Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА [англ. Cluniac Reform; нем. Cluniazensische Reform; франц. réforme clunisienne], движение обновления западноевроп. монашества в X-XII вв., связанное с мон-рем Клюни Было направлено на восстановление дисциплины уставной жизни, углубление внутренней религиозности, активизацию литургической практики и укрепление экономического положения мон-рей; для этого движения было характерно многообразие форм. К. р. нельзя рассматривать в отрыве от др. современных ей монашеских движений (в Лотарингии, во Фландрии), но при относительной общности целей К. р. имела особый путь распространения - в мон-рях, объединенных в Клюнийскую конгрегацию ; этот союз был скреплен не только религ. идеалами, но и правовыми (юрисдикционными) связями. Предпосылки К. р. В кон. IX - нач. X в. раздел Каролингской империи и последующий упадок гос-в, образовавшихся на ее территории, сопровождались ослаблением королевской власти, раздробленностью и усобицами. Норманны, сарацины, венгры во время набегов грабили и разрушали города и селения, церкви и мон-ри; из-за частых голодных лет и эпидемий население сократилось. Мн. монашеские обители опустели, монастырские владения оказались в руках светских магнатов. В некоторых странах, напр. в Англии, монашеские общины при согласии епископов заменялись капитулами каноников ( Leclercq. 1993. S. 149, 151). В исторических и агиографических сочинениях X-XIII вв., происходивших из круга реформированных аббатств, говорилось о внутреннем кризисе монашества (падение монашеской дисциплины, несоблюдение устава, растрата монастырского имущества), к-рый и стал причиной К. р. Мн. мон-ри из независимых общин единомышленников, живущих «вне мира» и сосредоточенных на духовной жизни и аскезе, постепенно превратились в инструмент власти и обогащения их собственников (см. Частной церкви право ). Истоки этого процесса относятся к эпохе Меровингов, когда возникла практика, при которой мон-рями стали управлять аббаты-миряне, и к эпохе Каролингов, когда сформировалась имперская Церковь и прелаты, в т. ч. и аббаты, были поставлены в квазивассальное положение по отношению к королю: подобно мирским вассалам, они приносили правителю клятву верности и были обязаны нести помимо церковного еще и светское служение.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКИЙ (ВОСТОЧНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ [Картлийский Католикосат, Картлийская Церковь; груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (60-е гг. V в.- 1811), древняя правосл. Церковь на территории Вост. Грузии с кафедрой в патриаршем соборе Светицховели во имя 12 апостолов в древнегруз. столице Грузии Мцхете. Управление М. К. осуществлялось посредством адм. аппарата, к-рый назывался Мцхетским домом. Служилые люди центрального аппарата М. К. были выходцами из мелкого дворянства и составляли категорию мцхетишвили ( - дети Мцхеты), число к-рых не превышало 12. Все руководящие должности М. К., относящиеся к богослужению, миссионерской деятельности, делопроизводству, хозяйственным делам, финансам, организации военного дела, судопроизводству и др., были распределены среди мцхетишвили. За службу мцхетишвили в качестве наследственного бенефиция получали в управление земли М. К. Они считались корпоративными владельцами имущества Католикосата, но не собственниками, несмотря на то что каждый имел наследственные права на переданную ему в правление часть земель. Кроме доходов от этих земель, мцхетишвили получали также 1/12 общих доходов М. К. (исключая доход Мцхетского католикоса-патриарха). Мцхетишвили составляли корпоративную общность, члены к-рой находились друг с другом в деловых и родственных отношениях. Когда один из родов мцхетишвили вырождался, католикос-патриарх выбирал нового из ряда своих азнауров. Кандидатуру обсуждали на собрании мцхетишвили и после их формального согласия предлагали царю, к-рый утверждал нового мцхетишвили жалованной грамотой. Однако царь мог и без чьего-либо согласия самолично жаловать кому-либо этот статус. Мцхетишвили отличались высоким уровнем образованности, знанием законодательства, медицины, хозяйства. В их распоряжении находилось множество местных чиновников М. К., к-рые выполняли хозяйственные и фискальные функции. Институт мцхетишвили просуществовал до упразднения М. К. Территории и владения М. К.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, Бутово. 12 января 2009 г. Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы, если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://e-vestnik.ru/church/pa_40dnei/

