носило принципиальный догматический характер.

http://pravicon.com/text-4

При Эгидии Римском (Колонна), первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию , а с XIV в.- на мариологию ; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама . «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм ), последователями М. Байюса , и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини , Уголино из Орвието († 1347), Иоанном из Базеля († 1392), Августином Фаварони († 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма , распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике , в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо († 1307), Александр из Сан-Эльпидио († 1326), Августин Триумфус из Анконы († 1326), Генрих из Флаймара († ок. 1340) и Томас из Страсбурга († 1357).

http://pravenc.ru/text/62636.html

Так, в 1330 г. еп. Гутьерре Руис де Меса вернул замок Лусена кор. Альфонсо XI, который передал его ордену Сантьяго. Епископ также получил долю доходов от рент и половину королевских владений в К. Активную политику по приобретению новых сеньорий для кафедры К. проводил еп. Хуан Фернандес де Пантоха (1379-1397), который получил от короля замки Аснавиада и Толедильо. Из доходов, поступивших с сеньорий, епископы делали отчисления в пользу соборного капитула. Короли оказывали активную поддержку епископам в реализации их юрисдикции, в частности обеспечивали исполнение приговоров церковных судов. Наибольшие сложности в осуществлении епископской юрисдикции возникали из-за противодействия консехо. В 1426 г., когда епископская кафедра была вакантна, консехо заключил с соборными канониками ряд соглашений, к-рые впосл. привели к длительному спору между епископом и консехо. Соглашения касались получения судебных штрафов церковными судьями; сокращения размера десятины с урожая винограда и приплода скота; уточнения списка продукции, с которой выплачивали десятину; регулирования сумм, которые могли требовать клирики за совершение обрядов, и налоговых льгот клирикам, являвшимся жителями К.; участия наблюдателей от консехо в церковных судах. При еп. Педро де Кордоба-и-Сольере конфликт по поводу соблюдения этих соглашений привел к вооруженным столкновениям: был подожжен епископский дворец, а епископ, изгнанный из города, укрылся в замке Толедильо. Вскоре после завоевания К. христианами в городе были основаны мон-ри доминиканцев (св. Павла) и францисканцев (св. Петра, впосл. св. Франциска); позднее в еп-стве появились также обители цистерцианцев, тринитариев, мерцедариев, регулярных каноников-августинцев, иеронимитов и др. орденов. В кон. XIV в. инициатором монастырской реформы стал католич. блж. Альваро из Кордовы (1360-1430), основатель доминиканского мон-ря Санто-Доминго-де-Скала-Сели близ К. Организация пространства мон-ря должна была воспроизводить крестный путь (Via Dolorosa), в этой обители была воздвигнута 1-я в Испании кальвария (модель Голгофы ).

http://pravenc.ru/text/2057236.html

John Anthony McGuckin St. Andrei Rublev (ca. 1360–1430) KONSTANTIN GAVRILKIN Little is known of the life of Russia’s greatest icon painter. The indirect evidence suggests that he was born around the 1360s and settled in the Trinity Monastery (later, the Troitse- Sergieva Lavra) near Moscow shortly after the death of its founder, St. Sergius of Radonezh (1392), presumably already as a monk. Rublev is first mentioned in the Chronicle of the Trinity Monastery under the year 1405, when he is said to have worked on the frescoes and icons of the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin together with Theophanes the Greek, a prominent Byzantine master who is believed to have been associated with the hesychast move­ment and who trained Andrei in icon paint­ing. In this and other sources associated with the same monastery, Andrei is men­tioned in later years as a man of holy life and master of remarkable talent who decorated churches in Moscow, Vladimir, and other places. The last place Rublev was known to be working was at the Moscow Andronikov Monastery, where he died around 1430. In the Soviet period this monastery was closed but has since reopened as the Andrei Rublev Museum of Early Russian Art, with a collection representing Russian works from the 15th to 17th centuries. Although the authority of Andrei Rublev as model icon painter was recognized by the Stoglav Council of 1551, which declared that iconographers should follow the ancient standards of Greek icon painters, Andrei Rublev, and other famous masters (Lazarev 1966: 75–8), the decline of Russian iconog­raphy after the late 16th century led to a gradual loss of that knowledge and skill associated with Rublev and his school. By the 19th century virtually only the Old Believers who treasured the liturgical and spiritual traditions of the Muscovite Rus remembered his name without, however, being able to identify his works. With the beginning of the scholarly study of early Russian iconography at the beginning of the 20th century, the only starting point for the recovery of Rublev’s legacy was the Icon of the Holy Trinity in the Trinity Cathedral of the Troitse-Sergieva Lavra, which, according to all the sources, was painted by Andrei Rublev alone. Cleaned in 1904, the icon provided iconologists with the stylistic and technical clues for further research. After a century-long study of his frescoes and icons, St. Andrei Rublev is recognized today as a great master of com­position, light, and color, who was able to express through his works the peace and beauty of the world transformed by grace, the vision of the human being transformed by the Spirit into the true image and likeness of God. He was officially canonized as a saint by the Russian Church in 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

В 1405 году " начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев " . Так впервые в письменных документах прозвучало имя Андрея Рублёва (ок. 1360-1430). Роспись Благовещенского собора под руководством Ф. Грека стала его первой известной нам работой. Святой преподобный Андрей Рублёв, монах Спасо-Андроникова монастыря, великий русский иконописец, родился около 1360 года и умер в 1430 году. Ещё при жизни он почитался как выдающийся мастер, но подлинная слава пришла к нему после смерти. И эта слава оказалась непререкаемой. Ревностным почитателем и ценителем творчества Андрея Рублёва был живший почти полвека спустя Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439-1515), церковный писатель, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. В этот монастырь он пожертвовал три иконы " Рублева письма Андреева " . Эти иконы были оценены в двадцать рублей - в ту пору столько стоила средней величина деревня с крестьянами. Обладание иконой рублёвского письма было настолько значительным событием, что этот факт особенно подчёркивался во вкладных и приходно-расходных книгах русских монастырей, на страницах летописей и грамот: " иконы Рублева письма " , " иконы Андреева письма " ... Само имя Андрея Рублёва стало обозначением наилучшего иконописца. Таким оно и осталось в последующие века. Ф. Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса Благовещенского собора. Иконостас собора - чудо русского искуства. Фигуры деисусного чина выполнены на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра. Это придало иконостасу невиданную ранее внушительность, изящество, а сама деисусная композиция, утверждающая идею заступничества, стала основной в убранстве храма. Общий замысел иконостаса и прориси икон принадлежат Ф. Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: " Спас " , " Богоматерь " и " Иоанн Предтеча " , а также " Апостол Павел " . В московских работах Грека меньше страсти, меньше движения, чем в новгородских, зато больше величавой торжественности. Им написаны центральные фигуры деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Другие его московские работы не сохранились. Икона " Архангел Михаил " исполнена Андреем Рублёвым, он же написал для Благовещенского собора ещё семь икон праздничного чина.

http://sobory.ru/article/?object=03383

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010