Вскоре после этого в Персию были направлены послы Василий Коробьин и дьяк Остафий Кувшинов. 21 января 1622 г. они уже были у шаха “в пе­рвом приезде”. В ходе переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится хитон Господень, “и кто помолится с верою и к тому хитону коснется, того Бог помилует и от того хитона исцелеет; и кто придет без веры, и к тому хитону коснется, у того тотчас очи выпадут” 12 . По словам шаха, хитон был взят им в Грузии и он намерен послать его в Москву царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу. Послы Коробьин и Кувшинов сразу же сообщили в Москву о том, что Аббас I намерен прислать в подарок хитон Спасителя. Эта “отписка” была получена в Москве 27 июня 1624 года, и послам был направлен запрос: собрать подробные сведения о происхождении ризы Господней. Но послы, при всех стараниях, могли узнать только то, что “шах достал ее из Грузии, что в Грузии ее чествовали и от нее совершалось много чудес” 13 . В древнерусской письменности существует несколько сказаний о присылке ризы Господней в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семену Шаховскому. Это сказание было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н. С. Тихонравова 14 . Подлинные акты, в которых речь идет о присылке ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; они были изданы в 1879 году, а принадлежавшее тому же архиву “Дело о присылке в Москву шахом Аббасом ризы Господней” впоследствии также было опубликовано 15 . Тексты посольских документов — “отписок” опубликованы в исследовании С. Белокурова “Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году” (М., 1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки 16 . …Получив краткие сведения о ризе Господней, патриарх Филарет распорядился расспросить о ней тех греков, которые прежде жили в Иерусалиме, а впоследствии обосновались в Москве. Так, думному дьяку Ивану Грамотину было приказано расспросить в Посольском приказе Спаса Нового монастыря келаря грека старца Иоанникия (“Ионикея”). Келарь Иоанникий сказал, что в бытность в Иерусалиме ему пришлось слышать от “многих верных людей”, что перед распятием Христа с Него сняли хитон, весь тканый, без шитья, “и ткала де тот хитон Сама Святая Богородица”. Хитон достался воину-грузину; вернувшись на родину, он принес с собою хитон Христов и рассказывал всем, что произошло при нем в Иерусалиме 17 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

е. в делах датских. Кроме общих для всех русских людей причин к неудовольствию у Панина были особые причины. Он не мог поддерживать своего значения, ибо по своему образу мыслей, по своим привычкам он не мог быть в приближении у Петра III, принимать участия в его забавах; по своей флегматической, жаждущей физического спокойствия природе Панин, более чем кто-либо, не выносил капральства, введенного Петром, за что последний резко обнаруживал против него свое неудовольствие. В донесении Гольца Фридриху II от 30 марта находится любопытное известие относительно Панина: «Е. и. в. с удовольствием соглашается на желание в. в-ства включить Швецию в мирный договор. Он мне сказал по секрету, что пошлет туда Панина, воспитателя великого князя. Это человек очень способный, и потому не может быть сомнения в успехе переговоров». Итак, Панину грозила опасность отправиться в Швецию и хлопотать там, согласно с требованием Пруссии, о восстановлении самодержавия, против чего он, находясь прежде в Швеции, ратовал всеми средствами. Но делать нечего, пришлось бы отправиться и в Швецию, ибо в России он мог потерять свое значение воспитателя великого князя наследника престола: громко говорили, что Петр намерен развестись с женою, заточить ее, намерен отвергнуть и сына. От характера Петра и от следствий образа жизни, который он вел, всего можно было ожидать: раз уже велел он арестовать Екатерину, в другой раз и заступничество принца Георга не поможет. Одинаковость интересов, естественно, сближала Панина с Екатериною, которая могла