– Зачестиха ли преди визитата на Патриарх Вартоломей случаите на агресия към свещенослужители, опитите за превземане на храмове? Очаквате ли изблика им по време или след визитата? Какви думи и действия на Константинополският Патриарх, според Вас, биха могли да доведат към влошаване или подобряване на ситуацията? – Както вече казах, активизират се действията за незаконна пререгистрация на уставите на енорийските общности на Украинската Православна Църква. Отново има скорошен пример: на 8 юли 2021 година председателят на държавната администрация във Волинска област Юрий Погуляйко е подписал разпореждане 406, с което е направил пререгистрация на Свято-Николаевската енория в село Боричиче в полза на «ПЦУ».  Не изключвам този процес да получи допълнителни импулси след визитата на главата на Фенер на украинска земя. Всъщност Константинополската Патриаршия не крие интереса си към възобновяване на стратегическото взаимодействие с украинската власт, зад  което се  крие задачата да се отслабят позициите на Украинската Православна Църква в Украйна. Очевидно е, че именно по тази причина през всичките тези години от страна на Патриарх Вартоломей не прозвуча нито едно изявление както за необходимостта от прекратяването на рейдарските атаки на привържениците на «ПЦУ» срещу енории на каноничната Църква в Украйна, така и за недопустимостта от използването на сила, заплахи и натиск върху вярващите, желаещи да запазят вярност към Бога и Неговата Църква. – До колко е реална заплахата с преименуването на Украинската Православна Църква, нали подобен закон даже преди беше приет? Какви дискриминационни по отношение на УПЦ закони, приети по времето на Порошенко, действат днес в страната? С какво заплашва вярващите приемането от Радата на нови закони? Може ли Президентът да наложи върху тях вето и да отмени предишните закони, защо това не е направено до сега? – Заплахата от принудително преименуване на Украинската Православна Църква остава актуален, доколкото никой не е отменял закона. Процесът само е спрян за времето на разглеждането на съответното дело в Конституционния съд. На фона на другите решения, като ограничението за служение на военните капелани от нашата Църква споменатият проблем изглежда най-изострен. Та нали в случай на успешна реализация на сценария с принудителното преименуване определени сили ще получат допълнителни възможности за незаконна пререгистрация на имуществото на Украинската Православна Църква в полза на «ПЦУ». С административна подкрепа това няма да е много трудно, защото , както  обикновено се прави в рейдърските схеми, структурата на разколниците си е сложила име практически идентично на нашето название – «УПЦ (ПЦУ)». За съжаление, за сега надежда за качествено изменение на ситуацията с дискриминационния закон няма. По силата на някакви причини разни клонове на властта не бързат да отменят нормите, които противоречат на Конституцията. Въпреки, че те имат за това и пълномощия, и обосновка.

http://mospat.ru/bg/news/87908/

И поэтому, не разрушив эту «инфраструктуру », о победе над мамоной нечего и думать. Но, как показала жизнь, социализм способен если не победить мамону окончательно, то существенно прищемить ему хвост. Так что актуальной задачей является замена рыночной экономики на социалистическую. IV. Наконец, мы подошли к главному вопросу: почему же православный социализм необходим? Он необходим по нескольким причинам. Во-первых, социалистический уклад хозяйствования не только совместим с христианством, но является поистине христианской экономикой. Именно социализм, опираясь на общественную собственность, своим укладом поддерживает борьбу с мамоной. А общность имущества обоснована и Священным Писанием, и святоотеческим учением. Так св. Иоанн Златоуст с амвона объясняет своей пастве, что общая собственность лучше. Он с восторгом приветствует первохристианский коммунизм, реализованный апостолами в Иерусалимской общине. И более того, Златоуст очень высоко отзывается о любой деятельности на благо общества: «Искать полезного для общества — вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! »/X:247/. Наконец, общинная жизнь с общей собственностью подкрепляется практикой социального строительства в России. Я имею в виду жизнь крестьянских общин, наших общежительных монастырей, и, конечно же, советский период развития России. Во-вторых, сейчас нам, России настоятельно необходима русская идея, необходим социальный идеал, к которому нужно стремиться. Дело в том, что идеал — это маяк, который указывает должное направление развития. Если идеала нет, то любые шаги, даже самые на первый взгляд очевидные, могут оказаться неверными. В-третьих, если не православный социализм, то какова альтернатива? Давайте положим, что обе компоненты идеологии имеют хотя бы по два значения — православие/атеизм и соответственно социализм/капитализм. Тогда мы получаем четыре основных варианта идеологии. Взглянем на них, тем более что ко всем вариантам причастна Россия. 1) Атеистический капитализм — это тот строй, в котором мы сейчас живем.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/16/ross...

