Так как сторонние игумены не уживались на соловецком острове: то братия положила избрать в игумена одного из среды себя. – Блаж. Зосима имел в виду брата Игнатия и предложил его; братия просили преп. Зосима принять на себя сан игумена, но он никак не хотел для себя высокого звания. Братия пришли к Герману и сказали: «мы собрались сюда для подвижника Божьего Зосимы, из нас никто не может быть игуменом; игуменом должен быть тот, кому поручили мы сердца свои». Затем тайно отправили посла в Новгород, чтобы архипастырь вызвал и посвятил в игумена Зосиму. Архипастырь согласился, и вызвав Зосиму, убедил его принять сан священства и игуменства. В Новгороде уже слышали о чудном подвижнике соловецком и у нового игумена соловецкого желали многие получить благословение в своих домах. Преп. игумену Зосиме дарили для обители церковную утварь и хлеб; другие вызывались помогать обители в возможных нуждах. У новой обители много было нужд; особенно надобно было оградить покой пустынников от своеволия людей боярских. Преподобный Зосима без сомнения просил о том знаменитых Новгорода. – Но в Новгороде происходили тогда, по милости Шемяки, сильные смуты, повлекшие за собой войну с в. князем. Любитель пустыни не мог долго оставаться в Новгороде; он просил бывшего игумена своего Иону продолжать хлопоты о покое обители, а сам возвратился на остров, чтобы устроить душевное спасение свое и других. 871 – С радостью встретили братия своего игумена. И не одни иноки не терпеливо ожидали его. На острове прибыли и благочестивые миряне принять благословение подвижника игумена. – Ha другой день пр. Зосима в первый раз совершал литургию в своей обители и братия заметили, что лицо его сияло необыкновенным светом, а в храме ощущалось особенное благовоние. Эго утешило обратию и усилило доверенность к настоятелю. – Бывшим в то время купцам преподобный дал просфору. Но они по неосторожности потеряли ее на дороге. Инок Макарий (бывший Марк) увидел пса, стоявшего над чем-то и напрасно покушавшегося схватить то, что лежало пред ним. Оказалось, что это была просфора, потерянная купцами. Можно представить себе, какие чувства возбудило это в купцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Михаил Атталиат в типиконе, составленном для монастыря Всемилостивого Спаса в Константинополе 29 , предусматривает иной порядок. Здесь речь идет уже о наследуемом праве назначать игумена. И не только назначать, но и вводить саму должность. Наследнику Атталиата дается право решить, нужен ли настоятель монастырю, или он может обойтись экономом. Наследник не должен быть принуждаем к назначению игумена, но если он решит назначить игумена, то должен будет руководствоваться мнением братии. Если братия выдвигает более одного кандидата, то в этом случае их имена пишутся на двух листах бумаги и кладутся на алтарь, после того как будет отслужена литургия, невинное дитя входит в алтарь и берет один из листов: тот, чье имя выпадет, назначается игуменом (или экономом, если наследник решит обойтись без настоятеля) Харитон в своем первом завещании для монастыря Кутлумуш 30 определяет, что кандидатура нового игумена выдвигается прежним настоятелем по совету с братией монастыря. Однако затем данное лицо должно было отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Владиславу, который были ктитором обители, и получить от него утверждение в должности (ποκατστασιν) ln. 65–66]. После смерти ктитора игумен мог быть назначен несколькими способами: либо игумен сам выбирал себе преемника, либо в выборах участвовал епитроп, назначенный ктитором, либо игумена выбирали братия. 4. Участие епитропов в поставлении игумена В третьем документе, дошедшем до нас за авторством Афанасия Афонского , – завещании 31 , святой меняет порядок, предписанный в типиконе. В нем он назначает Иоанна Ивира одним из двух покровителей монастыря. В случае смерти игумена Иоанн должен прийти в обитель и, посовещавшись с избранными братьями, число которых не должно превышать пятнадцать, выбрать кандидатуру нового настоятеля Если в завещании Афанасия роль епитропа скорее совещательная, то в завещании Никона Метаноите 32 она административная: стратиг и судья, назначенные им смотрителями, назначали настоятеля в случае необходимости 320].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15) Вениамин, Епископ Коломенский и Каширский (1731 г.). 16) Геннадий, Епископ Костромской (1753 г.) 17) Антоний, Епископ Волгский (1850), впоследствии Архиепископ Кишиневский. 