В 1966 г. окончил среднюю школу, в 1968–1970 гг. служил в рядах Советской армии. С 1970 по 1972 г. учился в Ленинградской духовной семинарии, нес послушание иподиакона митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), одновременно учился в регентском классе при Ленинградской духовной академии (руководитель – проф. Н.Д. Успенский ). 8 июня 1974 г. получил аттестат по специальности «регент хора». Посещал репетиции Государственной академической капеллы им. М.И. Глинки. В 1974–1976 гг. обучался в ЛДА, где, будучи студентом четвёртого курса, был назначен преподавателем церковного пения в семинарии и регентом студенческого хора при храме ЛДА, а позднее – в регентском классе при ЛДСиА. Большое духовное влияние на студента оказал митрополит Никодим. Многое почерпнул А.И. Елецких у семинарского духовника прот. Константина Быстриевского, проф. прот. Михаила Сперанского, регента митрополичьего хора Николо-Богоявленского Морского собора Ю.П. Юренева, регента архиерейского хора Троицкого собора Александро-Невской лавры протодиак. Павла Герасимова, педагога-вокалиста А. А. Ильинского, художественного руководителя и главного дирижера Ленинградской академической капеллы (впоследствии ректора С.-Петербургской консерватории) Вл. А. Чернушенко. Сведения о богослужебных традициях старого С.-Петербурга узнавал из уст выпускника Придворной певческой капеллы 1906 г., бывшего преподавателя церковного пения в ЛДС, регента семинарского хора и духовного композитора К. М. Фёдорова. Во время учебы Елецких сблизился с кружком художников–авангардистов (Татьяна Глебова и др.), посещал неформальные выставки их картин, что в то время было небезопасно. 5 апреля 1977 г. в Свято-Успенской крестовой церкви, при митрополичьих покоях, митрополитом Никодимом Анатолий Елецких был пострижен в монашество – в честь «малого пророка» св. прав. Ионафана, сына царя Саула. 16 апреля 1977 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополитом Никодимом он был рукоположен в сан иеродиакона. В июне 1976 г., по окончании ЛДА, принял предложение митрополита Никодима остаться в ее стенах, в качестве регента хора Ленинградских духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ Григорий Федорович (25.01.1830, с. Ленкоуцы (Мерешевка) Сорокского у. Бессарабской губ. (ныне Мерешеука р-на Окница, Молдавия) - 5.10.1894, там же), духовный композитор, регент. Род. в семье мелкого укр. помещика, исполнявшего обязанности псаломщика, к-рый приучил Л. с раннего детства петь и читать в церкви. Окончил сельскую школу, Кишинёвские ДУ и ДС. Был певчим в архиерейском хоре. Во время учебы в семинарии стал регентом ее хора, по окончании семинарии - регентом архиерейского хора. Окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге со званием регента 1-го разряда. Совершенствовался в игре на скрипке, изучал контрапункт под рук. проф. Н. И. Зарембы. В квартире Л. в Александро-Невской лавре для пения под рук. Л. и бесед на религиозно-философские темы собирались преподаватели и студенты СПбДА, в числе к-рых был прав. Иоанн Кронштадтский . В 1854-1856 гг. Л. служил регентом архиерейского хора в Кишинёве. В 1855 г. женился на девушке из купеческой семьи Т. А. Мазаевой; имел 3 детей. В 1856 г. С.-Петербургский митр. Никанор (Клементьевский) предложил Л. стать регентом митрополичьего хора в Александро-Невской лавре. Параллельно Л. работал учителем пения в хоре Исаакиевского собора (с 1858), в Смольном ин-те, Преображенском и Семёновском полках, Князь-Владимирской школе и Исидоровском жен. ЕУ (в 2 последних - бесплатно). Он добился значительного профессионального роста митрополичьего хора, обновил его репертуар, введя в него собственные обработки традиц. церковных распевов. Митрополиты Никанор и Григорий (Постников) (1856-1860) были любителями знаменного распева и во всем поддерживали Л., выделяя необходимые средства на содержание хора. Митр. Исидор (Никольский) (1860-1892), напротив, уделял мало внимания хору и, кроме того, не поощрял исполнение переложений Л. В нач. 80-х гг. Л. начал составлять проекты усовершенствования преподавания в духовных школах. Он считал, что «задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения (партесное и проч.) обращать внимание не на одну только звуковую сторону, но преимущественно на смысл и дух песнопений… и быть в постоянной и неразрывной связи с священнослужителем» (цит. по изд.: Карасёв. 1911. С. 20).

