Кроме общих церковных праздников, прихожане каждой деревни имеют свои особые годовые праздники и дни «заветные» или обетные. В годовых праздниках замечательна та особенность, что празднует весь приход не престольные праздники своего приходского храма, а дни памяти особенно чтимых в этом крае с древнейших времен – святителя Николая (6-го декабря) и мученика Флора и Лавра (18-го августа). Можно думать, что это празднование началось с древнейших времен и утвердилось до построения еще приходского храма сначала в честь Василия Великого , а потом вместе и Преображения Господня. Дни «заветные» или обетные, более позднего происхождения и установлены все в память избавления от общественных бедствий; холеры, пожаров и скотских падежей. В эти дни, после литургии, совершается крестный ход в празднующую деревню, где, после водосвятного молебна, окропляются святой водой люди, их жилища и скот. Такие крестные ходы совершаются 26-го июня вокруг села Торошкович; 18-го июня и 5-го августа – в деревню Бор; 23-го июня и 9-го августа – в дер. Речку; 1-го, 8-го и 20-го июля – в дер. Заупору; в Ильинскую пятницу и 9-го августа – в дер. Холуи; 10-го июля и 22-го октября – в дер. Лужу и в Ильинскую пятницу в дер. Ручьи. Часовни есть во всех деревнях прихода; все они, числом 7, простые деревянные; в них и около их нет предметов замечательных в религиозном или историческом отношении, кроме только небольшой деревянной второй часовни в деревне Холуях, которая, по преданию, поставлена на месте алтаря существовавшей тут некогда Благовещенской церкви. В полу часовни есть две плиты с прежнего кладбища и вокруг нее замечательны остатки могил. Предание это подтверждается и историческими данными. Из писцовой книги 1499 года видно, что Холуи в древности были сельцом, принадлежащим Новгородским Владыкам, а после покорения Новгорода Великим князем Московским отданы Ивану Федорову сыну Новохщенова и «в то время церкви в нем не было: сельцо Холуи на реце на Лузе: в большом дворе сам Иван, да в 5 дворех его людей 5 человек, а христиан (перечисление 12 дворов)».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Бояре надевали на шею тяжелые золотые цепи с крестами. Кафтан царский, в виде саккоса, и шапка, в виде митры, украшались жемчугом, образками и крестами, на подобие одежды греческих царей. Вместе с праздниками предки соблюдали посты, которые в совокупности составят полгода. С особенным усердием они проводили Великий пост и посты, назначаемые по случаю общественных бедствий. Многие налагали на себя произвольные посты в понедельник, обетные пятницы и проч. Если предки любили пьянство и пресыщение, коими бесчестили праздники: то умели и обуздывать свою природу подвигами поста. До какой степени пост в древности был повсеместен и строг, видно из слов летописца. «Россияне миряне в великий пост питаются редькою, капустою и хреном, вареное едят в субботы и недели; от рыбы воздерживаются всячески, кроме благовещения и недели ваий. Благоговейнейшие постятся, за грехи свои, (строже); только хлеба кусок съедают по полудни, обмакнув его в пепел. А монахи, неравно мирским, держат жестокое житие; всегда, когда постятся, съедают только кусок хлеба с водою в сутки» 638 . Многие принимали пищу в два и три дня раз, в первую и последнюю неделю поста по разу. Многие, из детства, чувствуя призвание к аскетизму, изнуряли себя постом. Иоанн юродивый до того чувствителен был в греховности своей природы и измождал себя постом, что заставлял родителей опасаться за его здоровье. «Какие у тебя, чадо, грехи? Ты еще не винен», говорили родители его 639 . Многие от излишнего поста заболевали и делались неспособными к занятиям. Митр. Даниил обличал непомерно ревностных постников, объяснял им значение поста, нравственную цель его, определял разумные границы подвига, с нарушением которых пост терял свою силу. О том, что многие отказывались от мяса и рыбы на всю жизнь, воздерживались от них в известные дни, нечего и говорить. Особенно строгому посту предавалась в монастырях. В житиях святых говорится, что многие настоятели обуздывали стремительных постников, боясь за их жизнь и нравственное состояние. Действительно, многие подвижники решались на неслыханные подвиги воздержания, особенно в Великий пост. Некоторые впадали в исступление ума, и даже умирали в болезнях. Но подвижники, богатые силами, выдерживали во всю жизнь необыкновенные подвиги. Некоторые из них, по примеру Богочеловека, решались на 40-ка дневный пост. Феодосий Печерский в Великий пост обыкновенно уходил в пещеру, выдерживал 40-ка двевный пост, доказывая опытом, что человек может жить «не одним хлебом». Послабления в старину не допускались, и высшие лица подавали пример в подвигах воздержания. Алексей Михайлович в недели великого поста