2.4. Игумен/игумения монастыря, в котором кандидат должен пройти стажировку, оказывает ему содействие в опытном изучении внутренней жизни обители, деятельности ее структурных подразделений и служб, а затем представляет в Отдел отчет о пребывании кандидата в обители с изложением своего мнения о способности кандидата занять должность игумена/игумении епархиального монастыря. 2.5. Председатель Отдела повторно встречается с кандидатом и представляет рапорт Патриарху, в котором отражает свою позицию о целесообразности/нецелесообразности назначения кандидата на должность игумена/игумении монастыря со следующими сопроводительными: 3. При рассмотрении предложений епархиальных архиереев об освобождении от должности игумена/игумении монастыря: 3.1. Председатель Отдела совместно с членами Коллегии Отдела рассматривает документы, обосновывающие причины освобождения от должности игумена/игумении. Председатель Отдела также может назначить комиссию в составе членов Коллегии Отдела, которая выезжает в епархию, встречается с епархиальным архиереем, посещает монастырь, где изучает обстановку, и по результатам представляет в Отдел отчет. 3.2. Председатель Отдела представляет рапорт Патриарху, в котором выражает свою позицию о целесообразности/нецелесообразности освобождения от должности игумена/игумении с приложением: IV. Порядок принятия решения об открытии (упразднении) епархиального монастыря и о назначении (освобождении) игумена/игумении монастыря 1. Решение об открытии (упразднении) епархиального монастыря и о назначении кандидата на должность (освобождении от должности) игумена/игумении монастыря принимается Патриархом и Священным Синодом. 2. Управляющий делами Московской Патриархии направляет епархиальному архиерею за своей подписью выписку из соответствующего журнала Священного Синода. 3. Епархиальный архиерей на основании решения Патриарха и Священного Синода издает указ о назначении кандидата на должность (освобождении от должности) игумена/игумении епархиального монастыря. V. Плановые инспекционные поездки членов Коллегии Отдела в епархиальные монастыри по благословению Патриарха

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645881...

