И. Сахаров Содержание I. Литература церковного пения А. Источники рукописные Б. Печатные источники Ι. Αкты II. Ученые исследования II. Памятники русского церковного пения А. Рукописные нотные книги I. Стихирарь II. Кондакарь III. Демественник IV. Минеи служебные V. Минея праздничная VI. Триодь постная VII. Праздничник VIII. Ирмологий IX. Октоих X. Обиход годичный церковного пения XI. Псалтирь XII. Литургия XIII. Всенощник XIV. Стихиры Евангельские XV. Крестобогородичны и Богородичны Минейныя Б. Печатные нотные книги 1. Ирмологий 2. Οктоих 3. Обиход 4. Праздники В. Теория пения 1. Азбука 2. Сочинения Курского Епископа Феоктиста III. Русские церковные песнопения II. Правила пения А. Правила пения по крюкам Б. Правила пения по пометам III. Русские церковные напевы А. Напевы греческие Б. Напев Болгарский В. Русские напевы     Церковное песнопение существует в России более семи столетий. Отцы наши приняли его от греков и болгар и передали нам во всей чистоте. В наше время мы смело можем сказать, что Русское пение имеет свою историю, свои памятники, свою литературу. Его история представляет нам разные эпохи: процветания, упадка и возрождения. На памятниках священного песнопения находим произведения: Греческие, Болгарские и Русские. Из литературных произведений открываем участие людей в процветании сего Искусства в России, в образовании новых творений для возстановления пения, в изследовании событий. С этой только точки зрения мы можем находить в церковном песнопении: учение стройное, достойное своего назначения. Искусство, развитое в совершенстве; самостоятельность, доказанную семивековым существованием. Полное изучение Русского церковного пения возможно только при обозрении разных источников. Критическое исследование памятников сего Искусства еще только начинается в наше врсмя. Α сколько представляется впереди приготовительных работ? Нам нужно: разсеять разные предубеждения, составленные об этом Искусстве в последнем столетии. Нам нужно: составитъ полное собрание рукописей с крюковыми нотами, которого доселе не видим ни в одной Русской библиотеке, и без которого невозможно написать Историю Русского пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть 1 Часть 2     Предисловие. Третий отдел Славянских рукописей Синодальной библиотеки составляют книги богослужебные. Так как духовным властям, пастырям и всему духовному чину, церквам и монастырям древней России особенно было важно и нужно приобретение богослужебных книг, а к этому впоследствии присоединилось ещё другое нарочитое побуждение – издание и исправление церковных книг: то неудивительно, что сей отдел и богаче и замечательнее прочих по своим рукописям. В состав его входят около 235 рукописей, из коих рукописей 17 принадлежат XII веку, две или три XIII в., рукописей 18 XIV, около 30 XV века, прочие XVI и XVII в. По содержанию своему эти рукописи суть: служебники, требники, уставы церковные и монастырские или соборных церквей, псалтири с возследованием, октоихи и параклитики, триоди постные и цветные, так называемые шестодневы, общие и месячные минеи служебные, трефологии или службы избранным святым вообще и в отдельности Русским, собрания канонов и молитв, стихирари, кондакари, ирмологии, нотные обиходы, святцы, разные чины и последования, синодики и наконец сборники богослужебного содержания. В этом самом порядке, нами принятом, рукописи и следуют в Описании. По столь значительному числу и важности самых рукописей нельзя было совместить описание всех рукописей богослужебных в одном томе: они разделены на две по объёму равные части, из коих первая, теперь представляемая, содержит 90 рукописей, начиная со служебников до общей минеи. По поводу издания и исправления церковных книг духовное Правительство в ΧVIΙ в. как требовало списки их от всех степенных монастырей и некоторых церквей Российских, так и приобретало подлинники у Греков и древне переводы у единоплеменных и единоверных нам Славян. По этому обстоятельству, в связи с помянутою выше общею потребностью в богослужебных книгах, в Синодальной библиотеке по всем означенным родам составилось богатое собрание списков богослужебных книг, сколько разнообразных между собою, столько же важных как по древности своей, так и по лицам и местам, коим они сперва принадлежали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII - нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда «резец» Федор Иванов отлил стальные пунсоны с нотным знаменем и со слогами текста, ни в 1671 г., когда была изобретена новая форма шрифта, приготовленная словолитцем Иваном Андреевым, позволявшая печатать отдельно крюки и текст. Первое известное российское (вероятно, московское) нотное печатное издание было учебным: это двознаменник , опубликованный в 1679 г. на 12 страницах, прикрепленных к «Ключу разумения» Тихона Макариевского (РГАДА. Ф. 181. 