«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Г. Агафонниковым и Р. С. Леденевым). И для меня самой высшей оценкой было, когда он сказал: «Володя, ты знаешь, чем мне нравится звучание твоего смешанного хора в Америке? Тем, что оно очень похоже на звучание твоего мужского хора на Подворье». Что имеется в виду? Что тут, в самом глубоком смысле этого слова, смиренно спел женский состав хора имени Патриарха Тихона. Именно с женскими голосами очень часто бывают проблемы по разным причинам. Ведь такое явление, как смешанный хор, когда партии высоких голосов исполняют женщины, а не мальчики, сравнительно недавнее, ему чуть больше ста лет в России. И надо суметь убедить женский хор петь так, чтобы отдельные голоса не звучали громче других, чтобы сопрано не давили своим звуком, а пели светлым, прозрачным и красивым, как голубое небо, звуком и так далее... Слава Богу, что американцы откликнулись на эти призывы и запели так, как это принято в нашей русской традиции. Когда меня спрашивают: «Чем ваше пение отличается от всех остальных?», я отвечаю: «Не знаю, чем оно отличается. Я могу сказать, что в нем соединяется». И говорю о двух вещах. Первое - это Синодальная традиция. Она идет от Синодальной школы через Московскую консерваторию. Многие профессора из Синодального училища перешли потом преподавать в Московскую консерваторию и пронесли эту церковно-певческую практику через весь XX век. Среди наиболее известных имен - композиторы и дирижеры Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский. К их числу можно отнести и А. В. Свешникова. Так что эта традиция была донесена до наших дней трудами этих людей. И второй момент - это пение хора Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Этот человек - певчий в четвертом поколении, то есть он, как говорится, с молоком матери впитал в себя, что такое петь на клиросе. И он фактически создал свою школу, вобравшую в себя и традицию Синодальной школы, и монастырские наработки. Вторая линия, именно монастырского пения, очень серьезная. Если пение Синодального хора мы можем отнести к пению обычных светских людей, которых научили одухотворенно исполнять церковную музыку, то в случае с отцом Матфеем поют монахи и семинаристы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Я думаю, именно школа Свешникова помогла Павлу Анисимову стать регентом Архиерейского хора во Владимирском Успенском соборе. И даже когда Павел переехал в Москву, его приглашали дирижировать этим хором по большим праздникам. И еще об одной русской традиции, сохраненной Свешниковым, – исполнения русской народной песни. Александр Васильевич сделал множество переложений песен для хора, издал несколько сборников. Сейчас настоящую русскую песню услышишь очень редко. Разве что на хоровом концерте в консерватории. В гораздо большем «почете» карамельные пляски, разухабистый крик – «Маруся, раз–два–тры, калына». Нет, русская песня совсем другая. Вы вслушайтесь: «Светит светел месяц высоко – не низко, далеко – не близко…» Сколько тонкого изящества, легкой грациозности, шутки. Там ведь, во чистом поле девка просо полет, белы руки колет. А ехал мимо молодец, решил снять рукавицы, подарить девице, чтоб рук не колола. Или вот это: «В темном лесе, в темном лесе, за лесью, за лесью, распашу ль я пашенку…» Какое стройное многоголосие в исполнении хора Свешникова. Такое же, как в «Благословен еси, Господи» из «Всенощного бдения» Рахманинова. А вот истинный шедевр: «Ах ты степь широкая, степь раздольная». Вот она, степь огромная, безграничная. И вот русская душа свободная, устремленная к Богу. Ах, как это похоже на музыку Рахманинова. Да-да, та же свобода безграничной души во «Всенощном бдении», во второй части «Благослови, душе моя, Господа». Душа ведь у человека одна и в храме, и в жизни. Вечно стремящаяся к Богу. Об этом пели русские хоры под управлением Александра Васильевича Свешникова. Александр Трушин Справка Александр Васильевич Свешников (1890–1980) – народный артист СССР (1956), Герой социалистического труда (1970). В 1913 г. окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 г. работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 г. руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х гг. – один из самых известных в Москве церковных регентов (храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1936 гг. руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936–1937 гг. – художественный руководитель Государственного хора СССР; в 1937–1941 гг. – художественный руководитель Ленин­градской капеллы. С 1941 г. – снова руководитель Государственного хора СССР.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/26/vera_o...

