Такое сильное удостоверение! «Трех свидетелей приводит — Христа, собственную совесть и Духа Святого, чтобы поверили, что имел сказать, ибо имел сказать нечто очень важное и великое» (Экумений, блаженный Феофилакт). «Намереваясь коснуться того, чему многие затруднятся поверить, Апостол свидетельствует наперед, что то, что намерен сказать, есть непреложная истина. Так обыкновенно поступает всякий, кто намеревается говорить о чем-либо для многих невероятном, и в чем, однако же, сам он твердо убежден» (святой Златоуст). Но на что собственно направлено такое удостоверение? Прямо за сим следует выражение великой скорби Апостола и непрестающей болезни сердца его об отвержении иудеев из благодатного Царства за неверие их в обетованного и уже явившегося Спасителя, чем выражалась великая его любовь к братьям. Почему можно полагать, что прямо в этой любви удостоверяет он. Удостоверение в любви такой шло к лицу апостола Павла: ибо иудеи думали, что он разлюбил их и веру их. Так если бы даже об обычной любви говорил Апостол; то предпослать ему такое удостоверение было бы прилично. Но когда он выражает столь необычайно сильную любовь, что готов бы был за любимых и от Христа отлученным быть; то удостоверение такое было уже совершенно необходимо. Верующие из иудеев и простому слову могли поверить; но Апостол, излагая вполне учение христианское, имел в виду не одних верующих, но и неверующих, для побеждения предубеждения которых нужно было и показание любви необычайной, и свидетельство в том великое. Итак, прямо в любви своей удостоверяет Апостол такими свидетелями. Но поелику самое удостоверение в любви нужно было для того, чтобы угладить путь к вере в то, что он имел сказать о неверовавших иудеях; то нет сомнения, что те удостоверительные свидетельства силу свою простирают и на сие последнее. Наши все толковники в этом паче смысле и смотрят на эти свидетельства. Блаженный Феофилакт пишет, что так как в последующей речи Апостол намерен показать, почему не все уверовали, тем, что не все сущие от Авраама суть семя Авраамово: то, «дабы кто не подумал, что говорит сие в сильном возмущении духа (в раздражении на иудеев), устраняя такое предположение, высказывает, что весьма любит их».

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

И это завещание Пилсудского будто бы исполнялось во всей чистоте: Польша для всех являлась искренней, нелицемерной «истинной родиной, любящей матерью, для которой все её дети равно дороги», – свидетельствует митрополит Дионисий в похвальном слове. Конечно, в похвальном памятном слове подобает хвалить покойника, по доброй и старинной поговорке: о мёртвых или хорошо говори, или ничего. Но так ли это было на самом деле, можно сомневаться. Я не намерен рассказывать о том, как снесли русский собор, как разрушали сельские православные церкви (я этого не знаю точно; а газетам не намерен верить во всём). Но вот что мне несомненно известно: в том же церковном календаре есть статистические справки о религиях: католической, униатской, православной, протестантской, еврейской и пр. (И цифры, и графические рисунки говорят, что католичество в Польше стало расти: в 1921 году католиков было 17 с лишним миллионов, в 1931-м – уже 20 миллионов и 800 000... Неужели католическое духовенство не приложило здесь рук своих? Невероятно...) А вот ещё более поразительный факт, там же напечатанный. В 1931 году была перепись. Заявляли: кто какой веры. Но вот смотрю в Полесском воеводстве (в уездах Пинском, Брестском, Кобринском и друг.), то есть там, где больше всего православных русских, я вижу странно малую цифру, которая показывает: на каком языке они говорят? Оказалось, всего 1,4 процента; а православных там же показано рядом 77,4 процента. Ясно, что – русские. Что же оказывается? В примечании объяснение: «во время переписи 1931 года огромное большинство православных полещуков определило свой язык, как «тутейший». Из 708 200 человек признало своим родным языком язык «тутейший» свыше 707 000... Куда же их отнесли статисты? В графу «иной» язык, где указаны (кроме Вильны литовской) крохи, меньше процента (вроде караимского и т.п.). Почему же так случилось? Полещуки побоялись сказать, что они считают своим родным языком русский... Вот и вся разгадка загадки. И выдумали наивно-хитро новейший язык «тутейший»... Что ж это за свобода? (Нет, свежо предание, а верится с большим трудом).