Подпишитесь на наш Телеграм В прошлый раз  мы совершили небольшой экскурс в Ветхий Завет, сейчас попробуем совершить экскурс в Новый Завет, а именно посмотрим, какое значение имеет в Новом Завете слово κοινωνα. Слово «койнония» употребляется и в Евангелиях, и в Книге Деяний, и в Соборных Посланиях, и в Посланиях апостола Павла, и в Апокалипсисе. Употребляется не один и не два раза. На русский это слово в разных случаях переводится как общение, общее, приобщение, причастие, участие, товарищество, щедрость, братство и пр. На греческом все эти понятия — одно и то же слово κοινωνα. Но важен контекст употребления: койнония фигурирует на разных уровнях, при этом обозначая одну и ту же реальность, одну и ту же логику, нечто специфически христианское, некую важную черту христианской жизни. Выясним, что это за реальность. Богословие койнонии Троица. Цель христианской жизни — быть в общности (койнонии) с Богом, стать общниками Божественного естества. Но Бог христиан Сам койноничен: Бог-Общность, Бог-Любовь. Бог, как Его знают христиане, это три Ипостаси (Личности) в общности Божественной усии (природы). Усия — важный богословский термин — первично означал собственность, имущество. Божественная природа «обобществлена» Ипостасями Троицы. Единосущие, омоусия — термин, вокруг которого велись тринитарные споры древней Церкви, в результате которых был сформулирован Символ веры. Этот термин и означает «совместность владения», «обобществленность» усии, а не так, что у каждой Ипостаси своя особая, пусть одинаковая усия (как утверждали еретики своим подобосущием, омиусией). Быть общниками Бога-Общности означает сообща владеть усией. Троица изначально — совместное владение Трех Личностей, в это совместное владение приглашены все. Дальше я каждый раз буду давать примеры употребления койнонии, используя Синодальный перевод, кроме случаев специально обговоренных; но каждый раз можно вместо «койнония» поставить «общность»; надо также иметь ввиду, что те или иные цитаты можно было бы поместить и в другие рубрики, рубрикация здесь условна.

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

Прот. Всеволод Чаплин: Почему православные поддерживают Путина? Не удивляюсь, что среди людей, привыкших руководить и обладающих значительным имуществом, больше тех, кто привык жить «своим умом», считающих себя, а не кого-либо другого, в том числе и не Бога, центром своего микрокосма, а то и центром всего общества. 24 апреля, 2012 Не удивляюсь, что среди людей, привыкших руководить и обладающих значительным имуществом, больше тех, кто привык жить «своим умом», считающих себя, а не кого-либо другого, в том числе и не Бога, центром своего микрокосма, а то и центром всего общества. За кого голосуют верующие? Должны ли священники иметь активную политическую позицию? Как показывают данные опроса службы «Среда» , проголосовавшие за Владимира Путина кардинально не отличаются от всероссийской выборки по своему вероисповеданию. При этом, в рамках ответов на другие вопросы отмечается следующее: респонденты, проголосовавшие за В.Путина заметно чаще показывают высокую степень доверия Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Кириллу. Более половины от числа россиян, которые стали «больше доверять РПЦ» в 2012 году, на выборах отдали свой голос В.В.Путину. Треть (33%) россиян считает, что священники должны активно заявлять о своей общественно-политической позиции. Еще треть (36%) не согласна с этим утверждением, 31% респондентов затруднились с ответом. Только 12 % респондентов полностью согласны с тем, что духовенству стоит больше заявлять о своей гражданской позиции. Результаты комментирует протоиерей Всеволод Чаплин: То, что Путина поддерживают православные, это симптоматичный момент, как и то, что представители руководящего звена и люди, которые могут позволить себе покупку квартиры, чаще выступают против активной общественной позиции у священников. В православии, как, кстати, и в исламе, существует идеал единства народа и власти, им чужда западная тенденция воспринимать власть и религиозную общину как по определению оппонирующие силы. Наша традиция другая, и нам нечего этого стыдиться.  Верующие люди, даже критикующие действия власти (а верующим  это свойственно), ощущают свою с ней общность. Что типично с точки зрения православного и исламского мировоззрений.  Люди же с раскольническими настроениями или неверующие в большей степени подчас следуют штампам, которые пришли из западной культуры, где сначала пытались (что неправильно) придать церкви силу государства, а потом реагируя на это, развели церковное и светское в разные стороны, что тоже неправильно, потому что в любом обществе, не пережившем западных ошибок, религиозная жизнь и жизнь общественная всегда воспринимались как нечто единое или хотя бы связанное.

