2. -предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 7 Октября 1899 г. 6651, по вопросу о выборе и своевременном назначении достойных иеромонахов для исполнения священнослужительских обязанностей на судах флота. Приказали: Из настоящего предложения видно, что в 1896 году Морское Министерство просило Г. Синодального Обер-Прокурора сделать распоряжение, чтобы при назначении Епархиальными Преосвященными на суда флота священнослужителей было обращаемо особенное внимание на выбор их из таких духовных лиц, которые могли бы принести действительную пользу на судах. Вследствие сего Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода циркулярным отношением, от 14 Августа 1896 г. 4952, было сообщено Епархиальным Преосвященным, чтобы они, в случае требования иеромонахов из обителей вверенных им епархий, для исполнения священнослужительских обязанностей на судах флота, при выборе таковых иеромонахов обращали особенное внимание на способности их к исполнению пастырского долга, а главное на доброе поведение и нравственные их качества. Между тем, по сообщению Протопресвитера военного и морского духовенства, случаи присылки на суда флота священнослужителей малоспособных к исполнению пастырского долга и неблагонадёжных по своим нравственным качествам продолжают и ныне повторяться. Кроме сего со стороны Епархиальных Начальств обнаруживается иногда крайняя медленность в назначении и присылке на суда флота священнослужителей, коих ежегодно требуется не менее 40 лиц. Обсудив изложенное и озабочиваясь изысканием мер для предупреждения на будущее время случаев назначения на суда флота малоспособных и неблагонадёжных священнослужителей, равно и для устранения затруднений от несвоевременного прибытия назначенных к месту служения, Святейший Синод определяет: поручить Епархиальным Преосвященным и Синодальным Конторам, на случай поступления к ним ходатайств от Протопресвитера военного и морского духовенства с требованиями на суда флота священнослужителей, заблаговременно предназначать нескольких отличающихся добрым поведением и нравственными качествами иеромонахов или вдовых священников, могущих с пользою проходить пастырское служение на судах флота и без замедления отправляться к месту служения, о чём, для зависящих распоряжений, послать Епархиальным Преосвященным и Синодальным Конторам циркулярные указы. Февраля 22 дня 1900 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.03.2024 СОДЕРЖАНИЕ В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации сформирована штатная структура органов по работе с верующими военнослужащими. В ее составе 253 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 должностей гражданских служащих. Организована система работы с кадрами войсковых и флотских священнослужителей, которая включает в себя подбор, расстановку и доподготовку по программе повышения квалификации в Военном университете, а также проведение ежегодных учебно-методических сборов на базе военных округов. В ходе упомянутых сборов, которые прошли в городах Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Благовещенск, Севастополь и Воронеж осуществлялся обмен опытом, подводились итоги и формулировались очередные задачи. Для расширения кругозора участников использовался культурный, научный и духовный потенциал мест проведения сборов. Разработаны функциональные обязанности и определён порядок организации деятельности должностных лиц, которые выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По данным Научно-исследовательского центра (социологического) ВС РФ более 70% верующих военнослужащих исповедуют православную веру. В связи с этим основная работа по подбору кандидатов на должности войсковых и флотских священнослужителей осуществляется Управлением по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата, с которым налажено повседневное плодотворное сотрудничество. На время подготовки книги к печати в Вооруженных Сила Российской Федерации на штатной основе работают более 150 священнослужителей, в том числе два мусульманина и один буддист, остальные – православного вероисповедания. В целях совершенствования нормативной базы разработаны и представлены на рассмотрение военного руководства Положение и Руководство по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Существенным подспорьем для священнослужителей стал изданный в 2012 году Сборник материалов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Готовится к изданию Пособие по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.

http://old.pobeda.ru/patriarh-kirill-i-v...

О развитии института военного духовенства, о моральном климате и боевом духе российской армии, о текущих проблемах войсковых священников и праздновании Церковью Дня Победы в интервью специальному корреспонденту «РИА Новости»рассказал исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов. — Отец Сергий, осенью прошлого года сообщалось, что в штате Вооруженных сил РФ числится около 100 священнослужителей-помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Какова ситуация сегодня, насколько укомплектован в министерстве обороны штат военных священников? — Сейчас в штате Вооруженных сил 132 священнослужителя и еще 15 кандидатов ждут решения министра обороны о назначении. Всего же утвержденная штатная численность — 250 человек. — В штате каких подразделений служат войсковые священники и в каких регионах преимущественно? Охват, так сказать, равномерен по всей стране? — На сегодняшний день незначительное количество священнослужителей в Восточном военном округе — там порядка 20% должностей заняты. То есть север и восток страны в этом смысле еще значительно недоукомплектованы… Сейчас идет процесс обучения священнослужителей и подготовки их к началу служения. — А где обучаются будущие войсковые священники? Какого рода это обучение, это своего рода курсы повышения квалификации? — Штатные военные священнослужители проходят доподготовку в стенах Военного университета Минобороны в Москве. Три группы священнослужителей уже прошли обучение. Очередная группа начнет занятия в ноябре месяце. — Можно ли утверждать, что этап становления института военных капелланов в России уже завершен? Как бы вы оценили сегодняшний уровень взаимодействия Церкви и армии, нынешний министр обороны Сергей Шойгу уделяет духовной компоненте приоритетное внимание? Вообще, есть ли какие-то серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня войсковые священники, или все возникающие вопросы и трудности так или иначе решаются?

