Царице Евдоксии: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим. И тебе дал (Он) царский скипетр не для того, чтобы ты считала себя выше других, а чтобы оказывала всем равенство пред законом и справедливость. Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя». Златоуст был не один, у него было множество учеников. Это отразилось и в святоотеческой литературе. «Диалог с Феодором, Римским диаконом» Палладия, автора «Лавсаика» — апология Златоуста (Палладий был сподвижником Иоанна и искал поддержки великого праведника в Риме). В другой классической святоотеческой книге — «Луге духовном» (текст и аудио) — есть две главки о Златоусте: «Черты из жизни св. Иоанна Златоуста», «Жизнь Аделфия, епископа Арабесского, и о св. Иоанне Златоусте». Как известно Православие имеет два источника своего вероучение — Писание и Предание. Предание — учение Святых Отцов. Один из главных Святых Отцов — Иоанн Златоуст. В статье Никанора (Кудрявцева) «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал» мы можем узнать о социальном учении Златоуста — учении радикальном, учении о общности имуществ, о грехе частной собственности и пр. Георгий Флоровский в, может быть, лучшей книге о Святых Отцах — «Восточных Отцах» (текст и аудио; Златоусту здесь посвящен отдельный раздел) — пишет: «Последний смысл его [Златоуста] учительства понятен только из живого исторического контекста. Это был евангельский суд над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором, по свидетельству Златоуста, слишком многие находили преждевременное успокоение в христианском обществе IV в. В этом объяснение той резкости и суровости, с какой учил этот вселенский проповедник любви. Ему казалось, что он проповедует и свидетельствует пред мертвыми. Неправда и нелюбовь христианского мира открывалась для него в катастрофических, почти апокалиптических чертах… “Мы погасили ревность, и тело Христово стало мертвым”. И легкое иго любви для нелюбящего мира оказывалось бременем неудобоносимым. Этим объясняется и скорбная судьба Златоуста, изгнанного правды ради… “Сего ради ненавидит вас мир”» .

http://blog.predanie.ru/article/ioann-zl...

