Фильм о святой Елисавете открывает новую грань православной церковной истории, напрямую связанной с Латвией. Великая княгиня в начале ХХ века бывала в Латвии и посетила Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой. А в декабре 2004 года мощи преподобномученицы Елисаветы были доставлены в Ригу, где им поклонились свыше 150 тысяч человек. В начале этого года Н. и В. Маргевичи закончили работу над лентой “Кто ны разлучит от любве Божия”, рассказывающей о знаменитом латвийском святом – священномученнике Иоанне (Поммере) . А в Грузии готовятся снять фильмы о святых Нине и Кетеван . Грузинский актер и режиссер Нугзар Шария, эмигрировавший в США 35 лет назад, в нынешнем году вернулся на родину, чтобы по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II снять фильмы о двух грузинских святых женах. Первая картина будет посвящена жизни и деятельности святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просветительницы Грузии, пришедшей на эту землю в начале IV в. Во втором фильме пойдет речь о святой царице Кетеван, жившей в XVI в. Царица отвергла предложение брата своего покойного мужа Константина (прозванного Окаянным), который просил ее руки. Константин принял магометанство из корыстных побуждений. Кетеван вступила с ним в войну, в которой он был убит. Персидский шах Аббас в ответ напал на Грузию и направил Кетеван в Персию, где ей было предложено перейти в ислам. Но царица Кетеван предпочла мученическую смерть вероотступничеству. “Его Святейшество спросил меня во время аудиенции, кого я намерен пригласить на главные роли, – рассказал режиссер газете “Баста”. – Я ответил, что думаю посетить с этой целью Грецию. Но Его Святейшество посоветовал мне поискать подходящие типажи в грузинских деревнях, и я намерен внять этому совету”. Фильм будет сниматься в местах исторического пребывания святых Нины и Кетеван – в Мцхете, Армази, Светицховели, Каппадокии. С каждым таким отснятым фильмом увеличивается пространство современной православной культуры, а наиболее успешные картины становятся серьезными миссионерскими и просветительскими проектами, помогая людям больше узнать о Православии и о тех, кто своею жизнью явил пример подлинной святости и любви ко Христу.

http://pravoslavie.ru/4981.html

Два ключевых явления, обнаруживающихся в Писании, являются центральными для обоснования этой методологии. Отсутствие сюжетной или логической связи между отдельными перикопами (это касается в первую очередь синоптиков) настолько бросается в глаза, что заставило идеологов метода отвергнуть представление о Евангелиях как о простых жизнеописаниях Иисуса Христа, созданных с целью сохранить хронологически достоверный рассказ о Его делах и словах. Взамен была выдвинута гипотеза о прагматическом назначении Евангелий, которые создавались для конкретных нужд раннехристианских общин. Эти нужды включали проповедь благой вести, богослужение, наставление в вере новообращенных и т.п. При таком понимании Евангелия – не последовательные рассказы о жизни Иисуса Христа, а выборки из некоторой совокупности сведений о Нем. Критерием отбора была значимость материала для решения определенных нужд раннехристианских общин. Два евангелиста говорят об этом прямо. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях... то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (курсив мой. – Прот. А.Е.)» ( Лк 1: 1–4 ). Здесь содержится указание на некоторый известный автору хронологический порядок событий, который он намерен выдержать в своем повествовании. Но для нас важнее акцент на том, что цель, которую намерен был преследовать в своем труде апостол и соответственно которой он выбрал материал, – помочь познать христианскую весть, о которой читатели много слышали из разрозненных источников, во всей ее полноте. Еще более определенно об избирательности своего труда пишет евангелист Иоанн: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» ( Ин 20: 30–31 ). «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» ( Ин 21: 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