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вместе с этим он учит нас не страшиться смерти, ибо смерть не есть уже более смерть, но сделалась сном. “Поскольку и Самому Ему надлежало умереть, то воскрешая других, заранее приготовляет учеников к мужеству и спокойному перенесению, ибо по пришествии Его, смерть сделалась уже сном,” – говорит св. Златоуст. Называя смерть сном, Господь еще раз подкрепляет отца умершей отроковицы, ибо эта вера при виде знаков сетования, при виде доказательств, что все кончилось, могла совершенно угаснуть. И вот, Владыка жизни опускает страшное слово: “она умерла,” и заменяет его более кротким: “она спит”. В то же время, Он смиренно прикрывает от глаз людей, словом спит, (имеющим двоякое значение) как завесой, чудное дело, которое намерен был совершить. И за это смирение, за утешение страждущим родителям, небесный Утешитель Сам подвергся осмеянию: И смеялись над Ним . Вот – гордость ума без веры! Чего не понимают, над тем издеваются. Поэтому они не достойны видеть чудеса Божия всемогущества. Впрочем, понятно и то, что наемные музыканты и плакальщицы так легко перешли от притворных слез к грубым насмешкам. “Но эти самые насмешки и есть свидетели о чуде: смерть отроковицы была удостоверена всеми и никто не мог сказать, что с ней только случился болезненный припадок, или просто – обморок” (св. Филарет). Иисус повелел выслать всех вон. Он не оскорблялся тем, (св. Златоуст) что они не верили чуду, которое Он намерен был совершить, и не укорял смеющихся, чтобы и самый смех, и свирели с кимвалами, и все прочее свидетельствовало о смерти девицы. Поскольку люди часто не верят чудесам, которые уже совершились, то Господь заранее предохраняет их от такого неверия их же собственными ответами. Так были предохранены от неверия и присутствовавшие при воскрешении Лазаря, и когда Господь спрашивал: где положили его? Чтобы те, которые отвечали: пойди и посмотри, уже смердит ( Ин. 11:34–49 ), ибо он четыре дня во гробе, – не могли уже не верить, что Он воскресил мертвого (св. Филарет). Если даже из Апостолов только трое были достойны быть свидетелями страшного таинства воскрешения, тем паче не подобает бросать жемчуг священного действия чуда перед теми, кто дерзал осмеивать Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

6. Говорить о серьёзном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определённого рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьёзные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» (направление) жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а не мелочного перечисления несерьёзных проступков. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего – члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия. 7. Начать менять жизнь ещё до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально – «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог – не прокурор, а исповедь – не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может быть, с исповедью стоит повременить? Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным (как избранный и рукоположенный), чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак (чрез рукоположение) сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, об нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа; но дары Духа различны. Восташа же нецыи от сонма. Восстанием называет их раздражение и гнев. А сонмища были разные. Стязающеся со Стефаном. Состязались для того, чтобы вынудить его сказать что-нибудь. А он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона; или, вернее, не говорил, а намекал; потому что если бы он говорил ясно, то эти нецыи не имели бы нужды в лжесвидетелях. Но замечай: он не предоставляет себе права учить, но вынуждается к этому состязающимися с ним. Тогда подъустиша мужи глаголющыя... Состязатели свидетельствуют не сами, — потому что их тотчас изобличили бы, что они клевещут на Стефана по зависти, — но подкупают других, чтобы не сочли это дело неправым, — потому что они не Бога боялись, оскверняя себя убийством, но взор свой обращали на мнение людей. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя... Всюду лжесвидетельство. Не хотели убить просто, но по приговору, рассчитывая на то, что этим они подорвут доброе мнение о тех, кого убивали. Не сказали о Стефане: глаголет, но: не престает глаголя. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей ( Назорей говорится в поношение) разорит место сие. Это говорили и о Христе: разоряяй церковь сию (Матф. 27, 40)... Велика была между ними боязнь за церковь; но обвинение было двойное, — обвинение в том, что Он намерен изменить обычаи, и в том, что намерен ввести иные обычаи. Воззревше же нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела. Бог соделал его (Стефана) приятным; так как он имел еще сказать несколько, то чтобы тотчас поразить их его взором, Бог осиял его лицо; потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с почтением. ГЛАВА СЕДЬМАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Послание является ответом на утраченное письмо самого Дмитрия, покаянное настроение которого Иаков одобряет и всемерно поддерживает. Затем следуют предостережения: от блудодеяния, пьянства и гордыни. Прежде всего приводится множество ветхозаветных примеров в подкрепление первого: Ева , Иосиф в Египте, Давид, Соломон, Самсон, Сусанна и т.п. Языком весьма красочным, заимствующим образы из мира природы, жизни животных, труда ремесленников, автор живописует опасности плотских искушений. В дальнейшем делается ссылка на Страсти Христовы как высший образец терпения для нас во всяком страдании. Тот, кто намерен подвизаться в любви к ближнему и в ней творить чудеса, подобно апостолам, да научает колеблющихся в вере, направляет к церкви стопы “текущих на игры” и отверзает для милостыни “руце, иссохши от скупости”. Тот, кто намерен стать “подражателем” святых, должен быть готов к борьбе с бесами. Приводятся примеры бедной вдовицы из Евангелия, отдающей малую лепту, и Иеффая, судии израильского, приносящего в жертву свою единственную дочь, дабы доказать, что закон и любовь к ближнему не могут противоречить друг другу. Правила своего не оставляй против сильного и, делая зло, не говори, что если бы этого Бог не хотел, то не дал бы человеку свободы воли (“самовластья”). Ибо Бог даровал человеку “нераскаянен дар его” (греч. δικριτον – дар различения добра и зла) и до времени терпит даже идолопоклонников и еретиков, не говоря уже о диаволе, а кающемуся дарует прощение. Все пребывает в Его власти до самого Судного дня, в который огнем будут испытаны дела наши. Автор демонстрирует большую начитанность в Св. Писании и даже отваживается затронуть трудную тему соотношения между Божественным предопределением и человеческой свободой, тесно связанную, в свою очередь, с проблемой зла в мире. Духовным поучением князю, на этот раз Владимиру Мономаху , является и Послание митрополита Никифора Í 695 . Особое место этого сочинения в древнерусской литературе обусловлено свойственным ему специфическим сочетанием личного наставления и церковно–политической программы 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пастырское служение о. Димитрия продолжалось и в лагере, заботы его о всех оставленных чадах не прекратились, ибо он всех их носил в своем сердце. Здесь он часто исповедовал, отпевал умерших заключенных, крестил и один раз даже венчал. Пел хор из сокамерников, которых подготовил сам батюшка. Епитрахилью служили два сшитых полотенца с вышитыми на них крестами. Служба совершалась втайне от лагерного начальства, в тайге, там же велись духовные беседы. За это полагался карцер. Святого узника о. Димитрия заключенные любили, он находился под особой охраной уголовников, когда лагерное начальство начинало притеснять его. Когда истек срок десятилетнего заключения, начальник лагеря спросил о. Димитрия: — Что ты намерен делать на свободе? — Я священник, служить намерен. — Ну, если служить… тогда еще посиди. И дали новый срок. Предлагалось тихо уйти от Христа. Скажи он тогда: «Где-нибудь устроюсь. Найду какую-нибудь работу»… Но о. Димитрий повел себя как мужественный исповедник, готовый умереть за Христа. Он не искал страдания, а согласился на него. Он горел желанием возвратиться в родные места, к детям, к любимой пастве, но он оставил все, чтобы следовать за Христом, Которого любил больше всего на свете. Алеша Карамазов говорил: «Не могу я отдать вместо“всего“два рубля, а вместо“иди за Мной“ходить лишь к обедне». В автобиографии 1962 года о. Серафим написал: «Стаж церковной службы — сорок второй год», смело подчеркнув тем самым, что и в лагерях он был не просто заключенным, а священником, то есть служил. Внешняя свобода исчезла для о. Димитрия, зато возросла внутренняя, которая есть тяжелое бремя и причиняет боль. Многие легко отказываются от нее, чтобы не страдать. Но по слову Симеона Нового Богослова «Любить — значит страдать». Любить любовью Христа — это пить Его чашу, ту чашу, которую Сам Он просил Отца «мимо пронести». Отец Димитрий смертельно скорбел. Его мог утешить только Господь. Поэтому душа его вспоминает в эти тяжелые дни Гефсиманский подвиг Иисуса Христа. Только самым близким душам он мог поведать в письме из уз тайну своего страдания:

