Скачать epub pdf Глава 37. Православие и общественная Жизнь отдельных христиан влияет на общественную жизнь, и, наоборот, общественное устройство оказывает воздействие на жизнь каждого христианина. Отсюда может встать вопрос: какими должны быть с христианской точки зрения государство, экономика, социальная структура, и могут ли они быть христианскими? Церковь не имеет догматических решений этих вопросов, и христианские мыслители решают их по-разному. Но отсутствие догматов в этой области предохраняет в некоторой мере людей от худшей формы тирании – тирании «во имя Христа». Это не значит, что Православие не может предложить некоторые беспорные данные, помогающие находить верные решения в каждом конкретном случае. Христос пришел основать не земное, а Небесное Царство. Царство Мое не от мира сего ( Ин. 18:36 ), – ответил Он Пилату на суде. Он не учил и не заботился об устроении общественной жизни. Но, открыв людям законы нравственной жизни, Господь их тем самым установил. Во многом Господь Иисус Христос подтвердил ветхозаветный Закон. Апостолы и отцы Церкви утверждают поэтому, что нравственный закон лучше беззакония. Однако христианский нравственный закон не веление, а призыв, несовместимый ни с принуждением, ни со ссылкой на авторитет. Это законы свободы и закон любви, это мораль принципов, а не мораль принуждения. Исполнимость и обязательность закона любви – плоды благодати; обретающий ее знает, что закон Христов есть закон жизни, a его нарушение – путь к смерти. В Царствии Божием не может быть иного закона, как и в Церкви, которая является начатком Царства Божия на земле. Церковь, мир и право В мире, кроме нравственных, имеются и правовые отношения. Евангелие не отрицает и не отвергает права. Господь сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф. 22:21 ). Человеческое общество управляется на основании права, и «сыны Царства» подчиняются ему, если оно не противоречит закону евангельскому. Основной признак права – это связь обязанностей одной стороны с правом, принадлежащим другой. Например, чувствующий свою обязанность подать милостыню просящему сознает, что тот не имеет нрава ее требовать, но должник, знающий свою обязанность вернуть долг кредитору, признает, что последний вправе взыскать его. Первый случай показывает пример нравственного переживания и нравственных обязанностей, второй – обязанности и переживаний правовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в неделю Православия и в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1886 года. О церковном отлучении. Аще же и Церковь преслушает,буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Нельзя не заметить, что у нас ныне существуют весьма смутные понятия о церковной власти. Многие думают, что епископам принадлежит только право освящать храмы, рукополагать священнослужителей, управлять духовенством, разрешать некоторый затруднения в брачных делах, выдавать зависящие от них документы и т. под.; а что касается управления обществом верующих, или мирян, то все влияние на них церковной иерархии ограничивают одним правом – учить или проповедывать. Таким образом, у церковной иерархии, с отрицанием ее законной власти наблюдать за поведением членов Церкви, отнимается целая половина ее прав и обязанностей, из чего само собою должно следовать, что в управлении Церковью на целую половину, и даже больше, уменьшаются средства для соблюдения порядка и правильного течения духовной жизни верующих. Отсюда происходят последствия самые печальные: невнимание к изучению и чистому исповеданию веры, к соблюдению воспитательных уставов Церкви и к заповедям Божиим, а затем и крайнее расстройство в нравственной жизни. Говорят: „учите“. Но как учить того, кто не хочет учиться, и по своему возрасту свободен от принудительных мер к учению? Как разъяснять учение веры тому, кто всякое рассуждение о предметах веры обращает в нескончаемый спор? Как привлекать к исполнению христианских обязанностей тех, которые отвергают самую сущность христианства, его священные догматы и законы? С другой стороны, – где же в роде человеческом какая-нибудь отрасль общественной жизни направляется и руководится одним учением или одними словами? По испорченности людей везде, кроме законов писанных и приказаний словесных, признается необходимою еще власть управляющая, понуждающая, проверяющая, судящая, наказующая и карающая. А разве Церковь имеет дело не с теми же людьми? Разве охранение законов божественных от произвола человеческого в царстве Христовом менее требует наблюдения власти, чем охранение законов государственных и правил общежития в царствах и обществах человеческих? – Очевидно, что и в духовном царстве Церкви власть необходима, и она существует, но ее легко отрицать, не замечать и ей не повиноваться, – потому что она духовная и не вооружена внешними средствами для приведения к повиновению непослушных. Есть ли однако у нее какие-либо средства призывать к повиновению тех, которые ей подчинены по церковным установлениям? Есть,– и средства сильные, хотя условия их проявления совершенно иные, чем вообще у власти человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

