Скачать epub pdf НЕ КРАДИ Каково должно быть истинное, религиозное отношение к собственности, к имуществу? Следуя слову своего Учителя и Господа, Христовы ученики все в мире считали Божьим, а не своим. Да, кроме нашего зла, которое принадлежит действительно нам, людям, все в мире есть собственность Божия! Тот, кто сотворил мир, тот в высшем смысле владеет всем. Верующий не может иначе мыслить. Все в мире – Божье, все – Христово. И человек сам принадлежит не себе, а Богу, – предназначен к вечной жизни в Боге. Но человек создан не как робот, а как сын. И призван свободно, сыновне принять волю Божью, найдя в ней высшую жизнь и радость. Любовь создает общность и единство. Все, что имеет Отец, имеет и сын. Любовь стирает границу между «моим» и «твоим»; любовь соединяет людей и их имущество; а злоба, эгоизм, и тем более разбойническое насилие все время разрушают в мире любовь и границы между собственностью человека и – его личностью. Посягая на собственность человека, посягают на его личность. Эгоизм понуждает человека отнимать чужое и не отдавать своего. А любовь влечет человека беречь чужое и свое отдавать другим. Оттого идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое. Общность создается только чрез духовную область, область любви, доверия, веры, чрез дух любви, чрез живую веру и реальность Божьего и своего высшего бытия. Общность людей неосуществима через идею материализма. На горе Синае людям был дан Божий Закон и дана была заповедь: «Не кради». Эта заповедь такая же ясная и понятная, как и заповеди: «Не убивай», «не прелюбодействуй», «почитай отца своего и мать» ( Исх.20:12–15 ). Десятой заповедью своей Божественный Закон запрещает даже чего-либо желать чужого и завидовать имуществу ближнего. Злом является все, что нарушает любовь к Богу и к человеку. Таким образом, заповедь Божья кладет основы настоящей человеческой культуры и открывает путь к высшей социальности и человечности. Философски говоря, всякая «собственность» ценна не сама по себе, а лишь как проекция – выражение и отражение – личности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Коммунизм Коммунизм . I) Общее понятие о коммунизме. Слово коммунизм имеет два основные значения. Во-первых, этим словом называется предполагаемый некоторыми историками общественности (Бахофен, Морган, Ковалевский, Зибер и др.) и отвергаемый другими (Фюстель де-Куланж, Тард, Вестермарк) общественно-экономический строй человечества на первичных ступенях его развития, в первые древнейшие времена его существования; и, во-вторых, разнообразные теории о наилучшем, наиболее соответствующем нравственно-гуманным требованиям, распределении имущества и вообще экономических благ между людьми. Это общее название для факта и теории указывает на наличность в них общих признаков: в первобытном коммунизме, предполагается, человечество инстинктивно переживало те формы жизни, которые коммунистические теории сознательно и намеренно желают ввести в идеал жизни. Отсутствие собственности, общность владения всеми или некоторыми видами имущества, отсутствие строго организованная семейного института и семейных отношений, заменяемых беспорядочными половыми сношениями, – характерные черты предполагаемого коммунизма первобытного общества, – в коммунистических теориях выражаются, как отрицание собственности, требование общности владения, по крайней мере, орудиями производства, труда не для личных потребностей, а для целей общины, полное отрицание или полускептическое отношение к семейному союзу, как нравственно необходимому началу жизни. Словом, коммунизм, как теория, рационализирует те именно непосредственные переживания, какие, предполагается, существовали в первобытном обществе, и лишь в отрицание семьи в большинстве случаев вводит более идейные мотивы, чем это было в первобытном коммунизме, рассматривавшем другой пол, как вещь – наравне со всяким материальным имуществом. III. Краткая история коммунизма. Историки коммунизма спорят, где нужно искать первых его проявлений, как более или менее закономерной теории и сознательной жизни по этой теории. Одни полагают, что уже устройство Индии и древнего Египта было основано на коммунистических принципах; другие начинают эту историю с греческих государств Крита и Лакедемона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