2:11)? – Далее, если бы в этом выражении шла речь только об „идеальной“ славе Христа, т. е. о той славе, которая находится в связи с идеей искупления, которую Бог (Сам, а не Христос) имел до творения мира, и если-бы в нем не было указания на предвременное бытие самого Сына Божия, то ясно, что Христос должен бы был выразиться совершенно иначе; Он должен бы был сказать: «славу, которую Я намерен был иметь у Тебя“, или – вернее–„славу“, которую Ты намерен был Мне дать; но Христос говорит прямо: „Я имел (σχον – время историческое). Ясно, что понимать вышеприведенное выражение так, как понимает Шлейермахер, – значит, навязать ему смысл совершенно для него чуждый и совершенно отказаться от понимания всей евангельской истории, – ибо если допустить, что Христос ничего не говорил о Своем предвечном существовании, то, очевидно, мы уже не будем в силах понять и того, какое имели основание апостолы говорить о том, что Он „был“ „в начале“, или – вернее – прежде всякого начала, что Он предвечно рождается от Отца, и т. п. Выражением Христа, что Он имел у Отца славу прежде бытия мира, хотя и с явной натянутостью в его толковании, Шлейер­махер заканчивает важный и для рационалистического богословия роковой вопрос о предвечном бытии Иисуса Христа. Но таким решением этого вопроса, очевидно, еще никто не может удовлетвориться, – так как не на одном только вышеприведенном выра­жении Иисуса Христа основывается учение христианской церкви о предвечном существовании Сына Божия. Тот же самый евангелист Иоанн, который сохранил в своем Евангелии выражение Христа о предвечной славе, которую Он имел у Отца прежде сложения мира, – евангелист, которому Шлейермахер во всем вполне доверяет, упоминает еще и о другом выражении Христа, из которого также ясно видно, что Христос, как истинный Сын Божий, сознавал Свое действительное, самобытное существование, бытие предвечное, предвременное, которое Он имел прежде, чем начал жить человек, прежде, чем сотворен был мир. „Прежде чем Авраам был, говорит Христос ( Иоан. 8:58 ), Я есмь“, – и употребляет в полном глубокого значения смысле – раз форму прошедшего времени (был), а в другой – настоящего (есмь), очевидно для того, чтобы этим обозначить различие между временным существованием обыкновенного человека и вечным, только Ему, как истинному Сыну Божию, свойственным бытием.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Вы же, Мценские чернецы не малодушествуйте и не ропщите, видя, что в настоящее время все состояния гораздо более беспокойны, нежели мы. Господи, отъими от нас это грозное время, и пошли мир Твой святый на враждебную 243 землю нашу». 49 (XXV) 244 Преосвященный [Смарагд] всегда предварительно извещал Духовенство пред выездом для посещения Епархии. Он никогда никого не беспокоил нечаянным наездом; никогда не имел в виду цели, чтобы застать кого-либо в неисправности; знал человеческую на подобные случаи немощь; и желал только, чтобы везде всё было исправно и удовлетворительно к его приезду. А о всегдашней исправности по Духовному Ведомству он постоянно, низменно напоминал всем и каждому при личных свиданиях; и в это время особенно признавал нужным подтверждать обо всём. Вот и теперь от 18 Мая 1856 года Архипастырь пишет: «Ведомо вам да будет, что я в Троицын день 26 Мая намерен быть и служить в Мценске. Сам приеду, если Господь соизволит, к вам в Монастырь 25 числа... Скажите о сем О. Протоирею Илье Космичу 245 и всему Духовенству, чтоб всё было в порядке и к духовному моему удовольствию». Но, сколько могу припомнить, несмотря на Архипастырское предварение мы в Обители не успели встретить Святителя по чину! А Владыка за это не был в претензии к нашей беспечности. «Намерен, – продолжает он в письме, – пробыть в Мценске Троицын, а, может быть, и Духов день. А потом собираюсь в Боголюбезный Волхов на открытие женской Общины 246 и прочих священнодействий и церковных дел. Мира, здравия, а паче Божия вседейственного благословения всем вам усерднейше желаю». 50 (XXVI) 247 22 Декабря того-же года Владыка [Смарагд] пишет: «Много благодарим вас, отче, за ваши благожелания мне, по случаю предстоящего великого праздника. Взаимно, молитвенно желаю, да Рождшийся во спасение наше Господь сохраняет тя здрава и благоденственна на многие и многие лета! Слава Богу, моё здоровье ныне лучше, хотя и не в нормальном положении. Что делать? – 60 лет! Нужно мириться со старостию и благодарить Господа и за то здоровье, которое по неизреченной Своей милости Он посылает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не думаю, чтобы это поправило состояние нуждающегося: он не нравится русским за свою внешность, манеры и настойчивость во мнениях. Это кажется, не скрылось от него самого, так что он хочет искать помощи повернее в С.