Хор тогда делился не на партии, а на станицы: в старших станицах пели самые опытные, в меньших молодые. В эпоху раннего многоголосия (XVI–XVII века) станица включала в себя представителей всех певческих партий («строк»). Нотация, которой записывались средневековые песнопения, была очень сложна, а репертуар хора обширен, поэтому надо полагать, что в патриарший хор принимались уже достаточно обученные певчие. Наиболее раннее указание на возраст певчего дьяка одной из младших станиц (девять лет) относится к периоду, когда хор пел уже партесные композиции. В 1763 году детская группа состояла из четырех человек, в 1772 – из двенадцати. В 1818 году московский архиепископ Августин указал, что малолетних певчих надлежит учить в приходских и уездных училищах, однако из-за спевок и служб дети посещать занятия не успевали. Решено было обучать малолетних общеобразовательном, церковным и музыкальным наукам в училище при хоре, поручив это дело педагогу-инспектору и регенту Синодального хора. Всерьез о существовании училища при хоре можно говорить начиная с 1857 года, когда был утвержден новый устав, по которому число мальчиков-певчих возросло с двенадцати до тридцати. Училище получило официальный статус: по положению оно состояло из четырех классов и имело трех учителей, однако средств не хватало, и в результате один педагог вел занятия всех классов в одной комнате. Следующие тридцать лет инспектор И. Д. Бердников вел упорную борьбу: ему удалось организовать приготовительный класс, расширить помещение училища, повысить учительские оклады, увеличить число преподавателей и даже учредить преподавание теории музыки. В 1881 году училищное начальство, обнадеженное новой государственной политикой в отношении церковного пения, которая ознаменовала начало царствования Александра III (именно в это время в Придворную капеллу были приглашены музыканты «русского направления» – Римский-Корсаков и Балакирев), ходатайствовало перед обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым о новом уставе и штате училища. В 1886 году оно было преобразовано в среднее восьмиклассное духовнопевческое учебное заведение; для «наблюдения за благоустройством церковно-музыкальной части в училище и для направления Синодального хора к преуспеянию в духе древнего православного церковного пения» был учрежден Наблюдательный совет, в первый состав которого вошли такие корифеи, как П. И. Чайковский и прот. Д. В. Разумовский. Тогда же регентом Синодального хора стал В. С. Орлов, а через три года директором в училище пришел С. В. Смоленский. Дальнейшие события жизни училища и хора подробно освещаются в настоящем сборнике. Для краткого напоминания об их ходе процитируем фрагменты из книги В. М. Металлова «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки. В детстве пел в церковном хоре в Астрахани. В 1902 г. окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге по 1-му разряду. С дек. 1902 г. был регентом архиерейского хора в Тамбове. С 1903 г. преподавал церковное пение в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще. В мае 1910 г. переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где стал регентом экзаршего хора. Е. принадлежит к с.-петербургской церковнопевч. школе. Несмотря на тяготение к традиц. церковному репертуару, в серии духовных концертов сводных хоров (300 чел.) 27, 31 марта и 3 апр. 1905 г. в Козлове (ныне Мичуринск) и Тамбове наметилось изменение репертуара в пользу произведений композиторов Нового направления. В концерте архиерейского хора (100 чел.) 25 марта 1907 г. в зале Дворянского собрания в Тамбове из 10 исполненных сочинений 7 принадлежало композиторам Нового направления. В концертах экзаршего хора 25 марта 1911 и 4 марта 1912 г. в Тифлисе в театре Артистического об-ва и во дворце наместника указанные тенденции были закреплены. 25 марта 1907 г. в честь дня рождения императрицы в тамбовском кафедральном соборе звучала певч. старина - литургия знаменного распева, исполненная по крюкам; в концерте 1911 г. в Тифлисе звучал унисон знаменного распева. Архиерейский хор под упр. Е. участвовал в различных памятных службах и концертах: в Тамбове - во всенощном бдении 13 нояб. 1907 г. в Казанском монастыре по случаю 1500-летия кончины свт. Иоанна Златоуста, в 1908 г. в литургии 19 февр. в кафедральном соборе в честь 47-й годовщины освобождения крепостных крестьян с молебном и вечной памятью имп. Александру II, в литургии 9 марта там же с покаянием и новой молитвой о водворении мира и тишины на Русской земле (по поручению Святейшего Синода), в литургии, крестном ходе и молебне 11 мая в кафедральном соборе при открытии отдела железнодорожных служащих козловских мастерских, при встрече 14 мая в Казанском монастыре чудотворной Вышенской Казанской иконы Божией Матери, в концерте объединенного хора 8 тамбовских церквей (350 чел.) 15 марта 1909 г.