Не кради Смерть Анании и Сапфиры. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре . 1685 г. Каково должно быть истинное, религиозное отношение к собственности, к имуществу? Следуя слову своего Учителя и Господа, Христовы ученики все в мире считали Божьим, а не своим. Да, кроме нашего зла, которое принадлежит действительно нам, людям, все в мире есть собственность Божия! Тот, Кто сотворил мир, Тот в высшем смысле владеет всем. Верующий не может иначе мыслить. Все в мире — Божье, все — Христово. И человек сам принадлежит не себе, а Богу, предназначен к вечной жизни в Боге. Но человек создан не как робот, а как сын. И призван свободно, сыновне принять волю Божью, найдя в ней высшую жизнь и радость. Любовь создает общность и единство. Все, что имеет Отец, имеет и сын. Любовь стирает границу между «моим» и «твоим», любовь соединяет людей и их имущество, а злоба, эгоизм и тем более разбойническое насилие все время разрушают в мире любовь и границы между собственностью человека и его личностью. Посягая на собственность человека, посягают на его личность. Эгоизм понуждает человека отнимать чужое и не отдавать своего. А любовь влечет человека беречь чужое и свое отдавать другим. Оттого идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое. Общность создается только через духовную область, область любви, доверия, веры, через дух любви, через живую веру и реальность Божьего и своего высшего бытия. Общность людей неосуществима через идею материализма. На горе Синай людям был дан Божий закон и дана была заповедь «не кради». Эта заповедь такая же ясная и понятная, как и заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй», «почитай отца своего и мать»... Десятой заповедью своей Божественный закон запрещает даже чего-либо желать чужого и завидовать имуществу ближнего. Злом является все, что нарушает любовь к Богу и к человеку. Таким образом, заповедь Божья кладет основы настоящей человеческой культуры и открывает путь к высшей социальности и человечности. Философски говоря, всякая собственность ценна не сама по себе, а лишь как проекция — выражение и отражение — личности человека.

