Скачать epub pdf «Высокопреподобнейшему, глубокочтимому, душевноуважаемому попечителю и руководителю душ наших во спасение, отцу нашему духовному иеросхимонаху Иерониму сие священное Евангелие, словесами коего Вы нас питали, приносит Вам благодарное братство в незабвенную память и знак своей сыновней любви к Вам и почтения» с. 373]. Так приветствовало братство Русского на Афонской Горе Пантелеимонова монастыря своего старца-духовника, поднося ему памятный подарок ко дню ангела. Почти полвека, с 1840 по 1885 год, провел отец Иероним в духовнических трудах, напитав пищей духовной, воспитав (в подлинном смысле этого слова) и взрастив в меру возраста Христова сотни душ. Пол-Афона было в его духовных чадах: русские, греки, сербы, болгары, грузины, молдаване. И если Афон, как писал в одном из своих писем владыка Антоний (Храповицкий) , детоводил вселенную, то великий старец детоводил афонцев. Имел отец Иероним и множество yчehukob-мipяh – «заочных» духовных чад, которые отправляли ему на Афон письма, сделав на конверте помету: «Исповедное» или «Секретное». «Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души», – учил отец Иероним с. 520]. Спасение, благоугождение Богу – наша единственная цель, а «любящим Бога все споспешествует во благое» ( Рим. 8:28 ), – часто повторял старец апостольские слова. Он наставлял: «Спасение везде можно обрести: где только человек понудится творить волю Божию, там и спасется. Разными средствами Бог спасает людей. Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению, а главное – то, что всякое установление может только стеснить совесть» с. 428, 616, 812]. Однако существуют общие основы и принципы воспитания православного христианина, спасающегося человека, стремящегося к стяжанию христианских добродетелей – они четко прослеживаются в словах и наставлениях батюшки, обращенных как к монастырским послушникам, так и к мipckuм людям, они ясно видны в назидательных примерах из его жизни. Это те принципы, которые легли в основу аскетической системы старца-духовника иеросхимонаха Иеронима, сформировавшейся на основании слова Божия и святоотеческого учения и направленной на благоугождение Богу и спасение в иноческом чине и в мipy.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (от 2002 года) 9 мая 2005 г. 10:48 Устав принят 11 апреля 2002 года.  Новая редакция Устава была принята решением Собора ЭПЦ МП от 15 мая 2012 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (Далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование «ЭПЦ МП» используется в документах внутрицерковного и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самостоятельной Церковью, относится к канонической юрисдикции автокефальной Русской Православной Церкви, через которую осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими Поместными Православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики. 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в Таллине. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. ОСНОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ И КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА; РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание, Священное Предание, догматы, каноны Святых Вселенских и Поместных Соборов, правила Святых Отцов. 2.2. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии, свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 года, действие которого было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года . 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием, постановлениями Святых Вселенских и Поместных Соборов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. 2.4. Целью деятельности ЭПЦ МП является достижение христианского спасения объединенных православной верой людей посредством: участия в церковных священнодействиях, следования евангельскому учению, распространения христианской веры, исполнения дел христианского милосердия и личного духовного совершенствования.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

Мейчен Дж. Грешем Урок 2 Правила постановки ударения В греческом языке большинство слов имеет ударение, которое всегда обозначается графически. Кроме того, постановка ударения жестко упорядочена. Знание правил постановки ударения необходимо для правильного распознавания грамматических форм того или иного слова, а также для правильного склонения и спряжения. Эти правила делятся на общие и специальные. I. Общие правила 1 . Ударение может стоять только на одном из трех последних слогов. Порядок слогов в этом случае считается от конца. 2а. Острое ударение может стоять на первом, втором или третьем слоге (от конца), облеченное – на первом или втором слоге (от конца), тупое – только на первом от конца слоге. 2б. Острое ударение может стоять как на долгом, так и на кратком гласном, облеченное – только на долгом. 3а. На третьем слоге может стоять только острое ударение, и только в том случае, если гласный первого слога краткий. Когда слово оканчивается на οι или αι, то эти дифтонги, как правило, считаются краткими. 