Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью Беда в том, что школа за последние два десятилетия расслоилась — как и общество; а реформы, предпринимаемые в последнее время, могут окончательно угробить и то ценное, что еще сохранилось. Останется только только массовое, стандартное, конвейерное обучение. 9 ноября, 2012 Беда в том, что школа за последние два десятилетия расслоилась — как и общество; а реформы, предпринимаемые в последнее время, могут окончательно угробить и то ценное, что еще сохранилось. Останется только только массовое, стандартное, конвейерное обучение. Портал «Правмир» продолжает дискуссию о школьном образовании — новом законопроекте и шире — о том, в каком положении сегодня находится школа и каковы перспективы. На вопросы отвечает преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», писатель и публицист Ирина Лукьянова. Ирина Лукьянова — Ирина, каково Ваше видение нового закона об образовании. Что вы поддерживаете, против чего выступаете? — Если коротко — против тенденции к сокращению государственных гарантий в области образования и перевода его на коммерческую основу. Государство гарантирует все меньший образовательный минимум, все больше отдается на добрую волю родителей, все больше зависит от их кошелька. Государство, которое задумывается о будущем, ведет себя иначе. Второе — это попытка сделать все школы одинаковыми, крупными, массовыми, усредненными, и регулировать этот процесс исключительно экономическими рычагами. — Какие проблемы школьного образования вам видятся наиболее острыми? — Мне видится, что школьное образование утратило связь с реальностью, превратившись в набор абстрактных фактов для заучивания. Дети в большинстве своем вообще не понимают смысла образования, оно никак не соответствует их интересам и потребностям, у них нет внутренней мотивации учиться, а в качестве внешней мотивации выступает принуждение. Произошло чудовищное вымывание смыслов из процесса образования. Дети не знают и не понимают, зачем они ходят в  школу ; в лучшем случае — общаться.

http://pravmir.ru/irina-lukyanova-deti-n...

Круглый стол " Светское и религиозное образование в современной России " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_30934.html 28 ноября 2005 Круглый стол " Светское и религиозное образование в современной России " 21 ноября 2005 года, Дом журналиста, г. Москва Организаторы: Комиссия Правительства РФ по вопросам религиозных объединений, Центр " Новая Политика " , Информационно-справочный портал " Религия и СМИ " Обсуждавшиеся темы: Участники круглого стола: Стенограмма круглого стола Щипков Александр Владимирович, к.ф.н., главный редактор интернет-журнала " Новая политика " (модератор) Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за то, что вы выразили готовность принять участие в нашем " круглом столе " , которому мы дали название " Светское и религиозное образование в современной России " . Перед светскими властями и церковными властями стоит проблема религиозного образования, и в младшей школе, и в средней, и в высшей. Существует проблема аккредитации, проблема признания ученых степеней и так далее. Целый комплекс проблем. Сегодня мы имеем возможность обменяться мнениями по этим вопросам, сосредоточив свое внимание на проблемах высшего образования и получения ученых степеней в области теологии. Кырлежев Александр Иванович, преподаватель кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ На уровне высшего образования содержание религиозного образования обозначается двумя разными словами: " богословие " и " теология " . Это синонимы: " богословие " – просто калька с греческого слова theologia. Насколько я понимаю, когда разрабатывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020500 " Теология " (2001), то такое наименование разработчиками было принято осознанно. Но разницу в словоупотреблении необходимо понять и разъяснять. Термин " богословие " , как правило, употребляется применительно к внутрицерковной, православной, ортодоксальной науке и мышлению. Термин же " теология " употребляют в выражениях " протестантские теологи " , " католическая теология " и т.п. Это сложившаяся реальность языка, которая была усилена лексикой религиоведов советского времени, у которых употребление термина " теология " предполагало некую отстраненность от обозначаемого им явления. Подобный эффект отстранения, который связан со словом " теология " , по сравнению с " богословием " , я думаю, и был причиной того, что этот так называемый светский стандарт был назван именно словом " теология " , чтобы никоим образом это не смешивать с конфессиональным подходом, внутрицерковным богословием.

