Αρχεο Нужна ли «светская» теология Церкви? 19 Δεκεμβρου 2012 τος 20:35 В дискуссии о теологии в высшей школе, помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — «богословие». Понятие «теология» для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д. В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства. В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия , Московская , Санкт-Петербургская , Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527735...

В 2021 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Калужской духовной семинарии открыта программа магистратуры «Русская патрология XVIII – нач. ХХ вв.». Следует отметить, что актуальность открытия данного профиля подготовки магистров обусловлена рядом причин. Исторически Калужская духовная семинария связана со Свято-Введенской Оптиной пустынью, имеющей колоссальное духовное наследие, которое должно быть осмыслено во всей полноте. Многие преподаватели и студенты семинарии работают в архиве обители и готовят выпускные квалификационные работы по трудам Оптинских старцев. Кроме того, в семинарии особое внимание уделяется изучению наследия святителя Феофана Затворника, святителя Луки Крымского и других наших подвижников. Я также возглавляю Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и изданию Летописи жизни и творений этого святителя. В семинарии имеется хороший профессорско-преподавательский состав. Кроме меня в него входят также архиепископ Песочинский Масимилиан. Он лаврский постриженик, окончил Московскую духовную академию в 80-е года. У него преподавателями были митрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Маслов), профессор Алексей Осипов, а духовником был архимандрит Кирилл (Павлов). Епископ Тарусский Леонид, прошел Оптинскую монашескую школу. Епископ Можайский Иосиф, наместник Оптиной пустыни. Он из ученых монахов, кандидат богословия, монашеский путь начал в Пафнутиев-Боровском монастыре. Большинство преподавателей у нас имеет ученые степени, много издают научных публикаций и принимают участие в конференциях. Семинария издает два научных журнала: «Богословско-исторический сборник» и «Труды по русской патрологии». Оба они входят в РИНЦ, а «Богословско-исторический сборник» включен в список ВАК.   - Какое образование здесь можно получить сегодня? По какой системе проходит обучение? Можно ли учиться в магистратуре?   - Современное обучение в семинарии ведется по нескольким направлениям. Бакалаврская программа осуществляется по аккредитованной государством программе «48.03.01 Теология» и церковному образовательному стандарту «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат). Время обучения по обоим направлениям на очном отделении – 4 года, а на заочном – 4,5 года. Кроме этого существует так называемый «Пропедевтический курс», на котором студенты обучаются в течение одного года, если сразу не поступают на первый курс бакалавриата.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/26/...

в проект нового закону «Про 10 2011 р. 09:30 Статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук И. Метлика, опубликованная в первом номере Журнала Московской Патриархии за 2011 год. На протяжении 2010 года продолжалась работа над новым Федеральным законом «Об образовании», который должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект закона обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких Синодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций, в том числе автора настоящей статьи. Среди поправок можно условно выделить несколько групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных или, согласно терминологии проекта, частных образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан, семей, обучающихся. В системе профессионального образования, в высшей школе это, прежде всего, православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1375462...

В Смоленской духовной семинарии прошел семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» 11 ноября 2011 г. 19:00 8-9 ноября 2011 года в Смоленской православной духовной семинарии под председательством главы Учебного комитета  Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения состоялся семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Цель семинара — оказание консультативной и методической помощи в процессе лицензирования и аккредитации семинарий и в условиях перехода на государственный образовательный стандарт «Теология» второго и третьего поколения. В работе семинара приняли участие представители практически всех духовных школ России. Первый день работы открыл доклад заместителя председателя Учебного комитета священника Михаила Вахрушева «Порядок и документационное сопровождение процесса лицензирования духовных учебных заведений». В выступлении были приведены статистические данные о состоянии процесса лицензирования духовных школ на современном этапе. Прозвучали рекомендации относительно поэтапной схемы лицензирования учебных заведений, а также даны разъяснения относительно оформления документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности. Выступление проректора по учебной работе Смоленской семинарии О.Г. Ребизова было посвящено планированию учебного процесса в духовной семинарии в рамках образовательных стандартов второго и третьего поколения. Докладчик ознакомил присутствующих с особенностями стандарта «Теология» второго и третьего поколения, с учебным планом семинарии, составленным в соответствии с данными стандартами. Также был рассмотрен вопрос об организации режима учебной деятельности семинарии в соответствии с требованиями учебного плана, лицензионными и аккредитационными требованиями. Руководитель учебно-методического отдела Смоленской семинарии Л.Н. Урбанович рассказала об организации деятельности отдела в связи с подготовкой к аккредитации и о приведении нормативной учебно-методической базы в соответствие с требованиями Госстандарта.

http://patriarchia.ru/db/text/1671255.ht...

