Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» 30 января 2008 г. 20:44 Москва 2007 Введение Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана  «Духовно-нравственная культура» Москва 2007 Введение Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» разработана с учетом: Концепция кратко раскрывает социокультурные, научно-педагогические и организационные подходы к решению проблемы духовно-нравственного образования школьников в современном полимировоззренческом и многоконфессиональном российском обществе, в том числе приобщения учащихся к историческим и культурным основам традиционных религий народов России. Концепция направлена на совершенствование духовно-нравственного образования детей и молодежи в Российской Федерации в процессе получения ими общего образования, их воспитания и социализации с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи школьника. Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.   1. Общие положения В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе предлагается при обновлении государственных стандартов общего образования включить в базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (БУП) ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания.

http://patriarchia.ru/db/text/358393.htm...

Богослову не помешают ни история науки, ни экономика, ни физкультура, утверждает протоиерей Владимир ВоробьевПравославный Свято-Тихоновский государственный университет (ПСТГУ) является одним из первых крупных православных учебных центров, появившихся в России за последние полтора десятилетия. Каких успехов он достиг за прошедшее время? Протоиерей Владимир Воробьев: «Об организованном участии Свято-Тихоновского университета в акциях движения «Наши» речи быть не может». Фото предоставлено пресс-службой ПСТГУ Богослову не помешают ни история науки, ни экономика, ни физкультура, утверждает протоиерей Владимир Воробьев Православный Свято-Тихоновский государственный университет (ПСТГУ) является одним из первых крупных православных учебных центров, появившихся в России за последние полтора десятилетия. Каких успехов он достиг за прошедшее время? Каким образом применяется государственный стандарт по специальности «теология», разработанный специалистами этого вуза? На эти и другие вопросы «НГР» ответил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. – Ваш вуз стал первым учебным заведением Русской Православной Церкви (РПЦ), выпускающим специалистов с дипломами государственного образца. Как это получилось и каким образом нужно было изменить программу духовного учебного заведения, чтобы получить признание наравне со светскими вузами? – Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ), учрежденный в 1992 году Патриархом Алексием II, впервые получил госаккредитацию в 1997-м, используя уже действовавший с 1992–1993 годов. образовательный стандарт по теологии. Однако этот стандарт не был удовлетворительным. В ПСТБИ по предложению Министерства образования РФ был разработан стандарт по теологии второго поколения, который и был утвержден министерством. В его основу был положен принцип многоконфессиональности. Новый стандарт включил в себя ряд блоков, общих для разных религий (например, философию, историю, иностранные языки, элементы экономики, информатики и другие), и блок дисциплин религиозной подготовки, который является основным по количеству учебных часов.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-kuznica-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конец эпохи дискриминации Выпускники духовных вузов нуждаются в признании общества, утверждает священник Владимир Шмалий 05.12.2007 485 Время на чтение 5 минут Государственная Дума РФ 13 ноября приняла в первом чтении поправки к Законам " Об образовании " и " О свободе совести и о религиозных объединениях " . Эти поправки дают духовным вузам право осуществлять государственную аккредитацию своих образовательных программ и выдавать своим выпускникам дипломы гособразца. О значении данных поправок для православных вузов и общем состоянии православного духовного образования корреспондент " НГР " побеседовал с проректором Московской духовной академии по научно-богословской работе священником Владимиром Шмалием. - Отец Владимир, готовы ли Московские духовные школы к государственной аккредитации своих образовательных программ? - Московские духовные школы - это духовная семинария и духовная академия. Семинария - это церковный вуз, а академия - научный центр и аспирантура. У Московских духовных школ есть свой образовательный стандарт, утвержденный Священным Синодом, свои программы. Если речь идет об аккредитации этих программ, то мы, конечно, к ней готовы. Если же речь идет об аккредитации по госстандарту для дисциплины " теология " , то и это в принципе реально. Реально, потому что образовательный стандарт православных духовных вузов в содержательной части формально не противоречит госстандарту по теологии. Впрочем, это вряд ли актуально с учетом разработки образовательных стандартов " третьего поколения " . - Как вы сказали, с адаптацией действующего госстандарта по теологии могут возникнуть некоторые затруднения. С чем это связано? - Действующий стандарт " второго поколения " - светский, а не церковный стандарт. В принципе, он может быть адаптирован для нужд Церкви, но эта адаптация в любом случае предполагает некоторые методические и отчасти содержательные компромиссы. Для нас было бы желательно не идти на компромиссы, а добиваться аккредитации наших собственных программ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

