В Псалтири с последованием как бы особое приложение составляют Слово святого Кирилла о исходе души и о втором пришествии Христовом, Пасхалия и Лунник. В Псалтири малой, назначенной, главным образом, для келейного употребления, печатаются, кроме собственно Псалтири, такие статьи, которых нет в Псалтири следованной: глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предадé ангел Господень великому Пахомию», то есть правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву; «Чин, како подобает пети дванáдесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустынии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые молитвословия печатаются в Псалтири малой иначе, чем в Псалтири с последованием. Именно: в Псалтири малой пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находятся Трисвятое и покаянные молитвы и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу святых отцев, прéданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, эти молитвы печатаются не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрене с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в самом последовании утрени, которой нет в Псалтири малой. И в Псалтири малой, и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, которые поются после полиелея в праздники Господни и в дни памяти нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статии и соединена с тропарями – похвалами, какие поются в Великую субботу на утрене Погребения Христова, чего нет в Псалтири малой. Существуют также нотные богослужебные книги , содержащие песнопения для общественного и частного богослужения и предназначенные, главным образом, для клиросного употребления. Это – Октоих, Ирмологий, Праздники, Триодь и Обиходы нотного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Против этих вопиющих беспорядков в церковном богослужении особенно сильно и энергично восстал кружок ревнителей. Стефан и Ртищев «первее уставиша в своих домъх единогласно и согласное пение», затем оно введено было Нероновым в Казанском соборе и уже потом, благодаря настояниям государя, побуждаемого ревнителями, и во всех церквах 114 . На соборе 1651 года постановлено было «пети во святых Божиих церквах чинно и безмятежно, на Москве и по всем градом, единогласно, на вечернях и на павечерницах, и на полунощницах, и на заутренях, псалмы и псалтырь говорить в один голос, тихо и неспешно, со всяким вниманием, к царским дверем лицом» 115 . Благодаря этому соборному постановлению, «то в нашем православии великое безчиние и грех», многогласие в церковном чтении и пении уничтожилось навсегда; церковное богослужение с этого времени стало совершаться у нас относительно чинно, стройно, более или менее вразумительно и назидательно для предстоящих. Утвердив единогласие в церквах, кружок ревнителей вслед затем обратил внимание и на необходимость исправления церковных нотных книг, в неисправности и испорченности которых заключалась одна из главных причин беспорядочности церковного пения; воззвание инока Евфросина в пользу исправления нотных книг было услышано. Известный Александр Мезенец в своем сочинении «Извещение требующим учитися пению» сообщает, что после собора 1651 года, утвердившего и единогласие и обязательность наречного пения, по царскому повелению в Москве «собрано было к тому знаменному устроению его царскаго величества во градех и честных обителех и селех разных чинов от святыя Божия церкви чиноначальников и всякаго церковнаго чина избранных людей 14 человек». Таким образом, для исправления нотных церковных книг собрана была целая комиссия из сведущих людей, которая должна была привести эти книги в должный порядок. Но со вступлением на патриарший престол Никона дело это остановилось. А так как неисправность и испорченность нотных книг была открыто признана и заявлена, то, по свидетельству Мезенца, разные мастера пения сами стали, каждый по-своему, исправлять на правую речь пение «и во единогласие не приидоша». Следствия такого положения дел понятны: «Во всех градех и селех учинилось велие разгласие, что и во единой церкви не токмо трием или многим, но и двема пети согласно стало невозможно». И только уже после Никона, при патриархе Иоасафе, снова возвратились к прежней мысли собрать в Москву сведущих людей, которыми нотные книги и приведены были в порядок 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