3б. Если гласный первого слога долгий, а ударение стоит на втором слоге, то оно может быть только острым. 4а. Облеченное ударение может стоять на втором слоге только в том случае, если гласный первого слога краткий. 4б. Если первый гласный краткий, а второй – долгий и ударный, ударение может быть только облеченным. 5 . Острое ударение, стоящее на первом слоге, обязательно превращается в тупое, если за словом без знака препинания следует другое слово. Например: δελφς брат, но δελφς λγει брат говорит. Исключение составляют вопросительные местоимения, где острое ударение не меняется на тупое. Ниже приводится таблица общих правил постановки ударения. Общими они называются потому, что говорят, где можно и где нельзя ставить ударение, но не указывают, где именно оно стоит. Таблица постановки ударений (общие правила) Место слога (от конца) Количество гласного Долгий Краткий Количество гласного последнего слога Краткий Острое Острое Тупое в общем речевом потоке; острое в паузе

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Начертание христианского нравоучения «Начертание христианского нравоучения. Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни» — учебник по нравственному богословию, составленный святителем Феофаном Затворником. «Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно–христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях» как пишет сам Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения» имеет следующие разделы: Основы христианской жизни; Характеристические черты христианской деятельности как нравственной; Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, как христианина; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям и отношениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. «В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом.» — начинал Феофан Затворник свою знаменитую книгу «Путь ко спасению», как бы продолжение «Начертания христианского вероучения». Часть первая. Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни Введение   1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение. Пследнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=861...

(По поводу современных пессимистических воззрений на семейную жизнь и обусловливаемых ими толков печати о браке и разводе) Содержание На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах? Особый проект Часть I. О предметах духовного суда Глава 1 Часть II. Об устройстве духовных судов Глава 1. Общие правила Глава 2. О духовных судьях Глава 3. О епархиальных судах Глава 4. О судебном отделении Св. Синода и о Соборе Глава 5. О канцеляриях духовно-судебных установлений Глава 6. О внутреннем устройстве духовно-судебных установлений Глава 7. О наказах и отчётах Глава 8. О правах и преимуществах лиц, принадлежащих к составу духовно-судебных установлений, и об ответственности их Глава 9. О надзоре за духовно-судебными установлениями Часть III. О судопроизводстве в духовных судах Раздел I. Общие правила и о подсудности Глава 1. Общие правила Глава 2. О подсудности Раздел II. О порядке судопроизводства о лицах духовного состояния Глава 1. О судопроизводстве непосредственно архиерейском Глава 2. О судопроизводстве у духовных судей Глава 3. О судопроизводстве в коллегиальных духовно-судебных установлениях Отделение 1. О предварительном следствии Отделение 2. О предании суду и о прекращении дел Отделение 3. О порядке производства Раздел III. О порядке судопроизводства по делам брачным и другим, подвергающим виновных открытой церковной епитимии Глава 1. О порядке производства дел о незаконных брачных сопряжениях Глава 2. О порядке производства дел о расторжении браков Глава 3. О порядке производства дел об удостоверении о действительности события браков и о рождении от законного брака. Глава 4. О порядке производства дел о преступных деяниях, подвергающих виновного открытой церковной епитимии Раздел IV. О порядке обжалования приговоров и решений духовных судов Глава 1. Об отзывах и протестах против приговоров и решений неокончательных Глава 2. О частных жалобах Раздел V. Об исполнении приговоров духовных судов Глава 1. О порядке исполнения Глава 2. О судебных издержках     Бракоразводный процесс, всегда бывший одним из живейших вопросов права и политики, в настоящее время вступил, по-видимому, в такую стадию своего движения, которую по всей справедливости можно назвать кризисом его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Мейчен Дж. Грешем Урок 8 1. Энклитики и проклитики Энклитики – это односложные или двусложные слова, которые тесно примыкают к предыдущему слову и теряют ударение; оно переносится на последний слог предыдущего слова. В русском языке в этой роли выступают частицы же, ли, бы и иногда слова после предлогов. Например, в предложении Он же идет на гору слова же и гору являются энклитиками. Энклитики надо отличать от проклитик, т.