рассчитывать на его согласие на перемену, могла быть уверена, что при перемене найдет в нем человека, готового служить ей добрым советом, способного помочь ей в трудных обстоятельствах, но этим все и должно было ограничиться: Панин по своему характеру и образу мыслей не мог принять непосредственного участия в движении, направленном к перемене, тем менее мог стать во главе его. Но понятно, что, как бы ни было много людей, желавших перемены, и как бы ни были сильны средства этих людей, они не могли тронуться, начать дело без помощи гвардии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мой путь совершился благополучно, но без последующего утомления. В Рахманове священник сказал мне: сего дня похоронил троих умерших от холеры. В Братовщине в течении 25 дней умерло от нея 9 местных жителей, и 30 посторонних. Со дня преподобнаго Сергия лучше стало. В Пушкине благополучно. В Москве говорят о болезни, но не с большим вниманием. Сего дня посетил меня граф Дмитрий Николаевич Блудов. Он намерен быть вскоре в Лавре. Еще раз благодарю вас и братию обителей за мир моего у вас пребывания. Июля 10-го 1860. 1338 Мир много оцу наместнику и братии. Желаю знать лучше ли теперь ваше здоровье. Ввести в новые келии добрую братию Бог благословит. Радуюсь, что младшие будут иметь старшаго. Желаю знать кто он будет: потому что хорошо знать добрых людей, хотя бы только по имени. У нас был жар и засуха. Но вчера Господь дал обильный дождь. Сей час получил я письмо от Новгородскаго владыки. Он выезжает из Кива 26 дня, чрез Москву: и намерен быть в Лавре преподобнаго Сергия. Здравствует ли Вифанская рожь? – Июля 1-го 1860. 1339 Мир Господень отцу наместнику и братии. Врачество, вами принимаемое, да будет вам совершенно врачебно. Благодарю за фотографические изображения. Крест особенно отчетливо изобразился. Посылаю вам вклад в скит, и имена просящих молитвы. Елена Ивановна Миллер прислала мне кубок из кокосоваго дерева с царскими портретами. У меня ему нет употребления. Посылаю к вам, не найдете ли ему места на соборных столах лавры. Завтра думаю отправится в Угрешский монастырь для освящения больничной церкви. Попросите мне благословение препадобнаго Сергия. Июля 22-го 1860. 1340 Отцу наместнику и братии мир души, мир помыслов, мир совести, и над сими осеняющий мир Божий, превосходяй всяк ум. Господь да простит вас всех, кто в чем требует прощения, и все вы простите меня, более всех имеющего нужду в помиловании и прощении: зане елико много от меня взыщется, толико мало соответствую изыскуемому от меня. Прошу помощи молитв ваших. – Бездождие продолжается и здесь. 17 дня была в Москве молитва о дожде, и 18 дня был довольный дождь, и потом еще раз или два малый. 27 дня в Чудове, бывшему у меня после молебна духовенству сказал я: не должно ли опять молиться о дожде. Некоторыйе подтвердили: а другие сказали, что после Петрова дня дождь не очень нужен. Я сказал, чтобы молитва была: но возвратясь домой, и смотря на мой сад зеленый, думал, то лия сделал, что должно. Вечером получил ваше письмо о том, что молитва нужна. С тех пор она продолжается: но видно тяжесть грехов наших не допускает ее взыти в небесный жертвенник. Но в ваших местах, видно засуха еще сильнее здешней. У здешняго огородника зелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как ваша больная? Дай Бог, чтобы она укреплялась силами. С отцом Ермилом мы ходили вчера благодарить владыку митрополита: принял нас весьма ласково». 