История Санкт-Петербургской Духовной академии Начало грамотности и просвещения на севере России восходит к первым векам русского государства. В 1030 году великий князь Ярослав Владимирович основал училище в Новгороде при епископской кафедре; а достоверная история сохранила память о мужах, которые, по желанию общей пользы и по собственной любви к образованию, поддерживали и распространяли просвещение в здешнем крае. Такими мужами, в первое время русской Церкви, были два первые новгородские епископа Иоаким и Лука, по прозванию Жидята, и некто Ефрем, учительствовавший в Новгороде по благословению епископа Иоакима. В XII веке Нифонт, епископ из иноков печерских, ревностный защитник неприкосновенности церковного предания, написал церковные правила в виде приложения общих законоположений Церкви к частным случаям жизни и нуждам совести своих пасомых, по просьбе любознательного Кирика, бывшего иноком в одном из монастырей новгородских. В XIII и XIV столетиях, когда над прочими русскими княжествами тяготело иго монгольское, север России сохранил свою самостоятельность; но только в Новгороде, богатом торговлей, имели довольно средств заниматься просвещением. Архиепископ Моисей, книжный и учительный муж, содержал на свой счет писцов, которые, по выбору его, переписывали книги 1 . Между тем невежество остального севера открывало свободный вход заблуждениям, суевериям и тому подобным явлениям. Новгородская область, обнимавшая нынешние губернии Новгородскую, С. Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую и Финскую Карелию, населена была по крайней мере наполовину поколениями чудского племени, которое было особенно склонно к суеверию и передавало его своим легковерным и необразованным соседям – Русским: это было причиной многих печальных событий в истории Новгородской епархии, особенно в первые века русской Церкви. Нигде суеверие не было так сильно, и нигде так открыто не восставало против христианства, как в Новгородской области; и если в городах и селениях, ближайших к Новгороду, восстания его были скоро подавляемы ревностью пастырей, то в областях отдаленных, как например в Карелии, оно пользовалось свободой и безопасностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНМОНТЕНСЫ Гранмонтенсы [граммотенсы; лат. ordo Grandimontensis; франц. ordre de Grandmont, grandmontains; нем. Grammontenser - по названию главного аббатства Гранмон (близ Лиможа); также Bons Hommes, bonshommes - добрые люди], католич. монашеский орден, ветвь ордена бенедиктинцев . Согласно традиции, основателем ордена считается св. Стефан Тьерский (Стефан из Мюре, ок. 1046/48-1124), отшельник из Оверни. С одобрения папы Римского Григория VII он учредил обитель (1076/78) близ Мюре, к-рая после его смерти была переведена в Гранмон. Более вероятной представляется версия об основании обители учениками св. Стефана. Разрешив отшельнику жить в обители, построенной на земле бенедиктинского мон-ря в Амбазаке, монахи после кончины святого изгнали его последователей из Мюре. Ученики св. Стефана, забрав тело усопшего учителя, поселились на «большой горе» (франц. grand mont, отсюда название мон-ря Гранмон). В основу устава Г., составленного из 65 статей при приоре Стефане из Лисиака (совр. Лисак-сюр-Куз, деп. Коррез) между 1140-1150 гг., легли уставы бенедиктинцев, картузианцев , цистерцианцев и августинских регулярных каноников , а также устные наставления св. Стефана Тьерского (приблизительно в то же время они были записаны и получили название «Liber Sententiarum»), опиравшиеся на евангельские заповеди и сочинения папы Римского Григория I Великого . Устав Г. был утвержден папой Римским Адрианом IV в 1156 г. В 1170-1171 гг. были записаны дополнявшие устав статуты (constitutiones) Г. В уставе Г. были зафиксированы строгие правила отшельнической жизни. Монахам запрещалось получать десятину и др. церковные доходы, владеть храмами и часовнями, землей и крупным скотом; средства для жизни Г. должны были добывать трудом в пределах монастырской территории; им разрешалось принимать подношения посетителей. Монахи должны были соблюдать пост и хранить обет молчания, вести строго созерцательную жизнь, посвящая себя молитве. Члены ордена принимали сан диакона или пресвитера. Все хозяйственные дела вели конверсы, подчиненные монахам в дисциплинарном отношении. Для решения спорных вопросов судебным порядком предписывалось обращаться к посредничеству местного епископа. В отличие от устава цистерцианцев устав Г. допускал совместную трапезу и общие дортуары как для монахов, так и для конверсов.

