– Отец Зинон, вот уже три года, как по указу Вашего правящего архиерея, архиепископа Евсевия Вы находитесь под запретом и не имеете права совершать богослужение. Причина запрета – Ваше совместное причащение с католиками. – Я действительно причащался на католической мессе, которую служил в еще не освященном храме Мирожского монастыря католический священник отец Романо Скальфи. Это богослужение не было публичным, но о нем стало известно владыке Евсевию по доносу, написанному неким туристомэмигрантом, который является прихожанином Русской Православной Церкви Заграницей. Он оказался случайным свидетелем того богослужения. Я не намерен пускаться в канонические споры по поводу того, что на меня наложили запрет по свидетельству члена иной церкви. Также я не намерен утаивать сам факт моего участия в совместной Евхаристии с католиками. Возможно, что формально епископ поступил со мной правильно, но по евангельскому духу – неправильно. – Запрещение может быть снято лишь в случае Вашего раскаяния? – Наша церковь признает таинства католиков, а значит, признает и саму Католическую церковь, ведь вне церкви таинства не совершаются. К церковным таинствам без веры не приступают. Меня понуждают к раскаянию. К раскаянию в чем? В том, что я причастился Тела и Крови Христовой? Каяться в этом я не могу, поскольку это будет прямое кощунство и глумление над Христом. – Вас обвиняют в отсутствии смирения и чрезмерной гордости, источник которой – Ваше осознание собственного таланта как иконописца. – Иконописец – это не художник в светском смысле слова. Он не должен самовыражаться в иконе. Он должен писать икону так, чтобы она помогала молиться. Иконописание – это составная часть богослужения. Плохо написанная икона раздражает так же, как дурное церковное пение или плохое, безграмотное чтение богослужебных текстов. Господь дал мне умение писать иконы, Ему принадлежат мои таланты, и здесь мне гордиться нечем. Я не единственный иконописец в Церкви и готов смириться, если меня осуждают как грешного человека или как плохого иконописца. Но я не могу смиряться, когда меня понуждают к хуле на церковные таинства.

http://religare.ru/2_26637_1_21.html

Единый Иисус Христос есть животный источник, кладязь живыя воды, в пустыне мира сего для падших и изгнанных человеков. Имеяй уши слышати да слышит сие и да пользуется сим. Аминь. Беседа IV. О том, что христианин весьма верно должен соблюдать обеты, небесному Царю данные при кладязе клятвенном, при купели Крещения Сего ради наименова имя месту тому, кладязь клятвенный: яко тамо клястася оба. Быт.21:31 . Продолжая в присутствии вашем, благочестивые слушатели, приятное духовное упражнение, именно, объяснение некоторых мест Священного Писания , остановились мы по причине Праздничных дней на истории мужа праведного, веры и благочестия исполненного, Авраама, и остановились на тех стихах, в которых повествуется, что он, пришед в землю филистимскую к царю Авимелеху, поселился в ней по согласию оного царя и получил там от Бога радостный дар, сына Исаака. Чувствуя же христианскую обязанность питать и себя, и других сею духовною пищею, паки намерен я продолжить оное упражнение, намерен продолжить, сердечно желая и вашего охотного соответствования, желая вашего как во храм Божий учащения, так и Божественному учению внимания. Да споспешит Господь Бог всем нам силою благодати Своея в сем духовном упражнении; да поможет Духом Своим Святым и нам, недостойным служителям избранной Церкви Его, предлагати Слово Его, и вам, яко членам верующего собрания, принимати оное; да отверзет нам уста глаголати правду и истину Его, а вам слух слышати правду, а сердце любити истину. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа как в сем упражнении, так и во всех делах наших, буди со всеми нами. Начнем убо, братие, паки с охотой и удовольствием продолжение душеполезного, и посему радостного труда нашего. Что ж в продолжении Авраамовой истории Священное Писание предлагает нам? Оно предлагает, что когда Авраам поселился и утвердился на земле царя Авимелеха: то Авимелех, видя всегдашнее благословение Божие над ним, пришел в опасение, чтобы он со временем не притеснил его и семени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Второго рода свидетельства оказали бы противоположное влияние и привели бы его к истине. Де-Местр посвящает свою девятую главу свидетельствам протестантским, а десятую свидетельствам Русской Церкви. Что касается первого рода свидетельств, то наш писатель с торжеством указывает на то, что многие протестанты отдают предпочтение ультрамонтанским идеям перед галликанскими. Он, столь строгий к Боссюэту и Флери, не знает какие