«Иное дело богатство, иное - деньги. Богатыми мы называем людей мудрых, справедливых, добрых, у которых совсем нет или мало денег; они более богаты добродетелями, благодаря которым им даже в самых телесных нуждах достаточно того, что есть налицо. А бедными (мы на­зываем - И.З.) скупых, которые всегда алчут и нуждаются, хотя бы они имели много денег, они при всем изобилии их не могут не нуждаться» («О граде Божием» 7.12, цит. по ). Далее, в средние века, господствует принцип подчинения экономики религиозным принципам. Причем, этот период современные историки католической социальной доктрины практически игнорируют. Оно и понятно, ибо господствующими идеями в тот период являются нестяжательность и общность имущества. Папа св. Григорий Двоеслов (+604) в духе греческих отцов утверждает: «Земля принадлежит всем людям вообще, и поэтому она приносит и плоды для общего всех употребления людей». Католический святой Исидор Сельвинский (+636) считает, что «общее владение всеми вещами» соответствует естественному закону, «единому для всех народов» и установленному «побуждением природы, а не каким-либо соглашением» , причем, как отмечает О.Ф. Кудрявцев, «это положение в такой формулировке стало общеупотребительным в трудах знатоков канонического права и теологов раннего средневековья» . Наконец, укажем на «Декреты» Мастера Гратиана (составлены в 1139-1142 гг.), по которым несколько столетий - вплоть до середины XVI в. - на Западе изучали каноническое право. В них утверждается, что общность благ - установление естественного закона, а разделение благ («мое и чужое») - позитивного закона . Здесь следует кратко остановиться на важном для католиков понятии «естественный закон». В католическом учении довольно рано (VII в.) сформировалось понятие о «трех законах». А именно, различаются: 1) сверхестественный (Божественный) закон, 2) естественный закон (иногда говорят о «естественном праве»), под которым понимаются безгреховные склонности, заложенные Богом в человеческую природу и 3) позитивный закон, являющийся совокупностью установлений падшего человечества. Таким образом, отнесение общности имуществ к естественному закону означает, что эта форма собственности, «естественна», соответствует природе человека. Позитивный же закон отражает ментальность падшего человека, а потому, по мнению Гратиана, частная собственность - грех. С этим соглашались Бонавентура и Альберт Великий, отмечая правда, что иметь необходимое в личной собственности - относится к естественному закону.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Исследуя основы светской и духовной власти, И. П. одним из первых сформулировал идею естественного права как основы власти, тем самым предвосхитив философию Уильяма Оккама и «парижской школы» деятелей Соборного движения в нач. XV в. (Пьера д " Айи , Жана Жерсона и др.). И. П. полагал, что в народе как в источнике власти сосредоточена «жизненная сила» гос-ва, обеспечивающая его процветание и благоденствие. Согласие подданных подчиняться рассматривается в системе И. П. как одно из условий легитимности светской и духовной властей. И. П. видел в гос-ве идеальную общность людей, существующую ради достижения «общего блага»; поскольку гос-во создано по примеру установленного в природе порядка, естественным и необходимым явлением в нем является полная и единоличная власть светского правителя. Глава католич. Церкви отвечает за решение вопросов духовной жизни, исправления нравов паствы. Церковная власть понимается как дуализм власти сана (т. е. имеющей сверхъестественное происхождение и восходящей к Христу) и власти юрисдикции, переданной людьми духовному владыке. Первая предполагала исключительное право на совершение таинств и наложение епитимьи и была неотчуждаема от Церкви. Вторая носила договорной характер и включала законодательную власть, право вмешиваться в дела светских государей, право на собственность и т. п. Право на собственность рассматривается И. П. как дар мирских государей: с дозволения правителя, верховного судьи в светских делах, папа Римский может потребовать от христиан часть имущества для обеспечения деятельности и достатка Церкви. При этом папа является не собственником, а лишь «распорядителем» церковных владений. Тезисы о естественном праве как основе гос-ва и о добровольном подчинении подданных (паствы) светским и духовным владыкам позволили И. П. говорить о возможности низложения светского государя или Римского папы в случае, если те злоупотребляют властью и положением. Идеи, впервые высказанные Манегольдом Лаутенбахским и Иоанном Солсберийским , у И. П. были развиты в концепцию «права сопротивления» (jus resistendi) народа. Тем самым И. П. заложил идейную основу Соборного движения.