18) Аполлос, Архиепископ Вятский (1884 г.) и г) Другие известные по истории 19) Келарь Арсений Хвостов, отличившийся во время осады Пскова войсками Стефана Батория (см. выше стр. 20) 20) Вассиан Муромцев, известный по истории Российского государства Карамзина, 146 как смиренный ученик Преподобного Корнилия, по приказанию Иоанна Грозного будто бы раздавленный вместе с Преподобным в один день каким-то мучительным орудием; но в древних монастырских рукописях он нигде не упоминается, хотя фамилий Муромцевых встречается в древнем синодике не мало. Да и о Преподобном Корнилие более достоверно известно то, что он был усечен собственноручно Иоанном Грозным, как сказано и в 471 примечании, того же историка Карамзина. 147 III. Список лиц, монашествующих и белого духовенства, роды которых поименованы в древнем монастырском синодике 148 и тех светских лиц, кои относятся к истории Псково-Печерского монастыря С 14 страницы синодик начинается так: «Помяни Господи первого старца Печерского инока Марка и строителей обители сия: Иону священноинока и его супруги иноки Вассы. Мисаила священноинока, устроившего ветхий монастырь и церковь Антония и Феодосия Печерских . Первого игумена Иону. Игумена Сергия. Игумена Симона. Игумена Дорофея, устроившего велию церковь Пречистыя Богородицы в горе. Игумена Герасима. Игумена Корнилия, 149 устроившего велию обитель и церкви, и ограду камену. Епископа Савву. Игумена Селивестра. Михаила Мисюря Мунехина. 150 Арефу инока. Подъячии: Ивана Дементьева и его внуков: Конона, Гавриила, Афонасия, Ивана, Василия, Феофила инока, повелевших написати икону Пречистыя Богородицы Успения чудотворную. Феодора. Евтихия. Пафнутия инока Заболоцкого, 151 устроившего храм святого Николы на воротех и; давших милостыню. Евтихия инока» 152 . Игумены Печерские: Никон, Мелентия, Архимандрит Иов. Роды:

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Отец Макарий правил обителью в течение 14 лет, и правил, как говорила пантелеимоновская братия, «единолично». В начале 1889 года, за несколько месяцев до кончины, при избрании наместника он объявил братству, что по смерти своей он оставляет для руководства обителью устав, составленный им вместе с отцом Иеронимом. Устав был введен в действие в том же 1889 году по кончине отца Макария. Порядок избрания игумена закреплен в уставе в таких словах: «Игумен избирается, как и наместник, по жребию» с. 571]. Таким образом, устав требует прибегать к жребию при избрании игумена и его преемника, каковым в общежитии является наместник. В соответствии с уставом, составленным старцами Иеронимом и Макарием, наместник при жизни игумена становится его главным помощником, в отсутствие игумена является его заместителем, в некоторых случаях – представителем, а по кончине игумена – преемником его служения. Возводится в сан архимандрита. Таким образом, при кончине игумена не происходит никаких переворотов, смущений и несогласий в братстве: новый игумен уже есть. Избрание и утверждение в монастыре наместника-преемника было одним из самых главных требований устава. Наместник должен быть «одаренным благоразумием, искусным в богоугодном монашеском житии, благонадежным в поведении и немолодых лет» с. 576]. При отце Макарии и в последующие годы избрание в обители игуменского преемника происходило в строгом соответствии с уставом. О своем решении избрать себе преемника по жребию, полагаясь на волю Божию, старец Макарий объявил 16 января 1889 года. В кандидаты из числа достойнейших братий он выбрал следующих иеромонахов: Иерона, Илариона, Павла, Рафаила, Нафанаила, Михаила, Андрея и Виссариона. Отцы Иерон и Михаил, находившиеся на послушании вне обители, прислали письменные отказы. Имена кандидатов были написаны на бумажках и положены в ковчег со святыми мощами великомученика Пантелеимона, который поставили на престол соборного Покровского храма. Порядок избрания описывается так: «Пред вынутием жребия по желанию отца Макария был наложен на всю братию пост, совершены три всенощных бдения в честь Святой Троицы, Богоматери, великомученика Пантелеимона и дневного святого с произнесением нарочитых прошений, в которых все молились о том, чтобы Господь по сердцу Своему избрал вождя многочисленному братству Русского Пантелеимонова монастыря. На третий день, после литургии, глубокий старец иеромонах Авель по приказанию отца Макария вынул из ковчега один из шести билетиков, с именем отца Андрея. Имя избранника было провозглашено вслух всего братства». Отец Андрей при этом со слезами стал умолять игумена снять с него это непосильное бремя, но отец Макарий твердо ответил: «Теперь, отец Андрей, не время отказываться. Не мы тебя избрали, а Сам Господь Бог» с. 355–356].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/tra...