http://pravenc.ru/text/189921.html

- Я активно включился в работу Кубанского хора. Ведь на Кубани все мое, родное. Но с каждым годом сомнения усиливались. Ладно, думаю, я неверующий, но казаки-то, отцы и деды наши, чьи песни мы поем, жили и чувствовали иначе?.. Возьмите любую казачью песню - хотя бы эту. О чем она? Прощай мий край, дэ я родывся, Дэ пэрву жизнь свою видав, Дэ козаком на свит родывся, Родной Кубани присягав. Дэ диды, прадиды служилы У пользу русскому царю, За Русь головкы положилы. Колы нужда, отдам свою... Настав тяжелый час разлуки, Я йду за родину служить. Змоглы диды, зумиють внукы Живот за веру положить. По песням видно, что кубанские казаки - глубоко верующие люди. И тогда я всерьез взялся за историю Кубанского казачьего хора. Начинается она без малого двести лет назад. Еще в 1810 году протоиерей Черноморского казачьего войска К.Россинский обратился с прошением о создании Войскового певческого хора " для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви " . А в 1811 году, на праздник Покрова Божией Матери, казачий хор впервые пел Екатеринодаре, в храме. И мне, откровенно признаюсь, стало стыдно. Думаю: как же я, без Божьего света в душе, могу быть художественным руководителем такого хора? А какие люди были во главе хора! Григорий Митрофанович Концевич, истинный патриот, подвижник, глубокий знаток народной казачьей культуры. Его расстреляли в 37-ом году. Расстреляли за его отношение к Богу прежде всего. Расстреляли и Петра Авдеева, запевалу кубанского гимна " Ты, Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь " . Это, скажу вам, великая песня. Когда ее исполняли, казаки снимали шапки и вставали на колени. Я рад, что эта песня решением Законодательного собрания Краснодарского края официально утверждена гимном Кубани. Восстановлена историческая справедливость. И вот - я продолжаю рассказ о своем пути к Богу - настал день, когда я, смирив гордыню, исповедался у батюшки, отца Милия, и решился петь в храме на клиросе. Познавал церковь изнутри, начал воцерковляться. Начал читать духовную литературу - Новый Завет, сочинения святых отцов. И у меня произошел духовный переворот. Мне открылась истинная сущность православной веры. Я поражался, как моя неграмотная мама обо всем этом ведала с раннего детства, а я, " умный " , " начитанный " , жил в каком-то духовном тумане, в убеждении, что религия это " опиум для народа " . Да, мы были воспитаны в безграничном доверии к печатному слову. Раз напечатали - значит, это правда. Оказывается, в печатном слове может таиться страшная ложь, более того - печатное слово может быть бесовским. Но это понимаешь лишь теперь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

СПб., 2015. С. 99-104. Арх.: Частн. собр. Л. А. Правдолюбовой: Правдолюбов А., прот. Песнопения архиерейского служения. Соч. 2. 3, 6 (2 напева «Тон деспотин»). Изд.: Львов А. Ф. Духовные сочинения. 1-33. СПб., 1847-1848; Пение на Божественной литургии, совершаемое архиереем («Тон деспотин», Многолетие (похвала), «Ис полла»); «Многая лета» греч. расп. из Обихода//Благодарное молебное пение и молебное пение ко Пресв. Богородице: Для 4 муж. голосов/Гармонизация обычных и обиходных напевов М. Р. Щиглева. СПб., 1897; Кленовский Н. С. Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста: Груз. (кахетинского) расп.: Для смеш. хора: М., 1901. С. 47-48; Панченко С. В. Песнопения к чину выноса Креста: Для смеш. хора: Op. 25. М., 1903. 6; Варгин К. К. Литургия св. Иоанна Златоуста: Для смеш. хора. М., 18; Церковно-певческий сборник. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2. 