похвалы воздать ученому, мудрому и добродетельному Гроцию, Казавбоне, Пуффендорфу, Мосгейму и др. за несколько благоприятных выражений к его монархии. Если бы Де-Местр захотел вникнуть в секрет этой мнимой симпатии протестантов к ультрамонтанской системе, то он нашел бы разгадку этого в превосходной полемической книге ученых епископов Валенбурга. Эти ученые богословы, желая с большим удобством опровергнуть протестантство и понимая, что они не могут этого сделать, отправляясь от ультрамонтанского учения, заявили, что в основу своих доказательств они принимают лишь учение французской церкви. Протестанты же, находя выгодным нападать на католиков, отправляясь от ультрамонтанских идей, естественно старались смешивать церковь с ультрамонтанством. Де-Местр не заметил этой ловушки, не смотря на всю проницательность, которую приписывают ему его почитатели. Дошедши до свидетельств Русской Церкви, Де-Местр вступает на неисследованную почву. Будучи Сардинским посланником при русском дворе, он мог бы лучше, чем кто-либо другой, изучить богослужебные книги Русской Церкви. Говорят, что он встречал в них древние свидетельства в пользу римского престола, и он радовался им. Это положение было защищаемо впоследствии другими ультрамонтанами; но было доказано, что богослужебные книги Русской Церкви не только не содержат ничего благоприятного папской монархии, но не благоприятствуют и простому первенству по божественному праву. После этих протестантских и русских свидетельств, Де-Местр переходит к Франциску Салескому и к Боссюэту. Вот одно из его беспорядочных действий, которое признают однако же искусным делом. Как бы то ни было, только Де-Местр напрасно ссылается на Франциска Салеского и Боссюэта в защиту своего тезиса. Тот и другой признают первенство папы, но по какому праву Де-Местр превращает это первенство чести и юрисдикции в верховенство абсолютной монархии? Если бы он намерен был установить только папское первенство, то ему незачем было писать свою книгу; существует много других книг, более ученых, чем его. Если же он намерен был установить новую систему, сообщить этому первенству новое распространение, другую природу, то он, доказывая новую идею, принадлежащую исключительно ему одному, не должен был ссылаться ни на какое свидетельство. Он не мог приводить прежние свидетельства без внутреннего убеждения, что придаёт им смысл преувеличенный, которого они не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Православные пастыри, имеющие в своем распоряжении тонкие догматические и экклесиологические критерии, понимают, что Православная Церковь подвергается осмеянию, а православная паства подвергается опасности, когда богословские диалоги проводятся при таких обстоятельствах. Благочестивый православный народ тоже проявляет обеспокоенность, когда начинает понимать, что после столетних контактов и почти тридцати лет проведения официальных диалогов не открывается перспектива обретения католиками православной веры и возвращения их в лоно общения с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, т. е. Православием, но преподносятся одни лишь уверения в «православности» католиков. Очевидно, что благочестивый народ ни в коем случае не согласится с такой перспективой. Он терпит до времени, чтобы в Церкви не произошли преждевременные расколы, но не намерен принимать соборное подтверждение происходящего вопреки канонам. Тем более он не намерен терпеть уступки в догматических вопросах и их соборное узаконение. Незыблемыми критериями для него являются догматическое учение Вселенских Соборов и Святых Отцов и каноническое устроение Православной Церкви. Всякий раз, когда православные христиане видят посягательства на два эти столпа Православия, они скорбят, болеют сердцем и молят Господа сохранить Свою Церковь, показать Своих епископов стражами божественных догматов и священных канонов, молятся, чтобы не пришел такой момент, когда понадобится отлучение от церковного общения отвергающих «однажды преданную святым веру», потому что, по высказыванию Восточных патриархов, православный народ обладает особым сознанием: «…у нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли привносить новое, потому что защитником веры всегда выступало само тело Церкви, т. е. сам народ, желающий, чтобы его религия оставалась во веки непреложной и согласной вере его Отцов» . О том, что это не так, см. статью архим. Георгия «Беспокойство по поводу подготавливаемого Ватиканом соединения православных и католиков» (Γεωργου (Καψνη), ρχιμ., Καθηγουμνου ερς Μονς σου Γρηγορου γου ρους, νησυχα γι τν προετοιμαζομνη π τ Βατικαν νωση ρθοδξων-Ρωμαιοκαθολικν/Παρακαταθκη, Τ. 54 (2007).