455; см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 18). Несмотря на то что в типографии Печатного двора уже существовал нотный крюковой шрифт, ноты в двознаменнике награвированы весьма небрежно (знаки крюков одной группы заметно отличаются друг от друга). Поскольку в типографии Печатного двора до 1708 г. не было граверов по металлу (см.: Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 378), можно предположить, что гравюры для двознаменника подготовил польск. органист Симон (Шимон) Гутовский, к-рый, согласно записям Оружейной палаты, 22 нояб. 1677 г. сделал «стан деревянный, которым печатают листы фряжеские», т. е. оригинальную печатную машину ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 гг. М., 1877. С. 446). Нотные издания светских муз. сочинений стали печаться в России с 1730 г. (публикация «Коронационного канта» по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны) в С.-Петербурге в типографии АН и типографии Горного уч-ща. Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. (синодальные певч. книги) с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала гос. учреждениям - Синодальной типографии и Придворной певческой капелле .

http://pravenc.ru/text/293876.html

И. Сахаров II. Памятники русского церковного пения Памятниками Русского церковного пения мы почитаем: сохранившиеся наши нотные крюковые книги, в библиотеках; наши печатные издания с линейными нотами, составленные по древним рукописям. Каждые из них будет обозревать отдельно. А. Рукописные нотные книги Рукописные нотные книги встречаются в наших библитеках с XII века. Все они разделяются: на древние, средние и новые. К первым принадлежат: Стихирари, Кондакари; ко вторым: Минеи, Демественники, Праздники, Триоди, Стихиры, Литургии, Всенощники, Паннихиды, к третьим: Ирмологии, Октоихи, Обиходы и Праздники. I. Стихирарь Под сим названием встречаются три разряда нотных книг, употреблявшихся в древней Русской Церкви во время отправления богослужения. 1)Стихирарь месячный, содержащий избранные стихиры Святым и праздникам по порядку месяцеслова. Его надписание: Стихираръ месячный о Боге починаем. В списках XV и XVI столетий в надписании находим полное название, вероятно произведение Русских писцов: «Книга глаголемая Стихирарь месячной, иже есгь диачее око. Без той убо мнящеся пения исправляти, яко во тьме шатаются. Имеет же сия книга на всяк праздник, Владычен и Богородичен, и напомнить Святых великих, иж под теми и прочих святых мжей, во все лета празднуемых: стихиры, и подобны и самогласны на Славах и ныне, по чести ради Святых певаем от начала Сентября до конца Августа месяца». 2)Стихирарь постный, содержащий в себе пение от Недели Мытаря и Фарисея до Недели всех Святых. Его надписание различно: 1)Стихирарь постный ο Бозе почившем. Неделя ο Мытаре и Фарисее. 2)Зачало постного Стихираря. Последование Четыредесятницы. Стихирарь в этом составе заключает в себе избранное пение из Триодей постной и цветной под одним общим надписанием. 3)Стихирарь полный, содержащий в себе нотное пение всего церковного обихода. Его надписание: Книга глаголемая Стихирарь, творение Преподобного и Богоносного Отца нашего Иоанна Дамаскина . Здесь помещались пение ирмолойное и октойное, в виде отдельных ирмосов, стихир и кондаков. Состав этого разряда чрезвычайно разнообразен. При сличении нескольких списков, откроется первоначальньй состав без последующих внесений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужебные книги Богослужебные книги . Так называются книги, по которым отправляется богослужение. В зависимости от способа исполнения молитвословий, они разделяются на нотные и простые, а последние сообразно с подразделением богослужения на общественное и частное распадаются на книги, излагающие порядок общественных служб, частных, и тех и других вместе. К книгам первого класса принадлежат: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Общая, Праздничная, Триодь Постная и Цветная, Ирмологион, Типикон; к книгам второго – Требник Большой и Малый, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви, Последование