по три дня не ел ничего (пн., среда, пят.), в остальные дни обедал. Во времена общественных бедствий пастыри налагали на всех трехдневный пост, в коем участвовали и дети. Детям до обедни не давали есть; на кормилиц, приносивших детей к причастию, тоже налагали пост до обеда 640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Митр. Фотий заметил во Пскове, что там употреблялось латинское мро. Из послания его видно, что мро тогда не варилось в России, а получалось от патриарха. Крестить детей установлено было в скором времени по рождении. Во Пскове из за недостатка антиминсов их резали на части. Митр. Киприан запретил это и послал во Псков 60 новых антиминсов. Обнаружив во Пскове недостаток уставов и богослужебных книг, м. Киприан старался снабдить церкви всем необходимым. Из посланий м. Фотия видно, что псковское духовенство не знало как совершать литургию Иоанна Златоустог о и Василия Великого , как приготовлять агнец для литургии преждеосвященных даров и о необходимости троить аллилуия. Оба Святителя, обнаружив неисправности в соблюдении таинств, потребовали устранения таковых и указали как их надлежит совершать. Много храмов было разрушено во время нашествия монголов. Восстановление их и строение новых сделалось господствующим подвигом народного благочестия. Особенно много церквей строилось во время голода, мора и др. народных бедствий. Это, т. н. обетные и обыденные церкви, которые строились по обету, обыкновенно в один день, и тут же освящались. Сговорившись на сходе, жители города или селения шли в лес, рубили бревна, свозили и всем миром выстраивали церковь . Особенно большим количеством и богатым украшением храмов отличались Новгород и Псков, потом Москва. При Иоанне Калите были сооружены соборы Успенский, и Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницей московских царей. Им же выстроена в 1328 г. церковь св. Иоанна Лествичника . Супруга Димитрия Донского вел. кн. Евдокие воздвигла на своем дворе в 1393 г. церковь Рождества Пр. Богородицы, ея сын вел. кн. Василий I Дмитриевич соорудил Благовещенский собор. В Твери вел. кн. Михаил Ярославич воздвиг (1285 – 89) собор Преображения Господня. В Нижнем Новгороде кн. Константин Васильевич соорудил в 1352 г. Спасо-Преображенский собор, брат его Андрей в 1358 г. Михайло-Архангельский. В Серпухове кн. Владимир Андреевич создал в 1378 г. Троицкий собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Происхождение названия Сибирское становье (по преданиям) следующее: лет около 90 тому назад ходили на ладье из реки Оби в Соловецкий монастырь, по обещанию, богомольцы, числом до 70 человек. Возвращаясь тем же путем на родину, в позднюю уже осень, встретили они, подходя к острову Вайгач, непроходимые льды, почему и решились пристать к острову Долгому и там перезимовать. У северной его оконечности нашли они безопасную гавань; но, не готовые на зимовку, от недостатка во всем и от известной цинготной болезни, все до одного человека померли. Они похоронены на мысе, называемом сибирское кладбище» 303 . В 1991 г. сотрудники МАКЭ обнаружили на северной оконечности острова: комплекс старинных захоронений, могильные, обетные и приметные кресты, остатки полуземлянок. И, как мы видим, места такие не отпугивали русских промышленников и, являясь частью сакрального пространства поморов, продолжали активно ими посещаться. 4. Архипелаг Новая Земля В отличие от острова Вайгач, с его сакральным языческим пространством различных народов Севера, с его древними святилищами, Новая Земля воспринималась поморами несколько по-другому. Здесь, даже в конце XIX – начале XX веков были воздвигнуты самые северные православные храмы и часовни. В цитируемой уже книге В. И. Немировича-Данченко «Страна холода» помор рассказывает автору о Новой Земле, как о сакральной стране, в которой пребывают души умерших на архипелаге поморов. По-видимому, первоначально таким сакральным местом была юго-западная часть Новой Земли, носившая название «Гусиная земля». В «Поморском словаре» писатель Б. В. Шергин отмечает: «Гусиная земля – у поморов так называлась северная земля, где покоятся души храбрых и добрых людей» 304 . В период освоения Новой Земли большой полуостров Гусиная Земля по всей своей западной части был гибельным местом для стоянок судов, т. к. не имеет здесь бухт и заливов, в которых можно укрыться. Но, постепенно освоенный с юга и севера в пеших маршрутах, он перестал восприниматься как пространство потустороннего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