http://pravmir.ru/prot-vsevolod-chaplin-...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Как учили в наших семинариях о собственности и богатстве Николай Сомин   01:41 13.04.2023 1281 Время на чтение 26 минут Введение. В нашем патриотическом движении часто говорят об особом экономическом пути России, основанном на русских православных ценностях. Естественно, эти ценности должна проповедовать наша Русская Православная Церковь. Но Церковь учит тому, чему учили в семинариях наших батюшек. Так давайте посмотрим, что говорят о вопросе богатства и собственности русские семинарские и академические учебники, на которых воспитывалось все наше священство. Прежде всего коснемся учебников XIX века, но захватим также конец XVIII и начало XX веков. Комментарий к статье «Этическая оценка христианства и социализма в их отношении к собственности и богатству» Обычно учебник по нравственному богословию состоял из двух частей. В первой части – теоретической – излагалось общее учение о христианской нравственности. Во второй – практической – предлагался свод нормативов, говорящих о том, как христианин должен относиться к жене, детям, начальству, государству, почестям и прочим окружающим его в миру духовным и материальным явлениям. В том числе, как правило, в учебник включался небольшой раздел об отношении к собственности, богатству, бедности и благотворительности. Христианские имущественные доктрины. Надо сказать, что наши учебники всегда излагали имущественную доктрину, которую уместно назвать «общепринятой». Дело в том, что собственность и богатство в христианстве трактуется по разному. Автору уже не раз/2,3/приходилось высказывать мысль, что всего имело место (и существует до сих пор) три основные парадигмы христианской имущественной этики: 1) святоотеческое учение , утверждающее, что личный идеал христианина – полное нестяжание, а общественный идеал – общность имуществ; 2) «общепринятая» доктрина , согласно которой собственность, даже большую, иметь позволительно, но не следует прилепляться к ней душой; и 3) «протестантская этика» , считающее, что собственность «священна», а богатство – положительная христианская ценность. Россия переняла христианство из Византии в X в., где в то время господствовала «общепринятая» доктрина. А потому эта концепция у нас фактически стала нормативной (что и обусловило название –«общепринятая»). Но систематическое изложение церковного взгляда на имущественный вопрос началось у нас лишь в последней трети XVIII в., и именно в связи с появлением учебников для духовных семинарий и академий, а также некоторых трактатов по нравственному богословию. Не безынтересно проследить, как это богословие развивалось далее вплоть до революции.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/12/...

Архив Пн День рождения митрополита Филиппопольского Нифона отметили на Антиохийском подворье в Москве 6 декабря 2023 г. 11:31 Прием по случаю 82-летия митрополита Филиппопольского Нифона , представителя Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, состоялся 4 ноября 2023 года на московском подворье Антиохийской Церкви . С поздравительными речами к митрополиту Нифону обратились советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел России М.Л. Богданов, Чрезвычайный и Полномочный посол Ливанской Республики в Российской Федерации Шауки Бу Нассар, председатель Попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного В.И. Якунин , представители российской и ливанской общественности. Протоиерей Николай, приветствуя митрополита Нифона от лица Святейшего Патриарха Кирилла, выразил высокую оценку многолетней деятельности московского представителя Антиохийского Патриаршего престола , направленной на укрепление православного единства и общности дружественных народов, преодоление пагубных последствий блоковой разделенности человечества, на свидетельство перед носителями самых разных религиозных и политических убеждений о красоте и преображающей силе православной традиции. Советник Патриарха передал митрополиту Нифону сердечные поздравления председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония . На приеме также присутствовали послы Аргентины, Бахрейна, Бельгии, Болгарии, Габона, Ганы, Египта, Иордании, Ирака, Португалии, Сирии, Туниса, Черногории, Лиги Арабских Государств и Европейского Союза, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов, представители общественных организаций, священнослужители, прихожане Подворья. Поблагодарив гостей за поздравления, митрополит Нифон поделился мыслями о миссии Православной Церкви, о значении ее единства, а также рассказал о ходе строительства возводимого им в родном городе Захле (Ливан) при поддержке благотворителей храма в русском стиле в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Летом 2024 года планируется завершить строительные работы, начало которым Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X положил  освящением  первого камня в сентябре 2019 года при участии делегации Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6082697.ht...