согласно 23-й гл. устава Г. п., была непреложным законом для мон-ря. По инициативе игум. Филарета в 1823 г. была построена больница, в к-рой лечили и братию, и паломников. В 1877 г. было построено каменное 2-этажное, а в 1896 г.- каменное 3-этажное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так и амбулаторным лечением. Если в кон. XIX в. ежегодно за медицинской помощью в больницу обращалось 7-10 тыс. богомольцев, то в 1915 г.- 11 тыс. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось Г. п. ежегодно более чем в 2 тыс. р. В XIX-XX вв. Г. п. содержала неск. гостиниц, богаделен, странноприимниц, в т. ч. в самой обители, в дер. Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. Посетителей Г. п. обеспечивали бесплатным питанием, жильем, одеждой. Значительные средства Г. п. жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание правосл. миссионерского общества, в пользу Иерусалимской ц. Гроба Господня, на рус. паломников в Палестине, и устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на о-ве Закинф (Занте), жителям Греции, Балкан. Г. п. известна своей издательской и просветительской деятельностью, начало к-рой положил игум. Филарет. Помимо наставлений монашествующим и уставов он вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем; РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936), составлял нотные книги. В ж. «Странник» печатались духовно-назидательные книги глинского иером. Порфирия (Левашова, 1868): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игум. Иасон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархим. Илиодора, мон. Феодота, мон. Мартирия, схим. Евфимия, мон. Досифея и др., вошедших в многотомное изд. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». С кон. XIX в. обитель издавала духовно-просветительскую лит-ру, в 1901-1910 гг.- жития старцев Г. п., а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», к-рые поступали в школьные б-ки (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396). В 1908 г. при Г. п. был открыт миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова для борьбы с сектантством. Патриотическая деятельность

http://pravenc.ru/text/165143.html

Теперь же, в 1772 г., изданный по указу Синода Московский синодальной типографией Ирмологий представлял собою именно ирмологий, т.е. Собрание ирмосов всех употребляемых канонов, расположенных в таком же порядке, как в многочисленных безлинейных столповых рукописях, послуживших ему основой. После Обихода и Ирмолога настала очередь и для подготовки к печати Октоиха и Праздников. Под Праздниками разумелось собрание песнопений (стихир, тропарей и т. д.) двунадесятых праздников (кроме Недели Ваий, Вознесения и Пятидесятницы, отнесенных к Триоди). Подготовка к печати этих книг была поручена опять-таки москвичу, «синодальному ризничему Гавриилу 379 с тем, чтобы избрав из синодальных иподиаконов и певчих трех человек таких, кои бы в нотном пении знали лутчее искусство, представить их немедленно». Избранными оказались иполиаконы Сергей Максимов и Иван Никитин, певчие Иван Тимофеев (т.е. Те, которые участвовали раньше в подготовке к печати Обихода и Ирмолония) и Андрей Попов. От тех, кто трудился в деле подготовки и печати нотных богослужебных певческих книг, требовалось: 1) отличное знание нот линейной системы; 2) отличное знание безлинейной столповой нотации типа А; 3) отличное практическое знание всех напевов и их места в богослужении. По-видимому, вышеозначенные лица пользовались в Москве, и в Петербурге полным и неограниченным доверием в отношении знания уставного пения. Через 23 дня по их назначении эти лица донесли, что «к напечатанию, де, в оной типографии, отысканы ими нотные книги исправные, знаменного напева, а именно в большом Успенском соборе Праздники, а в синодальном доме Октоих». В другие книгохранилища или к другим авторитетным в уставном пении лицам указанные певчие не обращались. Найденные ими книги были прямо направлены в типографию для печатания с них, и корректорами были назначены названные певчие. В том же 1772 г. из печати вышли (месяца на 2–3 раньше Ирмолога и Октоиха) Обиход и Праздники. После произведенной расценки издания (которая для нас не представляет здесь интереса) Синод издал 23 ноября 