1907-1912; изд. П. Юргенсона (для смеш. хора): «Ныне отпущаеши» 1, «Богородице Дево», «Верую», «Доколе, Господи», «Молитву пролию», Херувимская 1, «Ныне отпущаеши» 2, «Радуйся, Богослове», «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя… Святый Боже»; Литургия св. Иоанна Златоуста (заупокойная) для муж. хора. 1902-1905; изд. ж. «Нар. образование» (для смеш. хора): «Да исправится молитва моя» 17), «Хвалите имя Господне» 18). 1903; изд. ж. «Музыка и пение»: «Достойно есть» (на заупокойной литургии для смеш. хора). 1906; «Отца и Сына» (для муж. хора). 1910; изд. Н. Иванова (для смеш. хора): «Господи, спаси… Святый Боже» 3, «Хвалите имя Господне» 4. 1913; изд-во «Аккорд» (для смеш. хора): «Вкусите и видите» 1, «Благослови, душе моя, Господа» 1 (на всенощной), Херувимская 4, «Милость мира» 1 (знаменного распева), «Взбранной Воеводе» 2, «Хвалите имя Господне» 3, Блаженны 2, «Достойно есть» 2, «С нами Бог», «Благий рабе верный» (дьячковского напева), Многолетие 2, «Да исправится молитва моя» 2. 1913. Муз. соч. изд. под ред. Г.: Историческая хрестоматия церковного пения. СПб., Вып. 7; Вып. 8; Вып. 9; Вып. 10; Вып. 11; Сб. духовно-муз. соч. старых и новых авторов. СПб., Вып. 1; Вып. 2; Сб. духовно-муз. сочинений старых и неизвестных авторов в легкой обработке. СПб., Кн. 1; Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и архим. Феофана. СПб., 1912; Сб. великопостных песнопений разн. авт. СПб., 1913; Ведель А. Л. Всенощная. СПб., б. г.; он же. Литургия св. Иоанна Златоуста. СПб., б. г.; Турчанинов П. , прот. Духовно-муз. соч. в 3 вып. СПб., Феофан (Александров), архим. Всенощное бдение. СПб., Лит. : Лисицын М. , свящ. М. А. Гольтисон. Духовно-муз. сочинения//Музыка и пение. 1901/02. 5. С. 7; Компанейский Н. [О духовно-муз. соч. Гольтисона]//РМГ. 1903. 16. Стб. 461-464; Г. Гольтисон М. «Воскресение Христово видевше»//ХРД. 1910. 4. С. 109-110; Игнатьев А. , свящ. М. А. Гольтисон//Музыка и пение. 1914/15. 4; Ровнер В. Вокальный ансамбль. Л., 1977. С. 25-29. Некрологи: Музыка и пение. 1913/14. 5; РМГ. 1914. 9. Стб. 235; Биржевые ведомости. 1914. 14009 (17 февр.). А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств

http://pravenc.ru/text/165329.html

В мае 1956 г. Н.С. Данилов обратился в Учёный Совет Московской духовной академии с ходатайством о присвоении М.Х. Трофимчуку звания регента церковного хора. На заседании 18 июня 1956 г. Совет Академии принял решение о присвоении ему звания регента церковного хора, утверждённое специальной резолюцией Святейшего Патриарха Алексия I от 9 июля того же года. Начало регентского служения и преподавательской деятельности Марка Харитоновича счастливо совпало с началом его семейной жизни. В 1955 г. он, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, вступил в брак с девицей православного вероисповедания Клавдией Васильевной Елистратовой, с которой в течение пятидесяти лет разделял трудности и радости на своём долгом и плодотворном жизненном пути. По инициативе М.Х. Трофимчука и Н.С. Данилова в Московских духовных школах было восстановлено преподавание —489— предмета «История церковного пения и музыки». При непосредственном участии М.Х. Трофимчука в Академии была проведена реорганизация церковных хоров по схеме, сохранившейся почти в неизменном виде до настоящего времени. С сентября 1957 г. ему было поручено преподавание церковного пения в Семинарии. Церковное пение оставалось неизменным предметом его педагогической деятельности на всём протяжении его служения в Московских Духовных школах, вплоть до сентября 1999 года. Бессменным регентом I академического хора Марк Харитонович состоял с 1961 по 1996 г. В период с 1965 по 1967 г. он выполнял также обязанности помощника инспектора МДАиС. Для юных воспитанников семинарии М.Х. Трофимчук был глубоко преданным своему предмету знатоком традиций церковного пения, опытным педагогом, мудрым руководителем и наставником, являвшим пример ответственного отношения к богослужению и к своему регентскому призванию и долгу. Он был для студентов живым олицетворением певческой манеры исполнения обиходных и нотных песнопений, составляющих великое наследие литургического предания Русской Церкви. В мощном звучании его хора находила воплощение классически ясная по стилю, величественная и сдержанная по форме и одухотворённая по своему содержанию традиция русского церковного пения. Ни один праздник, ни одно академическое торжество не проходили без участия хора учащихся под управлением Марка Харитоновича. Благодаря его неустанным трудам в работе с постоянно менявшимся составом хора в Покровском академическом храме из года в год звучали и рождественские ирмосы Аллеманова, и «С нами Бог» Зиновьева, и «Дева днесь» и «Воскресения день» Бортнянского, и «К Тебе утреннюю» Турчанинова, и многое другое. Пожалуй, трудно перечислить всех церковных композиторов, произведения которых он включал в репертуар своего хора. Творения Кастальского, Азеева, иеромонаха Нафанаила, Гречанинова, Архангельского, Смоленского, Львова, Богословского, Яичкова, Чеснокова, Рахманинова, Чайковского, Танеева оживали, звуча-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О юбилейных мероприятиях хора духовенства шла речь в пресс-центре " Интерфакса " февраля 2016 В пресс-центре " Интерфакса " 18 февраля состоялась пресс-конференция " Юбилейный год Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии " - в этом году коллективу исполняется 45 лет. В пресс-конференции принимали участие главный специалист городского комитета по культуре Татьяна Орлова, ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров , художественный руководитель и главный дирижер хора Юрий Герасимов, режиссер, сценарист, актер и постановщик благотворительных вечеров хора Игорь Копылов.  Иерей Илия Макаров рассказал о событиях юбилейного года, в первую очередь - о концерте в Белом зале Политехнического университета, который состоится на следующий день, 19 февраля. В программу войдут духовные песнопения, народные песни и музыка XX века. " В Белом зале мы выступаем не первый раз. Это очень удобная площадка, очень демократичная, позволяющая вносить в выступление интерактивные элементы " , - сказал отец Илия. Следующее выступление хора будет уже после Пасхи, 16 мая: на сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится музыкально-поэтическое действо " Небесные Серафимы " с участием духовных хоров Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра, известных артистов. " Наш спектакль-концерт будет посвящен небесным покровителям Санкт-Петербурга, носящим имя Серафим: священномученику митрополиту Серафиму Петроградскому (Чичагову), преподобному Серафиму Вырицкому и даже преподобному Серафиму Саровскому - хотя служение преподобного проходило в местах, весьма далеких от Санкт-Петербурга. Его имя неразрывно связано с нашим городом, и мы попробуем эту связь показать. Кроме того, выяснилось, что с Санкт-Петербургом связан недавно прославленный на Архиерейском Соборе святитель архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), и об этом тоже пойдет речь на концерте " . 1 июня на сцене Александринского театра, по традиции, состоится музыкальный благотворительный вечер в помощь детям с онкозаболеваниями. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Решающую роль здесь играет клиросная практика. Никакая концертная деятельность не заменит той спаянности, которая возникает при регулярном участии хора в монастырских богослужениях. Часть хора и, разумеется, его основа – семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Сам регент хора, выпускник «Гнесинки», вырос в семье священника и с самого раннего детства пел в хорах Троице-Сергиевой лавры. Именно в этом духовном знаменателе отличительная особенность хора Сретенской обители. Дискография хора включает в себя как альбомы духовной музыки, так и записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов: «“Кто ны разлучит от любве Божия”. Песнопения новомученикам и исповедникам Российским» (2002), «Вижу чудное приволье» (2002), «Всенощное бдение» (2003), «Песнопения Страстной седмицы» (2004), «Божественная литургия» (2005), «Любимые песни. Альбом для друзей» (2006), «Воскресение Христово видевше» (2007), «“О, дивное чудо! Древо жизни над Русью воздвизается…” К 1020-летию Крещения Руси» (2008). Эти альбомы сразу же становятся популярными, стремительно расходятся во время концертов. Многие записи, сделанные непосредственно во время богослужений, доступны на сайте Сретенского монастыря «Православие.Ру». По отзывам прессы, Сретенский хор – один из наиболее профессиональных. Вместе с тем это хор строго церковный. Концертная деятельность (хотя и проходящая с огромным успехом) не является для хора главной. Даже в международных поездках (как в случае с международным турне, которое было посвящено объединению Русской и Русской Зарубежной Православных Церквей) основной акцент делается на богослужение. Для сравнения: в том турне хор участвовал в 21 богослужении и дал всего 12 концертов. Не случайно покойный первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр называл пение Сретенского хора исключительно молитвенным. Сама древность монастыря, которой от службы к службе приобщаются хористы, дает тот особый эффект, что возникает во время концертов, – эффект присутствия в церкви. «В это легко верилось в Эвери Фишер Холле, матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! Так велика была ассоциативная мощь звуков…» ( Бэрримор Ширер . Wall Street Journal).