115-119: «Тон деспотин» (И. И. Смирнов, А. Ф. Львов и без авт. (3 варианта)), 121, 123, 125-129: «Ис полла» (Д. С. Бортнянский (2), А. Ф. Львов (2), без авт. (3)), 145: «Господи, спаси благочестивыя» и похвала (И. И. Смирнов); 177-184: «Многая лета» (Д. Н. Соловьев, Д. С. Бортнянский (2), прот. П. Турчанинов, свящ. В. Старорусский, С. В. Смоленский (2), без авт.); Многолетны и «Спаси, Христе Боже»//Обиход нотного пения по древнему расп., употребляемому в... Соловецком мон-ре. М., 1912. Ч. 3. 87; Сидельников Г. И. Духовно-муз. соч. Баку, 1912. 7: «Тон деспотин»; Обиход церковного пения Синодального хора/Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 36, 38, 44 («Тон деспотин», «Ис полла эти, деспота»), 57-58 («Многая лета» Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, В. Титова); Сборник духовно-муз. песнопений: Для малого смеш. хора/Изд.: П. М. Киреев. Вып. 16: Венчание/Под ред. Н. Д. Лебедева. Пг., 1915. 23, 24 (перелож.: Н. Д. Лебедев, С. И. Давыдов); Народное образование. Пг., 1915. Май - июнь. Нотн. прил. (П. П. Мироносицкий); Нафанаил (Бачкало), иером. «Многая лета». М., б. г.; Финдейзен Н. Ф. Петровские канты//Изв. АН СССР. Сер.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

538 В 1918 году нотоиздательством Юргенсона были выпущены в свет четыре опуса духовных хоров Голованова: op. 1 – шесть песнопений для мужского хора, ор. 3 – шесть песнопений для смешанного хора, ор. 5 – пять песнопений для смешанного хора и ор. 9 – шесть песнопений для смешанного хора (изданы в 1918 году). По предположению А. Т. Тевосяна, опубликовавшего список хоровых сочинений Голованова, в ор. 9 входят еще десять неопубликованных песнопений (с вариантами), которые датируются 1918–1939 годами. К послереволюционному периоду относятся четыре опуса духовных песнопений: ор. 36 для смешанного хора (десять номеров); ор. 37, «Песнопения Великого Поста и Страстной Седмицы» (четырнадцать номеров); ор. 38, «Из юношеских тетрадей» (шесть песнопений); ор. 39, Сюита «Всех Скорбящих Радосте» (тринадцать песнопений, причем последнее из них, посвященное святителю Трифону, датируется августом 1952 года, то есть кануном кончины Голованова). Эти произведения до сих пор не исследованы и не исполнены. Приведенные выше данные носят предварительный характер (подробнее см. раздел «Николай Голованов» в сб. Музыкальные собрания «Наследие – 1992“», а также: Тевосян А. Загадки Голованова//Музыкальная жизнь, 1990, 1:2). 539 Голованов не только сочинял духовную музыку в послереволюционный период, но и проводил духовные концерты, пока это было возможно, то есть до середины 1920-х годов. Так, в архиве дирижера сохранилась подборка афиш и программ, свидетельствующая, что в течение только 1919 года он с хором Большого театра дал семь концертов в разных храмах Москвы (солистами выступали А. В. Нежданова, В. Р. Петров, Д. А. Смирнов , К. В. Розов). 13 мая 1924 года он регентовал хором храма Николая Чудотворца в Ваганькове во время торжественной вечерни, которую служил протопресвитер Н. А. Любимов с местным причтом (см. также комментарий 35 в «Воспоминаниях» А. П. Смирнова) – возможно, это было одно из последних выступлений Голованова в роли церковного регента. Показательно также, что дирижером симфонического отделения духовного концерта, данного 6 февраля 1945 года в Большом зале консерватории в честь интронизации патриарха Алексия, стал именно Голованов (см. также комментарий 51 в «Воспоминаниях» А. П. Смирнова).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пред молебном владыка сказал слово на тему «Все явления в физическом мире есть следствие нашей греховности». На вечерне после акафиста – «О преподобных» 247 . 