Если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши. Я не приму их, и не призрю на обетныя жертвы (vota) из тучных [тельцов] ваших. LXX: Я возненавидел и отверг праздники» (или «торжества») «ваши и не буду обонять [жертв] в собраниях ваших. И если вы принесете Мне всесожжения и жертвы, Я не приму [их], и не призрю на жертвы за ваше спасение.    Это говорится собственно против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот, поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу. Ибо я полагаю, что не относительно жертв, приносившихся тельцам в Дане и Вефиле, Он сказал: «если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши, Я не приму их.» Возненавидел же Бог, и не только возненавидел, но и отверг праздники тех, которые убегают от льва и попадают на медведя, входят в дом и уязвляются змеею, потому что они совершают не Божии праздники, но свои праздники, как говорит Господь: «Я возненавидел и отверг праздники ваши.» Ему неприятно собрание подобного рода людей. Он не принимает запаха жертв их за благоухание приятное, Он отвергает все дары их и не призирает на тучные обетные жертвы. Это произойдет не только с людьми того времени, но и с нами, если мы будем совершать подобного рода проступки и если будем думать, что, принося Богу то, что приобретено нами посредством хищений, клятвопреступлений и преступлений, искупаем свои грехи, между тем как мы читаем, что Закхей воздал вчетверо за то, что он похитил, и половину имения отдал из того, что приобрел честным путем (Лук. гл. 19). Ибо он не прежде мог принести дары Богу из того, что было приобретено худым путем, как по вознаграждении хозяев, и после того должен был исполнить слова Писания: «чти Господа от праведных твоих трудов» (Притч. Сол. 3:9), и: «избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. Сол. 13:8). Бог не принимает приношений по обетам из платы блудницы (Второз. 23:18). Наоборот, праведный может сказать: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо я полагаю, что не относительно жертв, приносившихся тельцам в Дане и Вефиле, Он сказал: если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши, Я не приму их. Возненавидел же Бог, и не только возненавидел, но и отверг праздники тех, которые убегают от льва и попадают на медведя, входят в дом и уязвляются змеей, потому что они совершают не Божии праздники, но свои праздники, как говорит Господь: Я возненавидел и отверг праздники ваши. Ему неприятно собрание подобного рода людей. Он не принимает запаха жертв их за благоухание приятное, Он отвергает все дары их и не призирает на тучные обетные жертвы. Это произойдет не только с людьми того времени, но и с нами, если мы будем совершать подобного рода проступки и если будем думать, что, принося Богу то, что приобретено нами посредством хищений, клятвопреступлений и преступлений, искупаем свои грехи, между тем как мы читаем, что Закхей воздал вчетверо за то, что он похитил, и половину имения отдал из того, что приобрел честным путем ( Лк19:8 ). Ибо он не прежде мог принести дары Богу из того, что было приобретено худым путем, как по вознаграждении хозяев, и после того должен был исполнить слова Писания: чти Господа от праведных твоих трудов ( Притч3:9 ), и: избавление мужа души свое ему богатство ( Притч13:8 ). Бог не принимает приношений по обетам из платы блудницы ( Втор23:18 ). Наоборот, праведный может сказать: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ( Пс140:2 ). Эта молитва была вменена Иуде предателю в грех, потому что он не имел благоухания, но чрез свои дела говорил: воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего ( Пс37:6 ). Все это мы можем сказать и относительно еретиков, которые, убегая от льва, попадают на медведя, и вошедши в дом, который они считают церковью Божией, опираются о стены, самими ими построенные, и уязвляются змеей; тьма и мрак лишают их света и дня, так что тьма делается непроницаемой, и погибают первенцы их. Бог ненавидит и отвергает жертвы их, и всякий раз, как только они собираются во имя Господа, Он отвращается от смрада их и не обоняет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, все имея от Него, мы должны за все благодарить Его, Ему слава во веки веков. Аминь. Глава XXXIX Безумные, несмысленные, глупые и невежды смеются и ругаются за это над нами, желая самих себя возвысить в собственных мыслях своих. Но, что может смертный, или какая крепость в земнородном? Ибо написано: «не было образа перед глазами моими; но я слышал только тихое веяние и голос: что же? будет ли человек чист перед Господом или в делах своих непорочен, если Он на служителей Своих не полагается и в ангелах Своих усматривает недостатки? небо нечисто перед Ним; тем менее живущие в бренных храминах, из числа которых и мы сами, образованные из того брения. Как бы моль поела их, и от утра до вечера их уже нет: оттого, что не могут помочь самим себе, они погибли. Дунул