СЛУШАЛИ: 11. Рапорт Преосвященного Епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима об освобождении игумена Романа (Овсиенко) от обязанностей наместника Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря с. Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми и о назначении игумена Саввы (Гладкова) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Романа (Овсиенко) от обязанностей наместника Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря с. Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. 2. Назначить игумена Савву (Гладкова) наместником Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря с. Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на открытие женского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в с. Андреевка Аургазинского района Республики Башкортостан и об утверждении монахини Евтропии (Москалец) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в с. Андреевка Аургазинского района Республики Башкортостан. 2. Назначить монахиню Евтропию (Москалец) настоятельницей женского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в с. Андреевка Аургазинского района Республики Башкортостан с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона об освобождении игумена Симеона (Кувайцева) от обязанностей наместника Покровского Еннатского мужского монастыря с. Дедово Федоровского района Республики Башкортостан и о назначении на эту должность иеромонаха Николая (Чернышова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Симеона (Кувайцева) от обязанностей наместника Покровского Еннатского мужского монастыря с. Дедово Федоровского района Республики Башкортостан по состоянию здоровья. 2. Назначить наместником Покровского Еннатского мужского монастыря с. Дедово Федоровского района Республики Башкортостан иеромонаха Николая (Чернышова) с возведением его в сан игумена.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Тарского Владимира назначить монахиню Веронику (Молочкову) на должность настоятельницы (игумении) Ачаирского Крестового женского монастыря села Ачаир Омского района Омской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона назначить игумена Гурия (Соколова) на должность настоятеля Спасо-Преображенского Геннадиевского монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области. 4. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Антония назначить архимандрита Нектария (Селезнева) на должность наместника (игумена) Успенского мужского монастыря г. Орла. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Марка назначить игумена Феодора (Рулева) на должность наместника (игумена) Успенского Трифоновского мужского монастыря г. Кирова. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Брянского и Севского Александра освободить игумению Сергию (Ежикову) от должности настоятельницы (игумении) Петро-Павловского монастыря г. Брянска. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия назначить иеромонаха Пимена (Семилетова) на должность настоятеля (игумена) Тергуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря пос. Тергуляй Тамбовской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия назначить игумена Амвросия (Политова) на должность настоятеля (игумена) Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря г. Мичуринска Тамбовской области. ЖУРНАЛ 17 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви: " По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом " . ПОСТАНОВИЛИ:

http://religare.ru/2_93150.html

Испрашивая Вашего святительского благословения и святых молитв, честь имеем быть Вашего Высокопреосвященства нижайшими послушниками и смиренными богомольцами. Секретарь игумена Архимандрит Авель Письмо 70 17/30 января 1971 г. Его Высокопреподобию Отцу Архимандриту Авелю Пантелеимонов монастырь Афон Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе отец Архимандрит! Очень Вас благодарю, что Вы сообщили мне письмом о кончине приснопамятного и дорогого всем нам духовного отца и наставника игумена архимандрита Илиана. О его кончине я впервые узнал по телефону от находящегося сейчас во Франции архиепископа Минского и Белорусского Антония за два дня до Вашего письма и сразу же послал телеграмму соболезнования о. иеродиакону Давиду, надеюсь, что он её получил. Но из Вашего письма впервые узнал дату кончины игумена Илиана и очень Вам благодарен, что Вы мне написали об этом в письме. Кончина о. Илиана для меня особенно