Никогда назад... В Ганновере на Вербное Воскресение один крестьянин, идя из храма домой, раздумывал о проповеди пастора, сказавшего, что Господь весьма осчастливил хозяев ослицы и осленка, которые послужили для Его входа в Иерусалим. У нашего крестьянина на конюшне стояла недурная лошаденка. – Да, – подумал крестьянин, – если бы Господь был еще на земле, с какой охотою я предложил бы Ему для Его нужд лошадку. Близ храма укреплена была в стене кружка. Намереваясь опустить в кружку одну из медных монет, крестьянин обратил внимание, что на некоторых монетах отчеканено изображение лошади (брауншвейгский герб). Тогда крестьянин решил: – Пусть все монеты с изображением скачущей лошади пойдут на службу Господню! От ныне и до конца жизни. Отобрал крестьянин медные брауншвейгские монеты и опустил их в кружку. Так делал он и в последующие дни, хотя иногда ему казалось, что слишком уж часто попадаются монеты с конями. Все эти монеты шли на дело миссии. Вскоре он приметил, что существуют и серебряные монеты с изображением коня. Делать нечего, стал крестьянин пересматривать и серебро и отдавать обетные монеты на миссию. Однажды он привез на продажу в город откормленную свинью. Мясник в уплату дал ему золотой. Любуясь этой редкой монетой, крестьянин с ужасом увидал и на ней скачущего коня. Головушка бедная! Первою мыслью нашего добряка было не относить своего обещания к золотым монетам. Ведь, он никогда не воображал, что кони чеканятся на серебряных и золотых монетах. Но затем крестьянин решил разобрать это дело поосновательнее, чтобы в грех не впасть. Стал читать надпись на монете. Она оказалась латинская: „нунквам ретрорсум». Значение надписи было неизвестно крестьянину, но он уже решил, что надпись должна ответить на вопрос его совести. За разяснением надписи крестьянин обратился к пастору. Тот перевел: „никогда назад». Выйдя от пастора, крестьянин рассудил: – Ради серебряных монет я не отступил от своего обещания. Не должен я сдаваться назад и ради золота. Через минуту золотой был уже в миссионерской кружке.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

535 Может быть здесь дольмен в менгирном круге служил дверью круга, подобно тому, как и в позднейших арабских кругах есть миниатюрные входы-дольмены. 536 Любопытно, что на острове Корсике менгиры называются монахами, monaco (Revue archéol. 1893, tome XXI, p. 43). Поэтому и занимаемая ими долина легко могла быть названа монастырскою. На Ливане есть долина, носящая также имя вади ел-Хабас, по древнему финикийскому святилищу. (Bourquenaud, Voyage dans le Liban. 42). 540 Scholz, Götzendienst... 275. Основание такого обычая объясняет, один ассирийский документ приведенный в Revue sémitique, 1, 172. 541 Любопытную аналогию, относящуюся сюда, находим в свидетельстве Артемидора, приведенном у Страбона (Кн. 3, гл. 1, § 4), где говорится, что дольмены на священном мысе, можно было посещать только на рассвете, что и глубокой ночью подходить к ним нельзя было. 544 В записках, английской экспедиции, посвященных восточной или заиорданской Палестине, между многими другими, открытыми ею, памятниками показаны столбы в виде тумб или полуколонок от 3 до 8 фут. высоты и до 2 фут. в диаметре и с базоподобною отделкою нижней части (The survey of Eastern Palest. 212–213).Можно думать, что это тот же обетный менгир на его переходе в колонну. Местные арабы называют этот особенный вид памятников Серабит ел-Мехаттах, т. е. «столбы стана пилигримов». Но дорога мусульманских хаджей никогда не проходила местом этих памятников (между вади Хесбан и вади Муса, несколько севернее источника " айн-Муса). Вероятно, указанное арабское предание вышло из того, что эти столбы, когда они стояли на месте, в большом количестве, имели вид растянувшегося по горе каравана. Но один из таких столбов, лежащий поодаль от других, сохранил за собою другое имя, намекающее на первоначальное назначение памятников: хаджр-ел-Мена, камень желания, камень, с которым ставивший его соединял известное желание, или же камень, поставленный по случаю исполнившегося желания; стоит положить руку на этот камень и проникнуться каким-либо желанием, говорят арабы, чтобы это желание исполнилось. Такие обетные камни в большом количестве приготовлялись и ставилась в группы финикиянами; в Сидоне такие камни разной обделки продавались готовыми у каменщиков. Но почему они в Заиорданье найдены только в одном пункте, вдали от мегалитических памятников, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала Деревянные обетные кресты – явление характерное и распространенное для Русского Севера как в XIXbeke, так и в настоящее время. Довольно значительная их часть сохранилась на побережье и островах Белого моря, в бассейнах рек