Глава XL Будем соблюдать порядок в церкви, Богом установленный. Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа. Буквально: место (οο !!!!Перекрестная ссылка). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI, также Игн. к Полик. гл. I, к Смирн. гл. VI, Полик. к Филипп, гл. XI. Глава XLI Продолжение. Каждый из вас, братья, благодари Бога за свое собственное положение, храня добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения своего. Не повсюду, братья, приносятся жертвы непрерывные, или обетные, или жертвы за грех, и жертвы повинности, но только в Иерусалиме, и там не на всяком месте совершается приношение, а пред храмом на жертвеннике, после того как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными служителями. Те же, кои делают что-либо вопреки Его воле, наказываются смертию. Видите, братья, чем большего сподобились мы ведения тем большей подлежим опасности. Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством. Глава XLII Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою Духа Святого пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: " поставлю епископов их в правде и диаконов в вере " (Ис. 60, 17)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Кому луна, солнце и все служат во веки, по излившейся небесной благодати носит утроба Отроковицы. Блаженная Мать по дару, у Которой Вышний Художник, содержащий дланию мир, заключился под сводами чрева. Блаженная вестница неба, плодородная Святым Духом, через чрево Которой излилось чаяние языков. Иисусе, – Тебе да будет слава, родившийся от Девы, со Отцем и питателем (almo) Духом, во всегдашние веки. Аминь. III О славная между девами, высокая между светилами, создавшего Тебя Ты маленьким питаешь от млечных сосцев. То, что несчастная Ева отняла, Ты возвращаешь чрез вскормленный Росток; чтобы взошли унылые звезды, неба Ты открываешь запоры. Ты дверь Царя Высокого и молниеносный чертог света; жизни, данной чрез Деву, рукоплещите, искупленные народы – Иисусе, Тебе да будет слава, родившийся от Девы, со Отцем и питателем Духом во всегдашние веки. Аминь 574 . Молитвы На вечерне, на утрени и в начале литургии Рабам Твоим, просим Тебя, Господи, ниспослать дар небесной благодати, дабы тем, которым рождение блаженной Девы показало начало спасения, вожделенное торжество рождества Ее доставило приращение мира. На литургии “тайная” (secreta), при принесении Даров Да споспешествует нам, Господи, человеколюбие Единородного Твоего, чтобы Тот, Который, родившись от Девы, не только сохранил Ее нетленной, но и освятил, в торжестве рождества Ее, омыв нас от наших скверн, соделал Тебе приемлемым приношение наше, – Иисус Христос , Господь наш, Который с Тобою живет и царствует. После причащения (postcommunio) Мы приняли, Господи, обетные тайны годичного торжества; подай, просим, чтобы они доставляли цельбы нам и во временной жизни, и в вечной. Чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою... Стихи к псалмам и чтениям (антифоны и респонсории) Стихи небиблейские Сегодня рождество Святой Девы Марии, славная жизнь Которой просвещает все Церкви. Рождество Девы Марии прославим, Христу, Ее Сыну, поклонимся Господу. Сегодня родилась блаженная Дева Мария из рода Давидова, чрез Которую верующим явилось спасение мира, славная жизнь Которой подала просвещение веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но не только камень, но и всякая измеряемая часть в пространстве может быть выделена, как свидетельство об известном лице и наполниться в народном представлении этим лицом до полного взаимного их отождествления. На этом основании слово место, арабское мукам, употребляется в значении лица, как почетный титул. 286 Тем же словом мукам (место) до настоящего времени палестинские арабы называют места, посвященные воспоминаниям о тех или других шейхах и праведниках. Обыкновенно мукамом называется часовня, около 10 футов длины и ширины и 8 футов высоты, покрытая куполом и увенчанная полумесяцем, как еще хананеяне венчали в Палестине капища Астарты и даже головы служителей Астарты (тиары с полумесяцем). Постройки мукамов в Палестине все почти имеют вид новых, ярко оштукатурены и, оживляя своим видом окружающие пустыни, составляют отличительную особенность сирийского ландшафта. Так как связанное с известным местом воспоминание о лице, некогда жившем на нем, вызывает представление о его гробнице, то в часовнях мукамов часто устраивается и гробничный саркофаг. Но это