Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Екатеринбург. Литография. XIX в. (ГИМ) Пермской епархии, учреждено указом Синода 22 дек. 1833 г. для усиления борьбы со старообрядчеством , 29 янв. 1885 г. преобразовано в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). Екатеринбург был выбран центром вик-ства, поскольку здесь размещалось Уральское горное правление, в ведении к-рого находились казенные заводы (с 1807 Екатеринбург имел особый статус «горного города» и подчинялся собственной полувоенной администрации, а не губ. властям), здесь также находился крупный старообрядческий центр. Было признано, что городской Екатерининский собор неудобен для архиерейского служения, поэтому в собор была обращена Богоявленская ц. В соответствии с синодальной инструкцией 1834 г. Екатеринбургский викарный епископ управлял «церквами, монастырем и духовенством города, которого носит имя, и его уезда». Синодальная инструкция оставляла викарию незначительные полномочия. Он должен был совершать инспекционные поездки по Екатеринбургскому у. с разрешения епархиального архиерея, к-рый мог поручить ему объезд и др. территорий. Викарий руководил работой Екатеринбургского духовного правления, мог решать дела, связанные с ремонтом храмов, дела о посвящении в стихарь, об определении на причетнические места и канцелярские должности в духовном правлении, о назначении и об увольнении церковных старост. Дела о постройке и об освящении церквей, о рукоположениях священнослужителей, о назначении и об увольнении присутствующих духовного правления и благочинных отправлялись в Пермь «с мнением викария». Кроме того, викарий мог судить подведомственное духовенство за незначительные проступки. Викарий мог замещать епархиального архиерея в случае отсутствия того. Основной обязанностью викария была миссионерская работа среди старообрядцев, но и здесь он должен был руководствоваться прежде всего предписаниями Пермского архиерея и сообщать ему обо всех событиях в данной области.

http://pravenc.ru/text/189629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ в широком смысле - совокупность органов управления епархии . В узком смысле - исполнительно-распорядительный орган епархии, находящийся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Канонические основания Е. у. Высшая власть в епархии в соответствии с экклезиологическим учением православной Церкви, канонами и иными основополагающими церковно-правовыми актами принадлежит правящему архиерею. Его помощниками могут быть др. епископы, в наст. время обыкновенно именуемые викариями . В управлении епархией в качестве вспомогательных, консультативных и исполнительных органов участвуют и иные учреждения, в т. ч. коллегиальные, напр. духовные консистории , епархиальные собрания и епархиальные советы , однако полнота законодательной, адм. и судебной власти принадлежит правящему епископу, к-рому она вручена Богом как преемнику апостолов. Епископ ограничен лишь соборными органами высшей власти Поместной Церкви, возглавляемыми ее Предстоятелем. Права и обязанности правящего епископа определяются тем, что он является верховным учителем веры в своей епархии и главным правителем ее дел. На епископа, как учителя веры, возложено проповедование Евангелия и распространение христ. учения в епархии. Власть епископа имеет основания в Свящ. Писании («Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» - 2 Тим 4. 2) и канонах Церкви («Епископ, или пресвитер, не радящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен» - Ап. 58). Епископ может совершать в епархии все священнодействия, причем исключительно ему принадлежит право рукоположения иереев, диаконов и низших клириков (1 Тим 5. 22; Тит 1. 5; Ап. 2; Трул. 33; VII Всел. 14; Лаодик. 26) и освящения антиминсов. Визант. канонист патриарх Феодор IV Вальсамон в толковании на Лаодик. 26 отмечал: «Для того вероятно придуманы и антиминсы и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмин и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенникаи дски святыя трапезы, то есть совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». В Трул. 31 сказано: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа».

