А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Смыкалин Приложения Приложение 1. Основные биографические этапы жизненного пути Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарх Кирилл – публичная фигура. Будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, Председателем Отдела внешних церковных связей, он на протяжении многих лет регулярно выступал по телевидению и в других средствах массовой информации. Его суждения по основным вопросам современности хорошо известны тем, кто постоянно следит за жизнью Церкви. Патриарх Кирилл – выдающийся оратор, мастер устного слова. Его проповеди и выступления отличаются насыщенностью и глубиной мысли, динамизмом, яркостью формулировок. Патриарх Кирилл из рода священнослужителей. Его дед по отцовской линии, Василий Степанович Гундяев, родился в Астрахани. В 1903 г. семья прадеда Патриарха переехала в г. Лукоянов Нижегородской губернии. Василий работал машинистом-механиком в железнодорожном депо. Он был глубоко религиозным человеком и воспитывал детей в православной вере, прививая им любовь к Церкви и богослужению. В семье росло семеро своих детей и приемная дочь. Жили очень скромно, несмотря на то что Василий получал немалое жалованье. Основную часть года проводили в служебном доме при железнодорожном депо, и лишь на лето Василий с женой и детьми выезжал в село Оброчное, где в небольшом деревянном домике проводил отпуск. Такой образ жизни не соответствовал уровню доходов Василия Гундяева. Спустя много лет, на закате его жизни, его внук, будущий Патриарх, спросил: «А где же все твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил?». Дед коротко ответил: «Все деньги я посылал на Афон». Отец Патриарха Кирилла, Михаил Васильевич Гундяев, родился 6 января 1907 г. в Лукоянове. Воспитанный в глубоко религиозной семье он с детства хотел быть священником. По окончании средней школы Михаил остался в родном городе, исполняя обязанности секретаря и иподиакона при местном архиерее – епископе Сергии (Мельникове) (...–1934 гг.). В 1926 г. Михаил поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде – единственное действующее богословское учебное заведение страны. Знаменитую Санкт-Петербургскую духовную академию в 1918 г. уже закрыли, и вместо нее действовали Богословско-пастырские курсы. В 1920 г. их преобразовали в Богословский институт, где преподавали многие видные профессора Санкт-Петербургской духовной академии. В мае 1923 г. институт ликвидировали, а в марте 1924 г. аналогичный институт открыли обновленцы. В сентябре 1925 г. на базе Богословских курсов Центрального района Ленинграда были созданы Высшие богословские курсы, ректором которых стал недавно освобожденный из заключения профессор протоиерей Николай Чуков (будущий митрополит Ленинградский Григорий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

