Типиком определялся и штат монастыря, в том числе распределение должностей (диаконитов). В связи с этим в нем устанавливалась и система управления монастырским хозяйством. На ктиторе также лежала ответственность ведения исков монастыря против всех лиц, покушавшихся на его собственность 650 . Таким образом, напрямую выступает имущественная прерогатива ктитора, связанная с попечением пожертвованного имущества. Вопрос о выборе игумена по типикам далеко ушел от канонического определения, где он всецело связан с компетенцией епископа. Уставы XI-XIII вв. по этому вопросу очень разнятся. Типик Атталиата устанавливает, что его избрание зависит от воли ктитора и его наследника. Если монастырь становится самостоятельным, то монахи лично избирают игумена, а его утверждение происходит от игумена Студийского монастыря 651 . Устав Пантократора определяет, что окончательный выбор игумена монастыря зависит от императора 652 . Григорий Пакуриан устанавливает избрание игумена братией монастыря 653 . Избрание игумена в разных монастырях производилось различными способами 654 . Большинство монастырей руководствовалось избранием всей братией (Михаил Атталиат, Пантократор, Илиу Вомон). Некоторые уставы предоставляли право избирать игумена «старейшей братии» (Типик Григория Пакуриана, афонский устав). Наконец Евергетидский устав определял автоматизм избрания игумена 655 . В некоторых монастырях игуменом становился эконом. Типик же определял и причины, по которым игумен мог быть лишен игуменства. Главным образом это неисполнение канонических постановлений и устава монастыря. Он мог быть лишен игуменства из-за растраты монастырских имений или если «вел монастырь к гибели». В некоторых монастырях (Илиу Вомон, Богородицы Благодатной) сама братия могла сместить игумена. Тут напрямую выступал принцип коллегиальности. Таким образом, на основании анализа монастырских типиков можно заключить, что ктитор не был и не мог быть ограничен церковными законами в имущественном отношении, поскольку само византийское право смотрело на монастыри как на корпорации с определенными целями и имущественной массой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди них и Петр Величковский, будущий Паисий. Но и он терпел, терпел, и кончилось тем, что и ему стало невмоготу. Терпение его истощилось, началось уныние, и он решил бежать из этого монастыря. Зашел последний раз в церковь, помолился, просил Господа простить его и своего обидчика. И убежал с котомкой за плечами. Потом пристал к другой обители в России, потом еще к другой и, наконец, поселился на Афоне, где быстро распространилась весть о молодом безмолвнике, жизнь которого украшена дивными подвигами… Так, «от силы в силу» возрастал, наравне с искушениями, будущий великий старец Паисий. А теперь давайте вообразим себе, что он поддался бы своему унынию, «дал бы ход» трудностям, правда, в конце концов ведь временным! Брось он все, и не было бы у нас великого старца Паисия, ни его замечательного вклада в духовную сокровищницу Церкви… Так, и при появлении первых скорбей у молодого священника, которые могут, если их не пресечь, сильно повредить его дальнейшей пастырской работе — дай «ход» такому своему унынию, после первых восторгов и подъема… А ведь многое скорбное на приходе, что кажется первоначально основным, главным, первостепенным, через год, а то может и меньше, забудется, даже не вспомнится. Но у священника на приходе не бывает, как у Петра Величковского, злого упрямого игумена. Роль злого игумена с лихвой покрывают… некоторые прихожане, особенно, когда приход малочисленный. Среди тысячи прихожан, такие 2—3 прихожанина пропадают в массе. А в немногочисленном приходе они могут занять важное место. Пускай они вспомнят зло, которое нанес молодому будущему старцу упрямый игумен, и подумают о той ответственности, которую они на себя берут, усложняя и без них в наше время тяжелую жизнь священника. — На каких воспитательных принципах строите Вы отношения с детьми и молодежью? Я вовсе не «специалист» по этому вопросу. Все же скажу, что стараюсь придерживаться принципа, что принимаю каждого молодого, подростка, даже ребенка «всерьез». Мне часто пишут молодые, дети, и я им обстоятельно и быстро отвечаю. Стараюсь отвечать в их тоне, письма я часто украшаю либо вырезками, либо просто прилагаю в конверте то, что, мне кажется, может быть им интересно. Должен быть личный контакт (а не отписка), но нельзя также писать «с высоты архиерейского сана».