http://pravenc.ru/text/166377.html

Митрополит Иларион: Церкви не должны вмешиваться в политическое противостояние Интервью митрополита Волоколамского Илариона «Радио Ватикана» 17 октября, 2014 Интервью митрополита Волоколамского Илариона «Радио Ватикана» Отвечая на вопросы корреспондента, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, участвующий в качестве представителя Русской Православной Церкви в пленарном заседании III чрезвычайной Ассамблеи Синода католических епископов, затронул вопросы христианского осмысления института семьи, а также рассказал о позиции Русской Православной Церкви в отношении гражданского конфликта на Украине. – Владыка, скажите, пожалуйста, что Католическая Церковь может перенять от Православной Церкви в вопросах семьи и брака? – Думаю, что, прежде всего, нужно отказываться от ригористического подхода. У нас есть общие церковные правила, понимание брака у нас общее: брак – это союз между мужчиной и женщиной, и он должен быть один. Но в то же время на практике существует огромное количество ситуаций, когда это учение по разным причинам не исполняется. И тогда вопрос переходит из доктринальной плоскости в пастырскую, где у Православной Церкви накоплен определенный опыт, связанный, прежде всего, с тем, что мы иногда применяем принцип акривии – точности в исполнении правил, а иногда принцип икономии – снисхождения к человеческой немощи. В дискуссиях, которые я сегодня здесь слышал, затрагивался вопрос о том, могут ли разведенные супруги допускаться к Таинству Святого Причащения и к Таинству исповеди. Мне кажется, этот вопрос должен быть очень внимательно изучен, и мы готовы предложить нашим католическим братьям свой пастырский опыт. Думаю, совершенно недопустимо заменять Таинство Святого Причащения тем, что сегодня некоторые выступавшие называли «духовным причастием», ибо оно вовсе не может являться заменой. И здесь у нас есть большое пространство для взаимодействия и для обмена мнениями. – После недели заседания Синода вышел так называемый «постдебатный отчет», который вызвал здесь неоднозначную реакцию. Скажите, пожалуйста, Вас лично ничего не смущает в нем?

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tse...

Об организации внутреннего устроения монастырей Элладской Церкви Скачать epub pdf Содержание Исторический экскурс Наблюдения и выводы Трудности в деле создания единого устава Цели и задачи устава Общие положения устава Заключение Для меня это великая честь и удобный случай, но в то же время и историческая ответственность, благословение и послушание для членов настоящей синодальной комиссии – работать над подготовкой Устава внутреннего устроения греческих монастырей, то есть стоять у истоков возрождения греческого монашества, составлять «канонические положения для общежительных монастырей Востока», выявлять необходимые для соединивших себя с Богом, блаженных по избранию монахов, средства к достижению добродетели. И поскольку предоставляется эта возможность и удобный случай, они не должны пропасть, сегодня, когда Церковь заботливо взглянула на высоту этого жития вне суетных попечений, на эту Божественную помолвку – монашескую жизнь. Прежде, чем исследовать тему составления Устава, мне бы хотелось, во-первых, совершить краткий экскурс в прошлое и дать вам обзор уставов православного монашества, сделать на их основании определенные выводы; во-вторых, рассмотреть цели обсуждаемого нами Устава, выявить трудности, которые могут возникнуть в ходе работы; в-третьих, обсудить основные положения Устава. Исторический экскурс Всякое братство людей Божиих, избранных Самим Господом, вдохновляется Духом Святым, но при этом неизбежно руководствуется Богом начертанными законами. Так, Моисей оставил сынам Израилевым Закон, полученный от Самого Бога. После этого Иисус Христос повелительно передал новому Израилю Свои заповеди, которые восполнили Закон, а апостолы в своей проповеди распространили и разъяснили эти заповеди. И через них говорил Дух Божий (см.: 1Кор. 7:40 ). От апостолов дошли до наших дней так называемые «Апостольские постановления». Антоний Великий , позднее, услышав в храме апостольский призыв и восприняв его как обращенный лично к нему, оставил мир и предпринял первую попытку собрать воедино рассеянных повсюду отшельников, для которых стал возлюбленным учителем. Ему приписывают восемьдесят правил, которые соответствовали ему по духу и являлись итогом жизненного опыта тех первых учеников пустыни. В начале этих правил сказано: «Я записываю правила, которые глаголет моими устами Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О проведении Великого Поста Крайне краткое, ёмкое, «по существу» наставление отца Александра Меня о проведении Великого Поста. Книга также содержит фрагменты проповедей отца Александра и его молитвы. О проведении Великого поста Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. Но главное Господь говорит нам, что Он есть единственные врата в царство чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его Благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными. О проведении Великого поста Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего. Общие правила 1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую–нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи. 2. За время поста нужно прочесть все четыре Евангелия. 3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел — всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т. д.). 4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно медитативно, т. е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя бы на короткое мгновение). 5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще–то желательно полчаса) — 5 минут утром и 5 минут вечером — молитвенным размышлениям. Главное — не пропустить ни одного дня в течение Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

