поиск:   разделы   рассылка Пресс-релиз защитников Свято Алексиевской пустыни в связи со строительством дороги Вопросы обеспечения экологической безопасности, сохранения всех компонентов окружающего нас мира от деградации и уничтожения стоят сегодня настолько остро, что в странах-участницах СНГ 2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Но уже сегодня нуждается в безотлагательной защите уникальный экологический и духовный феномен, не имеющий аналогов в мире – Обитель Милосердия Свято-Алексиевская Пустынь. Возникшая всего 20 лет назад в Ярославской области недалеко от Переславля Залесского, на развалинах разрушенного монастыря в поселке Новоалесеевка, Пустынь за эти годы превратилась в духовно-нравственный и культурный центр общероссийского значения. Недаром на Международном экологическом конкурсе " ЭкоМир " в 2010 году проект " Свято-Алексиевская Пустынь – экология макросоциума " , где были изложены принципы существования Обители и жизни её насельников, получил премию 1-й степени в номинации " Экологическое образование и просвещение " . Руководители проекта и многие участники конкурса отзывались о нём, как о самом интересном, важном, насущном и даже " ошеломляющем " проекте из всех 800-т, представленных на конкурс. Президиум Российской Академии Естественных Наук по результатам конкурса наградил Пустынь почётным знаком и дипломом " За заслуги в развитии науки и экономики России " . " Сердцем " Пустыни является Алексиевское архиерейское монастырское подворье Ярославской Епархии РПЦ, духовно окормляющее жителей поселения. Сосредоточено здесь и богатейшее культурно-историческое наследие: действует комплекс библиотечных и архивных учреждений Пустыни с численностью фонда почти 400 тысяч томов, создано свыше 20-ти музеев с уникальными коллекциями, выполняющих серьезные образовательные и воспитательные функции. Гимназия с высочайшим уровнем образовательных стандартов, Школа искусств и трудовая школа, Кадетский корпус, Культурный центр, колледж, пансион долгосрочной реабилитации – всех составляющих этого удивительного поселения не перечислить.

http://religare.ru/2_96719.html

Поэтому первое, с чего мы начали нашу работу в 2016 году, это систематизировали уже имеющийся опыт, после чего приступили к разработке общецерковного стандарта и иных документов, регламентирующих богословское образование насельников монастырей. Это позволило вскоре организовать работу по открытию Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в епархиях. В этой части деятельность нашей Комиссии регламентирована Положением о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви, утвержденным Священным Синодом в 2015 году и дополненным в 2017 году. Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». — Сколько в настоящий момент открыто Курсов и каков их статус согласно «Положению о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви»? — За прошедшее время открыто уже 55 Курсов. Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви. Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5988603...