вовсе не значит, что здесь было погребено лицо, именем которого названо место; это – мнимые гробницы, кенотафиумы, населенные не прахом умершего, а только его невидимым духом. Внутри никогда не запирающейся часовни мукама прохожий всегда найдет кувшин с водою, несколько циновок на полу, на которых он может прилечь для отдыха. Входят в мукам босыми; переступая его порог, произносят слова: дестур я мубаракех, т. е. «с вашего позволения, благословенный». Часто мукамами пользуются как местами убежища; лицо, переступившее порог мукама, неприкосновенно так же, как и его имущество. Часто сюда приносят обетные приношения, которыми и поддерживается довольно чисто внешний вид мукамов. Больные ближайшей местности зажигают здесь свои лампы; говорят, что в мукамах иногда приносятся и кровавые жертвы. Влияние мукама, смотря по важности представляемого им лица, распространяется на 20–30 верст вокруг, и во всей этой местности его имя царствует: им клянутся, как величайшею святынею, о нем передают разнообразные сказания, в роде того, что такой-то прохожий вошел в мукам в обуви, и был поражен такою-то болезнью, а потом, после молитвы и жертвы, исцелился.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Почитание Иуды Конещельского сохраняется на Севере до настоящего времени, причем не только в Лешуконье. В Юдину пустынь по-прежнему приходят молиться и просить о помощи, оставляют в часовне обетные приношения: одежды и полотенца, а также свечи, монеты, тетрадки с разными пожеланиями. Рассказами о чудесах Иуды Конещельского и Иова Ущельского содержание дневника Г. Я. Ситникова не исчерпывается. Автору дневника являлись в «тонком сне» и некие безымянные святые, а также св. Матрона Цареградская и св. Феодосий Угличский и Черниговский, во сне он видел саму Богородицу. Сон и явь причудливо совмещаются в сознании Г. Я. Ситникова, он рассказывает о своем общении с бесом, поселившимся в голове одержимой женщины, и с неким соловецким юродивым, явившимся ему во сне. Отсутствие ощущения четких границ между миром реальным и трансцендентым, «тонкое» духовное зрение и глубокая вера в неизменное участие сакральных сил в жизни человека – таковы особенности внутреннего мира русского мужика, которые питали его потребность в старинных жанрах древнерусской литературы. Одним из таких жанров были Видения. Во второй половине XVII–XVIII веках, преимущественно среди старообрядцев, становятся популярны древние Видения и появляются новые произведения этого жанра. Нередко они помещаются в иллюстрированные сборники среди произведений о конце света. Немало Видений было записано и позднее – в XIX–XX веках. Видения потустороннего мира в древнерусской литературе имеют давнюю традицию. Большой интерес у древнерусского читателя вызывали такие переводные и оригинальные произведения этого жанра, как видения из Житий Василия Нового, Андрея Цареградского, Видение Козмы игумена, Видение Антония Галичанина, Видения из Волоколамского патерика и многие другие. К Видениям примыкают сказания о «хождении» в загробный мир: Хождение Богородицы по мукам, Сказание отца нашего Агапия и др. Поздние Видения – XVIII–XX веков – в целом сохраняют жанровый канон и эсхатологическую топику древнерусских сочинений. Другая традиция, которая связана с Видениями XVIII–XX веков, – это устные рассказы об «обмирании» (о посещении душой того света во время летаргического сна). Многие Видения представляют собой не что иное, как письменные фиксации таких устных рассказов. Общие мотивы сближают видения с духовными стихами и сказочно-легендарными текстами о пребывании человека на том свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так храм Деметры в Элевзине вмещал в себе более 6000 человек, а по Страбону, так много, как театр. Если сравнить размеры сохранившихся в остатках огромных храмов языческих с христианскими, то преимущество во многих случаях останется за первыми. Так наприм., базилика креста в Иерусалиме имела 69 футов ширины и 100 ф. длины, а храм Юпитера Олимпийского в Агригенте 178 ф. шир. и 359 дл.; базилика св. Петра в Риме 195 ф. шир. и 362 дл., а храм Дианы в Ефесе 220 шир. и 425 дл. До сих пор все доказательства Вейнгэртнера основаны были на действительном факте превращения языческих храмов в христианские. Факт этот он считает неопровержимым доказательством того, что христианская архитектура произошла из языческой, забывая, что это факт исключительный, что превращение языческих храмов в христианские