http://pravenc.ru/text/2110961.html

Это было сделано в Москве — известны Патриарший хор, хор Троице-Сергиевой лавры , и в тогдашнем Ленинграде — усилиями сначала владыки Никодима (Ротова), потом митрополита Алексия (Ридигера). К сожалению, большинство наших верующих мало знакомы с традициями церковного пения. Но если бы у них спросили, чего они ждут от пения хора, они бы ответили, что хотят, чтобы это пение тронуло их сердца, подняло дух, настроило на молитву. Этим и занимается хор духовенства — прекрасно. Духовную музыку любили и в советское время, тогда выходили редкие пластинки, их сразу же раскупали. Русские композиторы так потрудились на ниве церковного пения, что их произведения представляют ценность для всего человечества. Хор духовенства известен во всем мире, он выступал во многих странах, и это всегда было важным культурным событием. Хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы находите время для свидетельства миру о Православии. Желаю вам творческих успехов, чтобы всегда было желание трудиться, находились прекрасные голоса. Выступайте на всех площадках, куда вас приглашают. Господь да благословит вас, да укрепит ваши силы для свидетельства о Нем по всему миру». Серебряной медалью святого апостола Петра награждены Юрий Герасимов и один из инициаторов возрождения хора, его бессменный директор иерей Илия Макаров, председатель епархиального совета по культуре. Знаком священномученика Серафима Петроградского награжден певчий хора епархиальный протодиакон Андрей Левин. Были исполнены «Похвалу принесу» святителя Димитрия Ростовского и «Радуйтеся, людие» Джузеппе Сарти. Концерт прошел в рамках I Всероссийского конкурса-фестиваля «Русское барокко», он назывался «Музыка при дворе российских императоров». Помимо хора духовенства в нем участвовали Театр исторического танца «Малый Трианон» и ансамбль духовых инструментов «Кронверк-брасс» под управлением Ильи Кузнецова. В исполнении хора прозвучали греческий распев XVII века «На реках Вавилонских», распев XVIII века «О всепетая Мати», «Святый Боже» Елисея Бродовского, «Радуйтеся, людие» Джузеппе Сарти, «Вечери Твоея» Алексея Львова, «Херувимская 7» Дмитрия Бортнянского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в. А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в. Арсений Иванович финансировал певч. коллектив, исполнявший древние церковные напевы. Хор получил название «Морозовский», Морозов лично отбирал для хора способных детей и молодежь из семей своих работников. Первым головщиком хора в 1872 г. стал знаток крюкового пения И. А. Фортов. В 1900 г. по инициативе Арсения Ивановича впервые в старообрядческой певч. практике был создан женский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре. Ок. 1905-1906 гг. при Морозовском хоре начала работу школа крюкового пения во главе с дирижером П. В. Цветковым; в 1908-1911 гг. под рук. Цветкова при коллективе действовали летние курсы по подготовке учителей старообрядческого духовного крюкового пения. В 1907 г., после кончины Фортова, Цветков возглавлял Морозовский хор до своей кончины в 1911 г. После него муж. хором руководили Н. Ф. Маслов и Т. В. Цветков, женским управлял В. Е. Швецов. Морозовский хор пользовался большой известностью в старообрядческой среде, певцы из хора ездили в качестве преподавателей крюкового пения в общины. Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в. Впервые в истории старообрядчества хор вышел на концертную сцену. Концерты состоялись: 25 марта и 6 апр. 1908 г., 8 марта и 1 нояб. 1909 г., 13 марта 1911 г.- в Большом зале Московской консерватории, 16 и 18 апр. 1909 г.- в С.-Петербургской консерватории, 22 июня 1910 г.- на 3-м съезде хоровых деятелей России. В репертуар хора входили песнопения разных гласов, распевов (знаменного, демественного, путевого, большого), напевы «Рогожского кладбища», «московского Преображенского кладбища», псальмы, духовные стихи, греч. пение «с исоном», песнопения с «аненайками», «хомовым напевом» и др. В связи с расширением концертной деятельности коллектив приобрел официальное название - «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры А.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