-Петербурге, где он намерен провести остальную свою жизнь в качестве переводчика; а на первый раз обеспечить себя продажей 800 оставшихся экземпляров перевода литургии (без первого заглавного листка). Исполнение такого плана г. Тирьон отлагает на один год своего пребывания во Франции, где удерживают его обстоятельства его родных. Свидание с г. Тирьоном доставило мне большую радость: но на земле нет радости без печали. Между Тирьоном и Ст Альбаном ужаснейшая вражда: причина ее лежит в соперничестве и различии мнений. Первый из них хотел бы основать церковь католическо-восточную под внешностью западной церкви, т. е. дать ей богослужение и управление римские: последний действует решительнее — хочет дать своей церкви вид совершенно Восточный (богослужение на французском языке по книгам Восточной церкви, управление по Кормчей книге). Первый основывает свой метод на благоразумной постепенности; второй на замечаемом во многих своих соотечественниках отвращении от Латинского богослуженья и управления. Очень жаль! В совокупности дело пошло бы успешнее, а от вражды оно может расстроиться. Обходя знакомых русских, в том числе и меня, упомянутые лица стараются очернить друг друга: не знаешь, кому верить, и не веришь обоим! Г. Тирьон простирает свое несогласие далее: он хочет обратиться к архиепископу Парижскому и префекту полиции с просьбой остановить действия Ст Альбана. Время покажет, что породит это несогласие! Между тем прозелиты Ст Альбана (число их увеличилось приобретением почетного викария парижского клира, проповедника церкви Сен Рок — Feraud Robernier, который думает просить присоединения у Восточных Епископов) требуют богослуженья, так как одна проповедь не довольно питает их душу. Случай, или вернее Промысл оказывает здесь свое содействие. Ст Альбан нашел в лавке древностей Св. Антиминс, похищенный вероятно в 1812 году французами из церкви Благовещения в Москве. На нем он намерен начать богослужение в первых числах нашего ноября; а Св. Синоду Русскому адресовать прошение не беспокоиться присылкой Антиминса, так как найденный совершенно удовлетворяет его требованию.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Начнем с глав 22–27. Первым основанием к признанию зависимости и использования св. Иринеем при написании этого отдела какого-то постороннего источника, как мы видели, служит у Липсия указание на то, что главы эти занимают исключительное положение, имея свое особое «введение» (22, 2) и «заключение» (27, 4е). Мысль эта отчасти верна. Действительно, с 22,2 начинается новая часть I книги «Против ересей». «Так как весьма сложное и многообразное дело открыть и обличить всех еретиков, а я намерен опровергнуть их всех, сообразно с их характером, то я счел необходимым прежде изложить об источнике и происхождении их для того, чтобы ты, зная их возвышеннейшую Глубину, понимал природу дерева, произведшего такие плоды» (системы валентиниан, действовавших в Галлии). 1642 В 27,4 же стоит: «Так как он один (Маркион) отважился открыто искажать Писания и бесстыднее всех клеветать на Бога, то я намерен особо опровергнуть его, обличая собственными его сочинениями, и с помощью Божией разрушить его учение на основании речей Господа и апостолов, которые самим же им уважены и употребляются у него. Но теперь я по необходимости упомянул о нем, чтобы ты знал, что все, которые каким-либо образом искажают истину и повреждают проповедь Церкви, суть ученики и последователи самарянина Симона-волхва. Хотя они и не объявляют имени своего учителя для обольщения других, но преподают его учение. Они пользуются именем Христа как приманкой, но разным образом вводят нечестие Симона и чрез то губят многих, коварно распространяя свое учение под прикрытием доброго имени и подавая под сладостью и красотою имени горький и злой яд змия, первого виновника отпадения». 1643 Однако называть первый параграф «введением " а второй «заключением», значит преувеличивать их значение. В действительности 22,2 служит простым переходом к дальнейшему. В предыдущих главах св. Ириней излагал учение современных ему представителей гностицизма валентинианской школы. Теперь он желает показать их источник и происхождение, т. е. представить учение их предшественников по распространению гностицизма или, как он выражается в 31,3, «доказать, что они происходят от таких-то матерей, отцов и дедов и обнаружить их учение». 1644