е. безударных слов, которые образуют единство с последующим словом. Проклитик всего десять, их рекомендуется сразу же запомнить. Это артикли мужского и женского рода в Nom. , , ο, α, предлоги ν, ες, κ (перед гласными ξ), союзы ε, ς, отрицание ο (οκ перед гласными, οχ перед густым придыханием). Проклитики имеют ударение только в том случае, если последующее слово – энклитика (правило 3). Сами они на ударение в других словах не влияют. Для энклитик необходимо запомнить следующие правила: 1 . Слово, стоящее непосредственно перед энклитикой, не меняет острое ударение на тупое. Например: δελφς μου правильно μου 14 неправильно 2 . Если слово перед энклитикой имеет острое ударение на третьем от конца слоге или облеченное на предпоследнем, то оно приобретает дополнительное, обязательно острое, ударение на последнем слоге. Например: νθρωπς μου, δρν σου правильно μου, δρον σου неправильно 3 . Если перед энклитикой стоит проклитика или еще одна энклитика, то она приобретает острое ударение на первом слоге. Например: νθρωπος μο στιν. 4 . После слова с острым ударением на втором слоге двусложная энклитика остается ударной. Например: ρα στν. 5 . Энклитика также сохраняет ударение, если на ней стоит логическое ударение или с нее начинается предложение (в том числе придаточное). 6 . Чтобы легче было усвоить эти правила, удобно рассматривать энклитику как вторую часть предыдущего слова и применять к такому составному слову общие правила постановки ударения. Например: δελφςμου νθρωπςμου δρνσου (дополнительное ударение ставится для того, чтобы не нарушались общие правила).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Скачать epub pdf Правописание согласных. I. Общие правила правописания согласных § 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными ( п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х ), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка). В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый. Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом. Примечание. Слово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать. § 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: в ходить (влезать), надколоть (надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать (отучить), сделать (суметь), сбросить. В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п. Пожелание от русской Православной церкви, пока не принятое правительством РФ: Факультативное написание: приставка без- перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ может писаться с з , если человек является верующим, и его смущает бес платный, бес полезный, бес денежный и т. д. § 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство (дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик-, -чин-, -чат- и т.п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причём буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), крупитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В протоколах совета Петербургской академии, напечатанных в Христианского Чтения за минувший 1877 год, помещен ответ Петербургской академии на правила академии Киевской относительно составления примечаний к русскому переводу библии. Нужно полагать, что Петербургский ответ содержит в себе наиболее правильное понимание той задачи, к осуществлению которой составители примечаний должны стремиться в силу указа Св. Синода о составлении этих примечаний... Помещаем Киевские правила и Петербургский ответ на них. Правила общие 1) Примечания должны быть популярны. Критические приемы специального анализа текста, а также ссылки на ученые исследования и комментарии не будут иметь места, кроме ссылок на параллельные места самой библии и писаний отеческих (последние только в местах трудных и другими способами необъяснимых). С другой стороны меркою популярности даваемых объяснений будет служить круг сведений образованных читателей, так как в указе Св. Синода не сказано, что предполагаемая комментированная библия назначается для простого народа. 2) Должны быть выражены категорически, за исключением мест не объясненных наукою; в последнем случае допускается и проблематическое выражение в таком простом виде: „полагают, что такой-то город лежал там- то“, или: „вероятно это значит то-то“. 3) Должны быть выражены в возможно краткой форме. Если нужно указать параллельное место, то только цифрою. 4) По тону и характеру должны соответствовать тексту, способствуя к его правильному и ясному пониманию. Так как содержание учительных книг религиозно-назидательное, то эту именно сторону главным образом будут иметь в виду и примечания. Хотя, смотря по характеру текста, в примечания могут входить сведения из различных областей науки, но только в такой мере, какая необходима для ясного представления данного места, взятого в себе самом. Отвлеченные соображения о движении мысли текста, равно как и все вопросы, составляющие предмет науки введения в Св. Писание, не будут иметь места. 