«Не добро быть человеку единому на земле» (Быт.). В самой богоподобной природе человека заложены начало и конец - Альфа и Омега - его пути к Вечности. Промыслительно, что и в Ветхом Завете, и в Новом обозначено начало всех начал: «В начале Бог сотворил небо и землю», - и раскрывается вся метаистория тварного мира (Быт. 1, 1). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово» (Ин. 1,1) - свидетельствуется возлюбленным учеником Христа-Спасителя - о единстве Природы Божией и Божественных Личностях (Ипостасях). Посмотрим, как Божия Премудрость полагает свою всесовершенную реализацию - Единство - принцип общности в человеческом роде, прежде всего - в Сошествии Святаго Духа на Апостолов. День Святой Троицы. «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, и в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа» - кондак Св. Троицы. Разделение народов последовало после Вавилонского столпотворения. И объединение совершилось благодаря Искупителю мира, свободной жертвой Своей жизни открывшему возможность нового единства излиянием Своего Духа на всякую плоть (пророк Иоиль). Вот - начало подлинного единства в общности. В книге «Деяния Святых Апостолов» изображена потрясающая икона общности первохристианской общины. Многие продавали свои имения и цену их приносили к ногам святых апостолов, которые распределяли каждому члену общины все необходимое. Дееписатель не мог скрыть и первого испытания в среде апостольской общины. Подвигнутые ревностным примером своих собратьев, Анания и его жена Сапфира продают принадлежавшее им имущество, но утаивают настоящую цену... «Такова ли цена проданного?» - спрашивает первоверховный апостол Петр. Его вопрошание созвучно вопросу Бога в Раю к Адаму: «Где ты еси, что с тобою?»... «Остановитесь! Не вносите полуправду - ложь в среду Богом устроенной общины!». Как пламенный херувим у врат Рая, Петр отсекает их от единства: «Вы солгали не человеку, но Духу Святому!». Странно представить, что смерть обоих супругов в мгновение ока унесла их в «иной мир» на глазах всех членов первохристианской общины... Каждый подумает или скажет: «Это же апостольская святая община! Можем ли мы быть апостолами?». Здесь важен ответ на вопрос, что такое «община»? Это - общность в Духе Святом!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Мы привыкли бросаться этим словом «любовь», а тогда оно было редкостью. В те времена вложить в закон слово «любовь» было совершенно невозможно и абсурдно. Это и сейчас не всегда очевидно. Например, Запад поражен инфлюэнцией гомосексуализма. И встал вопрос о существе брака. Между верующими и неверующими возник правовой конфликт. Для римского права брак есть договор, относящийся к доле владения совместным имуществом. И не более. Такой вот хозрасчетный документ. Для верующих людей брак – мистическое соединение двух разных людей, разного пола в некую новую духовную общность, стремящуюся к Богу. Запад не понимает Восток: при чем тут Бог и душа, если речь идет о деньгах? Восток не понимает Запад: при чем тут имущество, если речь идет о таинстве? Вложить в Закон понятие любви – и тогда, и сейчас что-то невероятно безумное. Но на этом стоит наша вера, которая «для эллинов безумие, а для иудеев соблазн» – выйти за пределы рацио и принять любовь Бога. Павел точно определил, что любовь не свойство и не отношения, а сущность Бога. В Боге любовь выражена в третьем лице Троицы – Боге Духе. Павел выстроил мировоззрение как воззрение на Божий мир, описав его в системе координат Святого Духа. Для него это было нетрудно. Ведь он, как и другие апостолы, принял этого Духа в полной мере. Апостолу не просто было дано, а так дано, в громе и молнии, что в его душе не осталось никакого места для себя, и всё место внутри сердца было отдано Христу. Господь силой преобразил Павла. И Павел не отверг этой силы и принял ее. Бог вложил в сердце Павла горящий угль Духа, и оно зажглось и засияло, как маленькое солнце благодати. Читайте также — Апостол Павел о власти: не только Римлянам! Павлу легко было видеть мир Духа. Он в нем был свой. Фрагмент иконы деисусного чина, Апостол Павел. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века. Апостол подробно описал это пространство, эту  terra incognita сверху донизу, от неба до земли, от Рая до рабовладельческого поместья римского патриция. Человечество благодаря апостолу Павлу смогло увидеть вселенную Духа. Человечество смогло увидеть настоящую картину мира, в котором Бог живет вместе с человеком. Подражание Христу

http://pravmir.ru/apostol-pavel-rupor-sv...

Находясь в Пскове, Д. узнал, что в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре общежительство было установлено ктитором - основателем обители, к-рый не оставил братии письменного устава, поэтому правила общежительства здесь нарушались. Д. дал Снетогорскому мон-рю грамоту, в к-рой содержались похвалы «общему житию» как наиболее совершенному устройству монастырской жизни и были изложены основные правила монастырской киновии (общность имущества, общая трапеза, полное послушание монахов настоятелю). Д. обязал монахов соблюдать эти правила под угрозой отлучения со стороны патриарха. К-польский патриарх Нил благословляет свт. Дионисия вернуться на Русь. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. К-польский патриарх Нил благословляет свт. Дионисия вернуться на Русь. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. С пребыванием Д. в Пскове связано внесение дополнений в «Грамоту великого князя Александра» (св. кн. Александра Ярославича Невского или св. кн. Александра Михайловича Тверского), т. е. в Псковскую судную грамоту - судебник Псковской республики. По-видимому, эти поправки касались разграничения духовной и светской юрисдикций. Внесение дополнений сопровождалось «заклятьем», нарушителям новых установлений Д. угрожал быть «под тягостию отлучения пресвятого патриарха Вселеньскаго» (РИБ. Т. 6. Стб. 210. 24). Зимой 1382/83 г. Д. вернулся в Суздальскую епархию, 6 янв., на Богоявление, он совершил в Суздале чин освящения воды. Вскоре Д. отправился в К-поль «о управление митрополиа Русскыя» (ПСРЛ. Т. 13. Стб. 148). Вместе с ним поехал духовный отец вел. князя прп. Феодор . Д. привез в К-поль письма с обвинениями против митр. Пимена а архим. Феодор сообщил, что после низложения Пимена вел. князь просит возвести на митрополичью кафедру Д. Есть основания полагать, что поездка Д. была связана с заключением в 1383 г. московско-литов. соглашения, по которому Литовский вел. кн. Владислав (Ягайло) обязался принять Православие и жениться на дочери вел. кн. Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 г. раздела Киевской митрополии на московскую часть, к-рой управлял митр. Пимен, и литовскую во главе с митр. св. Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Д.