на них, и погибли, потому что не имеют мудрости. Призови же, если услышит тебя кто-нибудь, или, если увидишь кого из святых ангелов. Ибо безумного губит гнев и глупого умерщвляет рвение. Я видел безумных укореняющихся, но тотчас истреблено было их жилище. Будут сыны их далеко от спасения и будут презрены при дверях меньших, и некому будет спасти их. Ибо, что они собрали, съедят праведные, сами же от зол не будут изъяты» ( Иов.4:16– 21; 5:1–5 ). Глава XL Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного знания, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также, где и через кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа. Глава XLI Каждый из вас, братья, пусть благодарит Бога за свое собственное положение, храня добрую совесть, и, с благоговением не преступая определенного правила служения своего. Не повсюду, братья, приносятся жертвы непрерывные, или обетные, или жертвы за грех и жертвы повинности, но только в Иерусалиме, и там не на всяком месте совершается приношение, а перед храмом на жертвеннике, после того, как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными служителями. Те же, кои делают что-либо вопреки Его воле, наказываются смертью . Видите, братья, чем большего удостоены мы ведения, тем большей подлежим опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не трудно отличить и женскую грудь, поврежденную арабами. Вверху, на месте срубленной головы, выдолблена чаша, долженствовавшая заменить чашу, бывшую в руках каменной бабы, отбитую вместе с кистями руки. 602 Что же касается следов гиероглифических знаков, которые думали открыть здесь Шумахер и Ерман, 603 то это частью метки арабских племен, делаемые ими на выдающихся мегалитических памятниках, частью остатки тех разводов, какими обыкновенно разделаны каменные бабы, частью следы действия времени, потому что и в своем вели камень Иова не защищен от дождей. Не удивительно, что из соединения таких знаков на камне Иова вышло небывалое имя божества (охнацпан), не известное ни в Египте ни в семитическом мире, и обрисовалась голова египетского божества поставленная en face!!! По мусульманскому преданию, этот камень, переделанный из скифской статуи, указывает место страданий Иова в его поражении проказою; поэтому здесь ищут исцеления больные. И с таким своим значением данное место восходит к значительной древности. Мечеть, покрывающая камень, как думают, принадлежит арабскому до-мусульманскому времени или, точнее говоря, времени так называемой хауранской архитектуры. В том же Шех-Саде указывают еще гробницу пророка Иова и жены его, в другой мечети, макам Эйюб, в виде двух оштукатуренных кенотафиумов. Тряпки различных цветов, привешенные здесь на хворостинах, суть «свидетельства» богомольцев, заменяющие кэрны и кехакиры. В 150 шагах от менгира Иова, на юг от города, есть другой древний менгир, 6 футов высоты, по имени Ханзир, замечательный тем, что с ним предание связывает легенды о кладах. Как передают путешественники, посещавшие это место, грунт вокруг менгира действительно раскопан искателями кладов. Такие предания связаны и с некоторыми другими из древних мегалитов, и, если верить молве, при многих дольменах действительно было находимо серебро и золото. На основании обличительной притчи: 604 не давай серебру твоему заржавить под камнем на погибель, можно думать, что, кроме обыкновенных жертв мегалитического культа, к священным камням приносили обетные приношения в виде золота и серебра, которые закапывались в священный грунт, при камнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но все эти их черты не мешают другим сторонам культа быть эстетическими. Они – эти идолы – освящены древностью и вера в них видит не их грубую внешность, а их высокую внутреннюю сущность. В Индии размеры идолов Будды определялись по такому масштабу. Указывали где-либо отпечатавшуюся ступню Будды размером в косую сажень, по закону о пропорциях человеческого тела делали расчет, каков должен быть Будда, и воздвигали громадного идола. Громадные идолы Будды находятся и в Японии, например, гигантский идол в Киото. Для выражения идеи восточная фантазия не стесняется прибегать к грубому символу. Божество милосердия, чтобы успешно помогать, должно обладать множеством рук. Его и наделяют таковыми. Изображение выходит чудовищным, между тем оно должно было служить выражением доброй мысли. Наконец, предмет тем более священен, чем более он древен, между тем искусство, чем древнее, тем хуже. Отсюда древние изображения Кваннон (японское название, тождественное Кван-ин – китайскому) безобразны. Почему о японцах и говорят, что в награду за все добро, получаемое от доброй богини, японцы наделили ее мерзкою наружностью. Храм этой богини в Токио есть одно из самых величественных буддийских сооружений в Японии. Буддийские храмы бывают обыкновенно окружены двором, в который ведут одни или двое ворот. В воротах стоят два идола, выкрашенные