http://religare.ru/2_30934_1_21.html

Не навязывая, а показывая Интервью с игуменом Георгием (Шестуном), разработчиком программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» Игумен Георгий (Шестун), преподаватель Самарской Духовной Семинарии На XV Рождественских международных образовательных чтениях была представлена церковно-государственная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», разработанная на базе межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии. О программе и перспективах разработки федеральных стандартов преподавания ОПК идет разговор с одним из разработчиков программы – игуменом Георгием (Шестуном) , заведующим кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в Самаре. – Отец Георгий, каковы основные направления программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения»? – В нашей программе есть несколько реально действующих направлений: образовательное, по работе с детьми во время каникул, социальное и кинофестиваль православных фильмов «Лучезарный ангел». Одно из фундаментальных направлений развития программы научное. Мы считаем, что в современной системе образовательных стандартов должна существовать образовательная область духовно-нравственной культуры. Она должна существовать наравне с такими областями, как естественно-научная, область истории, филологии. Более того, мы считаем важным, чтобы само содержание образования базировалось на определенной мировоззренческой позиции. – Что сейчас делается для того, чтобы духовно-нравственная область действительно вошла в российскую образовательную систему? ­ – Сейчас мы занимаемся подготовкой учебных пособий, программ, методических рекомендаций. Около 90 % этой учебной литературы выпускается издательством «Покров». Наше сотрудничество с «Покровом» началось с издания учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Недавно изданы книги «Я иду на урок православной культуры» – для начальной и средней школы. Готовится к изданию серия учебных пособий для учителей-предметников: духовно-нравственная культура на уроках физики, математики, химии, православный календарь на уроках русской литературы. Каждый преподаватель-предметник должен получить конкретные методические пособия, где сформулированы задачи уроков и подобраны тексты для них.

http://pravoslavie.ru/4722.html

Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество Большинство учащихся сегодня — вчерашние школьники, хотя есть и небольшой процент людей, уже получивших высшее светское образование. Есть те, кто не имеет высшего образования, но приходит не сразу после школы, а отслужив в вооруженных силах, накопив жизненный опыт и сделав выбор в пользу будущего церковного служения. На сегодня все наши семинарии в Российской Федерации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, а более половины из них реализуют федеральный государственный образовательный стандарт по теологии. Остальные семинарии параллельно с теологией реализуют церковный образовательный стандарт, который в основном совпадает с государственным. Одиннадцать духовных школ имеют государственную аккредитацию на программы бакалавриата. Пятнадцать духовных школ имеют программы магистратуры, из них восемь имеют государственную лицензию, а четыре прошли государственную аккредитацию. Аспирантура на сегодня действует в Московской духовной академии,  Санкт-Петербургской духовной академии  и в ПСТГУ, на последнем заседании Священного Синода было принято решение об открытии аспирантуры в Сретенской духовной семинарии, в связи с этим также получившей статус академии. Кроме того, решением Синода в Калужской духовной семинарии была открыта магистерская программа по профилю «Русская патрология XVIII — начала XIX веков». Еще важно добавить, что наши семинарии должны удовлетворять всем требованиям, которые российское законодательство предъявляет сегодня к высшему образованию как по материальному обеспечению учебного процесса, так и по профессорско-преподавательскому составу и иным показателям жизнедеятельности вуза. Я могу сказать, что за последние годы уровень квалификации педагогических кадров у нас значительно вырос и поддерживается через регулярно организуемые Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей. Отдельно следует отметить, что эта работа распространяется и на регентов. Данное направление возглавляет декан факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5802866...

Опора на традиционные духовно-нравственные ценности становится определяющим вектором развития нашего общества (см.: Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики»; 2023 год определен Указом Президента РФ годом педагога и наставника). Разрушительный ход, так называемой перестройки и последующего реформирования, принес немалые утраты во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Наиболее опасны необратимые потери в образовании и воспитании. Они несопоставимы с временными утратами в экономике. Чтобы понять подлинную суть реформирования и трансформации нашего общества в либерально-демократическом радикальном концепте, возьмем сферу образования. Российское западничество привело к отчуждению отечественных традиций и ценностей, к подчинению отечественной культуры западным стандартам, нигилистическому отношению к истории и культуре народа России. Стратегическим направлением «преобразований» стали идеи свободы, гуманизации и демократизации, плюрализма, установка на непрерывность постоянных инноваций, навязывание школе метода всеохватного тестирования. Произошла капитализация и коммерциализация образования, превращения его в род услуги. Размыв и разлив образовательного поля в предметном эклектическом наборе привел к подрыву смыслового и содержательного единства образования. Был порушен социальный институт воспитания учащихся. В обнародованном манифесте «Национализация будущего» .Ю. Суркова в постмодернистской форме , по существу, был задан западнический рецепт замены мировоззренческой матрицы российской цивилизации, ее православного духовного ядра, русскости в культуре и образовании. России предписана «… роль соавтора и соактора европейской цивилизации. Производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели, позволит ментально воссоединить расстроенную было нацию, собранную пока условно-административно, на скорую (пусть и сильную) руку». Куратор Высшей школы экономики, бывший министр экономики Е.Г. Ясин в своей работе, анонсированной в виде доклада «Модернизация экономики и система ценностей», в качестве стратегической задачи обосновывает необходимость коренного изменения традиционной системы духовных ценностей русского народа (Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М., 2003. – 81 с.). А в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» были прямо сформулированы установки, которые «рассчитаны на долговременные цели... для эволюционной смены менталитета общества через школы» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование./Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. – 221 с.).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/be...