начали совершаться уже в позднейшее сравнительно время, когда христианская архитектура уже существовала и что при этом языческие храмы терпели значительные изменения. Далее он переходит к сомнительному и слишком обобщенному положению о влиянии греко-римского культа на культ христианский и на нем старается построить новое доказательство в пользу своих предположений. Сначала он усиливается доказать это общее положение в той надежде, что, если будет доказано оно, то заключающееся в нем частное о влиянии устройства языческих храмов на устройство христианских будет ясно само собою. Доказательства его заключаются в перечислении некоторых христианских обрядовых действий и обычаев, имеющих некоторое сходство с языческими и следовательно, по его мнению, заимствованных христианами из языческого культа. Так употребление освященной воды перед входом в храм, и доселе сохраняющееся в католической церкви, имеет свой первообраз в подобном же обычае язычников. Почитание местных святых есть прямое наследие языческого почитания местных героев. Обетные приношения, вечные лампады, восковые свечи перед алтарем, курение фимиама суть обычаи, перешедшие в христианское богослужение из греко-римского. Процессии, или крестные ходы, праздник освящения храма, обычай украшать церкви цветами, инструментальная музыка в католической церкви – все это заимствовано из греко-римского культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Мы увидим дальше, что подобные каменные тумбы найдены в одном месте за Иорданом и называются преданием «приношениями пилигримов ради исполнения желаний». Таким образом, это были обетные приношения божеству, по случаю трудных обстоятельств жизни. В арабском языке слово Нузб, столб, означает также болезнь, несчастье, т. е. камень, олицетворяющий известную болезнь или несчастие, которые, однако ж, хотели предотвратить обетными приношениями. Подобным образом в древних финикийских надписях хамман (камень) сливается с представлением божества, посылающего несчастье или болезнь; имя хаммана входит в состав имени божества Ваал-Хамман. 215 Финикийские надписи подтверждают и то, что хамманы-камни были обетные приношения ( ). Обращает на себя внимание употребление термина хамман в библии всегда во множественном числе. Это показывает, что таких хамманов при жертвенниках Ваала было большое количество. И ныне найденные за Иорданом так называемые обетные «столбы лагеря богомольцев», serabit el-Mehattah, 216 расположены большими группами. Впрочем, в надписях, встречающихся на самих этих камнях, употребляется термин хамман и в единственном числе. По иудейскому преданию, хамманы ставились не только в культовых центрах, посвященных имени Ваал-Хаммана, но и во всех случайных местах; даже на крышах домов встречались некоторые виды хамманов. 217 Во всяком случае можно считать несомненным, что хамманы принадлежат к типу менгиров. Нельзя согласиться с Кондером 218 что библейские хамманы могут быть каменные диски, открытые им за Иорданом. Правда, что имя хамман имеет связь с поэтическим именем солнца хамма; но это последнее имя изображает вовсе не диск солнца, а его луч или жало солнца. Кажется, что к термину хамманы имеет отношение еще термин песилы (( ) собственно истуканы), также употребляющейся во множ. числе, а в Суд. 3:19, 26 употребленный в значении собственного имени места (по близости Галгал): «прейде Аод Идолы и спасеся в Сетирофе». Некоторые исследователи считают возможным видеть здесь каменные столбики в виде бетилей, хотя в других случаях песилы могли быть и металлические.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Сама клятва эта, уже упомянутая нами выше, читалась так: клянусь камнями, которые в Суаире. 543 Слово Суаир значит круг (уменьшительное), но употребляется как собственное имя круга священных камней Мекки, подобно тому как слово Енак, ожерелье, было собственным именем круга менгиров рассматриваемой нами мегалитической группы, откуда и вся возвышенность, занимаемая группою, получила имя бугра Енак. Еще далее. В рассматриваемой мегалитической группе, кроме кругов, есть еще так называемые аляйнменты, пряморядные аллеи из тех же менгиров, но при этом не видно их непосредственного отношения к кругам в качестве приводящих к ним аллей; скорее их можно сравнить с колоннами, наполняющими передние части древних храмов в виде целого леса. Менгирные столбы, нужно думать, были обетные приношения, подобно тому как многие из колонн позднейших сирийских храмов, наполнявшие их дворы, также были обетными приношениями частных лиц, о чем свидетельствуют и имеющиеся на таких колоннах надписи. 