тяжела и прискорбна, потому что он был моим духовником, и я сейчас духовно осиротел. Служили о нём панихиду и поминаем его. Да упокоит его Господь в селениях праведных. Это был человек большой духовной мудрости и доброты, старец, которых сейчас так мало. Очень скорблю. Слыхал также, что владыка Никодим поехал к вам на похороны о. игумена, но подробности не знаю. Молитвенно желаю, чтобы по молитвам св. великомученика Пантелеимона и предстательством Божией Матери, защитницы Святой Горы, Господь выдвинул и указал достойного преемника скончавшемуся игумену, способного управить дела монастыря во славу Божию и на процветание обители. Прошу передать моё соболезнование всей братии. Призывая на Вас и на всю во Христе братию Божие благословение и испрашивая Ваших святых молитв, С любовью о Господе архиепископ Василий. Письмо 71 19 января/1 февраля 1971 г. Его преподобию Иеродиакону отцу Давиду Пантелеимонов монастырь на Афоне. Дорогой о Господе о. Давид! Узнал из письма о. архимандрита Авеля о кончине о. игумена архимандрита Илиана. Слыхал также, что владыка Никодим поехал на Афон на похороны. Очень скорблю о кончине о. игумена, я его очень любил и духовно ценил его доброту и духовническую мудрость. Он был моим духовником, и мне очень тяжела его потеря. Совершили в нашей церкви о нём панихиду, поминаю его на проскомидии. Прошу передать всей о Христе братии моё искреннее и сердечное соболезнование об этой тяжёлой для всех утрате. Молюсь Богу, да укажет Он по молитвам св. великомученика Пантелеимона достойного преемника покойного игумена на благо нашей святой обители. Дай Бог , чтобы всё обошлось мирно и благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Не много времени спустя Иосиф поручил самой братии выбрать себе игумена и выбор пал на Даниила, хотя он и не был поименован в числе десяти кандидатов, рекомендованных великому князю. Иосиф утвердил выбор. Отсюда основательно можно придти к тому заключению, что если Иосиф не противился выбору братии и благословил ее избранника, то, очевидно, он признавал его не многим уступающим тем из старцев, каким отдавал он предпочтение в послании к великому князю. И во всяком случае он никак не мог одобрить избрание Даниила, еще юноши, во игумена монастыря, который и своим существованием, и благоустройством, и благосостоянием, и знаменитостью всецело обязан был его трудам, его продолжительной деятельности. Трудно допустить, чтобы такой опытный и испытанный настоятель, каким был Иосиф, решился добровольно передать свое прекрасное творение в руки молодого неопытного человека. С другой стороны, не может быть, чтобы строгие иноки монастыря, которым принадлежал выбор игумена, – иноки, между которыми насчитывались очень почтеннейшие и достойнейшие лица, могли избрать себе в начальника и духовного руководителя такого человека, которым для многих из них мог быть только послушником. Положим, не канонический выбор молодого человека во игумена возможен. Но в применении его к личности Даниила он неуместен. Для него не было импонирующих внешних условий. В выборе Даниила во игумена не участвовала ни воля великого князя, ни личная инициатива преп. Иосифа. Существует одна черта в характере Даниила, которая не позволяет, согласиться вполне со словами Герберштейна. В то время, когда Даниила избирали во игумена, о нем было известно, что он хотел перейти в игумена в другой монастырь. Если он мог действительно серьезно рассчитывать на исполнение своего желания, то во всяком случай не в то время, когда он был еще в летах юности. Допускать присутствие твердого намерения сделаться игуменом в человеке еще юноше, – если только он обладал здравым смыслом, в чем никак нельзя отказать Даниилу, вполне неосновательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Итак, перейдем от изложения голой схемы к наполнению ее фактами. 