Мезени, Пинеги, на Каргополье. Настоящая небольшая публикация на эту тему дополняет ранее вышедший материал 617 . Уникальным и безусловно самым интересным из сохранившихся крестов на Русском Севере является крест из деревни Кушкопалы Пинежского района, в настоящее время – экспонат Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», его можно увидеть на выставке обетных крестов «Священное дерево» в Георгиевской церкви. Одной из первых этот крест зафиксировала экспедиция института «Спецпроектреставрация» (Москва) в 1967 году 618 . Ранее крест находился в специально построенном для него двухэтажном амбаре. Это один из самых высоких северных крестов, его высота – 6 м 10 см, с подземной частью – 8 м, выполнен из лиственницы. Размер вертикального бруса – 610х42х20,5 см (верх), 42х26 см (низ), верхнее большое перекрестие – 390х43,7х20,5 см. Верхнее малое перекрестие и нижняя наклонная перекладина утрачены. Крест представляет прекрасный образец резьбы по дереву и крестьянской палеографии. Как это часто встречалось в перенесении текста молитвы на поверхность креста, резчик, иногда по причине неграмотности, допускал неточности и ошибки, что мы можем видеть в кушкопольском кресте. Но это не сколько не умаляет эстетической и художественной ценности. Лицевая и особенно задняя сторона креста покрыты, как сплошным узором, вязью, текстом молитвы. На лицевой стороне, на центральной перекладине, вырезано: «Крест – хранитель всей вселенной, красота церковная». Эта надпись отражает сущность и несомненные архитектурные достоинства этого памятника. Перед нами подлинное произведение деревянного зодчества и народной монументальной скульптуры. Наибольший интерес представляет задняя сторона креста, в центральной части которого, вырезан текст пасхальной молитвы:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Через мои руки почти ежедневно проходит несколько прошений о том, чтобы разрешить пронести крестным ходом ту или другую святую икону, по обещанию сооруженную кем-либо или целым обществом и приходом. И идут такие обетные крестные ходы, не удерживаемые никакой погодой и никакими морозами. По таким же умилительным обетам и некоторые новые обители возникают в нашей Пермской епархии, когда поселяне просят благословить им на их земле открыть обитель для молитвы в настоящую трудную пору. Из таковых в минувшем году две уже открыты, а одну благословлено начинать. Воистину, это как свечки воска чистого перед Богом от нашей крестоносной Русской земли. И да будут они таковыми от народа и для народа. Но всего больше этот покаянный и устремляющийся ко Господу дух народный проявляется в совершаемых народных богомолениях и крестных ходах в пределах нашей епархии. На открытие обителей, на основание и освящение храмов, на местные празднества из окрестных и даже удаленных на десятки верст селений собираются многие тысячи богомольцев и в рабочую пору. Издалека идут они под водительством своих священников с крестами и хоругвями, как победными знаменами нашей спасительной веры. И воспевают непрестанными устами хвалу Дивному во Святых Своих Богу и Владычице. На местах остановок совершается усердное назидание народа от словес Божественной благодати. А на местах празднеств идет потом целонощное богослужение и богомоление, завершаясь торжественной литургией и расходом крестных ходов восвояси. И так в пределах всей обширной епархии. Минувшим летом Господь привел мне провести целый месяц июнь на таких народных празднествах в пределах Красноуфимского, Кунгурского, Осинского и Оханского уездов. До слез умилительно было это беспрерывное народное богомоление и воодушевление, в одну духовную семью объединявшее многие тысячи народа с их духовными отцами. И, конечно, ни малейшей усталости не чувствовалось на таких торжественных народных воодушевленных богомолениях. Воистину эта была месячная летняя светлая Пасха, самым народным воодушевлением устроенная. Вот где и вот как собирается и воодушевляется подлинная народная душа. В глубинах ее идет здоровая и целомудренная работа, приводящая к Богу. И о, если бы закрепилось такое воодушевление, если бы повсюду разлилось оно среди всего народа родного. Воистину снова был бы Бог не только над нами, но и посреди нас. Он принял бы в Свое милосердие возвращающуюся к Нему народную душу и с поверхности ее безвредно для нее сбросил бы все негодные проявления, как грязную накипь с устоявшейся воды. Вот это и было бы истинным воскресением и обновлением нашей народной души. К этому только и ведет нас Господь тяжкими испытаниями, ожидая нашего к Нему всенародного обращения. Тогда и нам, как к древним израильтянам, Он опять скажет: во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к Тебе ( Ис. 60, 10 ). Да будет сие!