Слабая осведомленность священнослужителей (всех рангов) в системе русского богослужебного пения, а у регентов (даже хорошо музыкально образованных) – в области литургики, истории и системы богослужебного пения Русской Православной Церкви создавали благоприятные условия для развития и дальнейшего углубления противоестественного разделения хорового богослужебного пения и самого богослужения. Этому также до известной степени способствовало то, что на регентско-учительских курсах, которых в начале XX в. возникло немало в разных более или менее крупных городах России, не делалось существенного различия между церковным и светским хоровым делом; по большей части упускалось из виду, что богослужебное пение есть совершение богослужения и что богослужение не есть концертное выступление хора, а именно богослужение , где пение хора является заменой пения всех предстоящих и молящихся – равно как пение одного псаломщика является заменой пения всех присутствующих или хора певчих 887 . После Кастальского одним из наиболее выдающихся духовных композиторов московской школы, имевших свое особое стилистическое направление (особенно характерна насыщенная многозвучность), является Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944). П.Г. Чесноков родился в г. Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. В 1895 г. при директоре Синодального училища и Синодального хора С.В. Смоленском, он окончил это училище с золотой медалью. П.Г. Чесноков так вспоминает о своих первых композиторских опытах 888 : «Я писал свой первый большой концерт для хора с любовью и прилежанием. Но всякий раз на очередном уроке композиции и теории С.В. Смоленский спокойно перечеркивал карандашом написанное и говорил: «Это – не то». В конце концов я был близок к отчаянию. Но вот однажды я шел по улице, думал о своем неудачном сочинении, и вдруг меня осенило! Как будто предо мною отворилась закрытая дверь. Я постоял мгновение и затем бросился бежать. Москвичи, вероятно, с удивлением смотрели на долговязого юношу, бегущего со счастливым лицом по Кузнецкому мосту. Всю ночь я писал. А утром С.В. Смоленский, внимательно проиграв сделанное мною, встал, обнял меня, поцеловал и сказал: «Поздравляю тебя». И действительно, это было одно из лучших моих сочинений!».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все начиналось еще при Владыке Лонгине, когда больших успехов достигла наша воскресная школа. Она явилась своего рода корневой системой для тех коллективов, которые сейчас поют на богослужениях как отдельно, так и в составе сводного смешанного хора Подворья. Просто перечислю наши хоры. Это мужской профессиональный хор, братский хор, мужской любительский хор, женский любительский хор, детский хор воскресной школы от пяти лет (там совсем малыши), хор мальчиков и хор девочек хоровой школы, смешанный юношеский хор. Одного только любительского хора три состава. Первый из них - это подготовительная группа, куда прихожане просто приходят, когда могут, без строгой посещаемости, как в других хорах, и поют вместе. И два других находятся непосредственно в моем управлении, певцы этого хора являются моими учениками по постановке голоса, сольфеджио, гармонии, полифонии, дирижерской и регентской технике. Хоровой класс для двух групп этого любительского хора проводит тоже мой ученик Михаил Шошин. Это, скажем так, хор средних возможностей и хор высоких возможностей. Хор высоких возможностей уже входит в состав нашего профессионального хора и даже принимает участие в Патриарших богослужениях и концертах. Когда мы все это начинали, я держал у себя перед глазами как образец мою родную Московскую консерваторию. Там все это очень хорошо представлено. Плюс еще опыт отца Матфея в Лавре, где тоже много хоров: хор семинаристов, хор регентской школы, смешанный любительский хор с подключением профессионалов - тоже достаточно разветвленная сеть. Наш хор в общей массе достигает порой восьмидесяти человек. На наших концертах духовной музыки мы часто делаем так: представляем разные хоры друг за другом по очереди, они исполняют сольные программы, потом они все вместе выходят на сцену и поют одно-два песнопения сводным хором под моим управлением, демонстрируя, что мы все вместе тоже поем, не только по отдельности. Это знаете как? Ручейки, ручейки, и потом - большая река. - И все они поют за богослужением? - Все.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Владыка часто бывал на концертах хора в Москве. Особенно запомнился концерт в Малом зале консерватории, на который он пригласил выдающихся писателей России: Виктора Астафьева, Василия Белова, Валентина Распутина, Владимира Крупина, а также кинорежиссера Никиту Михалкова и других знаменитых деятелей культуры. Это было приблизительно в 1987 году. Впервые после революции на светской сцене появился церковный хор. Черные церковные облачения вызвали у директора зала сильный испуг. Но всё обошлось. Итоговыми работами хора были записи на компакт диски: Всенощного Бдения пр. Иосифу Волоцкому , Знаменной Литургии, Строчной Литургии, Пасхального канона демественного и греческого пения, Песнопений Великого Поста знаменного, демественного, строчного распевов, Песнопений Рождества Христова знаменного и строчного распевов и другие. 