Виступ митрополита Волоколамського на з викладачами та студентами 31 березня 2015 р. 12:00 Вечером 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , посетивший Казань для участия в торжествах 1000-летия преставления святого князя Владимира, совершил всенощное бдение в храме Казанской православной духовной семинарии. После службы состоялась встреча митрополита Илариона с воспитанниками и преподавателями семинарии. Его выступление было посвящено образовательным стандартам современных духовных школ. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Анастасий ! Ваше Преосвященство, владыка Мефодий ! Всечестной отец ректор игумен Евфимий ! Дорогие отцы, братья и сестры! Я рад возможности вновь посетить Казанскую духовную семинарию, славную своими традициями, совершить всенощное бдение в семинарском храме и побеседовать с вами. Отец Евфимий перечислил некоторую часть послушаний, которые возложены на меня Священноначалием, и я хотел бы рассказать вам об одной работе, которую мы сейчас начинаем по решению Высшего Церковного Совета под непосредственным начальственным наблюдением Святейшего Патриарха. Вы знаете, что в течение многих лет проводится реформа духовных школ. Она двигалась не всегда в одном направлении: иногда делались какие-то шаги вперед, а потом — назад, потом — шаг вправо, затем — шаг влево. И только после того, как Святейший Патриарх Кирилл по восшествии на Патриарший престол задал определенный вектор реформе духовных школ, началось ее поступательное движение, которое мы сейчас имеем возможность наблюдать на примере целого ряда наших духовных учебных заведений. Тем не менее, по-прежнему существует много проблем, и уровень преподавания в семинариях некоторых регионов оставляет желать лучшего, как и уровень знаний выпускников. Один из вопросов реформы касается качества учебных пособий. Мы приняли решение сделать ревизию тех пособий, которые используются в наших духовных школах. По благословению Святейшего Патриарха было проведено анкетирование: каждая духовная школа прислала список используемых учебников по каждому предмету, причем они были выстроены в порядке рейтинга востребованности и популярности. Что же мы увидели, ознакомившись с этими списками? Преимущественно издания XIX – начала XX вв., то есть дореволюционную богословскую, церковную, историческую литературу. Так, среди учебных пособий фигурировали «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), которому через два года исполнится 200 лет, «Толковая Библия» Лопухина, которой уже более ста лет, и многие другие учебные пособия и книги того времени, а также некоторое количество литературы, изданной в Зарубежной Церкви в 30-40-е годы, и отдельные книги авторов, относящихся к называемой парижской школе русского богословия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211168...