  разделы   рассылка  распечатать Резолюция участников конференции " Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся " (город Калуга, 20-21 декабря 2007 года) 20–21 декабря в г. Калуге состоялась конференция " Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся " . В конференции приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, епархий Русской Православной Церкви, специалисты Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО), региональных институтов повышения квалификации работников образования, других научных и образовательных учреждений. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе. Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка.

http://religare.ru/2_48931.html

ЖМП 5 май 2014 /  Православный компонент образования: основные проблемы и особенности применения Православные школы — уникальный феномен в современной истории России. Существуя в условиях постоянной борьбы за собственное существование, в условиях дискриминационного финансирования со стороны государства, они не только выживают, но и динамично развиваются. В начале своего становления каждая православная школа самостоятельно определяла содержание и объем программ по Основам православной веры и другим вероучительным предметам. На первых этапах развития православного образования это было не так плохо, потому что позволило наработать опыт, создать программы, найти интересные методы преподавания. Однако со временем получилось так, что в каких-то школах требования к преподаванию вероучительных дисциплин были очень низкими, а в каких-то — чрезмерными. В конечном счете это привело к сумбуру в православных школах: отсутствию четких критериев оценки знаний учащихся, разному содержанию учебных программ и, следовательно к ухудшению имиджа православных образовательных организаций. Для того чтобы навести порядок в этой области, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации разработал Стандарт православного компонента общего образования, который был утвержден Священным Синодом в июле 2011 года. Этот Стандарт, а также программы по вероучительным предметам, являющиеся приложением к нему, стали ориентиром для всех православных школ России. Стандарт не только определяет образовательный минимум, но и описывает принципы и механизмы создания образовательной среды, основанной на традиционных православных принципах. Последнее — принципиальная характеристика Стандарта. Однако мало утвердить стандарты, очень важно, чтобы принципы, заложенные в них, стали реализовываться на практике. Для этого синодальный отдел разработал пакет документов, обеспечивающий внедрение Стандарта: Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви; Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации;

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavn...

Учителя литературы: Новый школьный стандарт Минобрнауки подрывает авторитет российского образования 19 марта, 2018. Новостная служба Проект составлен непрофессионально, с множеством внутренних противоречий и не опирается на мнения учительского сообщества 19 марта. ПРАВМИР. Учителя литературы, методисты и преподаватели ВУЗов выступили против принятия новых образовательных стандартов, подготовленных Минобрнауки. Они считают, что проект стандарта «составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования». Открытое письмо на сайте Гильдии Словесников подписали уже 87 человек. Текст заявления. «Сегодня, 19 марта, на следующий день после выборов Президента, Минобрнауки проводит заседание Совета по стандартам, на котором планируется принятие новых образовательных стандартов. Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам. Мы убеждены, что проект новой редакции образовательного стандарта основной школы, по крайней мере в части, касающейся нашей профессиональной сферы – преподавания литературы, не может быть принят по следующим причинам. Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Программа перегружена произведениями (двести тридцать пять произведений за пять лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему.

http://pravmir.ru/uchitelya-literaturyi-...

Таково заключение членов Общественного совета при Минобрнауки в отношении работы авторов нового стандарта старшей школы Таково заключение членов Общественного совета при Минобрнауки в отношении работы авторов нового стандарта старшей школы, сообщает «Российская Газета» . С 15 февраля доработанный проект нового образовательного стандарта для старшей школы размещен на сайте «Российской газеты» и Министерства образования и науки РФ для продолжения общественной дискуссии. Ровно через неделю глава образовательного ведомства Андрей Фурсенко собрал экспертов Общественного совета при Минобрнауки, среди которых учителя, журналисты, ученые, чтобы выслушать их точку зрения. Члены совета в выражениях не стеснялись. Все практически единогласно заявили — разработчики стандарта сделали свою работу в высшей степени неаккуратно. — Этот стандарт на «два с минусом!», — прямо заявил руководитель общественной организации «Прав ребенка» Борис Альтшулер. — Многие предметы дискредитировали себя не из-за новых названий, а из-за того, как они объяснены, — отметил академик, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. — Вместо нормально описания предъявлены непонятные никому так называемые компетенции, и это из рук вон плохо. — Стандарт надо переписать, а имеющийся документ или вовсе выбросить в корзину или оставить в качестве пояснительной записки: в нем одни общие слова и никакой конкретики, — подытожил еще один академик, президент Московского математического общества Виктор Васильев. Но, несмотря на такие схожие мнения, эксперты все же нашли и о чем поспорить. Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, с которого, собственно, и началась эпопея с «переделкой» стандарта (именно он — автор нашумевшего в Интернете и собравшего более 20 тысяч подписей письма президенту), честно признался коллегам, что «сильно продвинулся в понимании ситуации». Но, тем не менее, он уверен, что если в старшей школе появятся новые предметы «Русская словесность», «Россия в мире» и другие, они, несомненно, нуждаются в обкатке.