http://pravenc.ru/text/189999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Иларион (Троицкий). Икона. 1999 г. (Сретенский мон-рь в Москве) (Троицкий Владимир Алексеевич; 13.09.1886, с. Липицы Каширского у. Тульской губ.- 28.12. 1929, Ленинград), сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов. Из семьи потомственных священнослужителей. Брат Брянского архиеп. Даниила (Троицкого) . В раннем детстве часто исполнял обязанности чтеца в храме, где служил его отец. Окончил Тульское ДУ (1900), Тульскую ДС (1906), после чего поступил на казенный счет в МДА. Трижды удостаивался Макариевской премии (за семестровое сочинение, за кандидатскую работу и магистерскую диссертацию). Будучи студентом, ведал издательским отделом Пастырско-Просветительского братства при МДА. В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при МДА профессорским стипендиатом. Преподаватель Свящ. Писания НЗ (с 1911). Летом 1912 г. совершил поездку в Зап. Европу. В дек. 1912 г. защитил магист. дис. «Очерки из истории догмата о Церкви». 28 марта 1913 г. ректором МДА Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) в пуст. Св. Духа Параклита при Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Иларион в честь прмч. Илариона Нового Пелекитского . 11 апр. рукоположен во диакона, 2 июня - во иерея. 5 июля Московским митр. Макарием (Невским) возведен в сан архимандрита (стал тогда самым молодым архимандритом в Русской Церкви). С мая 1913 г. являлся инспектором МДА, был главным помощником еп. Феодора (Поздеевского) по работе со студентами. Как инспектор заботился прежде всего о воспитании в студентах церковности, привлекал их к активной церковной, просветительской и проповеднической деятельности. Пользовался у учащихся большим уважением. Непременный член Братства прп. Сергия (1913-1917) для помощи нуждающимся студентам. Член совета приютской школы при академии.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

Москва, 24 февраля, Благовест-инфо. Нужны ли в российских тюрьмах штатные священники? На этот вопрос по-разному отвечают участники XVII Рождественских чтений. Дискуссия клириков, которые уже не первый год занимаются окормлением заключенных, состоялась 18 февраля в рамках заседания секции  «Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарной системе России, опыт и перспективы». Протоиерей Олег Скоморох, заведующий сектором тюремного служения Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, рассказал об эксперименте, который проводился в северной столице. Задачей эксперимента была отработка «модели официального  присутствия штатного священника в условиях СИЗО». Для этого был выбран самый известный питерский  изолятор «Кресты». О.Олег сразу сказал, что эксперимент оказался неудачным. Во-первых, более года не могли найти священника, который согласился бы каждый день ходить в тюрьму на работу, отрываясь от приходской жизни. «И это понятно – священнику как воздух нужно общение с приходом», -- пояснил выступавший. Когда же такой священник нашелся, возникли проблемы с исполнением священником в тюрьме своих обязанностей: он не мог свободно передвигаться по СИЗО, не мог встретиться с теми заключенными, которые имели в нем нужду, без сопровождения специального сотрудника, и т.д. Будучи членом Международной  ассоциации тюремных капелланов, о.Олег знает, что законодательство многих европейских стран дает священнику возможность свободно приходить в тюрьму и передвигаться по ней; у нас же невозможно делать это на законном основании. Более того, на Западе капелланом может быть не только священник, но и «богословски подготовленный» мирянин. Иного мнения клирик из Белоруссии – о.Александр Харламов уже 8 лет несет послушание старшего тюремного священника Витебской епархии. Здесь правящий архиерей тоже решился на эксперимент: не лишая о.Александра звания благочинного и оставив ему субботнюю литургию на приходе, он направил его на ежедневную «работу» в колонию. Священника оформили как «руководителя кружка духовно-нравственного воспитания заключенных и сотрудников», заключили с ним трудовой договор. О.Александр считает этот эксперимент удавшимся – очевидно, потому, что ему удалось установить хорошие личные отношения с руководством колонии, которое не препятствует священнослужителю ни в чем и даже помогает. Так, о.Александр имеет везде свободный доступ, служит литургию в тюремном храме, беседует с заключенными, исповедует, обучает и т.д. Он свидетельствует: «Чтобы знать проблемы в колонии, надо быть там постоянно».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отдел III. Общественное богослужение и священнодействия. Церковное общество проявляет себя прежде всего и главным образом в общественном или церковном богослужении. В нем члены Церкви, входя в невидимое общение с Богом, вступают в видимое объединение друг с другом и своим участием в церковном богослужении свидетельствуют о своем союзе с Церковью. Кроме того, христианин, получая через священнодействия невидимые дары от Бога, или благодать, приобретает известные права в церковном обществе и принимает на себя известные обязанности по отношению к нему. Эта видимая сторона общественного богослужения составляет один из главных предметов церковного управления и входит в область церковного права. Общие постановления. О богослужении. а) Его исполнители. Всякое общественное богослужение может быть исполняемо только теми лицами, которые призваны к общественному служению в Церкви и законно определены для этого. Этого требует само существо как церковного богослужения, так и власти, предоставленной священно-служителям. 1) Общественное богослужение приносится Богу от лица всей Церкви, следовательно, его исполнителями могут быть только лица, ею уполномоченные. 2) В общественное богослужение входят, как его существенные части, учение и священнодействия, доставляющие верующим благодатные дары и освящение; такие действия принадлежат к существу священнослужительской власти. 3) Общественное богослужение есть выражение единения с Церковью присутствующих при нем ее членов; единение с Церковью требует их общения с церковной иерархией; отделение от нее в богослужении есть нарушение союза с Церковью. Поэтому, всякое самочинное собрание для богослужебных целей, составленное не только мирянами, помимо законных представителей Церкви, но и священно-служителями, самовольно отделившимися от своего епископа, а тем более, находящимися под епископским запрещением, считается раскольническим, мятежным собранием, посягательством на церковную власть (Апост. 31; Ганр. 6; Ант. 4, 5; Карф. 10, 11) и строго осуждается церковными законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Пасха. Сиануквиль. 2017 год. ЖМП 5 май 2021 /  8 июня 2021 г. 18:00 Пасха в Камбодже «Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии , который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате).  PDF-bepcuя. Отец Паисий начал свое служение в Камбодже в ноябре 2014 года и стал здесь первым постоянным священником. До этого долгое время сюда, в Пномпень, ездили служить священники с острова Пхукет из представительства Русской Православной Церкви в Таиланде, которое окормляло приходы соседних Камбоджи и Лаоса. Своих храмов у православных камбоджийцев тогда, шесть лет назад, еще не было.  — Поначалу мы служили в столице Камбоджи, в Пномпене, в маленькой часовне во имя святого великомученика Георгия, построенной на территории Болгарского посольства воинами-миро­творцами этой страны в 1993 году в память о погибших здесь сослуживцах, — вспоминает отец Паисий. — Часовня числилась в юрисдикции Болгарской Православной Церкви , однако эта страна не направляла сюда священнослужителей. У нас были хорошие отношения с представителями болгарской дипломатической миссии, и мы два раза в месяц по воск­ресеньям собирались здесь на службу. 