[Аколит; греч. κλουθος, лат. acolythus, acoluthus, acolitus - спутник, сопровождающий, служитель], в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель , помогающий священнослужителям совершать богослужение. Об А., возможно, уже говорится в Послании к Филадельфийцам (11. 1) сщмч. Игнатия Богоносца (нач. II в.), к-рый называет Рея Агафопода «мужем избранным, который сопутствует [или последует - κολουθε] мне от Сирии, отказавшись от жизни». В «Liber pontificalis» при сщмч. папе Викторе I (186-197), а также при папе Гае (кон. III в.) упоминаются «последующие» (лат. sequentes) (LP. T. 1. P. 137, 161). Впервые же в качестве члена низшего клира Римской Церкви А. засвидетельствован в 251 г., он занимал положение между 7 субдиаконами ( иподиаконами ) и 53 экзорцистами , чтецами , остиариями привратниками ) (Послание св. Корнелия, еп. Римского, к Фавию, еп. Антиохийскому// Евсевий. Церк. ист. VI 43. 11). На каждый из 7 (по числу диаконов) округов (regiones) Римской Церкви приходилось по 6 А., возможно подчинявшихся одному из субдиаконов (LP. T. 1. P. 148). В III в. А. стали относить Св. Дары в тюрьмы исповедникам (в 18-й «Песни» папы Дамаса I говорится о претерпевшем мученичество А. Тарсиции ), столетием раньше это входило в обязанность диаконов ( Иустин Философ. Апология. I 65, 67). В письмах свт. Киприана Карфагенского († 258) письмоносцы по церковным делам называются А., а один из них также и клириком, однако без указания конкретного рода церковного служения. А. упоминаются в эпиграфических памятниках Рима (с III в.), Галлии (сер. V- нач. VI в.) и Карфагена (Cabrol, Leclercq. Monumenta. T. 1. N 1989, 1999, 3122; CIL. T. 8. N 13426; Leclercq. Col. 349, 350-351). Памятник «Statuta Ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления; ок. 500) подтверждает наличие А. в Арле (Галлия) (Dushesne. P. 332, 350). В канонах Ирландской Церкви упоминаются архиаколуфы, но не среди 7 степеней иерархии, а отдельно вместе с певчими (Collectio. Can. 32). В др. зап. Церквах до V в. А., по-видимому, не было. Для Востока они засвидетельствованы только на Всел. I Соборе в Никее (325), где наряду со священниками и диаконами А. сопровождали епископов, однако как члены епископской свиты, а не как церковнослужители (Евсевий. Жизнь Константина. III 8). В 24-м прав. Лаодик. Собора (365), содержащем перечень степеней священно- и церковнослужителей, А. не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Александра Никифорова Скачать epub pdf Содержание “Минея до Минеи”: Тропологий Рождение Минеи. IX век. Структура Миней IX-XII вв. Жанровый состав Миней IX-XII вв. Течения в византийской гимнографии в VII-VIII веках Синтез IX века Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Список сокращений     Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая – это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая – метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII-VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII-XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалимские” Минеи – а именно они легли в основу печатных – представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX-XX столетий исследователь Минеи А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Александровское. Церковь Николая Чудотворца (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1828 и 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Боханский район, с.Александровское Координаты: 52.791158, 103.836615 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В начале XIX в. Александровский завод принадлежал к приходу Олонского селения, находящегося в 15 верстах от него, и своей церкви не имел. Это было крайне неудобно для всех жителей, да и для священников Олонской Благовещенской церкви, видимо, тоже, т.к. они должны были несколько раз в месяц приезжать на завод и совершать вечернее богослужение, сначала просто в доме управляющего заводом, а затем — в специально построенной часовне, очень тесной и холодной. Сохранившийся документ рассказывает, с каким «усердием» священники из Олонок выполняли возложенные на них обязанности. Мы приведем его целиком. «В Иркутскую Духовную Консисторию из конторы Александровского винокуренного завода Олонской Благовещенской церкви священнослужители нужных треб в здешнем заводе в настоящее время не исправляют. Случается нередко, что и по просьбам рабочих они приезжают в завод не инаково, как по делу и трем позывам, и тем самым отнимают время быть людям в казенных работах, о чем заводская контора долгом поставляет Иркутскую Духовную Консисторию уведомив просить: не благоугодно ли будет при известности усердия к прихожанам и деятельному исправлению треб приказать заведывать завод здешним священникам с Тельминской суконной фабрики или Быковской слободы. Правитель завода Петр Аленин (?) генваря 1-го дня 1811 г.» Но, видимо, и после этого положение не улучшилось. Управление завода возбудило ходатайство о строительстве в заводе собственной церкви. Государю императору Николаю I было угодно не только разрешить это строительство, но и Высочайше пожертвовать для этого в 1833 г. 6500 руб. Такой милости удостаивалось далеко не каждое храмовое сооружение. Помимо суммы императора, работы велись на деньги, полученные от «доброхотных дателей», и именно они легли в основу создания храма.