1772 г. указ, в котором говорилось, между прочим, и следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвертая обитель (Тихвино-Богородицкая) в г. Бузулуке, Самарской губ., основательницею ея была девица впоследствии игумения Евгения, заимствовавшая устав Благовещенскаго монастыря. Пятый монастырь (Пророко-Ильинский), заимствовавший оттуда же свойустав, находится в г. Мензелинске, Уфимской губ. Шестой монастырь (Троицкий) находится в гор. Бирске Уфимской губ., первая настоятельница котораго была из монахинь Благовещенскаго монастыря. Вот шесть монастырей, происшедших от первоначального Уфимского монастыря, в которых живет более тысячи душ, молитвенно воспоминающих батюшку Филарета. Выше сказанным не исчерпана вся польза от поездок о. Филарета в С.-Петербург. Во вторую поездку Глинский настоятель показал в Святейшем Синоде свое «Поучение к новопостриженному монаху», которое и было в 1824 г. напечатано по-славянски в С.-Петербургской Синодальной типографии и разослано по 10 экземпляров в каждый монастырь. В Глинской пустыне поучение отца Филарета читалось по кельям, ав день пострижения кого-либо из братий – в трапезе. Кроме четырех общежительных уставов и поучений монахам, отцом Филаретом составлено: «Наставление о должности духовника, служащаго инокиням. Краткое изъяснение» о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и «Краткое описание» Глинской пустыни. Кстати скажем здесь и о других письменных трудах отца Филарета. В Софрониевой пустыни между продолжительными богослужениями, келейным правилом, обязанностями уставщика и благочиннаго, а также среди трудов по садоводству, о. Филарет находил еще возможность писать книги. Не менее искусно о. Филарет писал нотные книги. Им написано пять Ирмологиев и несколько других более мелких церковных произведений нотами квадратной формы. Как знаток пения о. Филарет сам перелагал священные песнопения, комбинируя церковные молитвы и особенно хорошо известный ему древний Киево-Печерский распев. Во второй части одного писанного им Ирмология указывается, что ирмосы восьми гласов второй раз исправлены полным переложением, как они положены в древнейших Ирмологиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти книги суть: Октоих, Ирмологион, Праздники, Триодь, Обиход. Для частного богослужения в нотных книгах заключается немного песнопений. Все они изложены в одной книге (Обиход) и притом, вместе с песнопениями для общественного богослужения. Нотные книги, по своему содержанию и составу, соответствуют богослужебным книгам простым. В книге Обиход печатаются те песнопения, которые на известных божественных службах постоянно поются, и кроме того – некоторые из числа изменяемых; а в прочих книгах содержатся одни изменяемые песнопения: в нотном Октоихе – из Октоиха простого, в Праздниках нотных – из Минеи, в Триоди нотного пения – из Триодей, в нотном Ирмологионе – из Ирмологиона простого. Октоих нотного пения Октоих нотного пения содержит ноты, главным образом, для воскресных дней, что указано в заглавии его: «Октоих нотного пения, сиречь осмогласник, обдержай возследование воскресные службы осми гласов, с Богородичны всея седмицы». В каждом из 8-ми гласов заключается: на малой вечерне – псалом «Господи воззвах», Богородичен, стихиры на стиховне с Богородичным; на великой вечерне – стихиры на «Господи воззвах» с Богородичным, стихиры на стиховне с Богородичным; на утрени – «Бог Господь», степенны антифоны, ирмосы канона, «Свят Господь», стихиры на хвалитех, Богородичен: «Преблагословенна еси»; на литургии – блаженны. Засим к каждому гласу есть дополнение. В нем содержатся: во 1-х, подобны; во 2-х, «Богородичны, поемыя, егда есть слава святому в Минее. И ныне по гласу сия», – Богородичны для служб седмичных дней. В конце Октоиха – воскресные утренние стихиры евангельские. Ирмологий нотного пения Ирмологий нотного пения содержит ирмосы канонов. Ирмосы изложены по порядку всех восьми гласов, одни за другими. За ирмосами, расположенными по гласим их, находятся особо ирмосы канонов и трипеснцев на дни предпразднства праздников Рождества Христова и Богоявления. Затем следуют – величания, иначе называющиеся припевами. Они поются с ирмосами и тропарями на девятой песни канона. Праздники нотного пения