http://pravmir.ru/novyj-standart-obrazov...

Опасная реформа Протоиерей Александр Игнатов В августе месяце в Государственной Думе обсуждался новый проект закона федерального значения 448303-4 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации – в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. В отличие от действующей редакции статьи 7 закона РФ «Об образовании» предлагаемая законопроектом редакция не содержит четкого определения структуры федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Формулировка о наличии обязательной части образовательной программы, которая «формируется участниками образовательного процесса», не может быть признана удовлетворительной в силу ее существенной размытости. Эта формулировка не дает четких, исчерпывающих и не допускающих двойных толкований ответов. Об этом писал в своей пояснительной записке доктор юридических наук И.В. Понкин, который раскрыл и даже можно сказать – разоблачил оборотную сторону этого закона. Вывод, который он делает, впечатляет: «Проект… не отвечает образовательным запросам граждан и тем более регионов, противоречит Конституции Российской Федерации… Принятие этого законопроекта приведет к неправомерному ограничению прав народов России на национально-культурное развитие… блокирует реализацию образовательной системой Российской Федерации одну из важнейших функций – национально-культурного воспроизводства народов России и российского многонационального общества в целом». Когда стали понятны последствия принятия новой редакции закона об образовании, были предприняты попытки помешать претворению опасного проекта в жизнь. Одним из тех, кто попытался оспорить новый проект, был протоиерей Александр Игнатов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии. «Я получил информацию от православных общественных организаций, которые стараются держать в курсе друг друга по поводу всего происходящего в стране. Так вот, было сказано, что проект готовящегося закона об образовании составляет опасность для преподавания основ православной культуры и родиноведения, в данном случае, Кубановедения».

http://pravoslavie.ru/930.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Аттестат зрелости: будьте совершенны! 19.05.2017 1493 Время на чтение 10 минут Группой ученых подготовлен аналитический доклад, посвященный прошлому, настоящему и будущему отечественного образования, причинам его разрушения, направлениям выхода из кризиса. Документ, по мнению разработчиков, имеет прямое отношение к основаниям национальной безопасности России. Стратегически-целевой этап преодоления кризиса В последние годы Президентом России объявлен курс на возвращение к традиционным ценностям, и эти ценности наконец-то ясно поименованы, патриотизм назван главным стратегическим вектором, сформулирован национальный воспитательный идеал (пока на уровне школьного стандарта), провозглашена необходимость защиты граждан страны от западных псевдоценностей. Все это закладывает основание для нормального функционирования системы образования и воспитания. Но необходимы неотложные первоочередные шаги по восстановлению образования как стратегически важной для государства сферы блага и служения (а не отрасли потребительских услуг). Для этого должны быть предприняты следующие меры. 1. Социальный образ будущего, национальный воспитательный идеал и приоритеты образовательной политики должны быть уточнены, конкретизированы и, главное, нормативно зафиксированы и заявлены на самом высоком государственном и правительственном уровне в виде долгосрочной Образовательной доктрины (или стратегии) России. 2. Традиционные ценности, на которых основываются и социальный образ будущего, и национальный воспитательный идеал, должны быть не только провозглашены (пусть даже главой государства), но и нормативно закреплены в Образовательной доктрине (или стратегии) России (а не только в образовательном стандарте). 3. После принятия Образовательной доктрины России следует срочно объявить образование государственной стратегически значимой сферой и приступить к пересмотру Федерального закона об образовании и юридических актов, в которых образование было нормативно закреплено как часть сферы потребительских услуг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

ЖМП 5 май 2014 /  Правила работы воскресных школ Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил на своем заседании 25 декабря 2012 года документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Данный пакет документов включает в себя: Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение); Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав); Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт). Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы. Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:

http://e-vestnik.ru/analytics/pravila_ra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010