Документы Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Калуга, 20 декабря 20.12.2007 17:05 Глубокочтимый Андрей Александрович! Уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, досточтимые представители педагогического сообщества, дорогие участники конференции!   Перед нами сегодня стоит важная задача - обсудить и наметить подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей в российской школе с учетом ведущейся работы по созданию нового поколения государственных образовательных стандартов. Иначе говоря - это серьезнейший вопрос о перспективах духовно-нравственного образования в российской школе, которое православные люди не отделяют от изучения их детьми, школьниками своей религиозной традиции - основ православной культуры. Для нас имеет важнейшее значение: как эта практика - преподавания курсов православной культуры в большинстве регионов России будет предусмотрена, учтена и развита в новых условиях деятельности школы при реализации новых положений закона? Прежде всего, надо подчеркнуть особо - в отношении изучения православной культуры в российской школе Церковь отстаивает интересы не клириков, служителей Церкви (хотя у многих из них тоже есть дети, учащиеся в школах, и об этом тоже надо помнить). Церковь здесь представляет интересы всего православного сообщества в стране. Ведь Церковь - это не только священнослужители. Церковь - это весь православный народ. Об этом следует помнить, дабы избежать манипулирования заявлениями о «вторжении» Церкви в светскую школу или о «клерикализации» российской школы. После периода государственного атеизма начался естественный процесс возвращения народа к вере своих отцов, что в свою очередь, безусловно, ведет и к изменению образовательных потребностей россиян. Православное сообщество России (как и другие религиозные общины) вполне законно и закономерно заявляет сегодня о праве учить детей своим традициям, обычаям, культуре в общедоступной российской школе, поскольку школа, обучая детей, выполняет образовательный заказ родителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Задача воспитания подрастающего поколения в духе заповедей Божиих всегда находилась в центре внимания и попечения Русской Православной Церкви. В последние годы наметились определенные сдвиги и в церковно-государственных отношениях в области образования – тем более востребованы сегодня труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров: «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 80). Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, православном просвещении детей в государственных учреждениях образования. И один из шагов – издание учебника «Нравственные основы семейной жизни. Культура семьи» для 10 класса общеобразовательной школы. Презентацию пособия провела на секции Учебного отдела Екатеринбургской епархии «Основы православной культуры» в свете государственных стандартов образования нового поколения» кандидат психологических наук насельница Среднеуральского женского монастыря в честь Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» монахиня Нина (Крыгина). – Предмет «Нравственные основы семейной жизни» имеет свою специфику преподавания в школе: он предполагает особую доверительность. Я вспоминаю фразу одного ученого, который сказал: проблема нашей школы в том, что мы мудрость заменили знаниями, а знания – информацией. Вместо мудрости той культуры, в которой мы живем, очень часто школьникам просто транслируют информацию, а сердце на это не отзывается. Так вот, в отношении этого предмета мы поставили задачу, чтобы это не была трансляция информации, а сформировать у детей традиционные для нашей культуры семейные ценности. А если мы работаем с ценностями, это означает: мы должны сработать так, чтобы у наших учеников отозвалось сердце – ценности это то, что человеку ценно, на что он ориентируется. Чтобы понять, что ценно для ребенка, с которым мы начинаем работать, мы должны узнать его истинную точку зрения по всем вопросам, о которых мы будем говорить. Я 18 лет читала курс «Психология семейной жизни» и в школе, и в вузе, и сталкивалась с такой проблемой: когда начинаешь работать, нельзя говорить с молодыми людьми с позиции своего жизненного опыта, возраста и профессиональной подготовки. Если говорить именно с этих позиций: «как я понимаю, как правильно, как я считаю» – разговор пойдет «поверх голов» детей. Они будут сидеть в классе и думать о своем, а учитель будет говорить о своем.