29. Церковное управление Сам Господь Иисус Христос в Церкви установил иерархию. Избрав из учеников Своих двенадцать апостолов, Он дал им власть учить народ, совершать таинства и управлять Церковью и, ниспослав на них Святого Духа, облек их потребною для сего силою. Святые апостолы были первыми и некоторое время единственными служителями Слова, совершителями Тайн и священноначальниками Церкви. С течением времени апостолы, по воле Божией и нуждам Церкви, рукоположили сперва диаконов, потом пресвитеров, наконец епископов, которым постепенно передавали часть своих обязанностей. Диаконы поставлены были для приема и раздаяния приношений, поступавших в Церковь , но вместе с тем служили епископам и пресвитерам при совершении богослужения и таинств, пресвитеры учили и священнодействовали в зависимости от епископов; епископам же принадлежало наблюдение за порядком в Церкви, надзор за действиями и самою жизнью священнослужителей и всех членов Церкви и вообще высшее после апостолов право учительства, священнодействия и управления Церковью. По кончине апостолов полнота церковной власти перешла к епископам, и они, каждый в своей епархии, суть священноначальники Церкви и преемники в ней апостольского служения. Еще в век апостольский среди епископов стала возвышаться власть митрополитов или областных епископов. 34-е правило святых апостолов обязывает епископов чтить первого из них, т. е. митрополита, и признавать его как главу. Это же, впрочем, правило предписывает и первенствующему епископу ничего важного не предпринимать без рассуждения всех епископов его области. Для сего митрополиты созывали епископов своей области на соборы, которые в древности назначались ежегодно. Внешнее устроение Церкви, естественно, сообразовалось на первых порах с устройством Римской империи. Кафедра епископа в церковном отношении соответствовала так называемому городскому округу в империи. Над городским округом возвышалась митрополия – главный город области, – и кафедры епископов группировались вокруг митрополита, епископа главного областного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

5 декабря 2008 г. Патриарх Алексий. Интервью телеканалу " Вести " – Ваше Святейшество, здравствуйте. – Здравствуйте. – Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте – ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им? – Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут. – Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения? – Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь – она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии – единственный женский монастырь – и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.

http://e-vestnik.ru/interviews/patriarch...

IV. Исправление собора Для необходимого, в последствии, ремонта такого огромного здания, каков собор, требовались и значительные суммы, чего нельзя было надеяться получить от прихода, очень ограниченного и по количеству, и по качеству – прихожан. В виду этого обстоятельства, по воле Государя Императора, в штат собора, при его открытии, внесены были две статьи сумм, долженствовавших образовать капитал, достаточный для поддержания собора в исправном виде, именно: а) сверх ассигнования суммы на мелочные починки и поделки, назначено было ежегодно отпускать из государственного казначейства по 2 т. руб. ассиг. (571 руб. 43 коп. сер.), для составления капитала большого ремонта, который для расходов на другие предметы должен был оставаться не прикосновенным; б) кроме того, из сумм собственного Его Императорского Величества кабинета положено к ежегодному отпуску 8756 р. ассиг. (2501 руб. 75 коп. сер.), на усиление того же капитала и на поддержание и обновление ризницы. Такой суммы к 1846 году с процентами образовалось уже в сохранной казне 39 697 руб. 44 3 / 4 . коп. сер., а за израсходованием в этом году 5956 руб. 75 коп. на пополнение ризницы, осталось 33 740 руб. 69 3 / 4 коп. Но с 1849 года источники для пополнения сей суммы значительно сократились. До сего года к собору принадлежала церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, при Обществе благородных девиц, в которой священно-служение отправляемо было соборным причтом, а протоиерей и один священник занимались и преподавание Закона Божия как в Обществе благородных девиц, так и в Александровском училище. Но по оставлении, в конце 1848 года, протоиереем Недешевым должности законоучителя, начальству Общества благородных девиц показалось неудобным для соборных священнослужителей совмещать обязанности по собору и приходу с обязанностями законоучительскими. Поэтому означенное начальство ходатайствовало о назначении особого законоучителя, который вместе с тем был бы и священником при церкви Общества благородных девиц, без всякого уже отношения к собору; таким лицом был избран из соборных же священников, уже прежде занимавший законоучительскую здесь должность Симеон Красноцветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