http://pravenc.ru/text/178313.html

II. Теперь о том, что же сказали нам, христианам, апостолы, создав коммунистическую христианскую общину? Наш автор, приведя знаменитую цитату из Деяний апостолов (Деян. 4: 32-35) вдруг заявляет: «В Деяниях ничего не говорится о том, что руками апостолов была создана коммуна на фундаменте веры в Бога и общности имущества. В приведенной евангельской цитате речь идет о другом – о том, что общность имущества была делом благодати Божией». Но ведь что значит, что Бог дает благодать? Это значит, что Бог одобряет ваши действия, считает из правыми, угодными Богу и дает Свою помощь для их исполнения. А о каких делах, снискавших у Бога благодать, говорят нам Деяния? О вере в Бога и общности имущества – больше ни о чем. Стало быть, именно эти черты и считает Господь основными, т.е. теми, которые как раз положены в фундамент дела апостолов! Спасибо Сергей Леонидович за формулировку – в моей статье о «фундаменте» не сказано, а надо бы. Проговорка, конечно, получилась удивительная, но так по промыслу Божию бывает: хочешь сказать «нет», а фактически говоришь «да». III. А вот как выглядит главный аргумент критика: «Сомин проповедует обратную последовательность: сначала надо установить определенную социальную формацию, которая уже затем будет влиять на человека… Логика движения мысли Сомина и других " социалистов " заключается в том, что уровень социального бытия человека в подобных рассуждениях оказывается более глубоким по сравнению с уровнем внутреннего человека (выражение апостола Павла)». На самом деле автор воочию показывает, что он – типичный уранополит, для которого существуют только традиционные церковные способы спасения: умное делание и таинства – все же остальное на человека не влияет. Я же социолог, и вижу, что социум в огромной мере воспитывает – хороший социум воспитывает морального человека, а развращенный социум его погружает в грехи и духовно губит. Как говорит апостол, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Самое интересное, что силу этого доказывает сравнение советского социализма с нынешним капитализмом. В советский период Сам Господь поставил «социальный эксперимент», причём, чистый, ибо влияние церковных факторов было отсечено госатеизмом. И что мы видим: советское воспитание в условиях общественной собственности привело к выработке человека, уровень солидарности которого (в среднем) на порядок выше, а уровень сребролюбия – на порядок ниже, чем у человека сегодняшнего, казалось бы, открытого влиянию Церкви. Я прожил более 40 лет при социализме (хотя уже в загнивающий период) и 30 лет при капитализме и поэтому могу с уверенностью это утверждать.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/08/ur...

Но тут мы переходим к самому важному. Ибо почему мы связываем Православие именно с социализмом? Почему, например, не с капитализмом? Именно потому, что между христианством и социализмом существует глубокое единство, в результате чего строй приобретает огромную духовную силу, соответствующую задачам русского народа. Я постараюсь обосновать эту мысль через Новый Завет – главный источник христианских смыслов. Из-за ограниченного регламента я остановлюсь только на нескольких новозаветных фрагментах. Всем христианам известно жесткое высказывание Христа « Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24), (Лк. 16, 13). Великий святой IV века Иоанн Златоуст говорит: не можете, говорится , Богу работати и мамоне, - потому что мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных». Современный капитализм – это самое откровенное служение Мамоне. Но в том-то и дело, что ныне срединного ничего нет – либо капитализм, любо социализм. Или в контексте разбираемого высказывания это выражается так: Христос или мамона? Поэтому всем, кто за «православный капитализм», надо крепко задуматься, а не противники ли они Христа? Но самый значительный эпизод связан с т.н. «коммунистическими фрагментами» из Деяний апостольских. В них рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы образовали общину уверовавших во Христа, и все они, « пребывая в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 1, 42), тут же образовали коммуну: « Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Евхаристия и общность имуществ – вот основы этого нового общества верующих. И нам надо понять, что это никакая не самодеятельность апостолов, ибо в самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, « в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 3). И, естественно, апостолы с жаром кинулись выполнять услышанные от Христа заповеди – иначе они поступить просто не могли. Таким образом, логика Деяний апостольских» показывает, что Сам Христос призывает к реализации коммунизма здесь на земле! Именно коммунизм, включающий веру и общность имуществ, а вовсе не капитализм, вовсе не клан богатых, владеющих основными ценностями страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/pr...

