Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 11 жовтня 2012 р. 20:26 Новая редакция Устава принята решением Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата от 15 мая 2012 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (Далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование «ЭПЦ МП» используется в документах внутрицерковного и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самоуправляемой местной Церковью в Эстонии, состоящей в канонической юрисдикции Московского Патриархата, через который осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими Поместными Православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики, а также каноническим уставом Русской Православной Церкви (далее — РПЦ и/или Московский Патриархат). 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в г. Таллине. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. ОСНОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ И КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА; РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание, Священное Предание, догматы, правила Святых Апостолов, каноны Святых Вселенских и Поместных Соборов, правила Святых Отцов. 2.2. Для Православия в Эстонии Матерью-Церковью является Русская Православная Церковь. Первые письменные упоминания о Православии в Эстонии относятся к XI веку. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии. Свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 года, которое было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года. 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием, правилами Святых Апостолов, постановлениями Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода, каноническим Уставом Московского Патриархата. ЭПЦ МП является самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских согласно Томосу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

1 . В начале книги читатель видел целый сонм свидетелей непререкаемой важности о том, что судебная власть в Церкви принадлежит епископу епархии – Слово Божие, правила Апостольские и соборные, догматико-символические книги, догматические писания и проч., и проч., и проч. Предположим, что судебная власть будет отнята у епарх. архиерея и суд будет устроен без его участия окружной, или епархиальный. Что мы будем делать с приведенными свидетелями? Как поступим в этом случае? Как, напр., быть с употребляемыми у нас догматическими книгами, в которых столь ясно говорится, что клирики и миряне суду своего епископа подлежат, и по которым мы учим юношество? Оставить так, как есть? Но тогда слово с делом, одна часть церковного здания с другой, разойдется у нас на такое расстояние, которое будет угрожать падением самому зданию: фундамент одной части здания будет на камне, а другой на песке; окажется, что в догматиках мы учим одному, а на деле творим другое. Переправить? Конечно это самое удобное дело; но также не совсем безопасное: прежде всего нужно перепортить много книг, а затем и после переправки найдутся люди, имеющие не короткую память, которые будут спрашивать учащую церковную власть: почему нас прежде учили, что клирики и миряне подлежат суду своего епископа, а теперь учат, что не подлежат, и когда ошибались, прежде или теперь? Самое дело такой неправы не легкое. Нужно будет в догматических книгах переправить не одну, а многие основные истины, а именно: 1) о том, что каждая частная Церковь подчинена только своему епископу, и что никакой другой епископ не может вмешиваться в дела епархии ему не подчиненной; что правильный, канонический судья в епархии есть ее епископ; 3) что пресвитер без воли своего епископа ничего не может делать и никакпм образом не может быть поставлен в положение независимости от него; 4) что епископ никаким образом не может быть поставлен в положение зависимости от своего пресвитера и т. д. и т. д. И переправлять это будет нужно во многих книгах, куда вошло учение Православной церкви. В „Руководстве к догматическому богословию» поправить, конечно, можно. Но как выправить в „Патриарших грамотах”, в „Книге Правил?» Как выправить в 1-м послании Ап. Павла к Тимофею? Что же делать с Правилами и со Словом Божиим, если их переправить нельзя? Найти таких толковников, которые станут утверждать, что да есть нет, а нет есть да, конечно, можно; но едва ли много найдется верующих таким толковникам, так как они и сами себе не верят, как показал публичный, печатный опыт, и, пожалуй, сегодня протолкуют так, а завтра опять иначе, по-прежнему, повинуясь иному ветру. Что же делать?... И зачем, для кого Св. синод печатает теперь упраздняемую „Книгу Правил” в числе 16.000 экземпляров?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

А.И. Никольский Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные Источник Содержание Предисловие Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов лл.84–87 об.)     Предисловие Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I 276 / 421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

