Римский С. В. Глава I. Русская Православная Церковь накануне реформ 1. Церковно-государственные отношения При кажущейся ясности и изученности взаимоотношений Православной Церкви и государства остается возможность взглянуть на них под несколько иным углом зрения. Общие положения давно выяснены и не требуют доказательств: Церковь тесно слилась с государством, последнее господствовало над Церковью , сделало ее орудием политики, а та широко пользовалась услугами государства вплоть до обращения в свое лоно иноверцев 24 . Признавая это, я хотел бы несколько по-иному подойти к осмыслению данной проблемы, детализировать ее. И главным здесь видится вопрос: как, каким образом, посредством чего реализовывались данные отношения и какой практический эффект достигался сторонами. Для того, чтобы не выйти за рамки темы исследования, подробному рассмотрению целесообразно подвергнуть аспекты, имеющие непосредственное отношение к церковной реформе Александра II. Итак, изложим некоторые общие наблюдения. В канун 1860-х годов Русская Православная Церковь официально занимала особое место среди религиозных организаций России. Православие считалось государственной религией. «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолического восточного исповедания», – гласил закон 25 . Могут возразить, что и другие конфессии имели такие же льготы, как и Русская Православная Церковь , а потому приведенный тезис – преувеличение 26 . Действительно, законодательство определяло одинаковые для всех исповеданий права и льготы, порядок перехода мирян в духовное сословие 27 . Тем не менее, общий взгляд на действовавшее к середине XIX в. право оставляет нам возможность придерживаться высказанного мнения. Вот некоторые наблюдения. В современной историографии уделялось недостаточно внимания правовым аспектам вопроса. Между тем даже беглое знакомство с историей развития церковно-государственных отношений показывает, что создание и совершенствование их правовой основы занимало важное место в творчестве законодателя. Причина ясна: при поголовно верующем населении религия оставалась одним из самых влиятельных факторов жизни народа и государства. Постепенно в России сформировалась специальная отрасль юриспруденции – церковное право. Оно регулировало не только собственно церковно-государственные отношения, но в значительной мере – и внутрицерковные. Его источниками считались Священное Писание , правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, сочинения отцов Церкви, Духовный регламент, изданные после него царские указы, определения Святейшего Синода и действующие гражданские законы 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАШЕСТВО В христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала, при котором христианин посвящает свою жизнь молитве , исполнению евангельских заповедей и борьбе со страстями, при этом удаляется от мира, т. е. отказывается от богатства , семьи и, как правило, переселяется на жительство в монастырь . М. практикуется как отдельными лицами, так и группами людей, предполагает особую форму посвящения - постриг с принятием обетов послушания , нестяжания и целомудрия (см. в ст. Девство ), а также подчинение определенному уставу монашеской жизни. К моменту возникновения М. (III в.) в христ. аскетизме начал спонтанно проявляться ряд особенностей, к-рые впосл. стали существенными признаками М. Первое, что отличает М. от др. форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, к-рая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование. Существенной характеристикой М. является также целомудрие, аскетическое упражнение наряду с молитвой, постом, бдением, физическим трудом. В монашеской лит-ре жизнь монахов нередко уподобляется жизни ангельской, поскольку монахи, подобно ангелам, посвящают большую часть своего времени общению с Богом в молитве, а не заботам о житейских нуждах, неизбежных для семейных людей. По мере развития организационных форм монашеской жизни и умножения числа монашествующих сформировался институт духовного наставничества, были выработаны общие правила в отношениях между монахами внутри мон-ря. Эти правила, зафиксированные устно или письменно в виде уставов, регламентируют вступление в мон-рь, прохождение испытательного периода (искуса, новициата), распорядок дня монахов, их обязанности, дисциплинарные санкции за нарушения устава и проч. Во 2-й пол. IV - нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Последовательный экзегетический анализ послания Многообразные наставления Св. Ап. Павла Тимофею, как архипастырю Христовой церкви, естественно подводятся в послании под следующие отделы. А) Наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви ( 1Тим. 1 ). Б) Наставления ему, собственно как предстоятелю церкви: а) относительно церковных собраний и б) как епископу – рукоположителю, относительно лиц, удостоиваемых священного сана ( 1Тим. 2:1–3:13 ). В) Далее идут общие наставления о должном прохождении самим архипастырем своего высокого служения, где Апостол наставляет: а) сначала о том, кто должен руководить самого архипастыря к истине и какая основная истина христианского вероучения, б) а потом предлагает правила архипастырского учительства словом и жизнью ( 1Тим. 3:14–4:16 ). Г) Затем следуют нарочитые наставления Тимофею относительно управления церковью ( 1Тим. 5:1–22 ). Д) В самом конце идут наставления Тимофею, как гражданскому члену общества, о том, на каких правилах созидать для пасомых прочное благополучие земное ( 1Тим. 6:1–21 ). А. Правила и наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви (1Тим. 1:1–20) Сии правила таковы: а) обходить – в частных ли рассуждениях, или в общественных беседах – такие предметы, которые производят больше споры учено-религиозные, чем прямое назидание в вере; ибо, гоняясь за отвлеченностями и тонкостями выспренного созерцания, можно впасть в пустословие о таких предметах, которые собственно никому неизвестны, и не разумеет самых ближайших и жизненных истин, например, значение закона, – что и случилось с иудейскими лжеучителями ( 1Тим. 1:1–7 ). Вопреки им должно разъяснять это значение закона, положенного собственно не для праведника, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается собственно верой в Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым называет себя Апостол Павел, бывший прежде хулитель и гонитель и обидчик, и в себе же представляет наглядный пример помилования и оправдания грешников ( 1Тим. 1:8–17 ). в) Не дремать вероблюстителю и не равнодушничать в вопросах веры, а напротив, ревновать и воинствовать, подобно доброму воину, против врагов веры, воодушевляясь искренностью своей собственной веры и опираясь на чистоту своей совести. Обратным и устрашающим примером измены вере и кары за сие могут служить Именей и Александр, которых св. Павел предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим. 1:18–20 ). Б. Наставления Тимофею, как предстоятелю церкви (1Тим. 2:1–3:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А.В. Гаврилов Содержание I. Основание училищ II. Места и помещения сельских училищ III. Определение, увольнение и награждение учителей сельских училищ IV. Прием воспитанников в училища и число воспитанников V. Предметы учения общие VI. Предметы учения частные, учебники, способ преподавания и книги для домашнего чтения VII. Время учения, испытаний, продолжение курса и отчетность VIII. Награды и наказания учеников IX. Выпуск учеников из училищ Х. Обязанности наставников XI. Обращение учителя с учениками XII. Сумма на содержание учителей     В жизни церковно-приходской школы не мало поучительного. В течение многих веков эта школа была единственным светильником среди темного православного русского народа. Возникала она, росла и крепила на благодатном учении св. церкви. Священник или другой кто из причта открывал школу в своем доме, к церковной сторожкой, редко в доме сельского общества и, в силу исполнения 10 правила седьмого вселенского собора: «паче всего подобает учить отроков, читая им Божественное Писание, ибо для сего и священство получили», учил, не требуя за это никакой мзды или довольствуясь тем вознаграждением, какое могли давать прихожане служителю церкви. Учили просто, как вообще проста вся жизнь крестьянина, но учили тому, что всегда было так дорого православному русскому человеку, учили Божественному Писанию. Букварь на славянском языке, начатки, молитвы, часослов, псалтирь, чтение и письмо гражданской печати и четыре правила арифметики – вот и все предметы школьного курса. В течении многих лет светильник этот теплился, как лампада пред иконой, светом ровным, тихим и приятным, без вспышек и треска, святя и освящая темные крестьянские души. В тридцатых годах настоящего столетия частная церковная школа обратила на себя внимание правительства. 