IV. Патристика, или святоотеческие толкования Священного Писания Августин Аврелий , блаженный. «Исповедь», М., Канон+, 1997. Августин блаженный , епископ Иппонийский. «О граде Божием». Творения блж. Августина, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6. Изд. второе, Киев, типография И.И. Чоколова, 1906, 1906, 1907, 1910 гг. Августин блаженный , еп. Иппонский. «О книге Бытия». Библиотека отцов и учителей церкви, т. V, Изд. «Паломник», 1997. Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей», Казань, Центральная Типография, 1908. Амвросий Медиоланский , святитель. «О девстве и браке», Святоотеческое наследие, М., 2000. По изд. КДА, 1901. Амвросий Медиоланский , святой. «Две книги о покаянии», серия «Учители неразделенной Церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла. М., 1997. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. I , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. II , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. III , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Афанасий Великий , святитель. Творения, т. IV , изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1994. Варсануфия Великаго и Иоанна, преподобных отцов. Руководство к духовной жизни. Изд. Донского монастыря при участии ТОО «Светлячок», М., 1993, по изд. СПб, Синодальная Типография, 1905. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. I, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т. II, СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Василий Великий , святой, арх. Кесарии Каппадокийской. Творения, т.Ш , СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1991. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. I, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

VI. Штаты собора и причта и способы их содержания Вызванный к существованию не местными потребностями, но Высочайшей волей, собор, а вместе с ним и причт в свое время, обеспечены были в средствах той же монаршей волей. Вот «Положение о соборе всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя» и штат его, составленные министром финансов графом Канкриным, и 31 мая 1835 г., удостоенные высочайшего утверждения: 1) Оконченный ныне, с помощью Всевышнего, храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре, назначается собором всех учебных заведений, а с тем вместе приходской для окрестностей церковью. 2) В память в Бозе почивающей императрицы Марии Феодоровны, распоряжениями и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, ежегодно в день Св. Марии Магдалины собираются в этом храме малолетние воспитанники обоего пола воспитательных в С.-Петербурге казенных заведений, от правительства учрежденных, по особому назначению Его Императорского Величества, для торжественного богослужения. 3) Содержание священнослужителей и прочие расходы по сему собору определяются прилагаемым при сем штатом, с отпуском исчисленной по оному суммы, 32 600 руб. из государственного казначейства. 4) Святейшему правительствующему Синоду предоставляются распоряжения о назначении к этому собору прихода, о избрании церковных старост, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату. 5) Духовенство собора, сверх обязанностей по нему, отправляет богослужение и в особой церкви Общества благородных девиц и все требы по оной. 6) Протоиерей, с помощью священников, обязан преподавать Закон Божий как в Обществе благородных девиц, так и в Мариинском сиротском отделении для детей личных дворян, при соборе учрежденном, и в ведение главного управления того общества поступающем. 7) По смежности собора и принадлежащих к нему зданий со вдовьим домом, главное наблюдение за исправным содержанием и своевременным исправлением сих зданий, а равно хозяйственная часть – возлагаются на тоже начальство, посему и вся штатная сумма поступает в ведение оного». Штат собора всех учебных заведений