http://pravenc.ru/text/471424.html

Личный опыт общения с Богом  Мысль о необходимости воспитания детей и подростков в духе христианства вдохновила отца Федора на создание в 2004 году в Доме милосердия сразу двух школ — начальной общеобразовательной с православной компонентой и воскресной школы. «На тот момент это было довольно сложно, — вспоминает ведущий специалист воскресной школы Елена Юрьевна Шимбалева. — И мы были первыми в Беларуси, кто это сделал».  Приход набрал четыре класса по 22 человека. Они, как и положено, занимались по будням. А в воскресную школу записались чуть ли не все приходские дети — 340 человек. Их пришлось распределить на две смены — в субботу и в воскресенье. Некоторые приходили на занятия и в будние дни по вечерам — со среды по пятницу. Дети, смеется Елена Юрьевна, даже говорили: «Мы идем Домой». Кроме того, на базе воскресной школы образовалось несколько детских и взрослых хоров, и все, кто в них записался, приходят по вечерам на спевки.  Окончив первый-второй год обу¬чения, люди, по ее словам, настолько привыкают к общине, что не могут уйти. Им нужны какие-то занятия, которые бы их сплачивали. Общность интересов и желание найти свое место в Литургии — это и есть самая настоящая приходская жизнь.  «Все это время обе школы мирно сосуществовали. Вы видите, в каком состоянии эти парты с 2004 года? — Елена Юрьевна указывает на аккуратные парты и ортопедические стулья, которые регулируются под рост ребенка. — А они использовались семь дней в неделю по восемь часов в день! А все потому, что и дети, и сотрудники очень бережно относятся к имуществу». И для детей, и для педагогов, по ее словам, в школе созданы максимально комфортные условия: здоровое питание, закрытая территория, врачи, просторные хорошо оборудованные классы. Но комфорт определяется не только материальной стороной дела. «У наших учителей особый подход к ученикам: они видят в них не некое существо, которое надо “выдрессировать”, а образ Божий. Они помогают этот образ Божий раскрыть», — говорит Елена.  Ушли, но остались духовно

http://e-vestnik.ru/history/tsentr_na_ok...

«Моя твоя понимать не хочет...» . Во время всплеска националистических настроений в бывших союзных республиках в конце 80-х и в 90-х годах прошлого века в них произошло резкое снижение числа русских и русскоязычных жителей. Люди массово бежали из ставших внезапно враждебными городов и сёл, бросая квартиры, всё имущество, стремясь побыстрее вернуться на историческую родину. Не все, конечно, но большинство. В итоге, когда страсти понемногу улеглись, когда оказалось, что национализм – это такая обоюдоострая вещь, и принцип «Узбекистан (Таджикистан, Киргизия и далее по списку) для узбеков (таджиков, киргизов и пр.)» еще не означает национального процветания, свободные и независимые жители были вынуждены вспомнить о своем Большом брате. Но тут выяснилась такая неприятная вещь: чтобы жить и работать в России (как и в любой другой ЧУЖОЙ стране), желательно знать государственный язык. А на родине учителя русского языка оказались в большом дефиците. В те времена, когда народы, освободившиеся от «ига коммунизма», брали суверенитета, сколько могли проглотить, об этом как-то не задумывались. Но пришло время, и, как признаются сами мигранты, теперь приходится нанимать учителя всем аулом, чтобы научить молодежь разговаривать хотя бы на уровне «моя твоя понимай». Ведь сегодня при получении любого статуса в России надо сдавать экзамен на знание русского языка. И если для оформления патента достаточно иметь хотя бы минимальный словарный запас, то чем выше статус, тем запас должен быть более обширным. Необходимость этого диктуется самой жизнью. В отделениях УВМ нередки такие сцены, когда человек «нерусской национальности», мучительно подбирая слова, тщетно пытается объяснить сотруднице какую-то свою проблему. Да и не только в УВМ – в магазине, в поликлинике, в школе... Иностранец, не знающий языка страны своего пребывания, заведомо исключен из ее социума. Это вынуждает его вести закрытый образ жизни, общаясь, в основном, лишь со своими соплеменниками. У него не может быть простых дружеских, межличностных связей с местным населением, которые и создали когда-то такую уникальную общность как советский народ. Заключение смешанных браков с русскими женщинами тоже еще не гарантия того, что гражданин Таджикистана, Киргизии или любой другой страны приобщился к русской культуре, и факты или герои русской истории вызывают его искреннее уважение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/15/na...