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

«Опасно иметь дело с монахами, – стращали они его, – выпросят они на что-нибудь тысячу, а потом, гляди, втянут в расход, так что и несколькими тысячами не отделаешься.» Но все эти проделки и препятствия были мне тогда еще неизвестны, и окружавших Павла Матвеевича я считал столь же. благорасположенными к нашей обители, как и его самого... Впоследствии он сам мне это высказал. Это-то влияние и было причиной медлительности в устроении придела и в постройке дома; их, собственно, пугала не трата этих 6.000, а характер Павла Матвеевича, ибо они опасались, что ежели только им не удастся охладить его при самом начале, то он втянется, увлечется, и тогда им уже невозможно будет с ним сладить и остановить его». В одно из посещений игумена Пимена Александров стал ему рассказывать, что накануне у него долго сидел новый строитель Мещовского Георгиевского монастыря и очень горевал, что монастырь бедный, а братские келии все развалились. «Я и сам знаю, что они ветхие, – сказал Александров игумену Пимену, – я бы и желал их выстроить, да вот что вижу: что строитель-то неспособен, не сделать ему этого дела». И сказав это, Александров замолчал. Отец Пимен неприметно улыбнулся и, помолчав, переспросил Александрова: – Так у вас вчерашний день был мещовский строитель? – Да, – последовал ответ. – И говорил вам о ветхости братских келий? – Ну да, говорил. – И вы говорите, что и сами сознаете, что ветхи келии и что вы готовы были бы выстроить их, но только признаете, что отец строитель неспособен к этому делу и поэтому его оставили? – Ну да, – опять повторил Александров, – так что же? Тогда игумен стал сам повторять слова Александрова ему вслух. – Вы, Павел Матвеевич, для Мещовского монастыря готовы были бы пожертвовать, но признаете неспособность отца строителя и потому оставляете это дело так? Александров кивнул головой. Игумен продолжал: – И в этом деле вы совершенно правы. Теперь я у вас хочу спросить: почему же вы не строите в Угрешском монастыре ни придела, ни дома, когда сами же говорите, что признаете настоятеля способным? Эти слова игумена, видимо, встревожили Александрова, он засуетился на своем кресле и, обращаясь к бывшему при нем человеку Дмитрию, сказал: – Вот как попал, вот так попался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  ЖУРНАЛ 96 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении/освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тульского и Ефремовского Алексия назначить игумена Агафангела (Болдина) на должность игумена Успенского мужского монастыря города Новомосковска Тульской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона назначить монахиню Мариониллу (Ермошину) на должность игумении Благовещенского женского монастыря города Стерлитамака Республики Башкортостан. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района Республики Карелия и назначить игуменом этого монастыря игумена Александра (Марченко). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить игумена Леонтия (Козлова) на должность наместника мужского монастыря во имя Святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма города Екатеринбурга. 5. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия: а. Открыть Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначить игуменом этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова). б. Освободить игумена Игнатия (Молчанова) от должности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды. в. Освободить игумена Амфилохия (Кузнецова) от должности игумена Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря села Юношеское Грязовецкого района Вологодской области, выразив ему благодарность за понесенные труды по восстановлению древней обители, и назначить на эту должность игумена Игнатия (Молчанова).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5283691...

Далее в уставе излагается порядок избрания нового игумена: после кончины последнего избирательный собор, состоящий из эконома, еклесиарха и двенадцати старших монахов, решает вопрос о выборе наместника. Устав также говорит о качествах, которыми должен обладать потенциальный кандидат на место игумена. Это должен быть монах, который имеет дерзость сказать: «Придите дети, и послушайте меня, и страху Господню научу вас» . Описание и церемониал поставления новоизбранного игумена совпадает с предписаниями Евергетидского типикона. Согласно исследованиям Филарета Гранича, порядок избрания игуменов в Хиландаре отличался от порядка избрания игуменов в греческих автономных монастырях в X - XII вв. Как уже было отмечено, в сербском монастыре игумена выбирали, а не назначали власти. Кроме того, исключением является и то, что сам выбор проходил в храме . Если обратить внимание на предписания ЕТ, касающиеся выбора игумена, то сразу можно заметить интересную ситуацию. Его составитель Тимофей колебался относительно избрания игумена. Он первоначально отдавал предпочтение наличию двух игуменов в монастыре - одного затворника, т. е. клаузури (γκλειστος), и одного свободного. В отличие от затворника свободный игумен имел право выходить из монастыря и заниматься монастырскими вопросами. В случае смерти затворника его преемником назначался свободный игумен, причем на место свободного избирался новый. Такой порядок затем Тимофей изменил, приняв решение поставлять только одного игумена, с правом выхода из монастыря только по приглашению царя, патриарха или в случае опасности нападения врагов на монастырь . Глава XVI в целом состоит из ряда предписаний, связанных с избранием игумена. Что касается выбора, св. Савва выступает за соблюдение единодушия и единогласия, будучи очень жестко настроен против любых недоразумений по этому поводу. В. Ягич обнаружил сходство данной главы ХТ с XIV главой ЕТ. Посредством сопоставления текстов он заметил определенную степень индивидуальной работы св. Саввы над этой главой устава, особенно в ее конце .