20. «Семиреченские областные ведомости» от 14 января 1918 г. сообщают: «В воскресенье, 14 января 1918 года, Союзом Георгиевских кавалеров и военных инвалидов устраивается музыкально-вокально-драматический вечер, сбор с которого поступит на улучшение жизни инвалидов и их семей и семей убитых на войне». Помещаем еще один документ, отражающий деятельность епископа Пимена в Верном. Из журнала Верненской городской управы: «Преосвященный Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, обратился к городскому голове с просьбой об ассигновании от города денежной суммы на содержание хора кафедрального собор» мотивируя свою просьбу недостаточностью отпускаемых на это сумм из средств самого собора в количестве 110 рублей ежемесячно. Хор состоит более чем из 20 человек, добросовестно относящихся к своим обязанностям, но получающих за это ничтожное вознаграждение, а потому Преосвященный Пимен озабочен изысканием необходимых средств для справедливого удовлетворения всех участников хора по их трудам и заслугам и, не рассчитывая в этом случае на частную благотворительность, решил прибегнуть к общественной помощи, прося Городскую думу отпускать на содержание хора до 50 руб[лей] ежемесячно, а всего в год до 600 руб[лей]. Докладывая настоящее ходатайство епископа Пимена на благоусмотрение Городской думы, Управа, со своей стороны, полагала бы удовлетворить таковое, так как материальная помощь со стороны города обеспечит дальнейшее правильное существование певческого хора в главном нашем соборном храме, как усердно посещаемом горожанами, благодаря не в малой степени прекрасному церковному песнопению, что и в будущем послужит к удовлетворению духовно-эстетического чувства и возвышения религиозного настроения моляшейся массы, так нуждающейся в настоящее смутное время нравственных шатаний в душевном упокоении и облегчении. Выслушав мнение гласных по настоящему вопросу, собрание Думы, соглашаясь с докладом Управы, признает необходимым вопрос об ассигновании 600 рублей разрешить путем открытого голосования, причем за удовлетворение ходатайства Преосвященного оказалось поданным 20 голосов и против – 3 голоса. Поэтому Верненская Городская дума постановила: на содержание хора певчих Верненского кафедрального собора ассигновать из средств города кредит 600 рублей в год, внеся таковой в смету на 1918 год» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Простите, Георгий Леонидович, а петь по словам сложнее, чем по нотам? Во много раз сложнее. Ноты написаны, и ты по ним поешь. Этому обычно учат певцов. А вот когда нот перед глазами нет, а есть слова и какой-то напев, ты начинаешь его петь, ты его помнишь, он даже где-то внутри у тебя заложен и не раз уже спет, но всё равно это невероятно сложно. Одного года, двух-трех лет недостаточно – надо попеть на клиросе лет пять, чтобы всё это почувствовать. А в последнее время мы пытаемся правильно позиционировать подачу слова. Это требует полного отключения от нот, чтобы человек не думал о том, какие ноты он поет, а думал о смысле слов. А почему в хоре именно 28 человек? 28 – это четыре партии по семь человек: тенора первые, тенора вторые, баритоны и басы. Самые высокие – первые тенора, средние голоса – вторые тенора и баритоны и наконец низкие голоса – басы. Мужской хор по диапазону может выполнять задачи смешанного хора, то есть петь за женские голоса, и в этом большое преимущество мужского хора перед хором смешанным. Почему именно 28 человек? Могло бы быть и больше. До революции хор Данилова монастыря насчитывал до 150 человек. Когда после революции повсюду закрывали храмы и монастыри, в Данилов монастырь из разных мест начали стекаться певцы, и притом чуть ли не лучшие голоса Москвы и Подмосковья. Наша обитель стала последним бастионом веры, который противостоял Советской власти: здесь служили известные архиереи, лучшие диаконы. Данилов монастырь просуществовал до 1930 года и последним был закрыт в Москве. Интересно, что он стал первым действующим монастырем столицы в постсоветское время. Когда началось возрождение Даниловой обители, у нас на клиросе на Рождество и Пасху собиралось до 70 знаменитых