http://pravoslavie.ru/37012.html

Кто был не так крепок и несведущ, считал, что совершено было святотатство, более понятливые радовались – ведь не было вреда им, т.к. творили это без их ведома, когда они спали. Многие тогда посыпали пеплом головы свои, одни из-за того, что случилось, закутывались в траурные одежды, другие же раздирали полотно, наложенное насильно, по нитке и, движимые верой, выбрасывали в отхожие места и помойки. (V, 14) Мы сами видели, с какой жестокостью там, в Карфагене, по приказу Кирилы отрывали от родителей, людей знатных, сына лет семи; мать бежала за схватившими его по всему городу, забыв о подобающем ей приличии, с распущенными волосами, ребенок кричал изо всех сил: «Я христианин, я христианин, во имя святого Стефана 874 , я христианин!» Заткнув ему рот, затянули они невинное дитя в омут. Есть свидетели, что и с детьми почтенного лекаря Либерата поступили так же. Ибо когда было отдано распоряжение отправить его по указу царя с женой и детьми в изгнание, замыслили ариане-нечестивцы отделить от родителей детей малых, но, даже взывая к отеческому чувству, не смогли они сломить мужество родителей. И вот – разлучают их с милыми сыновьями. И уже слезы готовы хлынуть из глаз Либерата, но осудила его жена, и тотчас же, по пути к выходу, высохли у него слезы. Ведь даже жена его сказала:« И ради сыновей, Либерат, намерен ты погубить свою душу? Считай, что они не были детьми, так как, конечно, Христос намерен призвать их в себе. Разве не видишь ты, как кричат и восклицают они: “Христиане мы”»? Нельзя умолчать о том, как вела себя эта женщина перед судьями. Когда она и ее муж содержались в тюрьме под охраной отдельно, так что вовсе не видели друг друга, стали передавать ей и нашептывать: «Оставь, мол, твердость свою, вот муж твой подчинился царской власти и стал христианином по-нашему». «Увижу его и совершу я то, на что воля Господня», – отвечает она. И тогда выводят ее из тюрьмы, и обнаруживает она мужа своего связанным, стоящим вместе с огромной толпой перед помостами, и, чуя, что верно все, что изображали недруги, вцепилась она рукой в его одежду у самого горла, и на виду у всех стала душить, говоря: «Сгинь и будь проклят, недостойный милости и милосердия Господа! Возжелал ты славы на миг и вечной погибели! Но зачем это тебе? Чем поможет тебе золото, чем серебро? Разве избавят тебя они от геенны огненной?» Наговорила и многое другое. Ей муж отвечает: «Ты что позволяешь себе, женщина? Что привиделось тебе? Или, видно, наслушалась ты обо мне? Я, Господь свидетель, был и остаюсь католиком, и не смогу никогда отказаться от того, во что верю». Тут еретики, осознав, что обман их раскрыт, ничем уже не смогли его приукрасить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). Но в наши дни слово « терпение » звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так? Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит. Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»

http://pravoslavie.ru/66980.html

Порфирий, – она покорит Кавказ и приблизится к английской Индии, став твёрдо в глуби Средней Азии, как отпор Англии, освободит от турецкого ига болгар, сербов и черногорцев, как освободила молдаван и валахов...» 32 . Живя на Святой Земле, архимандрит Порфирий по-прежнему поддерживал связи с православными болгарами. Это были как духовные лица, постоянно проживавшие в Палестине, так и болгарские паломники. 12 февраля 1851 г. о. Порфирий сделал краткую запись: «Узнал, что 5 дней тому назад скончался игумен Рамлийского монастыря, старец Захария. Его похоронили в монастырском саду. С 1843 г. я знал покойного Захарию. Маститый старец был прост и молчалив... Блаженной памяти отец Захария родом был болгарин и русских любил горячо» 33 . Более подробно о. Порфирий сообщал о встрече, которую он имел 17 января 1852 г. в Киеве с болгарским иеромонахом Нафанаилом (тот с 1839 г. обучался в Кишинёве, Одессе и в Киевской духовной академии и был намерен далее отправиться в Москву и в Петербург). Как отметил архим. Порфирий, «наш Св. Синод уже давненько дал 10 тысяч рублей серебром на учреждение средоточного болгарского училища; пожертвованы также церковная утварь, ризница, книгопечатный прибор и почти все русские книги церковные и другие. Но