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

     Самих себя, других людей, наших детей, наших друзей, родственников, домашних, сотрудников по работе, всех жителей нашей страны и весь мир вверим в руки Божии. И хотя эта ектения, предлагаемая священнослужителями, кажется весьма простой, в наши дни она имеет огромное значение и силу. Потому что в наше слишком запутанное время на нас лежит огромный груз множества забот и обязанностей, и человек дошел до состояния хронической усталости. Мне часто встречаются даже люди молодого возраста, уже уставшие от жизни, от бремени скорбей . Молодые люди состарились от непомерного труда и постоянных ударов судьбы, зачастую их психика травмирована событиями, происходящими в современном мире. Среди молодежи есть настолько чувствительные души, что им достаточно услышать какой-нибудь выпуск новостей, чтобы их психика отяготилась полным недоумением относительно того, что происходит вокруг, куда катится этот мир и что будет с этим миром, если и дальше всё так будет продолжаться. И многие находятся в такой агонии… Эта агония, эти проблемы, скорби являются признаком последнего времени, признаком, о котором нам говорит Господь в Евангелии. Эти последние времена длятся вот уже очень продолжительное время. Это тяжкое бремя проблем и скорбей ощущает на себе без исключения практически каждый человек. Господь, обращаясь к человеку, в Евангелии говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И Церковь обращается к своим чадам, возглашая: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», то есть самих себя, наших ближних и все наши дела вверим в руки Божии. Часто приходится слышать от духовных людей, когда мы рассказываем им о наших трудностях и проблемах, такие слова: «Предоставь это Богу». И подобный ответ не всегда нас удовлетворяет. Потому что мы полагаем: «Как же я предоставлю это Богу? А я-то сам что должен делать?» Всё предоставить Богу… Нам кажется, что это малодушие, трусость и безразличие. Но на самом-то деле это похвальное мужество! Что я могу сделать в таком-то случае? Мне что, надо всё предоставить Богу, а самому сидеть сложа руки? Нам кажется, что это малодушие, трусость и безразличие, но если разобраться, то на самом деле это похвальное мужество. Человек должен быть очень благочестивым, чтобы всё предать в руки Божии; его душа должна быть полна доверия и любви к Богу и Отцу нашему Небесному.

http://pravoslavie.ru/71990.html

  разделы   рассылка  распечатать Интервью Патриаршего Экзарха митрополита Филарета пресс-службе Белорусского Экзархата Источник:  Официальный портал Белорусской Православной Церкви О кадрах, дисциплине и ответственности – Ваше Высокопреосвященство! В журналистских кругах и в среде священнослужителей Минской епархии в последнее время появилась обсуждаемая тема, которой необходимо прояснение. Речь идет о причинах и обстоятельствах отстранения клирика Минского кафедрального собора архимандрита Алексия (Шинкевича) от обязанностей ответственного представителя Белорусского Экзархата по связям со средствами массовой информации. – Предлагаю разделить два понятия: причины этой отставки и повод для принятия такого решения. Причин накопилось немало. Часть из них лучше известна журналистам, о другом лучше осведомлены священнослужители. В целом, отец Алексий – человек активный и способный. Именно эти качества давали основания для его продвижения, как говорится, " по службе " ; именно поэтому он поначалу преуспевал и в тех поручениях, которые ему доставались. Однако противоречивость натуры отца Алексия всегда порождала камни для его же преткновения. Отец Алексий умеет начинать добрые дела, но очень скоро теряет к ним интерес и перестает заботиться о том, чтобы доброе дело развивалось спокойно, стабильно и приносило плоды, добрые для всех, а не для него одного. Хорошее было дело, к примеру, основанная им в период " перестройки " приходская газета " слова " ... Но – лишь до тех пор, пока она не стала рупором личных амбиций и своеволия отца Алексия. Чтобы сохранить и продолжить этот проект, пришлось передать газету в более ответственные руки. Теперь она имеет и высокий авторитет, и соответственно более высокий статус. Зарубежное послушание отца Алексия в православном белорусском приходе в Торонто было недолгим и завершилось тем, что прихожане настойчиво попросили избавить общину от пастыря, который, по их словам, за считанные месяцы едва не разрушил то, что создавалось многими годами.

http://religare.ru/2_76516.html

А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010