2 . Праотец рода. – В вертикальном плане отец является и началом и звеном в роде. Производя на свет, он продолжает себя самого ( Быт 21, 12; 48, 16 ), он способствует продолжению своего рода и заботится, чтобы семейное имущество перешло к его прямым наследникам (15, 2 сл.); если он умирает, не оставляя сына, на него взирают как на наказанного Богом ( Числ 3, 4; 27, 3 сл.). На вершине восходящей линии предки являются отцами в абсолютном смысле, теми, в к-рых преднамечено будущее рода. Подобно тому, как в сынов Хама включено подчинение Хананеев сыновьям Сима, величие Израиля уже содержится в избрании и Авраама ( Быт 9, 20–27; 12, 2 ). Этапы жизни Авраама, Исаака и Иакова отмечены обещанием бесчисленного потомства и плодородной страны; вся история Израиля уже намечена в истории этих праотцев, а история соседних народов намечена в истории Лота, Измаила и Исава, отстраненных от обещаний ( Быт 19, 30–38; 21, 12 сл.; 36, 1). Т. же обр. каждое племя возлагает на своего родоначальника- эпонима ответственность за свое место в данном народе ( Быт 49, 4 ). Родословные, выражающие зачастую связи иные и более сложные, чем общность крови ( Быт 10 ), систематизируют происхождение по отцовской линии и этим подчеркивают значение праотцев, поступки к-рых в известной мере предопределяют будущее и права их потомков. В частности, священнические предания ( Быт 5; 11 ) представляют следование в соотношении с божественным избранием и спасением, подчеркивая преемственность между самим и патриархами. Патриархи являются отцами избранного народа в абсолютном смысле, не столько в силу их физического отцовства, сколько в силу к-рые перейдут за пределы рода и достигнут в конечном итоге всех следующих их вере. Их отцовство «по плоти» ( Рим 4, 1 ) было лишь временным условием для отцовства духовного и универсального, основанного на постоянстве и связности спасительного плана Бога, непрестанно действующего, начиная с избрания и до прославления Иисуса ( Исх 3, 15 ; Деян 3, 13 ). Павел разработал богословское учение об отцовстве по духу; но эта идея была уже подготовлена в ВЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Составлено по церковной энциклопедии М. Новодворского, «Encyklopedia Konscielna», т. Х. Варшава 1876 года, «Kommunizm», стр. 578, 591 г. Смотри также Stein, Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreich. Leipzig, 1842 г. Его же: Gesch.der socialen Bewegung in Frankr. Leiptz. 1850 г. Alfred Sudre, Histoire du Communisme. Paris, 1850 г. Христ. Чт. 1875 г. и др. В настоящее время, когда и правительства и общества стремятся всеми силами к искоренению зловредных начал и стремлений анархии и всякого настроения внутреннего и внешнего, без сомнения, необходимо также и живое слово для разъяснения этих начал и стремлений в их историческом развитии, сущности и направления, тем более что современные возмутители общественного порядка и спокойствия по большей части умеют прикрываться таким лоском, такими словоизвитиями и ухищрениями, что неопытные беспрекословно подчиняют им, как действительным борцам свободы и носителям всякого блага и счастия человеческого. К числу такого рода опасных начал и стремлений, вносящих крамолу и нестроение в жизнь государственную, общественную и частную, как известно, относится и так называемый коммунизм со всеми его фракциями – нигилизма, интернационалки и т. п. Теперь не только в Европе, но и у нас в России не редкость встретить 16-летних девиц, которые с полнейшим апломбом станут защищать коммунистические бредни, распинаться за их пользу и благодетельное влияние на жизнь и общество, и т. д. Но едва ли многие из рассуждающих и слушающих рассуждение о коммунизме разумеют, что такое он в его сущности и направлении. Обыкновенно коммунизмом называют оппозицию против основ частного права или против так называемой частной собственности. Но в таком смысле коммунизм не многим бы отличался от социализма, который исходя от начал равноправности труда и капитала, требует изменения господствующих отношений между этими двумя факторами, а вместе с тем и изменения прав собственности. В этом отношении социализм не доходит только до допущения равного права владения для всех. Коммунизм напротив требует безусловно уничтожения всякой собственности и введения общности всех имуществ. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Социализм По обычному словоупотреблению, социализмом (от латинского слова socius – союз, общество) называется направление, стремящееся к коренной и насильственной реформе общественных и, преимущественно, экономических отношений, без всякого внимания к тому порядку, который сложился веками. Выставляя своим исходным пунктом неравномерное распределение земных благ и объясняя только одной этой причиной бедность, лишения и страдания большинства, социализм обещает одарить все человечество счастьем, водворив для него на земле «рай». Самой популярной социалистической теорией в настоящее время считается марксизм, объединивший в себе все другие социалистические доктрины и дерзновенно выступивший в мировой истории с проповедью своего «нового откровения» и с горделивой решимостью произвести переоценку всех ценностей жизни. Творцом этой теории, присвоившей себе наименование «научного социализма», был известный немецкий экономист и политический деятель, сын крещеного еврея, Карл Маркс (1818–1883), и отчасти его друг и сотрудник, соплеменный ему Фридрих Энгельс 11 (1820–1895). Учение этих двух, как их называют социалисты, «великих теоретиков научного социализма» представляет собой целое мировоззрение, обнимающее все стороны человеческой жизни, так что нет такой области в деятельности и мысли