это училище не учреждено, потому что в сие дело вмешался известный Александр, по прозванию Экзарх, молодой болгарин, получивший образование в Париже, и убедил нашего посланника Титова в Константинополе раздать помянутую сумму на разные училища болгарские, уже заведённые. Сумма роздана и теперь не на что вывезти из Одессы книги, типографию и церковные вещи» 34 . О. Нафанаил сообщил архимандриту Порфирию, что намерен поселиться на своей родине – в македонском городе Ускупе 35  – и посвятить силы образованию болгарского юношества вместе со своим братом Захарием Княжским, который учился у о. Порфирия в Одесской семинарии. Прощаясь с о. Нафанаилом, архимандрит Порфирий сказал ему: «Вам, первым просветителям болгарского народа, нужно твёрдое упование на Бога, благоразумие, единодушие, самоотвержение до мученичества и средоточное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Пастырское служение о. Димитрия продолжалось и в лагере, заботы его о всех оставленных чадах не прекратились, ибо он всех их носил в своем сердце. Здесь он часто исповедовал, отпевал умерших заключенных, крестил и один раз даже венчал. Пел хор из сокамерников, которых подготовил сам батюшка. Епитрахилью служили два сшитых полотенца с вышитыми на них крестами. Служба совершалась втайне от лагерного начальства, в тайге, там же велись духовные беседы. За это полагался карцер. Святого узника о. Димитрия заключенные любили, он находился под особой охраной уголовников, когда лагерное начальство начинало притеснять его. Когда истек срок десятилетнего заключения, начальник лагеря спросил о. Димитрия: — Что ты намерен делать на свободе? — Я священник, служить намерен. — Ну, если служить… тогда еще посиди. И дали новый срок. Предлагалось тихо уйти от Христа. Скажи он тогда: «Где-нибудь устроюсь. Найду какую-нибудь работу»… Но о. Димитрий повел себя как мужественный исповедник, готовый умереть за Христа. Он не искал страдания, а согласился на него. Он горел желанием возвратиться в родные места, к детям, к любимой пастве, но он оставил все, чтобы следовать за Христом, Которого любил больше всего на свете. Алеша Карамазов говорил: «Не могу я отдать вместо " всего " два рубля, а вместо " иди за Мной " ходить лишь к обедне». В автобиографии 1962 года о. Серафим написал: «Стаж церковной службы — сорок второй год», смело подчеркнув тем самым, что и в лагерях он был не просто заключенным, а священником, то есть служил. «Любить — значит страдать» Внешняя свобода исчезла для о. Димитрия, зато возросла внутренняя, которая есть тяжелое бремя и причиняет боль. Многие легко отказываются от нее, чтобы не страдать. Но по слову Симеона Нового Богослова «Любить — значит страдать». Любить любовью Христа — это пить Его чашу, ту чашу, которую Сам Он просил Отца «мимо пронести». Отец Димитрий смертельно скорбел. Его мог утешить только Господь. Поэтому душа его вспоминает в эти тяжелые дни Гефсиманский подвиг Иисуса Христа. Только самым близким душам он мог поведать в письме из уз тайну своего страдания:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Л. прилагал усилия для установления дружественных отношений с протестант. Англией. В нач. лета 1605 г. в России находилось англ. посольство, готовившееся к отъезду в Архангельске. Л. еще до приезда в Москву известил посла Т. Смита о своем намерении поддерживать дружественные отношения с Англией. В дек. 1605 г. агенту Московской компании Дж. Меррику была выдана грамота, подтверждавшая ее привилегии. Меррик сообщал в Лондон, что, возможно, англичане получат право торговли с Ираном и что Л. намерен с открытием навигации направить посольство в Англию; предполагалось, что послом будет один из братьев Бучинских. Меррик писал, что царь рассчитывает нанять в Англии разного рода мастеров. Кроме того, следует учитывать, что Англия была тем гос-вом, к-рое поставляло в Россию цветные металлы, необходимые для производства вооружения. Готовился посольский наказ для дипломатической миссии в Иран, к-рый мог стать союзником самозванца в борьбе с османами. Важным событием в истории правления Л. стал его брак с Мариной Мнишек. Эту часть своих обязательств самозванец был намерен выполнить. Одной из целей отправленного осенью 1605 г. посольства Власьева было добиться согласия короля на этот брак. Посол привез Мнишеку богатые подарки и 500 тыс. р. Сигизмунд III дал свое разрешение. Тогда и перед Мнишеками, и перед Л. встали проблемы. 