П.В. Безобразов Приложения. Постановление о русских православного исповедания поклонниках, прибывающих в Иерусалим 251 Глава I. Общие правила § 1. Все русские поклонники православного исповедания, прибывающие в св. Град Иерусалим, состоят под непосредственным надзором духовного начальства греческого монастыря Гроба Господня. § 2. Для вящего присмотра за ними, за их поведением, равно и за нуждами их приставлен к ним со стороны монастырского ведомства греческий монах в качестве переводчика, к которому может каждый поклонник обращаться с законными и рассудительными своими требованиями. § 3. Российское императорское консульство в Бейруте и Палестине, под ведомством коего состоят по Высочайшей воле все подданные Его императорского Величества в сей стороне, назначает равномерно по своему выбору одного из среды поклонников надзирателем над своими соотечественниками, прибывающими в Иерусалим. § 4. Паломники, какого бы звания они ни были, обязаны повиноваться надзирателю, взяв в соображение, что все его действия суть не что иное, как точное исполнение предписаний консульских или духовной власти, и лежат на ответственности консула пред высшим начальством. § 5. Всякому поклоннику предоставлено излагать письменно г. консулу или агенту его в Яффе жалобы свои на надзирателя, равно как и неудовольствие своё на монастырское начальство. По всякой уважительной жалобе будет доставлено законное удовлетворение, а жалобы неосновательные и ябеды навлекут только стыд на виноватого пред начальством, пред православным монастырём и пред его соотечественниками и даже наказание. § 6. Время пребывания своего в Иерусалиме поклонники должны исключительно посвящать исполнению христианских обязанностей и духовной пользе, а часы отдыха проводить в назидательной беседе между собой и не заводить никаких связей с иноплеменными, помня, что в этой чужой стороне, далеко от отечества, они составляют как бы одно семейство, над коим бдит неусыпное око Государя. § 7. Строжайше запрещается всякое сношение с бродягами, говорящими по-русски и называющими себя русскими, которые или бежали или высланы из России за дурное поведение и, скитаясь по миру, нередко заходят в Иерусалим, иногда даже в иноческом виде, для развращения и обмана благочестивых поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 200 2002 г. 11 апреля. – Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (зарегистрирован Министерством внутренних дел Эстонской Республики 17 апреля 2002 г.) 239 1. Общие положения 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование ЭПЦ МП используется в документах внутри церковною и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самостоятельной Церковью, относится к канонической юрисдикции автокефальной Русской Православной Церкви, через которую осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими поместными православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики. 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в Таллинне. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. Основания вероучения и канонического устройства; религиозные обряды 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание , священное предание, догматы, каноны святых Вселенских и Поместных Соборов, правила святых отцов. 2.2. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии, свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 г., действие которого было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 г. 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, священным преданием, постановлениями святых Вселенских и Поместных Соборов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. 2.4. Целью деятельности ЭПЦ МП является достижение христианского спасения объединенных православной верой людей посредством: участия в церковных священнодействиях, следования евангельскому учению, распространения христианской веры, исполнения дел христианского милосердия и личного духовного совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» аудиопрограмма «Экклесия» Прот. А. Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире протоиерей Александр Степанов, программа «Экклесия». Сегодня мы решили посвятить выпуск нашей программы теме церковной жизни и нравственных проблем, которые в ней возникают. В Ветхом Завете нравственность является неотъемлемой частью религии. Начиная с этого времени (христианство, конечно, эту линию продолжает), исповедание веры в Единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова оказывается неразрывно связано с исполнением нравственной правды, нравственного закона. Как писал один автор: «В Ветхом Завете происходит сакрализация морали». Христианская цивилизация дала миру новый образ этики, основанный на любви. Эта этика, утверждающая бесконечную ценность человеческой жизни, за 2000 лет стала господствующей даже в секулярном обществе, которое сохраняет мощную инерцию христианской этики. Вопрос: какую роль нравственность, исполнение этических законов, правил, норм поведения, хотя бы даже ветхозаветных, не говоря уже о новозаветных, основанных на любви, играет в нашей современной церковной жизни? Казалось бы, ответ и ожидания общества очевидны: Церковь должна воспитывать нравственность в людях. Наша власть сегодня много говорит о том, что нужно дать возможность Церкви выйти на общественную арену с тем, чтобы возродить нравственные основы нашего общества. Но действительно ли всегда нравственность увеличивается по мере пребывания человека в Церкви, участия в ее благодатных Таинствах? К сожалению, часто это бывает не так. Почему это происходит? Приведу простой пример: воцерковляется мужчина, отец семейства, а семья еще не пришла к вере. Он с большой ревностью начинает в своей семье, где были очень хорошие, гармоничные отношения, вводить какие-то элементы и правила христианской жизни. Раньше он как-то договаривался со своей женой, с детьми, они решали общие проблемы: как им жить, когда вставать, как провести воскресный день и т.д. Получив высшую церковную санкцию на то, как жить, человек начинает новые принципы, им усвоенные и одобренные, довольно жестко навязывать окружающим людям. Отношения внутри этой семьи начинают портиться. Наверно, не часто случается, что семья распадается, но я лично знаю и такие случаи. Появляется жесткость установок, которая подменяет живое общение людей и способность их живо реагировать на переживание других, на их мнение.