Предисловие Вниманию читателей предлагается пятый сборник богословских трудов преподавателей и воспитанников Саратовской православной духовной семинарии. Этот выпуск стал результатом научных изысканий преподавателей и студентов семинарии в юбилейный для нашей духовной школы 2010/2011 учебный год: в 2010 году Саратовская семинария отметила 180 лет с момента её открытия. Среди мероприятий, посвящённых празднованию юбилея семинарии, необходимо отметить проведение Восьмых межрегиональных Пименовских чтений « Церковь , образование, наука. История взаимоотношений и перспективы сотрудничества», в работе которых принимали активное участие преподаватели и студенты семинарии. В целом для преподавательской корпорации и учащихся семинарии юбилейный год стал годом плодотворной работы в общественной и духовно-просветительской сфере, а также временем перехода на новые образовательные стандарты в области богословия. По сравнению с предыдущими выпусками в этом сборнике увеличился объём научных работ, выполненных воспитанниками нашей семинарии. В книге содержатся статьи по основным направлениям научных исследований, которые проводились в нашей духовной школе после выхода четвёртого сборника. Читатели могут ознакомиться с интересующими их материалами по следующим разделам: апологетика, библеистика, богословие, история Церкви, патрология, философия, педагогика и психология. Данная публикация адресована не только преподавателям и студентам богословских учебных заведений Русской Православной Церкви, но и всем интересующимся вопросами православного богословия и церковной истории. Раздел I. Апологетика О глоссолалии и молитве на «иных языках» Протоиерей Димитрий Полохов , кандидат богословия, доцент Молящиеся воодушевлялись всё больше и больше и пели всё громче и громче, и под конец некоторые застонали, а другие завопили. М. Твен 1 Рассмотрение вопроса о феномене так называемых «иных языков», или глоссолалии, в настоящее время представляет интерес для православных богословов, специалистов в области сектоведения и тех, кто столкнулся с активной миссионерской деятельностью самого крупного и развивающегося направления в сектантстве – харизматического движения (неопятидесятники). Однако не только неопятидесятники практикуют говорение на «иных языках», под влиянием некоторых миссионерских программ подобные практики пытаются привить и в православной среде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоиерей Максим Козлов ЖМП 9 сентябрь 2017 /  2 октября 2017 г. 16:50 Протоиерей Максим Козлов: " Церковь активно формирует единое образовательное пространство " Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель его председателя протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца. Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре. В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_ma...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Рафаэль Санти. Фреска " Теология " ЖМП 1 январь 2013 /  17 декабря 2012 г. 01:00 Нужна ли " светская " теология Церкви? В дискуссии о теологии в высшей школе , помимо узкоспециальных тем, таких как методология, преодоление кадрового дефицита, создание научно-богословских центров и борьба за государственное признание кандидатских и докторских богословских степеней, важным является вопрос о том, должна ли Церковь взаимодействовать с университетскими кафедрами теологии. Как же должно выглядеть сотрудничество Церкви с подразделениями теологии в светских вузах? Об этом размышляет ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерей Владимир Воробьев. Теология — греческое слово, прочно вошедшее в большинство европейских языков — в церковнославянском и в русском языках употребляется в буквальном переводе — " богословие " . Понятие " теология " для христианина раскрывается в двух смыслах: это, с одной стороны, таинственное созерцание Божественных откровений и, с другой стороны, систематическое изучение религиозной жизни человека и человечества во всех ее проявлениях. Во втором смысле теология — целый комплекс гуманитарных дисциплин: систематическое богословие (догматика), библеистика, история Церкви, патрология, каноническое право, церковная археология, церковное искусство и т.д. В XIX — начале XX века в духовных академиях Российской империи выросла научная богословская школа мирового уровня, имена и труды русских ученых богословов того времени украсили мировую науку. С приходом богоборческой власти Русская Православная Церковь лишилась и своей богословской науки, и ученых, и библиотек. После войны удалось открыть духовные школы, целью которых была пастырская подготовка будущего духовенства. В настоящее время ведущие учебные заведения Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия, Московская, Санкт-Петербургская, Киевская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский университет строят свою образовательную деятельность в соответствии с православной ветвью государственного поликонфессионального образовательного стандарта по теологии и мировым уровнем теологической науки.

http://e-vestnik.ru/analytics/nuzhna_li_...

Ректор РПУ: готовим православных светских специалистов С какими проблемами пришлось столкнуться коллективу РПУ и каким вуз стал сегодня, рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев) 22 июля, 2015 С какими проблемами пришлось столкнуться коллективу РПУ и каким вуз стал сегодня, рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев) Пять лет назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению попечительского совета игумен Петр (Еремеев) был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. О том, что изменилось в этом высшем учебном заведении за последнее время, с какими проблемами пришлось столкнуться коллективу и каким вуз стал сегодня, РИА Новости рассказал сам ректор. — Отец Петр, как и почему именно вы были назначены на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова? — До назначения ректором института я пять лет служил на Дальнем Востоке, где моей задачей было под руководством правящего архиерея архиепископа Марка обеспечить строительство комплекса зданий духовной семинарии Хабаровска, а также провести процедуру лицензирования, в том числе впервые в стране и по государственным-образовательным стандартам. Эту миссию мы успешно выполнили, и по завершении командировки я поступил в распоряжение учебного комитета Русской православной церкви. Тогда я думал, что моя дальнейшая деятельность будет проходить в Московской духовной Академии или учебном комитете. Однако неожиданно я получил указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла об определении на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова. 21 мая 2010 года я был приглашен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископом Зарайским Меркурием в здание гуманитарного корпуса института на Чернышевского, где познакомился с преподавателями и студентами института. Тогда же мне были вручены все необходимые документы и я приступил к своим новым обязанностям. Несмотря на то, что специфика моей работы до этого назначения хотя и косвенным образом, но имела соприкосновения с системой светского высшего образования, все-таки преимущественно это было обеспечение учебного и воспитательного процесса, основанного на стандартах церковного образования. Здесь же речь шла о всецело светском образовании.

http://pravmir.ru/rektor-rpu-gotovim-pra...