Архив Пн На очередном заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили тему «Православие и капитализм» 11 апреля 2021 г. 16:24 7 апреля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православие и капитализм» выступил доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Протодиакон Владимир Василик затронул тему ростовщичества, являющегося с христианской точки зрения грехом. Докладчик привел многочисленные свидетельства Священного Писания и святых отцов, у которых наблюдается согласие в осуждении ростовщичества. В Ветхом Завете израильтянам запрещалось давать деньги в рост своим соплеменникам. Для характеристики праведника пророк Давид использует слова: «Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинныя не прият» (Пс. 14:5). Тем самым показывается несовместимость ростовщичества и праведности. В Новом Завете св. апостол Павел категорически утверждает: «Лихоимцы… Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6:10). Другой неотъемлемой особенностью капитализма является «священное» право частной собственности. По словам докладчика, святые отцы связывают возникновение частной собственности с грехом. При этом у святых присутствует идея изначальной общности имущества, которая наиболее ярко выражена у прп. Симеона Нового Богослова в «Девятом огласительном слове»: «Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит». Согласно святым отцам, в частности прп. Симеону, частная собственность является плодом стяжательства, которое уродует отношения между людьми и самого стяжателя: «Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор (tyrannos) разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование».

http://patriarchia.ru/db/text/5796709.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мартин Турский, Милостивый, свт. - житие Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс свою службу в качестве офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом. Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустыню Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию. Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве. Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

http://pravicon.com/info-2898

Протоиерей Николай Балашов: Украинский законопроект о " русском мире " направлен против Православия 26.03.2021 18:43:02 МОСКВА Украинский законопроект об осуждении идеологии " русского мира " и уголовной ответственности за его " пропаганду " направлен против Украинской Православной Церкви, при этом даже в случае его принятия расторгнуть духовную общность русского и украинского народов не получится, заявил 26 мар та РИА " Новости " зам еститель председателя О тдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. 18 марта в Верховной раде Украины были зарегистрированы проекты законов об осуждении идеологии " русского мира " и уголовной ответственности за его " пропаганду " . Авторами инициативы стали два депутата от пропрезидентской партии " Слуга народа " Олег Дунда и Александр Аликсийчук. " Речь идет о законопроекте, в котором особенно рельефно выражены нацистские тенденции, присущие некоторой части украинского политического сообщества. Он явным образом направлен против канонической Украинской Православной Церкви, да и против Православия в целом " , - сказал священнослужитель. В частности, в проекте предусматриваются наказания за " отрицание независимости Украинской Православной Церкви и использование постулата о незыблемом духовном единстве двух братских народов " . При этом санкции в виде запрета деятельности юридических лиц и конфискации имущества предлагается применять в несудебном порядке, на основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), отметил отец Николай. " Даже если бы подобный антидемократический закон был принят Верховной радой, в чем я очень сомневаюсь, он не сможет ни отменить нашу общую историю, ни принадлежность наших народов к единой духовной семье. Расторгнуть многовековое братство решением СНБО не получится " , - заключил собеседник агентства. Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле считают Украину частью русского мира, и Москве не нравится имеющая место в Киеве линия на отрицание этой общности. Он отмечал, что на Украине живет много русских и русскоговорящих, связанных с русским миром культурными и историческими связями. По словам Д. Пескова, для продвижения идей русского мира на Украине Россия будет придерживаться мягкой силы, никогда не используя методы, противоречащие международному праву.

