Скачать epub pdf Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года (журнал 141). Содержание I. Общие положения II. Требования к военным священникам III. Задачи военного духовенства IV. Организация деятельности военного духовенства V. Должностные обязанности штатного военного священника     Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви ( Ин.15:13 ). Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве. С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти ( Быт. 4:3–12 ). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг. Благовествуя о Христе Спасителе, пастырь призван воодушевлять военнослужащих на ратное служение. Сохранение мира в душе является делом весьма трудным, особенно в контексте исполнения воинского долга,требующего от воина глубокой внутренней работы над собой и особого пастырского душепопечения. Предназначение военного священника – стать духовным отцом военнослужащих, гражданского персонала воинских формирований и членов их семей, помогать им с христианской точки зрения осмысливать свой долг. Военный священник, кроме общих требований, предъявляемых к духовенству Русской Православной Церкви, должен иметь опыт пастырского служения, уметь переносить трудности и лишения, связанные с его службой. При этом личный пример и твердость духа священнослужителя, особенно в сложных ситуациях, являются важными средствами пастырского воздействия на военнослужащих.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Алтарник (чтец, пономарь) — мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями. В обязанности алтарника может входить: замена иконы праздника в храме; возжигание лампад в алтаре и на иконостасе; при необходимости — чтение на богослужении;  принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; подготовка кадила; подготовка облачения священников и диаконов; подавание плата для отирания уст во время причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; функции звонаря; уборка в алтаре. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству. Апостол (греч. «посланник») — ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиакон — старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской Православной Церкви архидиакон, служащий при Патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») — первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит». Архиерей (греч. старший священник, начальник священников)священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680–681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

«Служение святителя Илариона – жертвенное» (+ВИДЕО) Беседа со священником Димитрием Сафоновым Дмитрий Дементьев 28 декабря – день памяти священномученика Илариона , архиепископа Верейского. О его подвижническом служении в годы советской власти мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом Сретенской духовной семинарии , священником Димитрием Сафоновым.      – Отец Димитрий, вы занимались изучением церковного служения священномученика Илариона. Расскажите, пожалуйста, об основных этапах жития святителя. – Здравствуйте, Дмитрий, здравствуйте, уважаемые наши зрители! Святитель Иларион родился в 1886 году в семье священнослужителя. Его отец был священником. Его братья стали: один – епископом, другой – священником. И с детства будущий святитель имел церковное воспитание. Он говорил, что христианство – это религия радости, любви к Богу. И этому учил студентов академии Поступил в Московскую духовную академию, и все отмечали, что за многие годы существования Московской духовной академии это был наилучший студент при поступлении и лучший выпускник, настолько яркие способности он проявил уже будучи студентом. Причем способности у него были очень разносторонние: он проявил себя и как богослов, написав ряд догматических сочинений, и как историк Церкви, и был экстраординарным профессором по кафедре Нового Завета. Так что свою жизнь до 1913 года – года пострига, принятия священствасвященномученик Иларион посвятил науке. При этом он был человеком удивительно радостным, удивительно духовным. Он всегда говорил, что христианство – это религия любви, религия радости, любви к Богу. И этому он учил студентов, будучи инспектором духовной академии, – это многие запомнили. В 1913 году он стал иеромонахом и сразу же через несколько месяцев был посвящен в высокий сан архимандрита, некоторое время исполнял обязанности ректора академии, был профессором по кафедре Нового Завета и инспектором до момента, когда грянула революция и когда академия начала постепенно угасать. Закрыта она была уже в 1921 году. До последних дней существования академии в Сергиевом Посаде он продолжал служение, и даже кода занятия были перенесены в Москву, он, пока позволяли силы и возможности, вел работу в академии.