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1213. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 14 лл., поморским полууставом XIX в., с недурною разрисованною буквою, без переплета. Состав: стихи из псалмов: 1, 103, 116, 129, 140 и 141, «Свете тихий», прокимны седмичные и в неделю и «достойники на воскресной полунощнице на осм гласов», последние не все: рукопись оканчивается началом «достойника» 5-го гласа. 1214. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах , в четвертку, 387 лл., московским полууставом конца XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 59, 67 и 258. На 225 л. киноварная запись латинскими и греческими буквами: «Трудившися дому Премудрости слова Божиа святыя восточныя апостольския церква клирик Георгий Карпов сын Земцов». Служба Рождеству Богородицы без начала; служба Успению Богоматери без конца. На лл. 108 об.–119 об. и 157–168 царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня. 1215. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах , в четвертку, 175 лл., начала XVIII в., с гравированною на 1-м листе рамкою, в верхней части которой медальон с изображением Рождества Богородицы, а с боку имя гравера: Василий Андреев, (см. Ровинский: «Русские граверы», первое издание, стр. 380), в дощатом переплете с застежкою; 152 лист чистый. За службами двунадесятых праздников помещены песнопения четверга, пятницы и субботы Страстной седыицы и неполная служба положению Ризы Господа Иисуса Христа в 10-й день июля. Пред службами Рождеству Христову и Богоявлению находятся последования царских часов в навечерия этих праздников. 1216. Стихиры на малой и великой вечернях на дни Сретения Господня, Введения во храм и Рождества Пресвятыя Богородицы и Воздвижения Креста Господня, в лист, 40 лл., поморским полууставом XIX в., без переплета; чистые листы: 5, 8, 17, 18, 26, 38–40. На обороте 8-го листа помета: 26/7 июня 1855 г. Часть стихир (1– 4, 9) на крюковых нотах. 1217. Славник , в 16-ю долю листа, 13 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 2-й лист чистый. На первом листе заглавие: «Сей Славник Полиевта Кузнецова собственой. 1840 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19, в гл. 16 своей церковной истории. Подобно также и Созомен в гл. 15 книги 3 истории своей: «кроме оных бяху иные у Озроменов тем же знаменитым образом Бардасен и сын его Гармоний. И отец убо по имени своему ересь устави, сын же его Еллинской мудрости довольно навык, отеческие словеса по правилам стихотворства и мусикейских стоп в чин приведе, и в соборном хоре оные пети устави, яже от того времени даже доселе Сириане поюще воспевают. Они убо не самыми стихами, якоже тем составишася, но гласы точию оных упоребляя, понеже оный в отеческую впаде ересь. Таяжде со язычники о рождении души и смерти тела, и о будущем возрождении мудрствовал мусикийскими рифмами таковая учения уследил, и киими мнози от Сириан приятности ради слов и согласия рифм усладившеся, помалу ко приятию таковых мнений обвыкоша. Таже святой Ефрем, испытав о сицевой вещи, аще Еллинские премудрости и не ведяше, согласия рифмы умери, и темижде ударениями стихов церковному благочестию согласных приспособи. Сирианам даже до сего времени к пению оныя подаде; ибо Божественные песни множайшие, ими же, во-первых, Бога прославляют, и кроме тех похвалы мужей, иже благочинием Богу угодили, поёт, по правилам согласия стихов сложи. От них же якоже добре мню, по ревности подражания потомственные церкви певцы нотные образцы взаимствоваша, вящше же и вящше умножити и разрешити оныя труд прияша. 373 Когда Ариане, от них в царство Феодосия отняты были церкви в Константинополе, вне стен града стечения церковные творили, ночью на всенародных притворах первые собирались, и на лики разделившись, противогласно пели, заключения прения по их догмату сложенные присовокупляя. И по малому времени Иоанн убоялся, да не кто и от его церкви по сим в обман впадёт, народ, ему же пастырем он был, дабы подобно пели, возбуди, иже в краткое время знамениейши учинившись Ариан, и множеством и убранства великолепием наипаче превзыдоша». И потом: «православные, якоже сицевой ради вины пения, имже предсказахом образом, пети начаша, даже до сего дня тако утвердишася».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