человека, которой бы оно не коснулось и на которую бы не старалось наложить свою печать. Отличительной особенностью этого мировоззрения служит признание необходимости переворота не только в экономической области, но, по выражению самих социалистов, и «во всей юридической, моральной, философской и религиозной надстройке». Сущность такой всесторонней коренной перестройки жизни человечества составляет введение на принципе общности или коллективизма (каковое наименование употребляется для обозначения и самого социализма во всей совокупности его идей) права неотчуждаемой в руки частных лиц общественной собственности на все орудия производства и землю и организация исключительно чрез посредство общества производства и распределения продуктов 12 . Несовместимое с сохранением существующего строя жизни, как выражаются некоторые социалисты, «перенесение имущественных прав с отдельных личностей на более или менее широкие группы должно считать той характерной чертой, которая отличает социалистов от реформаторских партий, стремящихся к улучшению современного порядка с сохранением основ его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоанн Златоуст — один из авторитетнейших отцов Православной Церкви и, наверное, самый авторитетный по социально-этическим вопросам. А православное учение имеет своим источником не только Священное Писание, но и Священное Предание (то есть творения святых отцов прежде всего). Чему же учит Златоуст (то есть Церковь в его лице)? Люди равны, во-первых, по своей природе, у всех людей одно естество; во-вторых, люди равны по отношению к миру: солнце, воздух, земля, вода — общие, даны Богом всем; в-третьих, люди равны перед Богом: Он — всем Отец, Иисус распят за всех и т. д. Если равенство столь всеоблюще, то откуда неравенство? — из-за «корня всех зол — сребролюбия». Златоуст утверждает — говоря современными терминами — что собственность и деньги — социальные конструкты, у них нет основания ни в природе, ни в богословии; собственность и деньги — условности, порожденные грехом и причиняющие неисчислимое количество зла. Как победить корень всех зол? С помощью «великой радости, добродетели и благодати» — общности имуществ. Здесь и сейчас надо, говорит Златоуст, отказаться от собственности и денег, все обобществить в братстве любви. Это не утопия: так было у первых христиан, так есть у монахов, ничего не мешает нам ввести общность имуществ прямо сейчас, считает Златоуст. Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не аскетично: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха. Замечательно также, что сребролюбие, будучи грехом, помрачает не только совесть, но и разум: Златоуст много раз говорит, что частная собственность неудобна, неполезна, вредна; общность же имуществ рациональна, удобна, полезна; только страсть сребролюбия мешает людям это увидеть. Поскольку у христиан сребролюбие, неравенство, собственность, деньги и пр. сохраняются, постольку ещё не все обратились ко Христу: христиане живут не по-христиански; общность имуществ у христиан привлекут ко Христу всю вселенную, считает Златоуст. И это не просто слова: Златоуст предлагает все это как конкретную, реализуемую программу. Две цитаты: одна, обращенная к народу, вторая — к властям:

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Сортировать по Исключить новости Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный 12 января, 2009. Протоиерей Петр Перекрестов В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем. К 40-му дню со дня кончины   «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Двойное воскрешение " русской царевны " ( " Российская газета " , 01.07.2002) НАША газета продолжает публикацию материалов, относящихся к судьбе Анастасии, дочери последнего российского императора. На сей раз статья опровергает версию о том, что Анастасия до сих пор жива, на чем настаивают представители Фонда, носящего ее имя. Автор предпочел скрыться за псевдонимом, хотя не делает секрета, и это видно по тексту статьи, из того, какими источниками он пользовался. В любом случае редакция исходит из своей первоначальной задумки - познакомить общественность со всеми существующими мнениями, чтобы в конце концов ответить на вопрос: она или не она? В последние недели во многих средствах массовой информации появился " сенсационный материал " о возвращении в Россию дочери последнего российского императора Николая II Анастасии Николаевны Романовой. Согласно выдвигаемой версии, Анастасия долгие годы скрывалась в Грузии под именем Наталии Петровны Билиходзе. Кроме того, несколько энтузиастов заявили, что младшая дочь русского царя не только жива, но и располагает одним триллионом долларов, который хочет передать России. В этой связи хотелось бы прокомментировать ряд основных моментов этой " сенсации " . Остановимся сначала на первом из них, который касается людей, " раскручивающих " Н.Билиходзе и готовых организовать ее приезд в Москву, выступление в Госдуме и т.