http://pravoslavie.ru/70609.html

Функциональные обязанности. Сегодня статус и обязанности священнослужителя в армии регулируются главным образом тремя документами. Это " Положение по организации работы с верующими в Вооруженных силах РФ " , " Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ " и " Типовые функциональные обязанности " . В них говорится о задачах и формах взаимодействия священника с солдатами и офицерами, а также даются общие стратегические установки по организации деятельности органов по работе с верующими военнослужащими в мирное и военное время. Детального описания того, что именно и в какое время должен делать военный пастырь, пока нет. Выработать такие инструкции — задача сегодняшнего дня, признают в Министерстве обороны. " Сегодня нужен нормативный акт, в котором были бы прописаны моменты, связанные с организацией повседневной деятельности священнослужителя в армии, — говорит начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев. — Кроме того, в связи с тем что в армии служат люди разных вероисповеданий, нужно прописать, как священнику работать в этой ситуации, что ему делать в военных условиях, в ходе боевой подготовки. Такая нормотворческая работа сейчас ведется, но нужно учесть очень много факторов " . Факторов действительно много. Начиная от места священника во время тактических учений до вопроса о времени воскресной Литургии. Ведь воскресенье только формально считается свободным днем. На деле же оно максимально насыщено разного рода спортивными и культурными мероприятиями — соревнования, просмотры кинофильмов, дополнительная физическая подготовка и т.д., которые начинаются с раннего утра и продолжаются практически до отбоя. Что делать священнику в этой ситуации? Служить Литургию для всех желающих до подъема? Вписать богослужение в общий план мероприятий с указанием точного времени и количества военнослужащих? Заменить Литургию поздней вечерней или духовной беседой? И это только один пример из длинной череды недоумений, возникающих сегодня в работе военного священника.

http://e-vestnik.ru/society/voennye_svya...

М. Чепик Предварительные понятия Практическое руководство для пастырей имеет своим предметом изложение нравственных качеств, достоинств и обязанностей, соединенных с званием священнослужительским, а также церковно-юридических, канонических и гражданских прав и обязанностей этого звания. Иначе говоря, в практическом руководстве для пастырей должно, во-первых, раскрыть и выяснить идеал пастырской нравственности, который должен воплощаться и осуществляться в жизни истинного пастыря церкви, во-вторых, должно показать, как пастырь должен вести дело своего служения среди своих пасомых, какие права и обязанности налагает на него звание священнослужительское. Таким образом, здесь должно содержаться все то, что имеет ближайшее и практическое применение к служению священника, как руководителя вверенной ему паствы на пути спасения. Разделение его на части. Практическое руководство для пастырей, по самому уже предмету своему, разделяется на две части. В первой части должен быть изложен идеал пастыря на основании общих указаний Слова Божия относительно нравственных качеств пастырей Церкви всех веков и времен. Вторая часть должна представить изложение церковно-юридических прав и обязанностей пастырей как вообще вселенской Церкви, так и в частности нашей отечественной, русской Церкви, потому, что, хотя в нашей Церкви законы, определяющие права и обязанности пастыря, имеют свое основание в правилах и законоположениях вселенской Церкви, однако представляют и некоторые особенности, не в существенном, конечно, а в частностях. Таким образом во второй части являются два отдела: в первом излагаются основные законы иерархического устройства вселенской Церкви, а во втором говорится о применении их к практике отечественной Церкви. Источники и вспомогательные пособия. Так как нравственные качества пастырей Церкви указаны в Слове Божием, то, поэтому главным источником для первой части практического руководства для пастырей должно служить Св. Писание Нового Завета и частью Ветхого. 1 Пособиями для этой части, более других полезными, могут служить:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

