В году 12 двунадесятых праздников. Службы на двунадесятые праздники тоже имеют свои особые распевы. Все стихиры на эти праздники или «самогласны», или поются «на подобны». На эти праздники положены и особые каноны, светильны, тропари, кондаки и прочее. Службы Постной и Цветной Триоди охватывают период почти в три месяца и полны неповторяющимися в другие периоды особенностями песнопений, бесподобных по своей красоте. Церковный Устав с величайшей тщательностью определил на все службы глас каждого песнопения, и не только глас его, но и распев, и способ исполнения. В предупреждение нарушений Устав дает следующее указание: «Количество пения несть лепо презирати ниже великому законоположителю» 15 . Пропеть правильно по Уставу и благозвучно все стихиры, тропари, антифоны, кондаки, прокимны, ирмосы, ексапостиларии — главное дело хора. Задача эта нелегкая… Надо соблюсти все исторические средства и приемы, выработанные Уставом и освященные многовековой древностью для назидания верующих: пение с канонархом, с головщиком, антифонное, ипофонное пение, ипакои, катавасия, подобны, самогласны… Регент хора должен изучить Устав, богослужебные книги, Обиходы церковного пения, знать в совершенстве типы знаменного и киевских распевов. Русская Православная Церковь владеет родным, неисчислимым, музыкальным певческим богатством. В наших древних крюковых рукописях распеты все службы на воскресные, двунадесятые праздники, на Великий пост, Страстную седмицу, Пасху и период Пятидесятницы. В 1772 году древние крюковые рукописи, по благословению Святейшего Синода, были переведены на квадратные церковные ноты. Возникли нотные Обиходы, но все они изложены в мелодии только для одного голоса, предназначены для унисонного пения. Эти Обиходы являются основными нотными книгами русского православного храмового пения, составляют его фундамент. В настоящее время существуют многочисленные переложения обиходных мелодий на четыре голоса в Церковно-певческих Сборниках издания Святейшего Синода, в Обиходах Певческой капеллы под редакцией А.Ф. Львова, Н.И. Бахметева. Имеются переложения отдельных композиторов: А. А. Архангельского , Е.С. Азеева. А.Д. Кастальского, Г.Ф. Львовского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Д.М. Яичкова, В.А. Фатеева и многих, многих других. Кроме того, существует большое количество безыменных переложений. Сюда относятся нотные четырехголосные Обиходы монастырей, Херувимские: Симоновская, Софрониевская и другие.

http://azbyka.ru/o-cerkovnom-penii

Доживи Синодальное училище до наших времен, мы имели бы возможность ознакомиться с составом общей и музыкальной библиотек училища, в значительной степени собранных Смоленским за двенадцать лет его службы, имели бы возможность ознакомиться и с завещанным им училищу личным книжным и нотным собранием, если оно действительно было передано в Москву после кончины ученого. К сожалению, из всего этого осталось немногое. Так, один из двух упомянутых в завещании фотоальбомов Смоленского – великолепный, с золотым обрезом и золотым тиснением альбом «Московское Синодальное училище 1900–1901» – оказался в фондах Мемориальной квартиры Николая Семеновича Голованова, знаменитого дирижера, в прошлом выпускника Синодального училища. На обороте первого листа альбома имеется надпись нового владельца: «Альбом этот в 1901 году принадлежал Степану Васильевичу Смоленскому, бывшему директором Синодального училища, и поднесен ему после его назначения на пост директора Придворной Капеллы в Петербурге. Случайно найден мною в магазине антикварном в Ленинграде. 17.IX.1932. Николай Голованов». Рукописные, нотные, книжные коллекции – громадная часть наследия Смоленского, которая, к сожалению, не поддается сегодня точному учету. Книги, принадлежавшие Смоленскому, с его надписями и пометами, вероятно, могут встретиться в разных библиотеках и архивах России. Например, не так давно смотрителем библиотеки Петербургской духовной академии о. Стефаном (Садо) было сделано нечаянное открытие: в сборнике духовных песнопений «Лепта» (Бийск, 1890) обнаружилась дарственная надпись Смоленскому о. Макария (Невского) , впоследствии митрополита Московского, а также вклеенные в книгу два письма о. Макария к Степану Васильевичу (они публикуются в комментариях к четвертой главе Воспоминаний). Завещание, в котором ученый, казалось бы, исчерпывающе распорядился своим архивом, не решило, однако, всех проблем. Перешедшие к А.