— Какое отношение к данному месту имеет музей современного искусства, который планируют построить? — Абсолютно никакого и данное решение совсем непонятно. Возможно, современное искусство вызывает личный интерес у кого-то из застройщиков, чиновников или инвесторов. Но, согласитесь, на этом месте более уместен музей авиации и возрожденный исторический храм. Тем более, что альтернативного участка для его возрождения на Ходынском поле, кроме пустыря площадью 30 гектаров, нет. — А как сам архитектор Кузнецов относится к возрождению храма? — Сам Сергей Олегович Кузнецов — житель Ходынского поля, и предположить, что он не в курсе планов возрождения храма своего небесного покровителя на Ходынском поле, сложно. Он же сам Сергий! В своих официальных заявлениях по Ходынскому полю он храма вообще не касается, как будто церкви и авиационного прошлого на этом месте никогда не было. К тому же любой архитектор хочет оставить после себя какое-то уникальное сооружение. Возрожденный храм в честь небесного покровителя, да еще в своем районе к 700-летнему юбилею преподобного Сергия, игумена земли Русской, не каждому архитектору выпадает на долю! Это лучше всякого пиара. — А Вы не пытались с ним встретится лично? — Пытались и пытаемся до сих пор, но пока не получается, несмотря на то, что об этом мы уже просим на протяжение всего года. Наверное, он очень занят, хотя эта занятость не мешает ему встречаться регулярно с Лариным и его сподвижниками. — Какова же в этой истории роль Ларина? — Новый проект парка и музея современного искусства разрабатывается под инициативой Москомархитектуры при поддержке общественного движения «За парк». Ответственность за осуществление проекта возложена на самого Кузнецова. Но в состав совещательной группы, которая определяет отбор проектов застройки парка, вошел Олег Ларин, противник строительства храма. На телеканале «Дождь» он четко сказал, что отстоять парк и отменить в нем строительства Атриума удалось, остается сохранить парк от строительства храмового комплекса.

http://patriarchia.ru/db/text/3280371.ht...