А.В. Шадрина Глава 4. Общественная деятельность донского духовенства Реформы 1860–70-х гг. «вывели» священнослужителей Русской Православной Церкви на стезю общественного служения. Этому способствовала не только политика Российской империи, сделавшей ставку на духовенство, – призывами к общественной деятельности была полна пресса второй половины XIX в. Общественное служение предполагало исполнение обязанностей, которые были не свойственны для носителя священного сана. Они были инициированы правительством Российской империи и являлись свидетельством того, что государство понимало духовенство как государственных служащих. Инициативы правительства всегда безусловно поддерживались церковной иерархией. Если для духовенства других епархий, например Московской, общественная деятельность была инициативой самого духовенства 552 , то донское духовенство было достаточно инертным и не стремилось встать во главе общественных движений. Оно скорее разделяло не взгляды просвещенных слоев общества и правительства, а «старинные воззрения простого народа» о том, что «в церковной жизни суть составляет не общественно-религиозная деятельность, а таинства и обряды, и священник – посредник в «устроении души», совершитель треб, а не общественный деятель» 553 . К особенностям духовного сословия Донской епархии следует отнести отсутствие выраженной инициативы в общественной деятельности. Оно не создавало и не стремилось создать, например, показательные церковно-приходские школы 554 и др. Но тем не менее оно четко исполняло все обязанности, возложенные на него государством. Донское духовенство и школьное дело. Донское духовенство с 1840-х гг. активно участвовало в образовательном процессе, инициированном правительством Российской империи, – основывало приходские училища и часто «безмездно» обучало в них детей. В канун эпохи реформ Александра II внимание центральной власти к начальному народному образованию было усилено и участие духовенства в школьном деле было вновь объявлено как приоритетное. Периодические издания того времени были полны призывов-наставлений священнослужителям: «Святейший Синод не сомневается, что православное духовенство потщится оправдать... возлагаемые на оное Его Императорским Величеством надежды и, усугубив всегда отличавшие священнослужителей усилия и ревность к исполнению своего пастырского долга, не престанет содействовать словом, делом и примером к размножению народных училищ и к упрочению в них религиозно-нравственного направления. Благословляя Православное Российское духовенство на дальнейшее служение в указанном смысле, великому и священному делу народного образования, Святейший Синод приглашает и епархиальных архиереев содействовать успеху этого дела.» 555

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Совете Европы прошел семинар «Автономия Церкви в недавних постановлениях Европейского суда по правам человека» Источник: Представительство РПЦ в Страсбурге 7 июня 2012 года в Страсбурге в Совете Европы прошел семинар «Автономия Церкви в недавних постановлениях Европейского суда по правам человека». Главным организатором мероприятия выступило Постоянное Представительство Румынии при Совете Европы. Сооорганизаторами конференции являются Европейский центр за закон и справедливость, Центр европейских исследований «Религия и общество», Католический университет Лувена, Страсбургский консорциум «Свобода совести и религии в ЕСПЧ». Главным поводом к проведению семинара стало решение Страсбургского Суда по делу «Профсоюз «Добрый пастырь» против Румынии», которое было принято 31 января 2012 года. В конце апреля этого года Румынское государство оспорило это решение и направило апелляцию в Большую палату Суда. История вопроса 31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух вынес решение по делу Sindicatul Pastorul cel bun против Румынии (дело признав, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро. 4 апреля2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»),работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». Согласно проекту устава его цель состоит «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза. Суд принял во внимание тот факт, что священнослужители и светский персонал Церкви исполняют свои обязанности в рамках трудового договора, что позволяет им воспользоваться правом на создание профсоюза, в соответсвии с трудовым законодательством для всех наемных работников.