http://pravoslavie.ru/5089.html

Крупнейшей фигурой «современного движения» К. считал Кастальского, переложения к-рого открывают «новые широкие горизонты в области обработки старинных церковных напевов» (Русская церковная музыка и ее совр. движение//Моск. вед. 1898. 4. 4 янв. С. 3-4 [под псевд. Старый учитель]). К. подчеркивал «колоссальное значение» Кастальского как композитора, завершающего длительный этап поисков самобытного национального стиля в церковном пении в XIX в., к-рые вели «такие корифеи национального искусства, как Бортнянский, Чайковский, Римский-Корсаков» (Синодальное училище церковного пения//Рус. листок. 1903. 317. 17 нояб.). В разд. «Новейшая церковная музыка в России», включенном в «Очерк по истории русской музыки» (М., 1908), К. называет Кастальского и Гречанинова «главными столпами нового направления в русской церковной музыке» (С. 195). Статьи и рецензии К. вместе с работами Н. Ф. Финдейзена , И. В. Липаева , прот. Михаила Лисицына составили основу муз. критики Нового направления. Арх.: Нюберг-Кашкина С. Н. Воспоминания о Н. Д. Кашкине//ГЦММК. Ф. 35. 118, 301; Кашкина О. К. Воспоминания о Н. Д. Кашкине: Ркп.//Там же. 425. Соч.: Двадцатипятилетие (1865-1890) деятельности П. И. Чайковского//Рус. обозр. 1890. Т. 4. 8. С. 815-832; [Духовный концерт Синодального хора]//Моск. вед. 1896. 348; [Духовный концерт Синодального хора]//Там же. 1897. 63; [По поводу концерта Синодального хора]//Там же. 1897. 350. 20 дек. С. 5; Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в муз. развитии Москвы: (Муз.-ист. очерки). VIII//Там же. 1898. 315. 9 дек. С. 3-4; О церковном пении в России//Там же. 1899. 271. 30 окт.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1899 г.]//Там же. 1899. 352. 22 дек.; [Концерт Синодального хора]//Там же. 1900. 91; [Духовный концерт]//Там же. 1900. 351. 20 дек. С. 5; О самобытности в русской музыке//Рус. обозр. 1901. Вып. 1. С. 16-32; [Концерт Синодального хора 3 нояб. 1902 г.]//Моск. вед. 1902. 305. 5 нояб.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1902 г.]//Там же. 1902. 351. 21 дек.; [Синодальный хор: 2 концерта, посвящ.