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Но война с крымцами была вместе и войною с Турциею, которая не могла оставить без помощи своих подданных, и если Сигизмунд отговаривался от войны с турками, то не мог начать и похода на Крым. Послы Олесницкий и Гонсевский, начавши переговоры с боярами, предложили им вопрос: «Когда и с какими силами государь их намерен ополчиться против неверных?» Бояре отвечали: «Наш цесарь намерен воевать с погаными единственно по ревности к славе Божией и святой вере, безо всяких других видов. Если же король поручил вам только выведать наши мысли, чтоб после самому ничего не делать, то это будет коварством и обманом». На это послы сказали: «Вам самим известен порядок переговоров: кто предлагает какое-нибудь важное дело и требует чего-нибудь от другого, тот сам прежде объявляет свои средства». Тогда бояре пошли переговорить с цесарем и, возвратившись, объявили, что сам Димитрий будет скоро говорить с послами в присутствии ближних бояр; но эти переговоры не могли состояться. Димитрий, по свидетельству летописи, объявил своим подданным, что ни одной пяди Московской земли не отдаст Литве; что это объявление не было сделано только для успокоения своих, доказательством служат условия, предложенные ему польским правительством, и ответы его на них. Поляки требовали: 1) чтобы Димитрий отдал Польше землю Северскую; 2) заключил вечный союз с Польшею; 3) чтобы позволил иезуитам и прочему католическому духовенству войти в Московское государство и строить там церкви; 4) чтобы помог Сигизмунду возвратить шведский престол. На первое требование Лжедимитрий отвечал: земли Северской не отдам, но дам за нее деньги; на второе: союза с Польшею и сам чрезвычайно желаю; на третье: церквей латинских и иезуитов не хочу; на четвертое: для возвращения Швеции буду помогать деньгами. Чтобы показать на деле расположение свое к союзу с Польшею, готовность сделать для короля все, что только не влекло за собою ущерба целости и чести Московского государства, Лжедимитрий еще в 1605 году послал к Карлу IX шведскому письмо с объявлением о своем воцарении, с увещанием возвратить похищенный престол Сигизмунду и с угрозою начать войну в случае отказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

...Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, являют всякого рода не безубыточное благочестие, но не дают ни монеты нуждающимся. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие. Потому и сказано: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Лк. 18, 25 ). Но хотя приговор так ясен и Изрекший нелжив, однако убежденных немного. Говорят: «Как же сами будем жить, раздав все? И что это будет за жизнь, если все станут все продавать и отказываться от имения?». Не спрашивай у меня оправдания Владычных заповедей. Законодатель знает, как и невозможное согласовать с законом. Испытывается же сердце твое, как бы на весах, куда оно склоняется – к истинной ли жизни или к наслаждениям настоящего. Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что мы можем употреблять богатство, как наставники, а не как имеющие право им наслаждаться. И отказывающиеся от него должны радоваться как уступающие собственность. Для чего же скорбишь? Отчего сетуешь в душе, слыша слова: «продай имение твое»? «Не продаю имения, – говоришь, – не даю нищим – самому нужно». Следовательно, не Господь – твой Учитель, не Евангелие служит правилом для твоей жизни, но сам ты даешь себе законы. Смотри же, в какую опасность впадаешь, рассуждая так! Если Господь предписал нам это как необходимое, а ты отвергаешь как невозможное, то не что иное утверждаешь, как то, что ты разумнее Законодателя. Святитель Василий Великий ( 116, 269–271 ). Некоторые обвиняют богатого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, с намерением искусить Его. Но я скорее намерен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, ибо в этом же самом и Иисус Христос изобличил его. Укорять же этого юношу в лукавстве я не намерен, ибо не безопасно быть судьей того, чего мы не знаем, и особенно судьей-обличителем. Да и [святой евангелист] Марк отдалил это подозрение, когда сказал о нем: «Подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил» ( Мк. 10, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Уведомляя опять о поправлении здоровья своего, хотя не совершенно, и о беспрепятственном служении и отправлении Епаршеских дел, [Смарагд] присовокупляет: «Ныне собираюсь поехать также в те места Епархии, которые в прошедшее лето не были посещены мною, а именно: в гг. Михайлов, Зарайск, Егорьевск и Касимов. Отдохну несколько дней в Николо-Радовицком управляемом Монастыре 308 , чтоб с