http://pravoslavie.ru/54111.html

Скачать epub pdf Глава 38. Искушения и испытания пастыря Дело нравственного совершенствования пастыря требует постоянного духовного напряжения и бдительного самонаблюдения, ибо в подвиге Священства, более чем в каком-либо ином духовном подвиге, подстерегают священнослужителя особые опасности, затруднения, испытания и искушения. Вступающий на борьбу с духом злобы пастырь неминуемо встречается с теми же искушениями, каким сатана подверг Пастыреначальника перед выступлением Его на путь земного пастырства ( Мф. 4:1–11 ; Лк. 4:1–13 ). В искушениях Иисуса Христа естественно видеть символическое и прообразовательное начертание и для Его учеников и служителей. Обычно, в первое время священнослужения пастырь испытывает особое состояние духовного восторга и почти блаженства. Он всецело занят своим новым деланием и обязанностями: ко многому надо привыкать, многое еще совсем неизведано и будущее видится в радужных тонах. Как правило, на первых порах своего пастырского служения священник бывает пощажен от сильных искушений, которые обычно приходят со временем. Здесь следует оговориться: путь духовного возрастания всякого человека, а следовательно и пастыря, отмечен печатью его неповторимой индивидуальности и потому не подлежит никакому схематическому обобщению; можно лишь перечислить наиболее часто встречающиеся формы искушений. Искушение страхом Одно из возможных искушений, возникающих на первых порах священнослужения, – особый страх перед совершением богослужения. От особой скрупулезной совести, или тайной гордыни, или ложно понятого благочестия молодого священника охватывает страх перед совершением Евхаристии, таинства Крещения, Покаяния и других священнодействий. Возникает парализующее волю опасение совершить ошибку, что-нибудь напутать, потерять голос, уронить крещаемого младенца или пролить Святые Дары, уронив Чашу при выносе или Причащении. Боязнь совершить ошибку очень часто происходит от опасения показаться неопытным и неловким в глазах прихожан и сослужителей, произвести смешное впечатление на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Почему является грехом осуждение священнослужителей? Поясните католический догмат о непорочном зачатии Богоматери.Что делать, если родители препятствуют ходить в храм?Боюсь быть матушкой…Поясните непонятное в молитвах… Почему является тяжким грехом осуждение священнослужителей или споры с ними? Конечно, священники живут более праведной жизнью, чем мы, молятся, все соблюдают и т.д. Но все же они не святые и, видимо, могут в чем-то ошибаться, особенно если вопрос не богословский, а из какой-либо иной области. Даже в католичестве догмат о непогрешимости Папы относится только к высказываниям ex cathedra, а у нас все, что говорит батюшка, должно считаться непререкаемой истиной. Например, если батюшка скажет, что надо сажать в огороде морковку вверх корешками, то надо так и делать, а если не сделаю — тяжкий грех. Не место и не сан спасают человека, а жизнь по заповедям Божиим. И осудить любого человека – большой грех. Мы берем на себя обязанности Бога, единственного знающего начала и концы, причины и следствия. Осуждая, мы внутренне соглашаемся с мыслью о том, что мы имеем на это право, то есть, что мы лучше того, кого осуждаем. Это нездоровое духовное состояние, наносящее вред, прежде всего нам самим. Относительно традиции неосуждения священства. Здесь нужно помнить, что священник в наше время зачастую единственный человек, напоминающий нам о Боге, о необходимости спасения, о неблагополучии нашего духовного состояния. И осуждая его, мы часто просто стремимся внутренне самооправдаться в своих грехах. Самым тяжелым духовным последствием для нас может стать отход от Бога, от Его благодати, подаваемой в Таинствах Церкви. Известны случаи, когда немощи пастыря отвращали людей от Таинства Покаяния, а там где один священник и вовсе от храма. Многие люди нанесли себе осуждением огромный духовный вред. Православные люди хорошо знают, как часто лукавый дух искушает их осудить священника, зная к каким последствиям это может привести. А начинается осуждение всегда с малого.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

27.03.2024 В советское время о Первой мировой войне было принято отзываться как о чуждой народу и неудачной. Имена героев сознательно замалчивались: им не ставили памятники, об их подвигах не говорилось в учебниках. Был забыт и подвиг военного духовенства. Только в последние годы стали известны имена военных священников, выполнявших на войне свой пастырский долг, и совершенные ими подвиги. Ярких священнослужителей, прошедших по дорогам войны, было немало. Так, в рядах военного духовенства некоторое время находились архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). В качестве военных пастырей и проповедников на войне побывали архимандрит Нестор (Анисимов) и иеромонах Николай (Ярушевич), впоследствии митрополиты, а также известные философы иереи Павел Флоренский, Валентин Свенцицкий и др. Как и в мирное время, задача военных пастырей состояла прежде всего в совершении таинств и в проповеди Евангелия. Во время сражения, в соответствии с инструкцией, местом пребывания военного священника был передовой перевязочный пункт(1). Сюда доставляли раненых, которых нужно было исповедовать и причащать. Священники должны были иметь и медицинские навыки, чтобы в случае необходимости помочь врачам и санитарам в их работе. В перерывах между боями пастырь служил молебны на позициях и беседовал с воинами. В задачу священника входило также и погребение убитых. Удивительно, но примеры подлинного героизма имели место всюду — и в тыловых госпиталях, и на передовой. Подвиг, но не обязанность Представление о подвигах военного духовенства часто сводится к стереотипу, что священнослужители на войне в случае необходимости вели воинов в атаку. Но с пастырской точки зрения, этот подвиг вызывал споры. Протопресвитер Георгий Шавельский, признавая в таком проявлении героизма высшую любовь к ближнему, всё же был против того, чтобы вводить подобный подвиг в обязанность, ибо это превратило бы служение пастыря в воинское служение (2). Однако патриотический подъем был столь велик, что таких случаев было немало.

http://old.pobeda.ru/i-mirovaya-voyna/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010