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

Возвращаясь, говорится, утром, Он сильно взалкал, и подошел к смоковнице, чтобы найти плодов, и не нашел, потому что не было времени смокв. Так написано. Какой человек, – теперь не разумею Бога, ни достоинства Божия, – какой столь не разумен и несмыслен, чтобы не вовремя подходить к смоковнице? Если (судить) по человечеству, то бессмысленно не вовремя искать плода; если по божеству, то как Он не знал пределов собственного творения? Пожелаешь ли исследовать это слово по человечеству или по божеству, оно не подходит к Спасителю. Ни разумный человек не требует плодов от насаждений не вовремя и не может потребовать с самого начала, ни сам Бог , назначивший для каждого насаждения и плода порядок, время и законы, не потребовал бы вне их собственных границ. Если бы ты для смоковницы, не приносящей плода, назначил приличное время, между тем когда пришло время, она не принесла плода, то это зависело бы от воли Бога, не укрепившего насаждения. Следовательно, братья, это скорее домостроительство (спасения), чем нужда (Господа). Это не нужда Христова, но домостроительство: Он желал предуказать ученикам несомненность Своего страдания. Так как, после этого дела, тотчас войдя в Иерусалим, Он намерен был претерпеть страдание, – внимательный читатель найдет вслед за этой историей силу креста, – так как (говорю) он намерен был идти в Иерусалим и страдать, а ученики соблазнялись страданием, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Он страдает по слабости, дает ясное доказательство, что Он мог иссушить врагов Своих, как смоковницу. Он показывает Свою силу над бездушной смоковницей, а долготерпение над разумными людьми, чтобы, имея свежую память о чуде, понимали, что иссушитель словом пострадал по (Своему) желанию. Что, братья, это истина, и все это с целью, чтобы показать силу, можно заметить из следующего. Смоковница, говорят, – иудейская синагога; (будто) синагоге Он угрожал: «да не будет же впредь от тебя плода вовек» ( Мф.21:19 ). Так некоторые желали понимать; но дело не оказывается в согласии с этим изречением: после креста, после этого решения мириады уверовали из иудеев, и не согласуется «да не будет...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

— Отец Тихон — Ваш ставленник, это Вы враг номер один. Я на такую высокую степень был поставлен. В отношении Русской Православной Церкви — не могу согласиться, но в отношении их — конечно, препятствовал их деятельности. Они очень сильно развернулись, начинали просто издевательски относиться к Церкви, к канонам Церкви. Сначала я в одиночку воевал с ними, потом Патриарх Алексий пригласил его и меня. Два с половиной часа беседа была. «Вы в интервью говорите, что каноны Церкви — правила Вселенских Соборов, Церквей — они не нужны уже, все это выбросить надо». — «Вы знаете, я бы сказал: не так записали, не так поняли». И так во всем «выскальзывал». Говорил, что архиереи — это психически больные люди, не нужно вообще обращать внимание на них. Много таких высказываний было. Патриарх попросил его дать пояснение. Патриарх записывал. «Ваше Святейшество, я вижу, Вы заняты, я в следующий раз приду». — «Нет-нет, продолжайте». Продолжил. Два с половиной часа шла встреча. Потом Патриарх прервал, говорит: «Вы знаете, меня владыка Филарет (Вахромеев) ждет, я не могу сейчас, потом с Вами продолжим встречу, после рождественских праздников. Но сейчас хочу сказать, я почувствовал непомерную гордость, непризнание ошибок, полное пренебрежение традициями православными, нашими канонами». И стал дальше приводить эти фразы, которые он говорил: тот думал, что Патриарх что-то пишет, а Патриарх записывал его же фразы. «Давайте на этом пока закончим собеседование». Но следующее собеседование так и не состоялось. Как-то Патриарх приехал после праздника Рождества в резиденцию, выходит из машины, задыхается и говорит: «Я больше с этим Кочетковым не намерен разговаривать. Это невозможно, у нас доверительная беседа была, как отца с сыном, как архипастыря с чадом. Сейчас включил телевизор, где он вещает: " Наконец-то Патриарх осознал, что необходимы перемены, необходимы переводы на русский язык… " Отец Владимир, ну как же так? Вы присутствовали же?» — " Ваше Святейшество, конечно присутствовал " . — «Вот так он во всем. Я больше с ним не намерен разговаривать, потому что вообще все перевирает, потом все на экран выносит. После этого как вообще с ним общаться?»