«Уроки стандартизации» Фильм Алексея Комова Образование является основой всего. Оно формирует человека. И это фундаментально важно для будущего страны. Люди, которые после распада СССР имели большое влияние на образовательные системы бывших республик, это тоже прекрасно понимали. Например, на Украине последние 25 лет многие школьные учебники писались командой Джорджа Сороса и печатались на его деньги в Канаде. Результат вполне конкретен и мало обратим. Алексей Комов : – Но и в России за прошедшие четверть века общий уровень образованности, грамотности и эрудиции упал с одного из самый высоких уровней в мире до небывало низкого. Ключевую роль здесь сыграло ускоренное разрушение советской системы образования. Если кардинально не улучшить ситуацию в самое ближайшее время, точка невозврата может быть пройдена, и Россия, к сожалению, может превратиться в интеллектуальную периферию планеты. После краха Советского Союза в Россию было импортировано множество новых концепций почти из всех сфер жизни обществ. Некоторые из них показали хорошие результаты и прижились, но многие имели по-настоящему катастрофические последствия. Один из самых ярких примеров – реформа системы образования: Ирина Шамолина : – Первая школьная «реформа», с которой столкнулись родители и дети после перестройки, – это удлинение школьного цикла на 1 год. Зачем, кто это сделал? На основании каких исследований, никому не известно. Затем была заменена почти вся линейка учебников. Тоже непонятно, на каком основании заменили все учебники по математике – советские учебники давали отличные результаты. Школьники побеждали на международных олимпиадах. После этого была введена система тестирования как основа оценки знаний. Это доказавшая свою неэффективность на американском примере система. И в настоящее время проводится укрупнение школ. То есть сливаются школы в такие огромные конгломераты. Очевидно же: чем больше индивидуального внимания ребенок получает в школе, тем лучше. И школы небольшие, где директор знает каждого ребенка лично, всегда будут гораздо эффективнее, чем конгломераты, где директор даже учителей не помнит всех, кто у него работает .

http://pravoslavie.ru/109494.html

3.3. физическая деятельность (общественно-полезный производительный труд, физическая культура и здоровый образ жизни). Таким образом, содержание образования нацелено на решение возрастных задач становления и развития взрослеющего человека во времени истории своего Отечества, народа и государства, в пространстве родной культуры и в вечности. 6. Образовательная политика Российской Федерации при переходе к национально ориентированной модели образования Изменения в мире, которые носят глобально-цивилизационный характер, требуют их учёта в осуществлении образовательной политики России. Постоянная «модернизация» и непрекращающиеся изменения нормативно-правовых основ и стандартов образования нарушают его целостность, способность к самоорганизации и саморазвитию на основе национальных смыслов и ценностей традиционной культуры, ментальности нашего многонационального народа. Россия – одна из ведущих мировых держав с мощным духовным, внешнеполитическим, экономическим и оборонным потенциалом, которой необходима суверенная и самостоятельная образовательная политика, что обусловливает необходимость перехода к национально ориентированной модели образования. Образование сегодня должно перестать быть ресурсозатратным, оно должно стать ресурсосберегающей и ресурсогенерирующей сферой. Это возможно только при условии реализации новой модели отечественного образования, асимметричной той, которая в последние десятилетия и с опозданием копировала заимствованные образцы. Образ будущего России и национальный образовательный идеал требуют смены целого ряда существующих мировоззренческих ориентиров отечественного образования в каждой из трёх его практик. 6.1. Образование как общественная практика выполняет роль системообразующего фактора общества и требует перехода: от разъединяющей антивоспитательной тактики конкуренции, эгоцентричной самореализации и индивидуализма – к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности; от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями – к разумному сочетанию прав, обязанностей, свобод и ограничений;

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/03/...