« Компас на пути к Пасхе. Крестопоклонная Неделя»   Диакон Алексей Ремизов: Крест и Воскресение нельзя воспринимать отдельно друг от друга. Нет Креста без Воскресения, но вначале всегда Крест. «Компас на пути к Пасхе. Неделя преподобного Иоанна Лествичника» Диакон Алексей Ремизов: Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения. « Суп четвертый. Чечевичная похлебка» Протоиерей Андрей Битюков: в пост многие надеются не только приобрести новый духовный опыт, но и расстаться с лишними килограммами. Но как это совместить с отсутствием в рационе богатых белком продуктов — мяса, молочных продуктов, а зачастую и рыбы? « Суп пятый. Горох — пища отшельника» Протоиерей Андрей Битюков: гороховый суп прочно занял свои позиции в постном меню. Издревле, а упоминается он в комедиях Аристофана, этот суп полюбился простым людям за доступность и питательность. «Экономика Нового Завета»  Владимира Шалларя — небольшой текст, где даны все употребления в Новом Завете специфического термина «койнония», определены контексты этих употреблений, с тем чтобы показать: «койнония» — наиважнейший новозаветный термин, обозначающий одновременно и Божественную жизнь, и приобщение людей к ней, и реальность христианской общины. Койнония — имя и для «общности» Божества, и для общности имущества у первохристиан. « Духовная жизнь по расписанию: зачем нужен пост?»  Лекция психолога Марины Филоник и священника Александра Сатомского. Кто и когда придумал пост? Как постились в Ветхом Завете и для чего постился Христос? Как и почему идея поста изменилась в последующее время и на пост какого периода нам следует ориентироваться? « Как каялись Богу в библейские времена»   В чем состояли предписанные законом Моисея покаянные обряды? И каковы их принципиальные отличия от учения о покаянии Иисуса Христа? Рассказывает священник Алексей Волчков. «Постные лица» европейской культуры»   Историк Надежда Завальная и филолог Михаил Щукин рассказывают о том, какие великопостные традиции существуют в европейской культуре и как они отражены в литературе и живописи.

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

Украинская Православная Церковь — это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся «восточная» и «западная» социокультурные общности. Запад и восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления. Исходя из этого, Украинская Православная Церковь делает все возможное, чтобы сохранить свободу от политического и идеологического контекста. Сейчас мы сталкиваемся с новой угрозой фрагментации Православия в Украине по тем линиям, которые разделяют цивилизационно-культурные общности внутри нашей страны. Этому способствуют политические силы как внутри, так и за пределами Украины. В результате Церковь в Украине может быть разделена на несколько православных юрисдикций. Церковного мира это Украине не принесет, и от расколов ее не спасет. Напротив, такая политика гибельна для единства Церкви в Украине; она неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые, к тому же, могут негативно повлиять на общеправославное единство. Существует еще целый ряд угроз, с которыми сталкивается наша Церковь. Эти угрозы связаны с тенденциями развития современного украинского общества. Среди них следует отметить национализм, секуляризацию, консюмеризм. Что касается национализма, то популярность этой идеологии достигла своего пика в Украине в девяностые годы прошлого столетия и была обусловлена процессами национального возрождения и обретения государственности. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. «Ваша Церковь чужда украинскому духу. Вы — противники украинской независимости. До тех пор, пока Московский Патриархат существует в Украине, ее независимость эфемерна». — Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви. Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить «антиукраинской», у нас незаконно отбирали храмы и имущество.