5) Примечания делаются в порядке текста русского синодального перевода и подстрочные. Каждое примечание будет стоять независимо от других, имея пред собою выноску в таком виде: 11с. 10, ст. 5, следует выражение требующее объяснения и само объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Книга Левит Название книги Третья книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальным словом своим «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к выслушанию левитских законов. Греческое же название сей книги есть «Λεβυτικον», т. е. ββλιον – «Левитская Книга», – поскольку она содержит свод законов относительно левитского служения ветхозаветных жрецов. Время и место написания Законы и обряды, содержащиеся и книге Левит, открыты Господом Моисею непосредственно после поставления Скинии. Свидения, в различные промежутки времени от половины первого месяца до половины второго месяца, во втором году после исшествия Евреев из Египта. Моисей же, вероятно, записывал сип законы по мере откровения их от Бога. Цель книги Цель книги Левит может быть усматриваема в том, чтобы увековечить для народа иудейского и для его священников законы, которыми определялась жизнь и деятельность того и других; а также начертать в прообразах сени грядущих таин в благодатном царстве великого первосвященника – Христа Иисуса. Обозрение содержания книги, о разделением ее на части по главным предметам содержания По главным предметам содержания, книга Левит разделяется на четыре части с заключением. I. Предварительно излагается чин ветхозаветного богослужения, состоявший в различных жертвах, – это первая богослужебная часть (гл. I–VII). II. После сего описывается учреждение самого жреческого чина, чрез поставление в оный Аарона и сынов его, – это вторая иерархическая часть (гл. VIII–XI.) III. Затем в третьей части излагаются законы, или правила жреческого служения: А. По отношению к народу: аа) правила при очищении различных внешних, или так называемых законных нечистот в народе израильском (отдел обрядовый – гл. XI-XVI). бб) Правила для искоренения различных нравственных нечистот народа (отдел судебный, или юридический – гл. XVII-XX). Б. По отношению к самим священникам: вв) Правила, определяющие качества жрецов и их отношения к святыням сынов израилевых, и к жертвенным животным (отдел канонический – гл. XXI–XXII). IV. В четвертой части начертывается круг годовых праздников ветхозаветных, с присовокуплением правил на некоторые частные случаи жреческой практики (гл. XXIII–XXV). V. Заключение имеет целью возбудить ревность к соблюдению изложенных обрядов и постановлений, и в частности обетов и десятин (гл. XXVI–XXVII). Гл. I–VII. Виды ветхозаветных жертв. Общие и некоторые особенные обряды жертвоприношений. Значение жертв

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сергей Григоровский Содержание Вступление Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном (Второе тиснение, без перемен, брошюры С. Григоровского под тем же названием, О законных причинах развода. I. Общие положения II. Прелюбодеяние III. Безвестное отсутствие IV. Ссылка в Сибирь по судебным приговорам V. Неспособность к брачному сожитию (Сумасшествие и заразительные болезни) Бракоразводный процесс на суде духовном (Ныне действующие церковные и гражданские законы о разводе, с дополнениями и разъяснениями на основании циркулярных указов и сепаратных определений Святейшего Синода) I. О подсудности II. Об исковом прошении и его принадлежностях III. Об увещании IV. О вызове к суду (на судоговорение) V. О поверенных VI. О судоговорении VII. О следствии А. Положения общие VIII. О встречном обвинении и встречном иске IX. О записке и решении X. Краткий исторический очерк нового закона об отмене осуждения на всегдашнее безбрачие – 28 Мая 1904 года О разводе по Проекту Гражданского Уложения 1905 года I. О браках лиц, переменяющих веру II. Общие правила о расторжении браков III. О расторжении брака вследствие безвестного отсутствия супруга IV.O расторжении брака вследствие присуждения супруга к каторге, ссылке на поселение или к заключению в исправительном доме IX.O положении супругов и детей во время производства дела о расторжении брака X. О последствиях расторжения брака О разводе по материалам Высочайше учрежденного при Святейшем Синоде Особого Присутствия 1906 года О разводе по Проекту Особого Совещания при Святейшем Синоде 1907–1909 года I. Развод по прелюбодеянию II. Развод по неспособности III. Развод по безвестному отсутствию IV. Развод за ссылкою V. Развод по жестокому обращению VI. Развод по душевной болезни – сумасшествию VII. Развод по сифилису VIII. Развод по намеренному оставлению Исторические очерки Исторический очерк вопроса о раздельном жительстве супругов     Книга обер-секретаря Святейшего Синода Сергея Петровича Григоровского адресована кругу читателей, интересующихся церковными и гражданскими законами о браке и разводе. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010