В. Преображенскому письма и рукописи опубликованных работ, естественно, не могли бесконечно пребывать в частных руках. После смерти Анны Ильиничны Смоленской в 1912 году Преображенский стал владельцем и всех Дневников. Кроме того, можно утверждать, что 10-й пункт завещания, требовавший сожжения той части архива, которую Смоленский считал черновой, несущественной, не был исполнен. Поэтому до нашего времени дошло множество фрагментов статей, заметок, черновых тетрадей, планов и конспектов по вопросам церковного пения, музыкальной культуры, нотописания, методики преподавания пения; сохранились и нотные рукописи, целые и разрозненные; сохранилась масса тщательно подобранных Смоленским официальных документов; сохранились даже тетради, стихи, переводы гимназической поры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь приведены лишь общие сведения об эпистолярном наследии о. Илиодора. Само же учение старца (по его письмам) изложено в сопоставлениях с учением Оптинских старцев в следующей, VI главе. 817 РГИА, ф. 796, оп. 127, д. 2090/1, л. 89. Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 68. 831 Там же, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д, л. 1. Там же, оп. 445, д. 286, л. 78. В 1843 г. в Глинскую пустынь перешли иеромонахи упраздненного Белоградского Николаевского монастыря Савватий и Филарет (Курские епархиальные ведомости. 1883. 15. С. 834). 836 Аршин – дометрическая мера длины ­­ 71,12 см (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 83). 860 Там же. Глинский устав был введен в Святогорской пустыни по повелению императора Николая I (Глинская пустынь. Ч. II. Курск, 1912. С. 49). О сохранении в Глинской пустыни установлений игумена Филарета свидетельствует, например, следующий случай. В 1846 г. Преосвященный Илиодор получил указ из Св. Синода «собрать вернейшие сведения о древних напевах в монастырях». Этот указ был вызван распоряжением императора Николая I «нигде в православных церквах не вводить духовно-музыкальных сочинений без предварительного их одобрения директором придворной певческой капеллы. Введенные же с давних времен духовные напевы оставить без изменения и всем им составить список». На это предписание о. Евстратий дал ответ: «Существующий у нас напев перенесен из Молченской Софрониевой пустыни настоятелем о. Филаретом… Посему наша пустынь имела сношение с Софрониевой и получила ответ, что она препроводила от себя в Духовную Консисторию две нотные рукописные книги: Ирмологий и Догматик. Если они… будут признаны правильными, то могут быть приняты и в нашей обители. Прислать же от себя нотные рукописи за неимением двойных экземпляров, дабы не приостановилась церковная служба, Глинская пустынь не может» (Танков А. Из истории церковного пения//Курские епархиальные ведомости. 1901. 13. С .307). 865 Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

К Богослужебным книгам относятся и нотные книги, из коих замечательнейшие: 1) Круг простого церковного пения (на два голоса), который можно назвать руководством для певцов при отправлении ежедневного Богослужения – вечернего, утреннего и Божественной Литургии, как в праздничные, так и простые дни, и в св. Четыредесятницу, совершаемого. В нем, впрочем, недостает ирмосов на восемь гласов по Октоиху, и на некоторые праздники. Сия общеполезная книга служит средством к сохранению чистоты древнего церковного пения, которое часто искажается своевольными устами самочинных певцов, не знакомых с наукой нотного пения. 2) Октоих нотный содержит в себе извлечение из Октоиха простого некоторых стихир на Господи воззвах, на хвалитех, на стиховнех, утренних стихир Евангельских, антифонов и проч. 3) Праздники нотные содержат некоторые стихиры, поемые в честь Господских и Богородичных праздников. 4) Ирмологий нотный есть тоже, что Ирмологий простой, т. е. ирмосы, или песни, положенные на ноты греком Иосафатом Кукузелем 133 . 5) Обиход содержит величания, избранные псалмы, и прочие песни, употребляемые в праздничное Богослужение. Есть 6) Обиход учебный 134 , 7) Обиход нотного пения, составленный на четыре голоса, изданный по Высочайшему повелению (1848) 135 . 