http://sobory.ru/article/?object=39212

Беседа 58. Евангелие от Матфея, глава 16, 13–20. «Исповедание апостола Петра и Камень Церкви» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». И сегодня мы рассмотрим 16-ю главу с 13-го по 20-й стих; данная тема называется «Исповедание апостола Петра и Камень Церкви». Иными словами, мы будем пытаться выяснить, на чем зиждется Церковь : на иерархии (священстве) или на вере в Иисуса Христа как Сына Божия? То есть на Самой Личности Сына Божия. Этот вопрос достаточно актуален для нашего времени, когда нашей Церкви навязывается католическая модель управления народом Божиим; когда клир (духовенство) в Церкви обладают всей полнотою власти, а народ Божий (миряне) – никакой. Собственно говоря, происходит подмена общего понятия народа Божия только как клира (священнослужителей и монашествующих); а миряне при этом воспринимаются только как толпа: безгласная и лишенная всякого канонического смысла. Надо сказать, что подобная папистская (латинская) модель в самой католической церкви, признается как устарелая и ненужная, а у нас, напротив, как своевременная и актуальная. Вырвавшись из-под власти уполномоченных по делам религий и старост, русское духовенство быстро влетело в другую крайность, когда в руках клира сконцентрировалась вся власть на приходе и в епархии, касаемая как духовных, так и материальных вопросов. В результате чего священнослужители стали чувствовать и осознавать себя некими миниатюрными «римскими папами» в квадрате. Подобная узурпация власти делает мирян (лаиков) пассивной толпой, не имеющей никаких прав в Церкви Божией, но только одни обязанности; а клирики (духовенство), в отличие от лаиков (мирян), становятся единственными носителями всех прав в Церкви. Подобный перекос возникает в результате неправильного истолкования именно 16-й главы Евангелия от Матфея, когда данный текст истолковывается именно в духе католической (латинской) теологии: когда под Камнем (основанием) Церкви понимается не Личность Христа и вера в Него как Сына Божия, а личность Апостола, или институт иерархии в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа с первоиерархом РПЦЗ о новостях Восточно-Американской епархии, о супругах духовенства и о Кресто-Воздвиженском монастыре (штат Западная Вирджиния) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70362.html 19 ноября 2009 Беседа с первоиерархом РПЦЗ о новостях Восточно-Американской епархии, о супругах духовенства и о Кресто-Воздвиженском монастыре (штат Западная Вирджиния) Источник:  http://www.russianorthodoxchurch.ws/ Официальный сайт РПЦЗ Владимирском храме-памятнике, где был избран новый состав Епархиального Совета, который немедленно провел первое заседание под Вашим председательством. На заседании совет принял ряд важнейших решений касательно епархиальной администрации. Одним из главных решений стало открытие нового епархиального центра в Ховелле, Нью-Джерси. Как Вы оцениваете работу новой администрации за последние шесть месяцев? – Я очень доволен, что администрация поступила энергично и продуманно, определила наши административные недостатки, и мы стараемся, с Божией помощью, всё упорядочить. Кроме того, мы планируем создавать новые конкретные миссии и начинания; работать с молодежью и благотворительными организациями, и всегда смотреть в будущее. – Члены Епархиального совета часто опираются на опыт и наследие архиеп. Никона (Рклицкого). Почему наследие владыки Никона так важно для нас в сегодняшний день? – Приснопамятный архиепископ Никон был выдающимся архипастырем и одним из кандидатов в первоиерархи в 1964 г. При нем епархиальная жизнь была на высоте. Он всецело отдавал себя епархии, был очень общительным, знающим и любвеобильным человеком. Время его служения пришлось на период активного роста, когда церковные общины создавались беженцами из России. Сегодня ситуация изменилась: мы должны укреплять приходы, где со временем стареют прихожане, одновременно воцерковляя новых членов прихода, иммигрировавших в последние годы из России и СНГ. Мы также должны заниматься миссионерской работой в США, поскольку свидетельство о Православии и привлечение людей в лоно церковное для спасения их душ входит в обязанности как священнослужителей, так и всех православных христиан.