13 компакт-дисков было выпущено в Париже на фирме «Opus III», три в Москве, один в Польше. Деятельность хора вызвала большой резонанс в церковной среде. При монастырях в самых отдаленных областях России стали образовываться большие хоры, поющие за богослужениями древнерусским распевом. Стали появляться курсы по изучению знаменного пения. По мнению международной критики, хор «Древнерусский распев» совершил переворот в представлении о русской певческой культуре, которая традиционно связывалась в Европе с композиторами XIX-XX веков, и мало кто знал, что XV-XVII века в России были расцветом профессионального церковного искусства. В наших достижениях, безусловно, огромная заслуга Владыки Питирима, который вовремя поддержал зарождающееся духовное движение. Анатолий Гринденко , регент хора «Древнерусский распев» Музыкальная редакция Издательского отдела Московского Патриархата Воспоминания о митрополите Питириме я хочу начать с того момента, когда регентом хора храма в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке стала Ариадна Владимировна Рыбакова. Произошло это так. В начале 1970-х годов наш приход перед праздником Пасхи остался без регента. Владыка поручает Ариадне Владимировне руководить хором во время богослужений на Страстной седмице и на Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (Дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси. П. п. и великокняжеские (затем царские) государевы певчие дьяки были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности П. п. сохранились от кон. XVI-XVII в. Хор митрополита всея Руси по сравнению с государевым был более древним; вероятно, он возник в период учреждения Русской митрополии. В Чине поставления епископов 1456 г. указывается, что певцы митрополита исполняли «стих некый», «Многа лета» и проч. (ААЭ. Т. 1. С. 470, 473). От времени митрополии сохранились лишь неск. имен певчих дьяков и краткие сведения об их деятельности. После введения в 1589 г. Патриаршества хор стал именоваться патриаршим. Структура хора П. п. Структура хора П. п. была строго иерархическая, он состоял из особых подразделений - станиц . Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а нередко и местом внутри станицы. В Чине избрания митр. Иоасафа (Скрипицына) (февр. 1539) указано, как действовали и что пели «митрополичи дьяки обе станицы», упоминаются подьяки (Там же. С. 158-160). В описании событий, связанных с поставлением 1-го патриарха всея Руси Иова (янв. 1589), также говорится о 2 станицах патриарших певчих дьяков - «большой» и «другой», исполнявших во время торжественных приемов славники и «стихи избранные». Отмечается, что после дьяков велено было «петь подьяком всем по чину» (РИБ. Т. 2. С. 319-323). Поскольку документы митрополичьих и патриарших приказов сгорели в московском пожаре 1626 г., восстановить структуру и состав хора более раннего времени можно только по материалам государева Казенного приказа и монастырей. В 1585/86 г. на Рождество Христово в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь приходили славить 3 станицы хора Российского митрополита и трое самых молодых подьяков того же хора, исполнявших роли вавилонских отроков в пещном действе . В 1605/06-1606/07 гг. келарь и казначей Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря жаловали «славлеными деньгами» 7 станиц П. п., а в следующем году - 4 станицы (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 121а - 122; Ф. 1192. Оп. 2. 15. Л. 54 об.; 16. Л. 118 об.-119; 19. Л. 158-158 об.). Т. о., уже в нач. XVII в. патриарший хор делился на 7 станиц.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Что нынешняя мечеть Кахрие – Джамиси 299 была в древней Византии известною церковью Monèh t%hv Céwrav, можно считать теперь несомненным. Это доказывается уже положением мечети между развалинами Текфур – Сарая – древнего дворца tèa Kéurou и Адрианопольскими воротами. Но мы, кроме того, в самой церкви над царскою дверью (как называлась входная дверь из нартэкса в храм), находим изображение коленопреклоненного перед Христом Феодора Метохита, который, именно по словам византийских историков, обновил и украсил монастырь в «Хора», а по сторонам благословляющего Христа читаем надпись: céwra t%wn zéwntwn, в которой заключается явный аллегорический намек на имя монастыря, украшенного во славу Спасителя. Что монастырь этот был основан еще в древнейшую эпоху Византии, видно также из этого названия: monèh t%hv Céwrav – то есть загородный монастырь, обитель в поле, «fuori le mura», «за городскими стенами» и т. п. Кодин объясняет так 300 : назвался же монастырь в «Хора», потому что у Византийцев там было поле, подобно тому как и монастырь Студийский и Ксирокерама находились тоже «за городом». Употребление слова céwra в смысле свободных, пустых полей, обязательно сохраняемых от застраивания на некоторое расстояние вне городских стен (по закону, имевшему полную силу в Византии) в отличие от латинского Campus, пустого места внутри городских стен 301 , засвидетельствовано византийскими писателями 302 , равно как и помещение нашего монастыря уже внутри стен города лишь в позднейшую эпоху взятия Константинополя