http://pravoslavie.ru/37858.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Наша задача - воспитать гармоничную, целостную, любящую Бога и Церковь личность 19.10.2011 373 Время на чтение 11 минут Московские духовные школы переходят на Болонскую систему. О том, какие изменения принес начавшийся учебный год, в чем " плюсы " и " минусы " новой системы, как ее воспринимают студенты и преподаватели и в чем заключаются обязанности тьютора, рассказывает проректор по научно-богословской работе МДАиС протоиерей Павел Великанов. - Отец Павел, с начала учебного года прошло уже больше месяца. Какие изменения в связи с переходом на новую систему лично для Вас как для проректора наиболее заметны, ощутимы? О чем говорят преподаватели московских духовных школ? - Начало нового учебного года отмечено целым рядом изменений для нашей духовной школы. Прежде всего, существенно изменился учебный календарь и расписание занятий - в сторону увеличения. Учебный год теперь будет дольше почти на полтора месяца, продолжительность лекций также увеличилась до стандартной академической пары лекций - полутора часов. Соответственно, сократилось общее время каникул, вместо традиционных двух половин каникул будет общий для всех каникулярный период, когда все студенты уезжают на отдых. Эти изменения вызваны необходимостью соответствовать федеральному образовательному стандарту, без чего невозможно рассчитывать на аккредитацию в будущем. С другой стороны, как показывает новая практика, в целом это нововведение было оценено положительно, как со стороны преподавателей, так и студентов. Хороший преподаватель только рад, когда общее время его лекции увеличивается; с другой стороны, обязательный пятиминутный перерыв внутри пары даёт небольшую разрядку и позволяет вернуться к изучению материала с обновлёнными силами. Немало изменений претерпел и учебный план. В ходе работы Научно-методического совета Академии была составлена подробная функциональная карта священнослужителя, в соответствии с которой и был осуществлён анализ существовавшего ранее учебного плана. Соответственно, изменения, отражённые в новом учебном плане, касаются не только состава изучаемых в семинарии дисциплин, но и их структуры, взаимосвязей, а также методов изучения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пелевин и Улицкая вместо Лескова и Куприна? В обновленной школьной программе по литературе не нашлось места русским классикам 26.12.2012 1138 Время на чтение 4 минуты Уже со следующего года в некоторых школах может быть опробована «модернизированная» программа по литературе. Количество современных писателей, обязательных для изучения, увеличится в четыре раза, при этом некоторые классики оттуда исключены, пишут «Московские новости» . Новый образовательный стандарт, утвержденный в июне 2012 года Минюстом, никак не регламентирует список классиков, обязательных для изучения в школе, отмечает издание. Если раньше этот минимум, включая возможные варианты, был прописан в самом тексте стандарта, то в новые стандарты (официально они вступают в силу в 2020 году, но в отдельных школах вводятся уже со следующего года в виде эксперимента) список литературы не включен. Но в книжных магазинах Москвы уже появилась новая программа по литературе, составленная Российской академией образования (РАО). Она вышла в методичке, собранной, как в ней указывается, с учетом новых образовательных стандартов. (Львова С.И., Ланин Б.А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. – М.: Вентана-граф, 2013.) По сравнению с действующим стандартом, в новую программу не попали Александр Куприн, Николай Лесков, Алексей Толстой. Из авторов, которые не были обязательны (можно было выбрать других), но традиционно изучались в старших классах, в программу не вошли Виктор Астафьев, Николай Рубцов, Александр Вампилов. При этом обязательный список авторов второй половины XX века, включая современных, был существенно расширен. Раньше это были три-четыре автора на усмотрение учителя. Теперь обязательными стали 16 писателей. Помимо традиционных Василя Быкова, Виктора Некрасова, Валентина Распутина, Василия Шукшина и Юрия Трифонова, в программу вошли Анатолий Гладилин, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Владимир Маканин, Василий Аксенов, Юрий Бондарев, Юрий Домбровский, Фазиль Искандер, Асар Эппель, Анатолий Рыбаков, Юрий Рытхэу. Вариантов предложенная программа не подразумевает.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/26/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Принятие закона в таком виде может нанести большой вред» По словам протоиерея Сергия Рыбакова, в законопроекте об образовании не прописаны российские приоритеты, зато чувствуется прозападная ориентация 16.08.2011 1130 На сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На «Русской народной линии» было также опубликовано обращение к Президенту России Д.А. Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова . Мы попросили прокомментировать законопроект председателя отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерея Сергия Рыбакова . Напомним, что ранее своим мнением о данном законопроекте с РНЛ поделились настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев и член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз . Этот законопроект недостаточно проработан. Непонятно пока даже то, кто может стать учредителем образовательных учреждений. Некоторые образовательные учреждения, например, кадетские училища, просто выпали из законопроекта, на что указывают Понкин с Кузнецовым. В проекте закона не хватает положений о духовно-нравственном, историческом образовании. Если убрать из закона упоминание Российской Федерации, то он вполне может быть использован для Бельгии или Франции, для любой страны. Собственно российская специфика в нём никак не отражена. В законопроекте не прописаны российские приоритеты в образовании, зато чувствуется его прозападная ориентация. В нем также не прописан порядок обсуждения новых образовательных стандартов, которые, конечно же, должны широко обсуждаться. В законопроекте уделено заметное внимание общественности, но в целом явно видна ориентация на коммерческие структуры. Образование приравнено к структурам по оказанию услуг. Для нас это неприемлемо, потому образование - это основа государства и только в какой-то малой части оно может рассматриваться как сфера оказания услуг. Образование должно быть законодательно признано гораздо большим, чем оказание услуг. В целом идеология проекта закона смущает, как и его общий настрой на коммерческую направленность.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/16/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010