д. Еще в 1995 году членом Совета Международного фонда VIA BALTIKA А.Грянником, а в 2000 г. советниками председателя Государственной Думы А.Антроповым и Ю.Дергаусовым поднимался вопрос об идентификации гражданки Билиходзе Н.П. как младшей дочери последнего российского императора Николая II. По их версии, Анастасия Романова не была расстреляна в июле 1918 года, а проживала под вымышленным именем у своего крестного отца - Верховцева П.К. в Петрограде, Москве, Екатеринославе, Ростове-на-Дону. В 1929 г. вышла замуж за Билиходзе В.И. и взяла фамилию мужа. В 2000 году лицами, представлявшими интересы Н.П.Билиходзе по ее доверенности (уже упомянутые люди), был создан " Международный благотворительный христианский фонд Великой княжны А.Н.Романовой " . В проекте устава Фонда, являющегося " добровольным, самоуправляемым, не имеющим членства объединением, учрежденным физическими лицами и общественными организациями на основе общности интересов с целью разработки и реализации программ, направленных на решение уставных задач Фонда во имя и на благо России " (п.1.1), основной целью прописано " привлечение средств и формирование имущества " (п.2.1). Правда, к чести создателей Фонда, использовать эти средства предполагается в благородных целях развития России.

http://sedmitza.ru/text/429073.html

А.С. Смыкалин Глава VIII. Брачное право Российской Православной Церкви 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву. Заключение брака: историческая справка. Заключение брака в Русской Православной Церкви. Препятствия к заключению брака. Признание брака недействительным и развод. Взаимные обязанности супругов. Родительская власть. Взаимные обязанности родителей и детей. Имущественные отношения супругов. 2. Брачно-семейные отношения в Русском государстве. Брачные отношения в Московском государстве в XV–XVII bb. Брачно-семейные отношения в XVIII b. Брачно-семейные отношения в XIX b.: основные принципы. Брачно-семейные отношения в советскую эпоху. 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву Для христиан брак не просто юридический договор, средство продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей. Он, по словам святителя Иоанна Златоуста , есть «таинство любви», «вечное единение супругов друг с другом во Христе». Изначально христиане заключали брак церковным благословением и совместным участием в евхаристии (причащении), что было древнейшей формой совершения Таинства Брака. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», – писал священномученик Игнатий Богоносец . Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Как сказал святой апостол Павел: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим». В период христианизации Римской империи законность браку придавала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь . При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут   У первых христиан, говорит отец Иоанн в одном из своих поучений, было все общее: богатые и достаточные добровольно жертвовали своим имением и деньгами, и собранное хранилось у предстоятелей церкви, которые употребляли оное на содержание бедных, странных, заключенных в узах и других нуждающихся. «Есть у нас род сокровищницы, пишет один церковный учитель: каждый ежемесячно, или когда пожелает, вносит в нее сколько может и сколько хочет. Эти подаяния употребляются на пропитание и погребение бедных, на содержание детей, лишившихся родителей, на старцев, из дому уже не выходящих и работать не могущих, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение… Составляя между собою одно сердце и одну душу, можем ли мы отказаться от общности имущества?». Можно сказать без преувеличения, что цифра, «нуждающихся» у отца Иоанна достигает нескольких десятков тысяч человек и он воистину отец им, заботящийся не об одной духовной их жизни, но вникающий во все нужды земного существования начиная с пищи, ночлега, работы и кончая болезнью. Можно было бы пожелать только, чтобы кровные отцы пеклись и любили родных своих детей в такой же мере, как о. Иоанн заботится и любит детей духовных, А знаете вы, читатель, кто зачастую эти нежно любимые «дети» о. Иоанна? – Голь-горемычная, пьяницы-пропойцы… Так, по крайней мере, зовут этих несчастных бедных в Кронштадте, хотя они не более как глубоко несчастные… О. Иоанн задумал устроить такое учреждение, которое давало бы возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за труд, давало возможность заработка на насущные потребности, не допуская вместе с тем нравственного падения бедняка, чего никогда не могла бы дать милостыня, в большинстве случаев служащая причиною тунеядства. Таким учреждением оказался построенный в 1882 году «Дом Трудолюбия» в Кронштадте. В начале 1881 года началась разработка плана действий для достижения благой цели: постановленной себе попечительством. Не смея рассчитывать на большие средства, попечительство сначала ограничивается желанием построить небольшой деревянный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010