РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10 (23) апреля Священномученик Флегонт Понгильский Священномученик Флегонт родился 28 марта 1871 года в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. Окончив Ярославскую Духовную семинарию, Флегонт Николаевич стал учителем в церковноприходской школе в селе Смоленском, что в Красном Бору в Ярославском уезде; в 1895 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Васильевское в Юхти Угличского уезда, а через два года перемещен ко храму в селе Железный Борок Ярославского уезда. В 1905 году отец Флегонт был переведен служить в Никольский храм в Ярославле и стал преподавать Закон Божий в нескольких учебных заведениях города. Во время Первой мировой войны он служил священником при 663-м пехотном полку и исполнял пастырские обязанности в военных лазаретах. Ревностное служение священника сделало его широко известным в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского стали просить архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского) назначить его служить к ним в храм; владыка исполнил их просьбу, и с 1915 года отец Флегонт стал служить в этом храме. В том же году он был награжден золотым наперсным крестом и несколько лет спустя – возведен в сан протоиерея и назначен одним из благочинных города Ярославля. Протоиерей Флегонт Понгильский был арестован 7 сентября 1929 года в период, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь и в Ярославской епархии было одновременно арестовано несколько десятков священнослужителей и мирян. Безбожники в то время пользовались любым поводом для уничтожения Церкви. Таким поводом в данном случае послужила переписка ярославского духовенства относительно декларации митрополита Сергия (Страгородского), а также действия назначенного митрополитом Сергием правящим архиереем в Ярославль архиепископа Павла (Борисовского), когда он демонстративно отслужил службу под Новый год в соответствии с новым гражданским календарем, что в Ярославской епархии было в то время не принято; верующие увидели в этом поступке выражение намерения идти по пути обновленцев в угождении безбожникам.

http://fond.ru/foto/374/Flegont/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 января (2 февраля) Священномученик Павел Добромыслов Священномученик Павел родился 17 июня 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священни­ка Николая Григорьевича Добромыслова. По окончании Рязан­ского духовного училища Павел в 1891 году поступил в Рязанскую Духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую Духовную академию. В 1901 году Павел Николаевич окончил Московскую Духовную академию и женился на Клавдии Алексеевне Шувало­вой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впо­следствии у них родилось шестеро детей. 1 октября 1901 года епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Павла Николаевича во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. С 1902-го по 1906 год отец Павел состоял преподавателем Рязанского епар­хиального женского училища. С 1906-го по 1910 год он был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910го по 1912 год отец Павел исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911-го по 1914 год был за­ведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. В 1912 году священник был членом Рязанского отделе­ния Епархиального училищного совета. В 1913 году отец Павел был награжден наперсным крестом. В 1914 году отец Павел был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани . В 1918 году во время начавшихся от безбожной власти гонений он был арестован и некоторое время содержался в одной из мос­ковских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. В 1923 го­ду отец Павел был определен в Благовещенскую церковь в Рязани и возведен в сан протоиерея. В марте 1924 года архиепископ Рязанский Борис (Соколов) назначил протоиерея Павла на должность Рязанского уездного благочинного. Будучи принципиальным противником обновлен­цев, отец Павел по поручению владыки написал историю обнов­ленческого движения в Рязанской епархии.

http://fond.ru/kalendar/80/pavel/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн (Тихомиров)   17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой было расстреляно 502 человека. Это был второй день по числу расстрелянных в тот год на Бутовской фабрике смерти. Среди расстрелянных были священнослужители, православные миряне, люди, которые называли себя атеистами, и люди, прямо враждебные Церкви, люди разных профессий и социальных категорий. 31 человек из числа казненных в тот день были впоследствии причислены Русской Православной Церковью к лику святых. И среди них протоиерей Иоанн Тихомиров.  Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника, состоявшего в чине коллежского регистратора, Петра Федоровича Тихомирова и его супруги Ольги Васильевны. Иван был старшим в семье, при рождении второго ребенка Ольга Васильевна скончалась. Вскоре умер и Петр Федорович, и детей взял к себе на воспитание его отец, уже тогда бывший в преклонных годах, протоиерей Феодор Тихомиров, настоятель Успенской церкви в селе Караваево Покровского уезда Владимирской губернии, на попечении которого всю его жизнь были сироты: сначала его младшие сестры, затем сироты-племянники, а в конце жизни – сироты-внуки.  За пять лет до кончины протоиерея Феодора, в 1889 году духовенство праздновало тридцать лет с того времени, когда он получил пост благочинного. Священники тогда отметили, что его главное качество – мирный дух, позволявший ему примирять враждующих. По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского) священнику тогда духовенством был подарен крест с украшениями. Отвечая на хвалебные речи, протоиерей Феодор сказал: «Вспоминая пройденное мною служение, я не усматриваю в нем ничего особенно выдающегося, за что имел бы право удостоиться такой почести, – кроме разве только того, что, проходя должность благочинного, я относился к вам с искренней любовью и сердечным благожеланием мира между всеми, всемерно стараясь делать добро одинаково всем. Но и такому миролюбивому моему к вам отношению весьма много способствовали вы же сами вашим ко мне расположением и доверием, ревностным исполнением пастырских обязанностей. Не находя со своей стороны каких-либо особенных заслуг, я не иначе могу объяснить настоящее ваше чествование, как только одним вашим снисхождением к моей старости, одною братской, христианской любовью, которая, по слову Апостола, долготерпит, милосердствует, вся любит, вся терпит». 