Но они совсем не верят, а хотят видеть людей, живущих теперь. Покажи нам, говорят, веру от дел твоих; а дел нет. Напротив, они видят, что мы хуже зверей терзаем ближнего своего, и потому называют нас язвою вселенной. Вот что удерживает язычников и не дозволяет им присоединиться к нам» . Итак, вся вселенная обратилась бы ко Христу, если бы христиане социально воплотили христианскую истину — общность имуществ, а без этого христианство — пустые бредни , включая наших древних мужей , то есть апостолов и других святых. Вот что означает то, что мы все, вся современность располагается на страницах «Феноменологии духа». И сколько бы вы Гегеля ни отрицали, вы — просто одна из идей в его диалектике. Ибо кто как не Гегель показал, что отрицание есть основной ход диалектики, то есть, отрицая Гегеля, вы продолжаете его диалектику. Вот как Маркс и Кьеркегор — их сюжет с Гегелем прослежен в чудеснейшей книге Карла Левита «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор» , в русле которой я буду дальше писать — вплоть до пересказа, близкого к цитированию. Маркс и Кьеркегор как близнецы Маркс и Кьеркегор, два зеркальных близнеца, противоположно-схожие, оба — сыновья Гегеля с понятной эдипальной яростью набросившиеся на своего отца. Ведь что сделал Гегель? — он объявил буржуазное общество XIX века идеалом, Концом истории. Это не могло устроить ни одного, ни другого. Оба выходили из ложного тупика материализма/идеализма, в который человечество загнало Просвещение. И материализм, и идеализм игнорировали конкретный опыт, экзистенцию. Оба убивали реальность своими обобщениями. Оба поэтому не знали Бога. Идеализм есть идеология автономии самосознания. Лосев показал её классовую сущность: идеализм, будучи учением о примате идеи над материей есть идеология рабовладения (вообще господства): отношение господин – раб переносится на все мироздание в схеме “идея – материя”. Но христианство, как показал Лосев, есть антирабовладельческая, антигосподская идея. Отличие рабовладельческого идеализма от идеализма буржуазного в том, что первый провозглашал господство открыто, последний же внушает субъекту иллюзию свободы (ибо уже «заражен» христианством; субъект эксплуатируется буржуазией иначе, чем рабовладельцами). Немецкий идеализм, хотя и нес следы христианства, христианским не был, он был идеологией капитализма, раскритикованной и атеистом Марксом, и христианином Кьеркегором. Марксизм и христианство знают, что субъект порабощен; учения этих двух суть учения не о свободе, а об освобождении, не о «самосознании», а о конкретном человеке.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Так вот, возвращаясь к «белым ленточкам»: здесь я вижу, прежде всего, выход из этой фобии общности, травмы коллектива. Неожиданно удавшийся выход. Мы видим свободно собравшуюся огромную общность людей, не связанную никакими конкретными программами и идеологиями: чтобы не любить унижение и ложь, не требуется никаких партийных программ. Мы видим тысячи и тысячи людей, никого не клеймящих и не шельмующих. Совершенно нормальных. И вместе всем им хорошо и свободно. Никто не принял другого, «общего» лица, чем его собственное. Все живые, непритворные, совсем разные – и при этом вместе! И среди них – те «одни», на которых обычно были «все». И они едва ли не впервые за последние сто лет – не «одни». Сегодня, когда политическая сцена решительно изменилась, я могу подтвердить: мы в самом деле увидели другую Москву. Она напоминала город конца 80х – начала 90х. Но в этом гражданском оживлении было нечто совершенно новое. Оно свидетельствовало о том, что в России в постсоветские годы появился другой склад личности или другое душевное состояние. Самым простым образом я назвала бы его человеком, для которого человечность – норма. Определить этот, очень широкий слой «белых ленточек», который до сих пор себя публично не обнаруживал, до сих пор не удалось: «сердитые (или: веселые) горожане», «креативный класс», «новая интеллигенция»… Сторонники движения подчеркивают культурное и интеллектуальное качество участников, противники – их материальное благополучие («норковые демонстрации», завсегдатаи дорогих кафе и т.п.). Социологи при этом решительно отвергают имущественный признак для определения участников: никаким образом это не было движение «богатых». Также это не было и движением «атеистов»: по социологическим данным, процент верующих в первых манифестациях был очень значителен. Праздничный характер первых манифестаций сразу же вызвал в их обсуждении тему карнавала (популярную в России в связи с работами М. Бахтина). Карнавал – как форма свободы, мир кверх ногами. Я думаю, что в действительности это было нечто противоположное «классическому» карнавалу, который позволяет своим участникам свободу от некоторых принятых правил при непременном условии их анонимности, их явления в другом облике, в масках. «Это сейчас не я!», говорит участник карнавала. Участники белого движения производили прямо противоположное впечатление: они выходили с открытыми лицами, отказавшись от привычной социальной маски. Они именно хотели настоять на факте собственного существования такими, как они есть. «Вы нас даже не представляете!» – один из знаменитых лозунгов шествия, обращенный к властям. И второе отличие от карнавала: они не хотели «мира навыворот», наоборот: они хотели возвращения к норме человеческого общежития. Вот это совершенное новое в истории России.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-etika-iz...