Похожий случай произошел с монастырским поваром Вавилой, прозванием Молодой, который тайно от игумена крал хлеб и съестные припасы и носил их к себе домой. Преподобный наказал его за это горячкой. Вместо того, чтобы раскаяться в своем грехе и просить прощения у прп. Кассиана и игумена с братией, больной стал лечиться у разных врачей, но ни один из них не мог оказать ему помощи. И вот однажды ночью он видит чудный сон: явился к нему прп. Кассиан и говорит: «Вавила! Перестань красть монастырский хлеб и припасы и носить их из монастыря в свой дом; покайся в своем грехе отцу духовному и получишь исцеление». Проснувшись, Вавила тотчас же пошел к духовному отцу, исповедал ему грех свой, обещая больше не красть, причастился Святых Таин и тотчас получил исцеление от своей болезни молитвами преподобного отца нашего Кассиана. Богатый помещичий крестьянин деревни Настасьиной Косма, прозванный Богдан, без благословения игумена рубил монастырский лес для своих надобностей, не боясь Бога и прп. Кассиана. Соседи говорили ему, чтобы он не брал насильно лес, но спросил бы у игумена позволения, пока Господь не наказал его за это. Косма же, надеясь на своего знатного господина и свое богатство, с гордостью и смехом отвечал им: «Мне ли велите бить челом и благословения просить у них. Я не таким не повиновался, а у этих и без спроса возьму, и никто мне ничего не сделает». Но через несколько времени у Космы сгорел овин, построенный из монастырского леса. Народ объяснил пожар тем, что овин построен из краденого леса и советовал Косме спросить благословения у игумена. Он же не слушал добрых советов и поставил новый овин из монастырского леса. Но и этот овин немедленно сгорел, как только начали сушить в нем хлеб, причем огонь едва не уничтожил весь хлеб Космы, стоявший на гумне. Теперь уже и домашние говорили ему: «Правду говорят люди: наши овины горят от того, что они построены из не благословенного леса. Пойди, благословись у игумена». Но Косма не послушался и домашних: построил третий овин из чужого леса и насадил его хлебом. Но и третий овин загорелся и огонь был так велик, что чуть не сгорела и вся деревня. Прибежали на пожар крестьяне из соседних деревень и все говорили Косме, чтобы он шел в монастырь и прочил прощения у Пресвятой Богородицы и прп. Кассиана, взял благословение у игумена на рубку леса. Тогда только он образумился и поспешил в Учемскую обитель. Здесь, горячо раскаявшись в своем согрешении, он просил игумена помолиться за него угоднику Божию. Игумен отслужил молебен, и Косма со слезами просил преподобного простить ему грех. Он сделал богатое приношение в церковь и обещал никогда не наносить обиды монастырю. Игумен дал ему краткое наставление и отпустил с миром. И с тех пор, благодарный за свое чудесное вразумление, Косма часто приходил помолиться в обитель, принося всякий раз богатую милостыню братии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Такого рода предположение оправдывается и самым ходом повествования Досифеева о посвящении пр. Иова во иеромонаха до его поставления в игумена, которое сразу дает понять, что между этими обстоятельствами протекло немного времени. «И тако на степень священства возведеся (в Угорницком монастыре); не по многом же времени.... серафимский на ся восприят образ (в том же монастыре); и оттоле уже прославися трудолюбное и добродетеленое житие Его.... Наипаче же Константин князь Острожский и Дубенский моли игумена.... да пошлет сего трудолюбца... во обитель честнаго и животворящего Креста Господня.... (в Дубне); – где не по многом времени избран во игумена от братии», и т. д. Для всех этих обстоятельств достаточно не более двух-трех лет, а такой именно срок мы и получаем, полагая переход преподоб. Иова в обитель Дубенскую и избрание его во игумена около 1582 – 83 года, т. е. чрез два-три года по его рукоположении (совершившемся, как мы сказали, примерно около 1581 года. 475 Правда, в летописях Дубенского Крестовоздвиженского монастыря в 1582 году значится особый игумен, некто Василий, упоминаемый также и в 1598 и 1602 годах. Но этот же Василий в последних двух случаях упоминается на ряду с другими игуменами сего монастыря, а именно в 1598 году с Глебом и в 1602 году с Александром Путятицким, служебниками, князя Острожского. – Как основательно замечает Профессор Н. И. Петров , последние оба упоминаются потому, что управляли монастырем «за престарелого игумена Василия»... Без сомнения, на таких же условиях, за престарелого игумена Василия, во все время своего пребывания в Крестовоздвиженской обители, правил ею и Пр. Иов, тем более что, как избранник князя Острожского, он пользовался всеми преимуществами власти, и в этом смысле носил титул игумена обители, как носили его Глеб и Александр при том же Василии, потому что был настоящим, а не по имени только, правящим ею игуменом. 476 7 .Как бы то впрочем ни было, – началось ли служение преп. Иова в сане дубенского игумена годом раньше или позже 1582 года, – во всяком случае то не подлежит сомнению, что он был святокрестским настоятелем в Дубне в последние два десятилетия XVI в., и здесь проходил свое служение до первых годов XVII – столетия...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Духовное преемство в обители, согласно мнению святого, вообще не может сохраняться без единодушного согласия всей братии с новым преемником игумена. Как видно из предыдущего анализа, каноны и уставы монастырей полагают принцип избрания игумена в качестве церковного закона, действующего в рамках монашеского права. Назначение игумена епархиальной властью допускается только как исключительная мера, применяемая в тех случаях, когда такое избрание невозможно. На основании источников монашеского права мы можем сделать вывод лишь о двух таких условиях. Выборы невозможны, 1) когда среди братии имеет место несогласие относительно кандидата, и 2) когда количество монахов в обители не позволяет проводить выборы. Очевидно, в обоих случаях речь идёт о физической невозможности поставить игумена путём голосования. Во всех остальных случаях отсутствие голосования братии при назначении игумена монастыря является неоправданным отступлением от закона. Кроме того, обязательным условием избрания игумена полагается наличие определённых качеств кандидата: в игумены избирается монах, который 1) прожил в монастыре определённое количество лет (обычно полагается достаточным два-три года, на основании «Устава» преп. Афанасия Афонского ) и 2) является испытанным в вере, благочестии, преданным монашеским установлениям и способнымк управлению монастырём (на основании законоположений св. Василия Великого, 126 Новеллы Юстиниана и «Номоканона» св. Фотия). Следует отметить, что суждение о таковых качествах принадлежит не епархиальному архиерею, а общему собиранию братства.Кроме обязательных условий, без которых голосование невозможно, в современном каноническом праве, опирающемся на существующую практику, говорится также о некоторых ограничениях, относящихся либо к условиям проведения голосования, либо к качествам кандидата, которые носят рекомендательный характер . Также необходимо упомянуть, что большинство святоотеческих уставов постановляют, чтобы избираемой была не только должность игумена монастыря, но чтобы утверждение на основные монастырские должности, такие как должность советника игумена, эконома и некоторые другие, также происходило на основании избрания всей братией обители .