По словам Марии Львовой-Беловой, один из конкурсантов после окончания детского дома-интерната переедет в «Квартал Луи» на сопровождаемую форму проживания, чтобы получить профессию и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. 26 мая конкурсанты и сопровождающие приняли участие в Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Пензы. Ее совершили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . Богослужение на жестовый язык переводили иерей Владислав Тараканов и сурдопереводчики пензенской общины глухих. В тот же день на сцене Пензенской областной филармонии состоялся гала-концерт, открывшийся выступлением Пензенского епархиального камерного хора «Спас» под управлением протоиерея Владимира Ольхова. С приветственным словом к гостям и участникам фестиваля обратился губернатор Пензенской области Иван Белозерцев и митрополит Пензенский Серафим. Организаторами фестиваля выступили АНО «Спаси», АНО «Квартал Луи», храм преподобного Сергия Радонежского села Долматовское (Кинешемская епархия). Мероприятие прошло при поддержке Пензенской епархии, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, администрации города Пензы и Правительства Пензенской области. Фестиваль «Пасхальная радость» проходит с 2011 года. Ранее фестиваль проходил в Сергиевом Посаде ( 2011 - 2013 , 2018 годы), Кинешме (2014 год), Твери ( 2015 и 2017 годы) и Калуге (2016 год). В настоящее время в Русской Православной Церкви действуют более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди них более 400 проектов помощи инвалидам, включая дома сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. «Квартал Луи» — это активный пансион, объединяющий людей с инвалидностью, добровольцев и специалистов помогающих профессий. Молодые инвалиды живут в отдельном доме вместе с волонтерами и специалистами, которые помогают им получить профессию, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, и развить уверенность в своих силах. За пять лет молодые люди проходят обучение, находят работу, выходят в большой мир и создают свои семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/5442857.ht...

Закрыть Заветы князя Александра Невского – школьникам! О духовном воспитании школьников 17.09.2022 457 Фото: Предоставлены автором Уже не первый раз АНО «Свято-Сергиевский центр» проводит патриотические познавательные мероприятия для детей и молодёжи. И что особо важно, что проводятся они, в том числе в малых городах нашей России. Так, в Калязине дважды выступали участники детского-юношеского хорового фестиваля «Александр Невский». В мае этого года наш город удостоился чести проведения гала-концерта VI Международного детско-юношеского хорового фестиваля «Александр Невский». Тогда калязинская молодёжь смогла услышать выступления лучших детско-юношеских хоровых коллективов страны! В этом году 1 сентября по 1 декабря под эгидой Министерства культуры России при участии АНО «Свято-Сергиевский центр» реализуется патриотическая программа для школьников 7-17 лет «По заветам князя Александра Невского», которая проводится с использованием гранта Президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В рамках программы запланировано 8 тематических встреч в Угличе, Калязине, Москве, Туле, Ярославле, Ростове Великом, наукограде Фрязино МО и Кубинке МО. Основными целями программы являются – формирование у детей и подростков представления о героическом прошлом русского народа, воспитание чувства гордости за русскую Армию и любовь к Отечеству. В рамках акции 16 сентября учащиеся филиала Городской средней школы в д. Василёво Калязинского района побывали в соседнем г. Углич, где ребятам совместно с угличскими школьниками была предложена экскурсия по достопримечательностям и святыням города, затем лекция о днях Воинской Славы России с XIII по XX века провел автор и инициатор программы, священник Кирилл Киселев. Далее состоялось творческое занятие (мастер-класс) по изготовлению поделки на военную тему. И завершилось мероприятие небольшим концертом военных песен в исполнении гостя – Ивана Акинфина – солиста хора Перервинской Духовной семинарии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/17/za...