http://fond.ru/kalendar/116/ioann/

Родился 25 марта 1899 г. в д. Прокудино Судогодского уезда Владимирской обл. Был младшим сыном в многодетной семье железнодорожного рабочего. Когда Иосифу было всего два года, отец его умер, а семья вынуждена была переехать во Владимир. В 1912 г. окончил железнодорожное училище. Служил мальчиком в бакалейной лавке. С детства Иосиф прислуживал в алтаре при службах в соборе, пел на клиросе. В 1915 г. поступил во Владимирский Боголюбов монастырь. Проходил послушание келейника епископа Юрьевского Евгения (Мерцалова), викария Владимирской епархии. В 1919 г. призван в Красную армию. Был откомандирован во Владимир в одну из воинских частей. Во Владимире познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым) . После смерти епископа Евгения о. Иосиф стал выполнять обязанности иподиакона при служении Владыки Афанасия. В январе 1922 г. был по болезни освобожден из армии. Будущий протоиерей Иосиф стал самым близким и преданным другом епископа Афанасия (Сахарова) . 17 февраля 1922 г. сочетался браком с Марией Ивановной Хренковой. Венчал их сам Владыка Афанасий. 25 февраля 1922 г. святитель Афанасий рукоположил Иосифа Афанасьевича во диакона. В 1922–1925 гг. о. Иосиф служил во владимирской Троицкой церкви. В 1925 г. арестован по обвинению в «возбуждении народных масс на религиозной почве». Виновность не была доказана, был вскоре освобожден. Снова начал служение в Троицкой церкви. Отец Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю (Добронравову) и др., заботился о матери святителя Афанасия, которая называла его вторым сыном. После перехода Троицкой церкви к обновленцам о. Иосиф стал служить в Никитской церкви Владимира. В 1931 г. арестован вместе с протоиереем Павлом Устиновым, иеромонахом Дамаскином (Жабинским) и еще 15 священнослужителями, монахинями и мирянами. Обвинен в руководстве «к[онтр]-р[еволюционной] группы церковников, близких еп[ископу] Афанасию (Сахарову), у себя на квартире организовывал а[нти-]/с[оветские] сборища, имел кассу для помощи ссыльному духовенству». Приговорен к 3 годам концлагерей. В 1934 г. освобожден. Служил в Успенской церкви в пос. Петушки Владимирской обл. В 1936 г. арестован вместе с епископом Афанасием. Приговорен к 3 годам ИТЛ. Был отправлен в Ухтинский лагерь в Коми АССР. В 1941 г. освобожден. Был в стройбате на фронтах Великой Отечественной войны. С 1946 г. служил в новгородском Никольском соборе. С 1947 г. протодиакон. В том же году рукоположен во иерея. В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден саном протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Скачать epub pdf Глава 2. Православное учение о Священстве Православное учение рассматривает Священство как одно из семи церковных Таинств. Его основой являются: благодать Святого Духа, сообщающая видимой стороне таинства сакраментальное значение; богоустановленность; историческая непрерывность; прагматическая необходимость. В таинстве Священства рукополагаемый христианин получает особую благодать Святого Духа. Она делает его священнослужителем, через посредство которого Дух Святой преподает другим христианам спасающую благодать. Получение спасающей благодати лично для священнослужителя остается столь же необходимым, как и до посвящения: ему, так же как и мирянам, необходимо молиться, исповедоваться, причащаться. Благодатная способность совершать Таинства, в том числе Евхаристию, право и обязанность проповедовать, совершать различные богослужения не зависят от личных свойств и духовного состояния священнослужителя ни в момент его рукоположения, ни в дальнейшем. Если поведение священнослужителя находится в явном противоречии с его саном, он может быть лишен такового высшей церковной властью; в таком и только в таком случае совершаемые им Таинства и другие священнодействия утрачивают свою силу. Можно сказать без преувеличения, что объективная действенность благодатных средств, их независимость от нравственных свойств преподающего их лица в основе всей церковной жизнедеятельности. В самом деле, если бы она не имела места, то, прежде чем подходить к Святой Чаше, христианину пришлось бы сначала убеждаться в том, что служащий священник обладает должными нравственными достоинствами и даже в том, что он совершает Литургию в должном духовном расположении. Святой Иоанн Златоуст , стараясь дать своим слушателям понятие о величии священнослужителя, в частности, в момент совершения Евхаристии, писал: «Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованию небесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил этот чин, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения... Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа». Допущение принципа зависимости и действенности священнического служения от личных свойств священнослужителя привело бы к отрицанию самих священнодействий, а в конечном итоге – и всей Церкви в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 31. Учительство и апостоличность В состав пастырского служения входит и церковное учительство. Оно столь естественно соединяется со священнослужением, что было бы странно, если бы это было иначе. Не только чтение, но и проповедание Слова Божия, прямое учительство, входит в состав священнослужения. Существует не только фактическая неразделенность священнослужения и проповедания; харизматический дар тайнодействия облекает своего носителя также и силою учительства. Проповедь в храме, с церковного амвона, принадлежит, как правило, совершителю Таинства и может быть им лишь передоверена другому лицу, также принадлежащему к клиру. Слово пастыря, независимо даже от своей большей или меньшей значительности, получает свой вес от места произнесения, входя в состав богослужения. И в этом церковном учительстве пастырь не может быть заменен или вытеснен. (Это право ограждается 64-м правилом VI Вселенского Собора.) В первенствующей Церкви учительство ( 1Кор.12:28 ) составляло удел особых лиц, имевших этот дар и переходивших из общины в общину, как «апостолы» или «евангелисты» (благовестники, миссионеры), но это, во-первых, не исключает церковного учительства пастырей в храме, а, во-вторых, с течением времени оно слилось с общим пастырством. Но учительство, конечно, не исчерпывается церковной проповедью, а распространяется и за пределы храма. Из него возникает право и обязанность иерархии блюсти переданное Церковью учение в неповрежденности, ограждая его от искажения и возвещая верующим норму церковного учения, причем блюдение этой нормы ограждается и соответствующими мерами церковной власти. Епископ в пределах своей епархии наблюдает за чистотой преподаваемого и провозглашаемого учения, Собор Поместной Церкви или же, в случаях более общей значимости, Собор Вселенской Церкви устанавливает церковную истину, затемнившуюся или непроявленную в сознании. В связи с признанием за иерархией не только церковнохрамового проповедания, но и общего учительства, возникает общий вопрос о природе этого учительства иерархии, как в отношении его исключительности и принадлежности ей, так и непогрешительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 33. Проповедь Евангелия – долг и призвание пастыря ...И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Эти слова Христа Спасителя обращены непосредственно к апостолам. Точно так же обращены они к тем, кто берет на себя апостольское служение, прежде всего к епископам и поставленным ими священникам. В более широком смысле обращены они ко всем христианам. Всякий человек, просвещенный светом Христовым, должен нести его другим. Но любой человек вправе спросить себя: могу ли я проповедовать, достоин ли я говорить о Боге, не беру ли я на себя задачи, которая мне не по силам? Однако тот, кто дерзает принять благодать Священства, уже не может задавать себе такие вопросы. Их следовало решать раньше, до принятия сана. Проповедь Евангелия всему миру – одна из непосредственных его обязанностей. Но как проповедовать всему миру, когда священник связан своим служением с одним храмом, и его проповедь ограничена его стенами? Пусть так, но ведь мир, желающий слушать Евангелие, сам приходит в храм. Он собирается отовсюду – от разных семей, разных домов, разных улиц, разных деревень. И до этого мира нужно донести пастырю евангельское слово, и здесь, в храме, предстоит ему исполнить неотмененную и неотменимую заповедь Христову. Ни на одном из его служений эта заповедь не должна оставаться лишь благим, но забытым пожеланием. Конечно, в широком толковании всякое действие в храме, которое совершает священник, уже есть проповедь. Проповедь – Божественная Литургия. Проповедь – Всенощное бдение. Проповедь – таинство Крещения. Проповедь – слово перед исповедью и сама исповедь. Проповедь – молебен. Проповедь – само одеяние священника и крест на его груди. Но все эти проповеди совершаются как бы независимо от личности священника, от его человеческой воли, которая должна быть едина с волей Божией, от его разума, который должен служить Богу, от его вдохновения, которое свидетельствует о его вере. Здесь проповедуют: чин, устав, обряд, Таинство, внешние знаки священнического сана. Такая проповедь – проповедь всей Церкви, к которой пастырь должен добавить и свой собственный человеческий голос. Здесь речь идет об одном конкретном и необходимом пастырском деле – проповеди Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 3. Отцы Церкви