http://religare.ru/2_70362_1_21.html

(Библиологический очерк) Понятие «Закон Моисеев» ( Лк.24:44 ), столь неотделимо связанное с Пятикнижием, едва ли не самым характерным и типичным образом выражается в средней книге Пятикнижия – в книге Левит. Эта третья книга Пятикнижия в принятом еврейском тексте Библии названа–подобно другим частям Пятикнижия–по первому слову первого стиха 1-ой главы Вайикра (vajikra, «И позвал»), в предании же иудейском она именуется соответственно главному своему содержанию и основному характеру а) торат-коганим, torath kohanim, «закон священников», поскольку ближайшими и главными исполнителями священных действий и правил, предписываемых этою книгою, являлись священники и левиты; и б) торат-корбанот, torath-korbanoth, «закон жертв, приношений», поскольку первым и важнейшим пунктом законодательства 3-ей книги Пятикнижия являются прежде и более всего жертвы и священные приношения вообще. Первому из этих еврейских традиционных названий 3-ей книги Пятикнижия соответствуют названия ее в переводах: греческом LXX-mu: Λευιτικν (т. е. Βιβλον), латинской Вульгате: Leviticus (т. е. liber) и славяно-русском: «Левит». Всем этим названиям присуща та общая мысль, что содержание этой священной книги составляют входящие прежде всего в круг обязанностей священного Левиина колена отправления ветхозаветного богослужения или культа и вообще богослужебно-обрядовые формы ветхозаветной религии, с системою ветхозаветных жертвоприношений во главе. Книга Левит состоит из 27 глав и по содержанию своему может быть разделена на следующие пять главных отделов: 1) о жертвах разных видов, обрядах и способе их приношения (гл. 1–7); 2) о посвящении ветхозаветных священнослужителей и об обязанностях их служения (гл. 8–10); 3) законы ритуальной чистоты, частнее: постановления о чистых и нечистых животных, о разного рода случаях осквернения и средствах очищения, об очищении народа в его целом и самого святилища (гл. 11–16); 4) о личной чистоте и святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной и в отношениях народа Божия к другим народам (гл. 16–20); наконец, 5) о святости, порядке и нормальном отправлении богослужения и культа вообще, о священных временах и праздниках, о теократических приношениях и податях в пользу святилища и клира (гл. 21–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В высшей школе МВД учились студенты из Якутии, Бурятии, Эвенкии, Западной Сибири. Состав слушателей по воспитанию и культурному уровню был очень разнороден, и порой морально приходилось очень тяжело. В Хабаровске есть храм святого благоверного князя Александра Невского. В то время, когда я учился, в этом храме служил протоиерей Сергий Мещеряков, который исполнял обязанности духовника Хабаровской епархии. С ним служил второй священник – отец Константин (к сожалению, я не помню его фамилии). Этих священнослужителей я никогда не видел в гражданской одежде. Знаете, насколько это важно! Сегодня, когда сам стал священнослужителем, я это хорошо понимаю. Никогда их не видел праздными, смеющимися, суетящимися. Это были люди глубокой внутренней умиротворенности и высочайшей духовности. Именно их пример произвел на меня огромное впечатление. Тогда я действительно стал воцерковляться, благодаря серьезным исповедям у них и их духовным наставлениям. У этих священников никогда не было дефицита времени для своих прихожан. После каждой службы я мог подойти и попросить: «Батюшка, можно с вами поговорить?» И мы с ним сидели и час, и два – мне уделялось столько времени, сколько требовалось. У отца Сергия было четверо детей, матушка ждала его дома на ужин, но он никогда не торопился. Отец Константин был такой же. Бывало, приключиться опять с тобой очередной казус на учебе, очередная несправедливость – идешь в храм, со слезами. Приходишь: храм уже закрыт, поздно. Встанешь, просто к храму прислонишься, чувствуешь чей-то теплый взор, поворачиваешь голову – на скамеечке отец Константин сидит, приветливо смотрит. Сядешь к нему, поговоришь, и вот душа опять окрылилась, опять полетела. Бывало, в наряде побуду, у меня день свободный, дают увольнительную, и я – в храм, выполнять какие-нибудь послушания: снег около храма убираю; если осень, помогу картошку выкопать. Иногда и ночевать при храме оставался с трудниками, а это были очень богобоязненные благочестивые люди. В такую благодатную среду тогда я попал!

http://pravoslavie.ru/32615.html

В жизни и творчестве монахини Иулиании, в миру Марии Николаевны Соколовой, отобразились лучшие черты русского народа: подвижнический труд, скромность и глубокая право-славная вера. Ее жизненный путь совпал с труднейшим в истории нашей страны временем. В первые же десятилетия советской власти в России началось гонение на Церковь и православных людей. Настало время дикого разгула воинствующего атеизма, когда закрытие и разрушение храмов и монастырей сопровождалось массовым уничтожением икон и других святынь русского народа. Нетрудно понять, каким могло быть официальное отношение к иконописанию  в то время и насколько сложным был путь для тех, кто пытался сберечь традиции русской иконописи. Но Господь незримо сохранил это искусство, которое является существенной частью жизни Православной Церкви. Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества. И потому столь велико ее значение для современных иконописцев.  Мария Николаевна родилась 8 ноября 1899 года (в день святого Архистратига Михаила) в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, что на Гончарной улице, близ Таганки. Отец Николай окончил Московскую Духовную Академию. Он ревностно исполнял свои обязанности по храму, любил богослужение и совершал его с благоговением. Он был справедливым, строгим к себе и не терпел никакой лжи. Отец Николай был музыкально и художественно одаренным человеком. Его старший брат – Александр Александрович Соколов – окончил Петербургскую Академию Художеств, второй брат – Владимир – был священником московского  Рождественского женского монастыря. Мать Марии Николаевны – Лидия Петровна отличалась спокойным, добрым, но   твердым характером. Образование она получила в московском Филаретовском женском училище ,основанном митрополитом Филаретом (Дроздовым) для дочерей священнослужителей. Лидия Петровна была дочерью священника Петра Терентьевича Некрасова, служившего в одном из храмов Новодевичьего монастыря, «человека доброго, широкой души, милостивого к бедным людям. Он не пропускал без подаяния ни одного нищего, которые всегда во множестве собирались на паперти его храма и по его кончине огромной толпой провожали его гроб. Его супруга Анна Николаевна происходила из дворянской семьи. Она рано осиро­тела и была взята митрополитом Филаретом на воспитание 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010