544 Конечно, обетные приношения имели особенное назначение в данной группе и главным образом касались дел Венеры. У Геродота 545 есть свидетельство, что в Пэонии (часть нынешней Румелии), в селении на сваях, находившемся на озере Прасиад, в IV или V веке до Р. Хр., был обычай, по которому каждый владетель гарема, за каждую из своих жен, должен был поставить три сваи, привозившиеся с горы Орвиг. Нечто подобное было в обычае при постановке менгиров. По крайней мере в Сирии были сказания о таких менгирах, от стояния которых зависела крепость брачных уз и падение которых сопровождалось растлением нравов. К менгирам обращались бесплодные женщины за плодом чрева. Ряды менгиров, несравненно большого размера, сохранились во французской Бретани и Англии, и до ныне еще связаны с разными практическими суевериями, специально касающимися брачных отношений, так называемыми переживаниями древних языческих верований. Что же касается дольменов, то они и здесь имели то же значение, что и во всех предшествующих группах, значение жертвенников.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но когда его помощники приступили к этому делу, Евграф ослеп и был прощен и исцелился только после того, как дал обет больше не разорять Юдину часовню. Вместе с тем среди лиц, обращавшихся за помощью к Иуде в связи с пропажей животных, Г.Я. Ситников называет и местного священника о. Алексея. Почитание Иуды Конещельского сохраняется на Севере до настоящего времени, причем не только в Лешуконье. В 2011 году молитва с обращением к Иуде была записана на Усть-Цильме: «Микола-святитель, Пресвятая Богородица, явлённа Богородица, прескорбяща Мати Божья Богородица, Казанска Мати Божья Богородица, Дева Мария, Юда ты Трофимович, пресвятая Сомолония [так!], все святые Иоанны, все святы апостоли, все святы угодники, многомилостливы, многожалостливы, скоры помощники, затворники, скоры помощники, помолите Бога об нас, о грешных, сохраните нас и сберегите нас от всякой притчи, от всякой напасти, от злых людей, от диких зверей, огня, меча и моря, ружья, и топора, и ножа». 1685 В Юдину пустынь по-прежнему приходят молиться и просить о помощи, оставляют в часовне обетные приношения: одежды и полотенца, а также свечи, монеты, тетрадки с разными пожеланиями. 1686 г Кроме Иуды почитаются его «духовные братья» Яков Горевший и Оника (Иоанникий), о которых в дневнике Г.Я. Ситникова сведений нет. Могила Якова находится близ с. Белощелье, Оники – в верховьях Мезени, недалеко от с. Латьюга (Удорский район Республики Коми), над этими могилами также установлены часовни. Вблизи с. Вожгора, около 80 км от Юдиной пустыни, на поросшем лесом возвышении, имеется еще один ритуальный объект, связанный с именем Иуды Конещельского – поклонный крест, который местные жители называют «крестом Юды и Оники» или просто «Юдой и Оннкой». Крест установлен на том месте, где согласно преданию Иуда и Оника расстались, после чего каждый из них пошел своим путем. До этого они обошли вместе все селения Мезени, крестили младенцев, освящали часовни, поминальные и обетные кресты. Днем почитания креста, когда к нему сходится особенно много народа, является Троица. В остальное время ходят понемногу – кому как нужно или когда идут мимо по пути в лес. У креста останавливаются, молятся Иуде и Онике, оставляют одежду с больной части тела, навешивают ленточки на деревья. Тематика просьб к «святым угодникам» – а именно так они воспринимаются местными жителями – уже не сводится к возвращению потерявшихся животных, как во времена Г.Я. Ситникова. Старцев могут просить исцелить от болезни, помочь в учебе, работе, в приобретении жилья или даже в сборе грибов и ягод в лесу. Сельские святыни – «крест Юды и Оники» и Юдина пустынь – являются сегодня местами исполнения разнообразных желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этого религиозного значения жертвенного пиршества, называемого во второзаконии веселием пред Иеговою (12:12,18) объясняются дальнейшие предписания, чтобы оно устроялось на чистом месте, и чтобы только очищенные в левитском смысле принимали в нем участие. Так как мясо и хлеб этой трапезы посвящались Иегове; то естественно они должны были охраняться от всякого осквернения, как со стороны местности, так и со стороны участвующих в трапезе. На этом же