29 октября 1836 года Святейший Синод издал на имя епархиальных архиереев циркулярный указ об усилении забот по устройству церковно-приходских школ. В указе говорилось: 1) Обязанность первоначального обучения поселянских детей относится к обязанностям приходского духовенства, которое сим средством и случаем должно воспользоваться для исполнения своей беспрекословной обязанности наставлять детей в вере и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Малов Предварительное оглашение к юному читателю где необходимость Вероучения, происхождение Символа Веры , его разделение; понятия о Св. Писании, Богодухновенность онаго, общие качества онаго, его разделение на Ветхий и Новый Завет ; книги Канонические и Апокрифические, общее содержание всего св. содержание Ветхого Завета, содержание Нового Завета, подлинный язык В. и Н. Завета, правила, которыми должно руководствоваться при чтении св. Писания Что ты должен знать лучше всего? Как человек и Христианин, лучше и прежде всего я должен знать веру в Бога и все высокие ее таинства, по исповеданию той Церкви, в которой я рожден и воспитываюсь. Почему, сие знание ты предпочитаешь сим? Потому, что от живого и деятельного познания веры зависит как временное мое благополучие, так и вечное спасение души моей; без веры, по слову Апостола Павла, человек не может угодити Богу, 1 ; и Сам Иисус Христос глаголет: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет 2 . В какой рожден ты Церкви? Я рожден в Православной, Грековосточной Церкви. Какая Церковь сим именем называется? Сим именем называется та истинная Церковь , которая по прешествии Иудейской Церкви, будучи основана Иисусом Христом в Иерусалиме, Апостолами и их преемниками распространена по всему миру, и чрез посредство Греции в 988 году по Рождестве Христове, при великом Князе Владимире принята в нашем отечестве всенародно и торжественно. Где ты можешь научиться истинам ея веры? Первым и Главным истинам, в которые верует Церковь Православная, я могу научиться в Символе Апостольском. Что называется сим именем? Символ есть краткое, но точное и ясное учение о всех истинах веры, которые подробно изложены в Священном Писании , то есть в книгах Ветхого и Нового Завета, которые по внушению Духа Святого написаны Пророками и Апостолами. Что должен ты знать о Св. Писании? Дабы о Св. Писании мне иметь надлежащие понятия, я должен знать: 1) его происхождение, 2) его качества или принадлежности, 3) его разделение, 4) его содержание, 5) правила, которыми я должен руководствоваться при его чтении, и 6) приметить на каких языках оное первоначально было написано. Что известно о происхождении Св. Писания?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон посетил Крымск для выработки стратегии дальнейшей помощи Церкви пострадавшим от наводнения 18.07.2012 182 Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон посетил Крымск, сообщает Патриархия.ру. Владыка встретился с вице-губернатором Краснодарского края Г.Золиной. «Все правила несовершенны. Там, где нет возможности помогать по правилам, будет помогать Церковь», — сказал владыка во время встречи. Финансовые средства, собранные Церковью, будут в первую очередь направлены на оказание помощи тем пострадавшим от наводнения, кто не попал под общие правила, предусмотренные государственными программами помощи. На сегодняшний день Церковь собрала свыше 5 млн 200 тысяч рублей. Также в ближайшее время Церковь не будет прекращать прием и распределение гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения. Такое решение было принято на встрече епископа Пантелеимона и замглавы МЧС А.Чуприяна. Стороны договорились о взаимопомощи: при необходимости МЧС и Русская Православная Церковь будут предоставлять друг другу своих сотрудников для организации совместной работы на месте трагедии. В настоящий момент при храме Михаила Архангела в Крымске продолжает работу штаб по оказанию помощи пострадавшим, который был развернут в первый день после наводнения. Каждый день в штабе принимают около 300 заявок на оказание адресной помощи. Необходимые вещи и продукты оперативно развозят на машинах добровольцы и священнослужители. Епископ Пантелеимон принял участие в доставке гуманитарной помощи пострадавшим, посетил несколько домов в затопленной части города, где передал жильцам детские вещи, коляски, постельное белье, одеяла. Также иерарх побывал в пункте временного размещения пострадавших, на базах МЧС и Минестрства обороны РФ. В сослужении епископа Ейского Германа епископ Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Михаила Архангела в Крымске.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/18/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА [греч. καθαρεσις], церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян. Между наказаниями мирян и клириков за одни и те же грехи существует параллель: деяния, к-рые в отношении мирян влекут за собой отлучение от причащения на тот или иной срок ( епитимию ), в случае совершения их клириками караются И. и. с. При этом, однако, клирики не подлежат, подобно мирянам, отлучению от причащения, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы дважды. 25-е Апостольское правило гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино» (Наум 1. 