http://pravoslavie.ru/76109.html

Статистика Иоанн (Крестьянкин), архим. Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 11 апреля 1910, Орёл — 5 февраля 2006, Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков. Детство Был восьмым и последним ребёнком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. С детства прислуживал в храме, уже в возрасте шести лет был пономарём, затем исполнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом. В жизнеописании старца эта история описана следующим образом: " Елецкий епископ Николай (Никольский) прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы. Прощание близилось к концу, и иподиакону Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Он стоял рядом с ним и осмелился прикоснуться к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка наклонился к мальчику (тот был небольшого росточка) с вопросом: «А тебя на что благословить?» И Ваня в волнении произнес: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьёзно сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в своё время непременно будешь монахом». Всё в жизни определилось. Благословение архиерея Николая (Никольского), исповедника и мученика, начертало образ жизни Ивана Крестьянкина во всей полноте. " Позднее это благословение подтвердил орловский архиерей Серафим (Остроумов). На гражданской работе В 1929 Иван Крестьянкин окончил среднюю школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности в Орле, однако частая «авральная» сверхурочная работа мешала ему посещать церковь, а когда он воспротивился таким порядкам, то сразу же был уволен. Некоторое время был безработным, а в 1932 переехал в Москву, где стал главным бухгалтером на небольшом предприятии — эта работа не мешала ему посещать богослужения. Участвовал во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни.

http://lib.cerkov.ru/authors/72

Февраля 15 (28) Священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Никитского. В 1906 году он окончил Донское Духовное училище, в 1912 году – Московскую Духовную семинарию, после чего стал учителем начальной школы в Балашихе. 5 декабря 1913 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Христова в селе Михалево, на место умершего отца. В начале 1918 года отец Алексий был призван в тыловое ополчение Красной армии. Он служил рядовым в городе Бронницы при губернском конском запасе. Его обязанностью было ухаживать за лошадьми. Потом отца Алексия перевели в строительный отряд, где он работал конторщиком. После этого он работал телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота, располагавшемся на Ходынке в Москве. В 1921 году после демобилизации отец Алексий подал прошение в Московскую епархию о назначении на приход священником. В марте 1922 года он был определен священником к Троицкому храму в поселке Удельная Раменского района, где и прослужил до дня ареста. В 1929 году у отца Алексия, как лишенного избирательных прав, отняли дом. Притеснение служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражалось и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они написали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест, который произошел 26 января 1938 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фото из архива ЖМП ЖМП 11 ноябрь 2016 /  15 ноября 2016 г. Самый молодой ректор 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. В этом материале мы расскажем о служении Святейшего Патриарха на посту ректора Ленинградской духовной академии, на который он, будучи архимандритом, был назначен решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 26 декабря 1974 года в возрасте 28 лет. ПДФ-версия Время перемен в духовных школах Отец Кирилл официально вступил в должность 12 января 1975 года, причем митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим придал этому событию максимальную торжественность: «Тебе Святая Церковь поручила самое ответственное сейчас служение в ней — это возглавление воспитания и формирования тех, которые будут благовестниками Евангелия, священниками Бога Вышнего и служителями Господа Иисуса Христа... Серьезной ответственностью для тебя как для ректора академии является организация не только преподавания и обучения студентов и воспитанников, но и развитие отечественной богословской науки, что является непременной обязанностью духовной академии, центра научной богословской мысли...»1 Архимандрит Кирилл стал ректором Ленинградских духовных школ в разгар так называемой эпохи застоя. Вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем, количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Патриарх вспоминает, что пришел на эту должность в очень трудное время: «Практически все профессора Санкт-Петербургской духовной академии, столпы наши сошли... Отблески былой славы, конечно, присутствовали… И по ним мы могли понять, что такое петербургская богословская школа. Она была более миссионерской, а значит, и более открытой. Если смотреть с точки зрения диалога цивилизаций, Петербург — это интересное место.

http://e-vestnik.ru/analytics/patrarhu_7...