основании пиршество должно было учреждаться в день самого приношения, и ничто из мяса не должно было оставаться при жертве хвалы до другого утра, а при обетной и вольной жертвах далее третьего дня; оставшееся несъеденным в первом случае в первый день, – а во втором в первый и второй, – сожигалось, а мясо третьего дня было мерзостью (pigul) Лев.7:18 , так как к этому времени в нем могло начаться гниение, а гниющее и разлагающееся признавалось нечистым и оскверненным. Едение такого мяса пред лицем Иеговы было бы так. образом фактическим оскорблением святости Божией, потому едение нечистого жертвенного мяса или и чистого мяса, но находящегося в состоянии легальной нечистоты, запрещено было под угрозою истребления. Различие, какое было сделано между мясом жертвы хвалы и мясом двух других видов шламим, имеет свое основание в том, что жертва хвалы принадлежала к религиозным обязанностям, а ее приношение – к исполнению Божесвенных заповедей, неисполнение ее обнаруживало бесчестную неблагодарность к Иегове Богу. Напротив обетные жертвы не принадлежали к исполнению божественных заповедей, так как обещания нигде не были предписаны; но подобно вольным жертвам выходили из свободной воли и решимости. Поэтому от жертв последних видов дозволено было приносящим более продолжительное наслаждение, чем от жертвы хвалы. Впочем обетная жертва отличалась и от вольных жертв и более приближалась к жертве хвалы, чем к вольной, тем, что в случае, когда дан был обет, приношение ее становилось религиозною обязанностью, неисполнение которой влекло наказание. Отсюда и в отношении к жертве обета, как и ко всем законом предписанным жертвам, необходимым требованием была непорочность жертвенного животного, между тем как для вольной жертвы дозволено было употреблять животное с пороком несоразмерно длинных или коротких членов. Так как этот последний жертвенный дар приносился по совершенно свободному влечению, то это свободное решение могло прикрыть недостаток, конечно, если вообще он не противоречил цели или значению жертвы. Понятно, что человек, влекомый своим сердцем принести в жертву дар, не требуемый законом, сам собою брал для этого лучшее животное, какое имел. § 52. IV. Жертва хлеба и жидкостей. Ее материал и обряд

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

263 См. Т. I, стр. 592. Тоже по всей вероятности первоначально было причиной развития кастических понятий и в Индии. Так же, стр. 273, 274. 264 Материал этот составляли частью животные, частью вещества растительные. Из первых – скот стад, рогатый и мелкий – овцы, козы; и птицы, именно горлицы и голуби, последние от бедных; для жертвоприношения избирались животные беспорочные, т. е. не имевшие телесных недостатков. Из последних – хлебные произрастания в разных видах: колосьями, мукой и пресными хлебами, вместе с елеем и солью. Для возлияний употреблялось вино темно–красного цвета. 265 Греки были уверены, что боги нисходят на жертву и обоняют ее запах. См. Т. II, стр. 522, 523. 269 Жертвы, предписанные Моисеем, по своему материалу разделяются на кровавые (жертвы заклания животных) и бескровные (хлебные приношения и возлияния). Кейль разделяет их по цели и значению на жертвы, которыми испрашивались человеку примирение и благость Божия, и на жертвы, которые приносились теми, кто получил милость Божью; к первой категории он относит умилостивительные жертвы греха и вины, ко второй – всесожжения и жертвы спасения или благодарения, из которых последние в свою очередь разделяются на жертвы хвалебные, обетные, вольные и жертвы хлеба и возлияния (Археол. Ч. I. стр. 269, 270). Нам нужен только общий смысл жертв и их выдающееся значение по сравнению с жертвами языческими. 271 Тот же смысл имела, конечно, и жертва освящения всего народа при заключении самого завета. Одной половиной крови Моисей окропил жертвенник, а другой – прочитав вслух книгу завета и взяв слово с народа быть послушным Господу – он окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами ( Исх. 24:6–8 ), т. е. вот символ того, что союз ваш с Богом скреплен и вы приняты в Его милость. При освящении священников через жертву греха, тоже самое, священники делались достойными присутствия Божия. 272 Оценка эта, по замечанию Кейля (Археол. Ч. I. стр. 297), имела только символическое значение, так как действительная стоимость различных, одинаково беспорочных баранов не могла много разнообразиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010