http://bogoslov.ru/article/2736418

ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы о назначении игумена Феодосия (Шитова) на должность настоятеля Александро-Невского мужского монастыря села Каршлыхи Моргаушского района Чувашской республики. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Феодосия (Шитова) на должность настоятеля Александро-Невского мужского монастыря села Каршлыхи Моргаушского района Чувашской республики. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о назначении игумена Максима (Лапыгина) на должность настоятеля Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Максима (Лапыгина) на должность настоятеля Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении игумена Гурия (Покровского) от обязанностей наместника Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области и о назначении на эту должность иеромонаха Павла (Удовенко). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Гурия (Покровского) от обязанностей наместника Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области. 2. Назначить иеромонаха Павла (Удовенко) на должность настоятеля Николо-Бавыкинского мужского монастыря Рязанской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о назначении игумена Августина (Неводничка) на должность наместника Спасо-Яковлевского мужского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Августина (Неводничка) на должность наместника Спасо-Яковлевского мужского монастыря города Ростова Великого Ярославской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Павлы (Капитоновой) от обязанностей настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря города Ростова Великого Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Афанасии (Силкиной).

http://religare.ru/2_86548.html

Здесь в первую очередь необходимо привести отрывок из «Завещания» святого, в котором он заповедует избирать игумена всей братией: «Примите господина игумена, так как избрали его вы все.А искать другого жительства, кроме установленного, никому никаким образом не дозволено; это узы, связывающие нас о Господе. Приветствуйте его, как моего преемника, взирая на него с благоговением и почтением» . Также в некоторых своих «Оглашениях» преп. Феодор косвенно затрагивает принцип избрания игуменом, считая его законным и общепринятым. Так, в «Великом оглашении», в главе 45 преподобный напоминает братии: «После того, как он [предыдущий игумен преп. Платон], согласился, по вашему избранию, поставить меня игуменом, он совершенно воздерживается от всяких приказаний, но следует моей воле» . В другом месте преп. Феодор, поучая свою братию, вопрошает: «Для чего именно вы поставили меня своею главою?.. Не для преуспеяния ли вашего в Боге?... Ибо Владыкою Богомя буду спрошен о том, как я вами руководил» и проч. В другом Оглашении преп. Феодор говорит ещё более определённо: «Хотя я и грешен, но завет мой в точности таков, каков он и у святых отцов (а я недостоин и пыли с их обуви): во время моего исхода вся братия должна избрать того, который выделяется среди других добродетелью и познанием, и об этом избрании вы должны сообщить мне, чтобы я поставил его главою и игуменом» . Из этих свидетельств мы можем заключить, что преп. Феодор полагал, что полномочия его игуменской власти напрямую являются следствием избрания со стороны братии. По мысли преподобного, избрание игумена братией — это узы, связывающие братию с игуменом в Боге: со стороны братии это выражается в доверии избираемому игумену заботы о спасении собственной души, а со стороны игумена — в принятии этого избрания и возложении на себя обязанности и ответственности хранить монашеское предание и отвечать перед Богом за спасение вверенных ему душ. Избрание игумена, таким образом, осуществляется через двойной обет, который связывает игумена и братию едиными узами и становится правовым актом: со стороны монахов это обет послушания игумену, а со стороны игумена — обет сохранения верности учению Церкви и монашеской науке (согласно 126 Новелле Юстиниана и Номоканону Фотия, вошедшими как условие избрания игумена практически во все монашеские уставы).