большею потом ревностию проплывать житейское море трудов и попечений. Дом на даче вчерне кончил я, и теперь простенько убираю церковь иконостасом и утварями 309 . Более же ничего материального здесь предпринимать не стану: а это сделал для своего собственного здоровья и утешения». Сообщив известия, дошедшие до него о строении церкви в Орловском Архиерейском Доме 310 и средствах, какие употребляются на это дело, Архипастырь беспокоится о нужном предостережении и этого Дома, его попечению уже не подлежащего; и говорит, что о приобретении средств «на постройку храма следует обратиться к Христолюбивым жертвователям» 311 . Далее говоря о смерти Таврического Архиепископа Елпидифора 312 , [Смарагд] прибавляет: «Что значит слава, часть, что весь обширный свет? По смерти прах один, и тени блеска нет!» «В Вашем Брянске много хороших людей. Прошу сказать искреннее моё благословение смиренной старице, Госпоже Игуменье Павле 313 и о. Протоирею Александру 314 . Я к ним писать намерен. Прошу принять уверение в любви моей к тебе, отче. А каменными и деревянными постройками, равно и сборными книгами занимайся, как можно, поменее 315 316 . Проф. Н. Глубоковский . VII. Письма архиепископа Смарагда (Крыжановского) 317 . Опубликовано: Христианское чтение. 1911. 12. С. 1507–1518. 59 (XXXIII) 318 В письме от 31 Декабря того же года Преосвященный [Смарагд] просит меня [о. Иерофея] извинить его за редкое писание. «Вот всю прошедшую осень обременён был, кроме Рязанских дел Т…скими 319 . Теперь, слава Богу, отдыхаю от Т. дел и ставленников, и укрепляю слабое зрение... Брат мой С[емён] П[етрович] скончался ещё 6 Сентября 1860 года. Прошу помолиться о душе его. Ему нужны церковные молитвы: ибо в последние годы он впал в отчаянное п[ьянство], и в нём утопил всё благо нравственное, всё, что украшает жизнь человеческую 320 ... Жаль, очень жаль Петропавловской старицы 321 . Прошу вас со всем усердием помочь ей, в чём можно. О старице Павле я намерен просить Преосвященного 322 . Прочее, брате, возмогай о Господе, могу сказать, взирая и на мои претерпенные и претерпеваемые и великодушно несомые скорби 323 . Зачем затевать отставки? – Нужно будет, – сама Пресвятая Дева, Коей с верою служишь 324 , укажет время, место и обстоятельства упокоения»... 325

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Актер и священник Иван Охлобыстин намерен стать Президентом России Между тем, эта инициатива не встретила поддержки в Русской Православной Церкви 05.09.2011 1566 Актер, режиссер, сценарист и священник Иван Охлобыстин заявил, что собирается выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году, сообщает «Интерфакс-Религия». «В ходе долгих размышлений мы пришли к убеждению, что я буду баллотироваться в Президенты Российской Федерации», - сказал И.Охлобыстин сегодня на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса». «Это правда, это абсолютно серьезно», - добавил он. По мнению актера, эта новость может кого-то встревожить, а кого-то насмешить, но он этого не боится. Как сказал Охлобыстин, в качестве своей избирательной программы он предложит «некий философско-идеологический концепт, которого не хватает, - того, чего нет, чтобы мы могли стать нацией». Он считает, что другие претенденты такую философскую составляющую предложить не смогут. Актер пока не знает, где возьмет деньги на свою избирательную кампанию. «Мне кажется, когда предлагается что-то интересное, это должно по воле Божией решаться государством», - сказал он. При этом И.Охлобыстин подчеркнул: «Чтобы я мог приступить к процессу серьезно, мне нужно хотя бы молчаливое одобрение Церкви. Но, с другой стороны, если это не произойдет, это будет странно, так как Церковь десятилетиями шла к тому концепту, который я хочу предложить». «Я бы не решился вступить в эту сложную, некрасивую большей частью игру без сформированной позиции», - сказал актер, добавив, что еще две недели назад считал бы свое намерение баллотироваться как минимум непрактичным. «Это нарушает представление о реальности большинства здравомыслящих людей», - сказал режиссер, напомнив пример голливудского актера Арнольда Шварценеггера, политическая карьера которого на посту губернатора Калифорнии закончилась не очень удачно. «С моим реноме, с моей сложной биографией, с моим священнослужением это действительно будет что-то», - уверен Охлобыстин.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/05/ak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010