молебных пений, Чин действия, каким образом совершается Высочайшее Его Императорского Величества коронование по церковному чинопоследованию, Правильник, Акафистник, Канонник, Месяцеслов, Молитвослов и, наконец, к книгам третьего – Евангелие, Апостол, Псалтирь, Псалтирь с восследованием, Псалтирь малая. Подобная многочисленность богослужебных книг обусловливается изменчивостью состава одних и тех же служб, в частных молитвословиях, от дней недели и дней года, – чисел. Каждая служба изменяется семь раз в неделю и 365 раз в году. Таким образом, если бы изложить одну какую-либо службу целиком для всего года, то потребовалась бы громадная книга или даже несколько томов для одной только службы. Но и этим не устранились бы все затруднения. Изменчивость службы зависит от дней года, – чисел. А числа, как известно, в течение семи лет подряд падают на разные дни недели. Вследствие этого, одна и та же служба в течение семи лет может являться с многочисленными частными изменениями (365x7=2555). Невозможность изложить в одной книге, хотя бы и многотомной, одну какую-нибудь службу для всех дней одного года, а тем более для всех лет, навсегда, и заставляет помещать частные молитвословия известной службы в разных книгах: в одних излагаются молитвословия неизменяемые, в других изменяемые. Книги первого из указанных классов, т. е., излагающие состав и порядок общественного богослужения, разделяются на две группы: в одних содержатся неизменяемые молитвословия и песнопения известных служб, в других песнопения изменяемые. К первой группе относятся Служебник и Часослов, излагающие неизменяемые молитвы и песнопения всех служб ежедневного богослужения; ко второй – Октоих, Минея и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.И. Никольский Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные Источник Содержание Предисловие Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов лл.84–87 об.)     Предисловие Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I 276 / 421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2009 год ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ КЛИРОШАНИНА Книги Гарднер И.А. «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» М.: Православный Свято-Ти ?хо?нов?ский Богословский институт, 2004. Этот двухтомный труд посвящен истории развития богослужебного пения. Работа обобщает вековой опыт исследования церковного пения и не имеет аналогов по широте исторического подхода. Где купить: магазин «Православное слово на Пятницкой» (Москва) Рукова С.А. «Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений» М.: Издательство Московской Пат?риархии, 1999. Учебное пособие дает представление об основных церковных песнопениях. Приводятся сведения о восьмигласии, о гласовом и негласовом пениях, требах и таинствах. Книга содержит нотные примеры с популярными объяснениями. Трубин Н.Г. «Духовная ?музыка». Смоленск, 2004. Адресованная студентам, преподавателям и любителям духовной музыки книга рассматривает историю духовной музыкальной культуры и проблемы современности. Где купить: магазин «Сретение» (Москва). Кошмина И.В. «Русская духовная музыка». Книга 1. История. Стили. Жанры. М.: Владос, 2003. Это популярное учебное пособие знакомит с православными службами, особенностями религиозно-духовной музыки и историей ее развития. Представлен значительный нотный материал. Пожидаева Г.А. «Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля» М.: Знак, 2007. В книге, написанной на материале певческих рукописей XI-XVII вв., рассматривается древнерусское церковное пение как система. Где купить: в интернет-магазине bolero.ru Королева Т. И., Перелешина В. Ю. «Регентское мастерство: Учебное пособие» М.: Издательство ПСТГУ, 2008. В этом учебном пособии, предназначенном для преподавателей и учащихся регентских школ, а также всех любителей церковного пения, рассматриваются историко-теоретические и практические вопросы церковного пения и чтения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

