Проект документа " Профессии, совместимые и несовместимые со священством " января 2017 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте   Межсоборного присутствия , на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года. Профессии, совместимые и несовместимые со священством В течение длительного исторического периода состояние в клире не предполагало необходимость несения иных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что такой подход сохраняется в большинстве стран православной традиции, условия современной жизни порой ставят вопрос о совмещении священнослужения и светской профессии. I. Апостол Павел писал Коринфянам: " Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования " (1 Кор. 9, 13-14). Тем самым Апостол указал на обязанность христиан содержать своих пастырей, чтобы освободить их от изыскания средств на содержания себя и своих близких от иных видов деятельности. В то же время его собственный пример, о чем он пишет далее: " Но я не пользовался ничем таковым " (1 Кор. 9, 15), - а из книги Деяний Святых Апостолов известно, что он занимался плетением палаток (Деян. 18, 3) - указывает и на иную возможность, когда служение Богу и Церкви оказывается совместимым с содержанием себя за счет оплачиваемого труда вне церковной организации. Со времени обретения Церковью свободы в Римской империи и затем усвоения ей привилегированного статуса, когда христианство стало исповеданием значительного большинства граждан Римской империи, а позже также других государств, преобладает практика, когда священнослужители " питаются от благовествования " (1 Кор. 9:14) . Эта практика преобладает и в тех современных государствах, где христианство утратило былой статус господствующей, государственной или официальной религии, но где оно остается национальным вероисповеданием, к которому принадлежит преобладающая или значительная часть населения, и где поэтому прихожане в состоянии содержать и храм и служащих в нем лиц.

http://mitropolia.spb.ru/docs/proekt-dok...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 61 1942 г. 30 декабря. – Циркулярное письмо митрополита Александра 84 Господин генерал-комиссар письмом от 28 октября с. г. на мое имя сообщил, что он принял к сведению мою докладную от 19 сентября с. г. по поводу Эстонской Апостольско-Православной Церкви и согласен с тем, что я впредь буду действовать на прежнем основании от имени митрополии Эстонской Апостольско-Православной Церкви. Можно было ожидать и надеяться, что митрополит Сергий (Воскресенский), который со времени прихода к власти большевиков вносил беспокойство в нашу духовную жизнь, теперь больше не станет вмешиваться в дела нашей митрополии. Но все же он решил уже после признания властями нашей митрополии продолжить свою вносящую смуту деятельность, послав мне свой указ от 5 ноября с. г. 12985, копии которого вместе с различными приложениями он отправил также почти всем священнослужителям митрополии. Поскольку эти письма содержат неточности, преднамеренно искаженные данные о моей деятельности и о положении в нашей митрополии вообще, то во избежание недоразумений и заблуждений я должен по своему праву и обязанности дать разъяснения по поводу существующего положения в порядке содержания вышеупомянутого указа. 1. 3 сентября 1941 г. от полиции безопасности Германии и 10 сентября от руководителя самоуправления Эстонии мне было дано задание в качестве ответственного главы апостольской Церкви руководить религиозной жизнью православных в Эстонии. На основании этих распоряжений я разослал в начале сентября 1941 г. обращение к приходам и 11 октября того же года распространил через благочинных циркуляр, в котором призывал всех духовных и светских деятелей апостольско-православной Церкви приступить к мирной и созидательной работе, напомнив при этом, что нарушителям мира и порядка придется иметь дело с правящими властями. Последняя фраза не содержит угрозы, как упоминал митр. Сергий, но только напоминание и заботу о предотвращении возможных нарушений мира и правопорядка. Со времени освобождения Таллинна (8 августа 1941 г.) органы власти всегда обращались ко мне по вопросам, касающимся православной религиозной жизни, как к главе апостольско-православной Церкви, тем самым признавая меня на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Аркадий Шатов ЦВ 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г. Главный признак церковной общины – любовь Каковы перспективы развития общецерковной социальной деятельности? Где найти необходимые ресурсы, и почему Церковь должна исполнять деятельное служение милосердия? На эти вопросы, которые сегодня интересуют многих священнослужителей, отвечаетпротоиерей Аркадий Шатов — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению: Социальное служение заповедано нам Самим Христом. Господь говорит в Евангелии: что вы сделали одному из нуждающихся — вы сделали Мне (ср.: Мф. 25, 40). То есть служение ближнему — это служение Богу. Поэтому в центре церковной жизни — не только Евхаристия, не только молитва, не только изучение и проповедование слова Божия, но и дела милосердия: деятельная помощь тем, кто нуждается в такой помощи. Хочу подчеркнуть: наша помощь ближним должна произрастать из любви, а не из формальной обязанности. Приход должен быть общиной, связанной духом любви. В общине не должно быть голодных, нуждающихся, одиноких, обездоленных. О них необходимо заботиться, как это было в первой христианской общине. Естественно, эта деятельность не может ограничиться только рамками церковного прихода. История Церкви знает случаи, когда во время эпидемии, войны верующие люди помогали всем, кто в этой помощи нуждался. Социальную деятельность нельзя навязать сверху, по приказу, как организуют армию. Но ее можно и нужно вдохновить, поддержать, и можно молиться, чтобы Господь Сам призвал к этому. Это понимает Святейший Патриарх, который, посещая социальные учреждения, говорит о том, что его побуждает к этому его сердце. Ему необходимо находиться рядом с этими нуждающимися людьми. А если кто-то последует его примеру, он будет очень рад. Но он не приказывает всем архиереям обязательно пойти на Пасху в детский дом или обязательно пойти к бездомным. Он сам это делает и ждет, что другие, увидев этот пример, последуют ему. Для того чтобы активизировать в храмах благотворительность и социальное служение, у нас есть практически всё. Есть активные прихожане, воскресные школы, в которых детей можно научить в том числе и милосердию, и даже имеются, пусть меньше, чем хотелось бы, материальные ресурсы.