приглашенных певцов. Игумен Товия (Глазырин), первый регент вновь образованного хора (январь 1989), сумел поднять его на очень высокий уровень исполнительского искусства. В 1991 году, буквально через полтора года после организации хора, наш коллектив получил гран-при на конкурсе в Будапеште. Это дорогого стоит – в хоре тогда пели замечательные ребята: выпускники Московской консерватории, Хоровой академии имени Свешникова, Гнесинской академии… С 1989 года еще несколько лет Данилов монастырь оставался первым и единственным действующим монастырем Москвы… Потом открывались другие обители, люди растекались по другим храмам и монастырям. Кстати, и хор Данилова монастыря чуть ли не в полном составе был уведен в Новоспасский монастырь. При новом наборе хора в июне 1991 года я как раз и попал на монастырский клирос.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/09/nash_d...

Как и в последующем периоде нашей истории, в Москве главными меценатами церковных хоров было богатое купечество, жившее в Москве еще по заветам своих отцов, любившее и знавшее уставное пение, но любившее также эффектные, громкогласные и вычурные партесные композиции и итальянскую музыку, но не успевшее воспитать свой вкус на лучших образцах этого стиля и на образцовом его исполнении. Церковно-певческое дело продолжало быть разбитым на две мощные струи: на уставное, «простое» пение, исполнявшееся теперь уже по большей части неунисонно, по слуху, на 3 или 4 голоса, и на «нотное» (которое по старой памяти продолжали называть «партесным», хотя стилистически оно представляло собою подражание итальянской музыке). Поэтому Синодальный хор едва ли отличался по репертуару и по качеству исполнения от многих существовавших тогда «вольных» хоров, о которых вкратце было уже выше сказано и о которых в следующей главе придется еще сказать. Во всяком случае Синодальный хор во время второго периода второй эпохи истории богослужебного пения Русской Православной Церкви находился в большом упадке во всех отношениях. Капелла за это время не имела к Синодальному хору никакого касательства, и даже командировка в 1830 г. придворного певчего Кетова для обучения пению и чтению московских священников и псаломщиков (дьячков) не коснулась, по-видимому, синодальных певчих. В 1825 г. сверх 12 штатных мальчиков-певчих в хоре было еще 6 сверхштатных, так что число мальчиков-певчих несколько более уравновесилось с числом взрослых певчих, благодаря чему хор получил более нормальный для смешанного хора состав 483 . Но это вызвало необходимость так или иначе урегулировать воспитание и общее образование мальчиков-певчих Синодального хора после неудачного опыта совмещения хоровой работы мальчиков с учением. А кроме того, необходимо было сделать положение регента, его помощника и инспектора хора более привлекательным и более обеспеченным. Тогда Московская синодальная контора открыла для малолетних певчих Синодального хора училище с программой предметов духовных училищ 484 . На это училище при Синодальном хоре, хотя и признавалось официально и давало право на поступление в духовную семинарию, не давало прав, присвоенных оканчивающим духовные училища. Зато регент, его помощник и инспектор получили права чиновников, находящихся на государственной службе, с правом на пенсию и на чин. А это имело очень большое значение для устойчивости и привлекательности положения стоящих во главе Синодального хора лиц. Благодаря этим новым положениям Синодальный хор переставал носить характер не то официального, не то частного учреждения и получил характер установления государственного – поскольку Православная Церковь в России имела характер государственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