http://pravoslavie.ru/3218.html

Составлено по церковной энциклопедии М. Новодворского, «Encyklopedia Konscielna», т. Х. Варшава 1876 года, «Kommunizm», стр. 578, 591 г. Смотри также Stein, Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreich. Leipzig, 1842 г. Его же: Gesch.der socialen Bewegung in Frankr. Leiptz. 1850 г. Alfred Sudre, Histoire du Communisme. Paris, 1850 г. Христ. Чт. 1875 г. и др. В настоящее время, когда и правительства и общества стремятся всеми силами к искоренению зловредных начал и стремлений анархии и всякого настроения внутреннего и внешнего, без сомнения, необходимо также и живое слово для разъяснения этих начал и стремлений в их историческом развитии, сущности и направления, тем более что современные возмутители общественного порядка и спокойствия по большей части умеют прикрываться таким лоском, такими словоизвитиями и ухищрениями, что неопытные беспрекословно подчиняют им, как действительным борцам свободы и носителям всякого блага и счастия человеческого. К числу такого рода опасных начал и стремлений, вносящих крамолу и нестроение в жизнь государственную, общественную и частную, как известно, относится и так называемый коммунизм со всеми его фракциями – нигилизма, интернационалки и т. п. Теперь не только в Европе, но и у нас в России не редкость встретить 16-летних девиц, которые с полнейшим апломбом станут защищать коммунистические бредни, распинаться за их пользу и благодетельное влияние на жизнь и общество, и т. д. Но едва ли многие из рассуждающих и слушающих рассуждение о коммунизме разумеют, что такое он в его сущности и направлении. Обыкновенно коммунизмом называют оппозицию против основ частного права или против так называемой частной собственности. Но в таком смысле коммунизм не многим бы отличался от социализма, который исходя от начал равноправности труда и капитала, требует изменения господствующих отношений между этими двумя факторами, а вместе с тем и изменения прав собственности. В этом отношении социализм не доходит только до допущения равного права владения для всех. Коммунизм напротив требует безусловно уничтожения всякой собственности и введения общности всех имуществ. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Социализм По обычному словоупотреблению, социализмом (от латинского слова socius – союз, общество) называется направление, стремящееся к коренной и насильственной реформе общественных и, преимущественно, экономических отношений, без всякого внимания к тому порядку, который сложился веками. Выставляя своим исходным пунктом неравномерное распределение земных благ и объясняя только одной этой причиной бедность, лишения и страдания большинства, социализм обещает одарить все человечество счастьем, водворив для него на земле «рай». Самой популярной социалистической теорией в настоящее время считается марксизм, объединивший в себе все другие социалистические доктрины и дерзновенно выступивший в мировой истории с проповедью своего «нового откровения» и с горделивой решимостью произвести переоценку всех ценностей жизни. Творцом этой теории, присвоившей себе наименование «научного социализма», был известный немецкий экономист и политический деятель, сын крещеного еврея, Карл Маркс (1818–1883), и отчасти его друг и сотрудник, соплеменный ему Фридрих Энгельс 11 (1820–1895). Учение этих двух, как их называют социалисты, «великих теоретиков научного социализма» представляет собой целое мировоззрение, обнимающее все стороны человеческой жизни, так что нет такой области в деятельности и мысли человека, которой бы оно не коснулось и на которую бы не старалось наложить свою печать. Отличительной особенностью этого мировоззрения служит признание необходимости переворота не только в экономической области, но, по выражению самих социалистов, и «во всей юридической, моральной, философской и религиозной надстройке». Сущность такой всесторонней коренной перестройки жизни человечества составляет введение на принципе общности или коллективизма (каковое наименование употребляется для обозначения и самого социализма во всей совокупности его идей) права неотчуждаемой в руки частных лиц общественной собственности на все орудия производства и землю и организация исключительно чрез посредство общества производства и распределения продуктов 12 . Несовместимое с сохранением существующего строя жизни, как выражаются некоторые социалисты, «перенесение имущественных прав с отдельных личностей на более или менее широкие группы должно считать той характерной чертой, которая отличает социалистов от реформаторских партий, стремящихся к улучшению современного порядка с сохранением основ его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Коммунизм Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, т.е. общности не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведенными продуктами или на их потребление, и подчиняя все это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни 8 . По учению коммунистов, для счастья человечества общим достоянием всех насильственно должно быть все, до жен и детей включительно, так чтобы никто и ничего не мог назвать своим. Проповедуемое общение имуществ коммунизмом не следует смешивать с тем общением имуществ древних христиан, о котором говорится в Деяниях свв. Апостолов. Упоминаемая здесь иерусалимская община христиан была религиозно нравственной, а не экономической, и общение имения в ней не было правилом обязательным для всех, а добровольным пожертвованием во имя Христово людей достаточных, и совершенно зависело от воли каждого; так что здесь не было и тени какого бы то ни было принуждения, и в то время, когда они жертвовали, другие могли оставаться при своем имении и распоряжаться им по своей власти ( Дeяh. V, 4 ). Но и указанное общение имуществ было явлением исключительным для Апостольской Церкви: оно практиковалось лишь в Иерусалимской Церкви, другие же, основанные апостолами, общины такого опыта не делали, а в них каждый давал по достатку своему ( Дeяh. XI, 29–30, XII, 12 ), сколько позволяло ему состояние ( 1Kop. XVI, 1–3 ; ср. 2Kop. VIII и IX). Будучи не всеобщим требованием христианства, указанное добровольное отречение от собственности в основе своей имело стремление к высшему совершенству ( Mф. XIX, 21 ) и совершенную христианскую любовь, связующую души и сердца людей в одно, плодом каковой любви и было совершенное бескорыстие первых христиан. Имея одно сердце и одну душу, они свое самоотречение добровольно простирали не только на пожертвование своим имуществом, но всегда готовы были отдать даже и свою жизнь ради спасения ближних. Будучи естественным выражением исключительно высоких внутренних переживаний первых христиан, указанное общение имуществ в Иерусалимской Церкви представляло собой кратковременное явление, упразднившись в ней по мере ослабления произведшей его причины. Что такое общение имений могло быть только временной мерой, а не новым постоянным строем жизни христиан, видно из того, что это было общение потребления, а не производства, что христиане продавали средства производства, обращая их в средства потребления, и что, следовательно, сам собою должен был наступить момент, когда все оказалось бы проданным и потребленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