См. ниже, в Пасхалии. 58 Так назывались девы, по обету ли родителей, или по собственному, посвящавшие себя Богу и проводившие всю жизнь в девстве, молитве, воздержании и других подвигах. Отличительной принадлежностью обетные девы имели носимое ими длинное покрывало. 59 В Московском Успенском соборе хранится гвоздь Господень (величиной около 3 вер.), принесенный в Москву в 1686 г. одним из Грузинских царей и положенный в соборе в 1715 года. 60 Патриция – это особый высокий сан, которого удостаивались только жены знаменитых мужей или жены, оказавшие особые заслуги. 61 Св. Софронию принадлежат не находящиеся в нынешней нашей Триоди трипеснцы на св. Четыредесятницу, проникнутые глубоким и искренним чувством сокрушения о грехах и отличающееся силою и возвышенностью мыслей, а также песнопения на дни от Пасхи до Вознесения включительно, представляющие собой как бы один торжественный и возвышенный гимн воскресшему и сокрушившему силу смерти и ада Спасителю; число трипеснцев св. Софрония, отсутствующих в нынешней Триоди, весьма обширно, до 955 тропарей. 62 По изд. Моск. Синод. Типогр. (в 1905 г.) кн. «Праздники в честь чудотв. икон Пресвятой Богородицы», празднование св. Феодоровской коне, кроме 14 мар., еще бывает 16 авг. (день ее обретения). 63 Чудотворные и свято чтимые списки со св. Феодоровской иконы находятся: в церкви Рождества Богородицы, что «на Сенях», в Московском Кремлевском дворце, (принесенный из Костромы царицей Марфой); в Московской Феодоровской (более известной по приделу во имя св. митр. Алексия) церкви на Малой Алексеевской ул., что в Рогожской, (находящийся здесь с первой половины ΧVII в.); в Казани, в Троицкой церкви, поставленный Казан. митр. Гермогеном; в церкви св. митр. Алексия в Нижнем Новгороде; в Феодоровской церкви (созданной во второй половине ΧVII в.) в Ярославле; в Феодоровской церкви г. Моршанска, Тамб. губ.; см. еще Феодоровский мон., Казан. еп., Городецкой мон., Нижегород. еп., Вознесен. мон., Симбир. еп.; имеются чтимые списки с этой св. иконы и во многих др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая В книге собраны чтения из Священного Писания, тропари, кондаки и молитвы праздникам и святым, связанные с основными христианскими святынями, посещаемыми паломниками на Святой Земле и Синае. Читателям также предлагаются духовные песни, обычно исполняемые в пути. Чтения и молитвы расположены соответственно маршрутам, которыми следуют паломники в настоящее время, и сопровождаются краткими справками о святыне.   Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая Грядим Помолитися лицу Господню 1 1   Зах. 8, 21. Происхождение слова паломник связывают с пальмой и Палестиной. Первоначально так называли только путешествующих в Святую Землю, в Иерусалим, ко Гробу Господню. Позже это наименование распространилось и на посещающих Святую Гору Афон, Константинополь и святые места России. Паломничество – это не просто путешествие. Это путешествие к святым местам с благочестивой, душеполезной целью, оно отличается, например, от туристической поездки или экскурсии. В христианском мире паломничество в Святую Землю стало распространяться с IV века, под влиянием примера святой равноапостольной царицы Елены, которая посетила места земной жизни Христа Спасителя и обрела там великую христианскую Святыню – Крест Господень. Когда Русь приняла христианство, обычай совершать паломничество в Святую Землю уже прочно утвердился в христианском мире. Паломничество понималось нашими благочестивыми предками как одно из телесных деланий, служащих ко спасению души, – вместе с постом, милостыней и др. Подобно этим подвигам, оно должно соединяться со смирением, без которого, по учению святых отцов, ни одно доброе дело не угодно Богу. Иногда паломничество совершается в покаяние, чтобы этим подвигом, потрудившись ради Бога, очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Над могилой его утверждена медная доска с летописью. Среди храма, пред алтарным иконостасом висит огромный хорос, или серебряное паникадило, круглое, украшенное изображениями Святых. Оно устроено в 1812 году; весу в нем пять пуд. Три другие паникадила и лампады пред местными иконами серебряные. Святой алтарь состоит из трех служебных частей, отделенных одна от другой пролетными арками. Над престолом серебряная, местами позолоченная сень устроена в 1809 году, Митрополитом Платоном. Позади его серебряный седмисвещник, представляющий подобие дерева с ветвями, на коих семь позолоченых чаш для светильников. На этом свещнике читается следующая надпись; «Твоя от Твоих приносит Тебе, Всеблагий Боже, чрез Христа Твоего, великаго, вечнаго Архиерея, грешный раб Твой Платон. Приими, яко вдовицы лепты. 