http://sedmitza.ru/lib/text/429964/

И прежде всего целью апостолов было показать характерные, существенные черты Царства, а именно веру в Бога и общность имущества! Поэтому именно эти черты будет иметь Царство, после окончательной победы над злом, после того, как оно спустится на землю. А то, что это произойдет, недвусмысленно свидетельствуют 21 и 22 главы «Откровения св. Иоанна». Телесное не упразднится, но будет преображено, а Царство воплотится в виде прекрасного и грандиозного города - Нового Иерусалима В итоге неизбежен вывод, что общность имуществ сродни Царству. Или иначе - коммунизм, коллективизм в любви является необходимой характеристикой Царства Божьего. А значит, порожденный христианством коммунизм выражает одну из важнейших сторон христианской веры. И об этом сказано не где-нибудь, а в Новом Завете. А значит - для всех и на все времена. И более того, поскольку коммунистический завет Христа дан всем двенадцати апостолам, то это означает, что он дан не отдельной общине, но всей полноте Церкви. Сказанное можно сформулировать более кратко: «коммунизм является образом и подобием Царства Небесного на грешной земле». Мы в дальнейшем будем называть это положение царствоподобием коммунизма. Дело в том, что этот тезис имеет в православной социологии такое же фундаментальное значение, как и тезис о богоподобии человека: «человек есть образ и подобие Божие» в православной антропологии. Тезис царствоподобия решает вопрос о добре и зле в социальных отношениях: Сам Бог желает, чтобы люди жили совместно в условиях общности имений . Златоуст об этом говорит так: «для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой»/XI:705/, т.е. согласуется с замыслом Божиим относительно всего мироздания Во избежание недоразумений и специально для любителей обвинять автора в желании построить рай на земле, укажем, что образ и подобие, разумеется, не означает тождества, но указывает на присутствие в образе некоторых существенных свойств оригинала. Два признака Царства Божьего дали нам апостолы: 1) веру в Бога с евхаристической трапезой и 2) общность имуществ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Проблема в том, что Церковь живет не как Церковь — не в общности имуществ, и более того: иерархия впала в грех сребролюбия (Симеон, Слово 66), иерархия поддерживает воров и убийц во власти (Василий, толкование на Исайю). В силу того, что от Церкви остались лишь «знаки» и «обличье», а не содержание (общность имуществ), поэтому люди в Церковь и не приходят. Не все еще обратились ко Христу? — так ведь и христиане остаются идолопоклонниками: поклоняются капиталу (Златоуст, беседа 6 на Послание к Римлянам). Сребролюбие — религия, которую исповедуют многие «христиане», таким образом христианами не являясь (Златоуст, беседа 65 на Евангелие от Иоанна). Язычники, даже демоны лучше сребролюбивых христиан; язычники смеются над христианами, считая их учение басней, потому что, христиане не проводят его в жизнь (Златоуст, беседа 7 на Послание к Колоссянам). Не все еще христиане, потому что у христиан — не христианское, не справедливое общество. Хотите обратить мир ко Христу? — создайте такое общество! (Златоуст, беседа 72 на Евангелие от Иоанна). Лучшая проповедь христианства, критерий толкования Библии, богословских суждений, устройства Церкви — справедливое общество, общество действенной социальной любви, равенства, братства. Собственность — это кража и убийство Святитель Иоанн Златоуст: справедливой частной собственности не существует, она вся в любом виде основана на грабеже, все должно быть общим, частная собственность в любом виде — грех (беседа 12, на 1-е Послание к Тимофею). Это чрезвычайно важная мысль: даже если ты зарабатываешь «собственным трудом», но участвуешь в рынке, это тебя не оправдывает! (Златоуст, беседа 62 на Евангелие от Матфея). Притом Златоуст не осуждает сами по себе науки, искусства, экономику и политику: но суть в том, что все это не должно быть препятствием к добродетели, а ее средством (там же). Святитель Василий Великий: «алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому — обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся — серебро, которое закрыто у тебя» (Слово 6).

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010