http://radonezh.ru/2021/03/26/protoierey...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Болевая точка русской интеллигенции 9 мин., 22.11.2013 Массовые представления о том, как русская интеллигенция относилась к учению Льва Толстого, зачастую примитивны, а то и вовсе неверны. Что же на самом деле представляло собой учение Толстого, и как его воспринимало образованное русское общество? Как изменилось отношение к идеям Льва Николаевича после революции 1917 года? В чем особенность заочного спора отца Иоанна Кронштадтского с Толстым? Об этом мы беседуем с проректором Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Георгием Орехановым. Лев Толстой как губка  русской жизни  — Отец Георгий, почему учение Льва Толстого было столь популярно у дореволюционной русской интеллигенции? Почему было так много толстовцев? — Давайте для начала уточним, кто такие толстовцы. В строгом смысле слова это люди, которые пытались на практике осуществить идеи Льва Николаевича Толстого насчет совместного ведения хозяйства, обработки земли, общности имущества и так далее. Такие люди создавали сельскохозяйственные коммуны, некоторые из которых просуществовали даже до 60-х годов прошлого века. Но таких толстовцев-практиков было очень немного. А вот если понимать слово «толстовцы» в широком смысле, то чуть ли не каждого тогдашнего русского интеллигента можно назвать толстовцем — потому что влияние Толстого на все русское образованное общество было огромным. Как писал Б. К. Зайцев, «наше поколение невозможно представить без собрания сочинений Толстого, зачитанного до дыр». И его не просто читали,  а обсуждали, спорили, пропускали все его мысли через себя. Теперь о причинах такой популярности. Дело в том, что Лев Толстой был не только выдающимся художником — он еще умел улавливать болевые точки, которые были в российской жизни. Толстого мучило, тревожило то же самое, что и остальных образованных людей. У России второй половины XIX века были серьезнейшие проблемы: это, к примеру, так и не решенный земельный вопрос, это нищета и невежество простонародья, это нараставший конфликт между интеллигенцией и властью.

http://foma.ru/bolevaya-tochka-russkoj-i...

Святой праведный Павел Таганрогский Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8/21 ноября 1792 г. в семье дворянина Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год совершал паломничество по монастырям. После возвращения домой отец сурово наказал его. Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома. В 1825–1830 гг. подвижник поселился в Таганроге, где вокруг него вскоре собралась община мирян, под руководством старца проводившая жизнь по строгим монастырским правилам. Путь спасения, избранный святым Павлом, всецело состоял в духе богословской концепции, развитой в своё время святым Григорием Паламой, согласно которой жизнь в миру может и должна сделаться совместимой с аскетической практикой и, более конкретно, с исихастской молитвой. В этот же самый период (вторая половина XIX века) святой преподобный Серафим Саровский, возрождая традиции старчества, учит: «Можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве». Это достижимо при соответствующем устроении, когда вся мирская деятельность человека освящена духовным подвигом и подчинена водительству Духа. Верующий мирянин есть тот же аскет, перед ним стоит та же задача стяжания аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями всю мирскую жизнь. Нужно отметить, что праведным Павлом были восстановлены древние формы христианской жизни, и подвиг его был именно подвигом праведного. Вокруг старца создалась община послушников, подражающих его подвигу и наставляемых им. Известны случая окормления семей старцем, примирения супругов, молитвы о даровании чад. Эти люди и составляли ту общину, которая предвосхитила литургические общности XX века – «монастырь в миру протоиерея Валентина Свенцицкого, «белое иночество» архиепископа Иоанна Шаховского, «покаянно-богослужебную семью» священномученика Сергия Мечева.

http://pravoslavie.ru/121940.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину, епископу Борисовскому, викарию Минской епархии 21 марта 2010 г. 13:10 21 марта 2010 г., в неделю 5-ю Великого поста и день памяти прп. Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко) , наместника Благовещенского мужского монастыря г. Минска, во епископа Борисовского, викария Минской епархии . По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово. Ваше Преосвященство, дорогой владыка Вениамин! Ныне, в пятое воскресение Великого Поста и день памяти великой подвижницы, чтимой всей полнотой Православной Церкви — преподобной Марии Египетской, по Промыслу Божию совершилась твоя личная Пятидесятница. Через возложение рук святителей Церкви Христовой принял ты благодать Святого Духа, соделавшего тебя архиереем и даровавшего тебе все потребное для исполнения высокого и ответственного епископского служения. Тебе предстоит нести архипастырские труды в качестве викария под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета , молитвенно отмечающего сегодня свое 75-летие. Призываю тебя к тому, чтобы все свои начинания на новом для тебя поприще ты совершал в соответствии с принципом богозаповеданного церковного единства. Следует помнить, что Русская Православная Церковь на основании канонического преемства объемлет собой все народы, просвещенные светом Христовой Истины в водах крещальной купели Древнего Киева. Проявляя всемерное уважение к законодательным нормам и традициям, исторически сложившимся особенностям взаимоотношений государств, ты призван проповедью утверждать среди наших современников сознание неразрывной культурной общности восточных славян, чье духовное становление связано с именем святого и равноапостольного великого князя Владимира. Церковь должна быть местом встречи представителей разных культур и идентичностей, общим домом, в котором так нуждаются ныне люди, разделенные по политическим, социальным, имущественным, национальным и другим признакам.

http://patriarchia.ru/db/text/1119573.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010