430 Под именем И. Дамаскина известно сочинение Ρυθμικ τχνη – ритмика. „Церк Вед.“ 1890 г. 13, стр. 444, статья Д.Ф. Соловьева. 431 Tzetzes. Über die Altgriechische Musikin der griechischenkirche, стр. 2021. См. „Ииравосл. Обозрение“, Март, 1890 г. „Средства к улучшению ц. пения“, В. Ф. Комарова, стр. 19. 433 В Кормчей книге 75-м правилом 6 Вселенского собора запрещаются в пении „различные пестроты, безчинны гласы... яже пировником, паче игрецом прикладни суть, неже церкви Божии“. 435 „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 2, отд. 1, стр. 381 и нотные образцы, стр. 383. Об изменениях за это время греческой нотописи упоминает и наш историк церковного пения о. прот. Д. Разумовский : „Церк. пение в России“, стр. 49. 437 О смешанных греко-славянских нотных книгах в России 1112 в. см. „Церк. пение в России“, прот. Д. Разумовского , стр. 62, 105110 и „Правосл. Обозрение“, 1866 г. 911 „О происхождении Русского церк. пения“, А. Рижского. 446 См. „Чтения в Общ. Любит. Дух. Просвещения“, сент. 1894. „Греческие издания Палестинского Общества“, свящ. Н. Добронравова, стр. 665. 455 О сочинениях И. Кукузеля см. „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета, стр. 322 и „Приложения“ ко 2 ч. 2 отд. первого путеш. в Афон. монастыри архим. Порфирия Успенского , стр. 72. Из этой последней книги заимствованы сведения и о всех прочих песнотворцах этого периода. 458 Михаил, отец нижеупомянутой Пацады положил на ноты стихиры: Γενεθλων τελομενων и Αθαντ σ κοιμσει (на Успение Богоматери). 467 Цель эта подробнее объясняется А. Ф. Фокаевсом в его „Μουσικν γκλπιον“, гл. 25. р. 115 и 116. Сн. Хрисанфа 1. 1. р. 107. 468 Для истории богослужебных книг Востока может быть полезным указание в Διταξις Михаила Атталиата. Перечень кодексов некоторых из этих книг см. у Крумбахера „Geschichte der byzant. Litteratur. München, 1891 г., § 172“; для истории же переводной славянской гимнологии В. Ягича „Минея за сентябрь, октябрь, ноябрь по русским рукописям 10951097 г.“ Спб. 1886 г. Введение. 470 Таковы, наприм., Юго-Западные нотно-линейные Ирмолоии 17 и 18 вв. и, особенно, рукописные из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

апостолов Петра и Павла (29 июня), в праздники Пресвятой Девы Марии (15 августа и другие), в праздник всех святых (1 ноября), в день поминовения всех умерших (2 ноября), в день освящения храма и другие праздники общины, в дни, посвящённые благодарственным молитвам, в день рождения князя страны и императора германского, в дни посвящения духовных лиц и в дни так наз. четырёх времён года (в декабре, марте, июне и сентябре), в дни благословения брака, в дни возношения прошений разного рода. В конце приложены ноты для «Тебе Бога хвалим» и литания. Для возгласов и важнейших песнопений положены нотные распевы. В приложениях к литургическому молитвеннику старокатоликов находятся песнопения в дополнение к некоторым праздничным богослужениям. Только приблизительно главную часть литургического молитвенника можно уподобить октоиху и минее общей, а его приложения – минеям частным, хотя, – повторяем, – только приблизительно. В сущности говоря, литургический молитвенник старокатоликов с приложениями заменяет собою как октоих и триоди, так и все минеи церкви православной, и в ряду богослужебных книг православной церкви нет книги, которая была бы подобна ему; только отдалённое сходство имеет он с псалтырью следованною, хотя и не имеет в себе псалмов в их полном объёме, зато в нём есть, как мы уже видели, порядок совершения литургии-мессы. Прежде чем приступить к обозрению отдельных частей богослужения старокатоликов, считаем не лишним сказать несколько слов по поводу постановления второго старокатолического синода относительно праздников и третьего синода относительно религиозных процессий. Ввиду того, что чрезмерное увеличение количества праздников в средние века повело к сокращению числа рабочих дней, духовные и светские власти в разных странах стали принимать меры к сокращению количества праздников. Это сокращение было произведено в 1642, когда папа Урбан VIII уменьшил число их (кроме воскресных дней и дней в память святых – покровителей стран и областей) до 33; в 1738 году буллою папы Бенедикта XIV было определено, что установление праздничных дней должно происходить по соглашению духовной власти с властию светскою.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010