один в красную, другой – в зеленую краску. Это – стражи храма, стражи 4-х стран света, красный и зеленый дьяволы. Вид их очень непривлекателен. В других воротах, если таковые бывают, ставятся изображения грома и ветра. В токийский храм Кваннон ведут двухэтажные ворота в десять сажен высотою. От ворот уже выступают обетные приношения. Гигантские и безобразные соломенные сандалии, повешенные на решетке у входа, свидетельствуют о благочестии какого-либо крестьянина, исцелившегося от болезни ног благодаря Кваннон. По двору ходят петухи, куры, голуби. Они кормятся благочестием богомольцев. Развешены афиши и рекламы разного рода (о хорошей водке саке). На дворе находится бассейн, где совершаются умовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Поморские кресты — Есть ли какие-то особенные христианские традиции, присущие именно поморам? Протоиерей Андрей Близнюк. Поскольку в большинстве своем поморы были мореходами, которые на своих суденышках-кочах и карбасах покоряли просторы Ледовитого океана, они ревностно почитали святителя Николая Чудотворца. У них даже была поговорка: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». То есть практически все монастыри, храмы и часовни вдоль берегов водного пути из Холмогор до города Кола, исторического центра Кольского полуострова (а это 1500 км), посвящались святителю. И в наши дни во многих домах на Севере обязательно есть его иконы, ему молятся перед дальней дорогой, прося заступничества в пути. В некоторых деревнях в советское время традицией было собираться с друзьями и родственниками в престольные праздники, которые до революции отмечались в этом месте. Так, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введеньев день) был «съезжим праздником» в Погорельце вплоть до 2000-х годов. Еще один феномен Поморья — высокие обетные (или оветные) и поклонные поморские кресты. Многие из них возвели монахи Соловецкого монастыря перед выходом в море или после окончания промысла. Часть их служила навигационными знаками и вносилась в лоции. Поморы ставили кресты и на островах, где они вели морской промысел, обозначая свое право на эту территорию. На кресте всегда вырезали молитвы, чаще всего «Да воскреснет Бог». Очень интересно о поморских крестах пишет в своей работе «Деревянные кресты Русского Севера» исследователь-этнограф А. Б. Пермиловская. У поклонного креста молились и благословлялись перед выходом в море, обетные кресты ставились в знак благодарности Богу в непосредственной близости от места своего спасения, иногда возле своего дома. Кресты ставят и в наши дни. Девятнадцать лет назад я освятил такой в селе Березник. Часть старых крестов находится в музеях на архангельской земле, а где-то они все еще стоят под открытым небом. В советское время сельчане не давали властям их уничтожать, хотя нередко святыни подвергались осквернению безбожников.

http://e-vestnik.ru/interviews/ot_holmog...

Успенский собор в Москве До XV века церкви строились холодные. Новгородский архиепископ Евфимий, сколько известно, первый стал строить тёплые церкви. Количество каменных церквей в городах увеличилось в сравнении с деревянными. В городах деревянными церквами были обетные, которые строились по обету во время каких-либо общественных бедствий. Обетные церкви строились в один день и поэтому назывались обыденными. Впоследствии на местах обыденных церквей строились каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков и назывались заветными. Архангельский собор в Москве Главным украшением и вместе святыней храмов были иконы. Иконы в каменных храмах и священные изображения по стенам писались греческими и русскими иконописцами, которые обыкновенно соединялись в дружины или товарищества, имевшие своих старост. Лучшими иконописцами в конце XIV и первой половине XV века были Феофан-грек и иноки Андрониковской обители Даниил-иконник и Андрей Рублёв. Особенно произведения Андрея Рублёва высоко ценились современниками. Отцы Стоглавого собора указывали на произведения Рублёва, как на образцы для русских иконописцев. Искусство иконописания было значительно распространено между духовными лицами. Некоторые митрополиты (свв. Пётр, Макарий, Афанасий), епископы, настоятели монастырей, иноки и другие духовные лица занимались иконописанием. При написании икон иконописцы следовали византийским образцам, но некоторые, неискусные, допускали отступления от этих образцов и свои самоизмышления. Стоглавый собор постановил, чтобы иконописцы писали иконы с древних образцов, а не по своим догадкам, запретил заниматься иконописанием людям неискусным и худой нравственности и повелел архиереям чрез особых мастеров наблюдать за всеми иконописцами. Некоторые из древних икон прославились чудотворениями, а некоторые были явленными. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская прославлена чудом во время жизни св. Прокопия Устюжского. Когда св. Прокопий молился пред иконой Богоматери об избавлении Устюга от гнева Божия, от неё истекло благоуханное миро, и город был спасён от гибели 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Москва, имея в окрестностях своих материалы для каменных строений, еще не имела своих искусных зодчих и каменных мастеров. Те и другие, по большей части, были Греки или Псковичи, славившиеся тогда своими мастерами, учениками Немецких художников 25 . Церковное зодчество, заимствованное вместе с Христианскою верою у Византии, в последствии усвоило себе в России все то, что имело сродство с природою и духом народа, с особенными целями и побуждениями к созиданию; но первообразом служили Византийские церкви для Русских 26 . Как вера освящала начало городов: то первыми памятниками зодчества в Москве были храмы Божии; ими положено основание столице и иерархии. Первую каменную соборную церковь во имя Успения Богоматери заложил С. Петр Митрополит при Вел. Кн. Иоанне Даниловиче, который, почти в тоже время на площади поставил церкви С. Иоанна Списателя лествицы и С. Архангела Михаила, где назначил себе могилу подобно Святителю Петру, соорудившему себе гробницу в Успенском соборе. Таким образом последний храм сделался усыпальницею Святителей, а первый усыпальницею Государей. Вместе с утверждением средоточия Иерархии в Москве началось распространение монастырей и церквей. Кроме Спасоборской обители, основанной В.К. Иоанном Даниловичем при церкви Преображения на Великокняжеском дворе, в XIV веке, в Кремле положено было основание Чудову и Вознесенскому монастырям, а в Посаде за торгом устроены: Богоявленский, Никола Старой, на Никольском крестце, Рожественский на Трубе, или у Труб, Алексеевский и Высокопетровский; в окрестностях Москвы, кроме Крутицкого Архиерейского дома, Даниловский, который даже относят к XIII веку, Спасосимонов и Спасопреображенский на Старом Симонове, или на Медвежьем озерке (Лисином пруде), и Андроньевский монастыри. Как монастырем (µονας) у новейших Греков также называлась самая церковь 27 , то и в России не только храмы, но и самые погосты около их именовались и доселе именуются монастырями. Церкви обетные служили памятниками великих и важных для народа и Государства событий. Так избавление от голода в Москве ознаменовано сооружением Архангельского собора, а Куликовская победа построением церкви в посаде на Кулижках во имя Всех Святых 28 , Рождества Богородицы на Стрелке, на месте церкви Св. Лазаря в Кремле, недавно открытой в нижнем этаже Теремного дворца, и на старом Симонове. Обетные церкви назывались и обыденными, т. е. строенными обыденкою, в один день, за дарование победы над врагами, или за отвращение какого-либо общественного бедствия

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Обычай строить обетные церкви более и более усиливался. Ему следовали сами великие князья: Иоанн III поставил (1468) в Москве обетную церковь святого Симеона Дивногорца, а Василий Иоаннович по случаю рождения от него сына Uoahha IV поставил (1531) такую же церковь на старом Ваганькове во имя святого Иоанна Крестителя с двумя приделами. Церкви обетные всегда строились из дерева и в один день, отчего и назывались обыденными, в тот же день они и освящались и в них совершалось богослужение. Поводом к сооружению их большею частию служили общественные бедствия, особенно моровая язва: церкви строились тогда по обету и при участии всего народа с целию умилостивить Бога и отвратить Его гнев. Иногда созидалась только одна обыденная церковь, а чрез несколько времени, если мор не прекращался, то созидалась и другая; иногда же строились разом две обыденные церкви. Впоследствии случалось, что на местах этих деревянных обыденных церквей воздвигаемы были каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков, и назывались заветными. Так, в 1537 г. сооружена новгородцами в кремле каменная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, «заветная от мору», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1508 г. и сгоревшей, а через три года Новгородский архиепископ Макарий в кремле же поставил каменную церковь святой мученицы Анастасии, «от мору заветную», на месте деревянной обыденной, построенной еще в 1417 г. по случаю так называемого Анастасиинского мора. Не так скоро установился у нас другой обычай, которому начало положил Новгородский архиепископ Евфимий в 1439 г., – обычай созидать теплые церкви или, по крайней мере, теплые приделы к ним. В продолжение целого столетия такие церкви устроялись только в наших монастырях, а из приходских церквей в Новгороде первая была церковь Мироносицкая у которой устроен был теплый каменный придел во имя Сретения Господня в 1538 г. Зато в последней половине XVI в. обычай этот был уже довольно распространен по всей Новгородской области и теплые церкви встречаем не только в монастырях, но и во многих небольших селах и погостах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010