http://bogoslov.ru/article/311117

Монах Ириней прямо выразил приехавшему архиепископу Никону свое требование «удалить из обители отца игумена и прочих неугодных им лиц» с. 171], «тогда они подпишут что угодно» (имеются в виду послания патриарха и Синода). На это владыка ответил, «что дешево же они ценят свои “догматы”, если готовы ими поступиться за смену игумена». Тогда Ириней «гордо сказал, что никакие увещания не будут иметь успеха» с. 144]. В действиях имябожников ясно обозначалась цель «возбудить братство против отца игумена и его православных чад и тем приблизить давно желаемую ими развязку – захватить монастырь в свои руки, предварительно выгнав игумена с его верными чадами. Православное братство во главе с игуменом, понимая их цель, молчало, не желая дать им повода к открытому бунту, и тем спасло монастырь до приезда архиепископа Никона» с. 171]. «В случае отказа игумена подписаться под ссылку неугодных комитету лиц было решено немедленно удалить игумена и единомысленную с ним братию, заменив его своим ставленником, который на случай и был подготовлен» с. 168]. В докладе отца Мисаила о 19 имябожниках отмечено: «Иеромонах Гиацинт… претендент на игуменство» с. 165]. П. Б. Мансуров в своем докладе о поездке на Афон заметил: «Монахи объяснили мне возникновение и развитие смуты не столько религиозными причинами, сколько многолетней ведущейся у них на Афоне борьбой между малороссами и великороссами» с. 335]. Сами же бунтовщики причину восстания против игумена объясняли тем, что с его согласия в журнале «Русский инок» была напечатана рецензия инока Хрисанфа [см.: 7, с. 56], что «игумен, наместник Иакинф, духовник Агафодор и их единомысленники хулят [имя Божие]», что «вся эта грязь, смута и ересь вышла из нашего монастыря от наших старцев: игумена, наместника, Агафодора и их единомысленников», поэтому «сделать умиротворение в братии» невозможно, не приняв «решительных мер против тех, кто устроил эту смуту, разделив братию на партии, посеяв вражду, раздоры, и поставил обитель в безвыходное положение» с. 57–58, 61].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Вскоре после сего по распоряжению этого собора несколько раз ударили в колокол. Это было сигналом, призывающим братство в соборный храм выбирать нового игумена. Большая толпа двинулась из бунтовщического собора к соборному храму, причем часть от нее отделилась и разбежалась по келлиям собирать братство для выбора нового игумена. Собор наполнился братством. Мятежники во главе с Булатовичем приступили к выбору игумена и немедленно на голосах избрали архимандрита Давида, отнюдь не считаясь с уставом и обычаем скита, по коим, во-первых, должна быть выставлена на низложение игумена благословная причина, каковой, как видим, не оказалось, во-вторых, выбор должен производиться закрытою баллотировкой из трех-четырех кандидатов. При выборе первые подали голос за архимандрита Давида члены комитета, причем в голосе их слышалась повелительная нотка, требующая подавать голоса за избранника их, а посему возражениям здесь не было места. Клевреты Булатовича нашептывали всем, что непременно надобно избрать архимандрита Давида. Большинство, приспособляясь к обстоятельствам, с болью сердца с ними согласилось, а часть безмолвно украдкой удалилась из собора. Итак, «единодушно и единогласно» отец Давид был избран в игумена скита. Оставалось соблюсти необходимую формальность, выбор закрепить подписями братства и утвердить властью Ватопеда. Выборщики отправили депутацию к проэстосам просить их прийти на «собор» и разрешить произвести выбор дикея (правителя, игумена скита). Проэстосы ответили, что они присланы из Ватопеда не для избрания нового дикея, а для водворения в скиту порядка. Долго депутация упрашивала их снизойти на их просьбу, но они отказали, объявив, что обвинение игумена в ереси несправедливое, незаконное и не дает права на низложение его, ибо он православный. Депутация возвратилась в собор без проэстосов и без разрешения произвести выбор. По долгом совещании члены комитета отменили возводимое на игумена обвинение в ереси и заменили обвинением, что все братство потеряло доверие к нему, и послали к проэстосам вторую депутацию. Но и эта депутация не имела успеха. Тогда они отобрали подписи у братства и вновь послали к проэстосам депутацию. После усиленной просьбы последняя депутация добилась от проэстосов слова побывать в следующий день у них на соборе и посмотреть, что делается там. Собор разошелся.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