11-го августа я отвечал о. Павлу: «Получил письмо ваше с известием о присоединении о. Ермила, а раньше о том же письмо Егора Антоныча. Событие это, столь отрадное для Церкви, стоит описания и опубликования. Я, по моим семейным обстоятельствам, не вижу возможности это сделать; надеюсь, что сделает это Егор Антоныч. Письмо к Антонию Шутову написано очень хорошо, – его непременно следует напечатать вполне . Возвращаю его с сею целью, переменив в нем два-три выражения. Больная моя все слабеет. Теперь уже и с постели не встает. Видно, близок для неё страшный час, неизбежный каждому человеку по заповеди Божией... Простите, и молитесь о нас» . На другой день, 11-го августа, о. Павел писал мне «Вчера был у меня проездом из Петербурга Н. И. Ивановск ий , казанский профессор. Мы с ним часочик поговорили. Он намерен был к вам ехать в Пушкино, кое о чем нужном с вами поговорить; но в Посад к вам ехать не решился и вчера выехал из Москвы. От преосвященного Сергия 108 с ним было послано вам почтение. О чём Ивановский намерен был с вами говорить, это я передам вам лично, когда Бог велит видеться; а в письме описать его суждения и толки мне, слабому писцу, трудно, – это по вопросу о клятвах собора 1667 года. Весьма я утешен, что у вас была икона преподобного Сергия, ибо когда помощь святого посетит душу, тогда телесные болезни, если по каким неизвестным нам Божиим судьбам и не прекращаются, то бывают удобь переносимы. А это коль велие облегчение больному! Дай Бог, чтобы вашей больной было облегчение болезни, а вам утешение. Но не успел еще я получить это письмо, как давно грозившее мне тяжкое посещение Божие совершилось: утром 13-го августа Господь взял душу моей страдалицы-жены. Немедленно я известил об этом о.Павла по телеграфу; a вслед затем писал ему: Я уже известил вас телеграммой о моем несчастии. Теперь пишу, чтобы просить вас оказать последнюю услугу моей дорогой покойнице: мне желательно и ей, думаю, будет утешительно, чтобы вы совершили её погребение, которое имеет быть 16-го числа, в воскресенье, т.е. чтобы совершили заупокойную литургию и отпевание. Если прибудете сюда в субботу вечером, это будет благовременно. Если же что будет вам препятствовать, не откажите известить. Так как в доме у меня и беспорядок и толпа, то приют на ночь, думаю, не откажут дать вам в лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Отец Пафнутий хвалится в Константинополе купить патриарха, чтобы принял майносского раскольнического попа в его сане и хочет тем причинить обиду русской Церкви. Вестимо, дело это несбыточное, и похвальба эта безрассудная и дерзкая; но если такие злые поступки примут начало, то чего ожидать дальше? Ваше слово правда: беги и твори что хочет! Владыка не находил средств, как удержать, и отдал дело консистории; а она еще меньше имеет к тому средств. Жаль, что силы ваши слабеют. Дай Бог, чтобы вы были совершенно здоровы». 26-го мая я отвечал о. Павлу : «Благодарю вас за письмо. О Пафнутий вы пишете интересные известия. Дело, конечно, мало вероятное; но можно опасаться, не будет ли он снабжен письмом от Т. И. Филиппова к патриарху. Судя по известному адресу, напечатанному в его книге 141 , Филиппов не откажется содействовать планам Пафнутия, а патриарх, как известно, чтит в Филиппове своего сторонника по болгарскому делу. Нужно бы принять какие-либо меры против подобных злых замыслов. Об этом и других предметах хочется поговорить с вами при личном свидании. В воскресенье я свободен и мог бы приехать в Москву на собрание совета. Если можно, устройте это и известите меня». 29-го мая отец Павел отвечал мне: «Ездил я к отцу председателю с предложением сделать собрание совета в воскресенье, 30-го числа; но он, по своим занятиям, не нашел возможным это, а просит, нельзя ли отложить собрание до другого воскресенья, если вам среди недели не удобно приехать. Прошу вас уведомить меня, как вы решите. Отец Пафнутий из Чудова уже выбрался к своим родным, или знакомым, и оттоле намерен отправиться в свой путь. Жид, издавший сочинения Верховского, издал еще какую-то новую книгу. Я еще не видал её, и о чем в ней говорится, не знаю». Собрание совета состоялось, и при свидании с о. Павлом я, между прочим, сообщил ему, что по окончании академических дел намерен съездить с семейством на богомолье в Саввин монастырь и Новый Иерусалим. Отец Павел имел случай сказать об этом моем намерении настоятелю Саввина монастыря преосвященному Алексию, и 4-го июня писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Иоанн Датский (вторая половина VII в. – около 753 г.) Иоанн Дамаскин – философ, полемист, поэт. Он родился и долгое время жил в Дамаске, находившемся под властью сарацин, занимая пост градоначальника Дамаска и первого министра халифа при его дворе. Когда византийский император Лев III Исавр (717–741 гг.) издал в 726 г. первый указ, запрещавший почитание икон, Иоанн встал на защиту иконопочитателей; он выступал против императора–иконоборца и в устных проповедях, и в письменных посланиях. Это не понравилось Льву, и он решил уничтожить Иоанна: направил халифу подложное письмо, написанное будто бы рукой Иоанна, в котором сообщалось, что градоначальник Дамаска намерен предать свой город византийскому императору. Халиф жестоко наказал Иоанна, приказав отрубить ему правую руку, но потом, узнав правду, снял с него обвинение и просил остаться при дворе. Но Иоанн не согласился и удалился в иерусалимский монастырь Саввы Преосвященного, где жил до самой смерти. Там он написал много церковных песнопений (в том числе 64 канона), в которых ярко сказался его поэтический дар, за который он был прозван «Златострунный». Современники Иоанна и потомки на протяжении многих веков считали его поэтические произведения лучшими образцами церковных песнопений, а Карл Великий приказал ввести октоих Иоанна в богослужение западной церкви. В монастыре Иоанн написал несколько философско–богословских сочинений, главное из которых – «Источник знания». Для своего времени это была попытка сделать полный свод наук, включая, разумеется, и богословие; в этом обширном сочинении Иоанн, по его собственным словам (гл. 1), не намерен отбрасывать «умений языческих мудрецов», в надежде и у них найти «что–либо пригодное и душеполезное». Действительно, в первой части трактата Иоанн довольно точно воспроизводит свои главные источники – части из трактатов Аристотеля и Порфирия; лишь иногда он вносит в них более или менее значительные изменения и дополнения с целью более удобного перехода к изложению христианских догм. Так, вместо аристотелевского разделения субстанции на первую и вторую он вводит термины «ипостась» и «индивид». Интересны его рассуждения о грамматических и логических категориях – о сказуемом (гл. 16), о термине, посылке и силлогизме (гл. 64). При построении богословских рассуждений Иоанн не случайно придает огромное значение логике; именно логика, по мнению Иоанна, должна составить основу догматики, так же, как она легла в основу философии языческой, и особенно позднеязыческой. Эту мысль развивали позднейшие теоретики христианского богословия, особенно западные.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Отец Глеб Якунин теоретически имеет право обжаловать решение Синода, но для этого должен существовать церковный суд, восстановлению которого уже много лет противится тот же Синод. За отсутствием суда отец Глеб Якунин намерен подать апелляцию на очередной Поместный собор РПЦ, который планируется лишь на 1995 год. Вполне возможно, что к тому времени ситуация изменится и сан будет возвращен. Есть третий вариант – переход в юрисдикцию Зарубежной Православной Церкви, которая в пику Московской Патриархии может принять отца Глеба Якунина " в сущем сане " . Отец Глеб Якунин возглавляет Российский ХДС вместе с Виталием Савицким, который является прихожанином Зарубежной Православной Церкви. Пока, однако, отец Глеб заявляет, что ничего подобного делать не намерен. В заключение попытаемся взглянуть на ситуацию со стороны, отступив от нее на некоторое временное расстояние и раскрыв воображаемый будущий учебник русской истории. На наш взгляд, в нем могло бы быть написано следующее: " В начале последнего десятилетия ХХ века Русская Православная Церковь находилась на грани раскола. Православное духовенство, втянутое в острые политические дискуссии, фактически разделилось внутри Церкви на два враждующих лагеря, консервативный и либеральный. Противоречия носили в первую очередь не догматический, а ярко выраженный политический характер. В