http://pravenc.ru/text/1683983.html

Когда я послушал три диска песнопений ансамбля «Сретение» под руководством дьякона Игоря Сахно из Харькова, я понял, что это сегодня лучшее исполнение древних распевов на территории стран СНГ. Исполнение песнопений Византии и Древней Руси, которое я слышал до сих пор, не идет ни в какое сравнение с тем, что исполняет коллектив Игоря Сахно. Кстати, в «Сретение» поет шесть человек и каждый из них, это, если так можно выразиться, мега-звезда. А четверо еще и первоклассные регенты. Так, Дмитрий Болгарский сейчас регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Неофициально он считается лучшим регентом Украины. Он издает ноты, воспитывает новых регентов, помогает другим регентам. Всегда поможет, растолкует, ответит на любой вопрос. Если когда-нибудь создадут какое-нибудь объединение регентов, наверное, это лучшая кандидатура, чтобы его возглавить. Другой участник «Сретения» Игорь Сахно регент хора харьковского храма Трех Святителей. Вячеслав Марцинков, регент архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора Днепропетровска. Сергей Ковалев, регент хора храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана в Днепропетровске. Руководитель ансамбля «Сретение» Игорь Сахно стажировался у известного афинского протопсалта Ликурга Ангелопуло. Но кроме знания у него чувствуется еще и духовный опыт, личные отношения с Богом и постоянный настрой на молитву. Если вы возьмете запись болгарского распева «Тебе поем» в исполнении этого ансамбля это очень высокий уровень исполнения древних распевов. Думаю, с этим согласятся многие. Кроме уже перечисленных людей, я бы особо выделил Елену Соловей из храма Живоносный источник, которая является регентом молодежного хора Киево-Печерской Лавры. Она, кроме того, что блестяще проводит службы в Лавре, еще и умудряется вывозить свой хор за границу. Это здорово! Нужно обмениваться опытом, показывать нашу церковную певческую культуру не только на Украине, но и за рубежом. У них есть много чему поучиться, и им у нас тоже. А еще она гениальный преподаватель по дирижированию я у нее занимался несколько лет и очень ей за это благодарен. Хотелось бы упомянуть Александра Тарасенко, регента архиерейского хора «Воскресение» Свято-Воскресенского кафедрального собора города Ровно. Ну и конечно Богдан Плиш. В его хоре «Кредо», созданном на основе церковного хора, я пел на протяжении 5 лет и могу сказать, что он большой мастер своего дела. Я благодарен Богу за то, что встретил на своем пути такого музыканта.

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-chtoby-soz...

И. Морозова». Концертная деятельность коллектива встретила неоднозначную реакцию со стороны как представителей старообрядчества, так и муз. общественности. Первые стояли на страже традиций, последняя была не подготовлена для восприятия монодийной древнерус. певч. культуры. Деятельность хора, полемика вокруг нее подробно освещались на страницах старообрядческой прессы. В 1907, 1909, 1910 гг. фирмы «Beka Grand» и «Gramophone» на средства А. И. Морозова осуществили запись пения хора, граммофонные пластинки широко разошлись по всей стране. Значение этих записей стало особенно велико в наст. время, когда древние песнопения исполняют профессиональные хоры, они звучат в храмах; возникают вопросы интерпретации древних песнопений. В 1988 г. к празднованию 1000-летия Крещения Руси Старообрядческая митрополия издала часть реставрированных записей Морозовского хора. В 1908-1911 гг. число певчих хора колебалось от 200 до 300 чел. К 1911 г. в состав коллектива входили женский и мужской хоры с подготовительными отделениями и организованный по инициативе А. И. Морозова «мужской хор, состоящий из молодых певцов ». В кон. 1911 г. часть Морозовского хора была прикреплена к построенному на средства А. И. Морозова старообрядческому храму во имя прор. Захарии в Богородске (архит. И. Е. Бондаренко ; сохр.). При храме сформировался свой певч. коллектив с участием певчих Морозовского хора. В 1913 г. стараниями Арсения Ивановича и певцов-морозовцев начали действовать хор и певческая школа при храме во имя св. кнг. Анны Кашинской (архит. Бондаренко, ныне восстанавливается) в дер. Кузнецы Богородского у., где находилось одно из предприятий мануфактуры. После 1917 г. Морозовский хор распался. Часть певчих не прекращала богослужебную деятельность до 2-й пол. ХХ в. Так, в Павловском Посаде в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы молитвенная жизнь продолжалась трудами старосты Е. Е. Березиной и членов церковного совета - бывш. певчих Морозовского хора. А. И. Морозов остаток дней прожил в одном из домов рядом с построенной им церковью в Богородске.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