4) Символические действия, употребляемые при Богослужении Указание их Известные, символические действия, обыкновенно употребляемые при священнодействиях, составляют также принадлежность церковного Богослужения; таковы суть: а) крестное знамение; b) кадило, или каждение фимиамом; с) возжжение свечей и елея; d) поклоны и главопреклонение; е) благословение, преподаваемое рукой архиерея, или иерея, и f) осенение светильниками, совершаемое архиереем. § 67. Понятие о крестном знамении. Значение его и древность употребления в Церкви Крестное знамение, обыкновенно совершаемое всеми христианами, есть образ Креста, начертываемый сложением трех перстов правой руки – большого, указательного и среднего, во образ и во имя Пресвятой Троицы, и полагаемый на челе – в освящение ума, на грудь – в освящение сердца, и на плечах – в освящение всей деятельности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме чина молебствия в память избавления от французов, в первую четверть XIX века вышли в свет из богослужебных книг акафисты: в 1801 году святому Димитрию Ростовскому , составленный московским священником Иоанном Алексеевым , в 1802 году святителю Алексию, составленный иеромонахом Ювеналием Медведским 220 . По воле государя синод в 1804 году издал некоторые распоряжения к улучшению церковного пения: предписано было употреблять в церквах только напевы, имеющиеся в печатных нотных книгах, допускать на клирос только искусных в пении лиц, устраивать спевки, не позволять слишком вопить при пении, обучать пению в духовных школах 221 . Указами 1815 и 1816 годов предписано ввести единообразное пение литургии, сочинения директора придворной певческой капеллы Дмитрия Бортнянского, почему напев обыкновенно и называется придворными; воспрещено петь в церквах по не бывшими в печати нотами, а печатать церковные нотные книги разрешено было только под условием одобрения их директором капеллы 222 . С этих пор, кроме сочинений Бортнянского, вошли ещё во всеобщий обиход нотные сочинения Турчанинова, бывшего с 1809 года регентом митрополичьего хора, а потом протоиереем в Стрельне, близ Петербурга. Царствование Александра I ознаменовано мерами к стеснению развода. С 1805 года положено дела о разводе представлять на окончательное утверждение в синод. С 1810 года установлена необходимость для развода двух свидетелей-очевидцев прелюбодеяния. С 1819 года воспрещена выдача так называемых отдельных видов на жительство, которые ранее выдавались и консисториями, и полицией. В цели распространения православной веры среди многочисленных в России инородцев синод в 1803 году принимал меры к переводу начатков христианской веры на инородческие языки. Скоро и появились такие переводы: с 1803 года, на черемисский язык, на чувашский, мордовский, олонецкий, карельский, на татарский, калмыцкий, персидский 223 . С открытием в Петербурге библейского общества появились переводы на инородческие языки книг Священного Писания и разных брошюр религиозно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Кроме чина молебствия в память избавления от французов, в первую четверть XIX века вышли в свет из богослужебных книг акафисты: в 1801 году святому Димитрию Ростовскому , составленный московским священником Иоанном Алексеевым , в 1802 году святителю Алексию, составленный иеромонахом Ювеналием Медведским 43 . По воле государя, синод в 1804 году издал некоторые распоряжения к улучшению церковного пения: предписано было употреблять в церквах только напевы, имеющиеся в печатных нотных книгах, допускать на клирос только искусных в пении лиц, устраивать спевки, не позволять слишком вопить при пении, обучать пению в духовных школах 44 . Указами 1815 и 1816 годов предписано ввести единообразное пение литургии, сочинения директора придворной певческой капеллы Дмитрия Бортнянского, почему напев обыкновенно и называется придворным; воспрещено петь в церквах по не бывшим в печати нотам, а печатать церковные нотные книги разрешено было только под условием одобрения их директором капеллы 45 . С этих пор, кроме сочинений Бортнянского, вошли еще во всеобщий обиход нотные сочинения Турчанинова, бывшего с 1809 года регентом митрополичьего хора, а потом протоиереем в Стрельне, близ Петербурга. Царствование Александра I ознаменовано мерами к стеснению развода. С 1305 года положено дела о разводе представлять на окончательное утверждение в синод. С 1810 года установлена необходимость для развода двух свидетелей-очевидцев прелюбодеяния. С 1819 года воспрещена выдача так называемых отдельных видов на жительство, которые ранее выдавались и консисториями, и полицией. В цели распространения православной веры среди многочисленных в России инородцев синод в 1808 году принимал меры к переводу начатков христианской веры на инородческие языки. Скоро и появились такие переводы: с 1803 года, на черемисский язык, на чувашский, мордовский, олонецкий, корельский, натагарский, калмыцкий, персидский 46 . С открытием в Петербурге библейского общества появились переводы на инородческие языки книг Священного Писания и разных брошюр религиозно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Лишь много позже, когда успели смениться два поколения, через 85 лет, в 1766 г., было обнаружено, что в московской типографии хранятся еще старые нотные пунсоны и матрицы нотных головок (с квадратной формой, как тогда было принято писать ноты). При розыске этого материала оказалось, что он попал сначала в Петербург, потом вернулся в Москву, но никогда не был употреблен в дело. Среди пунсонов и матриц оказались пунсоны и матрицы как для нотного набора, так и для безлинейной нотации. Но словолитчики, призванные для экспертизы, не смогли дать сколько-нибудь удовлетворительного отзыва, так как они «...