Таким образом, мы видим, что Писание поддерживает главные идеи православного социализма. И смысл такого сочетания в том, чтобы христианская любовь получила благоприятную социальную почву для своего произрастания. Однако надо заметить, что коммунизм, общность имущества были заповеданы Господом не всему народу, а лишь небольшой общине верных. Причина очевидна – это падшесть человеческая, ибо норма эта очень высока и далеко не всем по зубам, даже уверовавшим. И только через тысячу лет жизни в Православии Россия приходит к социальному строю, в котором слышатся отголоски коммунистической жизни ранних христиан. Это советский социализм, в рамках которого мы жили 70 лет и реализовали великие свершения. Разумеется, этот строй гораздо менее высок, чем первоапостольский коммунизм, но зато его оказалось возможным реализовать в масштабах всей страны. Разница, действительно, велика, но все же смысл у социализма и коммунизма один – победить мамонизм, преодолеть «ненавистную рознь этого мира» через общую собственность. Поэтому социализм и Православие не только совместимы, но и связаны причинно-следственной связью – социалистическая идеология имеет своим источником именно христианство. Однако, к сожалению, при переходе к социализму Православие в СССР было умалено и даже подвергалось гонениям. Совместить обе идеи – Православие и социализм – русскому народу на государственном уровне не удавалось. Однако мечта о Святой Руси, сочетающей пламенную веру во Христа-Бога с праведной жизнью на земле, всегда была тем идеалом, который освещал путь русского человека. Именно этот идеал и стремится воплотить православный социализм. Таким образом, Православный социализм – это и есть краткая формулировка русской идеи. IV . Что же касается конкретных форм, в которые может вылиться жизнь при этом общественном строе, то думается, что сейчас их еще рано предрешать – предстоит тяжелая работа по становлению православного социализма, в ходе которой и должны отлиться новые формы государственного устройства. Сейчас же для русских людей важна решимость идти по пути православного социализма, поскольку только эта великая идея дает возможность совместить наш традиционный образ жизни не только с выживанием, но и с расцветом нашей русской цивилизации в этом сатанеющем мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/pr...

Два выпуска цикла В. Шалларя «Христианство и фаллократия» . «Бессмыслица жизни», «обезбоженность мира», «смерть Бога» — объективные исторические социальные категории. Вот почему споры с атеизмом смешны: атеизм не концепция, а данность. Не в смысле, конечно, бытия Бога в Самом Себе. А в смысле закрытости человечества от Него. То, как устроено сейчас человечество, не предполагает Бога. Теологические и философские споры надо переформатировать: все возможные аргументы сказаны, и в тысячный раз спорить о сола скриптура, предопределении, бытии или небытии Бога и пр. просто скучно. А вот сказать: христианская ортодоксия (Новый Завет, писания Святых Отцов) сформировались внутри коммунистических (первохристианских и монашеских) общин — это уже интересней: — О социальной природе атеизма . Иоанн Златоуст и Симеон Новый Богослов утверждали, что от Церкви остались лишь «знаки»; да Церковь удерживает догматику и Таинства, но подлинный христианский опыт живет только в монашестве; ибо Церковь тогда была настоящей, когда практиковала общность имуществ; монашество сохраняет подлинное христианство, ибо практикует общность имуществ, тогда когда большинство христиан от этой общности отказались; но и монастырь перестал работать в современную эпоху, согласно Игнатию (Брянчанинову). «Зримо и бесспорно» христианство более никого и ничего не «собирает», как собирали первохристианские общины и монастыри . — О том, как преодолеть атеизм — реально, то есть социально: Хайдеггер о пролетарской революции; Лосев о бессклассовом обществе; Лившиц об Абсолютной Истине. Также у нас появилась подборка о Хемингуэе : первым делом знакомим вас с литературоведческими аспектами, вторым — с христианской проблематикой его творчества, третьим — с самим его творчеством. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО

http://blog.predanie.ru/article/12742/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010