С другой стороны, имманентизм некоторых постмодерных мыслителей, таких как Делёз или Фуко, так же как и их интеллектуального праотца, Спинозы, сводит воплощенность к задыхающемуся телу лишенной духа истории. Эта полярность (между эллинским – ипостасным – и иудейским– экстатическим– способами мышления, достигающая кульминации в псевдодилемме между сверхреальным и недореальным Богом) может быть снята третьим термином. Не экстасис без ипостасиса (деконструкция), не ипостасис без экстасиса (онтотеология), а их христологический перекрест. Прибежище не в Иерусалиме, и не в Афинах, а, пожалуй, в Халкидоне. Этим третьим термином может быть дефис (hyphen 260 ) соединяющий «гипер-» апофатического богословия с «гипо-» деконструктивной атеологии; иными словами, нам необходимо то, что я называю герменевтикой слово-сочетания (hyphenation). В конечном счете, именно такой дефис позволяет хоре обрести лицо, что мы видим в определенных иконографических и гимнографических образах. Я имею в виду монастырь Хора 261 , необыкновенные фрески и мозаики которого, датируемые XIVb., объясняют его необычное название. В его иконографическую программу входят изображения Богородицы и Христа с одинаковой надписью: « χρα» (хора). Причем Богородица названа χρα το χωπη’του (Вместилище Невместимого). Иконография Марии как хоры указывает на Ее роль как орудия Воплощения. При Воплощении Мария, как Платонова хора, служит Посредником между божественным и человеческим, третьим родом ( τρι’τον γενος, Тимей 52а); Она оказывается точкой соприкосновения между полюсами всех дуализмов (греческих и иудейских), слово-сочетая их Своим безбрачным рождением 262 Подобно вместительной хоре, Мария принимает в Свое тело всю полноту Божества, в то же время не присваивая Его. Таким образом, Она – парадокс, антиномия, хора, содержащая а-хорон, топос, располагающий а-топос, Приятелище Необъятного, Вместилище Невместимого. Эпитет «Хора» был дан Богородице неизвестным автором знаменитого Акафиста (гимна V-VI в. в 24 песнях, расположенных по алфавиту, поныне входящего в богослужение Православной Церкви); в 15 песни, которая начинается с буквы омикрон, мы читаем: Χαρε, Θεο αχωρη’του χπα («Радуйся, Бога невместимаго вместилище»). Сам Христос на иконе назван « χρα τν ζντων (хора всего живого). Христос – это par excellence хора, содержащая всю полноту человечества и всю полноту творения, не смешиваясь с ними, в Своей воплощенной личности. Воплощенный Христос обладает теми же свойствами, которые характеризовали слово-сочетание Его рождения: не просто Бог и не только Человек, но Бог и Человек; не просто Слово и не только Плоть, но Слово, ставшее Плотью. Глава 5. Интерлюдия: язык за пределами различия и инаковости