9)» (см. также: Васил. 32, Трул. 4). Но из общей нормы существуют и исключения, на к-рые указал патриарх Феодор IV Вальсамон в толковании на это правило: «Не говори, что слова: «не отмстиши дважды за едино» - относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было. Ибо удостаиваемые священства по ходатайству властей или за деньги - и извергаются и отлучаются, как говорят 29-е и 30-е Апостольские правила. Но говори, что слова сии относятся только к извергаемым за преступления, указанные в настоящем правиле, и за другие подобные» (Правила ап. с толк. С. 57). Согласно Ап. 29, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром». Те же санкции предусматриваются в канонических посланиях К-польских патриархов св. Геннадия и св. Тарасия, в к-рых речь идет о симонии. От симонии в собственном смысле слова следует, однако, отличать известную из церковной истории практику, когда в разные времена условием рукоположения считалось внесение пошлины в казну архиерейского дома . Подобная практика, очевидно предосудительная, вызывала подчас обвинения в симонии, но в строгом смысле слова о симонии здесь речь идти не должна, т. к. само решение о рукоположении не мотивируется размером пошлины, к-рый устанавливается одинаковым для всех кандидатов на данную степень. Такой вывод вытекает из церковно-судебной практики прошлого.

http://pravenc.ru/text/293844.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Предыдущий Следующий 33. Правила поминания в храме Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Молитесь друг за друга ( Иак.5:16 ), - заповедует нам ап. Иаков. В заботе об этом, Церковь ввела в свое богослужение общие формулы поминовения, иногда сливая воедино свою молитву о живых и умерших, иногда совершая отдельно поминовение тех и других. Но Она знает, что поминание общими формулировками не может в полной мере удовлетворить братскую любовь. У любящих всегда остается потребность в известных случаях помянуть любимых и по именам. Поэтому в церковном богослужении уже с самых первых времен вошли в обиход так наз. диптихи (записные книжки) или синодики (соединяемые поминания), в которые вносились имена всех известных для данной церкви лиц: прежде всего епископов этой церкви, ктиторов (благотворителей) храма и всех тех, кто верой и добрыми делами приобрел в ней уважение. По примеру общецерковных диптихов верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же помянники, куда заносили имена своих сродников, друзей и знаемых. Нормы ПОМИНАНИЯ И общецерковные диптихи и частные помянники, как в древности, так и ныне предназначаются для чтения их за богослужением. При этом надо иметь в виду, что одним из основных положений Церковного Устава является то, чтобы во всем была определенная норма, по возможности, точная мера, чтобы не загромождать богослужения, чтобы не удлинять его больше нужды и сверх сил молящихся. Напр. Устав не разрешает петь более 10 стихир на Господи воззвах (за исключением двух случаев), более трех тропарей на вечерни (за одним исключением), более четырех тропарей на Бог Господь и т.п, Разрешает в одной службе (на вечерни и утрени) соединять не более 3х служб, в том числе не более 2х служб святым Минеи (хотя в месяцеслове сегодня каждый день совершаются памяти десяткам святых). Может быть вариант переносения служб на повечерие и даже в другой день, но все равно без нарушения общей нормы.

http://azbyka.ru/video/33-pravila-pomina...

Разделы портала «Азбука веры» Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1го ( 8е и 19е правила ) и II-ro ( 7е прав .) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию ( 95е правило ). Различают три способа присоединения к Православной Церкви: Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» ( Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию . I, 17). Существуют формальные условия признания действительности Таинств , исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви. Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания. Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро . Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов). Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены  догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе). Схемы чинопоследований присоединения к Православию Чин присоединения через Таинство Крещения (1й чин) Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2й чин) Чин присоединения через Таинство Покаяния (3й чин) Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

http://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravosl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010