В.И. Аскоченский Общие преобразования духовных училищ Русский Венценосец, спасший целость и свободу Европы и возведший народ свой на высшую степень величия и славы, между многими царственными заботами о внутреннем благоустройстве своего обширного наследия, положил дать училищам духовным новый, точный и совершеннейший вид. Возвысив с 1807 года сумму на содержание духовных училищ до 338,863 p., Государь Высочайшим указом от 29 ноября того же года повелел учредить комитет об усовершенствовании оных, назначив и утвердив членами людей, известных великими заслугами отечеству, глубокою учёностью и изведанной опытностью в деле народного просвещения. Это были: Амвросий, митрополит новгородский, Феофилакт, епископ калужский, Иоанн Семёнович Державин, обер-священник армии и флотов, князь Александр Николаевич Голицын, обер-прокурор св. синода и Михаил Михайлович Сперанский, статс-секретарь. Бывший тогда епископ старорусский (в последствии митрополит киевский) Евгений сочинил план об усовершенствовании духовных училищ, который и был представлен комитету. Не более как в один год комитет рассмотрел этот план, обозрел весь ход образования училищ в России с древнейших времён, исчислил суммы потребные на содержание, уже не одних учебных заведений, но и всего духовенства; определил источники, откуда заимствовать эти суммы, составил правила исные, точные и связные для преобразования училищ и поднёс Императору свой доклад вместе с Начертанием правил. С каким удовольствием Благословенный Монарх принял и одобрил сей доклад, – это можно видеть из трех Высочайших указов, данных 26 июня 1808 года, из коих в первом – св. Синоду – Государь утверждает все меры комитета во втором – государственному казначею – повелевает отпускать суммы па содержание духовенства, а в третьем – самому комитету – «изъявляет особенное своё благоволение и признательность, отдавая совершенную справедливость усердию и отличной деятельности его». В следствие начертания и предположений комитета, образование духовных училищ получило такой вид и распорядок:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV. Богослужение присоединения к Православию Многих людей из «нехристиан» – иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения. 1. История принятия в Церковь иноверных С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения». В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь , побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединения к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния. До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19-е npab.) u II-ro (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господь наш Иисус Христос Своею крестной смертью примирил людей с Богом Отцом и уготовал им спасение. Это спасение усвояется людям благодатной помощью Духа Святого. Но где же, чрез кого и как люди могут получать благодать Святого Духа? Они могут получить ее только в Православной Церкви Христовой. Сам Господь благоволил устроить благодатное царство на земле, которое иначе называется Церковью Христовой. Только в этой Церкви и чрез нее сообщается людям благодать Духа Святого и только в ней может человек получить спасение. Что же такое есть Церковь Христова? По учению православно-христианскому Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием (церковной иерархией, священством) и таинствами. Каждый человек, взятый отдельно, слаб и ограничен, и поэтому может жить только в сообществе с другими. Каждый в отдельности не может с удобством удовлетворить всем своим нуждам и защитить себя во всех опасностях, какие только могут представиться в его жизни. Всегда бывает лучше, когда человек действует не один, а в сообществе с другим. Люди не одинаковы по своим силам и способностям: один лучше и сильнее в одном деле, другой – в другом; чего не может сделать один, может сделать другой. Отсюда понятно стремление человека жить в сообществе с другими, ему подобными, одной с ним природы. Таким образом, сама природа требует, чтобы люди стремились к общению между собой. А посему, когда появились люди на земле, по необходимости произошли человеческие общества, именуемые государствами. Но как только сошлись между собой несколько человек для совместной жизни, необходимо должны были появиться общие правила, закон, который должен был лечь в основу этой жизни, чтобы люди жили не как-нибудь. Не самовольно, а способствовали бы достижению общей цели, не нарушали бы интересов других лиц. Когда появился таким образом, закон, необходимо должны были появиться и лица, которые бы истолковывали этот закон для общего блага и следили бы за его исполнением, словом, должна была появиться государственная власть. Итак, государство, как общество людей, необходимо предполагает закон и власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Единоверцами называются старообрядцы, воссоединившиеся с православной Церковью при условии соблюдения староцерковных чинопоследований. Отсюда, единоверие – это православное старообрядчество, воссоединенное от раскола на известных правилах, вошедших в силу и действие в 1800-м году. Правила единоверия следующие: 1) Старообрядцы, воссоединяющиеся с православной Церковью на началах единоверия, разрешаются Св. Синодом от клятв Большого Московского Собора 1667 г., положенных на раскольников за самовольное и незаконное отделение от православной грекороссийской Церкви. 2) Священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей, или хиротонисуются кандидаты на священные степени или по желанию прихожан, или по избранию архиерея. 3) Единоверческие священники совершают божественную службу, таинства и обряды по старопечатанным книгам. 4) По тем же книгам совершается и освящение единоверческих церквей и антиминсов для них с изображением согласно старопечатанным потребникам. 5) Единоверческие священники не требуются в православную церковь к соборным молениям, а отправляют оные с благословения архиерея в своих церквах. 6) Единоверцы, по желанию своего настоятеля, не принуждаются допускать на общие моления троеперстников, а также брадобрийцев и вообще не согласных с древними обычаями, исключая Высочайших особ. 7) Единоверческое духовенство и единоверцы по духовным делам подлежат суду и полному ведению Епархиального архиерея, минуя консисторию. 