Содержание Приложения к истории Владимирского Кафедрального Успенского собора А. О иконе Божией Матери, именуемой Владимирскою Б. Правила, составленные на Владимирском соборе 1274 года В. О принесении Святых икон Божией Матери, Владимирской и Иверской, в город Владимир Г. Надписи на гробницах св. Благоверных Князей Георгия, Андрея и Глеба Д. О посещении Владимирского Успенского собора Государем Императором Николаем I в Октябре месяце 1834 года Е. Прощальная беседа преосвященнейшего Епископа Феофана с Владимирскою паствою Ж. Надписи на стенах собора, произведенные при восстановлении в нем открытой древней стенописи в 1882–84 годах Священное торжество по окончании реставрации Успенского Кафедрального собора во Владимире Старый иконостас Владимирского Успенского собор Письмо художника Н. И. Подключникова к Андрею Николаевичу Муравьеву из села Васильевского близ Шуи Владимирский Успенский собор и его историческое значение Реставрация Владимирского Успенского кафедрального собора Благочестие и мудрость святого Благ. Вел. Князя Андрея Боголюбского Адрес от Владимирского Городского Общества Отчет о возобновлении Владимирского Успенского собора Слово, произнесенное Преосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Новгородским и Старорусским, во Владимирском Кафедральном Успенском Соборе при прощании с Владимирскою паствою 6 декабря 1892 года Описание святой и великой соборной церкви пречистой Богородицы честного и славного ее Успения в преименитом и славном граде Владимире и о мощах благоверных великих князей и великих княгинь и чад их и преосвященного Максима митрополита и епископов Владимирских, кто где погребен и в котором монастыре и церкви святые их лежат мощи, о сем предъявим: Отрывок (начало) старого Русского Летописца конца XIV века (862–1174 год) Опись священным и достопримечательным предметам А) Святые Евангелия Б) Кресты напрестольные В) Антиминсы Г) Священнослужебные сосуды Д) Дарохранительницы Е) Древние панагии Ж) Древние наперсные кресты З) Кадило И) Посох К) Священные предметы из шелковых тканей и шитые золотом, серебром и шелками Воздухи и покровцы Священнические облачения Поручи К) Иконы, писанные на досках, и одна – на полотне, и одна вырезанная на камне Л) Разные достопримечательные предметы М) Рукописи Рукописи нотные Н) Печатные книги Перечисление статей, напечатанных в приложении к истории Владимирского кафедрального Успенского собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

02.04.2012 Около 500 редких изданий доступны читателям Гродненской областной библиотеки В отделе редких книг Гродненской областной библиотеки имени Е.Карского хранится около 500 изданий, сообщили корреспонденту БЕЛТА в библиотеке. Зал редких изданий открыт при отделе краеведения библиотеки в 2010 году. Здесь собрано полтысячи уникальных книг XIX - начала XX века на русском, польском, английском, немецком, французском языках. Так, здесь хранится наиболее полная коллекция " Гродзенскай " (1878-1913), в которых представлены материалы о жизни и деятельности губернии в целом и ее уездов в частности. Издания обобщали сведения по региону за год, отражали демографическую, административно-юридическую, экономическую обстановку, уровень благоустройства и медицинского обслуживания и др. Так, из " " можно узнать, что в 1878 году в Гродненской губернии было всего 63 врача, а в 1913-м - 205. Ценным приобретением являются материалы первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года по Гродненской губернии (Санкт-Петербург, 1904). Согласно этому изданию, родным языком жители губернии того времени называли русский, белорусский, украинский, польский, чешский, литовский, немецкий, цыганский и даже финский. В фонде библиотеки есть книга известного гродненского историка и краеведа, сотрудника " Гродненских губернских ведомостей " Владимира Манасеина " Крестьянский вопрос в Гродненской губернии в XIX столетии " (1902). Автор анализирует отношение к крепостному праву законодательства, помещиков и самого крестьянства. В фондах отдела можно найти уникальные сведения о сфере образования на Гродненщине в конце XIX века - " Краткий отчет о состоянии Гродненской мужской гимназии за 1981-1892 учебный год, составленный преподавателем Г.Харламповичем " (1893). Гродненская областная научная библиотека имени Е.Ф.Карского - старейшая публичная библиотека в Беларуси, открыта в Гродно в 1830 году. Сначала ее фонд составляли книги, пожертвованные дворянами города, а библиотека была открыта для чиновников, дворян и помещиков. В 50-е годы XIX века право посещать библиотеку получили более широкие слои населения. Сегодня универсальный фонд библиотеки составляет более 640 тыс. экземпляров (книги, журналы, газеты, нотные издания, электронные документы на 37 языках). Ежегодно услугами библиотеки пользуются около 50 тыс. читателей.

http://new.izdatsovet.ru/news/okolo-500-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010