в оных нотных пунсонах и матрицах как доброты их, могут ли быть к печатанью годны, так и все ль оныя принадлежат до печатания нотных книг, также и полное ль число к набору состоит, – за непроизвождением в здешней типографии печатания нотных книг, знать не могут». Вследствие этого печатание нотных богослужебных певческих книг снова отсрочилась. А это было уже во время царствования императрицы Екатерины II, и в хоровом церковном пении итальянское влияние начинало уже вступать в свои права, и щель между традиционным уставным пением и искусственным многоголосным хоровым пением на западный образец увеличивалась. Наступал новый период второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви – период светского итальянского музыкального влияния на православное русское церковное пение. А Русская Церковь все еще не имела печатного собрания уставных церковных напевов, проверенного авторитетными людьми и одобренного высшей церковной властью! Печатники московской (единственной тогда) типографии, конце XVII в. еще знавшие технику нотного набора (и даже, вероятно, технику набора безлинейной столповой нотации), технику отливки нотного и крюкового шрифта, знали и технику его печатания. После реформ Петра Великого и бессмысленных перетаскиваний типографии из Москвы в Петербург и из Петербурга обратно в Москву, через 70 лет уже не нашлось в московской (теперь Синодальной, и не единственной в России) типографии печатников, могущих печатать нотные книги. При Петре Великом и после него были открыты еще типографии, но эти типографии не печатали богослужебных, а тем более нотных богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некоторые певчие, окончив свою службу или потеряв голос, постригались в монахи. Так, например, в начале 1741 г. уставщик Феодор Журавский был по своему желанию уволен в Киев для пострижения в монашество и получил при этом особые наградные. Вообще, несмотря на все перипетии и перетасовки, придворные певчие, как и в прошлые века, во все время своего существования пользовались особыми привилегиями; с XVIII в. они стали получать чины и возводились в дворянское сословие и, по выходе из хора, становились офицерами. Один из придворных певчих, бас, малоросс Алексей Разумовский, был избран императрицей Елизаветой Петровной в супруги (венчание происходило в одной из московских церквей), причем императрица возвела своего супруга в графское достоинство. Нужно заметить, что императрица Елизавета Петровна очень любила и церковное, и светское пение, и сама была большая певунья. Но вернемся ко времени Петра Великого. По примеру прежних православных государей русских (см. т.1), Петр Великий нередко участвовал в богослужении пением на клиросе вместе со своими певчими дьяками. Разумовский указывает 260 , что сохранились партесные нотные тетрадки с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич», царь часто исполнял 4-ю партию (т. е. басовую), но по ключу в партитуре и партии – теноровую, если принимать во внимание, что партитура предвидела состав: дискант, 1-й альт, 2-й альт соответствовал нашей теноровой партии, и тенор – нижний голос (бас) 261 . Другое свидетельство об участии Петра Великого в пении на клиросе с певчими приводит В. Металлов 262 , который пишет, что в московской Оружейной палате сохранялись партесные нотные книги «по басовой партии коих накануне Успения и в самый праздник в 1701 г. в Соловецком монастыре, стоя в хоре государевых певчих, изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Петр Великий певал на клиросе со своими певчими дьяками и не только во время своих богомолий, но вообще довольно часто. Так, В. Металлов 263 пишет, что в собрании Московского Синодального училища церковного пения была рукопись (сначала принадлежавшая известной Оптиной Пустыни) с ирмосами греческого роспева, где в конце была запись: «Сии ирмосы Его Величество Государь Император Петр Великий в день тензоименитства своего на всенощном пении сам изволил на клиросе с певчими певать, ибо Его Величество до греческого напеву охоту имел, а голос содержал тенорный» (рукопись 923, с.78).