8) Святым миром единоверческие священники снабжаются местным архиереем. 9) Духовниками своими имеют священников единоверческих же. 10) Православный епископ хиротонисует и благословляет единоверческое духовенство по старопечатанным книгам и с соблюдением древних обрядов. 11) Единоверцам не возбраняется приобщаться св. тайн у священника православного, а православным – у единоверческого. 12) О делах своего прихода единоверческие священники доносят своему епископу чрез особого письмоводителя, содержащегося на иждивении прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жить только интересами Церкви 29.08.2013 487 Время на чтение 6 минут Многие наши читатели помнят, как в 2003 году на Саратовскую кафедру был назначен новый архиерей. Все тогда задавались вопросом: каким же окажется новый этап в развитии Саратовской епархии? И вот с этого момента прошло уже 10 лет, которые священнослужители и прихожане нашей митрополии называют целой эпохой - так много всего сделано. Хотя предстоит еще больше, - уверен Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. В этом номере мы начинаем публикацию его беседы с нашим корреспондентом. - Владыка, любой юбилей - это повод вспомнить что-то радостное за прошедший период. Что радует Вас, когда Вы вспоминаете прошедшие 10 лет Вашего архипастырского служения? - Прежде всего, радость приходит, когда удается воплотить в жизнь задуманное. Сегодня у Церкви много работы: очень много надо сделать за очень короткий исторический срок. По многим причинам получается все же меньше, чем хотелось бы. Поэтому тем больше радость, когда удается что-то сделать вопреки всем субъективным и объективным обстоятельствам и препятствиям. Понимаешь, что ты не напрасно живешь на свете. - Церковь порой удивляет современный мир своей традиционностью настолько, что священников, сотрудников храма воспринимают как неких музейных работников. Да и воцерковляющимся мирянам не всегда легко ответить себе на вопрос: в чем они должны оставаться верными традициям, что хранить, а в чем следовать обычаям своего времени? Есть ли здесь какие-то общие рекомендации? - Приходя в Церковь, нужно принять Христа и хранить Его в своем сердце. Все остальное - это внешние вещи, которые предназначены помочь человеку сохранять в своем сердце главное - Христа. Правила поведения, обычаи, то, что принято сегодня называть дресс-кодом, - это внешние подручные средства, которые человек применяет, чтобы сохранить должное внутреннее устроение и поддерживать его. Человек должен быть собранным и внимательным, трезвым и рассудительным на протяжении всей своей жизни - вот главное общее правило. Святитель Феофан Затворник пишет, что собранность и внимательность начинается с самых элементарных вещей. Например, захотелось развалиться на диване, пишет он одному своему корреспонденту, а ты возьми и сядь прямо. Казалось бы, какая мелочь! Какая разница, как человек ведет себя дома: лежит он или сидит на диване. А оказывается, с этого начинается настрой на внутреннюю, не только телесную, но и душевную собранность. Причем настрой не просто физический, а именно душевный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нам на Христа больно смотреть — как на солнце 10.05.2010 410 Время на чтение 11 минут Кроме частных причин, наши кризисы имеют причины общие. Кроме причин вечных — причины, порожденные текущим днем, сегодняшней церковной практикой. Беда в том, что мы не всегда решаемся о наших нестроениях говорить. Меж тем говорить о них нужно. Наш корреспондент встретилась с протоиереем Алексием Уминским — настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах ( Москва ), ведущим программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ. — Отец Алексий, вот типичная картина. Человек пришел в храм, пережил радость воцерковления. Его жизнь в Церкви входит в колею, он делает все, что положено, регулярно исповедуется и причащается. А потом… Потом вдруг интерес к церковной жизни угасает, спадает ее накал. Почему так происходит? — Ответ содержится уже в вашем вопросе: его жизнь вошла в колею. В каком-то смысле это нормально — и ненормально одновременно. Так происходит потому, что представления о воцерковлении человека как раз в этой колее и умещаются. Человек все знает, у него не существует практически никаких вопросов, а если они и возникают, то он знает, как получить на них ответы. И, заметьте, не у Бога, а в каком-нибудь из сотен православных изданий, которых сейчас в изобилии. К примеру, в книге под названием «1453 ответа на все случаи православной жизни». И если подобный подход называть воцерковлением, то это, конечно, катастрофа для человека. «Церковная жизнь входит в колею» — это когда человек начинает жить в рамках представления «что можно, а что нельзя» и, из такого понимания исходя, строит свою духовную жизнь; когда человек вычитывает правило или выстаивает богослужение, но при этом настоящего опыта молитвы у него нет. Он может десятки лет подряд читать утренние молитвы и при этом не представлять, что в пятой молитве утреннего правила (молитве святителя Василия Великого) мы молимся о скорейшем Втором Пришествии Христа. Да и многого другого он не понимает, например, литургии. Он в ней участвует, но не углубляется в ее смысл. То есть человек не ищет глубины и содержательности в своей духовной жизни, а ищет фона в ней. Это мы называем колеей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010