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Исполнительская манера хора — уникальное сочетание аутентичности интерпретации, технического и художественного мастерства. Пение хора за богослужением вызывает молитвенный настрой и снискало любовь прихожан, на концертах — пользуется неизменным успехом у слушателей.   7.  Хор братии Свято-Успенской Святогорской Лавры   В 2004 году Священный Синод УПЦ МП принял решение предоставить Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии статус Лавры. Святогорская Лавра — третья в Украине, после Киево-Печерской и Почаевской, и пятая — в СНГ.     6.  Юлия Славянская   Псевдоним родился не случайно и, в первую очередь, является своеобразным зеркалом мировоззрения Юлии, её стремления быть ближе к народным корням, к животворящему слову, а значит и к Богу – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1). Искание Божественной правды, любовь к Творцу и к ближним, покаянное чувство и радость о Воскресшем Господе всегда составляло основу внутренней жизни русского человека. Всё это отчётливо слышится в песнях Юлии Славянской.   5.  Большой детский хор имени Виктора Попова   Большой детский хор (полное название – Большой детский хор имени Виктора Попова Российской государственной радиокомпании «Голос России» ) сформировался в 1970 году при Государственном комитете Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. У хора огромный репертуар, охватывающий самые разные стили и эпохи. Это русская и зарубежная классика, духовная музыка, русские народные песни, песни народов мира, лучшие и всенародно любимые детские песни отечественных авторов, песни из популярных мультфильмов и кино, произведения современных композиторов, пишущих для детей.    4.  Шедевры православной музыки   Большое собрание православной музыки. В 2000 г издательство «Русский Компакт Диск» выпустило сборники песен из трех CD серии «Шедевры православной музыки» под общим названием «Лучшая Музыка Тысячелетия I» В первую часть вошли в основном песнопения Всенощного бдения в исполнении мужского хора «Православные певчие», хора «Сирена», хора «Древнерусский роспев», уральского хора.

http://blog.predanie.ru/article/top_12_m...

Соч.: Трапеза Господня. П., 1952 (2-е изд. Рига, 1992) Экклезиология: вступление в Церковь . Курс лекций. П., 1952 (2-е изд. М., 1993) (Служение мирян в Церкви. П., 1955 (2-е изд. М., 1995) Экклезиология: вступление в клир. Курс лекций. П., 1968 Церковь Духа Святого. П., 1971 (2-е изд. Рига, 1994) Церковные соборы и их происхождение. М., 2003 Ива Эдесский и его время. К вопросу о трех главах. 1932 (неопубл.). Архив: Послужный список о. Н. Афанасьева (19401966). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Александр (Семенов-Тян-Шанский), архим. Памяти протопресв. Николая Афанасьева . ЦВ. 1966. 7 Вестник РСХД. 1966. 82 Протопресв. Николай Афанасьев . Вестник РСХД. 1966. 82; Шмеман А., прот. Памяти протопресв. Николая Афанасьева . Вестник РСХД. 1966. 82 Schmeman A., anhipr. Father Nicholas Afanasiev. Si. Vladimir " s Theological Quarterly. 1966. 10 Протопресв. Николай Афанасьев (18931966). ЖМП. 1993. 10 Афанасьев Н. протопресв. ИЭ. Т. 4. Афанасьев Александр (1905, с. Лужки Виленск. губ. – 6.5.1964, Нью-Йорк, США), протоиерей (иногда Апанасьевич). Священник Белорусской Автокефальной Православной Церкви (19411945), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1949), протоиерей (1950), настоятель Троицкой церкви в Бруклине (19491964). Архив: АГЗ. Афонский Николай (дата рождения не установлена – декабрь 1927, Югославия), священник. Эмигрировал в Югославию (1920), служил на приходах Нишской епархии Сербской Православной Церкви, арестован и погиб в тюрьме (1927). Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Афонский Николай Петрович (1892 или 1894, Киев 9.5.1971, Нью-Йорк, США), псаломщик и церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Киевскую Духовную семинарию, два курса Киевской Духовной академии и Киевскую консерваторию, во время 1-й мировой войны окончил военное училище с чином поручика, служил регентом хора 129-го Бессарабского полка, эмигрировал в Германию, регент хора Св.– Елизаветинского храма в Висбадене (19201925), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), регент хора Св. Александро-Невского собора в Париже (19251947), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1949), регент хора церкви в Саус-Ривер (19471950), регент хора Покровского собора в Нью-Йорке (19501971), создатель и регент Русского национального хора и хора «Капелла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010