http://bogoslov.ru/article/2736418

Спустя некоторое время Марк принял на себя чин иноческий; вслед за тем многие мирские люди начали приходить к подвижникам и созидали себе здесь келии, питаясь трудами рук своих. Вскоре после этого преподобный Зосима построил небольшую церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в воспоминание Его славного преображения. Храм этот был построен на том самом месте, где преподобный видел в воздухе Церковь и осиявший ее луч света. Затем преподобный пристроил к церкви небольшую трапезу и, таким образом, основал на острове общее иноческое житие. После этого преподобный послал одного из братии в Новгород к архиепископу Ионе [ 3 ] просить у него благословения на освящение храма, а также и игумена новоустрояемой обители. Архиепископ вскоре же послал к преподобному благословение и игумена — иеромонаха Павла. Получив благословение архипастырское и игумена, преподобный Зосима, блаженный Герман и все братия возрадовались радостью великою. Вскоре же после этого была освящена церковь во славу Божию, и таким образом начала свое существование честная и славная обитель Соловецкая. Однако спустя некоторое время игумен Павел, не будучи в состоянии выносить трудов пустыннических, оставил обитель и возвратился в Новгород. После него игуменом был Феодосий, но и он спустя некоторое время также оставил пустыню. Тогда братия условились с преподобным не брать себе игумена из других монастырей, но избрать игумена из своей среды. При этом братия решили избрать игуменом преподобного Зосиму. Между тем некоторые из братии отправились в Новгород и просили архиепископа новгородского призвать к себе избранного ими игумена и рукоположить его с возведением в сей священный сан, если бы он даже и не хотел принять на себя эту почетную обязанность. Архипастырь, исполняя желание братии, отправил послание к преподобному, которым призывал его к себе; затем, когда Зосима прибыл к нему, убедил его принять на себя сан игумена, после чего, сказав напутственное слово, отпустил его с честью. Когда преподобный уходил из Новгорода в свою обитель, многие из граждан новгородских снабдили преподобного всем потребным для общежительного жития монастырского: сосудами, одеждами, деньгами и пищею. Придя в свою обитель в сане игумена, преподобный был встречен братиею с великою радостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отменив старые Типики, дававшие автономию славянским монастырям, новый Устав почти во всем подчинил их гегемонии греческого Кинота. 10 статья Устава говорит: «Всякое постановление священного Кинота обязательно для монастырей... Представители отдельных монастырей не могут не соглашаться с волей большинства». Статья 22 говорит, что «никакой представитель монастыря ни под каким предлогом не может отказаться от подписи протокола заседания». Всякий отказ от подписи влечет за собой последствия, предусмотренные в ст. 19, которая требует смены непослушного представителя, а если монастырь этого не сделает, Кинот лишает монастырь представительства на время от 3 до 6 месяцев. Против постановлений Кинота апелляция возможна только к Синаксису, то есть к собранию всех игуменов (ст. 45), решения которого окончательны. Но и в Синаксисе греки располагают таким же подавляющим большинством, как и в Киноте. Увеличивая значение Кинота, Устав в то же время сильно ограничивает власть управления монастырей. Прежде всего этой власти Устав дает такую организацию, что она не имеет единства и большого авторитета, а потому не может защищать монастырские интересы от притязаний Кинота. Тогда как раньше в славянских монастырях по их Типикам почти вся власть принадлежала игумену, а монастырские старцы (геронтия) были только его советники, новый Устав провозглашает принцип: «Ни под каким видом не дозволяется сосредоточение власти в руках игумена» (ст. 121) и подчиняет игумена геронтии и епитропии, то есть двум-трем избранным геронтией помощникам игумена (ст. 19). Геронтия вместе с братством может отрешить от должности и сменить игумена (ст. 115), тогда как игумен не имеет права влиять на выбор членов монастырского управления (ст. 108) и без епитропии не может совершить ни одного акта по управлению монастырем (ст. 119 и 120), в частности, не может изгнать из монастыря непослушных и недостойных монахов (ст. 72–75). При таком положении неизбежны недоразумения между игуменом, с одной стороны, и геронтией и епитропией – с другой, а разрешает эти недоразумения опять-таки Кинот. Если на соборе монастырского братства геронтия останется в меньшинстве, вопрос решает Кинот (ст. 121). Избрание игумена недействительно без его интронизации, которую совершает Кинот, который в случае протеста может аннулировать избрание игумена, причем, апелляция на такое постановление Кинота не дозволена (ст. 114). Таким образом, власть игумена представляется совершенно ничтожной по сравнению с властью Кинота.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В обители все были возбуждены. Имябожники говорили не бывшим на соборе, что игумен и Климент не могли оправдаться. Утром 9 января пришел в скит вопреки своей расписке отец Антоний (Булатович) и, не быв у игумена, самочинно собрал имябожников и составил из них «бунтовщический собор». Собор заседал в одной из палат старой (бывшей) больницы 12 . На нем председательствовал и был душою его сам Булатович. Архимандрит Давид был в соборе его главный помощник и опора. На соборе обсуждалось, как действовать, чтобы низложить игумена Иеронима и избрать на место его нового, давно уже предызбранного в комитете архимандрита Давида. В это время приехали в скит ватопедские проэстосы. Их было четверо. Один из них, иеромонах Герман, воспитанник Одесской духовной семинарии. Как только они въехали в скит, то имябожники заперли все порты (ворота) и калитки скита, ключи от которых взяли себе, и никого в скит не пускали. Из скита разрешалось выходить только имябожникам, и то самым испытанным, а нам, противникам нового догмата, и близко к порте подходить возбранялось. На всех выходящих наружу балконах, исключая один, близ коего помещались проэстосы, поставили сторожей. Последним вменялось в обязанность за нами следить, чтобы мы не проникли наружу или чего-нибудь не спустили из окон скита. Епитропию, ризницу и одну из церквей, в которой находилась генеральная касса, вмещавшая в себе деньги, документы скита и печать, мятежники заперли и, приставив к ним часовых, ключи взяли себе. Видя все это, ватопедские проэстосы удивлялись, пожимали плечами, но принять против этого мер не решались. Затем пригласили к себе архимандрита игумена Иеронима и просили его указать причину возмущения в братстве. Он сказал, что его (игумена) некоторые отцы подозревают в ереси и требуют, чтобы он оставил игуменский пост. Проэстосы потребовали от него исповедания веры. Он исповедал. Они признали его таким же православным, каковы они сами. Вслед за сим пригласили архимандрита Давида, как старейшего из сподвижников Булатовича. Отца Давида они просили указать причину недовольства братии игуменом Иеронимом. Отец Давид стал обвинять игумена в ереси. Они просили объяснить, в чем состоит его ересь. Он сказал, что игумен не признает имени Божия Иисус Богом. Они потребовали от отца Давида исповедания веры. Он исповедал согласно учению книги «На горах Кавказа». Тогда проэстосы объявили ему, что они допрашивали игумена Иеронима и, выслушав от него исповедание веры, признают его вполне православным, а его самого (отца Давида) не могут признать таковым и считают мудрствующим неправославно, причем убеждали раскаяться и убедить братий, принявших это новое учение, отстать от него, считать игумена Иеронима православным и жить по-прежнему в мире и согласии. Отец Давид не согласился и ушел на не разошедшийся еще бунтовщический собор.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