о пастырском служении В первые три века юная Церковь Христова подвергалась гонениям, при которых ей трудно было регламентировать подробности условий избрания на священнослужительскую должность и определенные правила поведения, сообразные с этим высоким званием. Поэтому в творениях святых отцов того времени не встречается более или менее подробного и систематического изложения пастырских обязанностей; там содержатся лишь краткие указания относительно отдельных сторон пастырской деятельности, отличающиеся истинно отеческой простотой и теплотой любящего сердца. Святой Игнатий Богоносец († 107) призывает пресвитеров «исполнять служение свое со всяким тщанием, плотским и духовным ... Старайся о единении, будь снисходителен ко всем, неутомим в молитве, носи немощи всех: ибо где больше труда, там больше и приобретения... Будь бдителен, как подвижник Божий... Стой твердо, как наковальня, когда по ней бьют. Хорошему борцу свойственно принимать удары, но в конечном счете побеждать. Особенно мы должны все терпеть ради Бога, чтобы и Он потерпел нас. Учись разуметь обстоятельства времени. Богослужебные собрания созывай чаще». Святой Игнатий внушает пресвитерам находиться в должном подчинении епископам. Мысль о взаимном мире и единении между епископами, пастырями и пасомыми, а равно о соблюдении в Церкви должного подчинения и порядка с большей подробностью развита в послании святого Климента Римского († 101) к Коринфской Церкви. Святой Поликарп, епископ Смирнский (ок. 80–169), требует, чтобы пресвитеры были «благосердны, милостивы ко всем, обращали заблудших, посещали больных, заботились о вдовах, о бедных и сиротах, воздерживались от гнева, мщения, заискивания и несправедливости в суде, удалялись от всякого сребролюбия и не были легковерны к наговорам на кого-либо». Святой Ириней, епископ Лионский (ок. 130–202), рассуждая о том, какое тяжкое наказание ожидает плохих пресвитеров и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удаляться тех, которые, будучи «многими почитаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гордятся своим старшинством (председательством) и скрытно делают зло». Святой Ириней учит иметь общение только с теми, кои «хранят учение апостолов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 44. Пастырское служение и миротворчество Наиболее насущная проблема современности – сохранение мира на земле. Православный священник, пастырь человеческих душ, уже по существу своего служения является служителем мира. В сознании этого он воспитывается Духовной школой и всем строем жизни Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Пимен отметил в одном из своих обращений к выпускникам Московских Духовных школ, что долг священника – обрести прежде всего «мир с Богом и со своей совестью. Это достигается через постоянную благоговейную молитву и хранение помыслов. Тогда внутренний покой наложит неизгладимую печать на все его действия». Напоминая учащимся Академии и Семинарии слова преподобного Серафима Саровского : «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи», Святейший Патриарх добавляет: «Обладая спокойной совестью, пастырь должен быть и хранителем мира. Миротворческое служение – важнейшая обязанность священника, которую он выполняет, будучи верным сыном Русской Православной Церкви и патриотом своей великой Родины. Берите в этом пример с преподобного Сергия, великого игумена Радонежского, прибегайте постоянно к его духовной помощи, учитесь взиранием на Пресвятую Троицу «побеждать рознь мира сего». Миротворческая деятельность Церкви основывается на миротворческом служении каждого ее пастыря. «Будучи нравственным примером для верующих в храме Божием и в жизни, пастырь уже совершает служение мира». Святейший Патриарх призывает будущих пастырей: «Будьте созидателями мира в своих сердцах, в своих семьях, в церковных общинах, в богохранимой стране нашей и во всем мире! Получая в Духовных школах православное богословское образование, вы, дорогие студенты и воспитанники, должны готовить себя к исполнению высокой миротворческой миссии, которая возлагается на Церковь в настоящее время». Это указание Предстоятеля нашей Церкви означает также, что современное православное богословие, преподаваемое в Духовной школе, не может быть только замкнутой системой знаний о духовном мире, но должно быть открытым к проблемам современной жизни, в решение которых Церковь призвана вносить свой вклад как обладательница сокровенной Премудрости Божией ( 1Кор. 2:7 ). Проповедуя Христа, Божию силу и Божию Премудрость (1Kop. 1:24), она должна просвещать мир светом Богооткровенной Истины, вносить в него дух и смысл истинной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010