Решения игумена, совета и представителей народа по тем или иным делам опротестовываются пред св. синодом вселенской церкви. Расходы по разъезду игумена и иеромонахов по экзархии относятся на счёт монастыря. Игумен есть непосредственный духовный начальник священников в его экзархии, которые обязаны почитать его, упоминать за богослужением его имя после имени патриарха, платить ему канонические взносы и сбор на содержание халкинской богословской школы, не оставлять приходов без его разрешения и обращаться к нему за увольнительными документами. При игумене состоит совет, в состав коего, через каждые два года, голосованием братии избираются четверо из разумнейших, наиболее уважаемых и опытных отцов монастыря. Совет, под председательством игумена, избирает одного из своей среды на должность казначея монастыря, а из всего состава братства – секретаря, который присутствует на заседаниях совета, но без права голоса. Председателем совета состоит игумен, который с четырьмя членами рассматривает и подписывает все дела и бумаги. Монастырская печать должна состоять из четырёх частей, из коих одна хранится у игумена, а остальные – у трёх старейших членов совета. Игуменский совет, под председательством игумена, руководит и управляет монастырём, заведует всеми делами, касающимися обители и различных её нужд, причём решает дела большинством голосов, о чём и составляется секретарём протокол; несогласный с общим решением может остаться при особом мнении, которое и заносится в протокол, а в случае равенства голосов, перевес даётся голосом игумена. В случае нужды, игумен, с согласия совета, может приглашать к обсуждению дела и всех отцов монастыря, имеющих право голоса. Всякое решение монастырских властей заносится в протокол и подписывается игуменом, членами совета и секретарём. Все большие расходы, в частности на содержание монастыря, рассматриваются в совете, а производятся игуменом и казначеем, а малые не требуют коллективного обсуждения. Игумен и игуменский совет совместно получают доходы монастыря, поступающие с его владений, от продажи свеч, за исполнение богослужений, от богомольцев и т. п., а потом передают их казначею. Совет обязательно заседает раз в неделю – в воскресение, а экстренно – по особому приглашению игумена. Казначей хранит поступающие к нему деньги и расходует их по указанию игумена и совета, ведёт приходо-расходную книгу и подробную запись поступлений. Ежегодно он отдаёт отчёт в своей деятельности общему собранию отцов монастыря, а также составляет письменный доклад об общем экономическом положении обители, который подписывается отцами и посылается вселенскому патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении на должность настоятеля Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев-Польский иеромонаха Филофея (Машнина). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить на должность настоятеля Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев-Польский иеромонаха Филофея (Машнина). СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна об освобождении по состоянию здоровья игумена Флавиана (Данильченко) от должности наместника Свято-Троицкого мужского монастыря с. Холки Чернянского района Белгородской области и о назначении на эту должность игумена Софрония (Китаева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Флавиана (Данильченко) от должности наместника Свято-Троицкого мужского монастыря с. Холки Чернянского района Белгородской области. 2. Назначить наместником Свято-Троицкого мужского монастыря с. Холки Чернянского района Белгородской области игумена Софрония (Китаева). СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа об освобождении по состоянию здоровья игумена Иннокентия (Макарова) от должности наместника Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря с. Сергеево Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность игумена Вонифатия (Клименко). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Иннокентия (Макарова) от должности наместника Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря. 2. Назначить наместником Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря с. Сергеево Шуйского района Ивановской области игумена Вонифатия (Клименко). СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина об освобождении по состоянию здоровья архимандрита Тита (Бородина) от должности наместника Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Тита (Бородина) от должности наместника Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211070...

12. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия освободить игумена Серафима (Ключанцева) от должности наместника (игумена) Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарово Грибановского района Воронежской области. 13. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона освободить игумена Вениамина (Райникова) от должности настоятеля (игумена) Преображенского Геннадиева монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области. 14. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия освободить архимандрита Никандра (Анпилогова) от обязанностей наместника (игумена) Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области. 15. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Марка освободить игумена Иова (Муравьева) от должности наместника (игумена) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. 16. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона освободить архимандрита Аркадия (Недосекова) от должности настоятеля (игумена) мужского Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря города Смоленска.   ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем письме Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила. Справка: Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором просит разрешить переход в клир Румынской Православной Церкви клирика Мукачевской епархии архимандрита Афанасия (Немзета). С просьбой рассмотреть возможность перехода архимандрита Афанасия в юрисдикцию Румынской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу также обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, получив соответствующее ходатайство от Преосвященного архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010