http://e-vestnik.ru/church/lavnyj_prizna...

Протоиерей Владимир Креслянский ЖМП 10 октябрь 2014 /  7 ноября 2014 г. 13:20 Священники, погибшие во время боевых действий на Украине Среди нескольких тысяч человек, погибших в вооруженном конфликте на Украине, есть и трое священников Украинской Православной Церкви: протоиереи Владимир Креслянский и Павел Жученко, иерей Георгий Никишов. Протоиерей Владимир Креслянский (+31.07.2014) Клирик Свято-Вознесенского храма Луганска протоиерей Владимир Креслянский был смертельно ранен осколком бомбы на улице после вечернего богослужения, в канун праздника преподобного Серафима Саровского. По словам очевидцев, перед своей смертью отец Владимир, видя, что у соседей разбомбили дом, утешил их, дал им ленточки с молитвой «Живый в помощи», крестики и сказал, чтобы они молились, не отчаивались, и что Господь их не оставит. Будучи смертельно раненным, он упал на колени для последней молитвы. Похоронили отца Владимира на территории Свято-Вознесенского храма. Владимир Креслянский родился 12 июня 1963 года. Окончив школу, поступил в машиностроительный техникум, а потом устроился на трубный завод. В середине 1990-х, когда он потерял работу на заводе, по благословению духовника Владимир стал помогать деревенскому священнику, строившему монастырь. «Но когда батюшка заговорил с ним по поводу служения, Владимир наотрез отказался, считая себя недостойным», — вспоминает матушка. Владимир устроился поваром и разнорабочим в храм Димитрия Солунского в Луганске. Настоятель увидел в нем будущего священнослужителя и потихоньку стал его готовить к духовному поприщу. В 2000 году его рукоположили в сан диакона, а вскоре — во иерея. Духовное образование отец Владимир получил в Харьковской духовной семинарии. Последние несколько лет он служил в Свято-Вознесенском храме на окраине Луганска, в поселке Б.Вергунка. В начале мая отец Владимир отправил семью в Россию. «Он отворачивался со слезами на глазах, как будто чувствовал, что видимся в последний раз», — вспоминает матушка Светлана. «Протоиерей Владимир Креслянский всегда отличался очень спокойным, уравновешенным характером, — рассказывает митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. — Он умел располагать к себе верующих, его любили и относились к нему с большим уважением. У него большая семья, одна из дочерей — насельница Свято-Николаевского женского монастыря в Ровенской епархии. Одно то, что он, перевезя семью в Россию, вернулся назад, я думаю, характеризует его как достойного священника: он не захотел расстаться со своей паствой в это трудное время, всё время духовно ее поддерживал. Отец Владимир ревностно исполнял свои пастырские обязанности и был одним из лучших священников епархии, примером для многих».