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_kambod...

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Фатеев Как выбирают Папу? По материалам:  Приход святой Екатерины Александрийской Избрание Римского Папы происходит на закрытом собрании коллегии кардиналов, т.н. конклаве (от латинского conclave – запертая комната). Конклав должен быть созван не ранее 15 дней, но и не позднее 20 с момента объявления Римского престола вакантным. Право избрания имеют кардиналы не старше 80 лет. Количество кардиналов, участвующих в выборе Римского епископа не должно превышать 120. Выборщики и те, кто им сопутствует, живут на территории Ватикана, ныне это дом святой Марты. Само голосование проходит в Сикстинской капелле. Все участвующие в конклаве не должны разглашать никакой информации, связанной с выборами. С момента начала конклава дом святой Марты, Сикстинская капелла и места, предназначенные для совершения литургии, должны быть закрыты для всех, не имеющих права присутствовать в них. Вся территория Ватикана и его учреждений должны быть всецело подчинены тому, чтобы сохранить атмосферу тишины и молитвы. Никто не имеет права приближаться к кардиналам-выборщикам. Запрещена переписка и телефонная связь. Кардиналы не имеют права общаться с теми, кто не участвует в конклаве. Чтобы ход конклава проходил гладко на его время назначаются секретарь Коллегии кардиналов, который исполняет обязанности секретаря выборов, обер-церемониймейстер с двумя помощниками и двумя монахами, работниками папской ризницы. Так же во время выборов кардиналам помогают несколько исповедников, владеющими несколькими языками и два врача. В день начала конклава кардиналы собираются в соборе святого Петра на утреннюю мессу, которую совершает кардинал-декан. Позднее, днем, кардиналы во главе с кардиналом-деканом собираются в Паолинской капелле и с гимном Veni Creator Spiritus идут в Сикстинскую капеллу. Это место будет закрыто до конца выборов. Перед началом кардиналы-выборщики присягают на Евангелии, что соблюдут все, что указано в документах, касающихся избрания понтифика. После присяги в часовне остаются церемониймейстеры и священнослужитель, который предложит участникам конклава духовные размышления. После завершения оба они покидают капеллу.