Святейший Патриарх Кирилл и хор Санкт-Петербургской духовной академии. 4 сентября 2018 года, вечер памяти митрополита Никодима (Ротова) ЖМП 11 ноябрь 2021 /  20 ноября 2021 г. 13:00 Хоровая школа на Монастырском острове КАК ЖИВУТ И УЧАТСЯ БУДУЩИЕ РЕГЕНТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ — ФЛАГМАНЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора».  PDF-bepcuя. Спецоперация в три этапа, или Полуподпольные музыканты в «городе трех революций» Зарождалось же это образовательное подразделение в разгар эпохи государственного атеизма в прямом смысле подпольно. Ленинградскую духовную академию власти терпели как экзотику для любивших посещать город на Неве зарубежных туристов. Но все активнее ходили слухи о переселении той в Печоры или в Тихвин, подальше от «колыбели революции». По словам стоявшего у истоков возрождения регентского профессионального образования тогдашнего ректора академии архиепископа Выборгского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, если и было в Советском Союзе катакомбное Православие, то оно существовало в начале обучения регентов в Ленинградских духовных школах. Огромных усилий стоило доказать светским структурам, что в современном мире, тем более в северной столице, в советское время девушки могут учиться и формироваться как будущие служители Церкви. 

http://e-vestnik.ru/db/horovaya_shkola_n...

Скачать epub pdf Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал 74). Пояснительная записка Содержание I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика подготовки IV. Характеристика деятельности миссионеров V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ по подготовке миссионеров VI. Требования к структуре основных образовательных программ по подготовке миссионеров VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ Приложение 1 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Проект. Приложение 2 к Церковному образовательному стандарту по подготовке миссионеров Общая характеристика программы 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа) Введение в Православное вероучение Священное Писание (Ветхий завет) Священное Писание (Новый Завет) История Церкви Введение в литургику Нравственное богословие 2. Цикл «Миссионерская деятельность» (72 ауд. часа) Миссиология Принципы и методы миссионерской деятельности. Практическая психология Практика приходской миссионерской деятельности     Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров обусловлено необходимостью качественного развития миссионерского служения в Русской Православной Церкви на современном этапе. Миссионерство, как содействие человеку в обретении православной веры, должно осуществляться на системной основе и быть обеспечено подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности миссионера на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки миссионеров (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18:31)).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

Слово митрополита Варсонофия на заседании епархиального совета июня 2021 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на заседании епархиального совета (Портретный зал епархиального управления, (3 июня 2021 года) _____ Ваше Преосвященство, досточтимые члены епархиального совета, отцы благочинные! В продолжающиеся дни Святой Пасхи сердечно приветствую вас жизнеутверждающими словами - Христос воскресе! - с пожеланием радостного настроения и продуктивной работы. Милостью Божией, церковная жизнь возвращается в привычное русло, хотя карантинные ограничения не отменены, и мы обязаны их учитывать. В отличие от минувшего года, когда богослужения Страстной седмицы и Светлого Воскресения Христова проходили в наших храмах без прихожан, в этом году мы смогли разделить в полноте пасхальную радость и вместе встретить этот великий праздник.  О том, что необходимо возвращаться к полноценной работе свидетельствуют и ряд общецерковных мероприятий, прошедших недавно в Москве - съезды по социальному и миссионерскому служению, а также Международные рождественские образовательные чтения. На открытии этих собраний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул несколько вопросов, на решение которых мы должны обратить своё внимание. Эти вопросы предлагаю сейчас рассмотреть. Особое место Церковь всегда уделяла воспитанию детей в православной вере - не с какого-то определенного возраста, а с самого рождения, поощряя причащение младенцев, их нахождение в храме вместе с родителями. Ребенок с малых лет приучается к богослужению и молитве, церковная среда становится для него родной. Отрадно, что в большинстве приходов нашей епархии функционируют воскресные школы. Но хочу обратить внимание на то, что они должны быть аккредитованными, иметь современные обучающие программы с учетом нынешних требований. Сейчас подходы иные, чем были раньше, традиционные уроки за партой отходят на второй план, нужны активность, движение. Воскресная школа - это не просто форма детского досуга, а часть образовательной системы нашей Церкви. Она должна соответствовать нормам и стандартам, установленным профильным синодальным отделом. Это даст необходимое единообразие и повысит качество знаний, а соответственно и грамотности детей в вопросах веры.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-m-va...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010