Храм, наоборот, может быть украшением парка, идейным осмыслением исторической значимости Ходынского поля для русского государства. К тому же он занимает очень маленькую его часть и будет находится достаточно далеко от жилых домов.Тем не менее, на месте храма в проекте парка появится ряд объектов светского направления: прокат коньков, рестораны... - Самое страшное, что Ходынка при этом потеряет свой исторический облик. - Совершенно верно. Теперь не будет увековечена память воинов-летчиков и не будет восстановлен бывший храм. Альтернативных участков на территории ходынского поля нет. На историческом месте храма преподобного Сергия стоят элитные дома. Где возрождать церковь? - А Музей авиации - фактически мемориал погибшим летчикам - тоже списан как нерентабельный? - Увы, это так. Хотя логично было бы построить его именно на месте аэродрома, где эти летчики во время испытаний часто отдавали душу Господу. - Какое отношение к данному месту имеет музей современного искусства, который планируют построить? - Абсолютно никакого и данное решение совсем непонятно. Возможно современное искусство вызывает личный интерес кого - то из застройщиков, чиновников или инвесторов. Но согласитесь, на этом месте более уместен музей авиации и возрожденный исторический храм. Тем более, что альтернативного участка для его возрождения на Ходынском поле, кроме пустыря площадью 30 гектаров, нет. - А как сам архитектор Кузнецов относится к возрождению храма? - Сам Сергей Олегович Кузнецов - житель Ходынского поля, и предположить, что он не в курсе планов возрождения храма своего небесного покровителя на Ходынском поле, сложно. Он же сам Сергий! В своих официальных заявлениях по Ходынскому полю он храма вообще не касается, как будто церкви и авиационного прошлого на этом месте никогда не было. К тому же любой архитектор хочет оставить после себя какое то уникальное сооружение. Возрожденный храм в честь небесного покровителя, да еще в своем районе к 700-летнему юбилею преподобного Сергия, игумена земли Русской, не каждому архитектору выпадает на долю! Это лучше всякого пиара. - А вы не пытались с ним встретится лично? - Пытались и пытаемся до сих пор, но пока не получается, несмотря на то, что об этом мы уже просим на протяжение всего года. Наверное, он очень занят, хотя эта занятость не мешает ему встречатся регулярно с Лариным и его сподвижниками . - Какова же в этой истории роль Ларина? - Новый проект парка и музея современного искусства разрабатывается под инициативой Москомархитектуры при поддержке общественного движения " За Парк " . Ответственность за осуществление проекта возложена на самого Кузнецова. Но в состав совещательной группы, которая определяет отбор проектов застройки парка, вошел Олег Ларин, противник строительства храма. На телеканале " Дождь " он четко сказал, что отстоять парк и отменить в нем строительства Атриума удалось, остается сохранить парк от строительства храмового комплекса.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В монастыре был установлен общежительный устав, игуменом был назначен старец Кирилл (с 1651 года введен сан архимандрита). В конце XVI века некоторые постройки были заменены на каменные. Так, в 1581 году была сооружена трапезная с теплой церковью Рождества Богородицы. Это здание представляет собой двухэтажное каменное сооружение с глубокими подвалами. Основу ее композиции составляет одностолпный зал, покрытый сложной системой сводов с распалубками. С восточной стороны к нему примыкает небольшой бесстолпный храм, завершенный главой с многочисленными кокошниками в основании. Строительство столь значительного и совершенного в инженерно-техническом отношении здания могло быть осуществлено только на средства государевой казны. Возможно этот заказ — один из последних в правление Иоанна Васильевича, был связан с поминовением царевича Иоанна. Это подтверждается более поздним вкладом Федора Иоанновича. В 1589 году в память об отце и убиенном брате «государевой дачею» им был прислан в монастырь полиелейный колокол. В 1593 году построены двухпролетные Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом св. Феодора Стратилата — небесного покровителя царя Федора Иоанновича. Жертвуя деньги на создание церкви, государь обращался с молитвой о заступничестве к чудотворной иконе, хранившейся в монастыре. Подобно Василию III и Елене Глинской, Федор Иоаннович с царицей Ириной обращаются с молением к русским святыням о даровании престолонаследника царской чете. Вероятно, сооружение надвратной церкви в Тихвинском монастыре относится к многочисленным обетным вкладам, связанным с молением о зачатии. Каменное строительство XVI века завершилось в 1600 году сооружением на средства Бориса Годунова пяти-шатровой, трехъярусной звонницы, прообразом для которой послужила звонница Софийского собора в Новгороде. Важнейший период в истории монастыря приходится на начало XVII столетия, когда Тихвинская обитель разделила испытания, выпавшие на долю Русского государства. В 1611-1613 годах монастырь героически выдержал осаду шведских войск, оккупировавших Новгород и его окрестности. В конце мая 1613 года Тихвинский посад становится центром боевых действий. Скрывшиеся за стенами обители немногочисленные защитники героически сопротивлялись войску под командованием Делагарди. 24 июня на помощь тихвинцам пришли московские отряды Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова. Совместными усилиями, после упорной борьбы, победа была достигнута 15 сентября. Благополучный исход тихвинских событий, положивший начало освобождению всей новгородской земли, связывали с заступничеством Богоматери, чудотворная икона которой хранилась в монастыре.