Гимназия при Марфо-Мариинской обители милосердия 13 марта 2012 г. 01:00 Субсидии для московских православных школ: продолжение истории Как мы уже сообщали, 1 июля с.г. в действие вступает новая редакция федерального закона " Об образовании " , провозглашающая государственные гарантии бюджетного финансирования частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений. Несмотря на прямую норму закона, предписывающую регионам финансировать эти учреждения в необходимом для реализации федеральных образовательных стандартов объеме, московские чиновники не планируют направлять на поддержку православных школ дополнительные субсидии. В ситуации постарался разобраться корреспондент ЦВ. Собака зарыта в формулировке " в соответствии с нормативами " - а именно, во множественном числе последнего слова. С точки зрения житейской логики эта фраза легко объясняется. В самом деле, в разных регионах нормативы различаются, да и обходятся средние детсадовец и школьник-старшеклассник государственному бюджету, понятное дело, в неодинаковые суммы. Однако в Москве реализация образовательных стандартов по-разному компенсируется даже средним учебным заведениям, расположенным на одной и той же улице в соседних кварталах. И дело не только в том, что норматив для " обычной " средней общеобразовательной школы (СОШ) составляет 63 112 рублей на каждого воспитанника в год, для гимназии и лицея – 120 016 рублей, а для кадетской, к примеру, школы – 128 770 рублей. Многие (а в последние месяцы – подавляющее большинство) из числа простых СОШ, не обремененных дополнительными званиями и титулами, финансируются по повышенной по сравнению со стандартным нормативом планке. Основанием для этого является включение в так называемый пилотный проект по развитию общего образования, запущенный московским правительством 22 марта прошлого года. " Пилотные " школы получают бюджетные деньги по иным принципам – в зависимости от количества учащихся в том или ином классе: за " первачков " поменьше (по 84370 руб. ежегодно для школ, работающих по пятидневке, по 95340 – для школ с шестидневной неделей), за выпускников побольше (по 123 330 руб.). Ну а в целом им живется, как легко понять из сопоставления этих цифр, гораздо приятнее, чем остальным СОШ.

http://e-vestnik.ru/analytics/subsidii_d...

Епископ Зарайский Меркурий: Российскому образованию нужно вернуть воспитательную функцию Задача Церкви — стать полноправным участником школьного образовательного процесса, достойно ответить на вызов атеистического сообщества, полагающего, что религиозные организации отделены от государства, от школы и общества 22 июля, 2010 Задача Церкви — стать полноправным участником школьного образовательного процесса, достойно ответить на вызов атеистического сообщества, полагающего, что религиозные организации отделены от государства, от школы и общества www.verav.ru Доклад епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании 16 июля 2010 года. Ваше Святейшество, дорогие собратия Архипастыри! Сегодняшнее совещание посвящено вопросам участия Русской Православной Церкви в эксперименте по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах. Хотя существующая практика православного образования намного шире, мы говорим именно об эксперименте, вполне оправданный результат которого – распространение практики изучения религиозной культуры на федеральном уровне для всех школьников и их семей и включение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственный стандарт общего образования по всем годам обучения. Эти цели поставлены перед Отделом религиозного образования и катехизации Святейшим Патриархом, именно этого ожидают от Русской Православной Церкви православные граждане нашей страны. Но было бы преждевременным ожидать быстрого улучшения духовно-нравственного климата в наших школах, пока мы можем говорить лишь о поиске путей сотрудничества в этой области с органами управления образованием, другими традиционными религиями России. Участие Русской Православной Церкви в российском образовании – перспективная задача на многие десятилетия и, тем не менее, решать ее необходимо именно сейчас, когда мы пожинаем горькие плоды современной школьной системы. Стереотипы атеистической эпохи, а также отсутствие надежных механизмом взаимодействия с государственными образовательными структурами не позволяют сегодня Церкви активно влиять на решение актуальных проблем в области воспитания подрастающего поколения, от которых зависит наше будущее.

http://pravmir.ru/episkop-zarajskij-merk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апофеоз толерантности Родители сами приводят детей на концерты Элджея и ему подобных 27.11.2018 1848 Время на чтение 4 минуты Идеология соглашательства со злом — толерантности, внедренная прозападной «пятой колонной» в госпрограммы и федеральные образовательные стандарты РФ, продолжает насаждаться чиновниками и начинает приносить свои плоды. В школах Петербурга на уроках толерантности уже потихоньку начинают рассказывать о гомосексулизме, а в Петербурге представители общественности, пришедшие на переговоры с администрацией клуба А2, где собрался выступать пропагандист наркотиков и суицида «хип-хопер» Элджей, были удивлены присутствием среди публики мамочек, приведших на сие событие собственных малолетних детей, сообщает РИА Катюша . Термин «толерантность» пришел из медицины, он означает неспособность организма сопротивляться инородному телу. Полная толерантность — это смерть. Именно это имеют в виду авторы внедряемой в России по команде заокенского обкома концепции толерантности, которая, как вирус, проникла во многие госпрограммы, на реализацию которых выделяется солидное бюджетное финансирование. В частности, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. 373, закреплено воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности (п. 7). К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, среди прочего отнесена толерантность как индивидуальная личностная характеристика (п. 13). А во ФГОС основного среднего (полного) образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. 413, указано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности; учебный предмет «Россия в мире» должен отражать сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/27/ap...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010