174 (παρλησςот греч.παρααλω – взываю, утешаю) – особая церковная служба с пением утешительного канона Божией Матери, причем Малый Параклисис Пресвятой Богородице может совершаться без священника, в то время как Большой Параклисис Пресвятой Богородице служится только священником, обычно совершается на кануне праздника. – Примечание. 175 Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы. Первое каменное здание собора, « церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой на месте ранее существовавшей, как предполагается, деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор – первая каменная церковь Москвы – был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность; венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. – Примечание. 176 певчие Синодального хора. Синодальный хор один из старейших профессиональных хоров в России. Создан в Москве в 1721 г. Основой Синодального хора послужил хор патриарших певчих дьяков и подьяков, возникший в конце XVI в. Первоначально в состав патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания (44 человека в 1721 г.). На протяжении XVII–XVIII вв. патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Санкт-Петербург. Неоднократно они объединялись на торжественных богослужениях в кремлевских соборах и на придворных церемониях. В 1767 г. в Синодальный хор были официально введены детские голоса. Систематическое профессиональное обучение малолетних певчих началось лишь в XIX в. В 1830 г. при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище церковного пения, получившее самостоятельный статус в 1860-х гг. На рубеже XIX–XX вв. репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен, исполнялись произведения западноевропейских и русских композиторов. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Особым пристрастием Крейна стало русское церковное пение, которое американский меценат решил распространить у себя на родине. В 1911 году он пригласил на работу в Америку русского регента И. Т. Горохова и шестерых взрослых певцов, которые составили основу будущего хора, певшего за службами в храме св. Николая в Нью-Йорке. Мальчики-певчие были набраны среди американского русскоязычного населения и, подобно маленьким певцам Синодального хора, стали получать при хоре общее и музыкальное образование. В летнее время детей вывозили на отдых в штат Массачусетс, где на берегу моря располагалась биологическая лаборатория, существовавшая на средства Крейна. С 1913 года русский соборный хор, состоявший из шестерых мужчин и около двадцати мальчиков, одетых в кафтаны, напоминавшие парады Синодального хора, начал давать концерты, сопровождавшиеся громким успехом. 24 (11) июля 1913 года Иван Горохов писал Кастальскому в Москву: «Американцы очень интересуются русской музыкой вообще и церковной в частности. Ваши произведения на них производят самое лучшее впечатление. Американцы выражают восторг и сожаление, что до сих пор не имели возможности слышать русскую церковную музыку. Регенты (органисты) осаждают меня просьбой дать им номера произведений, которые я исполняю своим хором. Критики пишут много статей о моем хоре и ставят его в пример американским хорам. Все газетные и журнальные отзывы пока очень лестные, как о хоре, так и о церковной музыке. Пока все хорошо, только тоска по родине часто беспокоит» (РГАЛИ, ф. 662, оп. 1, 40). Концерты хора состоялись в Гарвардском университете, в Карнеги-холл; был сделан тур по городам Восточного побережья. 2 февраля 1914 года произошло выступление капеллы в Вашингтоне перед президентом Вильсоном и другими государственными сановниками. Завершение истории этого коллектива отчасти походило на судьбу Синодального хора: после революции Св. Синод прекратил финансирование православных храмов в Америке, и собор св. Николая в Нью-Йорке был продан с аукциона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010