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалтирь XVI в. «Кириллы митрополита Ростовского» (был с 1594–1605 г. архимандритом Лавры) 92 . Стихирарь XVI в. «владыки Досифея Сарьского и Подонского († 1544 г.)». «Сея богодохновенная книга (разные чины церков. богослужеб. XVII в.) Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа» 93 . Сборник (XVII в.) «Борисоглебского монастыря, что в Дмитрове на посаде» 94 . «Сея книга (Сборник XVI в. Ивана Постникова, сына Панова, что нет дела никому до нея, благословил его дедушка Сильверст лета 1568 г.» 95 . Патерик Скитский (XIV в.) «Махрищская» 96 . «Сея книга Златая Чень (XIV в.) Афонасия Горина» 97 . Так приобретая книги указанными путями, Троицкая Лавра образовала у себя «многобогатную божественных писаний книгохранительницу». Эта книгохранительница, книгохранильня, книгохранилка, как она иначе называлась, как учреждение, восходит своим основанием к XVI в. В старину книги были очень ценны. Целыми веками сохранялись они, переходя от одного лица к другому, от поколения к поколению. Сохранить книгу, как ценную вещь, – вот было главное назначение книгохранильни, потому что дорого стоившие книги нередко утрачивались. «А сии праздники (нотные XVI в.) никому не продать, и ни отдать, ни в келье держать, ни в заклад заложить, только с благословением ризничего брата и пономарям объявя, понеже многие книги утрачиваются» 98 . Завещатели-вкладчики говорили: «да никтоже никакоже покусится сию книгу отделити от сея обители св. Троицы Сергиева монастыря» 99 , «Сея книги (Минею служебную XV в.) из монастыря не отдати для справного свидетельства» 100 , писал архимандрит Дионисий. Келарь Симон Азарьин, жертвуя книги в дом Живоначальной Троицы, считал долгом на них надписывать: «во веки неотъемлемо никому». «Быти сей книги в книгохранилищи (Никона Черногорца Пандекты и Тактикон XVI в.) до скончания века, а кто украдет сию книгу, или кому отдаст, да судится с нами пред Господом Богом на страшном суде во второе пришествие Господа нашего И. Христа» 101 , «Без игуменского благословения не давати ея никому (митрополита Киприана с возследованием, XIV в., на 410 л.) наших монастырей постриженником».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Из них особенно известны: Львов, Смоленский, Бортнянский, Турчанинов, Архангельский, Ломакин, Виноградов, Чайковский, Гречанинов и др. Квадратные ноты не являются первоначальной формой нот русского церковного пения. Они появились в 17 веке и сохранились до 20 века, параллельно с новой круглой формой. В старых богослужебных книгах для одного голоса употребляется квадратная нотная система. Вот образец записи по квадратной нотной системе стихир 7-го гласа: Древнейшие сборники церковных песнопений были написаны безлинейными нотами, так называемыми «крюками». До 12 в. было два типа крюков соответствующих, по-видимому, двум типам принятых напевов, «кондакарному» и «знаменному». Расшифровать эти древнейшие ноты, так и не удалось. Кондакарное пение исчезло с 13 в. Знаменный же распев, продолжал развиваться. Крюки, которыми он писался, к 15 в. приняли форму оставшуюся, в дальнейшем, почти без изменений. При Патриархе Никоне , нотные книги, вместе с богослужебными, подверглись исправлению. Монахом-певцом Алексеем Мезенком была составлена «Азбука знаменных нот». Исправленные книги были написаны уже не крюками, а линейными нотами, позаимствованными из Киева. Знаменное же пение (унисонное) и крюки, почти без изменений сохранились до наших дней, в старообрядческой среде. Богослужебные книги (книги, по которым совершается Богослужение Православной Церкви) Книги для священнослужителей Евангелие Лежит на престоле в украшенном переплете, на котором имеется пять изображений: в центре Спаситель, по углам четыре Евангелиста с их символами. Св. Иоанн изображается с орлом, св. Матфей – с человеком, св. Лука – с тельцом и св. Марк – со львом. Текст Евангелия разделен на отрывки для чтения на каждый день года, на литургии и утрени. Служебник Чиновник Архиерейский Служебник для архиерейской службы с прибавлением молитв при посвящении в священнослужители. Требник Чины совершения таинств, кроме Евхаристии и священства, молитвы на разные случаи жизни («требы»), освящение воды и всякой вещи, нужной для жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010