http://religare.ru/2_99674.html

Права и обязанности клириков Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Права и привилегии клириков. Рукоположение наделяет принявших его не только особыми благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо, облеченное в духовный сак, окружено особым почтением со стороны мирян. Однако принимая знаки уважения, священнослужитель должен помнить слова Спасителя: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:25-26). В первые века христианства, когда Церковь рассматривалась Римским государством как недозволенная коллегия, когда она была вне закона и гонима, особое положение клириков в христианской общине не давало им никаких преимуществ в государстве; напротив, епископы и пресвитеры подвергались первому удару со стороны гонителей, После Миланского эдикта и утверждения симфонии - гармонических отношений между Церковью и государством - духовенство получило многие гражданские привилегии. Византийское правительство, сознавая, что служение Церкви требует всех сил от клириков, освобождало их от некоторых финансовых обязанностей, которые возлагались на прочих граждан. Кроме того, по основной части гражданских дел духовенство в Византии было подсудно епископскому суду, а не светским магистратам. Духовенство в Византии, в соответствии с канонами (Апост, 83; Халк. Соб. 7; Вас. Вел. 55), освобождалось от военной службы. На основании 6-го Апостольского правила клирики освобождались и от гражданской службы для того, чтобы, как отмечал Зонара, они «беспрепятственно проходили» Божественное служение.» Духовенство устранялось от адвокатской деятельности, поручительства и опеки, от так называемых черных работ. Учение о привилегиях духовенства в области гражданских правовых отношений с особой тщательностью разработано католическими канонистами. Совершенно очевидно, однако, что привилегии духовенства вытекают не столько из норм внутреннего церковного права, сколько из положений внешнего права Церкви, обусловлены ее правовым статусом в государстве. В новую эпоху в тех странах, где Церковь отделена от государства, большая часть этих привилегий утратила под собой почву.

http://sedmitza.ru/lib/text/432395/

Православие глазами южноамериканца Священник Алексий Аэдо Вилугрон Автор публикуемого эссе, отец Алексий Аэдо Вилугрон, – единственный священник Русской Зарубежной Церкви в Чили (не считая двух священнослужителей, ушедших в раскол после воссоединения Русской Церкви). Родился Алекс Аэдо 25 февраля 1961 года в коммуне Питруфкен, что в центральной области Чили Араукания, в верующей католической семье. С ранних лет мечтал посвятить себя служению Господу и Его Церкви. Окончил католическую семинарию и Католический университет в Сантьяго-де-Чили. Будучи семинаристом, заинтересовался Православием. Это произошло благодаря знакомству с палестинской семьей Николас, эмигрировавшей в Чили из Назарета. Алекс доверительно поведал о своих поисках истины в Боге, на что палестинцы ответили: «Мы, православные, переживаем то же самое, но в другой форме». Молодой человек был заинтригован и задался целью узнать больше о восточном христианстве. С 1979 года чилиец посещал антиохийский приход, втягивался в богослужения и приходскую жизнь, выполнял различные послушания. В возрасте 25 лет Алекс Аэдо вместе со своей невестой Брендой Барнет Кальдерон принял святое крещение в храме Антиохийского Патриархата. В 1986 году день Успения Пресвятой Богородицы он был рукоположен в диакона, а через два месяца – во священника. Отец Алексий основал несколько приходов, православное молодежное общество и православное диаконство преподобного Германа Аляскинского, занимающееся проповедованием христианских ценностей. Диаконство зарегистрировано в министерстве юстиции Чили. Интересно, что брак, заключенный через подобные официально признанные организации, в соответствии с новыми чилийскими законами, обладает юридической силой и не требует гражданской церемонии. Помимо несения обязанностей, связанных с пастырским служением, отец Алексий преподавал религию, этику и аксиологию в высших и средних учебных заведениях. В 2005 году он перешел в Русскую Зарубежную Церковь и возглавил новый приход – святителя Нектария Пентапольского (Эгинского) в Сантьяго. В Центральном профессиональном университете, где он служил духовником и читал лекции, батюшка устроил домовый храм. На приходе окормлялись 60 студентов. После переезда вуза в здание, меньшее по размерам, приходу пришлось сменить адрес.

http://pravoslavie.ru/30323.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010