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Ина молитва Пресвятей Богородице Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Совершается обычный отпуст. Таже, по должнем наставлении, священник помазует обетника освященным маслом и дает ему обетную грамоту. После сего производится запись давшаго обет в особую книгу трезвенников.   Приложение 3 Пошаговая рекомендация для священника по созданию приходского общества трезвости После молебна священнику желательно обращаться к присутствующим со словом назидания, в котором стараться укрепить их веру в помощь Божию, воодушевить на положительный исход совместных трудов и рассказать об особой милости Божией к страждущим. Мероприятиями могут быть любые разовые действия по инициативе членов согласия. Кроме молебнов, чтения акафистов и канонов, это проведение трезвых праздников, издание листков трезвости, создание сайта, проведение лекций, распространение трезвеннической литературы, встречи для совместного пения, просмотра тематических фильмов с обсуждением, трезвеннические мероприятия для детей, паломничества и т.п. Нужно приветствовать любую инициативу членов согласия. Для приходского общества трезвости создают инициативную рабочую группу, определяют направления деятельности, готовят устав, где указывают цели и задачи, организационную структуру, порядок вступления в общество и выхода из него, составляют план мероприятий. На этот этап необходимо испросить благословение правящего архиерея, написав на его имя рапорт. Приложение 4 Обетные грамоты и молитвенные обещания АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ МОЛИТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Я, недостойный раб Твой (вписать фамияию, имя и отчество полностью)

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Успенский собор в Москве До XV века церкви строились холодные. Новгородский архиепископ Евфимий, сколько известно, первый стал строить тёплые церкви. Количество каменных церквей в городах увеличилось в сравнении с деревянными. В городах деревянными церквами были обетные, которые строились по обету во время каких-либо общественных бедствий. Обетные церкви строились в один день и поэтому назывались обыденными. Впоследствии на местах обыденных церквей строились каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков и назывались заветными. Архангельский собор в Москве Главным украшением и вместе святыней храмов были иконы. Иконы в каменных храмах и священные изображения по стенам писались греческими и русскими иконописцами, которые обыкновенно соединялись в дружины или товарищества, имевшие своих старост. Лучшими иконописцами в конце XIV и первой половине XV века были Феофан-грек и иноки Андрониковской обители Даниил-иконник и Андрей Рублёв. Особенно произведения Андрея Рублёва высоко ценились современниками. Отцы Стоглавого собора указывали на произведения Рублёва, как на образцы для русских иконописцев. Искусство иконописания было значительно распространено между духовными лицами. Некоторые митрополиты (свв. Пётр, Макарий, Афанасий), епископы, настоятели монастырей, иноки и другие духовные лица занимались иконописанием. При написании икон иконописцы следовали византийским образцам, но некоторые, неискусные, допускали отступления от этих образцов и свои самоизмышления. Стоглавый собор постановил, чтобы иконописцы писали иконы с древних образцов, а не по своим догадкам, запретил заниматься иконописанием людям неискусным и худой нравственности и повелел архиереям чрез особых мастеров наблюдать за всеми иконописцами. Некоторые из древних икон прославились чудотворениями, а некоторые были явленными. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская прославлена чудом во время жизни св. Прокопия Устюжского. Когда св. Прокопий молился пред иконой Богоматери об избавлении Устюга от гнева Божия, от неё истекло благоуханное миро, и город был спасён от гибели 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Обычай строить обетные церкви более и более усиливался. Ему следовали сами великие князья: Иоанн III поставил (1468) в Москве обетную церковь святого Симеона Дивногорца, а Василий Иоаннович по случаю рождения от него сына Uoahha IV поставил (1531) такую же церковь на старом Ваганькове во имя святого Иоанна Крестителя с двумя приделами. Церкви обетные всегда строились из дерева и в один день, отчего и назывались обыденными, в тот же день они и освящались и в них совершалось богослужение. Поводом к сооружению их большею частию служили общественные бедствия, особенно моровая язва: церкви строились тогда по обету и при участии всего народа с целию умилостивить Бога и отвратить Его гнев. Иногда созидалась только одна обыденная церковь, а чрез несколько времени, если мор не прекращался, то созидалась и другая; иногда же строились разом две обыденные церкви. Впоследствии случалось, что на местах этих деревянных обыденных церквей воздвигаемы были каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков, и назывались заветными. Так, в 1537 г. сооружена новгородцами в кремле каменная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, «заветная от мору», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1508 г. и сгоревшей, а через три года Новгородский архиепископ Макарий в кремле же поставил каменную церковь святой мученицы Анастасии, «от мору заветную», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1417 г. по случаю так называемого Анастасиинского мора. Не так скоро установился у нас другой обычай, которому начало положил Новгородский архиепископ Евфимий в 1439 г., – обычай созидать теплые церкви или, по крайней мере, теплые приделы к ним. В продолжение целого столетия такие церкви устроялись только в наших монастырях, а из приходских церквей в Новгороде первая была церковь Мироносицкая у которой устроен был теплый каменный придел во имя Сретения Господня в 1538 г. Зато в последней половине XVI в. обычай этот был уже довольно распространен по всей Новгородской области и теплые церкви встречаем не только в монастырях, но и во многих небольших селах и погостах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поморские кресты — Есть ли какие-то особенные христианские традиции, присущие именно поморам? Протоиерей Андрей Близнюк. Поскольку в большинстве своем поморы были мореходами, которые на своих суденышках-кочах и карбасах покоряли просторы Ледовитого океана, они ревностно почитали святителя Николая Чудотворца. У них даже была поговорка: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». То есть практически все монастыри, храмы и часовни вдоль берегов водного пути из Холмогор до города Кола, исторического центра Кольского полуострова (а это 1500 км), посвящались святителю. И в наши дни во многих домах на Севере обязательно есть его иконы, ему молятся перед дальней дорогой, прося заступничества в пути. В некоторых деревнях в советское время традицией было собираться с друзьями и родственниками в престольные праздники, которые до революции отмечались в этом месте. Так, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введеньев день) был «съезжим праздником» в Погорельце вплоть до 2000-х годов. Еще один феномен Поморья — высокие обетные (или оветные) и поклонные поморские кресты. Многие из них возвели монахи Соловецкого монастыря перед выходом в море или после окончания промысла. Часть их служила навигационными знаками и вносилась в лоции. Поморы ставили кресты и на островах, где они вели морской промысел, обозначая свое право на эту территорию. На кресте всегда вырезали молитвы, чаще всего «Да воскреснет Бог». Очень интересно о поморских крестах пишет в своей работе «Деревянные кресты Русского Севера» исследователь-этнограф А.Б. Пермиловская. У поклонного креста молились и благословлялись перед выходом в море, обетные кресты ставились в знак благодарности Богу в непосредственной близости от места своего спасения, иногда возле своего дома. Кресты ставят и в наши дни. 19 лет назад я освятил такой в селе Березник. Часть старых крестов находится в музеях на архангельской земле, а где-то они все еще стоят под открытым небом. В советское время сельчане не давали властям их уничтожать, хотя нередко святыни подвергались осквернению безбожников.