составляет несомненный факт 303 . Наконец точно известно посвящение монастыря «Хора» во имя Спаса, о чем свидетельствуют ясно некоторые византийские историки 304 , и что согласуется с мозаическими изображениями Христа над входною и царскою дверями. Совершенно в ином положении оказывается самая история монастыря «Хора», которая, не смотря на обилие свидетельств, представляется с начала и до конца крайне смутною. Быть может, Кодин знал какие – либо предания, или нашел иным путем сведения об основании монастыря, когда он утверждает, что монастырь в «Хора» был сперва только часовней (euktéhrion), а затем будто бы зять императора Фоки, префект Приск (или Крисп), постриженный Ираклием и заключенный в этот монастырь (где и умер в 612 г.), построил церковь его уже в большом размере, украсил и всячески одарил на свой собственный счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Е.П. Ювалова. Церковь Сен-Дени 42 Романская эпоха была эпохой экспериментов, чрезвычайно обильной плодотворными идеями и находками, которые, однако, возникали в разных областях и даже на разных этапах развития романского стиля. Готика отобрала некоторые из них, свела воедино, развила, переосмыслила и сделала основополагающими элементами своей системы. Так, нормандская архитектура дала готике нервюрные своды, трехчастное деление стены главного нефа храма, композицию его главного фасада, Бургундия – темы и композиции скульптурного декора, клюнийская архитектура паломнических церквей – план хора с обходом и венцом капелл. Но в корне неправильно было бы представлять процесс сложения готики только как эволюционный. Возникновение готики явилось революцией в смысле резкой смены эстетики, кардинального изменения эмоциональной тональности и эмоционального диапазона искусства. Изначальным импульсом для возникновения готики было стремление увидеть новый художественный образ, и оно проявилось сразу, внезапно. Хор представляет собой в структурном отношении столь же новаторское сооружение, как и фасад. В художественном же отношении он был более значительным достижением. Невюрные своды, примененные еще в нартексе, в хоре получили сложную и богатую разработку. В сводах хора… поняты и продемонстрированы все технические преимущества и эстетические свойства новой конструктивной системы. Не менее новаторский характер имеют план хора и трактовка его завершения. Радиальные капеллы, окружающие двойной обход, соединены, почти слиты друг с другом и снабжены большими окнами, благодаря чему дискретные трехмерные формы колонн рисуются на сплошном световом фоне. Эта структура, названная X. Янтценом «диафанной», стала специфичной для готического собора структурой его главного нефа и хора. Цветной свет витражей в капеллах хора… впервые выступил в новом и отныне постоянном для него качестве – как фактор, определяющий наравне с архитектурой художественное впечатление, производимое интерьером готического храма (здесь имеется в виду собор святого Дионисия (Сен-Дени) в Париже, 1137–1144 годы. – Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

В начале 90-х годов отец Моисей благословил своего келейника, в то время – иеромонаха Варнаву (Столбикова), стать насельником Свято-Смоленской Зосимовой Пустыни, находящейся на территории П-ой части инженерных войск. Ныне игумен Варнава является ректором Свято-Зосимовской высшей Духовной певческой школы, настоятелем воинского храма во имя святого благоверного князя Даниила Московского, основателем и руководителем Православного солдатского хора инженерных войск «За веру и Отечество». Хор становился лауреатом международных конкурсов православной музыки во многих городах РФ и за рубежом. Неоднократно хор участвовал в Патриарших Богослужениях и в составе сводного хора в параде Победы на Красной площади. Боголюбовские чтения в МЭИНа XI Боголюбовских чтениях в МЭИ в аудитории 3-401, где профессор Боголюбов много лет читал лекции по ТОЭ, выступил солдатский хор «За Веру и Отечество». Зал лекционной аудитории МЭИ имеет прекрасную акустику, и выступление хора участники чтений слушали затаив дыхание и с изумлением. В 2018 году исполняется 25 лет со дня создания хора и 21 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится юбилейный концерт хора, где также будут исполнены музыкальные произведения памяти иеросхимонаха Моисея (Боголюбова). Памяти батюшки Моисея посвящена экспозиция в музее подвижников веры и благочестия «Галерея старчества» в храме «Пресвятой Богородицы в Братеево». Среди участников XI Боголюбовских чтений выступал и протоирей Константин Татаринцев, настоятель храма «Вознесения Господня за Серпуховскими воротами», выпускник МЭИ 1994 года, к.т.н., заведующий православным сектором ВВС РФ: «Жизнь иеросхимонаха Моисея, в миру профессора Боголюбова, раскрывает удивительное: ту самую Православную Россию, которая никогда не умирала, не смотря на безбожный XX век и пронизывала все слои общества – от простых бабушек – молитвенниц до представителей интеллигенции, в том числе технической. Его слово живет и сегодня, а добрые семена, посеянные в человеческих душах, всходят».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/es...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010