http://radonezh.ru/2023/12/20/protopresv...

МР1968,1,1т; 5,3; 5,8; 8,1; 8,3; 9,2; 9,3; 9,t; 12,7. МР 1969,1,19; 3,7; t,3; 5,8; 10,65. МР 1970,1,5; 1,10; t,ll; 5,6; 5,23; 7,1; 8,6; 8,8; 8,19; 9,1; 9,2; 10,1; 11,2. МР1971,5,2; 7,1; 10,1. МР 1972,6,13; 7,1; 8,2; 8,21–2t. МР 197t,5,3. МР 1975,5,6; 7,1t; 10,5. МР 1976,1,9; 7,2. " МР 1977,1,1t; 1,27; 2,t; 3,3; 3,t; 5,7; 7,t; 8,3; 8,5; 10,3; 11,3. МР 1978,2,7; t,t; t,S; t,10; 6,t; 8,t0; 9,2; 10,3; 11,t; 12,6; 12,8. МР 1979,2,6; 2,8; 3,t; 3,5t; t,S; t,9; 5,3; 5,63; 6,5; 6,33; 9,3; 10,5; 10,t3. Literatur: МР1980,3,3; 3,6; 3,47–50; 6,7; 6,8,57; 7,26; 8,5; 9,9; 10,3; 10,37; 11,4; 12,4. МР 1981,1,35; 2,3; 2,4; 2,7; 2,9; 2,11; 3,2; 3,25; 5,3; 5,7; 5,12; 6,5–6; 9,5; 11,2; 12,6; 12,58. МР 1982,1,4; 2,11; 5,6; 6,33; 6,56; 7,9; 7,10; 8,9; 9,37; 10,61; 12,108. МР198 3 ,1 ,52f ; 2,10; 2,67; 5,7; 7,30; 8,9; 8,55; 9,18; 11,16. МР1984,1,15; 2,4; 2,17; 3,4; 4,5; 6,2; 6,4; 6,9; 6,18; 8,11; 8,25; 12,29. МР1985,2,6; 2,7; 2,9; 5,6; 5,7; 5,8; 10,2; 11,35; 11,36. МР 1986,9,6; 10,6; 12,7; 12,56. МР 1987,3,3; 5,6; 11,21–22; 12,10. МР 1988,1,45; 4,5; 4,6; 4,9; 6,10; 8,31; 9,2; 9,60; 10,7. StdO 1966,6,4. StdO 1967,10,35; 11,10. StdO 1970,10,19–21. StdO 1971,9,8. StdO 1972,6,22; 7,5; 7,22. StdO 1973,6,28. StdO 1980,5,5. StdO 1981,3,12. StdO 1982,3,29; 6,5. StdO 1983,8,21. StdO 1985,1,4. StdO 1986,1,7. StdO 1987,1,39; 4,7. StdO 1988,1,15. A.E. Levitin-Krasnov, Otee Dimitrij Dudko, in: Posev 1975,1, hier 35. Gleb Jakunin, sovremennom poloenii RPC..., in: Volnoe Slovo vyp. 35–36, S.42. D. Pospielovsky, The Russian Church 410, 438, 440, 445f, 448, 450, 451–453. Christ in der Gegenwart 37(1985)72. J. Ellis, The Russian Orthodox Church 204, 207, 209, 217, 266, 344, 358, 361, 411, 437. SOP (Service orthodoxe de Presse) Nr. 120 (7/8 1987) S.12. The Orthodox Church 23(1987)7,5; 8,3. Glaube in der 2. Welt (G2W) 1987,7/8,26–32. Literatur: Posev 1987 ,8 Protodiakon Vladimir Rusak, Svidetel " stvo obvinenija, Episkopy, in: Prav. Rus T 1988,13,5: er sprach von «herzlichen Beziehungen der Kirche zum Staat».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010