1795 года». Между престолом и седмисветильником стоит на постаменте золотая дарохранительница, устроенная наподобие Сионской горницы, где Спаситель совершил Тайную Вечерю. Все Апостолы из золота, один Иуда из меди. Надпись на этом ковчеге гласит, что «устроен сей Сион в Троицкую лавру, но усердию Синода Члена, Преосвященного Митрополита Московского и оные лавры Архимандрита Платона, собственным его иждивенцем, 1803 года». Золота употреблено на этот Сион 9 Фунтов, а серебра 32 фунта. На горнем месте сопрестоле в нише стены; по обе стороны его вторые престолы для сослужащих. В этом доме Святой Троицы многие обетные иконы, украшения и утвари свидетельствуют о чудесах, совершившихся по вере притекавших в него с молитвами; в северном его притворе две надписи напоминают богомольцам о дивных событиях в обители, 1771 и 1812 годов; передаем их здесь в точности: I. " В Славу Богу Всемогущему Молитвами Здесь почивающаго Угодника, Среди смертныя язвы в Москве и окрест самого места свирепевшия, лета от Рождества Христова 1771. Не токмо живущия в обители сей, но и вне оныя принадлежащих ей служителей, ни чим же невредимых чудесно сохранившему, аще Обитель и бе отверста всем приходящим, на память незабвенную будущим родам толикаго чудесе и благодеяния, изсечен камень сей лета 1774».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2014-01-09) Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч. Святая Рака), находившейся в храме Святой Раки, приделе Халко-пратийского храма Константинополя. Для образа характерно изображение Богоматери в рост, в повороте вправо, в молении, обращенном к Спасителю. Уже в древности появился вариант иконографии, где Богоматерь была представлена со свитком с текстом молитвы. Этот образ выражал идею заступничества Богоматери как всему миру, так и конкретному лицу — ктитору, правителю, которые нередко делали вкладные, обетные, вотивные и надгробные иконы по этому образцу. На одном из греческих образов Богоматери (конец VIII — начало IX в.), относящихся к этому типу, текст на свитке гласил: «Моление. Господи Боже, внемли гласу моления моего, ибо я молюся за мир». «Богоматерь Боголюбская» является одной из древнейших чудотворных икон Пресвятой Девы на Руси. По преданию, видение Богоматери побудило благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1110-1174, память 4/17 июля) заказать около 1158 г. образ для собора Рождества Богородицы Боголюбова монастыря близ г. Владимира. В соответствии с видением, Дева Мария изображена «стоящая и в единой руце хартию держащая...». Изначально икона почиталась как покровительница Владимира, но постепенно ее слава распространилась по всей стране. В XV в. с нее был сделан список для московских великих князей. С XVI в. образ Богоматери дополняется фигурами коленопреклоненных молящихся. Такие иконы получают название «Моление о народе». На московских «боголюбских» иконах среди святых изображаются особо чтимые в Москве святые.

http://pravicon.com/image-23036

М., 1991. С. 89-109; Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 135-136, 140; Седов Вл. В. Церковь Лазаря 1461 г. и Новгородская архитектура времени архиеп. Евфимия II и Ионы//Архив архитектуры. IV/Новгородские древности. М., 1993. [Вып. 1]. С. 38-61; Таисия (Солопова), игум. Зап. М., 1994. С. 93-100, 104-107, 109-115; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. С. 60-63; Жервэ Н. Н. Покровский Зверин мон-рь//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 213-219; Чумовицкая М. Ц. Симеона Богоприимца//Там же. С. 219-223; она же. Обетные храмы Новгорода//София. 2001. 3. С. 10-12; Соленикова Е. В. Архитектурный декор в композиции фасадов Новгородских храмов 2-й пол. XIV-XV вв.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1997. Вып. 11. С. 196-204; Савинова И. Д. Лихолетье. Новгород, 1998. С. 24, 29, 104; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 201, 283; Бобров А. Г. К вопросу о древнейших скрипториях Вел. Новгорода//Рукописные собр. церк. происхождения в б-ках и музеях России. М., 1999. С. 42-50; он же. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 8-9, 23-29, 35, 36, 94-95, 99-100, 105-106; Памятники истории и культуры Новгородской обл.: Кат./Сост.: Л. В. Мищенко и др. Вел. Новгород, 1999. С. 65, 67; Петров Д. А. К вопросу о древнейшей топографии и административном статусе части территории Новгорода, расположенной на берегу ручья Гзень// О н же. Проблемы ист. топографии Новгорода М., 1999. С. 4-11. (Архив архитектуры; Х/Новгородские древности; Вып. 4); Архивные фотографии построек на Гзени//Там же. С. 169-174; Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новгород, 2000. С. 37-38, 123, 162, 168-169; Петрова Л. И., Анкудинов И. Ю., Попов В. А., Силаева Т. В. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого//НИС. СПб., 2000. 8(18). С. 126, 130-131, 136-137; Лазарев В. Н. Рус. иконопись от истоков до начала XVI в. М., 2000. С. 51, 240, 34; Покровский собор: 100 лет, 1901-2001.

http://pravenc.ru/text/199663.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010