http://azbyka.ru/nravstvennye-problemy-c...

Разделы портала «Азбука веры» От Пасхи до праздника Святой Троицы (50 дней) • Молитва « Царю Небесный, Утешителю » не читается. • Отменяются земные поклоны . Кроме того: На Светлой седмице (7 дней от Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно) • Вместо вечерних и утренних молитв ( молитвенного правила ) поются или читаются Часы Пасхи . Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы. • Каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю заменяются каноном Пасхи . В “Правиле ко св Святому Причащению” (М., 1893) говорится: Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются . От Пасхи до праздника Вознесения Господня (40 дней) • Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» . Далее читается « Трисвятое» . • Молитва « Достойно есть » заменяется на:  « Ангел вопияше Благодатней : Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие,   веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся,   Богородице, о восстании Рождества Твоего» . С праздника Вознесения Господня до Дня Святой Троицы (10 дней) • «Царю Небесный…» вместе с припевом «Слава Тебе, Боже наш…» не читается. Начальный возглас остается безусловно. • Молитва « Достойно есть » снова начинает читаться (не читалась 40 предыдущих дней). Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

http://azbyka.ru/molitvoslov/o-molitvenn...

Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников 28 декабря, 2013 Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников Начался Великий Пост. Время, которое Церковь предлагает провести в углубленной, покаянной молитве. Определенные ограничения накладываются в Пост и на продукты питания. Как питаться во время седмиц Великого Поста, составить календарь важных церковных дат и не ошибиться? Мы составили рекомендации для тех, кто планирует придерживаться Поста. Содержание статьи Седмицы Великого поста Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Традиции поста Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: Седмицы Великого Поста в 2024 году «Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная»  — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья. Первая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта) Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы  освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом. Вторая Седмица Великого поста (5 — 11 марта)

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010