http://sedmitza.ru/text/399963.html

В сент. 1619 г. И. вновь отправился в Москву для получения благословения у новоизбранного патриарха Филарета (Романова) и ходатайства об уменьшении налогов с мон-ря, чтобы можно было обеспечить содержание в Соловецкой крепости ратных людей и строительство новых укреплений в связи с угрозами нападений шведов и датчан. Прибыв в Москву незадолго до Рождества, И. и сопровождавший его келарь Александр (Булатников) били челом патриарху об освобождении Соловецкого мон-ря от уплаты 530 р. пошлин «с их соляных промыслов, и с рыбных ловель, и с волостей, и за десятую рыбу, и за тамгу, и за двинскую соляную проезжую» и т. п. Просьба была удовлетворена отчасти. Указом царя от 15 февр. 1620 г. монастырь был освобожден только от двинской проезжей пошлины за провоз соли (100 р. в год) на 5 лет. И. был принят царицей-инокиней Марфой, пожертвовавшей 100 р. на строительство церкви на Анзерском о-ве (см. Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ). Патриарх Филарет благословил И. посвятить эту церковь Св. Троице, а придел - прп. Михаилу Малеину, небесному покровителю царя. В Москве И. заказал у царского иконописца Назария Истомина икону Успения Пресв. Богородицы для местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Вероятно, этому же мастеру И. поручил написать образ Спасителя, к-рый потом также поместил в местном ряду иконостаса. Обе иконы были заказаны игуменом на свои деньги, украшены серебряными окладами с драгоценными камнями. Весной 1620 г. И. отправился из Москвы в Новгород, чтобы получить благословение новопоставленного Новгородского митр. Макария , в июле того же года вернулся на Соловки. Вскоре после возвращения И. патриарх прислал в Соловецкий монастырь 2 иконостаса и церковную утварь для храма на Анзерском о-ве. Весной 1620 г. сгорел монастырский двор в Вел. Устюге с «годовыми запасами». По челобитью И. и строителя московской службы Александра (Булатникова) 18 янв. 1621 г. монастырь был освобожден от уплаты податей на 3 года в размере 535 р. 21 алтын в год, «чтоб им в та лета было чем Соловецкой монастырь построити» (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 277 об.- 279 об. 195).

http://pravenc.ru/text/673965.html

У нас много планов. В следующем году планируем начать строительство новой привратницкой и теплого туалета для паломников. Предстоит благоустраивать монастырский некрополь, укреплять склон и сооружать уличную лестницу с ограждениями. В более отдаленных планах строительство еще одного корпуса — административного или игуменского. Там должны разместиться канцелярия, рабочий кабинет и келья настоятеля (эти помещения у нас до сих пор отсутствуют). В подвале этого корпуса планируем сделать погреб с хорошей теплоизоляцией для круглогодичного хранения овощей и других продуктов. И теперь я точно знаю: в новом корпусе нужны автономные печи! В нашем храме 1914 года постройки есть печи, и мы их топим, когда холодно или когда проблемы с электричеством, с котельной. Затем планируем ставить монастырскую стену из кирпича. — Изменилась ли жизнь в монастыре в период ограничений, связанных с пандемией? Уменьшилось ли число паломников, усматриваете ли связь между их количеством и «качеством»? — Да, такая связь, пожалуй, есть. Многие наши прихожане стали осознаннее подходить к самой возможности посещения святых мест. Людей в храме стало меньше, хотя лето прошло все же с обычным наплывом туристов. Вообще, говоря об отношении к жизни в целом, монахи обычно пессимисты: на изменения в лучшую сторону не надеются, зная, куда идет этот мир, и понимая, что нам не дано остановить это немощной рукой. Но при этом в отношении монастыря и его дальнейшей судьбы я все же оптимист. Потому что знаю: что бы ни случилось — все произойдет так, как Господу угодно, а значит, наилучшим для нас образом.   ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА У каждого полка Русской армии до революции было два дня рождения — штабной и годовой. Первый был связан с датой фактического создания подразделения, а второй — с днем почитания небесного покровителя полка. Годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка императорским Указом от 25 июня 1904 года был установлен день прославления преподобного Серафима Саровского — 19 июля (1 августа по новому стилю). Между Русско-­японской и Первой мировой войнами походная церковь располагалась на Русском острове на территории Владивостокской крепости, вмещала до восьми сотен человек. Особой святыней считался небольшой образ преподобного Серафима Саровского, подаренный императорской семьей полку, о чем свидетельствовала дарственная надпись на киоте: «Благословение полку от Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Императрицы Александры Феодоровны».

http://e-vestnik.ru/church/tihookeanskiy...

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен. В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества - кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители. Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х - начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

http://sedmitza.ru/text/789215.html

Благодаря Прп. Сергию русские князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения.  После молитвы ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 8 октября (25 сентября по ст. стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Спустя 30 лет по Преставлении преподобного Сергия, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» 5 июля 1422 года преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи духовного отца своего. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. Мощи на время поставлены были в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). Каменный храм, как место покоя преподобного Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены туда. Здесь они покоятся и по сей день.

http://pravmir.ru/den-prazdnovaniya-pres...