поиск:   разделы   рассылка Письмо музейных работников Президенту Дмитрию Медведеву Обращаемся к Вам как гаранту Конституции и соблюдения законности в России, где каждому гражданину обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, " Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и других объединений " (ст. 9). Однако это несомненное право российского гражданина поставлено под сомнение готовящимся законом о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций. При условии, что почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели. Как представители музейного сообщества реставраторов и хранителей древних ценностей, призываем Вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России. Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок, живописный слой которых стал чрезмерно хрупким. Объясняется это и ветхостью состояния памятников, и особенностями богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах. Мы имеем уже печальный опыт утраты стенописей гениального Андрея Рублева в двух действующих соборах – Успенском во Владимире и Успенском в Звенигороде. Они погибли от тривиальных вещей – сырости, сквозняков и свечной копоти. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева и его артели в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, живопись которого была раскрыта реставрацией 60 лет тому назад. Иконостас еще можно спасти, если вынести его из собора, вновь подвергнуть реставрации и поместить в условия музейного хранения.

http://religare.ru/2_73066.html

Разделы портала «Азбука веры» Ессеи — ответвление иудейства, секта, существовавшая во времена Второго Храма, в частности — в период земного служения Христа (ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х.). Чем ессеи отличались от представителей иудейства вообще? Как известно, ко времени окончания периода Ветхого Завета религиозно-нравственное состояние иудеев не отвечало требованиям этого Завета . Ложное, извращенное отношение к требованиям Божественной воли не позволило многим из них распознать во Христе Истинного Мессию ( Ин.5:39 ). Упрекая Спасителя , иудеи нередко указывали на несоответствие Его мыслей и действий закону Моисея . Выставляя Христа нарушителем, а себя ревностными поборниками этого закона ( Ин.9:28 ), в действительности они обманывали народ ( Мф.5:17 ). Между тем среди иудеев были и такие верующие, кто не только на словах, но и на деле стремились жить правильной и возвышенной жизнью (другое дело, что само понятие правильной и возвышенной жизни часто носило субъективный характер). Иногда такие люди ограждались от общества, вступая в особые, своего рода аскетические общины, где, как считалось, условия жизни отвечали нормам Божьего закона . Такой общиной была секта Ессеев. Иногда (и нужно сказать, небезосновательно) её отождествляют с общиной, обитавшей возле Мертвого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в дальнейшем было обнаружено множество древних манускриптов, получивших, затем, всемирную известность как «Свитки Мертвого моря». Помимо библейских текстов свитки содержали свидетельства об условиях жизни местных поселенцев. Для ессеев была характерна общность имущества, отсутствие деления на хозяев и рабов, уклонение от корыстолюбия, безбрачие. При этом они не чуждались брать на воспитание детей. Встреч с единоплеменниками, не входящими в состав их общины, они избегали. Присоединение к секте было возможно после прохождения определенного искуса и испытания (как правило оно длилось три года). Члены общины подчинялись строгому внутреннему Уставу, а также большинству и старшинству.

http://azbyka.ru/essei

Проблемы в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России обсудили в Москве 3 января, 2011. Редакция " Правмира " Участники заседания, прошедшего 30 декабря, обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России Очередная встреча Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России состоялась 30 декабря в Институте философии, теологии и истории святого Фомы в Москве, сообщает « Благовест.Инфо ». Во встрече приняли участие представители Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, первый секретарь посольства Святого Престола в Российской Федерации монс. Висвальдас Кульбокас и директор культурного центра «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тири. Диалог между Православной и Католической церквами начался после 1980 года, когда II Ватиканский собор признал наличие апостольского преемства у православных. В настоящее время на повестке дня православно-католического диалога в качестве основной стоит тема роли римского епископа в I тысячелетии. Помимо этого на периодически проходящих встречах обсуждаются как прочие экклезиологические, так и частные вопросы взаимодействия православной и католической церквей. Здание бывшего католического храма в Калининграде Участники заседания, прошедшего 30 декабря, обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России. Стороны подчеркнули общность позиции по различным социально значимым вопросам, которая проявилась, в частности, в работе над поправками к принятому недавно закону о передаче имущества религиозного назначения. Стороны договорились о необходимости более тесного взаимодействия в ситуациях, когда передача имущества религиозного назначения может вызвать межконфессиональную напряженность, как то произошло, например, в Калининграде, когда депутатами областной думы было принято решение передать Русской Православной Церкви ряд бывших католических и протестантских храмов, что вызвало неудовольствие католиков.

http://pravmir.ru/problemy-v-otnosheniya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010