Силою он одарен благодатною, пылкой душой прозревает он вдаль, видит он язвы людские невнятные, слышит он вопли, и всех ему жаль. Он и утешить готов безутешного, слабое детство от смерти спасти, и лишь к сиянию света небесного грешную душу мольбой привести. Всем изнемогшим в огне испытания «Радость моя, – он твердит, – не скорби, бури душевные, грезы, страдания, ’ Господа ради, с улыбкой терпи». С плачущим плакать он рад, унывающих нежно ободрить и дух подкрепить, всех же Господень завет забывающих учит он ближних, как братьев, любить. Учит искать он богатство нетленное, чтоб не владела душой суета, ибо всё мира сокровище бренное нашей душе не заменит Христа. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году, приплы же в Великий Новград 1106 года с 7 на 8 сентября. Помер 3 августа 1147 года на 81 году жизни. Первый его преемник, игумен Андрей. Помяни, Господи, иноков обители преподобного Антония, игумена Андрея. игумена Трифона, старца Ананию и его ученика инока Нифонта, пономаря Дометиана. игумена Кирилла, архимандрита Тарасия. игумена Геласия с двадцатию братиями. игумена Мисаила. игумена Кирилла, Завидов. архимандрита Андроника, иеромонаха Кириака. монаха Нифонта, архимандрита Макария, архимандрита Парфения. архимандрита Досифея. игумена Харитона. архимандрита Никандра (епископ), архимандрита Макария. архимандрита Сергия, послушника Игнатия. Бишки Долгоногий журавель, ты откудова теперь? Я на мельницу летал, там диковину видал. Персик муку молет, Пуля подсыпает, а маленькие Бишки сегодня не работают, сегодня не работают в Ванине гуляют. Плачет Нина, ищет Бишек, не нашла, и наутро Нина в Ванино пошла. Вот пришла в деревню, смотрит туда-сюда, видит свои Бишки гуляют у пруда. Взяла хворостину, Бишек погнала, а Таисья Чирьева в гости позвала. Выпила пивишка кружечку-другую. Побежала Нина наша снова к пруду. Вот пригнала в поле своих Бишек милых, и пропало Нины нашей большое горе. (Истинное происшествие с нашей Ниной, когда у нее не ночевали дома овцы. Она их нашла в деревне Ванине.)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010