фото с сайта volynnews.com 9 февраля 2018 г. 14:13 Митрополит Нифонт (Солодуха) Митрополит Нифонт (Солодуха) 05.10.1948–22.03.2017 22 марта на 69-м году жизни отошел ко Господу митрополит Нифонт, возглавлявший Волынскую епархию Украинской Православной Церкви с 1992 по 2016 год. Митрополит Нифонт (Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октяб-ря 1948 года в деревне Галина Воля Старовыжевского района Волынской области в крестьянской семье. В два года мальчик остался сиротой. Спустя десятилетия он не раз вспоминал годы своего тяжелого детства, лишенного родительского тепла. С большой любовью он отзывался о бабушке, которую называл мамой, и тете, но они не могли заменить родителей. Поэтому не удивительно, что одним из излюбленных мест Василия было местное кладбище, где перед материнской могилой он изливал горечь своего сиротства. Другим местом, куда постоянно тянулась душа мальчика, была местная церковь, в которой он чувствовал себя особенно спокойно и уютно. В юном возрасте Василий самостоятельно принял решение придерживаться всех церковных постов, читал немногие жития святых, которые удавалось достать.  В 1963 году юноша окончил местную восьмилетку и поступил в 9-й класс школы в районном центре. Однако, для продолжения учебы нужно было ежедневно ездить в Старую Выжевку или перебраться туда, а это оказалось для Василия невозможным. Поэтому он стал наниматься на разные сезонные работы. В 1967 году Василий был призван на воинскую службу, которую проходил в Новгороде. Благодаря обязанностям кладовщика и почтальона солдат почти каждый день выходил в город, где мог посещать церковь. Именно в армии Солодуха окончательно утвердился в решении стать священнослужителем.  В 1969 году, сразу после военной службы, Василий поехал в Брест, где стал работать в железнодорожном депо и готовиться к поступлению в семинарию. Счастью не было предела, когда в 1970 году он был принят на учебу в МДС, ведь конкурс тогда достигал семи человек на место. В следующем году будущий митрополит стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и исполнял это послушание все годы пребывания в семинарии.В стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры у семинариста родилось горячее желание принять монашество. На четвертом году учебы, 20 марта 1974 года, мечта Василия Солодухи осуществилась, и он был пострижен с именем Нифонт.  Уже 15 апреля того же года Святейший Патриарх в Богоявленском кафедральном соборе Москвы рукоположил монаха в иеродиакона. Вскоре отец Нифонт поступил в МДА, на третьем курсе которой, 26 февраля 1977 года, ректор архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его в иеромонахи. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/new_objec...

Что известно о попытке отравить Патриарха Грузии Миновала ли угроза для Предстоятеля Грузинской Церкви 15 февраля, 2017 Миновала ли угроза для Предстоятеля Грузинской Церкви Прокуратура Грузии задержала священника Георгия Мамаладзе по обвинению в подготовке убийства «священнослужителя высокой иерархии». По версии следствия, Патриарха Илию II пытались отравить. Цианид натрия для Патриарха В понедельник в прокуратуре Грузии состоялся чрезвычайный брифинг, на котором заявили о задержании священника по подозрению в подготовке к убийству. В начале февраля в ведомство поступила информация, что руководитель службы по управлению имуществом Патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны священнослужитель Георгий Мамаладзе поручил добыть ядовитое вещество — цианид. Священника задержали в Тбилисском международном аэропорту. При обыске багажа задержанного у него изъяли цианид натрия. По версии следствия, Мамаладзе планировал доставить яд в Германию, где находится на лечении Католикос-Патриарх Грузии Илия II. По словам главного прокурора Ираклия Шотадзе, задержанный не признает свою вину. Охраняют со всех сторон После задержания священника глава службы госохраны Анзор Чубинидзе отправился в Берлин и потребовал от главы службы безопасности Патриарха Иосеба Оханашвили вернуться в Грузию на допрос по делу, касающемуся безопасности Предстоятеля Церкви. После нескольких часов допроса Оханашвили вернулся в Германию. «Я нахожусь в Берлине, продолжаю исполнять свои обязанности, ответить на остальное я не могу», — заявил он. Теперь безопасность Патриарха в Германии обеспечивает как личная служба охраны, так и государственная. Лечиться у иностранных врачей отказался, но пришлось В конце прошлого года Предстоятель Грузинской Церкви перенес вирусную инфекцию, которая вызвала воспаление желчного пузыря. Лечиться у иностранных врачей он отказался. В итоге по состоянию здоровья он был вынужден пропустить ряд важных мероприятий, и все же согласился поехать в Берлин, где было принято решение об операции.

http://pravmir.ru/chto-izvestno-o-popyit...