условиях политической и гражданской нестабильности руководство РПЦ в лице Священного Синода и Патриарха приняло решение запретить православному духовенству участвовать в парламентских выборах 1993 года. По мнению Синода, эта мера должна была способствовать внутренней стабилизации Церкви. Не подчинившийся этому решению популярный священник-депутат Глеб Якунин в назидание остальному духовенству был лишен священного сана. Этот шаг вызвал неодобрение у либеральной части общества. Тем не менее эти полумеры не позволили достичь желаемого результата, поскольку главные причины церковного нестроения коренились в нарушении соборных принципов управления Церковью. Однако конфликт между священником Глебом Якуниным и иерархией РПЦ вызвал открытую дискуссию в обществе о роли Церкви в государственном управлении и объективно способствовал выработке последующих церковных решений. "

http://religare.ru/2_26726_1_21.html

В то время, как мнимо-окружнические епископы занимались в Москве своими делами, прибыл туда и противуокружнический епископ Иосиф, по-прежнему пребывающий в открытой вражде с Иовом и нимало не стесняющийся изрекаемыми этим последним соборными на него запрещениями и отлучениями. Из Москвы он ездил в Гуслицы к Титовскому попу Петру, который недавно перешел от Иова на его сторону: в Титове, вместе с этим попом, Иосиф служил в праздник Воздвижения честнаго креста, и после службы имел прение со сторонниками Иова. Ясно, что разделение в противуокружнической иерархии утвердилось крепко. И Иосиф имеет решительное намерение закрепить его навсегда: недавно умер его ставленник и союзник, называвшийся его викарием, лжеепископ Смарагд, и Иосиф ищет теперь достойного ему преемника, – для этого, быть может, он и приезжал в Москву. Преемника он, без сомнения, найдет и таким образом утвердит существование начатой им третьей отрасли в австрийской иерархии, которая давно уже изображает из себя трехглавое чудовище. А между тем, если посмотреть поближе, то право не найдешь различия, по религиозным воззрениям, между этими разделившимися между собою и друг друга проклинающими раскольническими епископами. Чем различаются и в самом деле по своим понятиям нынешние мнимые епископы-окружники от противуокружников – Иосифа и Иова? Не один ли фанатизм, и не одно ли невежество у тех и других? Вот не угодно ли прочесть (между прочим и г-м Духовному Совету), что нам пишет с Кавказа Т. И. Касилов о именуемом епископе-окружнике Силуане, – какие содержит и распространяет он учения (г-да Духовный Совет имеют полную возможность проверить на месте справедливость этого сообщения): «Читателям вашего Братского Слова должно быть известно, что Силуан, раскольнический епископ на Кавказе, считается окружником. Но вот, я намерен сообщить им, чему учит этот мнимый окружник, Божиим попущением принимаемый у старообрядцев за епископа. «Мало того, что Силуан рассылает, для утверждения в расколе своих пасомых и для совращения в раскол православных, швецовскую «Истинность», даже собором раскольнических епископов обличенную в еретичестве и действительно проповедующую злые ереси о Святой Троице, он еще сам составляет, или велит составлять у себя в монастыре, рукописные сборники самых диких и злобных ругательств на православную церковь , заимствованных из старых раскольнических сочинений, которыми ныне гнушаются даже старообрядцы из благоразумных, а епископ Силуан не только не гнушается, но и услаждается; эти гнусные сборники он также рассылает для чтения старообрядцам, особенно колеблющимся в приверженности к расколу. С одним из них, преданным мне для чтения, я и намерен познакомить ваших читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