http://e-vestnik.ru/obituaries/svyashche...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Вместо предисловия Она лежала и плакала неслышно. Эти слезы были для нее — «радостными и светлыми». Ей «все вдруг осветилось, как в откровении». Ей открылось, что — все — живое, все — есть: «будто пропало время, не стало прошлого, а все — есть!» Для нее стало явным, что покойная мама — с нею, и Шура, мичман, утопленный в море, в Гельсингфорсе, единственный брат у ней, — жив, и — с нею; а все, что было в ее жизни, и все, что она помнила из книг, из прошлого, далекого, — «все родное наше», — есть, и — с нею; и Куликово Поле, откуда явился крест, — здесь, и — в ней! Не отсвет его в истории, а самая живая его сущность, живая явь. Она страшилась, что сейчас забудет это чудесное чувство, что это «дано на миг»… боялась шевельнуться, испугать мыслями…но «все становилось ярче… светилось, жило…» И. Шмелев. Куликово Поле От корени свята (Воспоминания Александры Ростилавовны Зубковской) Девичья фамилия моей матери Натальи Сергеевны — Толгская. Ее отец, протоиерей Сергей Васильевич Толгский, происходил из семьи священнослужителей. Добрую память о себе оставил его отец Василий Григорьевич Толгский, соборный протоиерей города Бронницы. У отца Василия было четверо сыновей: Сергий, Александр и Николай удостоились священнического сана; Василий, обладавший красивым голосом, стал регентом хора. Коренные москвичи хорошо знали и любили моего дядю — протоиерея Александра Толгского, который был долгое время настоятелем храма Илии Обыденного на Остоженке. При отце Александре был введен добрый обычай петь акафист перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», великой московской святыней. Эту службу в старинном храме очень любил посещать покойный патриарх Пимен. Молебен этот и по сей день совершается каждую пятницу, утешая, радуя, умиряя скорбящие души: Пресвятая Богородица дает силы всем притекающим к ней понести личный крест и крест быть современником многих трагических событий нашего времени. Младшим сыном о. Василия Толгского был отец Николай, родившийся в 1886 году, мой дедушка, Сергий, о котором я расскажу далее, был его восприемником при Таинстве Крещения, тогда ему было 14 лет. Много даров получил от Господа о. Николай, главным из них был дар слова; близкие называли его Златоустом. О. Николай окончил Духовную Академию, был прекрасно образован. Служение свое начал в Крестовоздвиженской церкви в селе Алтуфьево, затем был настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежского на Сретенке, в Колокольниковом переулке, нес обязанности благочинного Сретенского Сорока. Его лично знал и ценил Святитель и исповедник Тихон, патриарх Московский. О. Николаю Господь уготовал мученический путь: он пережил ссылку и лагерь. Протоиерей Николай был расстрелян в 1937 году под Чимкентом, в местечке «Лисий Яр». Архиерейским Собором протоиерей Николай Толгский причислен к лику новомучеников Российских.

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Разделы портала «Азбука веры» Диакон (греч. δικονος – служитель) – первая степень священнослужителя в  Церкви , следующая перед пресвитером и епископом . Диакон есть первая ступень в священной иерархии ( священноначалии ). Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств , но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения , которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через  рукоположение . протоиерей Геннадий Нефедов Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон). 1. История установления чина Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:1-6 ). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы. Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства. Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).

http://azbyka.ru/diakon

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Под редакцией М.В. Бахтина. Москва 2004 Введение Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит: Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, второй раздел после первого; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахождение Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.). Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей. Виды богослужения Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней , или частной . Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (то есть Церковь ), их молитва называется церковной , или общественной . Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением , или церковной службой . К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения. Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное – по просьбе отдельных верующих ( требы ). Глава I. Православный храм – место церковного богослужения Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью – (с греческого κκλησα – народное собрание), то есть тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года 24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения». Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».  Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются. Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно. Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих? Постараемся разобраться с этими вопросами. Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать « церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения». Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет. Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах. Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

http://azbyka.ru/mozhet-li-pravoslavnyj-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010