В одном интервью причиной непринятия некоторыми руководителями нового факультативного предмета он назвал трусость. «Трусость до потери родительского инстинкта, – убежденно сказал владыка корреспонденту и продолжил: – Ведь даже животное защищает своих детенышей, любая птица, даже совсем маленькая, защищает своих птенцов. А мы бросили своих детей на произвол торговцев наркотиками, растлителей, похитителей, изуверских сект. И при этом мы боимся не того, что наши дети гибнут, а того, что какой-то продажный журналист или правозащитник обвинит нас в нарушении прав человека, национализме и вообще непонятно в чем. И этот грех трусости лежит сегодня на всех нас». Теперь представим: какую поистине колоссальную работу нужно было проделать, какие душевные и физические силы затратить, чтобы на Рождественских чтениях в 2004 году (за семь месяцев до ухода на покой по состоянию здоровья) сообщить, что на Курской земле произошла кардинальная смена в настроении управленческого корпуса образовательных учреждений. Сегодня это общеизвестный факт: Курская епархия стала в этом вопросе первопроходцем. Вслед за ней факультативный курс «Основ православной культуры» начал вводиться в общеобразовательных школах на просторах российской земли. А владыка, уйдя на покой и созидая новый монастырь, по словам его настоятельницы игумении Елисаветы (Семеновой), сразу определил в нем место для детской воскресной школы. На начальном этапе строительства. И в конце буклета «Золотухино. Обитель двух схимников» рядом с фотографиями ребятишек приводятся его полные оптимизма слова: «..И вот, когда сегодня я знаю, что тысячи курских детей молятся о спасении своих душ, душ родных, близких, когда я читаю детские молитвенные прошения, в душе моей укрепляется надежда. Я знаю, Господь не оставил и не оставит страну нашу по молитвам этих детей. Он умягчит ожесточившиеся сердца миллионов взрослых, и они разрешат детям приходить к Господу и Спасителю своему Иисусу Христу, они не будут отлучать детей от Матери их Небесной – Пресвятой Богородицы. Они позволят им узнать о небесных покровителях и защитниках – святых нашей Церкви…»

http://pravoslavie.ru/118540.html

Древнейшее изображение преп. Антония и Феодосия Печерских. Свенская икона Богоматери около 1288 года. Спустя несколько лет, святой Антоний покинул пещеру и продолжил свой путь в Киев. Житие не говорит когда достиг святой Антоний киевских пределов. Известно лишь, что недалеко от княжеских владений в селе Берестове, на горе он выбрал себе пещеру, где и поселился. Это уединенное место вновь напомнило ему любимый Афон. Но очень скоро об отшельнике стали говорить. Молва в мгновение разнесла весть, что в пещере живет подвижник благочестия. Многие знатные люди стали приходить к нему за советами и благословением. Обращались к Антонию и киевские князья. Немало приходило к святому Антонию и тех, кто желал уподобиться его подвигу. Получая позволение, они селились рядом, выкапывая в горе себе кельи. Очень скоро это была уже целая сеть келий, соединенных между собой переходами и тоннелями. В самой большой пещере, которую монахи строили вместе, была устроена подземная церковь и трапезная. Сегодня первые появившиеся в Берестове пещеры называют Дальними, они положили начало Печерскому монастырю. Ища уединения, святой Антоний поставил над братией настоятелем преподобного Варлаама. Сам же удалился ниже по склону, на ближайший холм. Здесь он вырыл себе новую пещеру. Антоний, будто уподобляясь образу жизни своего небесного покровителя, отшельника и пустынника Антония Великого, затворился в своей келье. Но люди шли и шли. Рядом с пещерой Антония появлялись новые. Сегодня их называют Ближние пещеры. Когда число братии достигло ста человек, а по повелению князя Изяслава игумен Варлаам перешел в Дмитриевской монастырь, встал вопрос кому руководить монахами. С согласия братии, святой Антоний благословил стать настоятелем достаточно молодого и скромного инока Феодосия. Князь Изяслав, не раз прибегавший к молитвенной помощи и советам святого Антония, активно оказывал помощь монахам. Он подарил им во владение холм, выделил немалые средства для строительства большого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://foma.ru/imya-antoniy-personazh-mu...

И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7). Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться. В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9).

http://pravicon.com/info-3220

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010