2. Назначение игумена его предшественником Первым пунктом в схеме де Местра стоит назначение игуменом своего преемника перед смертью . Это была практика не только распространенная в древности, но и в последующие времена. Начнем с древних времен. Так преподобный Савва перед своей смертью собрал монахов Великой Лавры и дал им в качестве своего преемника бейрутца Мелита р. 182], а тот, в свою очередь, пять лет пробыв на посту игумена, выбрал себе в преемники Геласия р. 189]. Евфимий Великий перед своей смертью созвал монахов лавры и спросил их кого они хотя видеть его преемником – они выбрали Илию, эконома нижней киновии. Евфимимй подчинился их выбору р. 57–58]. Такой порядок избрания нового игумена был характерен не только для Палестины, но и для Египта. Прп. Пахомий перед своей смертью созвал монахов обители и спросил их совета, когда же они сказали, что не представляют никого другого, кроме него, в качестве игумена, назначил Петрония 75, §114]. Но Петроний также был смертельно болен, «и когда он уже был близок к тому, чтобы испустить дух, спрашивал Петроний их, кого они хотели бы видеть отцом вместо него. И когда они сказали, что это его забота, назначил им авву Орсисия» 16 76, §117]. Здесь мы видим, что при формальном учете мнения братии преемник в конечном итоге назначается самим умирающим игуменом. Из указанных в пятитомнике шестидесяти девяти уставных документов (завещания входят в их число), относящихся к шестидесяти обителям, о поставлении игумена речь идет в сорока двух. Из этих сорока двух в семнадцати документах предусматривается передача власти от умирающего игумена его преемнику. В Египте сохранились завещания игуменов монастыря Фойбам- мон. Первое из дошедших до нас относится к VII в. и написано по-гречески, остальные – по-коптски. Автор греческого завещания – авва Авраам оставляет монастырь своему ученику, иеромонаху Виктору: «… желаю и приказываю, чтобы после моей смерти ты, вышеупомянутый Виктор… пресвитер и мой ученик, получил всю мою скромную собственность и унаследовал движимую, недвижимую и одушевленную собственность… » In. 16–19], «…не только это, но и под моим началом находящийся монастырь Святого аввы Фойбаммона… я оставляю тебе в свободное владение (διλειπτον δεσποτεαν) вместе с его почтенной собственностью» In. 25–28]. Таким образом, монастырь передается как юридическая единица от одного игумена к другому. Поскольку монастырь Фойбаммон возник как частный, ктиторский, несмотря на то, что его ктитор епископ, постольку авва Авраам опасается, что на обитель будут претендовать родственники аввы Авраама, поэтому он и выбрал такой способ передачи монастыря. Виктор также передал монастырь своему преемнику своим завещанием, написанном на коптском языке 252, 77]. Это первое из дошедших до нас завещаний игуменов, передающих свою власть подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Орловского и Болховского Тихона освободить игумена Кирилла (Саввина) от должности наместника Успенского мужского монастыря города Орла. 7. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения назначить монахиню Галину (Голомидову) на должность игумении Сарсинского Боголюбского женского монастыря в поселке Сарсы II Красноуфимского района Свердловской области. 8. В связи с прошениями Преосвященного архиепископа Якутского и Ленского Романа: 8.1. Назначить иеромонаха Иоанна (Калугина) на должность игумена Спасского мужского монастыря города Якутска. 8.2. Назначить монахиню Феофанию (Малееву) на должность игумении Старо-Покровского женского монастыря города Покровска Хангаласского района Республики Саха (Якутия). 9. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Корейского Феофана, временного управляющего Кызыльской епархией, открыть мужской монастырь в честь святого равноапостольного князя Владимира в городе Туране Пий-Хемского района Республики Тыва и назначить архиепископа Феофана на должность игумена этого монастыря. 10. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора назначить иеромонаха Алексия (Андреева) на должность наместника Покровского мужского монастыря города Корсакова Сахалинской области. 11.  В связи с прошением Преосвященного епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия освободить игумена Тихона (Шибеко) от должности игумена Свято-Лукиановой мужской пустыни деревни Лукьянцево Александровского района Владимирской области и назначить на эту должность иеромонаха Иова (Васильева). 12.  В связи с прошением Преосвященного епископа Лысковского и Лукояновского Силуана назначить монахиню Нину (Антонову) на должность игумении Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря села Макарьево Лысковского района Нижегородской области. 13. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Игнатия освободить игумена Иова (Чернышева) от должности игумена Филиппо-Ирапского мужского монастыря поселка Зеленый Берег Кадуйского района Вологодской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5930295...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010