Буква в духе, церковнославянская грамота. Орфография, титла и буквенная цифирь. 15.00-16.00 Выступление хора отделения русской традиционной певческой культуры Детской музыкальной школы имени М. М. Ипполитова-Иванова города Гатчина под руководством Алексея Алексеевича Гвоздецкого . 16.00-17.00 Выступления участников конференции (продолжение) 17.00-19.00 Секция «Проект «Наследие»: опыт, проблемы и перспективы развития в контексте программы " Александр Невский - имя России " » Ведущий : Парамонов Александр Иванович, к.п.н., координатор социо-культурного проекта «Наследие» (Москва) Выступающие: Тузов Дмитрий Валерьевич, к.п.н. «Проект «Наследие»: посильное участие молодежи в сохранении культурного наследия и прославлении новомучеников российских». (Москва) Сахоненко Алексей Николаевич, студент Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева. Межрегиональное взаимодействие в формате социо-культурного предпринимательского проекта «Наследие» по благоустройству территорий православных храмов и часовен. (Москва) Парамонов Александр Иванович, к.п.н., председатель Правления Московского отделения Межрегиональной общественной организации содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма «Александро-Невское Братство». «Малая иконография Александра Невского на орденах, медалях, знаках и значках». (Москва) Курбатова Ольга Вячеславовна, лаборант ГАОУ СПО «Колледж предпринимательства Вопросы организационно-управленческого и финансового обеспечения проекта «Наследие». (Москва) Карелин Петр Феликсович, директор АНО «Русские начала». О путях возрождения русской традиционной культуры. (Москва) Исаев Дмитрий Александрович, программист ООО «Викман Девелопмент». Принципы и подходы в формировании единой информационной среды проекта «Наследие». (Москва) Карелин Петр Феликсович, директор АНО «Русские начала». Опыт деятельности Православного учебного центра «Русские начала». (Москва) БАР «ПАНОРАМА» 10.00-12.00 Беседы о русской словесности. Ведущий: Семенцов Василий Васильевич, педагог (Санкт-Петербург)