http://patriarchia.ru/db/text/6025980.ht...

Москва, имея в окрестностях своих материалы для каменных строений, еще не имела своих искусных зодчих и каменных мастеров. Те и другие, по большей части, были Греки или Псковичи, славившиеся тогда своими мастерами, учениками Немецких художников 25 . Церковное зодчество, заимствованное вместе с Христианскою верою у Византии, в последствии усвоило себе в России все то, что имело сродство с природою и духом народа, с особенными целями и побуждениями к созиданию; но первообразом служили Византийские церкви для Русских 26 . Как вера освящала начало городов: то первыми памятниками зодчества в Москве были храмы Божии; ими положено основание столице и иерархии. Первую каменную соборную церковь во имя Успения Богоматери заложил С. Петр Митрополит при Вел. Кн. Иоанне Даниловиче, который, почти в тоже время на площади поставил церкви С. Иоанна Списателя лествицы и С. Архангела Михаила, где назначил себе могилу подобно Святителю Петру, соорудившему себе гробницу в Успенском соборе. Таким образом последний храм сделался усыпальницею Святителей, а первый усыпальницею Государей. Вместе с утверждением средоточия Иерархии в Москве началось распространение монастырей и церквей. Кроме Спасоборской обители, основанной В.К. Иоанном Даниловичем при церкви Преображения на Великокняжеском дворе, в XIV веке, в Кремле положено было основание Чудову и Вознесенскому монастырям, а в Посаде за торгом устроены: Богоявленский, Никола Старой, на Никольском крестце, Рожественский на Трубе, или у Труб, Алексеевский и Высокопетровский; в окрестностях Москвы, кроме Крутицкого Архиерейского дома, Даниловский, который даже относят к XIII веку, Спасосимонов и Спасопреображенский на Старом Симонове, или на Медвежьем озерке (Лисином пруде), и Андроньевский монастыри. Как монастырем (µονας) у новейших Греков также называлась самая церковь 27 , то и в России не только храмы, но и самые погосты около их именовались и доселе именуются монастырями. Церкви обетные служили памятниками великих и важных для народа и Государства событий. Так избавление от голода в Москве ознаменовано сооружением Архангельского собора, а Куликовская победа построением церкви в посаде на Кулижках во имя Всех Святых 28 , Рождества Богородицы на Стрелке, на месте церкви Св. Лазаря в Кремле, недавно открытой в нижнем этаже Теремного дворца, и на старом Симонове. Обетные церкви назывались и обыденными, т. е. строенными обыденкою, в один день, за дарование победы над врагами, или за отвращение какого-либо общественного бедствия

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Давшие обет в напоминание об этом важном событии получили обетные грамоты. Все, кто раннее уже давал обеты трезвости на разные сроки, свидетельствуют о положительных изменениях в своей жизни и в жизни своих родных. 26 марта. ПРАВМИР. В Екатеринбурге более 60 человек — священников и мирян — дали обет трезвости. Молебен на изъявление обета совершил в Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, сообщает сайт епархии . Перед Богом, Его Святым Крестом, Евангелием и образом Пречистой Божией Матери верующие изъявили твердое намерение и дали крепкое обещание «не пить вина и ничего хмельного и одурманивающего, а также не соблазнять к тому других, равно не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов в грядущее время от сего дня впредь». Принятие обета трезвости как упражнение в добродетели воздержания в период Четыредесятницы является традиционным для Православной Церкви, поскольку способствует достижению главной цели поста — очищению души и готовит христианина к достойной встрече праздника Пасхи. Давшие обет в напоминание об этом важном событии получили обетные грамоты. Все, кто раннее уже давал обеты трезвости на разные сроки, свидетельствуют о положительных изменениях в своей жизни и в жизни своих родных. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл благословил собравшихся и пожелал помощи Божией на избранном пути. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 декабря, 2018 14 апреля, 2014 10 июля, 2013 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/60-svyashhennikov-i-mi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010