Эти мысли пришли мне по поводу статьи священника Гр. Кучеровского в “Колоколе» под заглавием: “Нужда в запасных священниках». И автор, и я вполне согласны, что такие священники необходимы, что так или иначе вопрос о них должен быть решен, ибо и самих больных священников надо пожалеть, и приходские требы нельзя не удовлетворять, и храмы Божии нельзя надолго оставлять без служения. Все это – бесспорно, но вот тот путь, каким автор хочет решить этот вопрос, во мне возбуждает не только сомнения, но и опасения. Правда, путь не новый: к нему, великой ради нужды, и теперь прибегают архипастыри, чтоб удовлетворять крайнюю нужду приходов; но узаконивать, делать обязательным этот способ значило бы злоупотреблять идеей монашества. Автор желает, чтоб сама церковная власть вменила в обязанность монастырям посылать в села, а может быть, и не в села только, а и в города, иеромонахов для замены больных священников. “В каждой епархии, говорит о. Кучеровский, черного духовенства достаточно, а в иных изобилие, и мы не видим, что, собственно, может затормозить разрешение вопроса о запасных священниках за счет этого духовенства». Во-первых, есть епархии, в коих имеется только один-два монастыря, и притом – скудных числом братии, а следовательно, неправда, будто в каждой епархии черного духовенства достаточно. Во-вторых, надо знать, как наши монастыри нуждаются вообще в священнослужителях: иной настоятель готов закрыть глаза на всякие “немощи» иного послушника, чтоб только поскорее произвести его во иеродиакона, а потом и в иеромонаха: иначе некому будет отправлять ежедневные богослужения. И если бы не непременное требование устава, чтоб каждый день совершалась литургия в обители, то настоятель готов бы был хотя бы день или два в неделю давать отдых единственному служащему иеромонаху. А иногда и сам служит, заменяя его. Смотреть легко на служение чреды в монастыре не следует. Во всяком случае, монастырская служба идет дольше, притом монахи читают по кельям так называемое “правило» пред служением гораздо полнее, чем это принято у священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ю.И. Белоногова Заключение В начале XX в. проблемы, стоявшие перед Церковью и, в частности, перед приходским духовенством, начали открыто обсуждаться в печати. Церковь в лице своего духовенства не имела глубокого, повсеместно укорененного авторитета среди паствы. Можно назвать много причин сложившейся ситуации, а среди них и недостаточное обеспечение клириков, приводившее к возникновению многочисленных конфликтов с прихожанами, и происходившие в жизни деревни изменения: рост числа отходников, переносивших в деревню городские традиции, и исторически сложившаяся и законодательно подтвержденная замкнутость духовенства, имевшая своим следствием фактическую отчужденность его от других слоев общества. Не относившийся к духовному сословию человек, посвятив себя служению Церкви в духовном сане, лишался всех прав прежнего звания, а выход из духовного сословия влек за собой лишение всех наград и привилегий. При недостатке средств клирики имели преимущества при обучении детей в духовных учебных заведениях, но по окончании семинарий выпускники должны были устраиваться на службу по духовному ведомству или выплачивать определенную сумму за свое образование, поэтому представители духовенства стремились дать детям светское образование, чтобы у них была возможность дальнейшего поступления на государственную службу. Священнослужители по-разному относились к своему пастырскому долгу. Одни пользовались уважением среди прихожан, другие становились священниками в силу традиции, обстоятельств и безвыходности положения. Духовенство, помимо своего пастырского служения, было перегружено множеством чиновнических обязанностей. А государство, возлагая на клириков функции статистиков и чиновников, фактически занимавшихся делопроизводством актов гражданского состояния, не могло содержать их на должном материальном уровне. В плане обеспечения клирики полностью зависели от своих прихожан. Лишь немногие наиболее бедные храмы получали жалованье от казны; земля хотя и была обязательно приписана к храмам, но не приносила достаточной прибыли. Единственным постоянным доходом священно- и церковнослужителей были пожертвования прихожан, а материальная зависимость от них клириков при бедности крестьянства приводила к постоянным и неизбежным конфликтам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010