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Изд.: изд. П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора [если не указано иное]: Op. 3. 1–3: «Милость мира»: Для жен. хора: [a-moll, G-dur, знам. расп.]. М., Op. 4: «Слава в вышних Богу»: 3 стихиры знам. расп. на Рождество Христово. М.; Лпц., Op. 7. 1: «Покаяния отверзи ми двери»: Перелож. знам. расп. и свободное соч., «На спасения стези» и «Множества содеянных»: Знам. расп., 2: «На реках Вавилонских»: Знам. расп. М., Op. 17. 1: «Благослови, душе моя, Господа»: Предначинательный псалом, 2: «Ныне отпущаеши», 3: «Хвалите имя Господне». М.; Лпц., Op. 19. 1: «Готово сердце мое, Боже» (Пс 107), 2: «Во исходе Израилеве» (Пс 113, на Крещение Господне), 3: «Господня земля» (Пс 23, на освящение храмов). М., Op. 20а [в изд. указ.: Op. 20. 11]: «Совет превечный»: [На 6 голосов]. М., Op. 21 [в изд. указ.: Op. 21. 2]: «Рече Господь» (Пс 109). М., Op. 22. 5: Молитва Господня: Для альта соло и смеш. хора. М., [Op. 20a, 21 и 22 первонач. Изданы автором в литогр. В. Гроссе]; Op. 23. 1–7: Литургия Преждеосвященных Св. Даров. М., Op. 24. 1: «Доколе, Господи» (Пс 12), 2: «Да воскреснет Бог» (Стихиры Пасхи): Для большого хора. М.; Лпц., Op. 26. 1–9: Неизменяемые песнопения из всенощного бдения: Для смеш. хора. М.; Лпц., (репр. Российского муз. Изд-ва: М., 1992); Op. 33. 1: «Господи, Господь наш» (Пс 8): Вместо причастна, 2: «Помилуй нас, Господи»: Вместо причастна, 3: «Господи, помилуй нас»: Вместо причастна, 4: «Радуйтеся, праведнии, о Господе»: Причастен. М., Op. 35. 1–15: Песнопения Страстной седмицы. М., Op. 37. 1–8: Песнопения на Св. Пасху: Перелож. обычных расп. М., (рец.: ХРД. 1913. 3. С. 57–58); Op. 41. 1–9: Последование (полное) венчания. М., (репр. Российского муз. изд-ва: М., 1992); Op. 45. 1–8: Херувимская песнь: Греч. расп.: «Отца и Сына» и Символ веры, «Милость мира» 2, «Хвалите Господа с небес» 2: Причастен, «Блажени, яже избрал»: Причастен, «Упокой, Боже, раба Твоего»: Запричастен на заупокойной литургии, «Господь воцарися»: Пс 96: Концерт, «Исповедайтеся Господеви»: Концерт.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Членов совета особенно заинтересовали различные механизмы повышения квалификации регентов и певчих, которые можно распространить на большинство российских регионов. В частности, семинарские базы в Коломне и в Сергиевом Посаде прекрасно подходят для организации ежегодных школ в формате вышеописанных курсов. Вряд ли принципиальные затруднения с их устроением возникнут и в других митрополиях Русской Православной Церкви — во всяком случае там, где соответствующий запрос со стороны профессионального сообщества уловит священноначалие. А как именно можно было бы проводить занятия в рамках подобных начинаний, Петр Фекула продемонстрировал лично — на вечернем мастер-классе для всех членов совета и музыкантов Молодежного синодального хора. Петр Алексеевич разобрал несколько сочинений композиторов-эмигрантов — Сергея Рахманинова, Бориса Ледковского, Николая Кедрова-отца (большинство из которых, справедливости ради, известны певчим, по крайней мере, московских приходов), и обе стороны, кажется, остались друг другом довольны! ПРИМЕЧАНИЯ 1 Подробнее см.: Единым сердцем и едиными усты //ЖМП. 2017. 1; О клиросе без фальши //ЖМП. 2017. 8. 2 Персональный состав совета утвержден Священным Синодом 9 марта 2017 г. (журнал 18), поименный список см. в справке. 3 О репетиционной подготовке сводного хора см.: Из Соборной палаты — на Соборную площадь//ЖМП. 2017. 8. Состав Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы, — председатель; Пузаков Алексей Александрович, художественный руководитель и главный дирижер Московского синодального хора, — заместитель председателя; Волкова Варвара Андреевна, регент храма Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево города Москвы, — ответственный секретарь; архимандрит Глеб (Кожевников), регент Братского хора имени архимандрита Матфея (Мормыля) Свято-Троицкой Сергиевой лавры; игумен Лазарь (Гнатив), заведующий Регентской школой при Мос­ковской духовной академии, регент 2-го академического хора МДА;

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoe_pe...

RU " > Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > (Ректор) mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Место работы: mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > (Настоятель) mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Место работы: mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > «Журнал Московской Патриархии» " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > (Председатель редакционного совета) mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Место работы: mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Межрелигиозный совет России " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > (Представитель Русской Православной Церкви)   Научные труды, публикации: Публикации: Автор более 700 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков. Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009). Библиография Музыкальные произведения Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

http://radonezh.ru/authors/alfeev

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010