12(22) нояб. 1605 г. в Кракове Б. Мацеёвский совершил брачный обряд, в к-ром в роли жениха выступил Власьев. Далее предстояло повторение такого обряда в Москве с участием и Л., и правосл. духовенства. Мнишеки пытались получить у папского нунция в Польше разрешение для Марины соблюдать обычаи правосл. Церкви и принять от Московского патриарха причастие под обоими видами, но таких полномочий нунций не имел. Др. рода трудности возникли в Москве. Для брака правосл. царя с католичкой нужен был ее переход в Православие. К этому времени на рус. почве постепенно утверждалось представление, что при переходе католика в правосл. веру необходимо его повторное крещение (это было зеркальным отражением практики католич. Церкви на «русских» землях Речи Посполитой при обращении православных в католицизм). По свидетельству Арсения Элассонского, вопрос о браке Л. Собор епископов обсуждал через 2 месяца после его коронации и дал согласие, если Марина «будет перекрещена в нашей восточной Церкви». Вопрос о способе перехода Марины в Православие снова обсуждался перед ее приездом в Москву. По инициативе патриарха Игнатия было принято решение о принятии Марины в Православие через миропомазание. Возражавший против этого Казанский митр. сщмч. Ермоген был отправлен в свою епархию. Миропомазание совершилось как часть обряда коронации, за к-рым последовало венчание. По свидетельству Арсения Элассонского, после венчания Л. и Марина отказались причаститься «и это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышащих».

http://pravenc.ru/text/2463625.html

На 4-е. О монархиях. Не премину во оной (даст ли Бог написать) книзе о монархиях бывших упомянуть: но не по тем временам расположил я оное сочинение мое, ибо не имею я намерения быть гражданкой истории писатель, по мнению политиков: да не будет сие. Не архиерейское то дело. Мирские люди могут в том трудиться или готового о тех монархиях историка Иустина перевести. Мне же предлежат духовная: и я намерен, в надежде помощи Божией, идти путем Священной Истории, не исключая совсем и светской, но прилежа больше к Священным, нежели светским вещам. Под названием же и образом Летописца желал бых некие полезные нравоучения писати, дабы читателя не токмо Историями увеселити, но и нравоучениями научити. Сие есть мое намерение, если не для других (ибо кто аз, да учу ученых мужей?), то по крайней мере для меня самого. Еще же и сего ради (если бы то дело имело совершиться, и произыти в чтение людям посполитым), Священную Историю вкратце написать намерен. Помню, что в нашей Малороссийской стороне трудно сыскать Библию славянскую, весьма мало где оные обретаются, и купити едва достанет кто; и редко кто из духовного чина ведает порядок Историй Библейных, что когда происходило. Игумен один тамошний вопросил мене: когда Илия Пророк был, по Рождестве ли Христовом, или пред Рождеством? И паки: Маккавеи жили после апостолов; ибо учитель их Елиазар на судищи пред мучителем Апостольские и Евангельские приводил словеса, якоже напечатано в Прологе Московском августа в 1-й день. И иные многие в разговорах между чином духовным слышал смеху достойные речи, якоже и сие: которым ножом святой Петр усече Малхови ухо, тем послежде святой Илия перерезал жрецов Вааловых: «О нестысленнии Галати» [Гал. 3,1]! и для того хотел бых, аще бы поспешил Господь Вашими святыми молитвами, вкратце Библейную Историю преподать таковым для ведания, книжицею не зело великою и умеренною, чтобы мог всяк не дорого купити, и удобо о всех, иже в Библиях, уведати Историях, каковым идут порядком: но Бог весть, совершится ли то. Помышление за морем, а смерть за плечами: а еще и времена нынешние отнимают разум и охоту к книгописанию; молчит учение во время шуму оружия: однако, возлагаяся на Бога и на святые Ваши молитвы уповая, помалу касаюся дела, и уже будто бы есть и начало. Пришлю до рук Преосвященства Вашего не медля: велел почище переписать. Паки прощения прошу, что утрудил Преосвященство Ваше бесполезным сего чтением. «Любы вся терпит», грехи покрывает Кор. 13, 7].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010