11 История спора доведена Феофаном только до ферраро-флорентийского собора. После рассказа о различных моментах данного спора, он приступает, к речи о Ферраро-Флорентийском соборе и отмечает три стороны, с которых хочет раскрыть историю флорентийского собора, а именно: 1) кто и по каким причинам созвал этот собор, 2) каким образом велся там спор и каков был конец его и 3) каковы были последствия оного собора. Для ответа на первый вопрос Феофан описывает стеснительное политическое положение византийской империи при императорах: Андронике Андронике III, Контакузене, Калойяме, Еммануиле и Иоанне Палеологе. Здесь его рассказ прерывается. Издатель в примечании (на стр. 882) говорит: «Hactenus Theophanes Procopowicz. Sequentia usque ad fines ex Sguropuli historia concilii Florentini et actis ejusdem concilii ab alio suppleta sunt». Таким образом дополнение делается па основании истории флорентийского собора Сгуропула и актов этого собора. Но продолжатель, кажется, не выполнил всего того, что намерен был сделать Феофан. Последний намерен был изложить историю спора до своего времени (usque ad aetatem nostram – см. p. 886); между тем продолжатель о состоянии спора после ферраро-флорентийского собора делает лишь несколько кратких замечаний, каковыми и оканчивается его дополнение. 12 В этих примечаниях комментатор дополняет приводимые Феофаном свидетельства отцов новыми свидетельствами, по находящимися у него, объясняет подробные свидетельства приводимые им, указывает места изданий, из которых последние заимствованы, замечает относительно уместности или неуместности приводимых им свидетельств, сообщает сведения относительно подлинности отеческих творений и отдельных мест, заимствуемых из них, сообщает биографические и библиографические сведения о цитуемых Феофаном писателях, цитует источники, в которых находятся сообщаемые им сведения, дополняет их указанием новых источников для желающих ближе ознакомиться с предметом речи и иногда сообщает результаты собственного исследования по обсуждаемому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

В ближайшее время церковный отдел намерен приступить к изданию на бумаге разных размеров икон Спасителя, Божией Матери и святых. Издавать церковные иконы на бумаге вынужден церковный отдел как для удовлетворения религиозных нужд верующих, так и для того, чтобы пресечь безобразную иконопись художников, которые с приходом Германской армии в Крым бросились на этот разоренный большевиками участок и стали наводнять гор. Симферополь и окрестности безобразной иконописью. В целях христианского просвещения православных верующих церковный отдел по согласованию с отделом германской пропаганды организовал в феврале 1943 г. в гор. Симферополе выступления по радио на религиозные темы с участием церковных хоров гор. Симферополя (один раз в неделю). Выступления по радио, в которых принимают участие священники гор, Симферополя и заведующий церковным отделом, были проведены на следующие темы: «Есть ли Бог?», «Жил ли Иисус Христос ?», «Возможны ли чудеса в природе?», «О бессмертии человеческой души», «О молитве», «О покаянии». Для подготовки кандидатов священства церковный отдел намерен открыть в г. Симферополе пастырско-богословские курсы. Преподавательские кадры с высшим богословским образованием в г. Симферополе имеются. Церковный отдел ждет только прибытия в Симферополь правящего православного Епископа и его благословения на открытие означенных курсов. Трудно обстоит дело с преподаванием Закона Божия. В школах преподавание Закона Божия не разрешается даже по окончании школьных занятий. Церковный отдел вопрос о преподавании Закона Божия не разрешил, и он находится в стадии проработки. Церковный отдел имеет в виду организацию в Симферополе епархиального свечного завода. Возможности к этому есть. В заключение церковный отдел сообщает, что от дня своего образования по настоящее время он вел и ведет борьбу с обновленчеством в Крыму. При советской власти во всем Крыму была только одна христианская церковь – в гор. Симферополе на кладбище, и она была обновленческая. По приходе Германской армии в Крым церковному отделу удалось убедить священнослужителей кладбищенской обновленческой церкви в Симферополе – протоиереев о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010